Ингаляционный путь введения преимущества и недостатки. Применение карманного индивидуального ингалятора. Основные формы лекарств

Ингаляционный путь введения - введение в организм лекарственных средств путём их вдыхания (через дыхательные пути – через рот, нос). Ингаляционно можно вводить в организм газообразные вещества (закись азота, кислород), пары летучих жидкостей (эфир, фторотан), аэрозоли (взвесь в воздухе мельчайших частиц растворов лекарственных веществ).

Для удобства применения лекарственных средств ингаляционным путем выпускают специальные насадки для ингаляции этих препаратов как через нос, так и через рот. Эти насадки находятся в комплекте с аэрозольным ингалятором.

Преимуществаингаляционного пути введения:

Действие непосредственно в месте патологического процесса в дыхательных путях.

Попадание в очаг поражения минуя печень, в неизменном виде, что обусловливает высокую концентрацию лекарственного вещества.

Недостатки ингаляционного пути введения:

1. При резко нарушенной бронхиальной проходимости плохое проникновение лекарственного вещества непосредственно в патологический очаг.

2. Возможность раздражения слизистой оболочки дыхательных путей лекарственными веществами.

Введению лекарственных средств ингаляционным способом медицинская сестра должна обучить пациента, поскольку он выполняет эту процедуру, как пра­вило, самостоятельно.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Пути и способы введения лекарственных средств в организм.

2. Правила выписывания лекарственных средств.

3. Правила получения лекарственных средств.

4. Правила хранения лекарственных средств.

5. Правила учета лекарственных средств.

6. Правила хранения и учета наркотических лекарственных средств.

7. Правила раздачи лекарственных средств.

8. Особенности наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств.

Литература

Основная:

1. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 12.11.97

№ 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств» (с изменениями от 9 января 2001 г.).

2. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 23.08.99

№ 328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)» (с изменениями от 9 января 2001 г.).

3. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник. – 2-е изд., исправл. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа 2009.512с: ил.- 309-339с.

4. Лекция преподавателя.

Дополнительная:

1.Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И., Москва, ВУНМЦ 2003 г.

2. Интернет ресурсы: http://www.med-pravo.ru/PRICMZ/SubPric/SubR.htm#Standart

Вопрос 14. Ингаляционный путь введения лекарственных средств: виды ингаляторов, правила пользования карманным ингалятором.

Ингаляционный путь введения — введение лекарственных средств через дыхательные пути. Вводят аэрозоли, газообразные вещества (закись азота, кислород), пары летучих жидкостей (эфир, фторотан).

Лекарственное средство во флаконе-ингаляторе находится в виде аэрозоля. Применяют как сосудосуживающее и противовоспалительное средство в нос и рот.

Преимущества:

Локальное действие (в рот, нос);

Воздействие в неизменённом виде на патологический очаг.

Недостатки:

Раздражение слизистой оболочки дыхательных путей;

Плохое проникновение лекарственных средств непосредственно в очаг при нарушении бронхиальной проходимости.

Различают ингаляторы — стационарные, портативные, карманные.

Карманные ингаляторы применяют при приступе бронхиальной астмы. Медсестра обучает пациента пользованию индивидуальным ингалятором.

Применение карманного ингалятора

Последовательность действий:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Снять с баллончика защитный колпачок и перевернуть вверх дном.

3. Встряхнуть препарат.

4. Охватить губами насадку.

5. Сделать глубокий вдох, нажать на дно баллончика и задержать дыхание на 5-10 секунд.

6. Сделать медленный выдох через нос.

7. Надеть защитный колпачок.

8. Вымыть и осушить руки.

Лекарственное средство можно вводить в нос применяя специальную насадку.

При различных заболеваниях дыхательных путей и лёгких пользуются введением лекарств непосредственно в дыхательные пути. При этом лекарственное вещество вводят путём его вдыхания - ингаляции (лат. inhalatum - вдыхать). При введении лекарств в дыхательные пути можно получить местный, резорбтивный и рефлекторный эффекты.

Ингаляционным способом вводят лекарственные вещества как для местного, так и системного воздействия:

Газообразные вещества (кислород, закись азота);

Пары летучих жидкостей (эфир, фторотан);

Аэрозоли (взвесь мельчайших частиц растворов).

Для введения лекарственных средств через дыхательные пути используют следующие виды ингаляторов:

· электрические;

· баллончики-ингаляторы;

· небулайзеры: ультразвуковые, компрессионные, мембранные;

· спейсеры.

Паровые ингаляции.

При лечении катарального воспаления верхних дыхательных путей и ангин издавна применяют паровые ингаляции с помощью простейшего ингалятора. Струя пара, образующегося в водяном подогреваемом бачке, выбрасывается по горизонтальной трубке распылителя и разрежает воздух под вертикальным коленом, вследствие чего лекарственный раствор из стаканчика поднимается по вертикальной трубке и разбивается паром на мельчайшие частицы. Пар с частицами лекарства попадает в стеклянную трубку, которую больной берет в рот и через неё дышит (делая вдох ртом, а выдох носом) в течение 5-10 мин. В паровом ингаляторе частицы лекарства получаются довольно крупные, и поэтому они оседают на слизистой оболочке верхних дыхательных путей, не достигая лёгких. Чтобы получить аэрозоль с более мелкими частицами (достигающими альвеол), применяют ингаляторы со сложными приспособлениями для распыления, но основанные на том же принципе распыляющего угольника. Для образования аэрозоля вместо пара применяют воздух или кислород, который нагнетают в горизонтальную трубку распылителя под различным давлением, а по вертикальной трубке поднимается лекарство (например, раствор антибиотика), которое больной вдыхает в течение определённого времени, пока не получит назначенную ему дозу.

В ряде случаев используют «камерный» способ ингаляционного введения лекарственного вещества - когда целая группа пациентов вдыхает препарат, распылённый в помещении ингалятория.

ПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ИНГАЛЯТОРОМ

Цель: лечебная, профилактическая.

Показания: заболевания органов дыхания, по назначению врача.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость препарата.

Условия проведения ингаляций.

· В педиатрии достаточно широкое применение нашёл данный метод: проводят ингаляции паровые, тепловлажные, масляные, аэрозоли лекарственных средств.

· Используются как стационарные, так и портативные ингаляторы.

· Больного ребёнка раннего возраста завертывают в одеяло и держат на коленях, приставив к области рта и носа маску (мундштук), распылителя. Крик ребенка способствует более глубокому вдыханию аэрозоли.

· Дети старшего возраста охватывают мундштук распылителя губами и периодически делают глубокие вдохи.

· Для детей, больных астмой, широко применяют портативные ингаляторы: чтобы успешно проводить ингаляцию, флакон с лекарственных веществом необходимо располагать строго перпендикулярно, дном вверх; ребенок при вдохе аэрозольной смеси из ингалятора должен запрокидывать голову, иначе до 90% лекарственных средств остается в глотке.

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОРТАТИВНОГО ИНГАЛЯТОРА

Медицинская сестра.

· читает название лекарственного препарата;

· объясняет ребёнку ход процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства;

· усаживает ребёнка, а если позволяет его состояние, то лучше провести ингаляцию в положении ребёнка стоя, так как при этом эффективнее дыхательная экскурсия;

· снимает с ингалятора защитный колпачок;

· переворачивает баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхивает его;

· просит ребёнка сделать глубокий выдох;

· мундштук ингалятора вставляет ребёнку в рот, прост плотнее, как только можно, охватить ею губами и голову при лом слегка запрокинуть назад;

· просит ребёнка сделать глубокий вдох через рот, одновременно нажимая на дно баллончика;

· извлекает мундштук ингалятора изо рта у ребёнка, попросив его задержать дыхание на 5-10 секунд;

· простит ребёнка затем сделать спокойный выдох

· предлагает ребёнку самостоятельно выполнить эту процедуру в её присутствии:

· после окончания процедуры закрывает ингалятор зашитым колпачком.

ЭНТЕРАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Включает в себя введение лекарственных средств через рот, сублингвально, в прямую кишку.

МЕТОДИКА ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ РОТ

Медицинская сестра должна давать лекарственные средства для внутреннего употребления детям сама, не передоверяя это матерям детей раннего возраста или самим детям старшего школьного возраста.

При раздаче лекарств медицинская сестра должна соблюдать следующие правила:



1. Внимательно прочитывать этикетку на упаковке и запись в листе назначений, чтобы не спутать лекарственные средства;

2. Раздавать лекарства у постели больного ребёнка;

3. Ребёнок должен проглотить и запить лекарство в присутствии медицинской сестры;

4. Средства с пометкой "до еды" необходимо дать ребёнку за 15 минут до приема пищи; с пометной "после еды" - через 15 минут после приема пиши: средства, предназначенные для приема "натощак" - дать ребёнку утром за час до завтрака;

5. Детям старшего возраста твердые лекарственные формы - таблетки, капсулы, драже - медицинская сестра помещает на корень языка и даёт запить небольшим количеством воды: порошок высыпает на корень языка и дает запить водой: жидкие лекарственные формы (настои, растворы, микстуры, отвары) дает выпить с ложки или из мензурки и запить водой; спиртовые настойки, экстракты назначают в каплях - медицинская сестра отмеривает в мензурку нужное количество капель, добавляет немного воды, дает выпить ребёнку и запить чистой водой;

6. Для детей раннего возраста делают специальные мелкие расфасовки препаратов; лекарственные препараты медицинская сестра дает в виде порошка, разведя ею в ложке или в маленькой бутылочке в небольшом количестве воды, молока или сиропа; удобнее для применения лекарственные средства в растворах для таких детей, в суспензиях с добавлением сахарных и фруктовых сиропов;

7. Если в одни и те же часы ребёнок должен получить несколько лекарственных препаратов, медицинская сестра не должна их смешивать, а должна дать каждое лекарство поочередно.

8. В случае упорной рвоты все лекарственные препараты вводят ребенку в виде свечей и парентерально.

Введение лекарственного средства в прямую кишку (стандарт)

Окончание процедуры.

16. помогите пациенту лечь в удобное положение

17. снимите перчатки

18. уберите ширму

19. объясните пациенту, что он должен находится в положении лежа не менее часа

20. продезинфицируйте газоотводную трубку и перчатки

Цель процедуры: Введение лекарственного средства в прямую кишку для местного или резорбтивного действия

Оснащение: Грушевидный баллон или шприц Жане; газоотводная трубка; шпатель; вазелин; лекарственный препарат (50-100 мл), подогретый до 37-38.°С; туалетная бумага; перчатки; клеенка; пеленка; ширма

Этапы Обоснование
1. За 20-30 мин. До постановки лекарственной клизмы сделать пациенту очистительную клизму (см. манипуляцию) Очищение слизистой прямой кишки и обеспечение возможности терапевтического действия
2. Сообщить пациенту необходимую информацию о лекарственном препарате Соблюдение прав пациента
3. Надеть перчатки. Набрать в грушевидный баллон: 20 – 50 мл - при общей (резорбтивной)клизме 50 – 200 – при местной клизме теплого лекарственного препарата (см технику подогревания лекарственного средства) Обеспечивается инфекционная безопасность Подогретый лекарственный препарат быстрее взаимодействует со слизистой кишечника. При температуре раствора ниже 37 град. С могут возникнуть позывы на дефекацию
4. Ввести газоотводную трубку на глубину: 3-6 см при резорбтивной (общей) клизме 10-15 см при местной клизме При невозможности уложить пациента на левый бок, клизму ставить в положении пациента « лежа на спине» Обеспечивается введение лекарственного средства на достаточную глубину Допустимое положение для данной процедуры
5. Присоединить к трубке грушевидный баллон и медленно ввести препарат Предупреждение у пациента неприятных ощущений
6. Не разжимая грушевидный баллон, отсоединить его от газоотводной трубки, извлечь ее и поместить ее вместе с грушевидным баллоном в лоток Предотвращение возвращения препарата обратно в баллон Обеспечивается инфекционная безопасность
7. Вытереть туалетной бумагой кожу в области анального отверстия в направлении спреди-назад (у женщин) Предупреждение инфекций мочевыводящих путей
8. Убрать клеенку и пеленку, снять перчатки. Погрузить перчатки в емкость с дезраствором. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
9. Накрыть пациента одеялом, помочь ему занять удобное положение, убрать ширму Обеспечение комфорта
10. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента Обеспечение преемственности сестринского ухода

Ингаляция - метод введения лекарственных веществ путём их вдыхания. Вдыхать можно газы, легко испаряющиеся жидкости и мелко распыленные вещества (аэрозоли и порошки).



Кратно из истории: сведения о лечебных ингаляциях встречаются в документах древнейших культур, таких как Китай, Индия, Греция, Рим и Средний Восток. Тогда лечили ароматическими дымами или испарениями, полученных из натуральных растительных экстрактов или горячих органических материалов. Гиппократ, по-видимому, первый описал ингалятор, а именно сырой глиняный горшок для вдыхания горячих паров. До настоящего времени в некоторых странах (Китай, Индия и др.) продолжается использование сигарет как средства ингаляционной терапии (противоастматические сигареты).

Показания:

- острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхов и лёгких

Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей, бронхов и лёгких

Туберкулёз верхних дыхательных путей и лёгких

Острые и хронические заболевания среднего уха и околоносных пазух

Бронхоспазм при бронхиальной астме

Бациллоносительство верхних дыхательных путей

Грипп и др. острые инфекции верхних дыхательных путей

Гипертоническая болезнь 1 и 2 ст.