Беседы со школьниками о здоровом образе жизни. Беседа с подростками о здоровом образе жизни

По вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:

1-4 классы

2. "Чтобы зубы не болели".

3. "Беречь глаз как алмаз".

4. "Да здравствует мыло душистое".

5. "О хороших привычках".

6. "Учимся отдыхать".

7. "Загадки доктора Неболита".

8. "Ты и телевизор".

9. "ТВ + здоровье".

10. "Твой режим дня".

11. "Не видать грязнулям счастья".

12. "Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение".

13. Цикл классных часов "Как уберечь себя от беды".

14. Цикл классных часов "Наше здоровье в наших руках".

15. Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, экскурсий и походов).

5-7 классы

1. Цикл бесед "Гигиена школьника".

2. "Здоровые привычки - здоровый образ жизни".

3. "Я здоровье берегу, сам себе я помогу".

4. "Кто наши враги".

5. "О спорт, ты - мир!".

6. "Режим питания".

7. "Вредные привычки и их преодоление".

8. "Пока горит свеча".

9. "Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек".

10. "Бросай курить - ты уже не маленький".

11. "Память: как ее тренировать".

12. "Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека".

13. "Сотвори себя сам".

14. "Нет наркотикам".

15. "О ВИЧ-инфекции".

16. Занятия по профилактике наркомании.

8-9-е классы

1. Цикл бесед "Гигиена умственного труда".

2. "Зависимость здоровья человека от окружающей среды".

3. "Вредные привычки и здоровье человека".

4. "Здоровье человека XXI века".

5. Гармония тела и духа".

6. "Кушайте на здоровье".

7. "Прелести "свободной любви""

8. "Умение управлять собой".

9. "Крик о помощи".

10. "Прощайте, наркотики!".

11. Занятия по профилактике наркомании.

12. "Суд над наркоманией".

13. "Исцели себя сам".

14. "Экзамены без стресса".

15. "Сделай правильный выбор".

16. "Разговор на чистоту".

17. Акция "Внимание, СПИД!".

18. "Не оборви свою песню!".

Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников):

1. "Здоровье ребенка в руках взрослых",

2. "Здоровая семья: нравственные аспекты",

3. "На контроле здоровье детей",

4. "Режим труда и учебы",

5. "Физическое воспитание детей в семье",

6. "Алкоголизм, семья, дети",

7. "Пагубное влияние курения табака на здоровье человека",

8. "Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности",

9. "Вредные привычки у детей",

10. "Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу",

11. "Вопросы, которые нас волнуют",

12. "Эти трудные подростки",

13. "Взрослые проблемы наших детей",

15. "Курение и статистика",

16. "Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - реальность или миф",

17. "Наркотики в зеркале статистики",

18. "Социальный вред алкоголизма",

19. "Психология курения",

20. "Нецензурная брань - это тоже болезнь".

21. Наблюдения родителями режимных моментов в детском саду, содержащих в себе оздоровительный эффект.

22. Обучение родителей оздоровительным технологиям.

ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида

Беседа для подростков

«Как беречь свое здоровье»

Учитель ОБЖ Сухомлина Е.В.

Все мы знаем, что здоровье – величайшая ценность. Именно поэтому, первым делом, мы всегда желаем тому, кто нам дорог, здоровья. Мы привыкли каждый день говорить друг другу: здравствуйте! И мы даже не отдаем себе отчета, что лучшим приветствием человеку является пожелание здоровья.

Основная часть

Мы иногда машинально подписываем поздравительные открытки, которые заканчиваются словами: крепкого здоровья, счастья, успехов. А почему? Ведь и больной человек может быть счастлив и успешно работать. Но мы как-то подсознательно понимаем, что без крепкого здоровья и счастье не то и успехи не те.

Тем не менее, эта заключительная фраза поздравительного письма стала уже дежурной и мы не всегда вдумываемся в ее смысл.

Но, ответьте себе сейчас, что такое, по-вашему, здоровье?

Мы можем обратиться к энциклопедиям, пролистать труды классиков медицины, и найти самые различные определения этого понятия. Поэтому возьмем за основу то, в чем выразился опыт многих поколений людей, нашли отражение мысли многих сотен ученых, многих тысяч врачей.

За последние 100 лет взгляды на здоровье претерпели серьезную эволюцию. Тогда здоровьем считалось лечение: главным было «реставрировать» организм, восстановить потерянное здоровье хотя бы до исходного уровня. Но чуть больше полувека назад пришло понимание того, что гораздо важнее сохранить исходный уровень здоровья, который дан человеку и попытаться предотвратить заболевания. Так, главным стало не лечение, а профилактика.

Для каждого разумного человека целью сегодня является развитие, улучшение всех своих качеств, полная реализация во всех сферах жизни. Хотя, конечно, это включает и профилактику заболеваний и, конечно, не исключает лечения заболеваний, когда они возникают.

Особенно учитывая, что за последние 100 лет медицина шагнула далеко вперед.

Впрочем, как раз медики являются основными пропагандистами здорового образа жизни. И именно по данным ВОЗ, здоровье лишь на 10% зависит от состояния системы здравоохранения, только на 20% – от внешней среды или природных условий, лишь на 20% мы заложники наследственности и генетики. Половина шансов на здоровье зависит от нас, от того, насколько мы сами заинтересованы в том, чтобы быть здоровыми.

Режим дня, труда и отдыха

Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и повышению уровня жизни. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

Режим питания
Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание - важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве. Пища обеспечивает человека: Энергией, чтобы двигаться и сохранять температуру тела. Благодаря ей происходит рост тканей, заживают раны, поддерживается активность тела.



Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки. При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность активного и пассивного отдыха. В частности, определенное время отводите оздоровительным занятиям и тренировкам. В процессе систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности. Не секрет, что современное производство и условия жизни в значительной мере снизили двигательную активность человека.

Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда дети бегают, прыгают и им становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать. Каждое утро все должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.

Воздержание от токсинов .

Человек – это единственное существо, которое по собственному желанию отравляет и разрушает свое здоровье, путем употребления различных токсических веществ. Вред, который наносят кофе, алкогольные напитки, курение и опасные наркотики, было продемонстрировано уже не раз. Если мы хотим, чтобы наш ум оставался живым и здоровым, мы должны избегать употребление любых веществ, которые могут нарушить работу деликатного механизма нашего мозга

«Что имеем не храним, потерявши - плачем». Эта народная пословица, имеющая широкое значение, подмечает и наше отношение к здоровью. Пока оно есть, мы попросту о нем не задумываемся, а когда его нет, тратим много времени, сил и средств на его восстановление, которое, увы, не всегда достигается.

Заключение

Здоровье – это состояние равновесия, это гармония тела и души, это возможность меняться вместе с окружающей средой, подстраиваться под жизненные реалии, и не просто выживать, а постоянно улучшать уровень своей жизни. Одним словом, в понятие здоровья мы вкладываем что-то очень хорошее, необходимое человеку и в его работе, и в отдыхе, и в развлечениях.

А теперь мы вам расскажем и покажем наши советы « как быть здоровым»

    Больше чая - меньше алкоголя

    Больше овощей -меньше мяса

    Больше уксуса - меньше соли

    Больше фруктов- меньше сахара

    Больше жевать - меньше еды

    Больше дел -меньше слов

    Больше давать-меньше страдать

    Больше спать-меньше переживать

    Больше пешком – меньше за рулем

    Больше смеха – меньше злости

Замысел. Дети расшифровывают тему занятия и на примере игры «Слепой и поводырь» убеждаются в ценности здоровья и необходимости бережного к нему отношения. «Изобличаются» враги здоровья, одним из которых является простуда. Учитель рассказывает о том, как избежать простуды, и о пользе зарядки.

Дети играют в рифмы на данную тему, отгадывают загадки о спортивном инвентаре, а также рассказывают о том, что они делают для укрепления своего здоровья.

Занятие рассчитано на учащихся 1 — 2-го классов.

Учитель. Ребята, предлагаю вам самим расшифровать тему сегодняшней беседы:

У Ь Д Р В («Будь здоров». Читаем столбцами.)

Мы произносим эту фразу, когда желаем здоровья, ведь здоровье — это самое ценное, что есть у человека. Оно дороже любого богатства, потому что его не купишь ни за какие деньги ни в аптеке, ни в самом шикарном магазине. Здоровье нужно беречь и укреплять с детства, ведь его очень легко потерять, а вернуть сложно, порой даже невозможно.

Давайте на примере игры рассмотрим, как тяжело и некомфортно чувствует себя человек, потерявший по какой-либо причине зрение.

«Слепой и поводырь»

Выбираются два игрока. «Слепому» завязывают глаза и предлагают пройти в классе между рядами. А помогать ему будет «поводырь», на расстоянии подсказывающий направление движения. В конце игры ребенка, игравшего роль слепого, просят рассказать, что он чувствовал во время движения с закрытыми глазами. Учитель. Конечно, мы рассмотрели редкий и тяжелый случай потери здоровья. Но чаще всего наше здоровье подтачивают и расшатывают, на первый взгляд не такие уж страшные, причины. Но именно они являются коварными врагами здоровья потому, что кажутся нам привычными и по этой причине не очень опасными. Давайте же попробуем из длинного списка врагов и друзей здоровья выявить и, таким образом, изобличить его врагов:

Свежий воздух;

закаливание;

крепкий сон;

употребление большого количества сладостей;

хорошее настроение;

плохая экология;

движение;

наркотики;

длительный просмотр

телепередач;

сквозняки;

правильное питание;

алкоголь;

частые простуды.

О таком враге человека, как частые простуды, мне хочется рассказать вам особо, ведь каждый знаком с ней. Простуда может вызвать различные серьезные заболевания, в частности, грипп. Доктора считают, что каждое заболевание гриппом сокращает нашу жизнь на один год. А всему виной простуда, такая привычная и потому коварная!

Для того чтобы реже простужаться, нужно следовать некоторым советам:

➢ Из-за опасности заразиться не обнимай и не целуй никого, больного простудой. Она так заразна, что уже через несколько часов ты сам можешь почувствовать недомогание.

➢ Старайся не переохлаждаться. После бега одежда становится мокрой от пота и от этого переохлаждение еще опасней. Необходимо срочно пойти домой переодеться.

➢ Бойтесь сквозняков! Когда ветер и холод охватывают все тело, это не так опасно, как если на сквозняке продует какую-либо часть тела.

➢ Всегда одевайся по погоде. В этом вопросе всегда полагайся на советы взрослых. Закаляйся! Помни, что свежий воздух, солнце, ветер и вода — твои помощники. Обтирайся мокрым полотенцем, принимай контрастный душ, летом купайся в речке, загорай, ходи босиком по траве, делай зарядку на свежем воздухе, но помни:

Крепким стать нельзя мгновенно,

Закаляйся постепенно.

И. Семенова

И еще несколько слов о зарядке. Есть такая поговорка: «В здоровом теле здоровый дух». Так говорят, когда хотят подчеркнуть, что только физически здоровый человек обладает высоким зарядом энергии, бодрости. И одним из источников бодрости является зарядка. Она так и называется «за-ряд-ка», потому что заряжает нас энергией и хорошим настроением на весь день, помогая организму проснуться и активно включиться в работу.

Ни мороз мне не страшен, ни жара.

Удивляются даже доктора,

почему я не болею,

почему я здоровее

всех ребят из нашего двора.

Потому что утром рано

потому что водою из-под крана

обливаюсь я каждый день.

Я дела выбираю потрудней,

я задачи решаю посложней,

я повсюду успеваю,

я усталости не знаю,

и звучит моя песня веселей.

Потому что утром рано

заниматься мне гимнастикой не лень,

потому что водою из-под крана

обливаюсь я каждый день.

(М. Львовский. «Песенка о зарядке».)

Ребята, кто из вас делает зарядку каждый день? Как чувствуете себя после зарядки? А теперь давайте поиграем в рифмы.

Им-им-им — на зарядку мы... (бежим).

Ам-ам-ам — люблю пробежки по... (утрам).

Лю-лю-лю — физкультуру я... (люблю).

Чу-чу-чу — с горы на санках я... (лечу).

Эм-эм-эм — овощи и фрукты... (ем).

Уш-уш-уш — лучший друг мой — это... (душ).

Рю-рю-рю — я, конечно, не... (курю).

Ать-ать-ать — люблю на солнце... (загорать).

Да-да-да — не болейте... (никогда).

Учитель. Предлагаю вашему вниманию загадки. Отгадав их все, подумайте и скажите, почему я выбрала именно такие загадки. (Спортивный инвентарь помогает ребятам стать сильными, крепкими, выносливыми.)

Дождались зимы друзья.

По реке бегут, скользя.

Лед срезают, как ножи,

Выполняя виражи. (Коньки)

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу. (Лыжи)

Прихожу я к силачу.

— Расскажите вот о чем:

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

— Очень просто. Много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я... (Гантели)

В него воздух надувают

И его ногой пинают. (Футбольный мяч)

Вот так чудо, чудеса:

Подо мной два колеса,

Я ногами их верчу

«Здоровый образ жизни»

Цели : расширить представление детей о здоровом образе жизни;

способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; побуждать детей к соблюдению навыков здорового образа жизни; содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.

План.

    Интерактивная беседа «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»

    Мини-лекция «Что такое здоровье?»

    Составление таблицы «Здоровый образ жизни»

    Выступление учащихся на тему «Вредные привычки»

    Игра «Счастливый случай»

    Заключительное слово.

    Подведение итогов.

1. Интерактивная беседа «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»

Тема нашей беседы – здоровый образ жизни.

Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье – это величайшая ценность, но почему-то современная молодёжь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит только на 7-8 место.

Мудрая пословица гласит: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Как вы думаете, какое отношение эта пословица имеет к теме нашего разговора?

Мы знаем, как хранить деньги, как сберечь вещи. А знаете ли вы о том, как хранить здоровье?

Сегодня мы будем говорить о том, что нужно делать, чтобы не жалеть о потерянном здоровье.

2.Мини-лекция «Что такое здоровье?»

Итак, сегодня мы говорим о здоровье. Как вы понимаете это слово?

Действительно, долгие годы здоровье и понималось как отсутствие болезней и физических недостатков. Но в наше время установилась другая точка зрения. Согласно этой точке зрения, здоровье бывает физическое, душевное и социальное.

Физическое здоровье – это состояние правильной работы всего организма. Если человек физически здоров, то он может все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

Душевное здоровье проявляется в том, что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может сделать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо отдыхать, получать новые впечатления, общаться с друзьями.

Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей, умеют выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Здоровым можно назвать только такого человека, который обладает всеми тремя видами здоровья.

3. Составление таблицы «Здоровый образ человека»

Итак, здоровье – это великая ценность, но многие начинают это понимать, когда заболеют. Учёные утверждают, что организм человека рассчитан на 150-200 лет жизни. А у нас сейчас люди живут в 2-3 раза меньше. Как вы думаете, почему?

Что мешает людям жить долго?

Главное для здоровья – это умение человека работать над самим собой, над своим здоровьем. Все учёные сходятся в одном: чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни.

А вот из чего складывается ЗОЖ, мы узнаем при составлении таблицы. Я загадаю 5 загадок, каждая из которых – фактор здоровья.

1.Равномерное чередование труда и отдыха в течение дня. (Режим дня)

2.Постоянная тренировка своей физической выносливости, устойчивости к холоду, к заболеваниям. (Закаливание)

3.Мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья. (Гигиена)

4. Порядок приёма пищи, её характер и количество (Правильное питание)

5. Активные действия, в которых участвуют разные группы мышц. (Движение, спорт)

Итак, что же у нас получилось. Из чего складывается здоровый образ жизни, который дарит человеку здоровье и долголетие?

Я предлагаю добавить в этот список ещё один пункт – отсутствие вредных привычек. Вы согласны со мной?

Действительно, человек может выполнять все пункты здорового образа жизни, но одна вредная привычка, например, курение или алкоголизм, сведёт на нет все его усилия. А какие ещё вредные привычки есть у человека? Послушаем своих одноклассников.

4.Выступление учащихся на тему «Вредные привычки»

Наркомания

Алкоголизм

Курение

Игромания

Вот такие вредные привычки могут погубить здоровье человека, нанести организму колоссальный вред. Свое отношение к этим порокам народ выразил в пословицах. Думаю, что эта мудрость поможет современным молодым людям избежать этих пороков. (на слайде пословицы)

5. Игра «Счастливый случай»

Я подготовила вам игру. У нас в игре 2 команды. В игре 3 тура.

1тур. «Да, нет, не знаю »

2 тур. «Заморочки из бочки »

1.Назовите комнатное растение, которое: во-первых, съедобно – можно положить 1-2 листочка в салат или съесть просто так, без приправ; во-вторых, лечит горло, голосовые связки, заживляет раны, а его сок улучшает пищеварение (каланхоэ)

2.Какое лекарственное животное пропагандировал Дуремар – персонаж сказки Алексея Толстого? (Медицинскую пиявку. Они высасывают кровь, снижают кровяное давление, вырабатывают гирудин, предотвращающее свёртываемость крови)

3.Почему нельзя собирать ягоды, грибы и лекарственные растения вдоль автомобильных дорог? (В них накапливаются вредные вещества)

4.В Арктике и Антарктиде, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе – часто. Почему? (Воздух там практически стерилен, поскольку болезнетворные бактерии и вирусы погибают. В средней полосе в воздухе много вирусов, вызывающие болезни)

3тур «Тёмная лошадка »

    В этом ящике находятся незаменимые гомологически активные вещества, биокатализаторы обменных процессов в организме, которые необходимо употреблять, если вы принимаете антибиотики? (Витамины)

    Изделие, находящееся в ящике, способно при его употреблении выделять синильную кислоту, сероводород, бензпирен и другие ядовитые вещества, вызывающие порой судороги? (Сигарета)

Итак, победила команда …..

6. Заключительное слово.

Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье – самая большая ценность для человека. На наше здоровье влияет множество факторов: и климат, и политика, и экономика, и много чего ещё. Что-то мы не в силах изменить. Но очень много зависит и от нас. Чтобы быть здоровым, чтобы жить долго и счастливо, нужно вести здоровый образ жизни. И это под силу каждому человеку