В крае все больше инвалидов стремятся к трудоустройству. Максим Топилин: Мы видим, что все больше людей с ограничениями здоровья стремятся к профессиональному обучению, трудоустройству, открытию собственного дела Все больше инвалидов стремятся к трудоустр

При необходимости прости врачебно-экспертную трудовую комиссию может встать вопрос: как заполнить производственную характеристику для инвалидности? Характеристика будет учтена при необходимости присвоения группы инвалидности.

В специальном бланке нужно будет указать:

  • анкетные данные работника;
  • описание трудовой деятельности (особое внимание уделить срокам работы при повышенной опасности или в тяжелых условиях труда);
  • характеристику условий труда (режим работы, описание трудовых обязанностей);
  • нормы выработки, необходимость командировок;
  • данные о том, на какую должность можно будет перевести сотрудника в случае присвоения группы инвалидности.

Документ должен быть подписан начальниками отдела кадров и юридического отдела и заверен печатью.

Трудоустройство инвалидов

Во многих жизненных сферах инвалиды имеют ограниченные возможности, но если человек не признан нетрудоспособным, он имеет право устраиваться на работу, соответствующую его квалификации и физическим возможностям. Трудоустройство регламентировано государством и, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ст. 64), работодатели не имеют права отказывать человеку в устройстве на работу из-за его физического состояния, а увольнение по инвалидности возможно только при наличии определенных обстоятельств.

Реальность вносит свои коррективы и работодатели, которые хотят избежать проблем, связанных с особенностями оформления рабочих мест для инвалидов, просто отказываются принимать инвалидов на работу, чаще всего — без объяснения причин. В трудовую инспекцию люди с ограниченными возможностями обращаются редко, а если такое и произойдет, штрафа работодатели избежать все равно смогут – им достаточно доказать, что соискателю в чем-то не хватало знаний и опыта для того, чтобы занять предложенную должность.

Согласно статистике, в Китае трудоустроено 80% инвалидов, в Британии – 40%, в США около 30%, а в России всего лишь 10%. При этом правительство Китая или США не считает необходимостью квотирование рабочих мест для инвалидов, но вкладывает приличные средства на адаптацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями. По их подсчетам это выходит дешевле, чем содержать инвалидов за счет государственных пособий.

В России же предприниматели скорее выплатят штраф, чем будут тратить время и средства на обустройство специального рабочего места и бытовых комнат. К тому же штрафы не слишком большие: должностным лицам придется заплатить до 5 тыс. рублей; физическим лицам – от 1 до 5 тыс. рублей; юридическим лицам – от 30 до 50 тыс. рублей.

Наибольшие трудности чаще всего возникают как раз из-за необходимости обустраивать для работников-инвалидов специальные рабочие места. Согласно Санитарным правилам, утвержденным государством, особые требования предъявляются к оборудованию, основному рабочему месту, условиям труда, мед. обслуживанию и санитарно-бытовому обеспечению работников. Так, например, инвалидам-колясочникам необходимо обустроить специальные пандусы, в здании обязательно должен быть лифт, доступ к рабочему месту не должен быть чем-то ограничен, коляска должна передвигаться по офису свободно.

Льготы и требования

Льготы предоставляются законом №191-ФЗ и Трудовым кодексом РФ на основании справки об инвалидности. Особенности трудоустройства инвалидов касаются следующего:

  1. Увеличенный оплачиваемый отпуск: стандартный отпуск – 28 календарных дней, а инвалиду необходимо предоставить минимум 30 дней.
  2. Отпуск без содержания предоставляется в обязательном порядке: сотрудникам-инвалидам по ст. 128 ТК РФ ежегодно необходимо выделить минимум 60 дней неоплачиваемого отпуска. Обычным работникам организация в таком отдыхе может отказать, инвалиду – нет.
  3. Сверхурочная работа возможна только по соглашению инвалида, обязать его невозможно. Это касается работы в ночное время, в выходные и праздничные дни. Однако, для этого сотрудник обязан предоставить индивидуальную программу реабилитации.
  4. Меньше рабочих часов: продолжительность рабочего времени должно составлять не больше 35 часов в неделю, а заработная плата при этом будет остаться на прежнем уровне.
  5. Компенсация больничного листа работникам-инвалидам проходит в обычном порядке, но не больше пяти месяцев в год и не более четырех месяцев подряд.

Если человек утратил трудоспособность из-за травмы или болезни, больничное пособие оплачивается за весь период нетрудоспособности (до выздоровления или установления инвалидности).

Квоты рабочих мест

Квотирование рабочих мест для инвалидов регулируется ст. 20 №181 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации». Согласно закону, работодатель обязан принимать на работу определенное количество людей с инвалидностью. Чем крупнее организация, тем больше рабочих мест должно предоставляться людям-инвалидам.


Так, если в компании числятся от 35 до 100 сотрудников, квота составляет 3% от среднесписочной численности. Если в компании устроено более 100 человек, квота составляет от 2 до 4%. Отметим, до 2013 года трудовые договора с инвалидами должны были заключать только крупные предприятия – правительство считало, что квотирование для среднего бизнеса затруднит деятельность организаций.

Согласно закону, компании ежемесячно должны предоставлять в службу занятости следующие отчеты:

  • о том, выполнена ли квота рабочих мест для инвалидов;
  • локальные нормативные акты с информацией о том, обустроены ли соответствующие рабочие места;
  • данные о выделенных или созданных рабочих местах.

В некоторых регионах (например, в Тульской, Белгородской, Амурской областях) местные власти подходят к требованиям соблюдения квоты по-разному. Допускается возможность арендовать специальные рабочие места – чаще всего договора заключаются со специализированными предприятиями или с общественными организациями, объединениями людей с ограниченными возможностями. Получается, что инвалиды работают в организации, которая соответствует санитарным нормам, а заработную плату при этом получают от компании-арендатора.

Увольнение по инвалидности

В том случае, если изменение состояния здоровья произошло во время действия трудового договора, это может послужить причиной для увольнения. Основанием может быть справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации. ИПР, как правило, является рекомендацией, и человек имеет право отказаться от выполнения этой программы. На работу он может предоставить только справку об инвалидности, которая помогает получить предусмотренные кодексом льготы.

Стоит отметить, что при сокращении штата инвалиды имеют преимущественные права на сохранение рабочего места, если:

  • квалификация и производительность труда не уступает другим работникам;
  • травма, послужившая причиной инвалидности, была получена на этом рабочем месте;
  • инвалид является ветераном ВОВ или ветераном боевых действий.

Трудовой договор с инвалидом может быть расторгнут в том случае, если работник лишен работоспособности и этот факт подтвержден медицинским заключением. Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если человек далее не может выполнять работу согласно занимаемой должности, у работодателя нет причин продолжать с ним сотрудничество.


Как правило, ограничение трудовой деятельности первой степени допускает работу в прежних условиях, но необходимо уменьшение объемов и тяжести работы. Ограничение второй степени позволяет выполнять трудовую деятельность в специально созданных условиях труда, а при ограничении третьей степени человек считается нетрудоспособным. Увольнение инвалида 3 группы, как правило, допускается редко – ограничения по индивидуальной программе реабилитации обычно несущественные.

При необходимости условия трудового договора могут быть изменены – допускается перевод работника на другую должность, которая будет соответствовать индивидуальной программе реабилитации. На это необходимо согласие сотрудника и официальное соглашение о переводе, просто так увольнение инвалида 2 группы провести нельзя.

Если в организации нет подходящих условий для продолжения трудовой деятельности или от перевода сотрудник отказался, увольнение будет проведено согласно п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Об увольнении человек должен быть предупрежден заранее, до истечения срока трудового договора он может быть отстранен от выполнения работы. Заработная плата за это время начисляться не будет.

Приказ о прекращении трудового договора будет издан на основании медицинского заключения.

Резюмируя, увольнение инвалида возможно в следующих случаях:

  • при отсутствии вакансий, подходящих по группе инвалидности, вакансий с облегченными условиями труда;
  • по собственному желанию;
  • если состояние здоровья не позволяет дальше выполнять трудовые обязанности;
  • при отказе от перевода на другую должность.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, численность работающих инвалидов, в том числе в возрасте, превышающем возраст выхода на пенсию, с 2009 года выросла с 1,752 миллиона до 2,275 миллионов человек на начало 2013 года и составила 17,7% от общей численности инвалидов всех возрастов, за исключением численности детей-инвалидов.

По уровню профессионального образования инвалиды распределились следующим образом:

· 3730 инвалидов (24,9% от числа опрошенных) имели общее среднее образование;

· 7034 инвалида (46,9%) - среднее профессиональное образование;

· 2200 инвалидов (14,7%) - высшее профессиональное образование;

· 1219 инвалидов (8,1%) - неполное среднее;

· 823 инвалида (5,5%) - начальное образование.

При этом 3241 инвалид или 21,6% от числа опрошенных изъявили желание работать в организациях реального сектора экономики;

· 2533 инвалида или 16,9% - на предприятии, специализирующемся на занятости инвалидов;

· 719 инвалидов или 4,8% хотели открыть собственное дело;

· 8513 инвалидов или 56,7% не имеют четких предпочтений.

Анализ результатов мониторинга позволяет сделать следующие выводы:

1. Потребность в трудоустройстве незанятых инвалидов трудоспособного возраста очень высока - около 77% от численности опрошенных инвалидов;

2. Нуждаются в трудоустройстве или смене работы, около 5% от численности опрошенных инвалидов хотят открыть собственное дело;

3. Уровень профессионального образования инвалидов достаточно высокий - более 61,6% ;

4. Профессиональное образование, из них высшее профессиональное образование имеют 14,7%, среднее профессиональное образование - 46,9%;

5. Потребность инвалидов в профессиональном обучении также довольно высокая - около 20% инвалидов изъявили желание пройти профессиональное обучение;

6. Инвалиды испытывают большие трудности в поиске работы, по сравнению с другими категориями граждан, так как доля инвалидов, ищущих работу более 1 года, составляет более 56%, в том числе ищущих работу более 3 лет - около 26%. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации// Текущий сайт -http://www.rosmintrud.ru- по состоянию на 30.04.2014.

Организация современного общества часто противоречит интересам людей с инвалидностью, в результате трудовой потенциал большинства из них остается невостребованным, а их социальный статус низким. Анализ позиции работодателей и ключевых факторов рынка труда позволяет оценить степень эффективности предпринимаемых усилии и наметить пути оптимизации управления занятостью людей с ограниченными возможностями.

Отсутствие результативной системы социальной защиты выработало у многих инвалидов осознание своей второсортности и неполноценности. Это не только унижает достоинство человека, но и ограничивает возможность самозащиты.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.Лысенко А.Е. Системный подход к решению проблем трудовой занятости инвалидов// Сборник материалов Научно-практической конференции "Социальное партнeрство государственных структур, общественных объединений и бизнес-сообщества в решении актуальных проблем трудовой занятости людей с инвалидностью в городе Москве": М, 2008.23-26с Инвалидность - проблема не одного человека, а всего общества в целом.

К главным проблемам занятости инвалидов можно отнести следующие:

1. Множество барьеров при трудоустройстве инвалидов, в том числе физическая недоступность многих предприятий и отсутствие информации по созданию специальных условий на рабочем месте;

2. Низкий уровень профессионально-квалификационного статуса инвалидов;

3. Работники с инвалидностью получают, как правило, меньшую, чем другие работники, заработную плату, что снижает мотивации инвалидов на труд;

4. Большая часть неработающих инвалидов реально не хотят трудоустраиваться, боясь снижения группы инвалидности или вовсе снятия инвалидности, а также потери льгот, предусмотренных для неработающих инвалидов;

5. Квотирование и резервирование рабочих мест никогда в России не были эффективными инструментами трудоустройства инвалидов из-за отсутствия результативных санкций в отношении работодателей;

6. Практически отсутствует доступный для инвалидов транспорт, используя который они могли бы добираться до работы;

7. Негативное стереотипное отношение работодателей к возможностям и способностям инвалидов, что ведет к тому, что люди с инвалидностью получают бесконечные отказы в трудоустройстве;

8. Низкая самооценка и отсутствие целевых мотиваций инвалидов, вследствие чего инвалиды не готовы начать работать, даже когда им предлагают работу, а если они все-таки трудоустраиваются, то нередко быстро теряют работу при отсутствии их социального сопровождения (в виде социального посредничества, помощи, поддержки).

В своих рассуждениях о причинах, по которым инвалидов следует принимать или не принимать на работу, работодатели часто говорят, что это те же причины, по которым не стоит брать безответственных работников.

Перспективы интеграции инвалидов в сферу занятости работодатели оценивают как невысокие по ряду причин:

1. Внедрение новых технологий и сокращение рабочих мест;

2. Высокие требования к уровню образования и стажу претендентов на должность;

3. Отсутствие на предприятии сфер, где мог бы использоваться труд инвалидов;

4. Малая эффективность действующих мер по квотированию рабочих мест для инвалидов.

Исходя из результатов можно обозначить три типа отношений работодателя к труду инвалида:

· «бизнес - прежде всего»;

· «мое дело - сторона»;

· «моральный долг»; Первые считают инвалидов «слабым звеном» в деле повышения прибыли фирмы, а государство - главным ответственным за обустройство людей с инвалидностью. Позиция вторых сводится к ответственности только за тех людей, которые получили инвалидность непосредственно на их производстве. Привлечение инвалидов со стороны представляется им сомнительной практикой и нерациональным шагом. Третья группа работодателей полагает, что инвалидов иногда можно трудоустроить, исходя из мотивов милосердия и благотворительности или специфики производства, там, где удобно использовать труд инвалидов.

В рассуждениях работодателей часто звучит мысль о необходимости возобновления традиции создания специализированных цехов и предприятий для инвалидов. Эта идея продиктована протестом работодателей против перекладывания государством на них проблем трудоустройства инвалидов, отсутствием подходящих вакансий для некоторых категорий инвалидов (по зрению, с нарушением интеллекта) и нерентабельностью в современных жестких экономических условиях дробить должностные и функциональные обязанности работника на ряд простых функций, которые могли бы выполняться инвалидами. Таким образом, инвалиды находятся на особом положении в сфере занятости и трудовых отношений. С одной стороны, им предоставляются льготы и более щадящие условия труда: они имеют право при выполнении более легких видов труда, сокращенной продолжительности рабочего времени на сохранение прежней заработной платы, а также на получение дополнительных видов помощи. С другой стороны, инвалиды имеют ограничения и препятствия для своей профессиональной самореализации: они не привлекательны для работодателя как рабочая сила, работодатель боится возлагать на себя груз ответственности за такого работника. Инвалиды в силу низкого уровня образования, а часто отсутствия профессии и стажа работы, неконкурентоспособны на рынке труда. Вместе с тем, люди с инвалидностью практически лишились стимула к труду. Разница в размере выплат между разными группами получилась весьма значительной (почти 1000 рублей) и, конечно, большинство людей с инвалидностью предпочитают всяческими способами добиваться первой группы и иметь более высокую пенсию, чем потерять в выплатах за небольшую вероятность трудоустройства, как на открытом рынке труда, так и через госструктуры. Между тем некоторые получают пенсию по инвалидности, в несколько раз превышающую предлагаемую инвалиду заработную плату. Пенсия плюс зарплата, внимание, общение, свое родное предприятие - именно это должно быть флагом, а не маленькая зарплата. Понятовская О. Уважение прав и достоинства // Социальная защита.,2008,№ 9.-25с.

Среди инвалидов трудоспособного возраста незначительно преобладают мужчины - 52, 1%. Отмечено, что в возрасте с 18 лет до 34 лет удельный вес инвалидов менее 5% и у мужчин, и у женщин. Статистический и графический анализ четко показывает, что вероятность стать инвалидом увеличивается с возрастом. Заболеваемость взрослого и детского населения Москвы//Текущий сайт Федерального портала protown.ru- http://protown.ru/russia/city/articles/2881.html- по состоянию на 25.04.2014.

По информации Департамента социальной защиты населения, сейчас в Москве проживает около 1,2 миллиона инвалидов, из них:

· около 15 тысяч - слабовидящие и слепые;

· более 6,6 тысяч - глухие и слабослышащие;

· 21,8 тысяч - инвалиды по патологии опорно-двигательного аппарата (в т.ч. более 10 тысяч - инвалиды-колясочники);

· свыше 6,7 тысяч - инвалиды вследствие ДЦП;

· 45,5 тысяч - инвалиды с психическими расстройствами;

· 1,2 тысяч - инвалиды с врожденной и приобретенной патологией спинного мозга;

· 38,7 тысяч человек являются инвалидами молодого возраста;

· 32 тысячи детей в городе имеют инвалидность.

В общей численности по группам инвалидности:

· 6,6 % I группы инвалидности;

· 64,8 % - II группы;

· 26 %- III группы;

· 2,6% - дети-инвалиды.Департамент социальной защиты населения города Москвы// Актуальные вопросы социальной интеграции и адаптации городской среды. Мероприятия по повышению качества жизни инвалидов в городе Москве.- http://www.dszn.ru- по состоянию на 18.04.2014.

На базе нескольких организаций (ГБУ ЦСО «Мещанский, РООИ Перспектива, а так же на, проходящих в марте-апреле-мае 2013 года, ярмарках вакансий для людей с ограниченными возможностями здоровья, было проведено исследование, касающееся проблем занятости инвалидов в городе Москве.

Таким образом, в процессе исследования необходимо:

1. Выявить причины незанятости трудоспособных инвалидов в общественном производстве;

2. Определить мотивы трудоустройства инвалидов, занятых в общественном производстве;

3. Описать структуру и уровень профессионального образования трудоспособных инвалидов;

4. Выявить степень удовлетворенности состоянием своего рабочего места трудоустроенными инвалидами;

5. Определить причины неудовлетворенности рабочим местом трудоустроенных инвалидов;

6. Исследовать требования, предъявляемые инвалидами к своему рабочему месту;

7. Определить места желаемого трудоустройства инвалидов;

8. Исследовать готовность к обучению и переквалификации инвалидов при трудоустройстве;

9. Очертить круг организаций, в которые обращаются инвалиды за помощью в трудоустройстве;

10. Описать работу органов службы занятости населения в содействии трудоустройству инвалидам. Текущий сайт РООИ Перспектива- http://perspektiva-inva.ru-по состоянию на 10.04.2014.

При этом следует учитывать следующие исходные данные:

· В исследовании участвовали 264 человека в возрасте от 25 до 52 лет;

· Выборка включала в себя 148 женщин и 116 мужчин;

Из них инвалидов:

· I группы 16,1%;

· II группы 56,1%;

· III группы 27,8% . (Прил. 1. Рис. 1)

Главной целью исследования было выявление основных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды при трудоустройстве. Оно включало в себя рассмотрение вопросов связанных с:

· ограничениями при трудоустройстве, связанных с инвалидностью;

· несоответствием требованиям, предъявляемых работодателями;

· их отношением к работе;

· способностью адаптации в коллективе;

· знанием прав в области трудового законодательства;

· иные вопросы.

В результате исследования при ответе на вопрос: «Что препятствует Вашему желанию устроиться на работу?» - выяснилось, что основным препятствием для трудоустройства для большого числа не работающих в настоящий момент инвалидов является невозможность быстро и без посторонней помощи добраться до места работы.

Места работы, которые им предлагаются в центре занятости находятся либо далеко от места жительства, либо же для того, что бы добраться до работы необходима помощь других людей (родственников, знакомых, социальных работников и т.д.) Такую возможность имеют далеко не все.

Из 264 ответивших на этот вопрос - 81 человек назвал эту проблему наиболее важной. На втором месте по частоте встречаемости, является утверждение, что у инвалидов недостаточно знаний и отсутствие опыта работы - 64 человека. Здесь могут быть разные объяснения: от отсутствия образования до заниженной и ущербной самооценки большинства опрошенных. Кроме того, 38 человек указали на то, что основным препятствием для полноценной и плодотворной работы являются физические, психологические недостатки и инвалидность, 18 человек выразило свое нежелание работать (высказывались различные причины: отсутствие материальных стимулов, агрессивность и обреченность в попытках найти подходящую для себя работу и т.д.). Оставшаяся часть назвала другие причины (отсутствие такой работы, иметь которую желал бы опрашиваемый, трудности во взаимоотношениях с другими людьми и т.д.). (Прил. 1. Рис. 2)Однако, 85 человек из 264 (32%), на другой вопрос: «С какими проблемами Вы сталкивались чаще всего при приеме на работу?» отметили «ограничения по труду» (Прил. 2, Рис. 3). Столько же - «дискриминация», получение должности другими претендентам (здесь среди причин указывались такие как, пренебрежение к инвалидам, заведомая предубежденность против них, отсутствие реальной конкуренции на рынке труда, так как при трудоустройстве нередко используются связи и все попытки инвалидов устроиться на работу оказывались безуспешными, так как свободное место оказывалось занято теми людьми, которые были как-то знакомы с работодателем).На вопрос: «При поступлении на работу Вы предпочитаете (или предпочли бы) скрыть инвалидность?» - 85 респондентов из 264 (32%) ответили, что предпочитали скрыть инвалидность т.к. это явилось бы препятствием для трудоустройства. Остальные не скрывают т.к. «инвалидность скрыть невозможно». Из ответивших утвердительно 85 человек 42% реально столкнулись с данной проблемой при попытках трудоустроиться, а оставшиеся 58% предпочитают скрыть инвалидность из-за опасений быть не принятыми на работу, что такая проблема имеет место быть и достаточно широко распространена в российском обществе. (Прил. 2 Рис. 4)На следующий вопрос: «Какие причины, на Ваш взгляд, дают людям с ограниченными возможностями основания быть недовольными своей работой?» были получены следующие результаты:

· Основной причиной неудовлетворенности инвалида своим рабочим местом является низкая заработная плата (59%);

· Выполнение монотонной и неквалифицированной работы значительно влияет на степень удовлетворенности инвалида своим рабочим местом (26%);

· На степень удовлетворенности инвалида рабочим местом влияет возможность профессионального роста (15%). (Прил.3.Рис.5)

Рыночная экономика - это мир жесткой конкуренции и поэтому требует от участников рынка разносторонних знаний. Высокая квалификация, владение смежными профессиями, знание английского языка и умение работы с компьютером, опыт работы по специальности - основные требования, предъявляемые современными работодателями к соискателям.

24% опрошенных инвалидов имеют знания иностранного языка (как правило английского), 57% обладают навыками работы на компьютере. Однако лиц, профессионально владеющих иностранными языками, на высоком уровне, либо имеющие большие навыки работы с компьютером среди анкетируемых не оказалось. Дополнительную профессиональную подготовку имеют 24% инвалидов - преимущественно техническое образование. (Прил.3.Рис. 6)

Готовы работать «сверх положенного» 85% опрашиваемых, трудные условия и сложная работа не будут поводом для отказа от работы для 65%, 62% опрашиваемых имеют опыт работы. (Прил.4 Рис. 7)Таким образом, следует утверждать, что подавляющее число инвалидов не очень привередливы в выборе профессии и готовы согласиться на работу, которая потребует от них много сил, терпения и желания. 53% опрошенных инвалидов считают свой уровень знаний достаточным при трудоустройстве. Однако почти все из них (89% опрошенных) ответили, что переквалификация инвалидов выступает важным средством получения нового рабочего места. Изучение потребностей инвалидов, показало, что 63% опрошенных инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. В профессиональной ориентации нуждается каждый пятый, а в профобучении, - почти каждый десятый инвалид, в трудовой адаптации - 25% инвалидов. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность (так считает 43% опрошенных), а некоторые из них готовят специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными (19% анкетируемых). (Прил. 4 Рис. 8)

В значительной мере это обусловлено следующими причинами:

· специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания самих инвалидов;

· инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения: из них мало кто знает о выбранной профессии и условиях ее труда;

· 36% инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства;

· образовательные учреждения не приспособлены для инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений, специального оборудования учебных мест и специальной методики обучения. Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные учреждения;

· неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений. В результате обучение в них связано для инвалида с переездом из места постоянного жительства, что не всегда приемлемо.

· Среди опрашиваемых инвалидов на вопрос: «Имеете ли Вы работу в настоящее время?» - 75 человек из 264, т.е. 31% ответили положительно. В данную категорию включалась и постоянная работа и непостоянная. Как правило (62% от числа работающих), люди с ограниченными возможностями работают не по приобретенной специальности, а занимают должность и выполняют работу, которая в организации является свободной. Для всех них работа и получаемая ими заработная плата служит основанием для улучшения как собственного финансового положения, так и членов их семей. Однако следует оговориться, что оставшиеся 69% не имеют даже непостоянной работы, что служит показателем напряженности в среде инвалидов в сфере трудоустройства и занятости. На вопрос: «Что для Вас значит работа и какое место в Вашей жизни она занимает (или будет занимать, должна занимать)?»

· 162 из опрашиваемых (52%) ответили, что главное в работе - это источник дохода;

· 62 человека (23,4%) - находят в трудовой деятельности способ самовыражения;

· 40 инвалидов (12%) благодаря работе рассчитывают повысить свой социальный статус, самооценку. (Приложение 5 Рис.9) Работать в частной структуре предпочитают 167 инвалидов (65% опрашиваемых), тогда как в государственном секторе лишь 97.

· 42 анкетируемых (15%) хотели бы организовать собственное дело;

· 96 человек (35%) - быть служащими;

· в финансовой сфере и сфере услуг предпочли бы работать 44% респондентов (по 22% в каждой из упомянутых сфер деятельности);

· 148 инвалидов ответили, что переобучение и повышение квалификации для них - возможность карьерного роста. (Прил. 6 Рис.10).Проблема адаптации в коллективе без сомнения, очень актуальна, несмотря на то что «вливание» в новый коллектив происходит не всегда легко, 162 человека (61% анкетируемых) предпочитают работать в коллективе, в т.ч. 142 опрашиваемых (50%), отметили, что адаптация в коллективе происходит легко, 82 респондента (30%) затруднились ответить, 40 (20%) ответили что это им далось трудно. (Прил. 6.Рис. 11). В целом, опасения людей с ограниченными возможностями связаны прежде всего с тем, что они не знают, как их воспримет новый трудовой коллектив, как к такому человеку отнесутся сотрудники с точки зрения его профессионализма. Большая часть инвалидов (73%) предпочли бы работать в коллективе со здоровыми людьми. Оставшаяся часть, в целом, отнеслась безразлично к этому вопросу, но все же предпочли бы трудиться в коллективе, где они не выделяются и где у них не будет комплекса собственной неполноценности, который может возникнуть в процессе совместной работы со здоровыми людьми. Более половины опрошенных (154 человека) отметили, что отношения в коллективе влияют на их работоспособность. Способность работы в коллективе подтверждается тем, что по мнению 123 из них, человек с ограниченными возможностями лучше работает, если у него есть четко определенная роль в команде, тогда как оставшиеся 31 человек предпочитает работать самостоятельно. (Прил. 6.Рис. 12) На вопрос: «Знаете ли вы о своих правах (льготах) при трудоустройстве?» - 198 человек (70%) ответили отрицательно. Оставшаяся часть дала неполные или неясные ответы. (Прил. 7.Рис. 13) В нашем обществе не только недостаточно реализуются права инвалидов, но и практически отсутствует система правового воспитания и просвещения людей с ограниченными возможностями. Этим не занимаются ни специализированные центры занятости населения, ни комитеты социальной защиты, ни какие либо другие государственные организации. Основную информацию о своих правах люди с ограниченными возможностями получают из средств массовой информации, посредством общения друг с другом. На вопрос: «Какие организации оказывают наиболее эффективную помощь в трудоустройстве?» - 52% анкетируемых (142 человека), ответили, что помощью в трудоустройстве они чаще всего обращаются в общественные организации инвалидов, так как считают, что там они могут больше рассчитывать на поддержку, понимание и реальную помощь в решении своих проблем, чем в государственных структурах. В пользу государственных организаций высказалось 35% опрашиваемых, остальные указали иные варианты (поиск работы через знакомых, указывали на отсутствие эффективности вообще любых организаций и т.д.) (Прил. 7,Рис. 14)

Итак, основные результаты исследования привели к следующим выводам:

1. Основными препятствиями для трудоустройства считаются (кроме невозможность быстро и без посторонней помощи добраться до места работы) отсутствие опыта работы по специальности и инвалидность. Как уже сказано, основная проблема - отсутствие подходящих рабочих мест на рынке труда;

2. Работа для трудоспособного инвалида является важным источником материального существования;

3. Инвалиды предпочитают скрывать, при возможности, инвалидность из-за опасений получить отказ, что подтверждает игнорирование общества инвалидов как успешных работников;

4. Проведенное исследование показало, что инвалиды не всегда обладают достаточными знаниями и навыками, для того чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Однако 53% инвалидов считают свой уровень знаний достаточным при трудоустройстве. Однако переквалификация инвалидов выступает важным средством получения нового рабочего места;

5. Большинство инвалидов имеют определенный уровень образования.Достаточно большое число инвалидов обладают профессиональной подготовкой в сфере взаимодействия «человек-техника», владеют навыками общения на иностранных языках.

1. Работа для инвалидов, в первую очередь, источник дохода. Большинство из них предпочитают работать в частной структуре, что связано с традиционно более высокой оплатой труда в коммерческих организациях;

2. Работа для инвалида выступает, в том числе, и как одна из возможностей общения;

3. Работа для инвалида это - способ реализации своего потенциала, своих способностей;

4. Основной причиной неудовлетворенности инвалида своим рабочим местом является низкая заработная плата;

5. На степень удовлетворенности инвалида рабочим местом влияет возможность профессионального роста;

В сознании людей еще жив стереотип, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, потому что живет на попечении родственников и государства. Среди инвалидов много тех, у кого есть стремление трудиться и быть независимыми. Противоречие между тем, что государство оказывает поддержку инвалидам при трудоустройстве и тем, что большинство трудоспособных инвалидов не трудоустроено.

Вывод: Таким образом, проведенные исследования еще раз демонстрируют:

1. Необходимость увеличения гибкости, индивидуального подхода, и, главное, ускорения реакции государственных служб и ведомств, обеспечивающих принятие законодательства, разработку инструкций в сфере занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Необходимость формирования инклюзивной политики в России;

3. Актуальность и прогнозируемую высокую эффективность частно-государственного партнерства в социальной сфере в первую очередь;

4. Важность стимулирования интернальности (внутренней причинности), самостоятельной и групповой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вышеуказанные задачи и необходимо решить государству для того, что бы проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества были успешно решены.

Научные сообщения

Трудовая занятость инвалидов: социально-экономический аспект

В.Н. Козлова

Утрата или снижение трудоспособности, наступление инвалидности коренным образом меняет социальный статус человека и отношение к нему окружающих, нарушает его здоровье, ухудшает его благосостояние, снижает самооценку. Все это сказывается на социальной активности человека, которая тесно связана с отношением человека к труду и проявляется в его поведении и трудовой деятельности.

Отношение к труду определяется субъективными и объективными факторами. К объективным факторам следует отнести содержание и характер труда, которые определяют профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические), непосредственно влияющие на отношение к труду1. Следует отметить, что именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность повышения квалификации и заработной платы) у работников складываются позитивные и негативные ценностные ориентации на труд. Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия способствуют повышению производительности труда.

Субъективные факторы - это система ориентаций и мотивов трудовой деятельности. Отношение к труду включает в себя три уровня: отношение к труду как к ценности; отношение к профессии как к определенному виду труда; отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях. Мотивационная сфера субъекта, вовлеченного в деятельность, представляет собой систему мотивов, базирующихся на потребностях человека2. Материальные (физиологические, потребность в жилище и т. д.), духовные (познавательные), социальные (потребности в самореализации, признании и др.) потребности являются основой мотивации профессиональной деятельности каждого человека.

Для сегодняшнего периода в обществе наиболее характерным типом мотивации является инструментальный, ориентация на материальные потребности3.

1 Ахмадинуров Р.М., Испулова С.Н. Социально-трудовые отношения на региональном рынке труда // Человеческий капитал. 2008. № 1. C.164-168.

2 Черемошкина Л.В. Современные проблемы мотивации труда // Ученые записки РГСУ. 2005. № 2. C. 14-24.

3 Ахмадинуров Р.М., Испулова С.Н. Указ. соч. C. 164-168.

Люди с инвалидностью выступают не исключением, а скорее подтверждением этого правила.

В России складывается довольно парадоксальная ситуация, когда на фоне роста объема средств, получаемых страной в результате высоких цен на энергоносители, положение инвалидов в стране систематически ухудшается. В настоящее время это объясняется, в первую очередь политикой государства в отношении инвалидов. Следует отметить, что в 90-х гг. прошлого века Россия попыталась перейти от медицинской модели инвалидности к более прогрессивной социальной модели. Напомним, что в медицинской модели акцент делается на зависимости инвалида от окружающих его людей, все внимание концентрируется на нарушении здоровья, в рамках же социальной модели действия по повышению качества жизни инвалидов направляются на устранение барьеров, мешающих включению инвалидов в жизнь общества. К сожалению, уже в начале XXI в. фактически были ликвидированы даже те незначительные позитивные изменения, которые были достигнуты в 90-е гг. прошлого столетия.

Начало этим изменениям было положено принятием нового Налогового кодекса и ликвидацией всех льгот для предприятий, применяющих труд инвалидов, а эти льготы на деле были единственным реальным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов.

Вторым по значимости фактором, отрицательно влияющим на положение инвалидов, стали принятие и практическая реализация Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, который предусматривает комплексное изменение системы социального обеспечения различных слоев населения. Так, согласно обновленной ст. 21 в редакции закона № 122 квоты устанавливаются для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек4. По статистическим данным, в Алтайском крае организаций с численностью 100 и более работников - оказалось только 1 149.

Третьим фактором, создающим препятствия для реализации инвалидами своего права на труд наравне с другими людьми, стали изменения в технологии освидетельствования инвалидов в бюро медико-санитарной экспертизы. До середины 1990-х гг. в России существовала система врачебно-трудовых экспертных комиссий5. В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995 г. ВТЭК были реорганизованы в бюро МСЭ. Законодательство определило коренное изменение функций данных органов, а главное, установило фактически равные основания для определения группы инвалидности практически для всех видов имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности. В последнее время Правительство и, соответственно, Минздравсоцразви-тия совершили очередной поворот и возврат к старому. На первое место среди установленных законом шести видов ограничения жизнедеятельности вновь

4 Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».

5 http://www.index.org.ru/journal/28/html

выдвинулось ограничение способности к труду, и все бюро МСЭ вернулись к функциям, свойственным существовавшим ранее ВТЭК, тем более что с этим был связан размер выплат, получаемых инвалидами. При том, что бюро МСЭ по такой технологии определяют лишь гипотетическую возможность трудовой деятельности, никак не связанную с реальной возможностью трудоустройства, инвалиды массово стремятся получить 1-ю группу инвалидности, которая позволяет получать более высокую пенсию, но совершенно исключает их трудоустройство. То есть вместо стимуляции инвалидов к трудовой деятельности был получен противоположный результат.

Помимо морально-этических оснований заботы государства об интеграции инвалидов в общество, для этого имеются и веские экономические основания. С одной стороны, эффективная трудовая деятельность, потребность в которой, по данным исследований, проведенных в г. Барнауле Алтайского края, имеют 98,5% инвалидов, позволяет им значительно повысить свой жизненный уровень, добиться некоторой экономической независимости (42,8% респондентов), интегрироваться в общество (27% опрошенных)6. С другой стороны - трудоустройство инвалидов позволяет увеличить налоговые поступления в бюджет, компенсировать дефицит рабочей силы на рынке труда. Однако все это до настоящего времени совершенно не учитывается при формировании государственной политики в отношении инвалидов.

Проведенные Санкт-Петербургским институтом проблем МСЭ и реабилитации инвалидов исследования показали, что профессиональная реабилитация инвалидов находится в критическом состоянии. Если в начале 1990-х гг. в стране работало 86% инвалидов 3-й группы и 25% инвалидов 1-й и 2-й группы, что в целом составляет свыше 55% всех инвалидов, то сейчас, по различным данным, работает не более 12-15%. При этом в профориентации нуждается 29,1% (свыше 4,3 млн) инвалидов, в обучении - 9,6% (свыше 1,4 млн), в профессиональной подготовке и переподготовке - 13,9% (свыше 2,0 млн), в трудовой адаптации - 25% (свыше 3,7 млн)7. Одновременно около 80% инвалидов трудоспособного возраста могут и, главное, хотят работать, но реализовать свое право на труд не в состоянии, так как государство фактически самоустранилось от решения этой проблемы. Только в Алтайском крае 51% нетрудоустроенных респондентов претендуют на рабочие места.

Особенности конкретного региона накладывают отпечаток на социальнотрудовую реабилитацию этой категории населения. Так, согласно SWOT-анализу экономики Алтайского края, Алтай - крупный агропромышленный регион с собственной базой стройиндустрии8. Поэтому при разработке программ реабилитации трудоспособных инвалидов необходимо учитывать, что в регионе основное количество рабочих мест сосредоточено в аграрном секторе производства, который требует от работника физической выносливости и определенного уровня теоретической подготовки. Но, к сожалению, нам не удалось найти сведе-

6 Козлова В.Н. Организация социально-трудовой реабилитации инвалидов на муниципальном уровне (по результатам исследования в г. Барнауле). Социология социальной работы: Социальная квалиметрия. Социология социального здоровья. Ежегодник. Вып. 3. М., 2008. С. 192-196.

7 http://www.index.org.ru/journal/28/html

8 Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года.

ний о том, сколько людей с инвалидностью получают высшее и среднеспециальное образование для работы в аграрном секторе производства.

К слабым сторонам экономики края в SWOT-анализе отнесены:

Технологическое отставание промышленных предприятий отдельных видов экономической деятельности;

Кризисное состояние предприятий сельскохозяйственного машиностроения;

Низкий уровень развития сельского хозяйства.

Все это сказывается на количестве и качестве рабочих мест для работников, имеющих ту или иную степень инвалидности.

В ходе проведенного нами в г. Барнауле совместно с Алтайской краевой общественной организацией инвалидов-колясочников «Преодоление-Алтай» второго этапа (2007-2008 гг.) эмпирического исследования, выяснилось, что только 43,2% работающих инвалидов полностью удовлетворены своим рабочим местом, более половины рабочих мест в той или иной степени неудобны для респондентов9. Среди параметров неудовлетворенности своим рабочим местом работающими инвалидами отмечаются: неудобство (12,5%), большие физические нагрузки (8,0%), дневной режим (6,8%), освещение, неприятные запахи, неудобство технического оснащения (по 5,7%), шум, низкая температура воздуха (по 4,0%), наличие вибрации (3,2%).

Среди особенностей региона следует отметить еще одну, очень важную характеристику: треть населения края проживает в сельской местности, что, соответственно, влияет на уровень занятости. Процент зарегистрированных безработных инвалидов, проживающих в сельской местности, остается стабильно высоким в течение последних пяти лет и в Алтайском крае составляет более 55%10.

Еще одной тенденцией, характерной не только для Алтайского края, но и для всего современного мира, можно назвать развитие сферы услуг. Общество, ориентированное на сферу услуг, предъявляет требования не только к квалификации и уровню образования работника, но и требует от работника мобильности и возможности совершенствовать свои умения и навыки в процессе работы и получения новой квалификации. Наличие инвалидности так или иначе ограничивает мобильность человека, что сказывается на его возможности получить образование и дополнительную квалификацию. Профессии парикмахера, повара, 1Т-специалиста и т. д. не приемлют ограничений при работе.

Таким образом, растущие требования к нанимаемому персоналу еще больше снижают шансы инвалидов получить работу, им приходится довольствоваться низкоквалифицированной работой, что еще больше сокращает возможности экономически активных инвалидов реализовать себя в социуме. Основой для разрешения этих противоречий могут служить регулярные исследования, позволяющие понять мотивацию поведения инвалидов и учитывающие особенности конкретного региона. Также исследования могут использоваться в качестве одного из обоснований стратегии адекватного управления региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, занимающихся содействием занятости инвалидов.

9 Козлова В.Н. Указ. соч.

10 http://www.altairegion22.ru/territory/soc_econ/line-it/2010.php

Сложившаяся ситуация с трудоустройством инвалидов далека от той, которую можно назвать удовлетворительной. Подавляющее количество людей с инвалидностью не имеют возможности полноценно трудиться и основная причина этого даже не столько в отсутствии у них необходимых профессиональных навыков, сколько в сложной адаптации к современным условиям рынка труда. И главной задачей решения проблемы трудовой занятости инвалидов становится определение тех механизмов, которые позволят им максимально эффективно использовать свои способности.

Для этого необходимы две составляющие. Первая - это создание условий окружающей среды, при которых люди с инвалидностью смогут чувствовать себя на равных с другими участниками общественной жизни (так называемый "средовой подход"). И вторая, когда посредством индивидуальной работы с потребностями инвалида создаются психологические, мотивационные и социальные основы для того, чтобы сам человек с инвалидностью избавился от своих комплексов и стремился к независимой, общественно- полезной жизнедеятельности. То есть, решение проблемы включения людей с инвалидностью в рынок труда решается с двух сторон. Со стороны общества должно быть движение навстречу инвалидам путем изменения некоторых правил и создания доступной инфраструктуры (не только архитектурная доступность, но и отношение к людям с инвалидностью, избавление от существующих стереотипов и предрассудков), и обратное движение не менее важно. Без активной жизненной позиции людей с инвалидностью решение проблем их трудовой занятости невозможно. Но сегодня необходимо воспитывать подобное отношение инвалидов к собственным проблемам, которые помимо объективной составляющей имеют и не менее значимое субъективное, построенное на значительных личностных проблемах вследствие ограниченного или негативного социального опыта.

Люди с инвалидностью различны в своих потребностях, и нельзя равнять процесс обеспечения равных возможностей, к примеру, для инвалида по зрению и человека с синдромом Дауна. Соответственно, и профессиональная интеграция подразумевает разные составляющие. Как и в предыдущей части, мы готовы выделить три группы людей с инвалидностью, которые отличаются друг от друга уровнем потребностей в услугах для успешного трудоустройства. К первой группе относятся инвалиды, уже готовые к трудовой деятельности и нуждающиеся в информационных услугах. С такими инвалидами достаточно успешно работают государственные службы занятости населения, ведь они не требуют создания каких-либо специальных условий труда и для трудоустройства им нужен список вакансий, соответствующий их профессиональным навыкам и физическим возможностям. В большей степени в эту группу входят инвалиды 3-й группы по общему заболеванию.

Ко второй группе относятся люди с инвалидностью, которым для обеспечения возможности трудовой деятельности требуется решение двух основных проблем: создание специальных условий труда и подготовка к процессу трудоустройства и дальнейшей работе, основным элементом которой является решение личных психологических комплексов и развитие коммуникативных способностей. Очень много вопросов, как в действующем законодательстве, так и в практике применения вызывают эти самые "специальные условия труда". Многими этот фактор понимается, исключительно как создание доступной архитектурной инфраструктуры для инвалидов и приобретение специального дополнительного оборудования для эффективного труда сотрудников с инвалидностью. На наш взгляд, не меньшее значение имеет изменение графика работы и адаптация служебных обязанностей под индивидуальные возможности человека с инвалидностью. Этот вопрос будет подробно рассмотрен ниже.

Третья группа инвалидов состоит из людей, чья трудовая деятельность может осуществляться только при обеспечении длительного обучения профессиональным, социальным и коммуникативным навыкам, причём не только в изолированных учебных условиях, но и в условиях реального трудового процесса на обычном предприятии, фирме. Обучение должно осуществляться специально обученными специалистами, которые сопровождают инвалида во время работы (а в случаях, когда у работника с инвалидностью возникают трудности с самостоятельным передвижением по городу - и к месту работы и обратно до места жительства), помогают адаптироваться к выполнению возложенных на него служебных обязанностей и интегрироваться в трудовой коллектив. Такая помощь нужна, в основном, людям с ментальной инвалидностью или с серьёзными неврологическими заболеваниями. Одним из основных вопросов, без ответа на который невозможно найти оптимального сочетания государственных программ, направленных на решение проблем трудоустройства инвалидов, является количественное соотношение между людьми с инвалидностью, которых можно отнести к трём вышеописанным группам. Обычное разделение инвалидов в соответствии с установленной им группой инвалидности не может дать нам необходимой информации. Несколько ближе к указанной классификации представляется современное определение степени ограничения способности к трудовой деятельности. Во всяком случае, инвалиды, которых по услугам, необходимым им для эффективной профессиональной деятельности, могут быть отнесены к третьей группе, по современным критериям службы медико-социальной экспертизы, в большинстве имеют третью степень ограничения способности к трудовой деятельности. А инвалиды со второй степенью ограничения способности, скорее всего попадут в обозначенную нами вторую группу, где основным условием является создание специальных условий труда. Напомним, что третья степень подразумевает под собою неспособность или противопоказанность трудовой деятельности. Конечно, при определении степени ограничения способности к трудовой деятельности служба МСЭ больше руководствуется медицинскими факторами, но на наш взгляд, такое положение вещей является больше следствием социальной ситуации в нашем обществе. Государственные структуры в настоящее время не готовы работать с потребностями всех российских инвалидов. (Зарубежный опыт свидетельствует, что при создании необходимых условий работать сможет человек практически с любой формой инвалидности, весь вопрос в том, сколько усилий и профессиональных знаний нужно, чтобы эти самые условия создать). Но в целом, классификация инвалидов в зависимости от установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности не может дать объективной картины того спектра услуг, которые необходимы людям с инвалидностью для успешного решения проблем их трудоустройства. Слишком сильны в их определении и уже упоминавшиеся медицинские факторы, и присоединившиеся, в последнее время, к ним социальные (эти социальные факторы, заключаются только в том, что теперь и базовый размер пенсии по инвалидности и компенсационные выплаты за отменённые льготы выплачиваются в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности). Именно отсутствие чётких, прописанных критериев установления степени ограничения способности к трудовой деятельности накладывают значительный отпечаток субъективности со стороны специалистов бюро медико-социальной экспертизы на процесс установления степеней ограничения способности к трудовой деятельности. Трудоустроиться сегодня имеют возможность только те инвалиды, которые могут самостоятельно приспособиться к условиям работы. Отметим, что совсем немного людей с инвалидностью работают с неполной занятостью и насколько ничтожная их часть имеет возможность трудиться в специально и индивидуально созданных условиях. Думаем, что основная причина низкой трудовой занятости инвалидов именно в этом. Те, кто не нашёл себя на рынке труда, можно с достаточной достоверностью утверждать, и являются людьми, которым требуется эти самые специальные условия труда. И пока государственные программы не будут развёрнуты в этом направлении, проблемы трудоустройства инвалидов так и останутся нерешёнными. Другим важным вопросом является взаимосвязь трудностей в трудоустройстве инвалидов с другими социальными проблемами. Среди последних, как объективные можно выделить недоступность окружающей архитектурной инфраструктуры для свободного передвижения людей с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов с ограниченными возможностями зрения, а также проблемы получения образования людьми с разными формами инвалидностью. Невозможно обеспечить трудовую занятость человека, передвигающегося на инвалидной коляске, если он не имеет возможности из-за ступеней в подъезде выйти из своего дома и не может добраться на общественном транспорте до места работы. И предложения организовывать рабочие места на дому, на наш взгляд, не могут рассматриваться как достойная альтернатива. Трудовая деятельность - это не только способ заработать финансовые средства, но и один из основных актов приобщения индивида к аспектам общественной жизни, и никакая, даже самая высокооплачиваемая работа на дому не может это обеспечить. У нас принято ссылаться в этом вопросе на желание самих инвалидов и заботе об их состоянии здоровья, избавлении от трудностей дороги и удобстве в бытовом плане. Считаем это, в значительной степени, лукавством. Мы признаем право человека с инвалидностью на выбор условий труда, но только тогда, когда это действительно является выбором. А если инвалид не имел возможности на протяжении длительного времени свободно выйти из дома и самостоятельно передвигаться по городу, то совершенно естественно он и не мыслит свою трудовую деятельность вне своего жилища. И представлять это его желанием и свободным выбором в определённой степени просто преступно по отношению к ещё одной загубленной судьбе человека, который мог сделать столько полезного для общества. Получение образования влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Значение имеют и приобретённые профессиональные знания, без которых невозможно получить высокооплачиваемую должность и построить успешную карьеру, и полученные в процессе учёбы социальные навыки, умение входить в коллектив и общаться с коллегами. И отсутствие подобного жизненного опыта автоматически делает инвалида аутсайдером на рынке труда. То есть, значение имеют не только сам факт получения образования, но и то, в каких условиях это образование было получено. Если человек с инвалидностью учился на дому или в специальном учреждении, где имел возможность общаться только с другими инвалидами, то соответственно самих знаний будет недостаточно, чтобы успешно реализовать свои профессиональные способности. Потребуется ещё долгий процесс, чтобы инвалид приобрёл уверенность в своих силах и способность общаться на равных с представителями общества без инвалидности. А возможно, что этого уже не произойдёт никогда, так как наша самооценка и собственное позиционирование в современном социуме закладывается именно в детском и юношеском возрасте, и исправить сформировавшиеся и укоренившиеся комплексы уже во взрослом возрасте представляется сложной, а подчас и не имеющей решения задачей. Интересно и то, в каких профессиональных областях люди с инвалидностью имеют наилучшие возможности для успешного трудоустройства и реализации своих способностей. В целом, мы являемся принципиальными противниками такого подхода, при котором, во многом в силу стереотипных представлений, инвалидам отводится ограниченный сегмент рынка труда. Например, инвалидам по зрению предлагают работу массажистами или наладчиками музыкальных инструментов (считается, что у незрячих хорошо развит слух и чувствительность рук). Людям, передвигающимся на колясках, предлагают профессию web-дизайнеров или другую работу на персональных компьютерах (чаще всего на дому) и так далее. Конечно, к этому есть и много объективных посылов, но часто это очень мешает людям, которые хотят учиться и работать по специальностям, которые не входят в этот условный "список профессий, рекомендованных инвалидам". В таком случае становится трудно получить образование, возникают сложности с трудовой рекомендацией в бюро медико-социальной экспертизы, а впоследствии и в общении с работодателями, так как эти, с первого взгляда, рекомендательные документы, очень сильно влияют на формирование и субъективного отношения в вопросах трудоустройства инвалидов и даже на принятие государственных программ. К тому же это может стать ещё одним элементом дискриминации, когда обществом искусственно ограничиваются возможности людей с инвалидностью, и, следовательно, инвалиды переводятся в иную, отличную от остальных членов социума группу. Мало кто из нас согласится, чтобы другие люди решали, какие профессии ему подходят, а какие нет. Без анализа отношения работодателей к сотрудникам - инвалидам обзор трудоустройства людей с инвалидностью на открытом рынке труда будет неполным. Самое первое, с чем сталкивается инвалид, пытающийся трудоустроиться - это скрытая и явная дискриминация.

Есть множество вариантов дискриминации, которые можно объединить в шесть типов: инвалид трудоустройство инвалидность

  • * психологическая дискриминация - работодатель может принять заявление, но сделает это очень неохотно, что инвалид почтёт за лучшее убраться или не сможет произвести необходимое впечатление о своей компетенции из-за ожидания отказа;
  • * статистическая дискриминация - работодатель может заочно вычеркнуть инвалида из "листа ожидания" на том основании, что "последние исследования" и статистические данные предполагают, что инвалиды в среднем работают менее эффективно;
  • * дискриминация по требованиям - работодатель сознательно завышает критерии для определённого вида работы под предлогом сохранения определённого стандарта рабочей силы;
  • * чистая дискриминация - работодатель отказывает в приёме на работу всем инвалидам, потому, что считает, что инвалид не может выполнять эту работу, либо создаёт "большие проблемы" для работодателя, для своего рабочего места или для себя самого, либо потому, что он предубеждён против тех, кого считает "ненормальными";
  • * дискриминация, оправдывающаяся социальной политикой - работодатель не принимает на работу инвалидов под тем предлогом, что у них есть другие формы дохода (пенсия, пособия и т.д.)
  • * дискриминация "по возражению других" - работодатель не принимает на работу инвалидов, так как другие работники отказываются трудиться рядом с ним.

Анна Ройтман специально для проекта "Социальный навигатор "

Люди с ограниченными физическими возможностями имеют такие же интересы и потребности, как и все другие. Но из-за своего социального положения они менее интегрированы в общество.

Одна из проблем, которую испытывают инвалиды, — проблема трудоустройства. Зачастую им приходится доказывать способность качественно выполнять работу, добиваться справедливых условий труда и обеспечения равных возможностей.

По данным на 1 января 2017 года, в России проживает более 12 миллионов инвалидов, из них 4 миллиона являются трудоспособными, но только 25% из них имеют работу, отметила заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова на пресс-конференции, посвященной проблеме обеспечения занятости инвалидов.

9 июня в Москве состоялась пресс-конференция на тему: "Новые возможности профессионального образования и трудоустройства людей с инвалидностью".

Мероприятие было посвящено проблемам получения профессионального образования и трудоустройства инвалидов. В частности, обсуждались вопросы организации мероприятий для людей с ограниченными физическими возможностями, вопросы проведения мастер-классов по профориентации. Также участники дискуссии говорили о необходимости вовлечения инвалидов в трудовую деятельность, обеспечения специально оборудованных рабочих мест и условий труда.

Целью проведения данных мероприятий является создание системы конкурсов, обеспечивающей эффективную профориентацию и мотивацию людей с инвалидностью к профессиональному образованию и дальнейшему трудоустройству.

Проблемы с трудоустройством

Работодатели достаточно редко рассматривают людей с ограниченными физическими возможностями как трудоспособных. Это связано с меньшей производительностью труда инвалидов и с тем, что их рабочие места нужно снабжать специальным оборудованием, что многим работодателям представляется невыгодным.

Ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок вопреки распространенному мнению о малом КПД у инвалидов отмечает, что зачастую именно они демонстрируют высшие компетентные качества на работе и являются незаменимыми сотрудниками. "Моя мечта — чтобы любая компания имела возможность предоставить лучшие вакансии для инвалидов, чтобы большее количество инвалидов было востребовано на рынке труда", — говорит Наталья Починок.

Людмила Огородова также говорит о том, что инвалиды чаще всего справляются с рабочими обязанностями гораздо лучше, чем выпускники вузов, они ничуть не уступают другим квалифицированным специалистам, поэтому наличие равных условий труда для инвалидов является обязательным.

Возвращение в социум

О необходимости возвращения граждан с ограниченными возможностями говорит и руководитель Федеральной службы по труду и занятости Всеволод Вуколов. Он отмечает, что службы содействия занятости должны обзванивать инвалидов и предлагать им различные варианты трудоустройства, вести их дальнейшую судьбу: проверять условия, в которых работает инвалид, соблюдение трудовых законов и норм со стороны работодателя.

Основная проблема поиска места работы для людей с ограниченными физическими возможностями в том, что они не интегрированы в общество: живут, учатся, работают и отдыхают обособленно, отдельно от остальных людей.

Поэтому необходима интеграция инвалидов в социум, приобщение их к общественной деятельности, мотивация в получении образования и трудоустройстве. Необходимо доказать им, что они такие же полноправные члены общества и важнейшие единицы системы, как и остальные граждане.

В частности, решению проблемы трудоустройства способствует проведение различных мероприятий, соревнований и мастер-классов по профориентации для инвалидов, помощь в получении образования и трудоустройстве, активное участие в их судьбе.