Оценка состояния по шкале. Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар: критерии, оценка жизнеспособности, признаки недоношенности. Прогнозирование риска мозгового инсульта у больных с транзиторными ишемическими атаками

Методика, которая предназначена для определения основных признаков, характеризующих состояние новорожденного, была предложена Вирджинией Апгар. К педиатрии она имела косвенное отношение, так как по специальности была врачом-анестезиологом. Несмотря на это, ей удалось разработать универсальный способ оценки самых важных признаков младенца, который получил ее имя - шкала Апгар.

На тот момент стоял вопрос о необходимости поиска стандартизированного подхода в решении задачи, касающейся необходимости реанимационных мероприятий. Особенно это касается возможности восстановления дыхательной функции.

Идея доктора Апгар заключается в применении той же оценки, но в динамике, что позволяет дать адекватную оценку оказанной малышу помощи.

Шкала, предложенная Апгар, включает в себя 5 признаков, каждый из которых определяется два раза - после первой и пятой минуты с момента рождения. Даже интуитивно понятно, что нормой по шкале Апгар является большее число баллов.

Если новорожденный выдержал свой первый экзамен по критериям этой методики, то оценивание завершается. При показателях ниже семи, ведется дальнейшее наблюдение. Врач отслеживает состояние крохи каждые пять минут, то есть на 10, 15 и даже 20 минуте.

Каждый критерий оценивается баллами, а шкала Апгар для новорожденных представлена в виде таблицы. При их суммировании получается цифра, по которой судят о здоровье ребенка.

Как правило, достаточно провести оценивание по завершении 1-й и 5-й минуты жизни. При наличии проблем у малыша, требуется проведение дополнительного оценивания.

Показатели состояния новорожденного

Основными критериями, которые характеризуют состояние новорожденного, приняты следующие.

Дыхание

Максимальной оценки заслуживает дыхательная деятельность, если число движений при дыхании составляет 40-45 в минуту, а также если с появлением на свет слышен громкий крик малыша.

Если при рождении он способен плакать, но при этом не кричит, а слышно дрожание голоса и наблюдаются медленные дыхательные движения, то ставится оценка в 1 балл. При критической ситуации, когда дыхание отсутствует и кроха не издает никаких звуков, количество балов равно нулю.

Частота биения сердца

При появлении из чрева матери сердечко малыша должно биться часто, так как наравне с мамой ему пришлось потрудиться. Оценка в два балла ставится при частоте сердцебиения равной 130-140 ударов в минуту. Принято считать, что частота сердцебиения более 100 ударов в минуту заслуживает максимального числа баллов.

Если при внутриутробном развитии поступление кислорода было недостаточное, то наблюдается замедленное дыхание, а сердце бьется несколько реже, чем при норме. Оценка составляет в этом случае 1 балл.

При отсутствии пульса, если сердечная деятельность находится на неудовлетворительном уровне, баллы не насчитываются.

Мышечный тонус

Чаще всего новорожденные имеют повышенный тонус. Это объясняется пребыванием в чреве матери в единственно возможной позе. В результате этого при появлении на свет у малыша появляется свобода, и он производит хаотичные резкие движения, что свидетельствует об удовлетворительном тонусе мускулатуры.

Если ребенок держит конечности в согнутом состоянии и осуществляет движения только изредка, то ставится оценка в 1 балл. При отсутствии движений вовсе оценка - 0 баллов.

Рефлексы

У новорожденного сразу же срабатывают безусловные рефлексы, поэтому он кричит или делает свой первый вдох. При их проявлении сразу же, оценка - 2 балла. Если пришлось оказывать помощь и рефлексы появились не сразу, то ставят 1 балл. В худшем случае рефлексы отсутствуют - оценка 0 баллов.

Цвет кожи

В идеальном случае, когда ставится оценка 2 балла, цвет кожных покровов крохи бывает разных оттенков розового. Этот факт свидетельствует о нормальном состоянии кровообращения.

Кроме этого, осматривается слизистая рта, губы, ладошки и ступни. Если наблюдается небольшая синюшность, то ставят 1 балл. Если ребенок имеет бледный или синюшный цвет тела, то оценка неудовлетворительная.

Оценивание новорожденного с использованием шкалы Апгар должно производиться врачом очень быстро, так как промедление может стоить очень дорого.

При сумме баллов, равной 7 и более, здоровье малыша оценивается как хорошее, и он не требует особого ухода. При 4-6 баллах не исключается необходимость в проведении реанимационных мероприятий. Суммарная оценка ниже 4-х требует неотложных действий по спасению жизни младенца.

Шкала Апгар для новорожденных представлена в таблице

Оцениваемый параметр Шкала оценки
0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожи Практически весь кожный покров имеет бледный или синюшный цвет Поверхность тела имеет преимущественно розовую окраску, конечности — синюшную Вся поверхность тела имеет розовую окраску
Пульс Отсутствует Меньше 100 Больше 100
Рефлекторная возбудимость Отсутствие реакции на введение носового катетера Слабовыраженная реакция на введение носового катетера Четкая реакция на введение носового катетера: движение, кашель, чихание
Тонус мышц Отсутствует, конечности свисают Тонус понижен, однако наблюдается слабовыраженное сгибание конечностей Выражены активные движения
Дыхание Отсутствует Прерывистое дыхание, слабый крик Нормальное дыхание, громкий крик

Как интерпретировать сумму баллов

Рассмотрим вначале наилучший вариант, когда ставят максимальную оценку в 2 по всем признакам шкалы Апгар. Для получения такой оценки новорожденный должен самостоятельно дышать, при этом не важно, как он это делает, хорошо или плохо. Важно, чтобы он дышал.

Сердце при такой оценке должно иметь частоту биений более 100 ударов в минуту, а ручки и ножки согнуты. При этом малыш активно кричит, чихает, откликается движениями на различные манипуляции, а кожа его здорового розового цвета.

При самостоятельном, но нерегулярном дыхании, дается средняя оценка по шкале Апгар. При этом сердцебиение прослушивается, но оно бьется с частотой менее 100 ударов в минуту, а кисти и стопы синюшного оттенка, но лицо и тело имеют розовый цвет.

В этом случае реакции при различных манипуляциях выражается неактивными гримасами, а конечности - немного согнуты.

В худшем варианте баллы не прибавляются, что говорит о том, что кроха не дышит, а биение сердечка не выслушивается, и поза не характерна для нормального состояния здоровья (поза лягушки). Кроме этого, наблюдается полное отсутствие реакций на действия, и кожа приобрела синюшность (тотальный цианоз).

При сложении числа всех поставленных баллов по каждому критерию получается оценка по шкале Апгар.

Для наглядности рассмотрим пример. Предположим, что новорожденный появился в трудных родах. При завершении первой минуты жизни дыхание оказалось слабым и нерегулярным. При прослушивании сердцебиения выяснили, что его звук приглушен, а частота составляет 120 ударов в минуту.

Крошка находится в позе полуфлексии, а когда при чистке носика и рта он начал гримасничать, получил по этому показателю 1 балл. При этом имеет место синюшный цвет тела ребенка. При сложении цифр поставленных балов получаем сумму равную 5 баллам по шкале Апгар.

Врачами были предприняты действия по реанимации, и при завершении пятой минуты жизни ребенок стал регулярно дышать, начал кричать, а сердце стало биться с частотой в 150 ударов в минуту.

Реакции на действия стали активными, ребенок чихает, но прежняя поза не изменилась. Цвет тельца и личика новорожденного стал розовым, однако синюшность кистей и стоп прошла не полностью. При последовательном оценивании всех признаков получается 8 баллов по шкале Апгар.

Эта информация представляет ценность для врачей в плане возможности оценки состояния здоровья новорожденного с течением времени, то есть в динамике. Если величина цифры становится выше, то процесс адаптации ребенка идет нормальным образом, а те действия, которые осуществляют медицинские работники, дают положительный эффект.

Если быть точными, то непосредственной связи проводимых действий по реанимации и шкалой Апгар нет. Перед неонатологом стоят две основные задачи: восстановить адекватное дыхание и стабилизировать сердцебиение.

При этом, используя шкалу Апгар, можно прогнозировать вероятные патологии. Например, исследования показали, что имеется связь между невысокими оценками, согласно этой методике, и частотой возникающих нарушений невротического характера в дальнейшей жизни ребенка.

Принято считать, что по шкале Апгар для новорожденных норма составляет 7 баллов и больше. Как это ни странно звучит для дилетантов в области педиатрии, но высший балл, равный 10, получить на первой минуте жизни невозможно.

Если даже ребенок здоров, то на первых минутах жизни кисти и стопы новорожденного имеют синюшный цвет. Таким образом, этот ребенок может получить не более 9 баллов по шкале Апгар. Однако утверждать, что он не здоров, будет неверно.

Подобную ситуацию можно наблюдать при сумме в 7 баллов по шкале Апгар при оценке трех признаков на средний балл. Например, пусть это будет касаться цвета кожи, тонуса мышц и рефлекторных реакций. В этом случае врач-неонатолог судит по такой оценке о состоянии ребенка, как о совершенно нормальном.

Примеры

Для более глубокого понимания приводим несколько примеров оценки состояния здоровья новорожденного, которое определяется в зависимости от суммы баллов по шкале Апгар:

  • 3-3 - малыш находится в критическом состоянии;
  • 5-6 - необходимо пристальное наблюдение;
  • 6-7, 7-8 - состояние здоровья находится на среднем уровне, тщательное наблюдение не требуется;
  • 8-8 - показатели здоровья крохи находятся на уровне выше среднего;
  • 8-9, 9-9, 9-10 - считается хорошим состоянием;
  • 10-10 - в медицинской практике не встречается.

Не следует принимать близко к сердцу наличие какого-либо показателя, отличающегося от нормы и оценки ниже 7-7 по шкале Апгар. Эти цифры не могут говорить о присутствии патологии или, еще хуже, инвалидности.

При появлении на свет крохи, баллы играют определенную роль, но на дальнейшее будущее ребенка не оказывают никакого влияния. Для иллюстрации положения дел можно представить себе, что врач на приеме интересуется оценкой по шкале Апгар, так как ребенок часто подхватывает простуду.

Данный показатель важен только в момент рождения и необходим в некоторых ситуациях на протяжении первого года жизни. Спустя некоторое время эти цифры останутся историей, как рост и вес новорожденного.

Полезное видео о процедурах с новорожденным после родов

Мне нравится!

4399 0

Тяжесть состояния всех 223 исследованных пострадавших в группах определяли по шкале АРАСНЕ-2, так как она универсальна, пригодна для широкого диапазона диагнозов и является общепризнанным стандартом при разработке других шкал. Одним из преимуществ шкалы АРАСНЕ-2, по нашему мнению, является включение в ее состав шкалы комы Глазго, что позволяет одновременно учитывать и количественную оценку сознания пострадавших.

Учитывая цели и задачи данной работы, оценку тяжести состояния по шкале АРАСНЕ-2 проводили после распределения пострадавших по группам и подгруппам, т. е. в различные сроки после перенесенной травмы, а также в день проведения исследований функции внешнего дыхания, центральной и периферической гемодинамики.

Шкала АРАСНЕ-2, которую предлагают авторы - разработчики, представлена в виде таблицы с диапазонами отклонений физиологических параметров. Помимо таблицы, в шкалу входят отдельными графами методика расчета баллов в зависимости от возраста (В) пострадавшего и методика расчетов баллов при выявлении хронических заболеваний (С).

Широкому применению зарубежной шкалы АРАСНЕ-2 препятствует, по нашему мнению, неудобство ее использования в отечественной клинической практике. В предлагаемой авторами-разработчиками таблице АРАСНЕ-2, диапазоны показателей расположены слева и справа от диапазона «0» баллов, что создает некоторые трудности при ее заполнении. В приложениях к основной таблице АРАСНЕ-2 отдельными строками идут сведения о возрасте и перенесенных заболеваниях, оцененные в баллах, которые суммируются с табличными показателями. В практической деятельности расположение данных о пострадавшем на нескольких листах также создает трудности при расчетах и рассеивает внимание врача. Поэтому нами был разработан более удобный для практического применения вариант таблицы АРАСНЕ-2, не изменяющий сути самой шкалы. Этот вариант был использован нами в данной работе.

Для большей концентрации внимания врача и лучшего зрительного восприятия нужных для заполнения диапазонов, мы внесли в таблицу ряд изменений.

1. Диапазоны низких и высоких отклонений физиологических переменных размещены по правую сторону таблицы.

2. В существующей таблице АРАСНЕ-2 отсутствует балльная оценка некоторых диапазонов физиологических переменных, поэтому эти диапазоны нами изначально закрашены и обозначены цифрой «0»,что позволяет врачам при заполнении таблицы концентрировать внимание только на диапазонах с пробелами.

3. Так как показатель НСО3 венозной сыворотки в ммоль/л практически никогда не используется в отделении реанимации и интенсивной терапии, то в адаптированной шкале этот показатель исключили.

4. Для удобства практического применения шкалы в общую таблицу мы внесли также те параметры (возраст, хронические заболевания, оперативные вмешательства), которые в основной системе АРАСНЕ-2 даны в приложениях.

Также в основу адаптированной таблицы для практического использования шкалы АРАСНЕ-2 заложена проанализированная нами поэтапная последовательность действий медперсонала при получении данных об острых физиологических нарушениях у пострадавших в момент их поступления.

1 этап. Еще до поступления лабораторных данных врач может заполнить графу с балльной оценкой по шкале комы Глазго, выставить баллы в графах «возраст» и «хронические заболевания», сосчитать частоту дыхания (ЧД) и частоту сердцебиений (ЧСС), измерить АД и ректальную температуру. Поэтому эти показатели мы разместили в первых строках таблицы.

2 этап. Практика показывает, что данные общепринятых показателей клинических анализов крови (количество лейкоцитов, индекс гематокрита и пр.) поступают раньше, чем данные биохимических исследований, поэтому результаты клинических анализов разместили на втором месте в таблице.

3 этап. На третьем месте в таблице поместили данные аппаратных методов исследования (напряжение О2 в артериальной крови - РаО2).

4 этап. Из совокупности всех поступивших биохимических анализов вычленение необходимых для таблицы значений (Ка+, К+, креатинина) требует времени, поэтому графы с данными биохимических методов исследования мы разместили в конце таблицы.

Разработанная нами адаптированная таблица шкалы АРАСНЕ-2 располагается на одном листе, что более удобно для практической деятельности и научно-исследовательской работы.

Ниже приводится пример заполнения адаптированной таблицы шкалы АРАСНЕ-2 у пострадавшего Б. 54 лет из подгруппы А первой группы (таблица 16). И.Б. № 19196. Пострадавший Б. поступил в реанимационное отделение с тяжелым ушибом головного мозга, множественными переломами ребер. При поступлении обнаружена аспирация рвотных масс и крови. Течение ТБ осложнилось двусторонней пневмонией, которая привела к сепсису.

Таблица 16. Пример заполнения адаптированной таблицы шкалы АРАСНЕ-2


Возраст 54 года соответствует 2 баллам по шкале АРАСНЕ-2. Оценка по шкале комы Глазго равнялась 3 балла (по шкале АРАСНЕ-2, соответственно, 12 баллов). Частота дыхания (ЧД = 4 балла), так как пострадавший находился на ИВЛ. ЧСС 150 уд/мин. (3 балла). Температура ректальная 38,6° С (1 балл). Среднее АД равнялось 69 мм рт. ст. (2 балла, так как для поддержания АД ему капельно вводили допамин). Гематокрит равнялся 45,8% (0 баллов), количество лейкоцитов составило 14,2 х 109/л (0 баллов), рН - 7,7 (3 балла). Напряжение кислорода в артериальной крови (PaO2) 70 мм рт. ст. (1 балл).

Натрий сыворотки равнялся 131 ммоль/л (0 баллов), калий сыворотки -3,6 ммоль/л (0 баллов). Удвоенные значения креатинина 2,3 ммоль/л (3 балла). Отметим, что у пострадавшего отмечались признаки острой почечной недостаточности, так как диурез был только после больших доз лазикса. Сумма всех баллов равнялась 31. Пострадавший умер, несмотря на интенсивную терапию.


В первую очередь у больного инсультом оцениваются жизненно важные функции: степень нарушения сознания, состояние сердечнососудистой и дыхательной систем. Во вторую очередь определяют степень нарушения мозговых функций и оценивают высшую нервную деятельность.

Оценка степени нарушения сознания

В 1974 году нейротравматологами из шотландского города Глазго была предложена довольно простая шкала для оценки состояния пациентов с черепно-мозговыми травмами. Оценочные критерии настолько получились удачными, что впоследствии данная шкала Глазго стала использоваться и для оценки состояния пациентов с различными типами инсультов.

Шкала Глазго оценивает состояние больного по трем признакам:

  • Открывание глаз :
    • Произвольное - 4 балла
    • Как реакция на голос - 3 балла
    • Как реакция на боль - 2 балла
    • Реакции нет - 1 балл
  • Речевая реакция и характер словесных ответов :
    • Больной ориентирован, быстрый и правильный ответ на заданный вопрос - 5 баллов
    • Больной дезориентирован, спутанная речь - 4 балла
    • Словесный бред, ответ по смыслу не соответствует вопросу - 3 балла
    • Нечленораздельные звуки в ответ на поставленный вопрос - 2 балла
    • Речь отсутствует - 1 балл
  • Двигательные реакции и активность :
    • Выполнение движений по команде - 6 баллов
    • Целесообразное движение в ответ на болевое раздражение - 5 баллов
    • Отдергивание конечности в ответ на болевое раздражение - 4 балла
    • Патологическое сгибание конечности в ответ на боль - 3 балла
    • Патологическое разгибание конечности в ответ на боль - 2 балла
    • Нет реакции - 1 балл

Все эти признаки оцениваются баллами (больший балл соответствует лучшему состоянию), после чего баллы суммируются, и по сумме баллов определяется уровень нарушения сознания. Чем больше сумма баллов, тем в более лучшем состоянии находится больной (меньше угнетено его сознание):

  • 15 баллов - полностью ясное сознание ;
  • 14-13 баллов - оглушение ;
  • 12-9 баллов - сопор ;
  • 8-4 баллов - кома (сумма менее 8 баллов говорит о непосредственной угрозе жизни пациента);
  • 3 балла - смерть головного мозга.

В России наряду со шкалой Глазго применяется классификация сознания по Коновалову :

  • Ясное сознание . Адекватное реагирование на окружающее, эквивалентное восприятие самого себя, полная сохранность всех функций с активным бодрствованием. При диагностировании: полная ориентировка, быстрое выполнение инструкций;
  • Оглушение . Снижение собственной активности, частичное выключение сознания с сохранностью словесного контакта, повышение порога восприятия всех внешних раздражителей. При диагностировании: частичная или полная дезориентировка в месте, времени и ситуации, сонливость, замедленное выполнение команд;
  • Сопор . Выключение сознания при отсутствии словесного контакта и сохранности координированных и защитных реакций на болевые раздражители. При диагностировании: выполнение словесных команд полностью отсутствует; координированные защитные движения на болевые раздражители;
  • Кома . Полное выключение сознания с тотальной утратой восприятия окружающей среды и самого себя с выраженными неврологическими и вегетативными нарушениями:
    • Кома 1-й степени. Нецеленаправленная реакция на болевой раздражитель; нескоординированные защитные движения;
    • Кома 2-й степени. Отсутствие защитных движений на болевой раздражитель.
    • Кома 3-й степени (запредельная кома). Дестабилизация дыхательной и сердечнососудистой систем.

При обширных поражениях головного мозга встречается состояние, называемое "синдромом запертого человека" , когда параличом полностью поражена вся двигательная мускулатура, за исключением мышц глаз. При этом пострадавший при полной неподвижности сохраняет способность мигать и совершать глазами движения вверх-вниз.

Оценка внешнего дыхания

При поражениях головного мозга может быть нарушен ритм, глубина и частота дыхания (патологическое дыхание или дыхание Чейн-Стокса ). У больного постепенно увеличиваются по глубине вдохи, при этом они чередуются с периодами поверхностного дыхания или кратковременными остановками дыхания. Частота дыхательных движений достигает 30 в минуту. При очень тяжелых поражениях головного мозга происходит полная остановка дыхания.

При оценке внешнего дыхания следует всегда помнить о том, что дыхание также может быть нарушено вследствие попадания содержимого желудка в дыхательные пути, в результате чего происходит полная или частичная их закупорка.

Оценка сердечнососудистой системы

Данный вид оценки заключается в измерении АД и определения частоты сердечных сокращений. Артериальное давление может быть как пониженным, так и повышенным; ритмичная работа сердца может быть нарушена вплоть до его полной остановки.

Общемозговая неврологическая оценка

Общемозговая симптоматика говорит о масштабах поражений нервной ткани головного мозга:

  • нарушение сознания;
  • субъективное ощущение затуманенности сознания;
  • головная боль;
  • шум в голове;
  • головокружение;
  • заложенность в ушах;
  • боль в глазах;
  • тошнота и рвота;
  • высокая температура.

При разрыве сосуда кровь может достигнуть мозговых оболочек. В этом случае появляются признаки раздражения мозговых оболочек (менингеальный синдром):

  • головная боль;
  • тошнота и рвота;
  • напряжение мышц затылка;
  • симптом Кернинга (автоматическое сгибание ноги в коленном суставе при сгибании ноги в тазобедренном суставе);
  • симптом Брудзинского (при сгибании вперед головы лежащего на спине пациента, происходит сгибание его ног).

Очаговые симптомы

  1. Нарушение чувствительности . Возникают ощущения без раздражителей (ползание мурашек, онемение, покалывание, чувство холода) на отдельных участках кожи лица и конечностей.
  2. Двигательные расстройства . Проявляются в виде параличей конечностей или частей конечностей, мышц мимической мускулатуры лица, языка. При тщательном неврологическом обследовании могут быть обнаружены изменения сухожильных и кожных рефлексов, появление патологических рефлексов. При параличе возможны автоматические движения - зевание, плачь, кашель, зеркальные движения конечностей (когда парализованная конечность повторяет движения здоровой конечности).
  3. Зрительные расстройства . Частичная или полная утрата зрения. При изучении нарушений зрения важно убедиться, что нет причин другого характера, влияющих на результат тестирования.

Нарушение высшей нервной деятельности

  1. Снижение памяти, концентрации внимания.
  2. Степень нарушения речевых функций (афазия).
  3. Выполнение сложных движений при отсутствии чувствительности и координации движений.
  4. Утрата способности узнавания знакомых предметов, запахов, цвета (зрительная агнозия, слуховая агнозия).
  5. Нарушение последовательности сложных движений при сохранении составляющих их элементарных движений (типа, пописал, но забыл штаны снять).
  6. Дезориентировка в собственном теле.

ВНИМАНИЕ! Информация, представленная сайте сайт носит справочный характер. Администрация сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия в случае приема каких-либо лекарств или процедур без назначения врача!

Для объективной характеристики состояния новорожденного пользуются шкалой Апгар. В течение первой минуты после рождения определяют 5 важнейших клинических признаков: частоту и ритм сердцебиения, характер дыхания и мышечного тонуса, состояние рефлексов и окраску кожных покровов. В зависимости от выраженности этих признаков ставят оценку в баллах по каждому из них:

    Сердцебиение:

0 баллов – отсутствует;

1 балл – частота менее 100/мин;

2 балла – частота более 100/мин.

0 баллов – отсутствует;

1 балл – слабый крик (гиповентиляция);

2 балла – громкий крик.

    Мышечный тонус:

0 баллов – вялый;

1 балл – некоторая степень сгибания;

2 балла – активные движения.

    Рефлекторная возбудимость (оценивается по реакции на носовой катетер или силе рефлекса на раздражение подошв):

0 баллов – отсутствует;

1 балл – слабо выражена (гримаса);

2 балла – хорошо выражена (крик).

    Окраска кожи:

0 баллов – синюшная или бледная;

1 балл – розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей;

2 балла – розовая.

Полученные баллы суммируют и оценивают следующим образом:

10 - 8 баллов – удовлетворительное состояние ребенка;

7 - 6 баллов – легкая степень асфиксии;

5 - 4 баллов – асфиксия средней тяжести;

3 - 1 балла – тяжелая асфиксия;

0 баллов – клиническая смерть.

Для определения прогноза повторно оценивают состояние ребенка по шкале Апгар через 5 мин после рождения. Если оценка возросла (при первичной сниженной), то прогноз более благоприятный.

С целью ранней диагностики дыхательных расстройств у недоношенных детей производят оценку по шкале Сильвермана (при рождении через 2, 6, 12 и 24 часа жизни); при этом в баллах оценивают следующие признаки:

    Движения грудной клетки:

0 баллов – грудь и живот равномерно участвуют в акте дыхания;

1 балл – аритмичное, неравномерное дыхание;

2 балла – парадоксальное дыхание.

    Втяжение межреберий:

0 баллов – отсутствует;

1 балл – нерезко выражено;

2 балла – резко выражено.

    Втяжение грудины:

0 баллов – отсутствует;

1 балл – нерезко выражено;

2 балла – резко выражено, держится постоянно.

    Положение нижней челюсти:

0 баллов - рот закрыт, нижняя челюсть не западает;

1 балл – рот закрыт, нижняячелюсть западает;

2 балла – рот открыт, нижняя челюсть западает.

0 баллов – спокойное, ровное;

1 балл – при аускулътации слышен затрудненный вдох;

2 балла – стонущее дыхание, слышное на расстоянии.

16. Гипоксия плода, методы диагностики, лечения.

Гипоксия плода – комплекс изменений в его организме под влиянием недостаточного снабжения кислородом тканей и органов плода или неадекватной утилизации ими кислорода.

Кислородное голодание в различные периоды беременности имеет неодинаковые последствия для эмбриона и плода:

В предимплантационный период гипоксия редко приводит к нарушениям развития оплодотворенной яйцеклетки;

В период органогенеза выраженная гипоксия может сопровождаться замедлением развития эмбриона и появлением аномалий развития;

Кислородное голодание в период фитогенеза обычно приводит к гипотрофии и гипоксии.

По этиопатогенезу выделяют следующие формы гипоксии плода:

1. Артериально-гипоксическая форма:

А) гипоксическая – следствие нарушения доставки кислорода в маточно-плацентарный кровоток:

Дыхательная и ССС недостаточность матери;

Нарушение кислородтранспортной функции материнского гемоглобина (анемия, инактивация повышения сродства к кислороду);

Б) трансплацентарная форма – следствие нарушения газообменной функции плаценты вследствие перфузионной или диффузионной ее недостаточности:

Поздний токсикоз;

Переношенная беременность;

Преждевременная отслойка плаценты;

Экстрагенильные заболевания матери (СД, ГБ, СН и т.п.).

2. Гемическая форма:

а) анемическая форма – следствие сниженного содержания фетального гемоглобина (гемолитическая болезнь плода, фетоматеринская или фетоплацентарная кровопотеря, внутренние кровоизлияния различной локализации);

б) форма нарушенного сродства к кислороду (врожденные, лекарственные, интоксикационные гемоглобинопатии).

З. Гемодинамическая гипоксия:

а) кардиогенная форма – следствие пороков сердца и крупных сосудов, эндокардиального

фиброэлластоза, снижения сократимости миокарда, тяжелых аритмий (гипоксия низкого сердечного выброса);

б) гиповолемическая форма – следствие снижения ОЦК;

в) форма повышенного сосудистого сопротивления – следствие нарушения проходимости сосудов (в т.ч. и пуповины) и реологических свойств крови (повышение вязкости).

4. Смешанная гипоксия - при сочетании 2 и более патогенетических форм кислородной недостаточности плода.

По течению различают:

1) Острую гипоксию плода:

Во время беременности (реже) – при разрыве матки, преждевременной отслойке плаценты;

Во время родов (чаще) – при аномалиях родовой деятельности, выпадении или прижатии пуповины, сдавлении головки плода в полости малого таза.

2) Подострую гипоксию плода – обычно появляется за 1 – 2 дня до родов и характеризуется истощением адаптационных возможностей плода.

3) Хроническую гипоксию плода – при осложненном течении беременности (гестозы, перенашивание, экстрагенитальные заболевания, иммунологическая несовместимость, инфицирование плода и др.). Вызывается длительным недостаточным снабжением плода питательными веществами и нередко сопровождается задержкой развития и роста плода.

Диагностика гипоксии плода:

1. Наблюдение за сердечной деятельностью плода:

1) Аускультация – позволяет выявить грубые изменения ЧСС (тахикардия, брадикардия, аритмия).

2) ЭКГ – изменение и удлинение зубца Р, удлинение интервала РQ, желудочкового комплекса, плоский или отрицательный сегмент ST, расщепление зубца R, и др.

З) ФКГ – изменение амплитуды и нарастание длительности тонов сердца, расщепление их, возникновение шумов.

4) Фазовый анализ сердечной деятельности – изменение фаз сокращения миокарда.

а) начальные признаки внутриутробной гипоксии:

Тахикардия или умеренная брадикардия;

Повышение или понижение вариабельности ритма, низкомодулирующий тип кривой, кратковременная (до 50%) монотонность ритма;

Ослабление реакции на функциональные пробы;

Возникновение поздних децелераций в ответ на сокращение матки;

б) выраженные признаки гипоксии плода:

Тяжелая брадикардия;

Монотонность ритма (свыше 50% записи);

Отсутствие или парадоксальная реакция на функциональные пробы;

Поздние децелерации в ответ на сокращение матки.

Для характеристики КТТ во время родов используют балльную оценку по всем параметрам ЧСС плода.

2. Исследование КЩС крови плода, полученной из предлежащей части плода – показателем гипоксии является снижение рН:

а) в первом периоде родов нижняя граница нормы рН – 7,2;

б) во втором периоде родов – 7,14.

3. Наблюдение за двигательной активностью плода:

а) 5 и более движений в течение 30 мин – состояние плода хорошее;

б) беспокойное шевеление плода, проявляющееся в учащении и усилении его активности – начальная стадия внутриутробной гипоксии

в) ослабление и прекращение движений при прогрессирующей гипоксии.

4. Изучение дыхательных движений плода с помощью УЗИ.

5. Исследование околоплодных вод:

Визуальное – при гипоксии обнаруживают наличие мекония, мекониальное окрашивание вод, уменьшение амниотической жидкости;

Биохимическое – рН.

Для успешной борьбы с гипоксией плода необходимо лечение основного заболевания беременной, обеспечить достаточное снабжение плода кислородом, повысить устойчивость и выносливость его мозговых центров к кислородной недостаточности, создать условия, благоприятствующие течению обменных процессов. Для решения этих задач в первую очередь следует воздействовать на кислородтранспортную функцию плаценты. Это достигается несколькими путями:

Расширением маточно-плацентарных и фетоплацентарных сосудов;

Расслабление мускулатуры матки;

Нормализация реокоагуляционных свойств крови;

Активацией метаболизма миометрия и плаценты.

При лечении гипоксии плода используют следующие группы лекарственных веществ:

1. Эстрогены:

Являются мощными регуляторами маточно-плацентарного кровообращения;

Расширяют прекапиллярные сосуды матки и материнской части плаценты;

Усиливают активность маточно-плацентарного метаболизма;

Повышают проницаемость плацентарных сосудов, увеличивая интенсивность перехода глюкозы и др. питательных веществ к плоду.

2. Сосудорасширяющие и спазмолитические препараты (эуфиллин, теофиллин, компламин, курантин), бета-адреномиметики (партусистен, сальбутамол, изадрин и др.):

Оказывают токолитическое действие (расслабление миометрия и расширение маточных сосудов);

Активируют метаболизм плаценты (стимуляция гормональной активности, ускорение регенерации трофобласта);

3. Реокорректоры и антиагреганты (реополиглюкин, трентал, курантил).

4. Антикоагулянты (гепарин).

5. Вещества, непосредственно влияющие на метаболизм и энергетику плаценты – малые дозы инсулина, витамины (фолиевая кислота, пиридоксин, цианокобаламин, аскорбиновая кислота, токоферол), глюкоза, аминокислоты (глютаминовая кислота, метионин), анаболические средства (сукцинат натрия, оротат калия, инозин) и др.

Возможно применение кислородотерапии в виде ингаляций смесей с содержанием кислорода 50 – 60%, ГБО.

При гипоксии плода необходимо обеспечить покой беременной. При постельном режиме улучшается кровоснабжение матки.

В первые минуты после рождения оцениваются показатели жизнеобеспечения малыша. Это определяет необходимость реанимационной помощи и последующие врачебные действия.

Описание

Оценка новорожденного по шкале Апгар позволяет охарактеризовать жизнестойкость младенца при появлении на свет. Методика разработана в середине прошлого века врачом-анестезиологом и применяется уже больше 65 лет. Название соответствует фамилии Вирджинии Апгар – специалиста, предложившего быструю оценку основных жизненных показателей, но имеет двойной смысл. Оно складывается из первых букв следующих критериев в переводе на английский:

  • Цвет кожного покрова – Appereance;
  • Частота сердечных сокращений – Puls;
  • Врожденные рефлексы, выраженные мимически – Grimace;
  • Мышечная активность – Activity;
  • Дыхание – Respiration.

Оценка каждого из пунктов дается по балльной системе от 0 до 2, где:

  1. 0 означает отсутствие признака;
  2. 1 – признак слабо выражен;
  3. 2 – является нормой, предполагает яркую выраженность.

Все баллы суммируются, в случае низкой оценки врачи принимают решение о проведении неотложных мер: искусственной вентиляции легких, переливания крови, помещения в бокс для поддержания функций жизнеобеспечения.

Проверка всех показателей проводится в течение первой минуты жизни, чтобы успеть оказать помощь. На пятой минуте дают повторную оценку, которая характеризует процесс приспособления малыша к новой среде.

Результат обеих проверок записывают в виде пары цифр, вторая из которых обычно выше, но может и не меняться. Данные указывают в документах для выписки младенца, они могут использоваться в течение первых 12 месяцев жизни.

Исследуемые показатели

Оценку состояния жизненных показателей по шкале Апгар проводит врач, чаще всего результат позволяет определить степень гипоксии плода. Процедура должна проходить достаточно быстро, т. к. при значительных отклонениях от нормы требуется оказание первой помощи, промедление в критической ситуации может стоить жизни малыша.

Дыхание

В норме частота дыхания у новорожденного от 40 до 45 в мин., слышен громкий плач. Оценка снижается, если оно неровное или медленное, вместо крика наблюдается дрожание голоса. Малышу дается кислород с помощью специальной установки. Критическая ситуация характеризуется отсутствием дыхания и требует безотлагательных мер по его восстановлению, подключения к аппарату ИВЛ.

Частота биения сердца

Сразу после прохождения через родовые пути сердцебиение должно быть учащенным из-за большой нагрузки на организм младенца. Максимальная оценка дается, если ЧСС составляет более 100 уд/мин, чаще всего – от 130 до 140. При ограниченном получении кислорода дыхание замедляется, сердцебиение становится реже, до 100 уд/мин, выставляется 1 балл. Нулевая оценка отражается при отсутствии сердечных сокращений.

Тонус мышц

Обычно у новорожденных детей повышен мышечный тонус. Во время внутриутробного развития плод расположен в одной позе. После рождения он чувствует свободу, начинает хаотично совершать резкие движения, что является признаком хорошего мышечного тонуса. Может наблюдаться сгруппированность с плотным прижатием конечностей к туловищу, как в утробе матери.

1 балл ставится, если малыш держит ручки и ножки согнутыми, изредка совершая слабые движения, либо почти не оказывает сопротивление при попытке врача разогнуть конечности. При нулевой активности баллы не насчитываются.

Рефлексы

Безусловные рефлексы должны срабатывать сразу после рождения, выражаются в крике и первом вдохе и означают высокую оценку. Если они проявляются спустя некоторое время или в результате оказания медицинской помощи, к общей сумме прибавляют 1 балл. Нулевой показатель выставляется при полном отсутствии рефлексов.

Цвет кожи

В норме кожа новорожденного должна быть различных оттенков розового цвета, что подтверждает нормальную работу кровообращения. Чаще он наблюдается у детей, извлеченных в результате кесарева сечения, т. к. они не подвергаются риску гипоксии, возможном во время прохождения через родовые пути. Оценка снижается при незначительной синюшности ладоней, ступней, слизистой в ротовой полости, губ. Не начисляются баллы в случае синюшного, бледно-голубого окраса значительной части кожных покровов.

Оценочная таблица

Характеристику жизненно важных показателей дают на основе данных, которые содержит таблица.

Показатели Шкала баллов
0 1 2
Цвет кожи Большая часть кожи бледная, синюшная Основная часть кожи розовая, есть синюшность конечностей Все тело розового цвета
Сердечные сокращения Отсутствуют До 100 уд/мин Выше 100 уд/мин
Нет реакции при введении катетера в носовые ходы При введении катетера в носовые ходы реакция выражена слабо Яркая реакция при введении катетера в носовые ходы – чихание, движения, кашель
Мышечная активность Тонус не наблюдается, конечности свободно свисают Тонус слабый, но есть не сильно выраженное сгибание рук, ног Наблюдается хорошая двигательная активность
Дыхание Не наблюдается Прерывистое, сочетается со слабым криком Нормальное, сочетается с громким криком

Все критерии оценивают, полученные баллы суммируют, результаты определяют последующие действия врачей.

Значение суммы баллов

Максимально возможная оценка равняется 10, но ставится довольно редко (у 10-15% новорожденных). Такой показатель считается идеальным, в отечественной практике встречается очень редко (в силу менталитета, уровня здравоохранения). Зарубежные специалисты чаще указывают максимальные баллы. Причины для снижения оценки есть даже у абсолютно здоровых детей (синюшный цвет кожи на стопах и кистях).

Сумма баллов не является показателем хорошего или плохого здоровья, возможного диагноза, не дает характеристику уровня умственного развития, она отражает жизнеспособность организма. Результат не оказывает значительного воздействия на будущее младенца, если не приближен к нолю.

Экспресс-метод направлен на диагностику текущего состояния организма, помогает определить, нужна ли неотложная медицинская помощь.

Возможные показатели и их значение:

  • 0-3, 3-3 – критическое состояние тяжелой асфиксии, требуются неотложные меры по реанимации.
  • 4-5 – нужно пристально наблюдать за динамикой показателей жизнеобеспечения. Цифры свидетельствует о средней степени асфиксии.
  • 6-7 – легкая степень асфиксии, не представляет угрозы для жизни ребенка.
  • 7-7, 7-8 – средний уровень состояния, не требует тщательного наблюдения.
  • 8-8 – состояние здоровья выше среднего, все показатели проявлены, некоторые выражены слабо, но не критичны.
  • 8-9, 9-10 – так оценивается хорошее состояние, основные системы и рефлексы новорождённого работают слаженно.

Если первая оценка низкая, врачи предпринимают меры для нормализации показателей. Если на пятой минуте жизни она не повысилась хотя бы до 7 баллов, наблюдение продолжают до достижения данного уровня. Обычно изменения фиксируют в течение четверти часа.

Если оценка не поднялась выше 6 баллов, младенца переводят в стационар, а выписывают после улучшения состояния новорожденного. Восстановление нарушенных функций нервной системы возможно через некоторое время даже в случае низкого значения показателя по шкале.

Причины низкой оценки

Низкие показатели наблюдаются чаще из-за кислородного голодания. Оно возникает из-за хронической гипоксии, обусловленной неблагоприятным течением беременности, возможными пороками развития у плода. Острая нехватка кислорода бывает из-за осложнений во время родовой деятельности, асфиксии плода, неправильных потуг.

Важно соблюдать указания врачей по напряжению, расслаблению мышц, правильному дыханию. Низкая оценка бывает у большинства недоношенных детей, перенесших травму, инфекционное заболевание. Значительное влияние оказывают вредные привычки, образ жизни, питание женщины во время беременности.

Вывод

Оценка состояния малыша по шкале Апгар важна в первые моменты после рождения, но не может означать наличие патологических процессов в организме. Для выявления системных нарушений и постановки диагноза необходимы дополнительные исследования: осмотр, сбор и проверка анализов, УЗИ.

В течение первого года развития грудничка педиатр может интересоваться результатом по шкале Апгар в случае частых заболеваний, низкого иммунитета, нарушений в развитии нервной системы. Позднее данные цифры остаются историей, наподобие роста и веса малыша при рождении.