Причины образования и развития психических состояний. Психологическое состояние хуже, чем физическое недомогание! Плохое психологическое состояние

Уважаемая Анна, обращаюсь к Вам из-за очень серьёзной обеспокоенности своим состоянием.

Мне 63 года, живу вместе с сыном, больным шизофренией (1-я группа). Ушла на пенсию в 55 лет, т.к. почувствовала что больше не могу работать — не хочу больше видеть учеников, коллег, общение меня стало утомлять, я с такой радостью бросила работу, что коллеги были в шоке (я работала в музыкальной школе, вырастила несколько лауреатов, были хорошие отношения с учениками, их родителями, была душой коллектива).

Выйдя на пенсию, освоила компьютер методом «тыка», занялась вышиванием — всё это мне доставляло радость, но общение с коллегами и друзьями стало только телефонным и оно постепенно сошло на нет — для меня и это стало утомительно.

Сейчас я чувствую что моё состояние ухудшается, у меня нет сил, я ничего не хочу, меня ничто не радует, общение очень сильно утомляет, я стараюсь ни с кем в контакт не вступать, перестала выходить из дома.

Летом ещё как-то выхожу во двор, покопаться в цветнике (сама, несколько лет назад, сделала большой цветник, так он меня радовал, а теперь и этим занималась через силу), а осенью-зимой вообще не выхожу из дома, понимаю — надо, но не могу себя заставить, даже появился какой-то страх перед улицей.

Совсем недавно появились страхи, что соседка(наполовину цыганка) и её семилетняя дочь меня могут сглазить, никогда этого не боялась, не верила ни во что, а теперь…Сама понимаю, что это глупость, но ничего с этим поделать не могу, хотя ещё год назад и с соседкой и с девочкой очень активно общались, девочка много времени проводила у нас, потом мне это стало тяжело и я постепенно прекратила общение. Скоро я одичаю.

Недавно посмотрела фильм про филиппинских хилеров, там массажистка снимала покойников с шеи журналиста, теперь мне кажется, что у меня тоже на шее покойные папа, мама и муж, невыносимая тяжесть, хотя плохого они мне ничего не делают, но тяжесть ужасная.

Как мне справиться со всем этим самостоятельно, у меня не хватит сил поехать к психиатру, это шизоидизация личности или уже шизофрения?

Когда сын заболел, я перечитала массу литературы на эту тему, сына постаралась приучить ходить в магазин, ко врачу, в аптеку, платить за квартиру, помогать по дому(у него вялотекущая шизофрения), а сама с собой справиться не могу.

Что мне делать? Насколько это серьёзно? Я не могу лечь в больницу, т.к. боюсь, что сын расстроится, и у него начнётся обострение. Я с ним обсуждала моё состояние, он меня успокаивает, что он постоянно живёт с такими симптомами и нормально, но меня очень беспокоят изменения во мне.

Заранее благодарю Вас.

Ответ: не все так пессимистично, как Вы себе нарисовали

Благодарю за Ваш вопрос.

Постараюсь ответить на него максимально подробно, если у Вас будут еще какие-то вопросы, задавайте их в комментариях.

Что же это может быть?

При все моем желании Вам помочь, поставить диагноз, исходя только из Вашего описания, невозможно. Остановлюсь более подробно, на наиболее вероятных заболеваниях, только не забывайте, это всего лишь мои предположения, для постановки диагноза необходим очный осмотр:

  • Те симптомы, которые Вы описываете, не совсем вкладываются в клиническую картину шизофрении. Более того, как правило, развивается в молодом возрасте, вероятность ее возникновения после 50 лет минимальна.
  • Ваше нежелание общаться с коллегами, усталость, то, что вы не можете заставить себя выходить на улицу, вас ничего уже не радует (тем более те вещи, которые ранее доставляли удовольствие) — подобные проявления более характерны для депрессивного расстройства, например, для .
  • Учитывая Ваш возраст, нельзя исключить и атеросклеротические изменения в сосудах головного мозга, которые в свою очередь могут способствовать развитию психических расстройств.

В любом случае в Вашем состоянии необходима очная консультация психиатра. Обязательно посетите районного психиатра по месту жительства.

Учитывая, что критика к своему психическому состоянию у Вас присутствует, я думаю, что для начала можно попробовать амбулаторное лечение (в домашних условиях). Не откладывайте визит к врачу в долгий ящик, Ваше психическое состояние можно улучшить, но для этого необходимо медикаментозное лечение.

И в завершение, я хочу Вас похвалить, ведь Вы очень правильно себя ведете с сыном. Вы — молодец, что стараетесь максимально социально адаптировать его, чтобы он мог и сам себя обходить, и Вам помогать. Далеко не каждая мама так поступает, многие, наоборот, стараются оградить своего ребенка от внешнего мира, максимально исключить какие-либо психологические нагрузки. И это только идет во вред, ведь если человека, страдающего шизофренией, не побуждать к каким-то действиям, то он сам инициативу вряд ли проявит.

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (операторной, "деловой")напряженности , то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.).

Необходимо также отметить, что решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определенного эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т.к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. "Эмоциональное решение" значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию "коррекции" поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.

Предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет человеку: а) почувствовать, что выполняемая им деятельность является "его деятельностью", б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой деятельности, т.е. осуществлять так называемое предварительное "эмоциональное планирование". Здесь даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие "интеллектуальных" (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и "ситуативных" (эмоциональная активация, порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

Стресс . Но воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической напряженности, называемого стрессом (от англ, "напряжение").

Понятие стресса в современной психологии является многозначным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явления, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до появления нервно-эмоционального срыва, так и некоторые промежуточные состояния, которые точнее было бы считать проявлением психической напряженности (а ее крайние формы - стрессом). Вот почему иногда описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил человека. Родоначальник теории стресса Г. Селье в своих последних работах вообще подразделял стресс на "хороших" (евстресс) и "плохих" (дистресс).

Не вдаваясь в теоретические и терминологические вопросы, при дальнейшем изложении под стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое состояние, ухудшающее протекание деятельности, то есть то, что в литературе обозначается дистрессом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне зависимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно.

В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение определенных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное "эмоциональное планирование", а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится (в большей или меньшей степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

Невозможно выделить группу эмоциогенных экстремальных факторов, которые всегда и для всех людей выступали бы в качестве "стрессоров", то есть всегда бы вызывали состояние стресса. Как правило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, "цейтнот", перегрузка информацией и т.д.). Но не исключены случаи, например, приезд близкого человека, что в определенной мере позволяет говорить об эмоциональных стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке.

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия (стрессора), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т.д. Стресс - это прежде всего эмоциональное состояние. Но ввиду тесной связи эмоций с интеллектуальной деятельностью можно говорить об "интеллектуальном стрессе", "интеллектуальной фрустрации" и даже "интеллектуальной агрессии". После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической концепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.

Беспокойство тревога . Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как "беспокойство", "тревога", "тревожность". Тревожность - это психологическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях. По преобладающему компоненту тревожность может быть причислена к эмоциональным состояниям. Но это состояние играет большую роль и в процессе мотивации человеческого поведения, в определенных случаях прямо выступая в качестве мотива. Условиями, вызывающими беспокойство - тревогу ("нарушителями спокойствия") будут является, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возможность различных неприятностей, обусловленных спецификой деятельности или общения; ожидание (иногда длительное) определенного результата и т.д.

Как показывают данные многих исследований, "тревожные" испытуемые превосходят "нетревожных" в решении простых задач, но отстают в решении сложных.

Следует ли из сказанного, что состояние тревожности всегда препятствует успешной деятельности? Представляется, что такой вывод был бы поспешным. Все здесь будет зависеть, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тревожности, а с другой - от адекватности этого состояния вызвавшим его раздражителям, от наличия или отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени "вязкости" данного состояния. Так, тревожность будет положительным психическим состоянием, если она вызывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. Без подобного состояния вообще невозможно успешное осуществление многих видов профессиональной деятельности и общения, и указанная тревожность должна быть не только длительным психическим состоянием человека, но и чертой его личности, свойством его характера.

"Мягкие" формы тревожности служат человеку в качестве сигнала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах.

Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, неадекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительной, "вязкой", плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения.

Фрустрация. Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состоянияфрустрации . Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи. Однако фрустрация должна рассматриваться в контексте выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей "порог терпимости" конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.

Можно выделить состояния, типичные реакции, появляющиеся у людей при воздействии фрустраторов, т.е. препятствий, раздражителей, ситуаций, вызывающих фрустрацию. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, относя сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, задиристость, озлобленность и т.д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании "барьера", но и на всех окружающих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях "срывается зло". Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя ("автоагрессия"), когда человек начинает "бичевать себя", нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их преувеличивая.

Необходимо отметить, что, с одной стороны, не всякая агрессия как психическое состояние провоцируется фрустраторами, а с другой - фрустрация часто не сопровождается агрессией, а выливается в другие состояния и реакции. Так, фрустрация выступает в форме депрессии , когда человек ввиду блокирования его целенаправленного поведения как бы уходит в "себя" и становится безразличным к внешним раздражителям. В формефиксации фрустрация понимается в двух планах: как продолжение прежней деятельности по инерции, когда она, будучи блокированной, становится бесполезной или даже опасной (стереотипность деятельности и движений); и как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание (стереотипность восприятия и мышления). Действие фрустраторов может приводить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для него более доступна или представляется таковой.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при "автоагрессии"), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т.д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

Персеверация и ригидность. Заканчивая разговор об отрицательных психических состояниях, которые могут возникать у человека в процессе его деятельности и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться на состояниях персеверации и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют эти состояния, и в них действительно много общего. Однакоперсеверация - пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое;ригидность - более активное состояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству. Ригидность более личностное состояние, чем персеверация, показывает отношение или установку человека к изменениям.

Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в первую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертности, "застойности", вторые - вследствие такой "подвижности", которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты.

Важнейшими факторами, предотвращающими возникновение отрицательных психических состояний у человека, являются формирование и развитие у него чувства долга и ответственности, самоконтроля, мужества, настойчивости, самокритичности, интеллектуальной активности и других положительных нравственных, характерологических, интеллектуальных и психофизиологических качеств, а также овладение методами психической саморегуляции (аутогенная тренировка и др.).

Контрольные вопросы

    Что такое состояние психической напряженности?

    Чем состояние психической напряженности отличается от стресса?

    Что характерно для состояния тревожности, беспокойства?

    Что ты знаешь о фрустрации как психическом состоянии?

    Чем персеверация отличается от ригидности?

    Пройди тест "Скрытый стресс".

Часто даже незначительные повседневные неприятности самым существенным образом действуют на нервы молодого человека. На первый взгляд кажется, будто они не оставляют следа в психике, однако их регулярное повторение приводит к серьезным осложнениям. Вот девять обычных ситуаций, когда эти неприятности возникают. Пометь, какие из них тс5я больше всего нервируют.

    Ты хочешь позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят.

    Когда ты сам ведешь машину, а кто-то непрерывно дает тебе советы.

    Когда ты замечаешь, что кто-то наблюдает за тобой.

    Если ты с кем-то разговариваешь, а кто-то другой постоянно вмешивается в вашу беседу.

    Когда кто-либо прерывает ход твоих мыслей.

    Ты плохо чувствуешь если видишь комбинацию цветов, которые, по твоему мнению, не сочетаются друг с другом.

    Когда ты здороваешься с кем-либо за руку и не ощущаешь ни малейшего ответного чувства.

    Разговор с человеком, который все знает лучше тебя.

Если ты пометил более пяти ситуаций, это означает, что повседневные неприятности оказывают влияние на твои нервы. Попытайся избавиться от них, чтобы они не укоренились.

ЛИТЕРАТУРА

    Актуальные проблемы стресса. - Кишинев, 1976.

    Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х тт. Т. 2. - М., 1992. - С. 124 - 126, 318 - 350.

    Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

    Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. - М., 1964.

    Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М., 1984.

    Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М., 1977. - С. 98 - 110.

    Психологические тесты для деловых людей. - М., 1994. - С. 132.

    Психологический словарь. - С. 9, 10, 33, 34, 158, 159, 230, 271, 344, 374, 386, 387,407, 433, 434.

    Психология. Словарь. - С. 29,145, 256, 327, 359,374, 394, 395.

    Селье Ганс. На уровне целого организма. - М., 1972.

    Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975.

    Стресс жизни. Сборник. - С.-Пб,. 1994.

    Стресс и его патогенетические механизмы. - Кишинев, 1973.

    Эмоциональный стресс. - Л., 1970.

Но это в норме. Если же говорить о депрессии как о болезни, то она отличается слишком большой продолжительностью, чрезмерной интенсивностью, возникает зачастую без внешней причины, в результате внутриорганизменных сдвигов и не спешит проходить. Депрессивное состояние — очень тягостное душевное переживание для человека, который в нем находится. Достаточно сказать, что самое дорогое, что есть у человека, его жизнь, теряет цену, появляется желание покончить с собой. Да это и случается, если оставить человека без помощи.

Так мы и живем, страдая от болезни, в страхе перед окружающими прослыть
"ненормальными", боясь “постановки на учет”, предпочитая терпеть, но не быть
"сумасшедшими", по принципу: нет диагноза, нет болезни. Но болезней много и не одна скрытая депрессия , а целый ряд заболеваний, которыми занимается так
называемая "малая" психиатрия в лице психотерапии.

Чтобы не попасть в такое положение, заподозрив у себя какое-то заболевание,
задайте себе пять несложных вопросов: имеет ли у меня место

— утрата способности получать удовольствие от жизни?

— трудности в принятии даже несложного решения?

— утрата интереса к тому, что раньше увлекало?

— желание изолировать себя от окружающих?

— размышления о бесполезности и пустоте существования?

Большинство утвердительных ответов на указанные вопросы говорит о большой
вероятности депрессивного состояния и необходимости консультации психиатра или психотерапевта.

Пора перестать бояться психологов , психотерапевтов и психиатров, пришло время научиться видеть в них своих главных помощников в преодолении жизненных кризисов , проблем и душевных страданий.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 2

Состояние психики изменчиво на протяжении всей нашей жизни. Ежедневно мы испытываем разнообразные виды эмоций и смену настроения, что приводит к становлению общего психического состояния. Оно может проявляться нейтрально, позитивно при радостных событиях и неожиданных известиях, негативно при тяжёлой стрессовой ситуации или, к примеру, затянувшемся конфликте. Психологические проявления обусловлены социальными, культурными, внешними и внутренними факторами, на базе которых строится вся наша жизнь.

Психические состояния обладают неоднозначной трактовкой. В основном, это совокупная характеристика психологической и поведенческой жизнедеятельности индивида за конкретный промежуток времени. Она отображает смену психологических процессов при ситуативных, эмоциональных, поведенческих переменах, а также особенности психоэмоционального склада человека.

Психические состояния имеют тесную взаимосвязь с психологическими особенностями личности и процессами, происходящими на физиологическом уровне. В некоторых случаях психологические процессы отображают как самочувствие индивида, так и психические проявления, которые при неоднократном повторении могут перейти в личное свойство человека. Следовательно, можно утверждать, что психологическое состояние по своему строению является многообразным, перетекающим из одной формы выражения в другую, изменяющим своё направление движения.

Взаимодействие с функциями организма

Психические состояния взаимодействуют с соматическими функциями организма. Их проявления связаны с динамичностью нервной системы, сбалансированной работой обоих полушарий мозга, чётким функционированием коры и подкорки головного мозга, индивидуальными особенностями психической саморегуляции.

Структура проявления психологических аспектов содержит в себе несколько основополагающих компонентов, которые неразрывно связаны между собой. Сюда относятся такие уровни:

  • Физиологический. Выражается в частоте сердцебиения, измерении кровяного давления;
  • Моторный. Изменения ритма дыхания, мимики, тембра и громкости речи;
  • эмоциональный – проявление позитивных или негативных эмоций, переживаний, лабильного настроения, тревожность;
  • Когнитивный. Ментальный уровень, куда входят логика мышления, анализ прошедших событий, прогнозы на будущее, регулировка состояния организма;
  • Поведенческий. Чёткость, верные действия, соответствующие потребностям человека;
  • Коммуникативный. Проявления психических свойств при общении с окружающими, возможность услышать собеседника и понять его, определение конкретных задач и их исполнение.

Причины образования и развития

Основная причина развития психических проявлений выражается в поведенческих и социальных условиях среды индивида. Если психологические установки соответствуют идеалам и намерениям личности, она будет умиротворённой, позитивной, благодушной. При невозможности реализовать свои внутренние потребности человек будет испытывать эмоциональный дискомфорт, что впоследствии выльется в тревожность и негативное психическое состояние.

Изменение психологического статуса влечёт за собой смену мироощущений, чувств, настроения, эмоций человека. При реализации индивидом личных эмоциональных потребностей психическое состояние сходит на нет, если же произошла определённая фиксация или немотивированный отказ от психологической реализации, наступает отрицательная стадия проявления психического состояния. Она определяется раздражением, проявлением агрессии, фрустрацией, тревожностью. Войдя в новое психическое состояние, человек вновь пытается добиться желаемого результата, однако не всегда достигает конечной цели. В этом случае организм включает средства психологической защиты, предохраняющие состояние человека от стресса и психического расстройства.

Психическое состояние является целостной, подвижной, относительно устойчивой и полярной структурой, имеющей собственную динамику развития. Оно зависит в равной степени от временного фактора, единой циркуляции психологических процессов и эмоций в организме, наличии противоположного состоянию значения. Любовь сменяется ненавистью, гнев — милостью, агрессия — умиротворённостью. Глобальная смена психоэмоциональных ощущений происходит у беременной женщины, когда тревожность может буквально за пару минут перейти в позитивное расположение духа.

В период беременности у женщины изменяется гормональный фон в организме, все соматические процессы направлены на развитие плода. При постоянном угнетённом настроении будущей матери, у новорождённых детей могут наблюдаться некоторые виды отклонений в психической активности. Определяется заторможенность развития психических реакций, слишком активная или пассивная моторика движений, дальнейшее медленное ментальное развитие. Примеры подобных случаев на сегодняшний день, к сожалению, не являются редкостью. Поэтому необходимо всегда осознавать и контролировать собственные психические состояния, чтобы тревожность не проявилась в психологии детей и не сопутствовал близким людям.

Спектр формирования

Классификация психических состояний содержит довольно широкий спектр. В группе преобладания психологических процессов можно выделить гностические, эмоциональные и волевые виды.

Гностические виды содержат такие эмоциональные проявления, как изумление, любознательность, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, жизнерадостность.

Эмоции выражают чувства печали, тоски, радости, злости, обиды, обречённости, тревожности, подавленности, страха, влечения, страсти, аффекта, тревожность.

Проявления воли характерны в активном, пассивном, решительном, уверенном/неуверенном, растерянном, спокойном психологическом состоянии.

Психические состояния делятся на затяжные, кратковременные и долгосрочные с учётом их временной продолжительности. Они бывают осознанными и неосознанными.

В формировании психологического самоощущения преобладают несколько ведущих признаков: оценка шанса на успех, эмоциональное переживание, мотивационный уровень, тонический компонент и степень причастности к деятельности. Данные виды относятся к трём классам психических состояний:

  • Мотивационно-побудительный. Осознание индивидом своей психической деятельности, проявление стараний и усилий для достижения намеченных целей;
  • Эмоционально-оценочный. Неосознанное формирование собственной деятельности, ориентирование на предположительный результат, оценочный анализ проделываемой работы, прогнозирование успеха намеченной цели;
  • Активационно-энергетический. Пробуждение и угасание психической активности в соответствии с уровнем достижения заданной цели.

Психологические проявления также подразделяются на три обширных аспекта, где учитываются повседневные ситуативные факторы, а также эмоциональные проявления.

Ведущие свойства и эмоции

Свойства типично положительных психических состояний определяются уровнем повседневной жизни человека, его основным типом деятельности. Им присущи положительные эмоции в виде любви, счастья, радости, творческом вдохновении, искренней заинтересованности в изучаемом деле. Позитивные эмоции наделяют человека внутренней силой, вдохновляя на более активную работу, реализацию своего энергетического потенциала. Положительные психические состояния обостряют ум, сосредоточенность, концентрацию внимания, решимость в принятии важных решений.

Типичные отрицательные проявления содержат антонимичные положительным эмоциям понятия. Тревожность, ненависть, стресс, фрустрация являются неотъемлемыми составляющими отрицательных эмоций.

Специфические психологические самоощущения определяются уровнями сна, бодрствования, изменения сознания. Бодрствование у человека может проявляться в спокойной, активной, напряжённой форме. Это усиленное взаимодействие личности с окружающим миром. Во сне сознание личности пребывает в полном состоянии покоя, не реагируя на внешние проявления.

Изменённое состояние сознания является суггестивным, может оказывать как благоприятное, так и деструктивное воздействие на психику человека. К гетеросуггестивным аспектам относятся гипноз и внушение. Одним из ярких примеров массового внушения считаются рекламные ролики, оказывающие сильное визуальное и слуховое воздействие на зрителя при помощи специально выстроенного видеоряда, внушающие потребителю купить тот или иной товар. Гипнотическое внушение, исходящее от одного субъекта к другому, погружает человека в особое состояние транса, где он может реагировать исключительно на команды гипнотизёра.

Специфическим состоянием психики считается осознанное и неосознанное самовнушение, при помощи которого индивид избавляется от вредных привычек, неприятных ситуаций, излишних эмоций и т.д. Неосознанное самовнушение чаще всего происходит под влиянием внешних ситуативных, предметных проявлений.

Тест-опросник Г. Айзенка

Уровень текущего психического состояния можно определить по тесту-опроснику Айзенка, включающему в себя сорок вопросов личностного и эмоционального характера. Самооценка психических состояний Айзенка рассматривает четыре основных вида негативных проявлений человека: фрустрацию, личностную тревожность, агрессию и ригидность.

Тревожность личности обуславливается ожиданием негативного развития событий, неудачи в сфере деятельности, возникновением трагичных или катастрофичных ситуаций. Тревожность носит диффузный характер, не имея под собой объективных оснований для переживания. Со временем у человека образуется замедленное развитие психической реакции на реальную тревожную ситуацию.

Фрустрация – предстрессовое состояние, возникающее в определённых ситуациях, когда у индивида появляются препятствия на пути к достижению намеченной задачи, изначальная потребность остаётся неудовлетворённой. Выражается в отрицательных эмоциональных проявлениях.

Агрессия является активным психическим проявлением, при котором человек достигает своей цели при помощи агрессивных методов воздействия на окружающих, применения силы или психологического давления.

Ригидность подразумевает трудности смены вида деятельности, выбранного индивидом, в ситуации, когда требуется объективное его изменение.

Диагностика самооценки по Айзенку выявляет присущее на данный момент психическое состояние, при помощи наводящих вопросов помогает определить степень его тяжести. Данный тест позволит объективно взглянуть на собственные психоэмоциональные и поведенческие проявления, переосмыслить некоторые из них и, возможно, со временем полностью избавиться от них. Самооценка психических состояний Айзенка является ключиком к улучшению психологического самочувствия и физического здоровья.

Психические состояния человека имеют многозначную вариативность. Их сущность определяется посредством различных социальных, физических, внешних и внутренних факторов. Своевременная самостоятельная диагностика психического состояния позволит избежать усугубления личностных отрицательных психоэмоциональных процессов.

В сегодняшнем мире, полном стрессовых факторов, людское психическое здоровье подвергается серьезным рискам. Хуже всего то, что многие не хотят об этом говорить, скрывают свои внутренние проблемы и боятся просить о помощи. Предупреждающие признаки того, что психологическое состояние человека стало нездоровым, никогда не должны игнорироваться. Поэтому будьте внимательны к себе и другим людям.

● Изоляция

Если вы заметили, что человек избегает друзей или закрылся в себе, это может быть опасным сигналом. Попытайтесь поговорить с ним и узнать, что толкает его к изоляции и плохо влияет на его психологическое состояние. Помогите ему ощутить себя менее одиноким. Очень часто люди с депрессией не видят смысла встречаться с кем-либо, чувствуя, что они будут только напрягать окружающих.

● Отсутствие личной гигиены

Это симптом, который многие люди игнорируют, но он один из самых важных. Если человек перестаёт по утрам принимать душ или начинает редко стирать свою одежду, это означает, что он не может мотивировать себя что-то делать и чувствует к тому, что происходит с ним и вокруг него.

● Усталость

Депрессия и беспокойство вызывают проблемы со сном, вплоть до бессонницы. Люди могут не спать всю ночь, обдумывая все ситуации и постоянно . Вскоре их внешний вид становится утомленным и измождённым, словно они не спали целую неделю.

● Изменения в настроении

Плохое психологическое состояние может вызвать тревогу, гнев, капризность и другие внезапные изменения настроения. Кроме того, преувеличение каждой мелочи – например, обвинение самих себя в несущественных промахах и ошибках часто приводит к постоянным мыслям о наихудшем сценарии.

● Рискованное поведение

Чрезмерное употребление алкоголя и других вредных веществ не всегда обусловлено психическими заболеваниями; однако это тоже может быть заметным симптомом. Люди в плохом психологическом состоянии могут искать что-то, что придает смысл их жизни и заполняет внутреннюю пустоту.

● Чрезмерный акцент на проблемах

Многие люди заблуждаются в том, считая, что проблемы с концентрацией связаны только с синдромом дефицита внимания (СДВГ). Однако они возникают ещё и потому, что и тревожные мысли блокируют мозг и фактически не впускают в него другую информацию.

● Физические симптомы

Обычно считается, что нездоровое психологическое состояние и психические недуги не имеют физических проявлений, но это неверно. Тревога и депрессия могут вызывать тошноту, рвоту, высокую температуру, дрожь и панические атаки. Это снижает уровень энергии и делает человека вялым и апатичным. Так что не списывайте подобный симптом просто на пищевое отравление.

● Уход от ответственности

Отсутствие работы или возможности учиться, неспособность и нежелание выполнять даже самые простые действия на работе и в быту могут быть серьезными признаками психических расстройств. Человеку трудно найти , поскольку он ощущает бессмысленность собственного существования, а потому пренебрегает своими обязанностями.

● Сообщения в социальных сетях

Это новый признак того, что у человека плохое психологическое состояние, появившийся в эпоху интернета. Люди с психическими проблемами считают, что могут высказывать свои чувства, мысли и эмоции только в социальных сетях, потому что в реальной жизни их якобы никто не будет слушать. Они отчаянно хотят охватить максимальное количество виртуальных фоловеров, френдов и читателей, а потому постят много сообщений, причем далеко не все из них позитивны.