Психические процессы их виды и характеристика. Тема: психические процессы

например +79131234567

txt fb2 ePub html

Что это

Шпаргалки на телефон - незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по юридической психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по юридической психологии - и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа - воспользуйтесь .

Следующий вопрос »

Основные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

Современная психология представляет собой широкую область знаний, отрасли - социальную, педаг

Общая характеристика психических процессов. Их отличие от состояний и свойств. Виды психических процессов.

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

Психика человека -- отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика -- сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Психика человека приобретает особую форму -- форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики -- психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психические явления неразрывно взаимосвязаны между собой, но традиционно их подразделяют на три группы: психические процессы, психические состояния и и психические свойства личности.

Подробнее мы рассмотрим познавательные психические процессы, которые являются базовыми явлениями. К ним относят следующие процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.

Говоря о психических процессах, мы различаем процессы познавательные, эмоциональные и можем также говорить о волевых процессах. Однако, различая мыслительные, или интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, мы не устанавливаем этим никакого дизъюнктивного деления, аналогично тому, как это делала психология, которая делила психику, или сознание, на интеллект, чувство и волю. Один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Эмоциональный процесс, например, в действительности никогда не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве и взаимопроникновении не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты,-- так же как интеллектуальный процесс мышления включает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты, а не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности. Речь для нас идет не о том, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с мышлением или мышление с эмоцией, а о том, что само мышление как реальный психический процесс уже является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция -- единством эмоционального и интеллектуального.

Таким образом, когда мы анализируем последовательно интеллектуальные, или познавательные, эмоциональные и волевые процессы, речь идет о характеристике единых и в то же время многообразных психических процессов по преобладающему в каждом таком процессе интеллектуальному, эмоциональному или волевому компоненту. Каждый психический процесс может быть охарактеризован по отношению к каждому из них. Мы характеризуем его как интеллектуальный, эмоциональный или волевой по тому преобладающему в нем компоненту, который накладывает в данном случае свой определяющий отпечаток на процесс в целом.

Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются. Так, психология может и должна изучать процесс мышления в общих закономерностях его протекания, отличающих мыслительный процесс, например, от элементарного ассоциативного процесса. Реально этот мыслительный процесс обычно осуществляется в ходе какой-то конкретной деятельности -- практической трудовой деятельности, разрешающей определенную производственную задачу, деятельности изобретателя, рационализирующего этот производственный процесс, в теоретической работе ученого, разрешающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения добытые уже наукою знания. Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются. И только изучая их в реальном контексте этой деятельности, можно вскрыть не только более частные, но и самые общие закономерности психических процессов как действительно содержательные закономерности.

Смысл традиционной функциональной психологии, трактующей все сложные психические процессы как функции, заключался в том, чтобы представить их как проявления, зависящие исключительно от внутренних условий, от имманентных особенностей организма, духа, личности. Принципиальными предпосылками -- осознанными или неосознанными -- такой функциональной психологии являются биологизаторские представления о том, что все психические функции являются продуктом имманентного созревания организма, или идеалистические теории, согласно которым различные, все более высокие проявления психики являются результатом саморазвития духа. В действительности протекание психических процессов и их специфические особенности зависят от конкретных материальных условий, в которых они протекают. Поэтому подлинное преодоление основных пороков функциональной психологии достигается не оговорками о таком или ином понимании функций, неправомерно пытающимися отожествить их с тем, что уже ни в каком смысле не является функцией, и не разговорами о межфункциональных связях, а лишь включением в план психологического исследования деятельности, в которой реально формируется психика и специфические особенности различных психических функций и процессов.

1. Общее понятие об ощущениях

Ощущение -- психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение -- чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях.

Ощущение является элементарным, но базовым психическим процессом. Это не пассивный отпечаток физических свойств действительности, а активный психический процесс взаимодействия человека с миром.

Психические процессы -- это процессы деятельностного овладения миром. Ощущения человека опосредованы его знаниями, то есть общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым элементарно обобщаем эти свойства.

В ощущениях отражаются не только специфические свойства предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Образы ощущений объективизируются.

Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы, так же как связаны между собой и различные свойства действительности. Ощущение -- это канал чувственной связи организма с действительностью.

Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и анализе информации о физико-химических характеристиках внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется посредством функционирования специализированных нейрофизиологичес-

ких механизмов -- анализаторов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных воздействий. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus -- чувство), а процесс ее приема и первичной переработки -- сенсорной деятельностью.

2. Восприятие

Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков.

Восприятие -- непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.

Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям.

Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.

Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые -- структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его признаки.

Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия -- образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.

Процесс восприятия -- перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.

Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).

3. Процесс мышления

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно -- во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному -- заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее.

Не только в науке и профессиональной деятельности, во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит разумный выход из разнообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность -- обобщенную ориентацию в мире.

Мышление -- психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое (понятийное) поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки.

Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо -- значит включить новое в систему имеющихся связей.

4. Воображение

Воображение -- образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность.

Воображение -- специфически человеческое проявление психической активности, сформировавшееся в трудовой деятельности: любая трудовая деятельность требует предварительного осознания цели, то есть формирования психической модели будущего результата деятельности. Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.

Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение -- способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы -- создавать образы от себя.

Оно обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной сущности процесса воображения: в нем объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики человека.

Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Только благодаря ему становится возможной абстракция, такие методы познания, как экстраполяция и интерполяция, мысленный эксперимент. Глубокое проникновение в действительность требует свободного отношения сознания к элементам действительности.

Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекого прошлого.

Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации -- основа его нравственного поведения.

Окружающая среда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без достаточно развитого воображения. Оно обеспечивает человеку знаковое овладение миром и лежит в основе идеального отражения действительности.

5. Понятие памяти и ее классификация

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности -- воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, -- писал C. Л. Рубинштейн, -- мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая--с употреблением логики, третья -- с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Классификация видов памяти по характеру психологической активности включает в себя: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику.

Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы и выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Психические процессы выражаются в специфическом содержании: функция чувствительности - в ощущениях, процессы памяти -- в воспроизведенных образах представления. Элементарное содержание, связанное с функциями, образует как бы состав психической жизни; более сложные образования, возникающие в психических процессах - образы восприятия, представления и т. п.,-- составляют ее качественно новое содержание. Все психические процессы, как и функции, рассматриваются нами в единстве с их специфическим содержанием.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.

психических процессов . Их отличие от состояний и свойств . Виды психических процессов .
деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства ) не.


  • Общая характеристика психических процессов . Их отличие от состояний и свойств .
    Виды внимания, свойства . Причины непроизвольного внимания. Основные характеристики свойств внимания.


  • Общая характеристика психических процессов . Их отличие от состояний и свойств . Виды психических процессов .
    Психика – системное свойство высокоорганизованной. Основные отрасли психологии.


  • Характеристика эмоциональных психических процессов .
    состояний , отражающих в форме непосредстве. Загрузка.


  • Характеристика волевых психических процессов .
    Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний , отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности человека.


  • С позиции данных концепций все особенности психических процессов , состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам.


  • Эмоции – это процессы , отражающие значение и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнед.
    Характеристики психических состояний : 1. Целостность. 2. Подвижность.


  • 2. Психический образ формирующийся в процессе психического отражения отличается от других видов отражения - физического, фото, ИЗО, физиологического (нервная модель стимула - свет попадает на сетчатку и от характеристики цвета зависит характер изменений...


  • Понятие о темпераменте. Типы темперамента, их характеристика . Темперамент - совокупность природных, индивидуально-своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику, быстроту и интенсивность протекания психических процессов .

  • Найдено похожих страниц:10


    Цель: сформировать представление об основных психических процессах и закономерностях.

    План:

      Понятие о психике.

      Психические процессы, психические состояния, психические явления.

      Основные психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

    Текст:

    1.

    Психика - свойство высокоорганизованной материи (нервной системы и мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

    Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности воспроизводить признаки и свойства воздействующих на материю объектов. Суть этой способности заключается в следующем: отражающие тела изменяются в результате испытываемых ими воздействий, причем изменения адекватны воздействиям (адекватный – вполне соответствующий, тождественный).

    И.П. Павлов подчеркивал: "Отражательная, психическая функция мозга связывает организм с воздействующей на него окружающей средой".

    В процессе отражения формируется психический образ – модель отраженного мира (модель – такая система, элементы которой находятся в отношении подобия к элементам другой системы).

    Свойства психического отражения:

      объективность как:

    Внешняя проецированность отражения, отнесенность к некоторой отражаемой реальности; психическое явление всегда имеет причину, в психическом образе отражается реально существующий объект;

      специфическая психическая реальность с общими закономерностями функционирования, изучаемыми психологией ("То, что отражает действительность, само существует в действительности, т.е. объективно", - писал С.Л. Рубинштейн). Психика есть специфическая реальность, в формах которой воспроизводится экстрапсихическая реальность, которая сохраняет свою целостность при экстрапсихических воздействиях, в рамках которой происходит трансформация, преобразование отображенных воздействий и которая выполняет функции ориентации своего носителя в окружающей среде, прогнозирования будущих воздействий и регуляции активности носителя. Психическая реальность – отражающее и результат отражения. Экстрапсихическая реальность – отражаемое и носитель психической реальности (мозг и нервная система);

    2) субъективность психического отражения как:

      принадлежность субъекту. "Психическое объективно существует как субъективное, т.е. принадлежащее субъекту" (А.В. Брушлинский);

      неповторимость, уникальность, индивидуальность результата психического отражения – картины мира, зависимость от особенностей познающего субъекта;

    3) активность как:

      процесс регуляции поведения психическим образом (по А.Н. Леонтьеву);

      результат активного процесса – деятельности мозга и нервной системы;

    4) целостность как:

    Одновременная данность отражаемых элементов, а также отражающего субъекта в психическом образе (по П.Я. Гальперину);

      дифференциация элементов психического образа на фигуру и фон.

    Уровни психического отражения (по Б.Ф. Ломову):

    1) сенсорно-перцептивный (сенсорный – связанный с работой органов чувств, перцептивный – относящийся к восприятию);

    2) уровень представлений (более или менее обобщенные образы предметов и событий, возникающие на основеих припоминания или продуктивного воображения);

    3) вербально-логический – отражение с помощью слов или других знаковых систем, основанное на мышлении.

    2.

    Психическое как процесс (концепция С.Л. Рубинштейна).

    "Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса, т.к. психические явления возникают и существуют в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим миром, непрекращающегося потока воздействий внешнего мира на индивида и его ответных действий. Чувственный образ при этом понимается как психический процесс в его результативном выражении".

    Понимание психики как процесса включает в себя требование деления всех психических явлений на группы (К.К. Платонов). Критерий деления – продолжительность их проявления.

    Группы психических явлений (по К.К. Платонову):

    1) психический процесс;

    2) психическое состояние;

    3) психическое свойство.

    Психический процесс – психическое явление, отличающееся относительной однородностью психологической структуры, более или менее, кратковременное явление, имеющее начало, течение и окончание.

    Психические процессы делятся на три группы:

    1) познавательные процессы – обеспечивают чувственное (ощущения и восприятие) и абстрактно-логическое (мышление, воображения) отражение действительности;

    2) процессы-регуляторы – обеспечивают наилучшее протекание активности или других психических процессов: внимание, эмоции, чувства, воля;

    3) процессы-интеграторы – объединяют нас с другими людьми (речь) или с самими собой, обеспечивая целостность личности (память).

    Психическое состояние - это:

    1) самостоятельный уровень психических явлений, отличающийся от других относительной длительностью при сохранении однородности:

    2) психический процесс, взятый на этапе его протекания.

    К психическим состояниям относятся: проявление чувств (настроения, аффект, эйфория, тревога); внимание (сосредоточенность, рассеянность); воля (решительность, растерянность); мышление (сомнение); воображение (грезы, мечты) и др.

    Психические свойства – это психические явления, ставшие стойкими, выражающими индивидуальность субъекта. Психические свойства имеют тенденцию к повторению (например, вспыльчивость, вдумчивость и др.).

    3.

    ОЩУЩЕНИЕ

    Ощущение – простой познавательный психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при условии их непосредственного воздействия на органы чувств.

    Орган чувств (анализатор) - это нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Он состоит из трёх частей:

    1. Чувствующая часть – рецептор, преобразующий физическую энергию в энергию нервного импульса.

    2. Проводящие пути – восходящие и нисходящие нервные пути.

    3. Центральная часть – корковый центр или проекционная зона анализатора.

    Модальность – это качественная характеристика ощущений, указывающая на их отнесенность к органам чувств. По модальности различают: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые ощущения.

    Сенсорная депривация – лишение ощущений, которое может привести к потере ориентации, т.к. минимальный объём ощущений обеспечивает нормальную деятельность человека.

    Адаптация - это приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего раздражителя. В ее основе лежат процессы, происходящие в сенсорных системах. Различают несколько видов адаптации:

      полное исчезновение ощущения при действии раздражителя в течение длительного времени;

      притупление ощущений или снижение чувствительности;

      темновая адаптация – повышение чувствительности.

    Сенсибилизация – повышение чувствительности, которое может возникать при взаимодействии анализаторов; при упражнениях; при изменении внутренних условий организма.

    Синестезия – явление двойственности ощущений, относящихся к индивидуальным особенностям личности.

    В соответствии с рецептивными полями (Шеррингтон) выделяют:

      экстероцептивные ощущения – ощущения, которые вызываются внешне расположенными раздражителя. Они могут быть дистантными – возникающие под действием раздражителя, расположенного вдалеке от рецептора, а также контактными – когда раздражитель находится вне организма, но контактирует с рецептором;

      интероцептивные ощущения – ощущения, возникающие под действием раздражителя, расположенного внутри организма;

      проприоцептивные ощущения – это ощущения, которые субъект получает от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах.

    Латентный период – время между началом действия раздражителя и появлением ощущения. Этот период необходим для преобразования энергии и прохождения импульса по всем частям анализаторов.

    Последействие – это продолжение ощущения после окончания действия раздражителя. Для зрительного ощущения последовательный образ - это зрительные ощущения, возникающие в результате сохранения следа от раздражителя вследствие инертности возбуждения в органах чувств и нервных центрах и в течение некоторого времени сохраняющиеся после прекращения действия раздражителя.

    Для возникновения ощущения раздражитель должен обладать достаточной интенсивностью. Нижний абсолютный порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение.Верхний абсолютный порог ощущения – величина раздражителя, при котором ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое, как это имеет место при увеличении звука или яркости света.Дифференциальный (разностный) порог ощущений – минимальный прирост величины раздражителя, сопровождающийся едва заметными изменениями ощущений.

    Раздражитель – любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма.

    Адекватный раздражитель – генетически соотнесенный с соответствующим анализатором.

    Чувствительность – это величина, обратная порогу.

    где Е – чувствительность;

    НАП – нижний абсолютный порог ощущений.

    Ощущения в жизни человека встречаются довольно редко, в тех случаях, когда отражение действующих на органы чувств воздействий не завершается построением перцептивного образа, т.е. когда отражение не завершается узнаванием воздействующего предмета или явления. Чувственное познание субъекта обеспечивается в основном перцептивными процессами (восприятиями).

    ВОСПРИЯТИЕ

    Восприятие – познавательный психический процесс целостного отражения предметов и явлений при непосредственном воздействии их на органы чувств.

    Основные свойства восприятия:

      предметность – выражается в способности человека отражать мир не в виде набора не связанных друг с другом объектов, а в форме отделенных друг от друга предметов; предметность также выражается в том, что образ, формирующийся в результате восприятия, относится к причинам, его вызывающим. Говоря о предметности, мы имеем в виду объективность психического образа;

      целостность – выражается в том, что образ воспринимаемого предмета не дан в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а мысленно достраивается до некоторой целостной формы, т.е. человек синтезирует отдельно воспринимаемые элементы объекта в целостную взаимосвязанную систему. Основание такого синтеза составляет способность человека вычислять то интегральное свойство, которое присуще всей системе и не присуще отдельным элементам;

      осмысленность – связь восприятия с мышлением. При восприятии субъект пытается отразить сущность предмета, узнать, что это за предмет. Восприятие не сводится лишь к чувственной основе, хотя и связано с ней. Воспринимая предмет, мы выявляем их значение;

      избирательность – связь восприятия с вниманием. Происходит избирательное выделение одних объектов по сравнению с другими;

      категориальность – восприятие носит обобщенный характер: каждый воспринимаемый предмет мы относим к определенному классу и обозначаем его словом «понятие». В результате восприятия происходит узнавание предмета (опознание предмета);

      константность – способность воспринимать предмет относительно постоянным независимо от изменяющихся условий восприятия. В психологии выделяют: константность формы, константность величины, константность цвета;

      апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию – зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.) и временную апперцепцию, в которой сказывается ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установки и т.п.).

    Сравнительная характеристика ощущения и восприятия.

    I. Общее.

    1. Ощущение и восприятие – познавательные психические процессы.

    2. Ощущение и восприятие образуют чувственную ступень познания.

    3. Общими являются условия возникновения ощущения и восприятия (непосредственное воздействие окружающих предметов на органы чувств).

    II. Отличия:

    1. В процессе ощущения отражаются отдельные свойства предметов. При восприятии предмет отражается целиком, во всем многообразии свойств.

    2. В результате ощущений возникает более или менее смутное чувство (сладости, яркости, громкости и т.п.). В результате восприятия складывается целостный образ предмета. Восприятие включает в себя комплекс разнообразных ощущений, но восприятие не сводится к сумме ощущений, т.к. в образе восприятия достраиваются с участием воображения те качества предмета, которые в данный момент могут не ощущаться.

    3. Ощущения привязаны к конкретному анализатору, к конкретной сенсорной системе. Восприятие связано с комплексной работой анализаторов. Может быть выделена лишь модальность преобладающего объема переработанной в процессе восприятия сенсорной системой информации. Построение образа происходит на основе синтеза ощущений от разных модальностей.

    В отечественной психологии восприятие рассматривается как деятельность. Перцептивные действия, составляющие перцептивную деятельность, имеют цель – построение образа, адекватного предметному миру. В процесс формирования перцептивного образа включены память (в ней хранятся перцептивные эталоны), мышление (благодаря которому осуществляется коррекция образа воспринимаемого предмета с его реальным состоянием). Благодаря мышлению обеспечивается константность восприятия, преодолеваются эффекты иллюзий, искажений. Благодаря перцептивным действиям формируется ощущение реальности объекта, даже когда он частично или полностью заполнен (закрыт) другими предметами.

    Восприятие включает акт категоризации. Восприятие носит обобщенный характер – каждый воспринимаемый предмет мы относим к определенному классу и обозначаем его словом – понятием. В результате восприятия происходит узнавание предмета.

    1. Первичная категоризация . Явления перцептивно изолируются и оказываются обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками. На этой стадии “значение” события может ограничиваться только тем, что это “объект”, “звук” или “движение”.

    2. Поиск признаков . Существует соответствие между отличительными свойствами категории и признаками объекта, воздействующего на организм. Однако ”соответствие” может замещаться ”вероятностью связи“. Тогда мы ищем дополнительные признаки, которые помогли бы более точному отнесению объекта.

    3. Подтверждающая проверка . Вслед за поиском признаков наступает предварительная категоризация, а за ней происходит изменение поиска признаков. На этой стадии вступает в действие селективный процесс “блокировки”, приводящий к ослаблению нерелевантной стимуляции.

    4. Завершение проверки . Окончание поиска признаков.

    Перцептивная готовность категории выражается в легкости и скорости, с которой данный стимул относится к определенной категории при различных условиях, определяемых инструкцией, прошлым опытом, мотивацией.

    Иллюзии восприятия – неадекватные отражения воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Это так называемые «оптико-геометрические иллюзии», заключающиеся в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений.

    Из 2-х равных по длине отрезков вертикальный кажется больше (горизонтально-вертикальная иллюзия).

    Два вертикальных отрезка равны, но правый кажется больше (перспективная иллюзия).

    Отрезки одной линии кажутся сдвинутыми относительно друг друга.

    К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста. Так, иная полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном.

    Ощущения и восприятие обеспечивают чувственное познание, проникновение же в суть явления, за пределы непосредственной данности осуществляется благодаря мышлению.

    МЫШЛЕНИЕ

    Мышление (по А.В. Брушлинскому) – форма творческого отражения действительности, порождающая такой результат, которого в самой действительности или у самого субъекта на данный момент не существует.

    Введение

    Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности.

    Все многообразие психических явлений в психологии достаточно условно принято подразделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Все эти формы психических явлений тесно связаны между собой, не являются чем-то самостоятельным и изолированным, а их выделение определено методической необходимостью сделать более удобным изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики. В то же время многие исследователи акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчлененности психики как ее фундаментальном свойстве .

    Психическая функциональная система в действии - это психический процесс . Рассмотрим основные психические процессы, наиболее часто выделяемые авторами учебников и руководств по психологии.

    Психологические процессы присущи каждому человеку. Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Они являются базовыми компонентами человеческой деятельности.

    Психологические процессы не просто участвуют в деятельности, но они развиваются в ней. Все психические процессы взаимосвязаны между собой, и представляют единое целое. При отсутствии какого либо из психических процессов (речи, мышления и т. п.) человек становится неполноценным. Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность - это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно .

    Цель исследования: изучить основные психологические процессы, состояния , свойства.

    Задачи исследования:

    Изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

    - отобрать и систематизировать материал.

    1. Основные психологические процессы, состояния и свойства.

    Все психические процессы можно разделить на две основные группы.

    Специфические, или собственно познавательные, процессы, которыми являются ощущение, восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально:

      ощущение - это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность;

      восприятие - это восприятие предмета в целом, а также перцепция - восприятие изображения, объектов;

      мышление - это отражение отношений между предметами, их существенных для познания свойств .

    Познавательные процессы состоят из множества элементов (рис. 1.).

    Неспецифические, т. е. универсальные, психические процессы - память, внимание и воображение. Эти процессы называют также сквозными, в том смысле, что они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Универсальные психические процессы являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство «своего Я» во времени:

      память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;

      внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;

      воображение прогнозирует будущий опыт .

    Психические свойства определяют постоянные способы взаимодействия человека с миром, а психические состояния детерминируют активность «здесь и сейчас». Каждое психическое состояние характеризуется одним или несколькими параметрами, выделяющими его из множества состояний. Доминирование в состоянии того или иного познавательного психического процесса, эмоции или уровня активации определяется тем, какую деятельность или поведенческий акт обеспечивает это состояние.

    Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

    Эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);

    Активационные (уровень интенсивности психических процессов);

    Тонические (психофизиологический ресурс индивида);

    Тензионные (уровень психического напряжения);

    Временные (длительность состояния);

    Знак состояния (благоприятное или неблагоприятное для деятельности) .

    2. Познавательные психологические процессы

    1. Ощущения

    Итак, процесс познания - это получение, задержание и сохранение знаний о мире. Ощущения являются одним из составляющих познавательного процесса.

    Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств, предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. К этому можно, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и состояние организма самого субъекта с помощью рецепторов, расположенных в его теле. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования .

    Потребность в постоянном получении ощущений хорошо проявляется в том случае, когда внешние раздражители отсутствуют (при сенсорной изоляции).

    Ощущения человека чрезвычайно разнообразны, хотя со времен Аристотеля очень долго говорили лишь о пяти чувствах - зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились в результате описания и изучения их новых видов, таких как вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» или кинестетические и др.

    Свойства ощущений

    Каким бы ни было ощущение, его можно описать с помощью нескольких характеристик, свойств, присущих ему .

    Модальность - качественная характеристика, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по сравнению с сигналом нервным. Прежде всего, выделяются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. Однако и каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых - высота тона, тембр, громкость; для тактильных - твердость, шероховатость и т. д.

    Локализация - пространственная характеристика ощущений, т. е. сведения о локализации раздражителя в пространстве.

    Иногда (как, например, в случае болевых и интероцептивных, «внутренних» ощущений) локализация затруднена, неопределенна. Интересна в этом отношении «проблема зонда»: когда мы пишем или режем что-то, ощущения локализованы на кончике ручки или ножа, т. е. совсем не там, где зонд контактирует с кожей, воздействует на нее .

    Интенсивность - это классическая количественная характеристика. Проблема измерения интенсивностиощущения является одной из главных в психофизике.

    Основной психофизический закон отражает связь между величиной ощущения и величиной действующего раздражителя. Психофизика объясняет многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций. Задача - установить связь тела и души, предмета и ощущения, связанного с ним. Область раздражения вызывает ощущение. Каждый орган чувств имеет свои границы - значит, есть область ощущения. Известны такие варианты основного психофизического закона, как логарифмический закон Г. Фехнера, степенной закон С. Стивенса, а также предложенный Ю. М. Забродиным обобщенный психофизический закон.

    Продолжительность - временная характеристика ощущения. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает позже, чем начинает действовать раздражитель, и не исчезает сразу с его прекращением. Период от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называют латентным (скрытым) периодом ощущения. Он неодинаков для разных видов ощущений (для тактильных - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - 50 мс) и может резко меняться при заболеваниях нервной системы .

    После прекращения действия раздражителя его след некоторое время сохраняется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например окрашенным в дополнительный цвет). Положительные последовательные образы мы обычно не замечаем из-за их кратковременности. Появление последовательных образов можно объяснить явлением утомления сетчатки глаза.

    Слуховые ощущения, аналогично зрительным, также могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон в ушах», т. е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков .

    2. Восприятие

    Восприятие - это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

    Представители психологии трактуют восприятие как некую целостную конфигурацию - гештальт. Целостность - согласно гештальтпсихологии - это всегда выделение фигуры на фоне. Детали, части, свойства лишь позже могут быть выделены из целостного образа. Гештальтпсихологи установили множество законов перцептивной организации, совершенно отличных от законов ассоциаций, по которым элементы связываются в целостную структуру (законы близости, замкнутости, хорошей формы и т. д.). Они убедительно доказали, что целостная структура образа влияет на восприятие отдельных элементов и на отдельные ощущения. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные образы восприятия, воспринимается по-разному. Например, два одинаковых кружка кажутся различными, если один окружен большими, а другой маленькими кругами и т. д. .

    Выделяют основные особенности восприятия:

      целостность и структурность - восприятие отражает целостный образ предмета, который, в свою очередь, складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие способно уловить не только отдельные части ощущений (отдельные ноты), но и сотканную из этих ощущений обобщенную структуру (мелодию целиком);

      константность - сохранение определенных свойств образа предмета, которые кажутся нам постоянными. Так, известный нам предмет (например, рука), удаленный от нас, будет нам казаться точно такого же размера, как этот же предмет, который мы видим близко. Здесь задействовано свойство константности: свойства образа приближаются к истинным свойствам этого объекта. Наша перцептивная система корректирует неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием окружающего, и создает адекватные образы восприятия. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза. Итак, формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия - необходимое условие ориентировки человека в изменчивом мире;

      предметность восприятия - это акт объективации, т. е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира, и главную роль играет осязание и движение. Предметность играет большую роль и в регуляции поведения. Благодаря этому качеству мы можем отличить, например, кирпич от блока взрывчатки, хотя по виду они будут одинаковы;

      осмысленность. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие связано, таким образом, с мышлением и речью. Мы воспринимаем мир через призму значений. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его и отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Например, когда мы смотрим на часы, мы видим не нечто круглое, блестящее и т. д., мы видим конкретный предмет - часы. Такое свойство восприятия называется категоризацией, т. е. отнесением воспринятого к определенному классу объектов или явлений. Особенно ярко эта связь восприятия с мышлением выступает при затрудненных условиях восприятия, когда последовательно выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к классу.

    В других случаях, по Г. Гельмгольцу, «срабатывают» бессознательные умозаключения; е память

      активность. При процессе восприятия участвуют двигательные компоненты анализаторов (движения руки при осязании, движения глаз при зрительном восприятии и т. д.). Кроме того, необходима возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело;

      свойство апперцепции. Перцептивная система активно «строит» образ восприятия, избирательно используя не все, а наиболее информативные свойства, части, элементы стимула. При этом используется и информация из памяти, прошлого опыта, которая присоединяется к чувственным данным (апперцепция). В процессе формирования сам образ и действия по его построению постоянно корректируются через обратную связь, идет сравнение образа с эталонным .

    Таким образом, восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего объекта - конкретного человека. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, устремления, эмоции на момент восприятия и др. Восприятие, таким образом, тесно связано с содержанием психической жизни человека.

    3. Мышление

    Мышление - процесс, который как бы связывает прошлое, настоящее и будущее, становится над временем, устанавливая связь причин (прошлого), следствий (будущего) и условий реализации причинно-следственных отношений (настоящего). Не случайно в мышлении решающую роль играет обратимость операций, которая дает возможность восстановить начальные условия исходя из результата действия, решить и прямую и обратную ей задачу .

    Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта (содержания ощущений, восприятия, представлений). Продукты фантазии тоже являются результатом преобразования прошлого опыта индивида. Но продукт фантазирования может не иметь ничего общего с объективной реальностью. Результаты же мыслительного процесса всегда претендуют на истинность и верифицируемы. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решения

    Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений. .

    Например - высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или - процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

    В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

    Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы - соответственно - психологии и физиологии (с точки зрения физиологии и психологии - это определение вернее) .

    4. Речь

    Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности - общения - и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

    В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем .

    Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым "психолингвистикой".

    Выделяются следующие признаки речи:

    · выражает психологические особенности отдельно взятого человека;

    · наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.

    Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и тоже звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта .

    3. Универсальные психические процессы

    1. Память

    Познавательные процессы отражают пространственно-временные характеристики объективного мира и соотносятся с ними. Память соотносима с прошедшим временем, в ней хранятся следы пережитых мыслей, образов, действий, эмоций и чувств. Отражением актуальной реальности, обеспечивающим адаптацию к настоящему, ведают сенсорно-перцептивные процессы.

    Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ей .

    Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена только к фиксации того, что «было в прошлом». Ведь никакое действие в «настоящем» немыслимо вне процессов памяти; протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного».

    Когнитивная психология, рассматривая память и как функцию, и как процесс одновременно и пытаясь объяснить закономерности ее функционирования, представляет ее как развивающуюся, многоуровневую систему хранилищ (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память). Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться и как подструктура интеллекта - системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний .

    Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

    Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

    1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

    2. по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;

    3. по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную .

    2. Внимание

    Внимание выступает одной из сторон сознания человека. В любой сознательной деятельности людей оно проявляется в большей или меньшей степени: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Внимание включено в процесс восприятия, в процесс памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в человеческой деятельности делает ее продуктивной, организованной и активной.

    Внимание - это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением - углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Из этого определения следует, что у внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических процессов. Внимание неотделимо от других психических процессов и состояний .

    Проблема внимания была впервые разработана в рамках психологии сознания. Основной задачей считалось исследование внутреннего опыта человека. Но пока основным методом исследования оставалась интроспекция, проблема внимания ускользала от психологов. Внимание служило лишь «подставкой», инструментом для их ментальных опытов. Используя объективный экспериментальный метод, В. Вундт обнаружил что простые реакции на зрительный и слуховой стимулы зависят не только от характеристик внешних стимулов, но и от отношения испытуемого к восприятию этого стимула. Простое вхождение какого-либо содержания в сознание он назвал перцепцией (восприятием), а фокусировку ясного сознания на отдельных содержаниях - вниманием, или апперцепцией. Для таких последователей Вундта, как Э. Титченер и Т. Рибо, внимание стало краеугольным камнем их психологических систем (Дормышев Ю. Б., Романов В. Я., 1995) .

    В начале века эта ситуация резко изменилась. Гештальт психологи полагали, что объективная структура поля, а не интенции субъекта определяют восприятие предметов и событий. Бихевиористы отвергали внимание и сознание как главные понятия психологии сознания. Они попытались совершенно отказаться от этих слов, так как ошибочно надеялись, что смогут разработать несколько более точных понятий, которые позволили бы, используя строгие количественные характеристики, объективно описывать соответствующие психологические процессы. Однако спустя сорок лет понятия «сознание» и «внимание» вернулись в психологию (Величковский Б. М., 1982) .

    Чтобы описать понятие «внимание», психологам потребовались десятилетия экспериментальной работы и наблюдений. В современной психологии принято выделять следующие критерии внимания:

      внешние реакции - моторные, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции;

      сосредоточенность на выполнении определенной деятельности. Этот критерий является основным для «деятельностных» подходов к изучению внимания. Он связан с организацией деятельности и контролем за ее выполнением;

      увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности. В данном случае речь идет о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного) по сравнению с «невнимательным»;

      избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активновоспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов;

      ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания. Этот субъективный критерий был выдвинут в рамках психологии сознания. Все поле сознания разделялось на фокальную область и периферию. Единицы фокальной области сознания представляются устойчивыми, яркими, а содержания периферии сознания ясно неразличимы и сливаются в пульсирующее облако неопределенной формы. Такая структура сознания возможна не только при восприятии объектов, но и при воспоминаниях и размышлениях .

    Не все феномены внимания связаны с сознанием. Замечательный русский психолог H. H. Ланге разделил объективную и субъективную стороны внимания. Он полагал, что в нашем сознании есть как бы одно ярко освещенное место, удаляясь от которого психические явления темнеют или бледнеют, все менее сознаются. Внимание, рассматриваемое объективно, есть не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени; субъективно же это значит быть сосредоточенным на этом впечатлении (Ланге Н. Н., 1976) .

    3. Воображение

    Воображение, прогнозы, фантазии, процессы целеполагания соотносимы с будущим .

    Воображение относится к «универсальным» психическим процессам. Воображение - это психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности или представления о ней. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями .

    Продуктом или результатом процесса воображения являются образы воображения. Они могут возникнуть в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, прослушивания музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков и шумов, или через описание какого-либо события, вещи, персонажа, или по ассоциации с чем-либо. Один только перечень способов продуцирования образов воображения показывает его тесную связь с другими психическими процессами, имеющими образную природу (ощущением, восприятием, памятью, представлениями, мышлением).

    Воображение опирается на прошлый опыт, и поэтому образы воображения всегда вторичны, т. е. «уходят корнями» в ранее пережитое, воспринятое, прочувствованное человеком. Но в отличие от процессов памяти здесь не ставится задача сохранения и точного воспроизведения информации. В воображении опыт преобразуется (обобщается, дополняется, комбинируется, приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность) .

    В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) здесь значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание.

    Многие исследователи в качестве отличительного признака процесса воображения называют новизну. Но следует заметить, что новизна здесь носит не абсолютный, а относительный характер. Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека. В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении - меньше.

    Наконец, с представлением воображение роднит наглядность образов, их можно отнести к какой-либо модальности (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и т. п.) .

    Основные функции воображения:

      Целеполагание - будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого.

      Предвосхищение (антиципация) - моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами; в воображении будущее рождается из прошлого.

      Комбинирование и планирование - создание образа желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности рассудка .

    Замещение действительности - человек может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой.

    Проникновение во внутренний мир другого человека - на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации .

    Таким образом, воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности и жизнедеятельности, социального взаимодействия и познания.

    Заключение

    Психологические процессы, включают в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются. Так, психология может и должна изучать процесс мышления в общих закономерностях его протекания, отличающих мыслительный процесс, например, от элементарного ассоциативного процесса. Реально этот мыслительный процесс обычно осуществляется в ходе какой-то конкретной деятельности - практической трудовой деятельности, разрешающей определенную производственную задачу, деятельности изобретателя, рационализирующего этот производственный процесс, в теоретической работе ученого, разрешающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения добытые уже наукою знания. Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются. И только изучая их в реальном контексте этой деятельности, можно вскрыть не только более частные, но и самые общие закономерности психических процессов как действительно содержательные закономерности.

    Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие - это весьма сложный, но вместе с тем - единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

    Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

    В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

    Следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена - не одно и то же. Мыслить - это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Несмотря на то что возникшая у нас мысль нам самим понятна, часто для ее выражения мы не можем найти подходящую словесную форму.

    Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним.

    Чувства - особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят о чувстве как особом эмоциональном состоянии человека. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

    Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

    Список литературы

      Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]/ Ю.Б. Гиппенрейтер - М.:ЧеРо, 2002. - 447 с.

      Дружинина, В. Н. Психология: Учеб. для гуманитарных вузов [Текст] / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. - 465 с.

      Кулагина, И. Ю., Колющий, В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]/ В. Н. Колющий - М.: Сфера, 2003. – 398 с.

      Немов, Р. С. Общие основы психологии. Кн.1. - 4-е изд [Текст]/ Р. С. Немов – М.: Владос, 2003. - 593 с.

      Нуркова, В. В. Психология. [Текст]/ В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. М: Юрайт, 2004. - 435 с.

      Панферов, В. Н.Основы психологии человека [Текст

    Приложение

    Рис.1

    На протяжении жизни человек решает какие-то задачи, хранит определенные воспоминания, создает новую ячейку общества и постоянно развивается. Каждая личность индивидуальна по-своему, но из чего состоит эта индивидуальность? Ответ на этот вопрос может не только утолить нашу любознательность, но и реально облегчить жизнь.

    Мы способны регулировать любой психический процесс, например тренировать внимание или воображение. Однако подобные занятия не смогут обойтись без усилия . Именно поэтому намного проще устроить свое существование, основываясь на понимании структуры собственных психических процессов.

    К психическим процессам относятся:

    • Познавательные (влияют на познание человеческой деятельности).
    • Эмоциональные (представляют собой отражение отношения личности к собственному «я» и к другим людям).
    • Волевые (намеренное управление своей деятельностью).

    Изучение данных явлений приводит к приобретению новых навыков и умений. Основные психические процессы взаимосвязаны, поэтому за одним знанием скрывается другое.

    Создание неких групп является условным, ведь у этого нет практических доказательств. Ученые занимаются данным вопросом, но пока результаты не предаются огласке.

    Прежде всего зависимость друг от друга заключается в неспособности существования врознь. К примеру, невозможны без , речь – без памяти и т.п.

    Познание и интеллект

    Познавательные психические процессы иногда именуют интеллектуальными, что порой вводит в заблуждение некоторых людей. На самом деле эти понятия тесно взаимосвязаны. Что же касается содержания данного явления, то оно достаточно обширное.

    Данный вид подразделяется на:

    1. Ощущение. Это психическое отражение определенных особенностей и состояний окружающего мира, которые воздействуют на наши органы чувств. Они считаются чем-то тонким и первичным, ведь изначально они не поддаются анализу мышления.

    Ощущения указывают на различные особенности конкретных вещей, что и помогает увидеть общую картину. К ощущениям относят впечатления от цвета, запаха, понимание погодных условий, улавливание вибрации от каких-то объектов и т.п.

    2. Восприятие. Это психический процесс формирования представлений об объектах и событиях окружающего мира. В отличие от ощущений, оно неделимо и конкретно. Восприятием считают не только сам процесс, но и конечный его результат.

    Стоит отметить, что особенности психических процессов индивидуальны. К примеру, у вас и вашего собеседника могут быть абсолютно разные восприятия, что может привести к конфликту. Различия могут возникать из-за типа личности или имеющихся у человека знаний о конкретном предмете или ситуации.

    3. Мышление. Данный процесс обычно характеризуют умением находить выход или решать какие-то задачи новыми способами, когда предыдущие перестают работать. Если объяснять просто, мышление является процессом трансформации поступающих данных в потоке чувств и мыслей.

    Что интересно, так это то, что мышление не считается чем-то особенным и уникальным, ведь им обладают даже насекомые. К тому же переработка информации может приводить как к интересным мыслям, так и к полной бессмыслице.

    4. Сознание. Это способность понимать, мыслить, думать и формировать определенное отношение к конкретным вещам. То есть какие-то чувства и ощущения определяют последующую реакцию на что-то. Основные психические процессы можно назвать частью сознания.

    Осознанные поступки и решения не могут быть случайными, ведь они являются результатом обдумывания. Единственное, что следует подчеркнуть: и воля – это ни в коем случае не синонимы, как считают многие, не стоит их путать.

    5. Речь. Это умение коммуницировать с другими благодаря словам и звукам. Она может иметь абсолютно разный характер. Иногда речь успокаивает, иногда злит, а иногда радует и вдохновляет.

    При помощи этого процесса индивиды могут знакомиться с другими личностями, а также заводить с ними какие-то отношения. К тому же человек имеет особенность подстраивать свою речь под собеседника, чтобы понравиться ему или наоборот – отпугнуть.

    6. Внимание. Данный процесс представляет собой сосредоточение зрения или мозга на каком-то определенном событии или объекте. Внимание помогает нам отсеивать лишние сведения или знания, оставляя самое главное.

    Кстати, этот процесс может быть произвольным и непроизвольным. Второй вариант относится ко всему отвлекающему, но неинтересному. То есть мозг человека реагирует на это, но не специально, ведь иногда просто эмоционально сказанные слова постороннего человека привлекают нас, пусть и на одно мгновение.

    2. Чувства. Иногда чувства – это неосознаваемые психические процессы, которые являются искренним переживанием какой-то ситуации. Их трудно подделать, ведь они считаются частью души.

    Кстати, они бывают внешними и внутренними. Первые показывают, например, реакцию на погодные условия или чьи-то прикосновения, а последние отражают конкретные настроения и душевные порывы. Кстати, иногда чувства путают с ощущениями, а ведь это совсем разные вещи.

    2. Принятие решения. Этот процесс заключается в установлении какой-то определенности. Причем иногда выбор может быть элементарным (съесть котлету или плов, надеть желтую футболку или зеленую), а иногда очень трудным. Хотя даже в простых ситуациях мы часто используем силу воли.

    Быстрое и осознанное принятие решений – это привычка успешных людей. В данном случае могут понадобиться не только разум, логика и смысл, но зачастую и те же эмоции с чувствами.

    3. Постановка цели. Это четкое осознание и определение индивидуумом конкретных желаний, осуществления которых он хочет добиться. Подобный подход значительно продвигает личность к реализации мечты, ведь постановка цели является серьезным шагом.

    Для большей части людей данный процесс зарождает некую мотивацию, которая очень важна для достижения любых задач. К тому же такое принятие решения предполагает осознанный выбор, который оказывает сильное влияние на психику.

    Прогресс и дефекты

    Развитие психических процессов происходит с самого рождения, и то, каким оно будет, во многом зависит от родителей. Ученые предполагают, что эти процессы также взаимосвязаны с макрокосмосом, поэтому влияние погодных условий или изменений на других планетах также оставляет свой след.

    Все же любой может сам работать над своей психикой, анализируя некоторые слабые стороны и улучшая их вместе с сильными. Это тот же самый выбор, который недостижим без воли.

    Однако иногда психические процессы имеют отклонения, которые мешают всей группе явлений. Чаще всего это происходит из-за таких заболеваний, как инсульт, шизофрения, болезнь Альцгеймера и т.п.

    В данном случае, конечно, могут помочь лишь советы врачей и специальные медикаменты. Стоит отметить лишь то, что сдаваться нельзя никогда, ведь известны случаи неожиданных выздоровлений даже после самых сильных недугов. Автор: Лена Мелисса

    Текущий контроль по темам 41 группа

    РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

    Тема 1. Предмет, задачи и методологические основы психологии

    1) +Гиппократ

    2) И.П. Павлов

    3) Леонгард

    4) Э. Кречмер

    2 Кроме человека, воображением наделены следующие животные:

    1) обезьяны и дельфины

    2) +никто, кроме человека

    3) дельфины

    3. Образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью - это такая форма воображения, как...

    2) +фантазия

    3) галлюцинация

    4) типизация

    4.К формам мышления относится:

    1) воображение, представление, фантазия

    2) конвергенция и дивергенция

    3) синтез, анализ, сравнение

    4) +понятие, суждение, умозаключение

    5. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей - это...

    1) +интеллект

    2) внутренняя речь

    4) мышление

    Моральные, практические, интеллектуальные, эстетические - это разновидности...

    1) +чувств

    2) аффектов

    4) аффектов

    Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств - это

    1) +аффект

    2) страсть

    3) чувство

    4) настроение

    8.Неспецифическая реакция организма на любое требование среды вызывает состояние…

    1) Депрессии

    2) Вдохновения

    3) Фрустрации

    4) +Стресса

    9 Один из самых простых способов понимания другого человека, уподобление ему, отождествление с ним себя - это:

    а) идентификация;

    б) эмпатия;

    в) рефлексия.

    г) сравнение

    10. Определенное эмоциональное состояние массы людей, являющееся средством дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка информации, это:

    а) стресс;

    б) фрустрация;

    В) паника.

    11. Мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами, называется:

    а) карьеризм;

    б) альтруизм;

    в) эгоизм.

    12. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется:

    а) идентификацией;

    б) эмпатией;

    в) рефлексией;

    г) экстраверсией.

    13.(- выберите один вариант ответа) Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, - …

    1) психоанализ

    2) гуманистическая психология

    3) психология сознания

    4) бихевиоризм +

    14.(- выберите один вариант ответа)
    Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом

    1) гуманистическая психология

    2) глубинная психология (психоанализ) +

    3) ассоциативная психология

    4) когнитивная психология

    В.Вунд является первым кто создал

    1) психокоррекционный центр

    2) концепцию бессознательного

    3)психологическую лабораторию +

    4) теорию рефлекса

    Что является предметом психологии как науки?

    1) сознание

    2) поведение

    3) +психика

    17.К психическим свойствам личности относятся:

    1) мышление и сознание

    2) +темперамент и способности

    3) желания и потребности

    4) эмоции и воля

    18.Основными функциями психики являются:

    1)отражение и защита организма

    2) +отражение и регуляция поведения и деятельности

    3) защита организма и представление

    4) регуляция поведения и прогнозирование

    19.Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется…

    1) +практическая психология

    2) общая психология

    3) социальная психология

    4) поведенческий подход

    20. К свойствам ощущений не относится:

    1) +целостность

    2)сенсибилизация

    3) контрастность

    4) адаптация

    21 Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:

    1) представление

    2) когнитивный диссонанс

    3) ощущение

    4) +восприятие

    22.Внимание. возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется…

    1) перцептивным

    2) +произвольным

    3) рассеянным

    4) непроизвольным

    23. Норма объема внимания для человека составляет:

    1) +5-9 объектов

    2) 3-5 объектов, воспринятых одновременно

    3) 9-11 объектов

    4) 5-7 объектов

    24. (- выберите один вариант ответа)

    Основной задачей психологии является

    1) коррекция социальных норм поведения

    2) изучение законов психической деятельности +

    3) разработка проблем истории психологии

    4) совершенствование методов исследования

    25. (- выберите один вариант ответа)

    К психическим процессам относится

    1) темперамент

    2) характер

    3) ощущение +

    4) способности

    26. (- выберите один вариант ответа) Одним из принципов отечественной психологии является принцип

    1) учёта возрастных особенностей человека

    2) единства мышления и интуиции

    3) единства сознания и деятельности +

    4) научения

    27.Способы, посредством которых изучается предмет науки, называется
    1)процессами
    2)целями
    3)методами +

    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-10-11