Мировоззрение человека. Опорный конспект «Мировоззрение, его виды и формы» Мировоззрение, его виды и формы Одна из составляющих духовного мира человека мировоззрение - Конспект

Мировоззрение - это система взглядов и принципов человека, его понимание окружающего мира и место в этом мире. Мировоззрение обосновывает жизненную позицию индивида, его поведение и поступки. Мировоззрение напрямую связано с деятельностью человека : без него деятельность не имела бы целенаправленный и осмысленный характер.

Первым философом, обратившим внимание на мировоззрение, был Кант. Он именовал его как миросозерцание .

Примеры мировоззрения рассмотрим при разборе его классификации.

Классификация мировоззрений.

В классификации мировоззрений рассматриваются три основных типа мировоззрения с точки зрения его социально-исторических особенностей :

  1. Мифологический тип мировоззрения сформировался во времена первобытных людей. Тогда люди не осознавали себя как личности, не выделяли из окружающего мира и во всем видели волю богов. Язычество - главный элемент мифологического типа мировоззрения.
  2. Религиозный тип мировоззрения так же, как и мифологический, основан на вере в сверхъестественные силы. Но, если мифологический тип более гибкий и позволяет проявление различных видов поведения (лишь бы не прогневать богов), то у религиозного есть целая нравственная система. Огромное количество моральных норм (заповедей) и примеров правильного поведения (иначе - адское пламя не дремлет) держит общество в ежовых рукавицах, но зато объединяет людей одной веры. Минусы: непонимание людей другой веры, отсюда - разделение по религиозному принципу, религиозные конфликты и войны.
  3. Философский тип мировоззрения имеет социальный и интеллектуальный характер. Здесь важен разум (интеллект, мудрость) и общество (социум). Основной элемент - стремление к познанию. Эмоции и чувства (как в мифологическом типе) отходят на задний план и рассматриваются в контексте все того же интеллекта.

Существует и более подробная классификация типов мировоззрения, основанная на установках взглядов на мир.

  1. Космоцентризм (античный тип мировоззрения, заключается во взгляде на мир как на упорядоченную систему, где человек ни на что не влияет).
  2. Теоцентризм (средневековый тип мировоззрения: Бог в центре, и он влияет на все явления, процессы и объекты; такой же фаталистический тип, как и космоцентризм).
  3. Антропоцентризм (после эпохи Ренессанса человек становится центром мировоззрения в философии).
  4. Эгоцентризм (более развитый вид антропоцентризма: в центре внимания уже не просто человек как биологическое существо, а каждая отдельная личность; здесь заметно влияние психологии, которая начала активно развиваться в Новое Время).
  5. Эксцентризм (не путать с эксцентризмом в психологии; современный вид мировоззрения, в основе которого лежит материализм, а также отдельные идеи всех предыдущих типов; при этом рациональное начало уже находится вне человека, скорее - в обществе, которое становится в центре мировоззрения.

При изучении такого понятия как мировоззрение, нельзя не коснуться такого термина как менталитет.

Менталитет с латыни дословно переводится как «душа других». Это отдельный элемент мировоззрения, который означает совокупность образа мысли, идей и нравов отдельного человека или социальной группы. По сути - это разновидность мировоззрения, его частное проявление.

В наше время менталитет чаще всего рассматривается как характеристика мировоззрений отдельной социальной группы, этноса, нации или народа. Анекдоты про русских, американцев, чукчей, англичан основаны именно на идеи менталитета. Главная особенность менталитета в этом понимании - передача мировоззренческих идей из поколения в поколение как на социальном уровне, так и на генетическом.

При изучении мировоззрения как вида восприятия мира в дальнейшем обязательно следует исследовать такие проявления как

Мировоззрение человека - это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человека этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции - тоже важная составляющая мировоззрения, по которой зачастую легче всего определить, к какому типу оно относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целенаправленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека. Изучением этого явления занимаются философы и культурологи, которые и дали классификацию мировоззрению. В этой статье мы рассмотрим самую распространенную, однако нужно учесть, что существуют и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

В первую очередь отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, однако он не отличал данное понятие от миросозерцания. То значение, которое принято сегодня, ввел Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большое значение играет происхождение той ценностной системы, которой придерживается человек (например, для выделения религиозного мировоззрения это важный определяющий фактор). Во-вторых, большую роль в определении играет индивида. В-третьих, важное значение имеет то, насколько осведомлен человек об окружающих его процессах.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическое, философское, социально-политическое, естественнонаучное и религиозное мировоззрения.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологическое и эстетическое.

Таким образом, распространенность разных типов мировоззрения связана с уровнем развития общества.

Мировоззрение - представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущихисторических типа мировоззрения :

§ мифологическое;

§ религиозное;

§ философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Школа Юрия Окунева

Добрый день, друзья! Считаете, что философия - удел бородатых дедушек-профессоров из маститых ВУЗов? Не спешите с выводами! Философией пропитано решительно все, что имеет отношение к жизнедеятельности человека. В том числе, и наш многоуважаемый , который напрямую связан с таким философским понятием как мировоззрение. Итак, сегодня обсудим мировоззрение что это, «с чем его едят» и каких целей помогает достичь понимание себя в этом ключе?

Термин «мировоззрение» звучит весьма солидно, и кому-то может показаться слишком заумным. На деле же все достаточно просто. О том, что такое мировоззрение, определение в словаре гласит примерно следующее: «это система взглядов на окружающий мир, других людей и себя самого».

Объясню простыми словами. Представьте, что каждый из нас смотрит на мир через изготовленные на заказ очки того или иного бренда. При этом можно сказать следующее:

  • У каждого будут совершенно особенные очки, ведь все изделия авторские, единичные. Хоть в чем-то, да обязательно найдется какая-то неповторимая черта.
  • У людей, заказавших очки в одинаковых фирмах, данные аксессуары будут иметь схожие черты.
  • Различие в характеристиках изделий будет отражаться на том, что именно мы видим, в каких цветах, в каком масштабе, под каким углом и т.д.
  • Тот факт, какие именно очки заказать и где, зависит от целой кучи факторов. Уровня ваших доходов; актуальных модных тенденций; традиций, принятых в конкретной социальной/культурной среде; личных вкусовых пристрастий владельца и того, что считается красивым непосредственно в его семье и пр.

Именно такими «очками» и является мировоззрение. У каждого человека оно уникально. У людей из одинаковых социальных/культурных групп очки мировоззрение в чем-то схоже. На то, под каким ракурсом мы смотрим на мир, влияет огромное количество внутренних и внешних факторов.

С понятием мировоззрения, вроде как, разобрались. Теперь давайте поговорим о том, зачем нам, собственно, вообще возиться с этой философской мутотенью. А смысл здесь заключается в том, что именно от ваших взглядов на собственную персону и на происходящее вокруг и зависит весь ваш жизненный путь.

Понимание, что есть добро и зло. Представления об идеальных отношениях, любви, успешной карьере, материальном благополучии, творческой самореализации. Мечты и стремления, страхи и предрассудки. Все это формируется именно в рамках мировоззрения. Поэтому чрезвычайно важно как можно лучше изучить данное понятие и начать применять полученные знания на практике!

Функции мировоззрения и его формы

Говорить о мировоззрении можно часами, но нам такой вариант не подходит, ибо наша цель усвоить базис. Поэтому вкратце пробежимся по основным нюансам.

Какую миссию несет на себе система взглядов на мир?

Их несколько. Мы выделим основные.

  • Поведенческая. Нашими действиями напрямую руководят те взгляды, цели и принципы, которые образуются в рамках формирования мировоззренческой картины мира.
  • Познавательная. На протяжении всей жизни мы изучаем окружающий мир и регулярно пополняем копилку своих знаний новыми открытиями, эмоциями. В итоге, постоянно корректируется и сама система взглядов.
  • Прогностическая. Располагая некоторым опытом и информацией о мире, мы можем строить догадки о дальнейшем течении жизни. В частности, о том, что будет происходить с какой-то небольшой социальной группой (например, коллективом на работе) или даже целой страной. Плюс, мы строим планы относительно себя самих и близких нам людей.
  • Ценностная. Мировоззрение определяет набор личностных ценностей. Что для нас хорошо, а что плохо? Что можно, а что никогда нельзя? В чем смысл нашего существования? Как расставить приоритеты? На основе этих убеждений мы выстраиваем план жизни, на них же опираемся при принятии различных решений.

Ну, что? Разговоры о мировоззрении все еще кажутся вам бестолковой тратой времени? Вы все еще убеждены, что это философская ерунда, которая не имеет к вам никакого отношения, а потому совершенно не нужна? В таком случае перечитайте список функций еще раз!

Типы мировоззрения

С течением времени эпохи сменяли друг друга. Человек, общество развивались, а потому менялись и некие общие мировоззренческие тенденции. При этом старые принципы «воззрений» в большей или меньшей степени также сохранялись. В итоге, сегодня можно говорить про несколько разновидностей систем взглядов, которые так или иначе представлены и в современном мире. Разберем их, чтобы еще лучше понять, что значит мировоззрение.

  • Мифологическое.

Оно стало следствием недостаточности знаний человека о мире. Ему свойственно отождествление различных природных процессов с теми или иными полуфантастическими или полностью сказочными образами. Присвоение природе характеристик живого существа.

Несмотря на оторванность от объективных факторов, подобная система взглядов присутствует и сегодня. В частности, в виде различных суеверий. Например, мы обходим стороной черных котов. Трижды стучим по столу и плюемся, чтобы прогнать прочь негатив. Навязываем невестам необходимость в день свадьбы надевать на себя что-то новое, что-то синее и что-то заимствованное. И так далее.

  • Религиозное.

Это фактически более продвинутый уровень предыдущего мировоззрения. Ему свойственна большая осмысленность, реалистичность и привязка уже к конкретным морально-этическим нормам. Теперь человек не просто стремиться делать что-то по правилам, дабы не разгневать высшие силы. Он еще и пытается быть хорошим, вносит в свой список идеалов важнейшие общечеловеческие ценности - доброту, любовь, умение прощать, стремление помочь нуждающимся и т.д.

  • Обыденное.

Тип взглядов, который, наверное, был всегда. В его основе - простой житейский опыт, чувства и здравый смысл. Плюс, сюда же подключаются всевозможные стереотипы и предрассудки; традиции, принятые в конкретном обществе, отдельной семье. Колоссальное воздействие оказывают и сторонние факторы в виде СМИ, литературы, кино.

  • Философское.

По мере расширения представлений о мире у человека появляется необходимость анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи и делать на основе полученных данных выводы. Он пока еще руководствуется субъективным познанием, делая акцент то на материальной стороне вещей, то на их духовной составляющей мироздания. Но все же ищет, всматривается в мельчайшие детали и размышляет, пытаясь выявить истину.

  • Научное.

Прогресс не стоит на месте. Поэтому в какой-то момент общество начинает отходить от своих чувственных представлений и пространных философский теорий, отдавая предпочтение жестким фактам. Конкретность, максимальная объективность, практичность, мощная доказательная база - все это выходит на первый план. Ура!

  • Историческое.

Под этим понимается то мировоззрение, которое привязано к какой-то конкретной эпохе. Например, античность отличалась своими высокими эстетическими идеалами. Чтились науки и философия. Люди того периода искали формулу идеальной гармонии и красоты. А вот во времена Средневековья во главу угла ставилась религия, инакомыслие жестоко каралось, было явное стремление к простейшим плотским удовольствиям. И так далее.

  • Художественное.

Весьма специфический вид мировоззрения. Он встречался во все времена - среди тех людей, которые пытались даже самые простые вещи воспринимать как чудо природы. Они восхищались красотой и гармонией мира, стремились создавать рукотворные вещи, которые бы отражали это великолепие. Художественное мировоззрение свойственно всем по-настоящему творческим людям.

И что в итоге?

Как видите, все виды «воззрений» на мир очень разные. Каждый имеет свои плюсы и минусы. Именно поэтому так важно в формировании своих собственных взглядов на жизнь не зацикливаться на какой-то одной системе.

Важно грамотно сочетать между собой мировоззренческие принципы, отсылающие к духовности и чувственности, с теми, что делают акцент на практичности и объективности. Каждый элемент при этом чрезвычайно важен. Только в этом случае можно будет говорить о гармоничном развитии личности.

Вообще, принято разделять два кардинально разных уровня мировоззренческих систем:

  • Обыденный. Это взгляды, которые имеют под собой основание в виде накопленного лично нами или целыми поколениями наших предшественников опыта. Взгляды, которые опираются на традиции, культурные ценности, общественные идеалы, устоявшиеся убеждения. Безусловно, они не лишены смысла и рациональности. Однако их совершенно недостаточно для того, кто стремится расширять грани своего сознания, устранять поставленные другими рамки. Для того, кто идет по собственному пути.
  • Философский. На этом уровне человек начинает критически оценивать все те знания, которые накопились цивилизацией. Он допускает потенциальную ошибочность некоторых представлений, и старается выявлять эти нестыковки. Делается это ради формирования максимально эффективного, реалистичного и полезного мировоззрения.

«И всё-таки, как применить это на практике?» — спросите вы.

До новых публикаций! Всегда ваш, Юрий Окунев.

Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения:

мифологическое;

религиозное;

философское;

обыденное;

гуманистическое.

Мифологическое

Мифологическое мировоззрение (от греч. μῦθος - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.


Философия (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) - одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями[источник не указан 37 дней]: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.[нейтральность?]

Гуманистическое

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, его праве на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.

6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки.

Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципы – прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием. Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Т.о., неопозитивизм выступает как наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии 20 в. Это предопределило в значительной мере симпатии к неопозитивизму широких кругов научно-технической интеллигенции в 1920–30-х гг., в период его возникновения и распространения. Однако эта же узкосциентистская его направленность стала стимулом разочарования в неопозитивизме после 2-й мировой войны, когда на авансцену выдвинулись философские течения, отвечающие на глубинные экзистенциальные проблемы современности, и когда начинается критика сциентистского культа науки. Вместе с тем неопозитивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма и сциентизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В этой позиции проявляется, с одной стороны, бóльший радикализм неопозитивизма по сравнению с классическим позитивизмом в отказе от традиционных способов философского мышления, с другой стороны – определенная реакция на реальные запросы современного теоретического мышления. При этом в отличие от предшествующих ему направлений позитивизма, в частности махизма, также претендовавших на исследование научного знания, но ориентировавшихся на психологию научного мышления и историю науки, неопозитивизм пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке, привлекая методы современной логики и семиотики. Это обращение к анализу языка находит также выражение и в особенностях критики «метафизики» в неопозитивизме, когда последняя рассматривается не просто как ложное учение (как это делал классический позитивизм), а как в принципе невозможное и лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Причем источники этой бессмысленной «метафизики» усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Все это позволяет говорить о неопозитивизме как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, где той данностью, выход за пределы которой объявлялся неправомерной «метафизикой», выступают уже не т.н. позитивные факты или чувственно данные, а языковые формы. Тем самым неопозитивизм тесно сближается с аналитической философией, в качестве разновидности которой он начинает рассматриваться в поздние годы своего существования.

Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма. Именно в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930– 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции. Эти и близкие к ним взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства неопозитивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому помимо логических позитивистов примыкали ряд американских представителей философии науки позитивистско-прагматистского направления (Моррис, Бриджемен, Маргенау и др.), логической львовско-варшавской школы (А.Тарский, К.Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т.д. Идеи неопозитивизма получают распространение и в западной социологии (т.н. социологический позитивизм Лазарсфельда и др.). В этот период регулярно созывается ряд международных конгрессов по философии науки, на которых осуществляется широкая пропаганда идей неопозитивизма. Неопозитивизм оказывает заметное идейное воздействие на научное сообщество в целом, под его влиянием складывается ряд позитивистских концепций в истолковании открытий современной науки.

Популярность неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость простого, четкого, связанного с применением современных научных методов решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность неизбежно должны были привести и действительно привели неопозитивизм к дискредитации и глубокому кризису. Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом, не оправдывает тех надежд, которые на нее возлагались. Классические проблемы, преодоление и снятие которых обещал неопозитивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции. С нач. 1950-х гг. все более четко выявляется несостоятельность т.н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутая логическим позитивизмом (см. Логический эмпиризм) и проводится резкая критика этой концепции со стороны представителей философии науки иной ориентации. Неопозитивизм, т.о., теряет свои позиции в методологии науки, разработка которой традиционно со времен Венского кружка была основным источником авторитета.

В западной философии науки в 1960–70-х гг. развивается течение, т.н. постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно-мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчеркивают, в противоположность неопозитивизму, значение исследования истории науки для ее методологии, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки и пр. Это течение в значительной мере находится под влиянием идей Поппера, который еще с сер. 1930-х гг. выступил со своей концепцией философии науки, во многом близкой к неопозитивизму, но составившей ему эффективную конкуренцию в период ослабления его влияния. Предметом сильной критики становится также радикальный сциентизм неопозитивизма, игнорирование им роли различных форм вненаучного сознания, в том числе значимости их и для самой науки. В связи с этим в контексте аналитической философии, выдвигавшей в качестве основной задачи философии анализ языка, на первый план выдвигается течение английских аналитиков (т.н. философия лингвистического анализа), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л.Витгенштейна), которые разделяли принципиальную антиметафическую направленность неопозитивизма, но делали предметом своего исследования прежде естественный язык.

Принципиальная позиция отстранения от жизненно важных мировоззренческих, социальных и идеологических проблем современности, волнующих человечество, обосновываемая концепцией деидеологизации философии, сциентистская ограниченность, уход в сферу частных проблем логики и методологии науки – все это вызывало падение популярности неопозитивизма, сопровождаемое относительным увеличением влияния антипозитивистских течений в западной философии (экзистенциализм, философская антропология, неотомизм). Основная тенденция эволюции неопозитивизма в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, отказе от широковещательных программ. Со 2-й пол. 1950-х гг. неопозитивизм перестает существовать как философское течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т.о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историческую значимость неопозитивизма, который стимулировал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исследования в философии, не говоря уже о заслугах его представителей в разработке теории современной логики и специальных вопросов методологии науки.