История искусства: десять лучших курсов для самостоятельного изучения. Как научиться разбираться в искусстве

Какие лекции стоит посмотреть, чтобы начать разбираться в современном искусстве, но советуем не останавливаться на достигнутом. Наша новая подборка поможет сориентироваться в более объёмном предмете - классическом искусстве. Поскольку охватить такую широкую тему всесторонне всего в нескольких лекциях невозможно, мы подобрали материалы, которые подскажут, откуда стоит начать и в каких направлениях можно двигаться, изучая историю искусства до XX века, а также научат воспринимать классическое искусство в широком контексте и замечать в нём интересные параллели с современностью.

Основные течения классического искусства

Начинать изучать историю искусства лучше всего с основных течений и общей периодизации. Быстро разобраться в хронологии поможет таймлайн, подготовленный калифорнийским колледжем искусства и дизайна Отис. Двадцать семь коротких видео охватывают историю искусства от наскальной живописи до конца XVIII века. Отдельный плейлист на YouTube-канале колледжа посвящён художественным направлениям XIX века: реализму, импрессионизму и постимпрессионизму. Важно иметь в виду, что такая классическая периодизация описывает развитие именно западного искусства и практически не касается процессов, которые происходили в это время в культуре других регионов мира, из-за чего сегодня часто подвергается критике.

Дополнить общую картину поможет сайт «Академии Хана». Здесь в наборе коротких текстов, объединённых в разделе Art History, предлагается курс базовых знаний по всем основным вехам мировой истории искусства.

Собрание Метрополитен-музея

Если вы решили более детально углубиться в изучение конкретного периода или специфической темы, советуем обратить внимание на сайт нью-йоркского Метрополитен-музея. Здесь в открытом доступе представлена информация об огромной коллекции изобразительного и прикладного искусства музея, которая охватывает пять тысячелетий художественной культуры. Захотелось послушать полуторачасовой рассказ об искусстве гравюры во Франции XVIII века? Тогда вам точно сюда.

Лекции знаменитых музеев

Получив общее представление об основных направлениях в искусстве, стоит подробнее изучить его главных представителей и шедевры. Прежде всего имеет смысл исследовать собрания крупных музеев изобразительного искусства: обычно у них есть свои YouTube-каналы, где можно найти видеозаписи с информацией об основных произведениях из их коллекций. Например, подборка Третьяковской галереи предлагает лекции о «Явлении Христа народу» Александра Иванова, «Портрете М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского, «Неизвестной» Ивана Крамского и ещё двенадцати важных произведениях собрания.

ГМИИ им А. С. Пушкина запустил совместно с «Арзамасом» специальный проект , посвящённый его коллекции. Здесь можно проголосовать за то, какое произведение из музейного запасника включить в основную экспозицию, разобрать по частям десять произведений искусства XIX–XX вв. и детально изучить четыре шедевра коллекции, собрав их в виде пазла.

В особенно дружественном формате рассказывает о своём собрании британская Национальная галерея. Ежемесячно её сотрудники организуют так называемые Lunchtime Talks, в рамках которых кураторы вместе со зрителями выбирают наиболее интересную работу в музее и подробно обсуждают её. Видеозаписи лекций можно найти на канале Национальной галереи на YouTube.

Работы Вивьен Вествуд и искусство

Ещё один приятный способ изучать музейные коллекции - делать это вместе с харизматичными знаменитостями. Например, в этом небольшом видеоролике дизайнер Вивьен Вествуд рассказывает о коллекции лондонского музея Собрание Уоллеса и его влиянии на её собственные коллекции. В этом музее хранятся полотна Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара - главных художников рококо, кокетливого и насыщенного декоративными элементами художественного течения начала XVIII века, а также большая коллекция севрского фарфора.

Любимые произведения Джерри Солца

Короткий, но запоминающийся тур по музеям Нью-Йорка можно совершить вместе с художественным критиком Джерри Солцем. Бунтарь и звезда New York Magazine, чья страница в Facebook была заблокирована почти на год за публикации откровенных средневековых иллюстраций и гравюр, делится со зрителями своими любимыми произведениями разных периодов: от итальянского кватроченто до импрессионистов.

Свежий взгляд на классическое искусство

Беседа классика американского поп-арта Эда Рушея с директором нью-йоркского музея Коллекция Фрика в рамках проекта «Frieze Masters Talks» - незабываемый пример того, как субъективный взгляд на классическое искусство может сломать его традиционное восприятие. Художник выбрал несколько неочевидных работ из коллекции музея (в собрании которого шедевры таких мастеров, как Рембрандт, Вермеер, Гойя и Уистлер) и рассказал зрителям и своему собеседнику, что он в них видит. Узнав, что в картине Джованни Беллини Рушей в первую очередь усмотрел геометрические диагонали, уже упомянутый выше Джерри Солц заявил , что его жизнь никогда не будет прежней.

Искусство в контексте истории

Для того чтобы разбираться в искусстве, важно не только владеть фактами об истории его создания и технике исполнения, но и обладать умением критически его интерпретировать. Многие труды посвящены тому, каким образом мы смотрим на изображение и какие социальные и исторические факторы влияют на наше понимание и восприятие образов, даже классических. Курс «Sexing the Canvas: Art and Gender » на сайте Coursera обучает слушателей этому навыку, причём призывает сделать это за рамками канонических трактовок. Целью создателей курса было обратить внимание зрителя на то, как в классическом европейском искусстве традиционно преподносились феминность, сексуальность и вопрос взаимоотношения полов и как это повлияло на развитие культуры и общества. Сейчас запись на курс, к сожалению, недоступна - но когда она откроется, настоятельно советуем вам не терять ни минуты.

Обратить внимание на другой важный аспект понимания искусства - его нахождение в историческом контексте - предлагает декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Доронченков. Его курс на «Арзамасе» рассказывает о восьми шедеврах художников XIX века и том, каким образом в них отразились происходящие в то время в обществе социальные и культурные изменения.

Искусство вне времени

Понять, что классическое искусство не заканчивает свою жизнь с перемещением в музей, но продолжает отзываться эхом в последующих поколениях, помогает его изучение во временной перспективе. Предлагаем посмотреть выпуск образовательной передачи телеканала «Культура» «Academia», в котором ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Виктория Маркова подробно рассказывает о «Джоконде» Леонардо да Винчи. Эта двухсерийная лекция (вторую серию можно найти ) интересна не только тем, что в ней подробно разбирается история создания «Моны Лизы», но и тем, что в ней затрагиваются другие актуальные вопросы: почему именно эта картина стала настолько известной, как она проникла в популярную культуру и каким образом именно она оказалась в столь многих работах современных художников - от дадаистов до Энди Уорхола.

Менее очевидную временную параллель провёл сокуратор выставки прерафаэлитов в лондонской галерее Тейт Джейсон Розенфельд. Он сравнил это художественно-поэтическое течение Викторианcкой эпохи с искусством современных британских художников группы YBA. О том, что общего можно найти у художественных направлений, которые на первый взгляд кажутся столь разными, Розенфельд рассказал на лекции в музее «Гараж».

есть ответы на все эти вопросы. Приводим азы, с чего начинать занятия живописью. Следуйте этим советам, выполните упражнения и вы уже не будете бояться чистого листа. Вы получите необходимые знания и базовые навыки. Живопись станет ближе, понятнее и будет доставлять море удовольствия.

Часть 1. Подготовительная

1. Найдите вдохновляющий объект для рисования

Бывает так, что вы уже все приготовили, но не можете найти объект, который вдохновил бы вас. Об этом стоит позаботиться заранее. Что-нибудь интересное наверняка завалялось в шкафах и ящиках стола. Присматривайте объекты на распродажах, в комиссионных и продуктовых магазинах. Изучайте картины любимых художников.

В подборку должны входить предметы, на которые приятно смотреть: это немаловажно для создания удачной работы.

Интерес к цвету и форме будет вас мотивировать в процессе работы над картиной. Существует связь между чувствами к объекту и возможностью раскрыть свои способности. Вы сможете больше, чем вам кажется.

Для первой картины сгодится простой одноцветный симметричный сосуд, например обычная кофейная чашка. Иллюстрация из книги

2. Познакомьтесь с кистями и красками

Возьмите в руки мягкую круглую и щетинную кисти и сравните их ворс. Выдавите на палитру немного акриловой краски из тюбика. Попробуйте нанести неразбавленную краску разными кистями на холст или акварельную бумагу. мазки должны получиться яркими и рельефными. Почувствуйте отличия в мазках разными кистями. Добавьте немного воды и нанесите мазки еще раз. Средняя консистенция краски имеет такую же интенсивность цвета, как и неразбавленная, но ее фактура при этом сглажена. И сделайте это упражнение еще раз со слабым раствором краски. Отметьте, как быстро высыхают краски в первый, второй и третий раз.


Иллюстрация из книги

Попробуйте наносить краску разными кистями - овальной мягкой, синтетической тонкой, щетинистой плоской. Пробуйте каждую кисть, пока не будете уверены в том, что знаете, какой кистью воспользоваться, чтобы реализовать задуманный рисунок.


Иллюстрация из книги

3. Полезные приемы работы с палитрой

Цвета на картинах, которые мы видим, как правило, получены с помощью смешивания: чистый цвет из тубы обычно слишком интенсивен. Эти приемы облегчат вам получение нужного цвета.

  1. 1Выдавливайте краску из тубы на край палитры, оставляя расстояние между цветами. Центр палитры используйте для смешивания. Замесы делайте подальше друг от друга, чтобы предотвратить нежелательное смешивание.
  2. Чистый цвет на кисть набирайте с края палитры, а не сверху и не из середины выдавленной «колбаски».
  3. Интенсивные темные цвета, такие как черный (хотя он и не считается цветом с научной точки зрения), добавляйте с осторожностью: даже небольшое его количество может значительно изменить смешиваемый цвет.
  4. Перемешивать цвета между собой нужно до тех пор, пока замес не станет полностью однородным.
  5. Не жалейте краску. Выдавливайте столько, сколько нужно, - обычно это круг размером с рублевую монету (для белил - с пятирублевую). Расход краски - неотъемлемая часть процесса живописи. Будете чрезмерно экономить - так и не научитесь пользоваться краской.

4. Научитесь получать нейтральные цвета

В любой картине присутствуют нейтральные цвета - «визуально серые». Из-за низкой интенсивности на первый взгляд они незаметны, но это самый полезный инструмент для создания гармоничной цветовой композиции. Давайте посмотрим, как этого добиться.

Смешайте синий и оранжевый в любой пропорции. Теперь давайте попробуем изменить цветовую температуру за счет пропорционального соотношения теплого и холодного цветов в смеси. Если результат скорее фиолетовый, попробуйте сделать ржавый цвет, добавив больше оранжевой краски, а затем белил для более светлого персикового цвета. Если на первом шаге образовался ржавый цвет, добавьте синего, чтобы вышел холодный цвет, близкий к фиолетовому, а затем белил, чтобы получился светлый фиолетово-серый.

Повторите предыдущие шаги для другой пары дополнительных цветов - желтого и фиолетового, красного и зеленого.


Короткими вертикальными штрихами соединены пары дополнительных цветов. Цвета каждой пары смешаны друг с другом для получения двух нейтральных цветов, в каждом из которых доминирующим был один из родительских цветов, - они расположены справа от соответствующего родителя. Иллюстрация из книги

5. Основные, вторичные и третичные цвета

Нарисуйте круг, затем разбейте его на три одинаковых сектора. Верхний сектор закрасьте кадмием желтым средним, правый нижний - синим ультрамарином, а затем смешайте основной красный из нафтола малинового и кадмия красного светлого и закрасьте им левый нижний сектор.

На цветовом круге из основных цветов нарисуйте полукруги с центрами в пересечении границ сектора с внешним контуром цветового круга. Закрасьте эти полукруги вторичными цветами, расположив над «родителями»: кадмий красный светлый над границей между красным и желтым, фиолетовый диоксазиновый над границей между красным и синим. Добавьте желтый в зеленую ФЦ и закрасьте зеленый полукруг над границей между желтым и синим.

Основной цвет при смешивании с лежащим рядом вторичным дает третичный. Добавьте по одному треугольнику с каждой стороны полукруга, всего их получится шесть. Закрасьте каждый треугольник, ориентируясь на подписи.


Основные, вторичные и третичные цвета. Иллюстрация из книги

Часть 2. Рисовательная

6. Начните с абстракций

Абстракция - интересный и простой способ подготовки к работе над реалистичным произведением. Важно выбирать 3-4 цвета, которые вам нравятся, чтобы чувствовать эмоциональную связь с картиной. Нарисуйте по всей поверхности листа простым карандашом непрерывную угловатую или округлую линию. Она может пересекаться несколько раз.

Закрасьте фигуры на рисунке теми цветами и оттенками, консистенцией краски и кистью, которые вам нравятся. Слушайте свой внутренний голос. Главная задача - сделать так, как вам нравится, забыв обо всем остальном.


Иллюстрация из книги

7. Схема мазков

Начинающие часто не уверены, как наносить мазки. На рисунке стрелочками показано направление, которое поможет добиться хорошей глубины изображаемого пространства на примере кружки.


Схема мазков и результат. Иллюстрация из книги

8. Как наносить тени

Ключевую роль в создании объемного изображения играют тени: их-то в первую очередь нужно научиться видеть и писать. Всего есть четыре типа теней:

  • Собственные тени , расположенные на объектах. Это области темного тона, контрастирующие с освещенными частями изображаемой формы. Обычно у них резкая граница на внешнем контуре и плавный переход на границе с областями светлого тона объекта. Им принадлежит главная роль в создании объема.
  • Области полутона - узкие, с мягким контуром, расположенные на границе между собственной тенью и освещенным участком объекта. Эти тени являются средним тоном между контрастными темными и светлыми тонами объекта.
  • Падающие тени - силуэты объекта, «упавшие» или отбрасываемые им на любую поверхность, кроме себя. Они создают впечатление, что объект находится на какой-либо поверхности.
  • Тени в точке соприкосновения - самая темная область падающей тени, лежащая рядом с объектом. Они отвечают за «устойчивость» и массу объекта. Эти тени также называются акцентом - самой темной областью среди темных тонов. Акцент - темный двойник блика, самой светлой области среди светлых тонов.

Чтобы нарисовать тень, положите черную краску или краску более темного цвета, чем основной цвет. А вторым этапом покройте этот затемненный участок основным цветом. Черный цвет в полутоне должен просвечивать под новым слоем краски, создавая цветную тень. Если хотите сделать тень темнее, нанесите еще черного от четкой границы тени и смешайте с цветом на полутоне.


Тень на примере цилиндра. Иллюстрация из книги

9. Как наносить блики

Чтобы создать реалистичный блик, обозначьте сухой кистью с белилами самый светлый участок на предмете столько раз, сколько нужно для достаточной яркости. В середине блика положите небольшой мазок густой краски для большей яркости.


Два примера наложения бликов. Иллюстрация из книги

10. Пишите картины в воображении

Занимаясь повседневными делами, пишите картины в воображении. Мысленно ищите соответствие между поверхностями и текстурами, которые видите вокруг себя, и способами работы с кистью и наложением краски.

Как начать разбираться в искусстве

Самое интересные ответы художников, искусствоведов, культурологов и кинокритиков, с которых стоит начать восполнение пробелов в своем образовании в области искусства.

11 вопросов

1. Что почитать чтобы начать разбираться в искусстве? 2. Что почитать, чтобы начать лучше понимать современное искусство? 3. Что нужно прочитать для того, чтобы лучше разбираться в истории кино и научиться анализировать и понимать фильмы? 4. Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной? 5. Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита? 6. Что посоветуете почитать о современном театре? 7. Каков список книг о театре, обязательных к прочтению? 8. Что почитать и посмотреть на тему искусства Барокко? 9. Какие страны были главными поставщиками новых стилей и направлений в искусстве ХХ века? 10. Может ли искусство не нести никакого послания? 11. Может ли художник, не имея представления о современном ему искусстве, стать признанным гением?

Я бы посоветовала начать с "Истории искусства" Гомбриха, Эта книга впервые была издана в 1950 году, и нельзя сказать, что это недавно. И все же ее продолжают переиздавать не только в ее собственной стране, но и за ее пределами, улучшая только качество иллюстраций. В ней очень простым и доступным языком рассказывается обо всех периодах и стилях. Как пишет в предисловии сам автор: "Эта книга обращена ко всем, кто хотел бы получить первоначальные ориентиры в заманчивой, но пока не знакомой им области искусства. Новичок сможет ознакомиться здесь с общим планом этой местности, не путаясь в обилии деталей, то есть уяснить себе порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги, и таким образом обзавестись багажом, необходимым для чтения более специальной литературы".

К ряду вводной в искусство литературе можно отнести книгуХорста Вольдемара Янсона и Энтони Ф. Янсона "Основы истории искусств", которая посвящена истории живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии -- словом, "от бизона до Барбизона", а точнее -- до конца XX века.

Если копать глубже, то советую хрестоматийную и настольную для всех начинающих искусствоведов книгу Бориса Виппера "Введение в историческое изучение искусства". В отличие от двух предыдущих книг, здесь очень подробно и обстоятельно освещаются жанрово-технические проблемы и специфика технических основ каждого из жанров изобразительного искусства.

Начать стоит с Эрнста Гомбриха "Истории искусств". В книге на пятой странице объясняется, почему Пикассо писал не только натуралистичных курочек, но и кубистического петуха.

О модернизме и авангардном искусстве есть изумительная книга В.С. Турчина "По лабиринтам авангарда".

О постмодернизме стоит начать с Жана Бодрийяра. В целом о послевоенном искусстве Америки (в основном) написано довольно много. Обычно одного посещения МоМА в Нью-Йорке достаточно, чтобы современное искусство вдруг стало ближе и понятнее.

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку:

Кино можно анализировать как философ и культуролог (что невероятно полезно и правильно), а можно как киноман и фанат конкретных фильмов и людей - и мне ближе второе.

Базовые книги, которые никому не повредят - "Что такое кино" Андре Базена и "Кино" Жиля Делёза, книги Роберта МакКи и Кристина Воглера о сценарном мастерстве и прекрасная серия книг "Нового литературного обозрения", где есть как фундаментальное исследования Антона Долина про Ларса фон Триера, так и переводы Гордона Грея.

Другая хорошая серия - интервью с режиссёрами серии Арт-хаус издательства Азбуки-классики. Многие книги устарели по датам выхода фильмов, но не по сути. Там очень много деталей и подробностей о самом процессе съёмок, мало сенсаций, интриг и расследований и из этих книг в первую очередь понятно, что кино - это сложная и изматывающая работа, где часто необходимо быть контрол-фриком, а не полёт во сне и наяву. Особенно удовольствие - открывать российский журнал СЕАНС, который делает отличные тематические выпуски. Другие замечательные книги о кино на русском, которые я держала в руках - Леклезио "Смотреть кино", фундаментальная книга о Новом Голливуде Питера Бискинда, которую успели перевести (это "Беспечные ездоки и бешеные быки") и трёхтомные мемуары Сергея Соловьёва, из которых становится невероятно много понятно о том, как снималось кино в СССР, как строится съёмочный процесс и что кино становится жизнью, когда актрисы превращаются в жён, а коллеги - в заклятых друзей. Эссе Барта и Сонтаг о фотографии очень часто перекликаются с тем, что я думаю о фильмах, даже если они написаны про другие медиа.

Моя библиотека о кино давно расширяется за счёт книг, которые приходится дорого покупать и привозить из-за границы. К сожалению, в России переведено мало книг о режиссёрах и кино вообще, ещё меньше киноведческих трудов, так что знание английского, французского, немецкого, испанского и итальянского может очень сильно выручить, если хочется прочитать книгу про любимого режиссёра, которая не прогремела на весь мир.

Я купила все важные книги кинокритиков Полин Кейл и Роджер Эберта, чтобы разобраться в том, как самые массовые авторы Америки анализировали фильмы и режиссёров.

Книга My first movie в двух частях - отличное исследование того, как снять первый фильм из уст лучших режиссёров (в основном, американских).

Книги Хобермана и Томпсона, каноническое исследование A Cinema of Loneliness, A Shock Value, а также серии монографий о режиссёрах Director"s Cuts (Columbia University Press) - очень вдохновляющее чтение для того, чтобы понимать откуда и куда движется кино.

Великая книга Сидни Люмета Making Movies рассказывает о том, как устроен весь съёмочный процесс - от начала и до конца, как убить фильм и улучшить фильм, что делать с актёрами, звуком и светом и как не стоит отказываться от работы, если она сулит какой угодно опыт или рост на первых порах.

Я очень люблю Америку, поэтому советы мои достаточно однобоки. И да, почти про каждого большого режиссёра есть убедительная книга о работе и творчестве. Моя любимая, невероятно собранная и круто сделанная - Scorsese on Scorsese, потому что в мире едва ли найдётся такой опытный киноман и щедро делящийся своими методами и вкусами большой современный режиссёр. Эта книга - просто счастье.

Вообще же, библиотека киномана - это добрых книг 500, каждую из которых мне хотелось бы полистать и оставить на полке. Но начать можно и с этого небольшого списка.

4/11 Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной?

5/11 Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита?

На мой субъективный взгляд, книги по кураторству часто довольно бессмысленны. Кураторству нельзя научить. Для человека, решившего стать куратором, принципиально важно знать историю выставок, ориентироваться в современных дискурсивных практиках, знать историю искусства и историю самого кураторства. Когда тот или иной куратор подробно разжевывает свой метод, это отнюдь не ведет к пониманию собственных целей и задач его читателями. Безусловно, у кураторов очень много отличных книг, но они не о кураторстве. Мне кажется важным, дабы "держать нос по ветру" читать периодику о выставках. Это журналы Afterall, Springerin, The Exhibitionist, Mousse Magazine, E-Fluх Journal, Manifesta Journal, On Curating, и некоторые другие. Это поможет пониманию того, что происходит именно сейчас в выставочных практиках. А вообще, почитайте про выставки, найдите куратора, которому доверяете и читайте его тексты. У меня таких много, вот например, прочитал большинство текстов и статей прекрасной Марии Линд, Хуана Гайтана, WHW, и не устаю за ними следить.

6/11 Что посоветуете почитать о современном театре?

Ответить на этот вопрос сегодня очень легко: за последние два года были переведены на русский язык и прекрасно изданы две ключевые монографии о современном театре, без учета которых не обходится ни один исследователь или эксперт в этой сфере. Это, во-первых, «Постдраматический театр» немецкого театроведа Ханса-Тиса Лемана . Во-вторых, это «Эстетика перформативности» немецкой исследовательницы Эрики Фишер-Лихте . Оба автора исследуют границы (возможностей) театра как уникального языка современности и помогают освежить и обновить зрительскую оптику, выйдя за пределы сложившихся стереотипов восприятия театрального спектакля. Если вы не боитесь того, что ваши представления о театре изменятся и усложнятся, если вы готовы к новому и часто экстремальному театральному опыту – начните с чтения Лемана и Фишер-Лихте.

Для тех, кому интересно пофилософствовать о современном театре и его истоках, рекомендую также яркую и провокативную книгу Кети Чухров «Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства».

А еще читайте хороших театральных критиков – на или на . Там умеют отслеживать самое главное и актуальное. И качественно его описывать и оценивать.

7/11 Каков список книг о театре, обязательных к прочтению?

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с театром, жизненно необходимо прочесть следующие книги: Михаил Туманишвили "Режиссер уходит из театра", Питер Брук "Пустое пространство", Ролан Барт "Работы о театре", осилить 4-томник Эфроса, книги Алексея Бартошевича и, конечно, Станиславского.

Существуют сотни и тысячи книг про барокко, но среди них есть одна, с которой просто необходимо начать знакомство с этим стилем. Это книга Генриха Вёльфлина «Ренессанс и барокко». В России она впервые была напечатана в 1913 году. Вёльфлин легко и изящно вывел формулу барокко, показав, как появился этот всеобъемлющий стиль и на каких принципах он основан. Он тщательно проанализировал мельчайшие детали архитектуры римского барокко и виртуозно раскрыл философскую основу стиля. После Вельфлина вас больше никогда не будет мучить вопрос: «И все-таки, при чем тут жемчужина неправильной формы?»

Так, испанцы Грис и Пикассо имеют весьма отдаленное отношение к испанскому искусству, румын Тристан Тцара - к румынскому, белорусский еврей Марк Шагал - к белорусскому и т. д. Всю первую половину XX века, прошедшую под знаком войн и потрясений, с Францией на вторых ролях уживались Германия, Австрия, Италия, в меньшей степени Британия.

Во второй половине столетия неоспоримым лидером становятся США, хотя это не значит, что в Европе наступили разгром и упадок. Лондон - законодатель вкусов галерейного мира последней четверти XX века: английские художники - в числе самых дорогих на аукционах. По причине дешевизны жизни очень привлекателен для художников Берлин, хотя жить в нем и не означает быть немцем.

Вообще, концепция национального в искусстве поблекла и увяла раньше, чем в других областях. Нет национальных традиций - есть просто художники.

10/11 Может ли искусство не нести никакого послания?

Искусство может вообще всё что угодно. При этом оно ничего не должно. Здравый смысл, ориентированный на выживание в конкретной среде, часто склоняет нас к упрощению во всех сферах жизни. Искусство же - необходимый инструмент усложнения, без которого человек деградирует. В этом смысле оно всегда несет какое-то послание, но его дешифровка зависит от способностей воспринимающего. Даже самое беспредметное искусство вступает с нами в диалог, и не его вина, если мы капризно ждем, что нам будет всё понятно. Если требуются какие-то усилия для понимания, мы уже недовольны. Но если какие-то навыки мы просто вынуждены осваивать, то искусство вызывает особое раздражение обывателя, который привык презрительно отвергать все, что, по его мнению, бесполезно. В отличие от сложной и опасной науки искусство беззащитно, поэтому его всегда берут на прицел разнообразные блюстители нравов, традиций и прочей чистоты. Они не понимают, что уже это является ярким доказательством того, что послание достигло адресата.

В данной публикации рассмотрим такие направления в искусстве, как Реализм, Импрессионизм, Фовизм, Моде́рн, Экспрессиони́зм, Куби́зм, Футури́зм, Абстракциони́зм, Дадаи́зм, Супремати́зм, Метафизическая живопись, Сюрреали́зм, Активная живопись, Поп-а́рт и Минимали́зм.

Но сначала коллаж:)

Нажмите на картинку для увеличения

Теперь кратко рассмотрим указанные направления искусства.

Реализм - (лат. вещественный, действительный) – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Фовизм - направление во французской живописи конца XIX - начала XX века, характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.

Моде́рн - художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

Экспрессиони́зм - течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905-1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника.

Куби́зм - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Футури́зм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Главные художественные принципы - скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали,скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение - так называемый принцип симультанности .

Абстракциони́зм - направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации

Дадаи́зм , или дада - модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д.

Супремати́зм - направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Метафизическая живопись – направление в итальянской живописи начала XX века. В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.

Сюрреали́зм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Активная живопись - ташизм (разновидность абстрактного искусства: нанесение красок по интуиции ) - течение в западноевропейском абстракционизме 1950-60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Поп-а́рт (англ. pop-art , сокращение от popular art , этимологию также связывают с англ. рор - отрывистый удар, хлопок) - направление в изобразительном искусстве 1950-1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.

Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:

  • изменяются масштаб и материал;
  • обнажается приём или технический метод;
  • выявляются информационные помехи и др.

Минимали́зм - художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. Искусство минимализма обычно включало в себя геометрические формы, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления.

The Village запускает новую рубрику о самообразовании. Еженедельно мы будем выбирать одну интересную тему, в которой можно разобраться своими силами - с помощью книг, курсов и лекций, в выборе которых редакции помогают приглашённые эксперты. Новый выпуск посвящён нестареющему вопросу: рассказываем, как углубить или наконец сформировать знания о том, что случилось в мировом искусстве в XX веке и что происходит сейчас.

Андрей Ковалёв,

художественный критик,
доцент факультета искусств МГУ

Во-первых, надо понимать, что русский язык оказался недостаточным для того, чтобы обозначить современное искусство как понятие. В английском языке есть слова modern и contemporary. Modern - это классический модернизм в разных вариациях, который начинается с Поля Сезанна и кончается Джексоном Поллоком. Затем начинается contemporary. Русский язык оказался к этому глух; всё принято называть «современным искусством». По-русски современным лучше считать искусство последней трети XX века.

Основная проблема заключается в том, что люди не хотят разбираться в современном искусстве и уверены, что они уже всё знают. Когда задаётся вопрос, что хотел сказать Казимир Малевич «Чёрным квадратом», предполагается, что человек уже знает ответ на этот вопрос и он сугубо отрицательный. Надо снять своё недоверие к тому, что писсуар Дюшана или ещё что-либо - это искусство.

Неясности обычно возникают со второй половины XX века. Чтобы разобраться, лучше купить путеводитель по МoМА, Гуггенхайму и Помпиду и просто прочитать: там всё объяснено. Есть неплохая книга Сэма Филлипса , самая простая. Книжек о современном искусстве много, но одной книги, которая простым языком ответила бы на ваш вопрос, нет. Чтобы понимать тенденции, нужно следить за молодёжными номинациями премии Кандинского и «Инновации», смотреть Венецианскую биеннале, «Документу», «Манифесту», конечно же. Кроме того, у нас считается модным ездить на ярмарки современного искусства, но даже мне, профессионалу, тяжело разобраться на большой ярмарке.

Судя по видеозаписям, хорошие лекции по искусству в Москве читает Ира Кулик в «Гараже» и сотрудники Третьяковки на Крымском Валу . Понять, на какие выставки ходить в городе, сложно: здесь у нас всё обвалилось. Раньше этим занималась художественная критика. То, о чём написал Валентин Дьяконов в «Коммерсанте», - на это нужно было идти 100 %. Но теперь почти все издания, которые публиковали художественную критику, закрылись. Кое-что можно узнать в The Art Newspaper, в «Артгиде». И понимаете, я могу сказать, что в галерею XL нужно обязательно идти, но ведь и там бывают плохие выставки. Много интересных выставок бывает в ММОМА, но бывает и очень много плохих. В «Гараже» примерно 80 % хороших выставок - к сожалению, это фактически единственное такое место.

Современное искусство гораздо проще, чем то, что висит в Лувре. Меня шесть лет учили, и то я до конца не всё понимаю, что там нарисовано. Вот вы уверены, что понимаете «Ночной дозор» Рембрандта? Три четверти искусствоведов не видят в «Ночном дозоре» главный сюжет - этот свет, который льётся неизвестно откуда. Его видят только суперпрофессионалы. А кто видит снег в «Боярыне Морозовой»? Искрящийся, чуть запачканный снизу снег. Секрет в том, чтобы больше смотреть. Для того чтобы понять этот снег, нужно посмотреть сто тысяч картин, а для того чтобы понять, что значит старый башмак - всего лишь прочесть сопроводительный текст.

Что читать

Сэм Филлипс. «...Измы. Как понимать современное искусство»

Универсальный путеводитель по группам, школам и стилям XX века для тех, кто застрял в своих знаниях на уровне школьных уроков МХК: английский искусствовед и автор журнала Frieze Сэм Филлипс раскладывает по полочкам течения, их суть и основных представителей - всё без лишней воды и аналитики.

Екатерина Андреева. «Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века»

Книга одного из ведущих российских художественных критиков и научного сотрудника Государственного Русского музея об эволюции изобразительного искусства от 40-х годов до наших дней. Большое внимание уделено и творчеству российских художников.

Роузли Голдберг. «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней»

Роузли Голдберг - основательница биеннале Performa и исследователь перформанса, не раз приезжавшая со своими выставками и в Москву. «Искусство перформанса» - это дополненное издание книги Голдберг 1979 года, как ясно из названия, глубоко погружающая в вопрос: три сотни страниц как о «Победе над Солнцем» и представлениях «Кабаре Вольтер», так и об акциях Мэтью Барни.

Борис Гройс. «Казимир Малевич»

В серии «Имена» издательство Ad Marginem публикует портреты-эссе выдающихся специалистов о представителях русского искусства. Например, здесь философ Борис Гройс разбирается в феномене Казимира Малевича и в его попытках создать вневременное искусство.

Дональд Томпсон. «Как продать акулу за 12 миллионов долларов. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах»

Полезная книга об экономике современного искусства, завязанная на истории с пятиметровой тигровой акулой, проданной Дэмиеном Хёрстом в частную коллекцию сначала за 50 тысяч фунтов, а спустя несколько лет - за 12 миллионов долларов. На примере этой и других историй Томпсон показывает, как арт-рынок формирует судьбу порой самых необычных произведений.

Что смотреть

Наталья Смолянская - о временных рамках современного искусства

Искусствовед и доцент «Русской антропологической школы» РГГУ рассказывает на «Постнауке» о том, каких художников вообще принято называть современными и как объекты становятся произведениями искусства. Там же - ещё одна небольшая лекция Смолянской, посвящённая происхождению и концепциям авангарда.

Академия Хана: «Век глобального конфликта »
и «1970 - настоящее время »

В запасе у некоммерческой образовательной организации «Академия Хана» - пожалуй, один из самых подробных путеводителей по истории искусства вообще и по процессам XX века в частности. Здесь можно обнаружить лекции не только о знаковых художниках, но и об архитекторах или фотографах, а также тесты и текстовые гиды по тому или иному периоду.

Эдинбургский университет: «Уорхол »

Временно ушедший на перерыв, но хитовый курс профессора Глина Дэвиса об одном из самых популярных художников XX века, поделённый на пять повлиявших на философию Энди Уорхола тем: знаменитости, секс, деньги, смерть и время.

Люк Сайсон - о том, как полюбить «бесполезное» искусство

Куратор нью-йоркского Метрополитен-музея и эксперт по искусству Возрождения рассказывает на TED о том, как ему пришлось сменить место работы и принять то искусство, которое раньше вызывало недоумение.

Университет Цинхуа: «Западное и китайское искусство: маcтера и классики »

В хорошем смысле консервативный курс пекинского университета, противопоставляющий историю искусства Запада и Востока. Стартует 6 апреля с Гомера и прочей античности, а к финалу доберётся до Марселя Дюшана и того же Энди Уорхола.

Паола Антонелли - о том, как в коллекции МоМА появились видеоигры

Крайне важная своим посылом лекция куратора Нью-Йоркского музея современного искусства о том, почему MoMa сделал выставку о Пакмане и почему художественные критики приняли в штыки тетрис рядом с картинами Пикассо.

«Универсариум»: Современное русское искусство

Стартующий летом и полезный более всего старшеклассникам на каникулах цикл лекций искусствоведа и научного сотрудника ММСИ Полины Зотовой и психолога Алеси Миюзовой, в котором на примерах самых известных работ XX века обещают выявить связь искусства с историей нашей страны.

Где учиться

«Несимметричные подобия »

Курс художественного критика и культуролога Ирины Кулик, в рамках которого она каждый год сводит в пары известных художников XX века. В этом сезоне цикла слушателей ждут столкновения Эгона Шиле с Хансом Беллмером, Энди Голдсуорси с Бэнкси, а также Вито Аккончи с Деннисом Оппенгеймом.

Где: музей «Гараж»

Стоимость: бесплатно

«Искусство XIX–XX веков »

В лектории Пушкинского музея, что в Колымажном переулке, к апрелю как раз закончили разбираться с Мане и Сезанном и перешли к XX веку: в течение пяти ближайших недель научные сотрудники музея расскажут последовательно о Хансе Арпе, Джексоне Поллоке, Рое Лихтештейне и искусстве последних десятилетий.

ГДЕ: лекторий ГМИИ имени Пушкина

КОГДА : среды февраля-апреля

СТОИМОСТЬ: абонемент на курс продан, разовая лекция - 100 рублей

«Современное искусство
и музыка »

Один из множества интересных циклов в Московском музее современного искусства: художник, основатель «Термен-центра» и преподаватель Школы имени Родченко Андрей Смирнов рассказывает о музыкальных тенденциях XX века. Курс стартует на этой неделе лекцией о музыке футуристов, экспериментальной музыке 50–70-х годов и концепции случайности Джона Кейджа.

ГДЕ: ММСИ на Тверском бульваре

СТОИМОСТЬ: 200–400 рублей

The Village выражает благодарность за помощь в подготовке материала Александру Журавлёву и Алине Глазун.