Гиперактивный ребёнок. Советы психолога. Гиперактивный ребенок в школе: советы родителям

Зачастую наиболее часто встречаемой причиной гиперактивности ребенка является нехватка внимания. Своей чрезмерной подвижностью и занятостью он пытается привлечь родителей, сверстников, учителя к себе. Иногда же такой причиной может стать особенность характера человека. Однако наибольшее влияние имеют многие другие факторы: в группе риска дети, которые появились на свет через кесарево сечение, искусственники и т. д. Поэтому достаточно важно разобраться в первопричине.

Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.

Ученые доказали, что гиперактивность является диагнозом

На протяжении долгого времени данный диагноз считался лишь особенностью поведения ребенка, но совсем недавно было доказано, что это является психическим отклонением, которое нельзя исправить простыми педагогическими методиками. И если в семье есть родителям? Советы психолога помогут в этом разобраться.

Что интересно, в 1970 году были проведены исследования, которые показали: в основе данного заболевания лежат физиологические и генетические причины, и сам синдром относится не только к педагогике и психологии, но и связан с медициной.

Основные причины возникновения

  • Недостаток необходимых гормонов в организме ребенка.
  • Перенесенные заболевания и травмы.
  • Болезни матери во время беременности.
  • Любые болезни, которые перенес ребенок еще младенцем. Они могли повлиять на работу мозга.

И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте. Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?

Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.

Болезнь в зрелом возрасте

На самом деле многие взрослые люди страдают от данного заболевания, но чаще всего их попросту считают чересчур импульсивными, активными и взбалмошными. Данный синдром возникает в детстве, он еще не до конца исследован, поэтому не доказано, что оно остается и в более зрелом возрасте.

Как распознать гиперактивного ребенка

С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.

Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен. Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать. Итак, перед вами гиперактивный ребенок (1 год). Что делать родителям? Таким детям придется уделять намного больше внимания, и для достижения результатов необходимо приложить усилия.

Критичный возраст

Когда дело доходит до подготовительных занятий, ребенку также сложно сосредоточиться на одном задании: он не может усидеть на месте, довести до конца хотя бы одно дело или же сделать упражнение внимательно и сосредоточенно. Малыш делает все спустя рукава, чтобы закончить работу и приступить к чему-то новому.

Разумные советы родителям гиперактивного ребенка может дать только специалист, также как и распознать гиперактивность. Но прежде чем обратиться к профессионалу, мать и отец должны понаблюдать за своим чадом, определить, насколько чрезмерная активность и импульсивность мешает ему в обучении и построении взаимоотношений со своими сверстниками. Какие ситуации настораживают?

Основные симптомы

  1. всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи. Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему. Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.
  2. Импульсивность. На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
  3. Гиперактивность. Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду. Даже во время сна он не спокоен - постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.

Гиперактивный и активный: различия

Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия - активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам. Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.

Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.

Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.

В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.

Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.

Обучение в школе

Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет. Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок. Поэтому в адаптационный период необходимы рекомендации родителям гиперактивных детей, так как этот возраст является наиболее критическим. Можно отвести ребенка к психологу. Если у вас гиперактивный ребенок, рекомендации специалистов нужно соблюдать буквально во всем.

Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.

Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.

Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его - нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.

Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.

Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем и усваивать новый материал.

Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.

Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.

Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.

Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.

У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.

Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.

Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.

Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.

Работа в школе

В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю - так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.

Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.

Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.

Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.

Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.

Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.

С такими детьми педагогу работать очень сложно, но все же если найти правильный подход, результат будет отличным. Гиперактивные дети хорошо развиты интеллектуально, о чем свидетельствует множество тестов, но им сложно справляться со своим темпераментом.

У нас гиперактивный ребенок, что делать? С такой проблемой нередко приходят родители на прием к педиатру, невропатологу или психологу. «Лекарство» существует!

Такие дети обращают на себя внимание сразу

Вряд ли можно не заметить гиперактивного малютку и его уставшую, нервную маму на улице.

  • карапуз носится со скоростью гоночного автомобиля,
  • все время норовит куда-нибудь залезть или вскарабкаться,
  • хаотично хватает и разбрасывает во все стороны разные предметы,
  • движения гиперактивного малыша нескоординированные, и он при беге может споткнуться и упасть, причинив себе немалый вред.

О гиперактивности ребенка в первую очередь свидетельствует его активные хаотичные действия, неадекватные ситуации
Такой маме едва ли кто-то позавидует: если ей удается поймать свое неугомонное чадо и остановить, то он яростно вырвется и снова понесется как вихрь в никуда…

Родителям бывает весьма утомительно жить и общаться с гиперактивным ребенком.

Его повышенная двигательная активность, неуправляемость, «глухота» к просьбам, увещеваниям и замечаниям, конечно же, может измотать даже самых устойчивых родителей.

Как результат: такого ребенка пытаются ограничить в движении, бегая вслед за ним и крича вдогонку: «Не бегай, споткнешься и упадешь! Не трогай, это не твое! Туда не лезь! Не ломай!» …список можно продолжать до бесконечности.

Также такие дети часто подвергаются деструктивной критике.

Гиперактивность или высокая физическая активность

Строго говоря, диагноз «гиперактивность» ставят, когда у ребенка уже достаточно развита речь, то есть в 2-3 года. В этом случае ему нужна комплексная помощь: и медицинская, и психологическая.

Корректировать симптомы повышенной возбудимости у грудничков позволяют
  • массаж,
  • успокаивающие ванночки,
  • мягкие (только по назначению педиатра или невропатолога!) успокоительные средства.

Если же ребенок старше 2-ух лет, важно установить, идет ли речь о подвижности, возбудимости, высокой отвлекаемости, которую иногда в быту принято называть гиперактивностью, или собственно синдроме дефицита внимания – как правило, явлении наследственном, предполагающем помощь врача.

Ошибочка вышла, родители

К сожалению, многие родители, не желающие найти время для дополнительного изучения литературы про гипереактивного ребенка и что делать, чтобы направить энергию своего чада в нужное русло, даже не догадываются, что:

  • такие дети не восприимчивы к жестким запретам, критике и даже наказанию,
  • их нельзя подгонять и торопить.

Немаловажно знать, что, если уставшие родители выходят из себя, не в состоянии контролировать свои эмоции, то неизбежно вызывают ухудшение поведения гиперактивного ребенка и его еще большую «глухоту». Получается замкнутый круг, вырваться из которого все же можно.

И, конечно же, стоит помнить, что нельзя запрещать гипереактивному крохе двигаться, так как неиссякаемая энергия, «не выпущенная на волю», может вылиться в истерику, капризы и слезы.

Гиперактивные дети очень чутко реагируют на одобрение и похвалу. Поэтому родителям стоит убрать жесткие запреты и, глядя малышу в глаза, спокойным тоном, очень мягко, заменять их альтернативным решением.

Более того, если такого ребенка ограничивать в движениях, опасаясь, что чрезмерная активность будет способствовать травматизму, это может стать предпосылкой для развития в будущем болезней опорно-двигательного аппарата и суставов.

Свободу деточке

Необходимо постоянно способствовать тому, чтобы кроха имел возможность выплеснуть свою энергию. С малышом следует играть, бегать, заниматься совместно плаванием. Ведь разумнее постоянно помогать непоседе, тем самым подстраховывая его и держа все время в поле зрения.

Важно предоставить «гиперу» как можно больше физической активности. Природа щедро поощряет у ребенка его стремление к движению, так необходимое ему для полноценного физического, умственного развития и иммунитета. Помимо этого ребенок от физической активности получает положительные эмоции, ведь при прыжках, беге у малыша выделяются гормоны счастья – эндорфины.

Движение активизирует мыслительную деятельность, а позвоночнику не дает «ржаветь», вследствие чего он становится подвижным и гибким. Поэтому пусть гиперактивный ребенок (да и любой другой) резвится, прыгает и бегает на прогулке, сбрасывая отрицательную энергию, а по пришествию домой или отдыхает.

Четыре стены – это приговор

Если родители понимают, что чем больше их гиперактивное чадо проводит на детской площадке, тем лучше для его развития и микроклимата в семье, то в непогожие дни и с наступлением холодов в их глазах читается паника.

Что делать с гиперактивным ребенком в малогабаритной квартире

Польза от занятий в спортивном уголке для малыша очевидна, а найти место для детского спортивного комплекса можно практически в любой квартире

Ответ прост: необходимо обустроить детскую комнату (ну или любую другую комнату, где есть место) специальным малогабаритным комплексом простейших гимнастических снарядов, которые легко установить даже в маленькой однокомнатной квартире.

Занятия на спорткомплексе разовьют у малыша координацию движения, ловкость, силу и гибкость, что весьма важно для «гиперов», так как они в большинстве случаев неуклюжи, моторно неловки, на что-то постоянно натыкаются, задевают предметы и падают на ровном месте.

«Маленький шустрик» сможет не только «разрядиться» при занятиях на таком спорткомплексе, но и получит возможность посоревноваться с мамой и папой, что создаст хороший эмоциональный контакт между ребенком и родителями.

Физкультура – панацея для гиперактивных

Физические упражнения успокаивающе воздействуют на нервную систему гиперактивного ребенка, помогают восстановить у него поведенческие реакции, выработать правильную координацию движения.

Поэтому, если поблизости есть центр раннего развития, где проводится гимнастика с опытным преподавателем, и есть финансовые возможности для посещений таких заведений, то ребенка следует водить туда, начиная с самого раннего возраста.

Если таких возможностей нет, то родителям на помощь в занятиях с их «вечными двигателями» придет увлекательная и развивающая игра под названием «Сказки на фитболе». О том, как ее организовать, читайте ниже.

Гиперактивным малышам старше 3-х лет следует подобрать детские спортивные секции. Ребенку пойдут на пользу строгий тренер, требующий соблюдать дисциплину на занятиях. При этом не будем забывать про авторитет у маленького ребенка сильного и крепкого тренера.

Закаляйся, если хочешь быть здоров

Для гиперактивных малышей в физическом развитии очень важны не только подвижные игры на улице, но и утренняя зарядка и закаливание. Нелишним здесь будет папе принимать активное участие.

Огромное значение для эффективности закаливания имеет положительный настрой ребенка

Необходимость сразу же после пробуждения приступать к гимнастике и закаливанию, которые вскоре воспитают у неугомонных малышей последовательность в своих действиях, настойчивость, дисциплину и волю.

При помощи утренних подвижных игр и физических упражнений можно повысить гормон мелатонин – биологически активное вещество, управляющее биоритмами роста и развития, глубиной сна, обменом веществ и даже адаптацией к стрессовым ситуациям, переменам погоды и новой обстановке (к примеру, посещению детского сада).

Так как гиперактивный ребенок отличается повышенной нервной возбудимостью, то при закаливании нужно использовать только щадящие приемы, не имеющие ограничений и противопоказаний.

Можно начать с водных процедур, куда входят
  • обливание рук прохладной водой,
  • криомассаж стоп,
  • контрастное обливание ног,
  • обтирание тела влажным махровым полотенцем.

Огромную пользу для маленьких «ураганчиков» принесет умывание лица. Научно доказано, что раздражение кожных зон лица нормализует процессы торможения и возбуждения центральной нервной системы.

Последовательность тонизирующего умывания лица

В первые разы при проведении процедуры температура воды должна составлять +28°C. Через каждые 1-2 дня следует снижать температуру на 1-2 градуса, доведя до конечной отметки в 18-20°C.

По всем правилам такое умывание следует начинать с середины нижней челюсти. При этом ладони, наполненные водой, должны скользить от подбородка к ушам. После следует перейти к умыванию лба – от середины к вискам, затем – от крыльев носа и уголков рта к вискам.

Такую процедуру следует повторить 3-4 раза, каждый раз, вновь наполняя ладони водой. В конце закаливающей процедуры нужно похлопать малыша по щечкам.

Продолжительность такого закаливания составит 1-2 минуты.

Уникальная методика “Сказки на фитболе”

Благодаря этой увлекательной ритмичной игре малыш и взрослые получают массу приятных впечатлений. Наигравшись вдоволь и получив заряд положительных эмоций, «мини-батарейка» продолжит длительное время играть один со своими игрушками, в то время как родители смогут немного отдохнуть от шалостей своего «ураганчика».

Необходимый инвентарь

  • Гимнастическая палка/длинная указка с тупым наконечником или легкие тряпичные мячики/массажные мячики с пупурышками.
  • Подобранная подходящая музыка (песни из сказок, мультфильмов, классические произведения для малышей, песни Шаинского или Крылатова; например, «Антошка», «Пластилиновая ворона» и т.д)
  • 3 карточки с названием персонажей из той песни, которую включаем.

Практическая реализация: для изготовления карточек необходим лист бумаги формата А4 с распечатанными персонажами из песни (можно приобрести в книжных магазинах уже готовые картонные экземпляры) и красный маркер для надписи названий.

3 основных правила этой игры

  1. Выбранная сказка или песня должна быть простой, понятной, хорошо знакомой крохе. Важно, чтобы она вызывала у малыша эмоциональную отзывчивость. Даже будет лучше, если «батарейка» выберет сам свою любимую песню/сказку.
  2. Желательно, чтобы малыш был знаком с персонажами или перед началом занятий рассмотрел картинки с их изображением. Начинать нужно с простых, немногосложных слов, легких для произнесения, постепенно переходя к более сложным.
  3. Первые занятия должны быть очень легкими и короткими (продолжительность – 30 секунд), чтобы ребенок мог успешно справляться, так как ему еще очень тяжело сосредоточиться.

Сказка начинается

Вместо обычного фитбола можно использовать надувную игрушку-попрыгун в виде животного

Для начала нужно выбрать просторное помещение и разместить карточки с персонажами при помощи скотча на стене на уровне глаз сидящего на фитболе малыша.

Еще лучше будет разместить их на зеркальном шкафу-купе. Тогда можно будет наблюдать за реакцией карапуза на эту гимнастику и погримасничать вместе с ним, что сформирует у крохи навык подражания, который является основой для всей последующей интеллектуальной деятельности.

После этого следует сесть с «энерджайзером» на фитбол напротив карточек, включить музыку, начать прыгать и знакомиться с новой увлекательной информацией.

К примеру, можно поставить песенку из мультфильма «Голубой вагон». В тот момент, когда в песне поется «голубой вагон бежит, качается» – нужно показывать на соответствующую картинку гимнастической палкой, четко произнеся/подпевая «вагон», и стараясь при этом выразительно и эмоционально подражать «чух-чух» и т.д. Для одного занятия вначале достаточно 3-х карточек, но их надо повторить 2-3 раза.

На следующее утро следует вначале обязательно повторить старые карточки и предъявить крохе 3 новые. Таким образом, можно изучать не только существительные, но и прилагательные (к примеру, голубой) и глаголы (бежит, качается) в одной песенке.

Можно показывать нужных персонажей, попадая по карточкам легкими мячиками. Такое действие усилит запоминание и разовьет координацию движения малыша. Помимо этого легкие мячики с пупырышками – идеальный инструмент для незаметного массажа кончиков пальцев. Малыш постарше, усвоивший азы «науки», может и сам самостоятельно усаживаться на фитбол и заниматься гимнастикой.

В этой методике сочетание движений, музыки, использование название персонажей и полезных слов даст огромный стимул для запоминания материала. Также во время пения и прослушивания музыки будет формироваться правильный фонетический слух ребенка.

Помимо этого благодаря хорошей и разной музыке у гиперактивного малыша будет происходить становление эстетического вкуса и собственного мнения. Научившись воспринимать информацию «на слух», гиперактивным детям легче будет усваивать иностранные языки, писать изложения и школьные диктанты, запоминать лекции преподавателей.

Травушки-муравушки

Очень полезными для гиперактивных детей будут детские чаи с ромашкой, а также ванночки с отваром лепестков ромашки. Поэтому вместо соков лучше приучать ребенка пить по утрам и вечерам ромашковый чай.

Желаем родителям гиперактивных детей терпения и понимания потребностей своих маленьких «пропеллеров»!

В этом видеосюжете специалисты подскажут вам, как отличить обычную детскую активность от поведения, выходящего за пределы нормы. А также познакомят вас с основными правилами ежедневного общения с гиперактивным ребенком.

Глядя на своего ребенка, вы невольно сравниваете его с тем самым зайцем – «энерджайзером» из рекламы батареек? Значит, вы – мама гиперактивного ребенка.

Гиперактивный ребенок – ни диагноз, ни приговор, всего лишь состояние чрезмерной активности, эмоционального перевозбуждения, которое не требует никакого лечения и медицинского вмешательства.

Это состояние свойственно слишком эмоциональным детям со слабой нервной системой.

  • Он не способен подолгу акцентировать внимание на чем-то конкретном
  • Он неусидчив, постоянно переключается между занятиями, играми
  • В разговоре с ребенком может сложиться впечатление, что он вас не слышит, не желает слышать
  • Его легко отвлечь от занятия даже легким посторонним шумом, ему свойственна отвлекаемость
  • Он постоянно в движении, часто меняет месторасположение, много бегает, прыгает, не уставая при этом
  • Ему чуждо спокойное, размеренное времяпрепровождение, его не заставить подолгу читать книгу или рисовать
  • Выкрики, громкие звуки где бы то ни было, нетерпимость очередей и томительных ожиданий
  • Беспокойный сон

Вышеперечисленная характеристика гиперактивного ребенка отнюдь не исчерпывающая, все сугубо индивидуально в случае с каждым конкретным ребенком.

Работа с гиперактивными детьми в детском саду

Гиперактивность у детей начинает проявляться к 2 – 3 годам, именно в этом возрасте важно социализировать такого ребенка, например, оформить его в детский сад или водить на занятия в частные центры детского дополнительного образования.

В каждой группе детского сада всегда есть 1 – 2 гиперактивных ребят, за которыми должен осуществляться особый присмотр, такие детки не должны ощущать на себе недостаток внимания со стороны взрослых.

Работа с такими детьми в детском саду ведется группой педагогов: воспитателем, логопедом, психологом. Гиперактивный ребенок нуждается в постоянном контроле и координации деятельности, он импульсивен, чрезмерно активен, зачастую может быть инициатором агрессии, стычек с другими детьми.

Для гиперактивного малыша очень важен психологический климат, как в семье, так и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду.

По отношению к ребенку не должно применяться никакой физической силы, каким бы плохим не был его проступок или оплошность.

Гиперактивный ребенок в течение дня должен максимально растратить свой энергетический потенциал, поэтому нельзя наказывать ребенка ограничением двигательной активности, все равно, вытерпев наказание он продолжит активно выплескивать энергию, возможно, даже с большей силой из – за перевозбуждения.

Для гиперактивного малыша в детском саду должен быть особый, щадящий режим дня.

Возможно, такого ребенка придется раньше забирать из садика, но лучше будет сократить его будни, добавив лишний выходной в домашней обстановке в окружении семьи.

Работа с гиперактивными детьми в начальной школе

Работа с гиперактивными детьми в начальной школе продолжается классным руководителем, воспитателем группы продленного дня, а также школьным психологом.

В начальной школе, получая азы письма, чтения и счета, важно привить ребенку усидчивость, развить в нем терпимость, сдержанность, отточить выдержку.

Все это поможет ребенку не только социализироваться в коллективе, но и получить фундаментальные знания, основы его будущего кругозора, интеллектуального потенциала.

Классный руководитель, воспитатели группы продленного дня являются квалифицированными специалистами, оказывают колоссальную помощь в воспитании гиперактивного ребенка, но они не волшебники.

В первую очередь сами родители заинтересованы в том, чтобы помочь ребенку справиться с эмоциональными всплесками, возможными вспышками агрессии, гипервозбуждения, привить моральную стойкость, выдержку.

Для этого важно постоянно одаривать вниманием гиперактивного ребенка, находить ему увлекательные занятия, развивать таланты, способности, помочь выбрать хобби, чтобы заполнить его свободное время.

Советы родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка

  • Оградите ребенка от излишней психологической нагрузки, агрессии, насилия в любом их проявлении. Окружите его теплой, уютной, спокойной атмосферой.
  • Не ограничивайте двигательную активность ребенка, тем более под видом наказания. Так вы не только не проучите его за проступок, но и спровоцируете новую вспышку агрессии.
  • Увлекайте, придумывайте, изощряйтесь в способах отвлечь ребенка от беготни и шалостей, старайтесь направить его колоссальную энергию в благое русло. Существует множество специальных игр, упражнений, разработанных компетентными психологами, специально для гиперактивных деток.
  • Работа с гиперактивными детьми – тяжелый, кропотливый труд. Наберитесь терпения, ведь именно вы, родители, показываете первоочередной пример поведения, являетесь объектами для подражания детям. Демонстрируйте свои лучшие качества, избегайте конфликтов, резких фраз, громких тонов речи как в общении с самим ребенком, так и в общении друг с другом.
  • Еще одна сложность для родителей – как уложить гиперактивного ребенка спать. Сначала искупайте ребенка, позвольте ему побарахтаться в теплой воде, можете добавить в ванную несколько капель эфирного лавандового масла, оно расслабит ребенка, настроит на сон.

Сделайте ребенку массаж, рассказывая при этом сказку полушепотом. Не заставляйте ребенка ложиться спать насильно, так вы только спровоцируете его на негативные эмоции, что помешает ему уснуть.

Гиперактивный ребенок – не приговор, это прекрасные, активные человечки, которых нужно тщательнее оберегать, уделять им большее количество времени и не позволять чувствовать себя одинокими. Эту энергию можно и нужно направлять в благое русло для его благополучия и собственного спокойствия.

Гиперактивный ребенок – это малыш, страдающий чрезмерной двигательной подвижностью. Ранее наличие гиперактивности в анамнезе малыша считалась патологическим минимальным расстройством функций психики. Сегодня гиперактивность у ребенка относят к самостоятельному недугу, который носит название синдром. Характеризуется она увеличенной двигательной активностью детей, неусидчивостью, легкой отвлекаемостью, импульсивностью. Одновременно с этим у индивидуумов с высоким уровнем активности отмечается уровень интеллектуального развития, отвечающий их возрастной норме, а у некоторых , даже выше нормы. Первичные симптомы повышенной активности реже встречаются у девочек и начинают обнаруживаться уже на раннем возрастном этапе. Данное нарушение считается довольно распространенным расстройством поведенческо-эмоционального аспекта психических функций. Дети с синдромом чрезмерной активности заметны сразу в окружении остальных малышей. Такие крохи не могут спокойно усидеть ни минуты на одном месте, они постоянно двигаются, редко доводят дела до окончания. Симптомы гиперактивности наблюдаются практически у 5% детского народонаселения.

Признаки гиперактивного ребенка

Поставить диагноз гиперактивность у ребенка возможно только после длительного наблюдения специалистами за детским поведением. Некоторые проявления повышенной активности можно заметить у большинства детей. Поэтому так важно знать признаки гиперактивности, главным из которых является невозможность концентрации внимания длительное время на одном явлении. При обнаружении данного признака нужно учитывать возрастную принадлежность малыша, так как на различных этапах детского развития неспособность сосредоточить внимание проявляется неодинаково.

Ребенок, страдающий повышенной активности чересчур неусидчив, он постоянно ерзает или мечется, бегает. Если малыш находится в постоянном бесцельном движении и у него наблюдается неспособность концентрации внимания, то можно говорить о гиперактивности. Также действия малыша с повышенной активностью должны обладать некой долей взбалмошности и бесстрашием.

К признакам гиперактивного ребенка относят неумение соединять слова в предложения, устойчивое желание брать все в руки, незаинтересованность в прослушивании детских сказок, неспособность ожидать своей очереди.

У гиперактивных детей отмечается снижение аппетита наряду с повышенным чувством жажды. Таких малышей тяжело уложить спать, как в дневное время, так и в ночное. Дети постарше с синдромом повышенной активности страдают . Они остро реагируют на совершенно обычные ситуации. Наряду с этим их довольно сложно утешить и успокоить. Дети с данным синдромом чрезмерно обидчивы и довольно раздражительны.

К явным предвестникам гиперактивности в раннем возрастном периоде можно отнести нарушения сна и понижение аппетита, низкую прибавку в весе, беспокойство и повышенную возбудимость. Однако нужно учитывать, что всем перечисленным признакам могут быть и другие причины, не связанные с гиперактивностью.

В принципе, психиатры считают, что диагноз повышенная активность можно поставить малышам только после преодоления ими возраста 5 или 6 лет. В школьном периоде становятся более заметными и выраженными проявления гиперактивности.

В обучении ребенок с гиперактивностью характеризуется неумением работать в коллективе, наличием сложностей с пересказом текстовой информации и сочинением рассказов. Межличностные взаимоотношения с ровесниками не складываются.

Гиперактивный ребенок нередко проявляет в отношении окружения. Он склонен не выполнять учительские требования на уроках, отличается неусидчивостью на занятиях и неудовлетворительным поведением, часто не выполняет домашние задания, одним словом, такой малыш не подчиняется установленным правилам.

Гиперактивные малыши, в большинстве случаев, чересчур болтливы и крайне неловки. У таких детей, обычно, все выпадает с рук, они все задевают или обо все ударяются. Более выраженные трудности наблюдаются в мелкой моторике. Таким деткам тяжело самостоятельно застигнуть пуговицы или завязать себе шнурки. У них обычно некрасивый почерк.

Гиперактивного ребенка в общих чертах можно описать как непоследовательного, нелогичного, неусидчивого, рассеянного, непослушного, упрямого, неряшливого, неуклюжего. На старшем возрастном этапе неусидчивость и взбалмошность, обычно, уходят, но невозможность концентрации внимания остается, иногда на всю жизнь.

В связи с вышесказанным к постановке диагноза повышенной детской активности следует относиться с осторожностью. Также нужно понимать, что даже если у малыша и существует в анамнезе диагноз гиперактивность, то это не делает его плохим.

Гиперактивный ребенок – что делать

Родители гиперактивного ребенка должны, в первую очередь, обратиться к специалистам для установления причины возникновения данного синдрома. Такими причинами может быть генетическая предрасположенность, другими словами, наследственные факторы, причины социально-психологического характера, например, климат в семье, условия проживания в ней и т.д., биологические факторы, к которым относят различные поражения головного мозга. В случаях, когда после установления причины, спровоцировавшей появление гиперактивности у ребенка, назначается соответственное лечение терапевтом, такое как массаж, соблюдение режима, прием медикаментозных средств, его необходимо выполнять неукоснительно.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми, в первый черед, должна вестись родителями малышей, и начинается она с создания вокруг крох спокойной, благоприятной обстановки, так как любые расхождения в семье или громкие выяснения отношений только «заряжают» их отрицательными эмоциями. Любое взаимодействие с такими малышами, а в частности, коммуникативное, должно быть спокойным, мягким, ввиду того, что они крайне восприимчивы к эмоциональному состоянию и настроению близких, особенно родителей. Всем взрослым членам семейных отношений рекомендуется следовать единой модели поведения в воспитании чада.

Все действия взрослых в отношении гиперактивных детей должны быть направлены на выработку у них навыков самоорганизации, снятие расторможенности, формирование уважения к окружающим индивидам и обучение принятым нормам поведения.

Эффективным способом, побеждающим трудности самоорганизации, считается развешивание в помещении специальных листовок-памяток. С этой целью следует определить два наиболее важных и максимально серьезных дела, которые кроха сможет успешно совершить на протяжении светового дня, и написать их на листках. Такие листки следует вывесить на так называемой доске объявлений, например, в детской комнате или на холодильнике. Информацию можно отображать не только посредством письменной речи, но и при помощи образных рисунков, символьных изображений. К примеру, если малышу следует вымыть посуду, то можно нарисовать грязную тарелку или ложку. После того, как кроха выполнит поставленное поручение, он должен на листке-памятке напротив соответствующего поручения сделать специальную пометку.

Еще одним способом выработки навыков самоорганизации является использование цветовой маркировки. Так, например, для занятий в школе можно завести определенных цветов тетради, которые школьнику в дальнейшем будет проще отыскивать. С целью обучения ребенка наведению порядка в помещении также помогают разноцветные обозначения. Например, на ящики для игрушек, одежды тетрадей прикрепить различные по цветовой гамме листочки. Листы для маркировки должны быть большого размера, хорошо заметны и иметь различные рисунки, которые будут изображать содержимое ящиков.

В младшем школьном периоде занятия с гиперактивными детьми, главным образом, должны быть целеенаправлены на развитие внимания, выработку произвольной регуляции, тренировать формирование психомоторных функций. Также терапевтические методы должны охватывать отработку конкретных умений взаимодействия с ровесниками и взрослыми лицами. Первоначальная коррекционная работа с чрезмерно активным крохой должна происходить индивидуально. На данной стадии коррекционного воздействия необходимо обучить маленького индивида слушать, понимать инструкции психолога или другого взрослого и проговаривать их громко, выражать самостоятельно во время занятий правила поведения и нормы выполнения конкретного задания. Также желательно на этой стадии выработать вместе с крохой порядок поощрений и систему наказаний, которые впоследствии помогут ему приспосабливаться в коллективе ровесников. Следующая стадия предусматривает вовлечение чрезмерно активного малыша в коллективную деятельность и тоже должна реализовываться постепенно. Сначала ребенка необходимо вовлекать в игровой процесс иди в работу с небольшой группой детей, а затем его можно приглашать участвовать в групповых занятиях, которые предусматривают большое количество участников. В противном случае при несоблюдении такой последовательности малыш может перевозбудиться, что вызовет потерю контроля поведения, общее переутомление и дефицит активного внимания.

В школе также довольно не просто работать с чрезмерно активными детьми, однако и такие дети обладают своими привлекательными чертами.

Гиперактивные дети в школе характеризуются свежей спонтанной реакцией, они легко воодушевляются, всегда охотно помогают педагогам и другим ровесникам. Гиперактивные малыши совершенно незлопамятны, они выносливее сверстников, сравнительно реже одноклассников склонны к заболеваниям. У них нередко очень богатая фантазия. Поэтому педагогам рекомендуется для выбора грамотной стратегии поведения с такими малышами постараться понять их мотивы и определить модель взаимодействия.

Так, практическим путем было доказано, что развитие двигательной системы малышей оказывает интенсивное воздействие на их всестороннее развитие, а именно, на формирование зрительной, слуховой и тактильной анализаторных систем, речевых способностей, . Поэтому занятия с гиперактивными детьми непременно должны содержать в себе двигательную коррекцию.

Работа с гиперактивными детьми

Три ключевых направления предполагает работа психолога с гиперактивными детьми, а именно формирование функций психики, которые являются отстающими у таких малышей (контроля над движениями и поведением, внимания), отработку конкретных способностей взаимодействия с ровесниками и взрослым окружением, работу с гневом.

Такая коррекционная работа происходит постепенно и начинается с отработки какой-то одной функции. Так как гиперактивный малыш физически не в состоянии продолжительное время слушать педагога с одинаковым вниманием, сдерживать импульсивность и спокойно сидеть. После того, как были достигнуты устойчивые положительные итоги, следует переходить к одновременной тренировке двух функций, например, недостаток внимания и поведенческий контроль. На последнем этапе можно вводить занятия, направленные на развитие всех трех функций одновременно.

Работа психолога с гиперактивным ребенком начинается с персональных занятий, затем следует переходить к упражнениям в малых группах, постепенно подключая все большее количество детей. Поскольку индивидуальные особенности малышей с чрезмерной активностью мешают им сосредоточиться, когда рядом много ровесников.

Кроме этого, все занятия должны происходить в эмоционально приемлемой для малышей форме. Наиболее привлекательными для них являются занятия в форме игры. Особого внимания и подхода требует гиперактивный ребенок в саду. Так как с появлением такого малыша в дошкольном учреждении возникает множество проблем, решение которых ложится на воспитателей. Им необходимо направлять все действия крохи, а системе запретов должны сопутствовать альтернативные предложения. Игровую деятельность следует направлять на снятие напряжения, понижение , формирование способности сосредотачивать внимание.

Гиперактивный ребенок в саду довольно тяжело выдерживает тихий час. Если малыш не в состоянии утихомириться и уснуть, то воспитателю рекомендуется сесть рядом и ласково поговорить с ним, гладя по голове. Вследствие чего мышечное напряжение и эмоциональное возбуждение будут снижаться. Со временем такой малыш привыкнет к тихому часу, и после него будет ощущать себя отдохнувшим и менее импульсивным. При взаимодействии с чрезмерно активной крохой довольно эффективным воздействием обладают эмоциональное взаимодействие и тактильный контакт.

Гиперактивные дети в школе также требуют особого подхода. В первый черед необходимо у них повышать учебную мотивацию. С этой целью можно применять нетрадиционные формы коррекционной работы, например, использовать обучение малышей более старшими учащимися. Старшие школьники выступают как бы инструкторами и могут обучать искусству оригами или бисероплетению. Кроме этого учебный процесс должен быть ориентирован на психофизиологические особенности учащихся. Так, например, необходимо сменять виды деятельности, если ребенок утомился, или воплощать в жизнь его двигательную потребность.

Педагогам необходимо принимать во внимание неординарность расстройств у ребят с гиперактивным поведением. Часто они мешают нормально проводить занятия, поскольку им тяжело дается контроль и управление собственным поведением, их всегда что-то отвлекает, они более возбуждены в сравнении с ровесниками.

В ходе школьного обучения, особенно вначале, детям с чрезмерной активностью довольно сложно выполнять учебное задание и быть аккуратным одновременно. Поэтому педагогам рекомендуется снижать требования к аккуратности у таких детей, что в дальнейшем поспособствует выработке у них чувства успеха, повышения самооценивания, следствием которых будет рост учебной мотивации.

Очень важным в коррекционном воздействии является работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на объяснение взрослым особенностей малыша с чрезмерной активностью, их обучение вербальному и неречевому взаимодействию с собственными чадами, выработку единой стратегии воспитательного поведения.

Психологически устойчивая ситуация и спокойный микроклимат в семейных связях являются ключевыми составляющими здоровья и благополучного развития любого малыша. Именно поэтому необходимо, в первый черед, родителям уделить внимание обстановке, окружающей кроху дома, а также в школьном или дошкольном учреждении.

Родители гиперактивного ребенка должны наблюдать за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Поэтому не рекомендуется превышать необходимую нагрузку. Переутомление ведет к детским капризам, раздражительности и ухудшению их поведения. Для того чтобы у крохи не наступило перевозбуждение важно соблюдать определенный распорядок дня, в котором обязательно отведено время на дневной сон, подвижные игры заменены спокойными играми или прогулками и т.д.

Также родителям следует запомнить, что чем меньше они делают замечаний своему гиперактивному чаду, тем лучше будет для него. Если взрослым не нравится детское поведение, то лучше постараться их чем-то отвлечь. Нужно понимать, что число запретов должно соответствовать возрастному периоду.

Для гиперактивного ребенка очень необходима похвала, поэтому хвалить его нужно стараться как можно чаще. Однако, при этом, не следует чересчур эмоционально это делать, чтобы не спровоцировать перевозбуждение. Также следует стараться, чтобы просьба адресованная ребенку, не несла за собой одновременно несколько указаний. При беседе с малышом рекомендуется смотреть ему в глаза.

Для правильного формирования мелкой моторики и всесторонней организации движений следует детей с высокой активностью вовлекать в занятия хореографией, различными видами танцев, плаванием, теннисом или каратэ. Необходимо привлекать крох к играм подвижного характера и спортивной направленности. Они должны учиться понимать цели игры и подчиняться ее правилам, а также пытаться планировать игру.

Воспитывая ребенка с высокой активностью не нужно перегибать, другими словами родителям рекомендуется в поведении придерживаться как бы средней позиции: не следует проявлять излишнюю мягкость, но также нужно избегать и завышенных требований, которые дети не в состоянии осуществить, совмещая их с наказаниями. Негативным воздействием на малышей обладает постоянная смена наказаний и настроений родителей.

Родителям следует не жалеть ни сил, ни времени на формирование и выработку у малышей послушания, аккуратности, самоорганизации, на развитие ответственности за собственные деяния и поведение, способности планировать, организовывать и доводить до завершения начатое.

Для улучшения концентрации внимания в ходе выполнения уроков или других заданий следует по возможности исключить все раздражающие и отвлекающие малыша факторы. Поэтому ребенку нужно выделить тихое место, в котором он сможет сосредоточиться на уроках или другой деятельности. В процессе выполнения домашних уроков родителям рекомендуется периодически заглядывать к малышу, чтобы проверить выполняет ли он задания. Также нужно предоставлять небольшой перерыв каждые 15 или 20 минут. Обсуждать с дитем его поступки и поведение следует в спокойной и благожелательной форме.

Кроме всего вышеперечисленного, коррекционная работа с гиперактивными детьми заключается и в повышении самооценки у них, приобретении уверенности в собственном потенциале. Родители могут это совершить при помощи обучения детей новым навыкам, умениям. Также успехи в учебе или какие-либо достижения в повседневной жизни способствуют росту самооценки у малышей.

Ребенок с повышенной активностью характеризуется чрезмерной чувствительностью, он неадекватно реагирует на любые замечания, запреты или нотации. Поэтому детям, страдающим избыточной активностью, больше других необходима душевная теплота близких лиц, забота, понимание и любовь.

Также существует множество игр, направленных на овладение гиперактивными детьми навыков контроля и обучение управлению собственными эмоциями, действиями, поведением, вниманием.

Игры для гиперактивных детей являются максимально эффективным способом выработки умения концентрировать внимание и способствуют снятию расторможенности.

Часто родственники детей с повышенной активностью испытывают множество трудностей в процессе воспитательных действий. Вследствие чего многие из них при помощи жестких мер воюют с так называемым детским непослушанием или, наоборот, отчаявшись, «махнули рукой» на их поведение, тем самым предоставив полную свободу действий своим чадам. Поэтому работа с родителями гиперактивного ребенка, прежде всего, должна включать обогащение эмоционального опыта такого ребенка, помощь ему в овладении элементарными умениями , что способствует сглаживанию проявлений чрезмерной активности и тем самым ведет к изменению взаимоотношений с близкими взрослыми.

Лечение гиперактивного ребенка

Сегодня остро встал вопрос по поводу необходимости лечение синдрома гиперактивности. Многие терапевты уверены, что гиперактивность является психологическим состоянием, которое должно подвергаться коррекционному воздействию для дальнейшей адаптации детей к жизнедеятельности в коллективе, а другие – против медикаментозной терапии. Отрицательное отношение к лечению лекарственными препаратами является следствием использования в некоторых странах с этой целью препаратов-психотропов амфетаминового ряда.

В бывших странах СНГ для лечения применяется лекарственное средство Атомоксетин, который не относится к психотропным препаратам, но также обладает рядом побочных действий и противопоказаний. Эффект от приема данного препарата становится заметным уже после четырех месяцев терапии. Выбрав медикаментозное вмешательство в качестве средства борьбы с гиперактивностью, следует понимать, что любые препараты направлены исключительно на ликвидацию симптомов, а не на причины заболевания. Поэтому эффективность такого вмешательства будет зависеть от интенсивности проявлений. Но все же медикаментозное лечение гиперактивного ребенка следует применять исключительно в самых сложных случаях. Так как оно нередко может навредить ребенку, вследствие того, что имеет огромное количество побочных эффектов. Сегодня самыми щадящими медикаментозными средствами являются гомеопатические препараты, поскольку они не оказывают такого сильного влияния на деятельность нервной системы. Однако прием таких препаратов требует терпения, так как эффект от них наступает только после накопления в организме.

Также успешно применяется немедикаментозная терапия, которая должна быть комплексной и разработанной индивидуально для каждого малыша. Обычно такая терапия содержит в себе массаж, мануальное воздействие на позвоночник и лечебную физкультуру. Эффективность таких средств наблюдается практически у половины пациентов. Недостатками немедикаментозной терапии считается необходимость индивидуального подхода, что практически невозможно в условиях организации современного здравоохранения, огромных денежных затрат, необходимость постоянной коррекции терапии, недостаток квалифицированных специалистов и ограниченная эффективность.

Лечение гиперактивного ребенка предполагает также использование и других методов, например, использование методики биологической обратной связи. Так, например, методика биологически обратной связи полностью не заменяет лечение, однако способствует снижению и корректировке доз препаратов. Данная методика относится к поведенческой терапии и основывается на использовании скрытого потенциала организма. Ключевая задача этой методики предполагает формирование навыков и овладение ими. Методика биологической обратной связи относится к современным направлениям. Ее эффективность заключается в улучшении способности малышей планировать собственную деятельность и осознавать последствия непозволительного поведения. К недостаткам следует отнести недоступность для большинства семей и невозможность получения действенных результатов при наличии травм, смещении позвонков и других заболеваний.

Бихевиоральная терапия также довольно успешно используется для коррекционного воздействия гиперактивности. Отличие подхода специалистов по от подхода последователей других направлений лежит в том, что первые не стремятся понять причины явления или предсказать их последствия, в то время как вторые занимаются поиском истоков проблем. Бихевиористы работают непосредственно с поведением. Они положительно подкрепляют так называемое «правильное» или нужное поведение и отрицательно подкрепляют «неправильное» или неподходящее. Другими словами, вырабатывают у пациентов своеобразный рефлекс. Эффективность данного метода наблюдается практически в 60% случаев и зависит от выраженности симптомов и наличия сопутствующих заболеваний. К недостаткам можно отнести то, что бихевиоральный подход в большей степени распространен в США.

Игры для гиперактивных детей также являются методами коррекционного воздействия, способствующие выработке навыков контроля над двигательной активностью и управления собственной импульсивностью.

Комплексное и индивидуально разработанное лечение способствуют наступлению положительного эффекта в коррекции гиперактивного поведения. Однако при этом не следует забывать, что для максимального результата необходимы совместно направленные усилия родителей и другого близкого окружения малыша, педагогов, врачей и психологов.

Что делать, если в вашей семье растёт гиперактивный ребёнок? Как быть родителям, если их ребёнок настолько неугомонный и стремительный, что с ним трудно совладать? Как быть, если он не может спокойно реагировать на всё, что происходит, играть со сверстниками? Как быть, если он неусидчив и ему непросто передать знания? Как выбрать правильную стратегию воспитания гиперактивного ребёнка и что кроется в его неугомонности? Читайте об особенностях поведения гиперактивного ребёнка: рекомендации родителям.

Гиперактивность и её признаки

Гиперактивный ребёнок сталкивается с многими проблемами

В середине прошлого столетия медики рассматривали гиперактивность как патологическое состояние, которое вызвано незначительными расстройствами функций мозга. Впоследствии чрезмерная двигательная активность стала восприниматься как самостоятельное заболевание, которое получило название «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ) .

«Гиперактивный ребёнок сталкивается с проблемами концентрации внимания, слабой памяти, обучения. Его мозгу сложно переработать информацию. Ребёнок не может сохранять сосредоточенность на протяжении длительного времени, контролировать все свои действия. Он неусидчив, невнимателен и импульсивен».

Симптомы гиперактивного поведения:

  • неусидчивость
  • суета
  • беспокойство
  • импульсивность
  • эмоциональная нестабильность
  • плаксивость
  • несоблюдение правил и норм поведения
  • проблемы со сном
  • задержка и нарушения речевого развития
  • и прочие.

Симптомы СДВГ уже можно заметить у 2-3 летнего крохи. Чаще всего родители не спешат обращаться к доктору, однако, как только ребёнок поступает в первый класс, у него возникают сложности с учёбой, которые появляются вследствие гиперактивности.

На каждый из описанных симптомов обязательно нужно реагировать и обращаться за помощью к специалистам, которые дадут правильные рекомендации, как помочь ребёнку с СДВГ, как научиться его успокаивать, как адаптироваться ему в обществе.

Если признаки гиперактивности сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Среди признаков гиперактивности выделяют следующие:

  1. Невнимательность, что проявляется в:
  • частой неспособности быть внимательным к деталям (из-за этого ребёнок будет допускать ошибки при выполнении школьного домашнего задания и в других видах деятельности)
  • сложности сохранять внимание
  • неумении слушать
  • неспособности придерживаться требований и инструкций (например, довести до конца выполнение уроков или других домашних обязанностей на рабочем месте
  • сложности самостоятельно организовать выполнение домашнего задания и другую работу
  • избегании вовлечения в выполнение заданий, требующих продолжительного сохранения умственного напряжения
  • частой потере предметов (игрушек, школьных принадлежностей, карандашей, книг, канцелярских принадлежностей)
  • лёгком отвлечении на посторонние стимулы
  • частой забывчивости в повседневных ситуациях.
  1. Гиперактивность, которая проявляется в:
  • беспокойных движениях кистей и стоп
  • кручении и верчении, сидя на стуле
  • частом вставании с места в классе во время урока или в других ситуациях
  • частом проявлении бесцельной двигательной активности: беге, кручении, попытках куда-то залезть, причём тогда, когда это недопустимо
  • неспособности спокойно, тихо играть или заниматься чем-либо
  • постоянном движении
  • болтливости, шумности.
  1. Импульсивности, что проявляется в:
  • ответах на вопросы, не выслушивая их до конца и особенно не думая
  • сложности дождаться своей очереди
  • частых помехах другим, приставаниях к окружающим (к примеру, н может спокойно вмешиваться в разговоры или игры).

Если описанные признаки сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то обязательно нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Лечение дома и со специалистом

Подходящий курс лечения для вашего гиперактивного ребёнка может подобрать только доктор

Заметив у ребёнка симптомы и признаки СДВГ, следует проконсультироваться с врачом-невпропатологом. Доктор проведёт обследование и выяснит, не является ли причиной гиперктивности ребёнка какое-либо тяжёлое заболевание.

Диагностика СДВГ проводится в 3 этапа:

  1. Сбор информации. Врач собирает информацию о ребёнке, выясняя особенности течения беременности и родов, историю болезней ребёнка, особенности воспитания. Доктор просит родителей охарактеризовать ребёнка. Далее он даёт субъективную оценку поведению ребёнку на основе определённых диагностических критериев.
  2. Психологическое обследование. С помощью особых методик (тестов) специалист диагностирует внимание ребёнка.
  3. Аппаратное обследование. СДВГ диагностируется с помощью электроэнцефалографического исследования или исследования на основе магнитно-резонансной томографии (что позволяет регистрировать электрические потенциалы мозга и выявить соответствующие изменения). Процедуры являются безболезненными и безопасными.

Совокупность полученных результатов определит наличие СДВГ и необходимость специального лечения.

Иногда ребёнок становится настолько неуправляем, что родители готовы предпринять всё, что угодно, чтобы прекратить безобразие и отдохнуть от него. Здесь важно помнить, что нельзя самовольно давать ребёнку успокоительные препараты: их может назначить только врач, проведя обследование. Подбор препаратов, нормализующих сон, снимающих раздражительность, уменьшающих тревожность подбирается врачом строго индивидуально для каждого ребёнка.

«Совет. Помните, что подходящий курс лечения для вашего гиперактивного крохи может подобрать только доктор. Выбирая домашние методы лечения, остановитесь на тех, которые не принесут ребёнку вреда. В качестве домашнего лечения лучше всего выбрать стратегию бережного, спокойного, ласкового отношения к малышу».

Как организовать жизнь гиперактивного ребёнка

Внимательное и бережное отношение к гиперактивному ребёнку поможет правильно организовать его жизнь

  1. Запрещайте правильно. При общении с гиперактивным ребёнком не используйте отрицания, отрицательную частицу «не», слова «нет» и «нельзя». Лучше переформулировать запреты, например: «Не ходи по газону!» следует заменить на «Лучше играй на дорожке». То есть, запрещая что-то малышу, сразу предлагайте альтернативу.
  2. Задачи ставьте чётко. Детей с СДВГ отличает слабо развитое логическое и абстрактное мышление. Поэтому задания нужно озвучивать чётко. В общении с ребёнком употребляйте короткие простые фразы, избегая сложных формулировок.
  3. Соблюдайте последовательность. Гиперактивным, невнимательным детям лучше не давать несколько поручений одновременно, как «переоденься, и сложи одежду, помой руки и скорей садись обедать». Ребёнку будет трудно сразу воспринять всю информацию. Скорей всего, он отвлечётся и забудет выполнить всё, что нужно. Лучше давать поручения одно за другим, сохраняя логическую последовательность.
  4. Следите за временем. Гиперактивным детям сложно ощущать время, поэтому родители должны сами следить за тем, сколько времени малыш тратит на выполнение того или иного задания.
  5. Приучайте к режиму дня. Распорядок дня - основа нормальной жизни гиперактивного ребёнка. Ребёнок должен достаточное количество времени спасть (не менее 8-10 часов в сутки), кушать, заниматься (учиться), играть, гулять в одно и то же время. Не забывайте хвалить малыша, если он соблюдает правила.
  6. Будьте позитивно настроены. Радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его, поддерживайте. Малыш должен чувствовать, что о нём заботятся и помогают справиться со сложностями. Сглаживайте конфликты.
  7. Чётко обозначьте критерии хорошего поведения. Вседозволенность - не лучшая тактика воспитания. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя; как вести себя красиво, а как - нет.
  8. Создайте комфортные условия для развития ребёнка. У малыша должно быть своё место в доме, где он может спокойно играть и заниматься. Не отвлекайте ребёнка от занятий. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
  9. Создайте возможности для траты излишков энергии. Гиперактивным детям лучше иметь хобби. Хорошо, если это будет спорт, где ребёнок сможет выплеснуть излишнюю энергию. Больше гуляйте на свежем воздухе.

Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты

«Совет. Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты. Не рекомендуется употреблять газированные напитки, шоколад, острую и солёную пищу».

Народные методы коррекции поведения

Иногда врач может назначить не только медикаментозное лечение, но и усилить его народными методами, например:

  1. Настои успокаивающих травяных сборов. Настой от тиков: 2 ст. ложки сухих листьев ежевики заварить литром кипятка и давать пить ребёнку по полстакана дважды в день.
  2. Укрепляющие нормализующие смеси. Например: клюкву и алоэ нужно перекрутить на мясорубке и заправить мёдом. Давать по чайной ложе три раза в день в течение полугода. Такая смесь усиливает концентрацию внимания и усидчивость.
  3. Успокаивающие фитованны. Некоторые травы (ромашка, валериана, пустырник) и эфирные масла (пихта, нероли) имеют расслабляющее действие. Травы нужно заварить, а потом настой вылить в ванну, а эфирного масла капнуть пару капель.

«Чудесный старинный успокоительный способ – стакан тёплого молока с мёдом. Лучше предлагать ребёнку пить его на ночь».

Подбирайте индивидуально способы, чтобы успокоить гиперактивного ребёнка

Пока диагностика ещё не проведена, родителям пригодятся советы, как вести себя с гиперактивным ребёнком:

  1. При перевозбуждении ребёнка нужно сменить обстановку: дайте попить воды и уведите его в другую комнату.
  2. Если кроха огорчён, лучшим лекарством будут объятия родителей, ласковое поглаживание по голове: физический контакт очень важен для гиперактивных детей.
  3. Эффективным домашним способом лечения гиперактивных детей являются фитованны перед сном. В успокоительный сбор для такой ванны могут войти шишки хмеля и хвойных деревьев. Посоветуйтесь с доктором при выборе такого метода домашней терапии.
  4. Любимая сказка, книжка с красочными иллюстрациями, массаж, спокойная музыка – с помощью всего этого малыш сможет быстрее успокоиться и заснуть.

Непросто рекомендовать, что конкретно нужно делать с гиперактивностью малыша, ведь каждый случай индивидуален и порождён разными причинами. Главное – быть любящими и терпеливыми родителями, которые помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.