Выраженная дисфункция срединных структур головного мозга. Что такое ирритация коры головного мозга. Венозная дисфункция головного мозга

Данные синдромы возникают при поражении неспецифических структур разных уровней, начиная от нижних отделов ствола мозга и кончая медиобазальными отделами коры лобных и височных долей. Поражение этих структур вызывает нарушение работы модально-неспецифических факторов. Можно предположить, что характер этих факторов на разных уровнях неспецифической системы различен, поскольку нейропсихологические синдромы поражения разных уровней неспецифической системы наряду с общими чертами имеют и определенные различия. В неспецифических «глубинных» синдромах можно выделить три основные группы симптомов:

а) первая группа - нейродинамические нарушения (или нарушения динамического аспекта) всех высших психических функций в виде снижения их скорости, продуктивности, неравномерной эффективности выполнения заданий и т. п. К этой группе динамических нарушений примыкают и модально-неспецифические нарушения внимания в виде общей рассеянности, трудностей сосредоточения, легкой отвлекаемости и т. д. К динамической группе симптомов относится и изменение общего функционального состояния мозга, его колебания, истощаемость, астения и т. п.;

б) вторая группа симптомов сложнее. Она включает более избирательные нарушения - памяти и эмоциональных процессов. В то же время у больных нет явных дефектов других познавательных процессов (кроме динамических): зрительного, слухового, тактильного гнозиса, речевых или двигательных дефектов. Нарушения памяти носят модально-неспецифический характер, т. е. не зависят от модальности запоминаемого материала. Преимущественно страдает кратковременная память при относительной сохранности долговременной (например, профессиональной) памяти. Эмоциональные нарушения могут проявляться в форме эмоциональной возбудимости, повышенной реактивности или аффективных пароксизмов, вспышек негативизма, гнева. Общая структура эмоционально-личностной сферы нарушается по-разному. В одних случаях она относительно сохранна, больные ос-

таются эмоционально адекватны, нет явных признаков эйфории или эмоционального безразличия, тупости. Сохранны как профессиональные интересы, привязанность к близким, так и личность больного в целом - он адекватно оценивает себя и окружающих. В других случаях эмоционально-личностные отношения достигают стадии грубого дефекта; в) третья группа симптомов - изменения состояния сознания, которые проявляются в острых стадиях заболевания в виде отключения сознания, что особенно характерно для травматических поражений, когда в первую очередь страдают срединные стволовые структуры мозга. Возможна и более сложная феноменология нарушений сознания.



Синдромы поражения неспецифических образований мозга имеют специфику в зависимости от уровня поражения.

Уровень нижних отделов ствола мозга. Данный уровень поражается относительно часто при опухолях в области задней черепной ямки (например, невриномах VIII пары черепно-мозговых нервов), а также при закрытых травмах мозга, вызывающих компрессию ствола и кровоизлияния в этой области. Поражение этого уровня неспецифической системы в острой стадии болезни (например, при травмах) сопровождается потерей сознания (ее длительность зависит от тяжести заболевания) с последующей амнезией на события, предшествующие травме. В дальнейшем у больных, как правило, наблюдаются:

♦ нарушения цикла «сон-бодрствование» в виде бессонницы (реже сонливости), неполноценного сна; сниженный уровень бодрствования;

♦ истощаемость; резкая утомляемость от малейшего напряжения, невыносливость больных;

♦ достаточно четкая ориентировка в окружающем (месте, времени);

♦ сохранность личностных реакций в целом. Больные адекватны в своих жалобах, критичны к своему состоянию.

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с: ил. 199


На этом фоне центральными симптомами являются:

♦ модально-неспецифические мнестические нарушения с первичными расстройствами кратковременной памяти;

♦ снижение объема запоминания (до трех-четырех слов после первого предъявления серии из десяти слов);

♦ повышенная тормозимость следов посторонними раздражителями.

В то же время усиление мотивации (например, введение мотива экспертизы) или семантическая организация материала дают отчетливый компенсаторный эффект, что свидетельствует о сохранности у этих больных общей структуры психических функций (см. гл. 14).

Для этой категории больных характерны также нарушения внимания по модально-неспецифическому типу. Больные рассеянны, истощаемы, не могут длительно сосредоточиться ни на одном задании. При выполнении серийных интеллектуальных операций (например, серийного счета) часто ошибаются, но при указании на ошибку стараются ее исправить.

Усиление мотивации или закрепление инструкции и поэтапное одобрение (словесное подкрепление) дают хороший компенсирующий эффект, что указывает на сохранность механизмов произвольной регуляции психической деятельности. Об этом же свидетельствует и эффективность одного из приемов компенсации произвольных двигательных реакций, который состоит в сопровождении движений речевыми приказами (типа «да», «нет» и т. п.). Характерной особенностью этого типа синдромов является также флуктуация симптомов, разная выраженность нарушений психических функций в разные экспериментальные дни. Уровень диэнцефальных отделов мозга. Данный уровень поражается при многих мозговых заболеваниях (опухолях, воспалительных процессах и др.), что дало основание выделить неврологические симптомы, наблюдающиеся при его поражении, в особый диэнцефальный (или гипоталамо-диэнцефальный) синдром, который включает вегетативные расстройства, патологические зрительные симптомы, гормональные, обменные нарушения и др. Весьма отчетливо диэнцефальный синдром наблюдается при поражении гипофиза. В некоторых случаях он осложняется «соседними» (например, базальными) симптомами. Изучение больных с опухолями гипофиза и диэнцефальным неврологическим синдромом показало, что нейропсихологическая картина их заболевания складывается из симптомов, сходных с теми, которые наблюдаются при поражении нижних отделов ствола. У этих больных также имеются нарушения цикла «сон-бодрствование» (в виде бессонницы или повышенной сонливости), снижение общего функционального состояния. Имеются у них и нарушения эмоционально-личностной сферы в следующей форме:

♦ повышенной эмоциональной реактивности;

♦ неустойчивости эмоциональных реакций;

♦ изменения эмоциональных состояний (депрессии или легкой эйфории).

Возможны легкие личностные изменения в виде некоторой некритичности, неадекватности, которые более

отчетливы при массивных поражениях.

Отличие этих больных от описанных выше состоит в более грубых нарушениях памяти (по модально-

неспецифическому типу), которые связаны прежде всего с повышенной тормозимостью следов (по

механизмам ретроактивного и проактивного торможения), возникающей в условиях гетерогенной и

особенно гомогенной интерференции. Однако и у этой категории больных можно добиться определенного

компенсирующего эффекта при семантической организации материала или повышении мотивации

мнестической деятельности (см. гл. 14).

Достаточно отчетливы у больных с поражением диэнцефальных отделов мозга и общие модально-

неспецифические нарушения внимания, проявляющиеся в разных видах психической деятельности, которые

также в определенной степени поддаются компенсирующему воздействию (см. гл. 15).

При массивных поражениях этих областей мозга, осложненных гипертензионными явлениями, возникают

грубые изменения психики, сходные с «лобным» синдромом, включая грубые нарушения эмоциональных

состояний и личностных реакций. Эти изменения наблюдаются прежде всего в тех случаях, когда

патологический очаг распространяется на базальные отделы лобных долей мозга.

Уровень лимбической системы. Центральным образованием этого уровня является поясная извилина (gyrus

cinguli), имеющая богатые анатомические связи как с вышерасположенными отделами коры больших

полушарий, так и с нижележащими образованиями (диэнцефальной областью и др.) (см. гл. 3).

Поражение этого уровня неспецифических структур характеризуется целым комплексом психических

нарушений, достаточно хорошо описанных в неврологической и психиатрической литературе, однако мало

изученных в нейропсихологии, особенно с позиций синдромного анализа. Из нарушений психических

функций, связанных с поражением лимбических структур, наиболее известны грубые нарушения

кратковременной памяти на текущие события (по модально-неспецифическому типу), протекающие иногда

(особенно при двухстороннем

поражении гиппокампальных структур) в виде корсаковского синдрома. С поражением этого уровня неспецифической системы связаны также нарушения сознания (иногда в виде спутанности, конфабуляций) и изменения эмоциональной сферы, качественные особенности которых пока изучены недостаточно.

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с: ил. 200


Отдельные структуры внутри лимбической системы изучены в разной степени. Известно, что поражения гиппокампа - особенно двухсторонние - приводят к грубым нарушениям памяти (по модально-неспецифическому типу). Нейропсихологические синдромы поражения поясной извилины складываются из следующего:

♦ модально-несиецифических нарушений памяти, которые могут быть схожи с мнестическими дефектами у «лобных» больных;

♦ нарушений избирательности следов;

♦ нарушений внимания;

♦ нарушений эмоционально-личностной сферы (в виде некритичности к своим дефектам, неадекватности эмоциональных реакций и др.);

♦ контаминаций;

♦ в грубых случаях - стойких нарушений сознания.

Первичными симптомами выступают нарушения памяти и расстройства эмоционально-личностной сферы; к

ним - в зависимости от расположения патологического очага - могут присоединяться симптомы

поражения медиобазальных отделов лобных, височных или теменных отделов мозга (С. Б. Буклина, 1997а,

1998; «Хрестоматия по нейропсихологии», 1999 и др.).

Менее изучены нейропсихологические синдромы поражения других образований лимбической системы.

Уровень медиобазальных отделов коры лобных и височных долей мозга. Медиобазальные лобные и

височные отделы коры тесно связаны с неспецифическими образованиями ствола мозга и лимбическими

структурами и могут рассматриваться как корковые отделы неспецифической системы.

Поражение этих структур приводит к появлению ряда сходных нейропсихологических симптомов,

имеющих отношение к следующим явлениям:

♦ к состоянию сознания (некоторая спутанность, конфабуляции, нарушения ориентировки в месте, чаще - во времени);

♦ к мнестическим процессам (модально-неспецифические нарушения памяти, в большей степени - кратковременной);

♦ к процессам внимания (модально-неспецифические нарушения);

♦ к эмоциональной сфере (эффективность, вспыльчивость и др.).

Характер симптомов указывает на наличие в этих синдромах общего основания (факторов модально-неспецифического типа ).

Существуют, однако, и отличия: больным с поражением медиобазальных отделов лобных долей мозга в значительно большей степени присущи личностные нарушения (некритичность, потеря профессиональных интересов, привязанности к близким и др.), чем больным с височной медиобазальной локализацией очага; состояние сознания чаще бывает более спутанным у «лобных», чем у «височных» больных, у которых нарушения сознания обычно связаны с эпилептическими припадками.

Есть разница также и в мнестических нарушениях: при поражении медиобазальных отделов лобных долей мозга эти нарушения сочетаются с дефектами селективности, избирательности семантических связей, что приводит к расстройствам «семантической памяти»;у «височных» больных семантические мнестические связи остаются сохранными и больше выражены нарушения по типу тормозимости следов, усиления механизмов их ретро- и проактивного торможения.

Разница в нарушениях внимания проявляется в том, что у «лобных» больных в большей степени страдают механизмы произвольного внимания и обращение к произвольному уровню регуляции функций не дает компенсирующего эффекта.

Установлены определенные отличия и в эмоциональных нарушениях: для больных с поражением медиобазальных отделов коры височной области в большей степени свойственны аффективные пароксизмы в виде приступов тоски, страха, ужаса, сопровождающиеся бурными вегетативными реакциями, которые обычно предшествуют общим судорожным эпилептическим припадкам; сами больные относятся к ним критически, как к проявлению болезни; для «лобных» медиобазальных и особенно базальных больных в большей степени характерны вспыльчивость, несдержанность и одновременно - эмоциональное оскудение, бедность эмоций; эти особенности эмоциональной сферы не осознаются больными, они к ним некритичны. Кроме того, «лобным» больным свойственны общие нарушения избирательности семантических связей, проявляющиеся в интеллектуальной и других видах познавательной деятельности, отсутствующие у «височных» больных (см. описание синдромов поражения медиобазальных отделов коры лобных и височных долей мозга в гл. 21).

Таким образом, существуют различия между синдромами, обусловленные уровнем поражения неспецифических структур.

Наибольшие различия наблюдаются между синдромами, связанными с поражением уровня медиобазальной коры лобных и височных долей и подкорковыми уровнями. Они состоят в следующем:

♦ при поражении коркового уровня неспецифической системы симптомы нарушения сознания качественно иные, чем при поражении ствола, когда характерны «отключения» сознания при острой стадии заболевания. У «корковых» больных (особенно у больных с поражением медиальных отделов коры лобных долей мозга)

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с: ил. 201


нарушения сознания выступают как относительно постоянные и проявляются в трудностях ориентировки в окружающем (в месте и особенно во времени и в себе самом), в конфабуляциях (см. гл. 17);

♦ при поражении «коркового» уровня неспецифической системы нарушения эмоционально-личностной сферы существенно больше выражены и имеют качественно иной характер (см. гл. 18);

♦ при «корковых» поражениях (прежде всего у больных с поражением медиобазальных отделов коры лобных долей мозга) модально-неспецифические дефекты памяти распространяются и на семантические категории, приобретая характер контаминаций. Кроме того, у «лобных» больных распадается сама структура мнестической деятельности, нарушаются механизмы произвольного запечатления и произвольного воспроизведения материала (см. гл. 14);

♦ при поражении «коркового» уровня неспецифической системы (особенно медиобазальной префронтальной коры) преимущественно нарушается произвольное внимание; это является одним из проявлений более генерального нарушения механизмов произвольной регуляции психических функций. У «подкорковых» больных произвольные регулирующие влияния потенциально сохранны, хотя и ослаблены, и обращение к произвольным механизмам регуляции (с помощью инструкции, введения поэтапного словесного «подкрепления» результатов экспериментатором и т. п.) дает отчетливый компенсаторный эффект (см. гл. 15).

В целом симптомы нарушений высших психических функций входят в состав синдромов одного типа - это синдромы поражения неспецифических структур мозга. Дальнейшее изучение синдромов этого

типа будет связано с усовершенствованием психологических и психофизиологических методов исследования памяти, эмоций, сознания, внимания и других психических явлений, что позволит выяснить качественные различия в их нарушениях при поражении разных уровней неспецифической системы и тем самым уточнить различия обусловливающих их факторов.

Когда после обследования врач пишет заключение, что у пациента дисфункция стволовых структур, такой диагноз, естественно, может, если не напугать, то насторожить несведущего в медицине человека. Что же представляет собой это заболевание? Попробуем разобраться в нем несколько подробнее.

Немного анатомии

Согласно термину, «дисфункция» — это не что иное, как нарушение какой-либо функции организма. В данном случае стволовых структур мозга. Что же являет собою ствол мозга? Под этим понимается анатомическое образование, которое отвечает практически за все функции организма, являющиеся жизненно важными. То есть ствол участвует в процессах сердцебиения, терморегуляции, дыхания, пищеварения и других. Когда возникают ситуации, при которых мозг пациента получает какую-либо травму, например, при родах, в результате ушиба, сотрясения, то также поражается и ствол. Отсюда происходят различные сбои его функций. При этом они могут иметь выраженные клинические признаки, а могут и не иметь. Во втором случае приходится выявлять нарушения, прибегнув к помощи специальных методов исследований и диагностики.

Когда имеется подозрение на то, что нарушились стволовые функции, то в большинстве случаев назначается проведение компьютерной томографии. Данный метод исследования позволяет обнаружить нарушения функций мозга, в том числе и стволовые в результате послойного изображения. В некоторых случаях обходятся без применения компьютерной томографии, это, как правило, касается случаев, когда отсутствуют основания, указывающие на мозговую травму.

В этой ситуации рекомендуется проводить электроэнцефалограмму. Это такой вид исследования, когда ведется запись и оценка электрических импульсов мозга. При поражении стволовых структур нередко удается обнаружить ирритацию ствола, которая показывает раздражение одного из отделов мозга.

Когда представляет опасность

Если у пациента травма головы и при этом есть такие нарушения, как утрата сознания, процессы кровообращения дыхания работают с перебоями, то это прямо может указывать, даже без проведения дополнительных обследований, что имеется дисфункция стволовых структур.

Также и в другом случае, когда у пациента не была травмирована голова, но проявились симптомы, выраженные в нарушениях сознания, наличии приступов судорог либо поражении нервов черепа. В таких ситуациях врач может провести ЭЭГ. Большая вероятность того, что при проведении данного обследования выявятся симптомы, указывающие на ирритацию мозгового ствола. Тогда перед врачом возникает задача по установлению причин ирритации. С этой целью могут быть назначены КТ или МРТ. Данная форма позволит выявить, например, новообразование, которое сдавливает или сдвигает стволовую структуру. Что, соответственно, и служит причиной появления указанных симптомов. Обе ситуация опасны для пациента и требуют быстрого вмешательства.

Стволовая дисфункция представляет серьезную опасность. Как уже говорилось, ствол располагает важными для обеспечения жизнедеятельности центрами дыхания и кровообращения, кроме этого в нем находятся черепно-мозговые нервы с ядрами. Нарушение функций этих структур мозга нередко провоцирует развитие:

  • Дисфонии, то есть слабости голоса.
  • Расстройствам речи, или дизартрии, когда во рту происходит нечто вроде пережевывания каши.
  • Дисфагии, которая выражается в сбоях процесса глотания.

Когда образуется очаг в стволе, то это приводит в одних случаях к параличу, и поражению нервов мозга в других.

Какие бывают дисфункции

Масса головного мозга сравнительно небольшая, его вес у взрослого пациента составляет в среднем полтора килограмма, тем не менее, мозг активно ведет управление практически всеми процессами, которые обеспечивают жизнедеятельность человеческого организма. Вместе с тем даже малейшие нарушения в нем способны серьезно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка, его эмоциональном восприятии, поведении. Диагноз минимальной мозговой дисфункции в настоящее время выносится почти двадцати процентам детей. Дисфункция мозга имеет причину нервно-психического характера проявления. Если говорить более точно – она возникает по причине того, что слабо поражается центральная нервная система и бывает обусловлена различными факторами и с течением возраста может меняться. Более четкая картина прорисовывается, когда подходит время ребенку отправляться в школу. Факторы же, в основном, таковы:

  • Тяжелое течение беременности.
  • В результате тяжелых родов.
  • Различные инфекции.
  • Воздействие на женский организм в течение длительного периода токсических веществ;
  • В младенческом возрасте имел место недостаток ухода.

Дисфункция мозга кроме указанных выше причин может являться следствием черепно-мозговой травмы, которую пациент получил при падении или аварии, удара, а также в результате инфекционной болезни.

Бывают поражены разные части мозга и зависимости от того, в какой части образовалось поражение либо деформация, различают виды патологий. Это могут быть дисфункции мозга, его:

  • диэнцефальных структур. Отвечают за регуляцию сна, обменных процессов, аппетита, терморегуляцию;
  • стволовых структур. Они призваны отвечать за нормальное обеспечение основных процессов жизнедеятельности пациента – мышечного тонуса, дыхания, аппетита;
  • срединных структур. Играют также большую роль в жизненных основных процессах, и осуществляют контроль над эмоциональным состоянием пациента, вегетативными функциями нервной системы.
  • минимальная мозговая дисфункция. В результате ее возникают частые боли головы, детская гиперактивность, развивается повышенная нервозность. Пациенты жалуются на отсутствие памяти и утомляемость. Также можно наблюдать заторможенность развития, потерю внимательности, нарушенную моторику и речь.
  • венозная дисфункция. Она, как правило, служит причиной возникновения у пациента повышенной утомляемости и болей головы.

Теперь об этих функциональных различных нарушениях головного мозга более подробно.

Дисфункция диэнцефальных структур мозга

Минимальные функциональные поражения мозга могут затрагивать различные отделы, что сказывается на симптомах нарушений. Если поражается промежуточный участок или диэнцефальная область, то это, как правило, характеризуется расстройствами процессов обмена, сна и другими проявлениями, о которых говорилось чуть выше. Чтобы поставить точный диагноз, необходимо обратиться к специалисту-остеопату, он выяснит все причины расстройств в поведении, и примет необходимые меры для лечения. Главные усилия будут направлены на восстановление нормального кровообращения и приведение в норму подвижность основных мозговых структур. Применяя краниасакральные ручные техники, можно будет минимизировать осложнения родовой травмы, которые в большинстве случаев и служат провоцирующим фактором развития дисфункций.

Дисфункция стволовых структур мозга

За такие важные для организма процессы, как сердцебиение, регуляцию температурного режима и прочие функции несет ответственность ствол мозга головы. Он расположен между полушариями и спинным мозгом. Нарушение функций ствола может произойти по разным причинам:

  • при черепно-мозговом повреждении;
  • во время родов;
  • при несвоевременном лечении сотрясения и другим причинам.

Данное нарушение нередко имеет внешнее проявление. Например, у ребенка можно заметить выраженное изменение лицевых черепных костей, а также неправильно сформированный скелет полости рта. Также имеется вероятность проявления астении, что сказывается на недостаточном речевом развитии. К тому же часто нарушается тонус мышц, проявляются патологические рефлексы. Касаясь вегетативных реакций, можно заметить наличие повышенной потливости, в отдельных случаях – слюнотечения.

Для выявления отклонений в самом начале развития процесса, нужно ребенка сразу после рождения, (желательно, в первые несколько недель) или после полученной травмы показать врачу, специализирующемуся на данных болезнях. Если будет оперативно выявлено нарушение и назначена правильная схема лечения, то дисфункция ствола может быть обратима. Полноценный кровоток, подвижность структур мозга может быть восстановлена в самые короткие сроки.

Дисфункция срединных структур мозга

Их деятельность отвечает за то, чтобы нормально функционировала вегетативная нервная система организма, а также за процессы нормального сна и эмоциональное поведение. Нарушение функции срединных структур чаще всего возникает вследствие полученных травм во время родов или травмы (черепно-мозговой), которая была получена при ударе либо падении в последующий период. Данный термин применяется во время расшифровки ЭЭГ.

Симптомы, присущие дисфункции срединных структур головного мозг, включают в себя наличие так называемых таламических расстройства, а также различных нейроэндокринных синдромов, характеризующиеся:

  • снижением чувствительности, в основном, это присуще для лица и туловища;
  • понижением порога боли (развиваются сильные таламические болевые ощущения);
  • нестандартными контрактурами, интенционным тремором;
  • неестественным плачем и смехом;
  • ранним половым созреванием (типично при нарушении функции мозга головы у детей в эпифизарной области;
  • большим числом эндокринных нарушений, в зависимости от места поражения – гипертермией, гипотонией и гипертонией.

Минимальная дисфункция мозга

В настоящее время около двадцати процентов детей страдают минимальной дисфункцией мозга. Данное заболевание представляет собой легкую форму поражения функций мозговой структуры, которое выражается такими проявлениями, как гиперактивность, плохая память, отсутствие внимательности и другими признаками.

При посещении ребенком школы у него возникают сложности с учебой, он не может грамотно писать, с трудом запоминает пройденный материал. У таких детей может наблюдаться нарушение пространственной ориентации. Гиперактивные дети бывают излишне возбудимыми и импульсивными, они с трудом концентрируют свое внимание. Здесь большая роль отводится психологическому фактору. Надо чтобы такие дети были окружены вниманием.

Гипоактивные дети, напротив, выглядят вялыми и заторможенными, также не достаточно совершенна их пространственная ориентация. Нередко бывает нарушенной речь. Вегетативная нервная система бывает неустойчивой. Следует отметить, ММД может проявляться и в более поздние сроки. У подростков проявляется интерес к алкоголю или наркотикам, они становятся асоциальными, отмечается ранее вступление в половые контакты.

Минимальная мозговая дисфункция может проявляться на фоне разных осложнений. Чаще всего это происходит в период беременности либо при родовом процессе, когда имеет место временное кислородное голодание малыша или получение им травмы при сложных родах. Обнаружить ММД и избавиться от негативных последствий помогают специальные краниасакральные остеопатические ручные техники. Также нужно отметить, что у порядка семидесяти процентов детей течение болезни проходит при минимуме применения медицинских препаратов.

Венозная дисфункция

Проявляется нарушениями венозного оттока в результате нескольких факторов. Например, может быть следствием травмы головы, в том числе во время родов, сердечной недостаточности, развития новообразования. Повлиять на развитие недуга может тромбоз вен мозга головы. Для избавления от сдавливания вен мозга, в некоторых случаях бывает достаточным нескольких сеансов остеопатии. Если поставлен данный диагноз или имеются вышеназванные симптомы, нужно посетить врачебный кабинет, где остеопат сделает диагностику, и в случае необходимости назначит необходимое лечение.

При появлении у пациента головных болей, в частности, имеющих пульсирующий характер, которые возникают в результате перепадов артериального давления, связанных со сменой погоды, мигрени, можно подозревать о том, что имеются нарушения функций сосудов мозга. В том случае, когда транскраниальное ультразвуковое исследование обнаруживает наличие спазмов сосудов, которое в последствии, то можно говорить об артериальном спазме.

Дисфункция вен мозга имеет несколько иной характер течения, так как венах отсутствуют гладкомышечные элементы, способные сузить просвет. Боли головы, которым сопутствуют такие симптомы, как тошнота и рвота, возбудимость и эпилепсия, могут являться признаками венозной дисфункции. Также данная патология проявляется:

  • Тупыми головными болями по утрам.
  • Случаями обморочных состояний.
  • Наличием синеватого оттенка лица, или цианозом.
  • Ощущениями потемнений в глазах.
  • Отсутствием активности в первую половину суток.
  • Образование отека мягких тканей, к примеру, век.

Ирритация коры и диэнцефальных структур мозга

Ирритация характеризуется раздражением отделов мозга. В зависимости от места поражения проявляются характерные признаки патологии. Подобное раздражение в большинстве случаев не представляет собой отдельное заболевание, а выступает как симптом какой-либо болезни. Это может быть опухоли (злокачественные, доброкачественные), инфекции, нарушения обмена веществ, кровообращения. Их устранение проводится одновременно с лечением основной болезни.

Обнаружить проявление недуга можно посредством энцефалографии. Однако этого недостаточно для того, чтобы провести эффективное лечение. Необходимо выявить причину, для чего применяются:

  • томография компьютерная, МРТ;
  • ангиография и другие инструментальные методы.

Ирритация, как правило, проявляется в двух отделах – это подкорка и кора больших полушарий. Первая представлена отделами диэнцефальных структур. Срединные представлены: лимбической системой, мозолистым телом, прозрачной перегородкой, стенками третьего желудочка; стволовые – участками коры лобной и височной доли; стволом, промежуточным мозгом.

Поражения корковых полей

К образованию припадков эпилепсии и другим симптомам нередко приводит ирритация коры, отличительные признаки будут зависеть от места нахождения раздражения:

  • задний отдел (средняя лобная часть) приводит к появлению приступов, которые сопровождаются дерганьями глаз и головы, после чего начинают постепенно распространяться на другие участки тела;
  • адверсивное поле – к судорогам, возникающим на другой стороне тела, начало приступа характеризуется утратой сознания;
  • оперкулярная зона – к бесконтрольным глотательным манипуляциям;
  • центральная извилина – к приступу эпилепсии, начинающемуся с ручных, лицевых и ножных мышц;
  • задняя центральная извилина – к покалываниям и онемению;
  • затылочная доля – к припадкам и галлюцинациям;
  • височная доля – к припадкам и галлюцинациям слухового и обонятельного свойства;
  • черепные ямки – к нарушениям чувствительности лица, зрительным, слуховым, обонятельным сбоям.

Когда локальные симптомы ирритации не обнаруживаются, это может говорить о ее диффузном характере.

Поражения глубинных областей

В результате раздражения стволовых и срединных структур могут также возникать приступы эпилепсии. Кроме этого проявляются симптомы нарушения речи, вегетативные расстройства. Если поражаются нижние отделы стволов, то можно наблюдать сбои в сознании; у пациента может поменяться местами «день и ночь»; нарушается внимание, утрачивается частично память. При раздражении центральных отделов, в области серого бугра и других частях гипоталамуса также можно увидеть многие дисфункции, психопатологические расстройства.

Лечение, назначаемое при обнаружении симптомов дисфункции мозга головы, может назначаться только после того, как будут установлены причины, послужившие проявлению этого недуга. Необходимо будет провести дополнительную инструментальную диагностику и выявить основную болезнь. Помимо этого врачи широко используют нейропсихологическую диагностику, с помощью ее определяют расстройства речи. Для устранения нарушения используют психологический метод коррекции – нейрокоррекция и другие методы.

В заключение

Любые нарушения, которые связаны с головным мозгом, всегда являются серьезными и достаточно опасными для жизни. Поэтому при появлении тех или иных симптомов, нужно относиться к возникшей проблеме со всей ответственностью и сразу же обращаться в медучреждение за квалифицированным советом и помощью. В настоящее время имеется достаточно методик, чтобы вовремя распознать недуг и принять меры для правильного лечения. А это уже является своего рода гарантией для скорейшего выздоровления.

Неврология

Начнем с того, что школа ЭЭГ, которая широко используется в России, не совсем сопоставима с той интерпретацией ЭЭГ, которая используется в западных медицинских школах.

Соответственно, никаких дисфункций срединных структур, стволовых структур, мезенцефальных структур просто не существует. Потому, что термин «дисфункция» достаточно непонятный. Нарушение функций, не более того. В клинической практике применить его практически невозможно.

Бывает так, что назначают ЭЭГ без надобности. Например, пациенту с головной болью. Врач, который описывает ЭЭГ, который не знает ничего про пациента, пишет про эту так называемую дисфункцию каких-либо структур. И пациент начинает получать ненужное лечение, потому что невролог, который назначил ЭЭГ, не понимает, что это значит. Он видит, что есть какая-то дисфункция. Получается порочный круг. И пациенты ходят с ненужными назначениями после ненужных обследований.

Дисфункция мозга — это серьезное нарушение, имеющее нервно-психический характер возникновения. Если быть точнее – появляется она из-за слабого поражения центральной нервной системы.

Характер заболевания

Дисфункция мозга может быть обусловлена, на самом деле, разными факторами. Например:

  • Тяжело протекающая беременность;
  • Тяжелые роды;
  • Недостаток ухода в младенческий период;
  • Инфекция.

Надо сказать, что полную картину нарушений увидеть полностью (если нарушение минимально) невозможно, поскольку она очень разнообразна и с течением возраста меняется. Наиболее полно патология проявляет себя к тому времени, когда ребёнок должен идти в школу.

В рамках данной статью мы более подробно поговорим о реставрации зубов (РЗ), осуществить которую вам поможет стоматология Харьков . Речь идёт о харьковской стоматологической клинике «Дентал Юнион», высокопрофессиональные опытные врачи которой оказывают широкий спектр стоматологических услуг высокого качества.

Изменения в организме

Дисфункция стволовых структур головного мозга зачастую отражается и на внешнем виде ребенка. Изменяются лицевые кости черепа, можно наблюдать неправильное формирование скелета ротовой полости, вероятно появление астении (мышцы языка), что приводит к нарушению речевого развития. Также может быть нарушен мышечный тонус, могут проявить себя патологические рефлексы. Если говорить про вегетативные реакции, то следует отметить вниманием повышенную потливость, иногда даже слюнотечение.

Детей, у которых проявляется минимальная дисфункция диэнцефальных структур головного мозга отличает небольшая расторможенность в движениях и гиперактивность. У них часто меняется настроение. Специалисты, часто работающие с такими детьми, отмечают то, что у них может проявляться моментальная вспыльчивость, агрессия, ярость, проявление злости. Но это уже психологические нарушения. К ним также следует отнести социальную незрелость – дети проявляют желание общаться с малышами, которые меньше их по возрасту. Нарушается и сон – он прерывистый, неглубокий, а в то время, когда заснуть, всё-таки, удаётся, дети могут иногда вскрикивать.

Более выраженные симптомы

То, что было перечислено выше – это ещё не всё, чем характерна минимальная мозговая дисфункция. Симптомы могут быть и более серьезными. Если ребёнок ходит в школу, то у него появляются проблемы с усваиванием материала – они неграмотно пишут, плохо запоминают. Нарушается и пространственная ориентация. Кстати, не был отмечен ещё один важный психологический фактор. Это дефицит внимания. Те дети, которым недостаточно его уделяют, слишком импульсивны, возбудимы. У них рассеяно внимание, они не могут концентрировать его на чем-либо. Это характерно для гиперактивных детей.

У гипоактивных симптомы несколько другие. Они вялые, заторможенные, их пространственная ориентация не совершенна, также можно наблюдать нарушения в речи. Надо сказать, что ММД проявляется и в подростковом возрасте. Ребенок проявляет желание употреблять алкоголь или наркотики, становится асоциален, слишком рано вступает в половые акты. Они рассеянны, их вегетативная нервная система неустойчива. Стоит также оговориться, что у большинства детей (порядка 70%) ММД протекает при минимальном вмешательстве медицинских препаратов.

Редкие случаи

Бывают даже такие дети, у которых ММД проявляется в неразвитости так называемых высших корковых функций. И сопровождается это необычными вещами. Например, они пишут зеркально, они не распознают стороны, путают право и лево, имеют кратковременную речевую память. И печально то, что лишь треть таких детей имеет положительный прогноз на развитие заболевания. Часты случаи, когда ММД сопровождается развитием энуреза.

Но это проявление обычно прекращается к пяти годам – если интенсивно заниматься лечением. Если же этого не произойдет, то появятся более серьезные последствия, и придётся вмешиваться специалистам другого профиля. В общем, ММД – это страшное заболевание, и если так случилось, что ребёнок им болен, то нужно незамедлительно приступать к его лечению.

Головной мозг – анатомическая структура, которая при своем незначительном весе и размере, управляет практически всеми функциями организма. Особенно много жизненно важных центров заложено в стволе мозга, который состоит из диэнцефальных, стволовых и серединныхструктур, а также венозных тканей.

Поражение любого из этих участковведет к серьезным расстройствам и осложняет жизнедеятельность всего организма. Например, дисфункция срединных структур головного мозга является причинойэмоциональной неуравновешенности и сбоев в работе вегетативной нервной системы.

Ствол головного мозга является продолжением спинного мозга, причем четкой границы между ними нет. Находится он в районе отверстия затылочной доли черепа и в норме имеет размер не более 7 см. В таком незначительном по размеру отделе сосредоточены: срединный мозг, продолговатый мозг и варолиев мост. По некоторым источникам, в состав ствола включаются также промежуточный мозг и мозжечок .

Патологические изменения в структуре и функционировании ствола могут произойти как в целом, так и в отделах в частности. В зависимости от локализации проблемы больному могут устанавливаться диагнозы:

  • Дисфункция диэнцефальных структур . Характерные жалобы: нарушения сна,плохой аппетит, скачки температуры тела, нарушения процессов саморегуляции и обмена веществ. Это наиболее часто диагностируемая форма расстройств неврологического характера. Её типичным примером является знакомая многим вегето сосудистая дистония, поражающая 30% женского населения.
  • Дисфункция стволовых структур мозга . Больные отмечают неравномерное дыхание и сбои в тонусе мускулатуры. К данной группе патологий относятся также ослабления голосовых связок и проблемы в работе речевого аппарата (дисфония), затрудненные глотательные движения и частые поперхивания (дисфагия), плохое восприятие речи (дизартрия).
  • Дисфункция срединных структур . Вызывает эмоциональные расстройства, неуравновешенность поведения, резкие перепады настроения, вегетативные формы соматических нарушений.

В норме процессы регуляции жизнедеятельности человека со стороны ствола мозга четко налажены и не требуют коррекции. Однако под действием определенных факторов риска возникают заболевания, которые, в зависимости от степени сложности, могут выразиться яркими либо стертыми клиническими проявлениями.

Каковы факторы риска?

Негативное воздействие на здоровье стволовых участков головного мозга могут оказать: травматические факторы, отравляющее влияние на мозговую ткань химических веществ и биологических токсинов, радиационное облучение, экологические катастрофы, инфекционные болезни.

Если рассматриваемый диагноз выставлен новорожденному ребенку, то под подозрение неонатолога попадает качество проведения родов и первичный послеродовой период.

Не исключена наследственная предрасположенность к такого рода патологии, а также нарушения кровоснабжения, ведущие к гипоксии клеток и атрофическим явлениям в тканях в целом. У взрослых больных с такими проблемами причинами могут быть черепно-мозговые травмы, отравления, различного рода гормональные сбои, онкологические заболевания и их последствия различного уровня.

В зависимости от места локализации неполноценно действующих клеток и тканей, последствия дисфункции срединных структур могут иметь следующие клинические проявления:

  • теряется чувствительность кожи на всех ее участках;
  • отмечается чрезмерная болевая восприимчивость с повышением ее индивидуального порога;
  • заметным становится тремор конечностей (даже в состоянии покоя);
  • рано появляются признаки полового созревания;
  • в поведении появляются беспричинные смены настроения: плач сменяется смехом, вплоть до истерик, и наоборот;
  • работа эндокринной системы дает серьезные сбои. В зависимости от места поражения могут наблюдаться явления гипертермии, а также повышения либо понижения артериального давления.

Такие нарушения можно охарактеризовать, как таламические, а возникающие синдромы именуются нейроэндокринными.

Насколько серьезна минимальная дисфункция?

Часто ребенку с такими признаками выставляется диагноз минимальной дисфункции. Его жалобы умеренны, а в анамнезе заболевания имеют место:

  • беременность с осложнениями либо протекающая в тяжелой форме, с необходимостью медикаментозной коррекции;
  • несостоятельность родовой деятельность и необходимость ее стимуляции различными путями;
  • инфекционные заболевания либо обострения хронической патологии в различные природы беременности;
  • стрессы и сильные психоэмоциональные возбуждения во время вынашивания ребенка;
  • радиационные аварии;
  • экологические проблемы.

Такая патология сегодня встречается довольно часто. Опубликованы статистические данные, что её обнаруживают у каждого пятого малыша.

Дети с этим диагнозом предъявляют следующие жалобы:

  • регулярные головные боли;
  • раздражительность, плаксивость, частые нервные возбуждения;
  • нарушения речи;
  • плохая память;
  • снижение внимания;
  • отставание в развитии;
  • сложность пребывания в коллективе;
  • проблемы со сном и аппетитом.

На начальном этапе появления жалоб часто должного внимания этому не уделяется. Такие пограничные состояния расцениваются как индивидуальные особенности характера. По мере развития болезни, симптомы не прекращаются, а переходят в свою новую стадию , более интенсивную и выраженную. В конце концов, они могут достичь серьезных нервных расстройств, например, переходящих в эпилепсию.

В то же время, если к врачу обратиться вовремя, начальная стадия дисфункции срединных структур хорошо лечится и не оставляет негативных последствий. Схема лечения основывается на постоянной динамике за развитием структур мозга и неспецифической коррекцией диагностируемых проблем.

Как ставится диагноз?

Основным методом инструментальной диагностики является электроэнцефалография головного мозга. В ходе такого обследования обнаруживаются зоны возбуждения головного мозга и ствола в частности.

В ходе ЭЭГ проводятся основные и дополнительные тесты, которые позволяют объективно оценить активность и типическую принадлежность волн, их среднюю амплитуду и доминирующую частоту. Соответствие клинических симптомов и характеристики волн – гарантия правильно поставленного педиатром-неврологом диагноза.

Однако кроме ЭЭГ врачу бывает необходимо получить картину послойного анализа структуры мягких тканей мозга , которые видны на снимках компьютерного томографа либо МРТ. Это чаще необходимо в тех случаях, когда у человека с описанными симптомами в анамнезе отсутствуют данные о полученной травме, ушибе либо прочем провоцирующем факторе.

В таком случае врач, визуально отмечая признаки мозговых нарушений, в том числе дисфункции стволовых структур, должен выяснить механизм их развития. МРТ и КТ – способы, с помощью которых выявляются различного рода скопления тканей и клеток, не исключая атипичные элементы.

Кроме этого, такие исследования позволяют выявить сочетанную патологию, например параллельную венозную дисфункцию – состояние, при котором нарушен отток крови из головного мозга вследствие сосудистых нарушений. Клинически к симптомам поражения стволового и диэнцефального характера добавляются головные боли, обморочные состояния, синюшность лицевой части головы, потемнение в глазах, отеки мягких тканей лица.

Дальнейшее уточнение таких ирритаций проводится с помощью дополнительных исследований, например, ангиографии либо .

Определенную долю информации врач получает из лабораторных исследований крови на наличие глиального нейротрофического вещества. Это разновидность иммуноферментного анализа. Концентрацией, необходимой для подтверждения диагноза, являются количества более 17,98 пг/л.

От чего следует дифференцировать патологию?

Диагноз «дисфункция мозга» в любых его разновидностях нуждается в дифференциации от:

  • детского церебрального паралича;
  • травм и повреждений головы;
  • инфекционных патологий;
  • церебральной гипоксии;
  • токсических отравлений (например, парами свинца);
  • прочих проблем.

Специфические методы обследования в таком случае выбираются соответственно профилю основных симптомов.

К вопросу о лечении

Выбор схемы лечения проводится врачом с учетом визуального осмотра, анамнеза заболевания и жизни пациента (для ребенка – протекания беременности у матери и характера родов), результатов инструментальных методов исследования, часто назначаемых в динамике.

Кроме того, для врача имеет значение нейропсихологическая диагностика (особенно если имеют места расстройства речи). Выбираемые методики лечения носят индивидуальный характер и включают нейропсихологические и педагогические направления.

Если начальные этапы лечения не дали позитивного результата, назначают медикаментозные препараты , основными из которых являются транквилизаторы, психостимуляторы, ноотропы. Хорошо зарекомендовали себя в лечении амфитамины (риталин, амитриптилин).

Лечение детей должно проводиться на фоне полноценной борьбы с болезнью в семье. Это режимные моменты, пребывание на свежем воздухе, общение, развивающие занятия, интересный и познавательный досуг. В случае сопутствующих жалоб врач может назначить симптоматическое лечение. Однако возможно, что такие симптомы пройдут по мере лечения основной причины.

Диагноз «дисфункция срединных структур» можно назвать топическим, поскольку он четко содержит в себе обозначение место патологического изменения в головном мозге. Можно услышать такое мнение, что он не отражает клинической картины болезни, ведь природа головного мозга познается день ото дня все глубже. А такой диагноз, как, например, «минимальная дисфункция головного мозга», как и «подкорковая дисфункция», в десятой международной классификации болезней отсутствует вовсе. Время покажет, но на сегодня для неврологов это понятие отображает причину тех или иных клинических проявлений и дает право назначить соответствующее лечение.