Достопримечательности Салехарда: список, фото и описание. Ямало-ненецкий автономный округ

Озеро Тету-Мамонтотяй. Расположено на Обь-Пуровском водоразделе, в юго-восточной части городской черты, в 11км от г.Ноябрьск. Флора вокруг озера, представлена преимущественно таежной растительностью – хвойными деревьями и кустарниками, сфагновыми болотами. В низинах возле озера расположены таежные луга. В некоторых местах растут съедобные ягоды – клюква, брусника, голубика и черника.В озере водится множество видов рыб, таких как щука, налим, осетр, стерлядь, карась и сиг.

Верхне-Тазовский заповедник. Заповедник создан для охраны уникальных экосистем, находящихся под угрозой исчезновения ненарушенной северной тайги в верховьях Таза – второй по величине реки Западной Сибири. Территория заповедника важна для охраны популяции таежного северного оленя. В реках, протекающих по территории заповедника, находятся нерестилища муксуна и нельмы.

Озеро Нумто - в переводе с языка хантов название озера переводится, как «Небесное» или «Божье озеро». Озеро проточное, из него вытекает река Надым. В озере Нумто есть рыба пелядь, плотва, елец, окунь, ерш, щука, чир, елец, нельма.

Природный парк «Полярно-Уральский». Расположен в северо-западной части Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Природный парк «Полярно-Уральский» состоит из четырех участков: «Горнохадатинский», «Полярно-Уральский», «Собь-Райизский», «Ханмей-Пайпудынский». Создан для сохранения и восстановления ресурсов животного мира, в том числе рыбных запасов, растительного мира, а также охраны редких и исчезающих биологических видов животных, и растений, их генофонда. Сохранение условий жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. На территории заказника встречаются редкие виды животных, занесенные в Красные книги России, ЯНАО и список Международного союза охраны природы. Самый крупный в мире питомник для овцебыков расположен на территории природного парка. На Ямале к восстановлению исторического ареала овцебыка приступили в 1997 году. С 1997 по 2003 год с полуострова Таймыр на Полярный Урал было завезено 62 особи. За 16 лет на волю выпущено и вышло самостоятельно из коралей около 30 овцебыков.

Государственный природный заказник регионального значения «Верхнеполуйский». Расположен на территории Ямальского лесхоза в южной части Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа в междуречье Большого и Глубокого Полуя и в верховьях реки Полуй. Создан для сохранения и восстановления ресурсов животного мира, в том числе рыбных запасов, растительного мира, а также охраны редких и исчезающих биологических видов животных, и растений, их генофонда, сохранение условий жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Ихтиофауна водоемов заказника представлена пресноводными видами рыб (чир, окунь, пелядь щука, карась, язь, елец).

Через заказник пролегают важнейшие миграционные пути водоплавающей птицы, в том числе: тундряного лебедя, пискульки, белощекой казарки, белоклювой гагары, которые занесены в Красные книги России, Ямало-Ненецкого автономного округа. Из краснокнижных видов на данной территории гнездятся: скопа, беркут, орлан-белохвост, серый журавль, кречет и др. виды. Основными объектами охраны на территории заказника являются: гуменник, обыкновенный турпан, скопа, беркут, орлан – белохвост, серый журавль, кулик-сорока, филин, серый сорокопут, песец, медведь бурый, соболь, росомаха, норка американская, лось.

Государственный биологический (ботанический и зоологический) заказник регионального значения «Полуйский». Расположен в Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа в среднем течении реки Полуй в основном по левобережью примерно в 60 км от г. Салехард. Создан для сохранения и восстановления ресурсов животного мира, в том числе рыбных запасов, растительного мира, а также охраны редких и исчезающих биологических видов животных, и растений, их генофонда. Сохранение условий жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера.

По территории заказника проходит узкоколейная железнодорожная ветка Салехард-Надым, так называемая "501 строка" или "Дорога смерти". Строительство этой дороги проводилось с конца 40-х годов и по 1953 год. Местами сохранились концентрационные лагеря и сама дорога.

Государственный биологический (ботанический и зоологический) заказник регионального значения «Собты-Юганский». Расположен в среднем течении реки Полуй примерно в 60 км от г. Салехарда. Создан для сохранения и восстановления ресурсов животного мира, в том числе рыбных запасов, растительного мира, а также охраны редких и исчезающих биологических видов животных и растений, их генофонда. Сохранение условий жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера.

Охраняемые виды.

Ихтиофауна: нельма, муксун, чир, пыжьян, пелядь.

Орнитофауна: малый тундряной лебедь, краснозобая казарка, гуменник, серый гусь, пискулька, глухарь, ястреб, скопа, орлан-белохвост, сапсан, кречет.

Млекопитающие: бурый медведь, лось, выдра, горностай, лисица, волк, росомаха, песец.

Комплекс памятников Усть-Кальпяс-Яха представляет собой 29 археологических объектов (городища, поселения, промысловые комплексы), расположенных в районе рек Харампур и Кальпяс-Яха в Пуровском районе.

Ямальская воронка – гигантская воронка непонятного происхождения, обнаруженная на полуострове Ямал в районе поймы реки Морды-Яха в 2014 году. Размер провала велик, по дну протекает широкая подземная река. Грунт воронки выброшен наружу, а его темная окраска свидетельствует о воздействии высокой температуры.

Тазовская воронка является второй по величине после ямальской, обнаруженной летом 2014 года. Расположена в 90 километрах от села Антипаюта.

Куноватский государственный заказник. Расположен в пойме рек Обь и Малая Обь, а также в бассейне правого притока Оби - р. Куноват, на территории Шурышкарского района. Природное место обитания белого журавля-стерха. Заказник был организован в целях улучшения охраны природы и воспроизводства охотничьих животных, сохранения гнездовий и местообитаний редчайшего представителя фауны - стерха, включенного в Красную Книгу МСОП, РФ, охраны типичных северо-таёжных комплексов севера Западной Сибири.

К объектам охраны относятся: лисица, заяц, белка, лось, ондатра, выдра, горностай, росомаха, соболь, бурый медведь, норка; стерх, малый лебедь, сокол-сапсан, орлан белохвост, краснозобая казарка, беркут, скопа, тетерев, гусь, серый журавль, глухарь, гоголь, хохлатая чернеть; осётр, стерлядь, а также экосистемы северо-таёжной подзоны тайги.

Озеро Варчато – уникальное, живописное место, расположенное в Ямало-Ненецком автономном округе Шурышкарского района. Озеро имеет довольно внушительную площадь - 52кв.км. Глубина озера Варчато, как правило, варьируется от одного до двух метров, а протяженность составляет примерно 12 км. Окуни до 5 кг и щуки свыше 10 кг – это вполне обычные обитатели озера Варчато, достигающие своих внушительных размеров за счет отсутствия естественных врагов. Помимо щук и окуней на Варчато обитает ещё один ценный и заслуживающий внимания вид рыб – хариус.

город Губкинский

Памятник Первопроходцам – открыт 3 сентября 2011 года, к 25-летнему юбилею города. Памятник состоит из фигуры мужчины и стелы высотой с барельефами, изображающими рабочий класс и интеллигенцию советского времени (нефтяники и газовики, строители, учителя, врачи и т.д.). Черная дуга за памятником символизирует поток нефти, а пьедестал внизу – нефтяное пятно.

город Лабытнанги

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Городской краеведческий музей" – открыт в честь 20-летия города в 1995 году. Первым экспонатом музея стал автограф членов Печорско-Обдорской экспедиции 1913 г. Так было положено начало первой коллекции по истории города. Сегодня фонд музея – это более 7,5 тысяч предметов, составляющих 22 коллекции различной тематики.

город Муравленко

Муниципальное бюджетное учреждение «Эколого-краеведческий музей» - в выставочно-экспозиционных залах и фондохранилищах музея размещено 6 300 единиц хранения. Из них 3 413 предметов основного фонда и 2 887 предмета научно-вспомогательного. Большая часть фондов в течение 12 лет передавалась в дар жителями города, многие из которых являются почётными дарителями музея;

Скульптурная композиция «Детям Севера посвящается…» - бронзовая скульптура – дань уважения и признательности матерям Крайнего Севера, которые вопреки суровым условиям природы дарят тепло и любовь своим детям, взращивая в них ростки добра;

Стела «Север выбирает достойных» - стела представляет собой два нефтепровода и большую каплю нефти в ладонях человека.

город Новый Уренгой

Монументально-художественная композиция "Парус" (фонтан) – является своеобразным символом города и любимым местом отдыха горожан. Погулять под парковым «Парусом» приходят и взрослые, и маленькие жители Нового Уренгоя. Фонтан представляет собой небольшой бассейн, в центре которого находится металлическая конструкция, сделанная по типу парусника. У сооружения есть корма, мачта и развивающиеся на ветру паруса, именно от них и пришло название всего фонтана. По мнению же самих горожан городская достопримечательность символизирует стремление вперед;

Памятник "Пионерам освоения Уренгоя" с капсулой-посланием будущему поколению газовиков - Посвящен первооткрывателям Уренгоя – торжественное открытие памятника состоялось в 2003 году и было посвящено 25-летнему юбилею ООО «Уренгойгазпром», а также Дню Города и Дню работников нефтяной и газовой промышленности. Памятник олицетворяет образ Родины. Изображена стоящей в полный рост, женщина, левая рука ее, как бы сдерживает большую мощь земли, а правая держит факел, который приглашает двигаться по пути первопроходцев Уренгоя. В основе памятника заложена "капсула времени» с посланием к потомкам. Раскрыть ее должны в 2028 - к 50-летию ООО «Уренгойгазпром». Памятник стал одной их основных достопримечательностей города;

Памятник "Разведочная скважина Р-2" - это один из символов Нового Уренгоя. Именно с того места, где находился комплекс, начинается история города. Памятная дата - это 6 июня 1966 года В этот день первой разведочной скважины Р-2, пробуренная на глубину 1300 метров, с огромной силой вышел наружу огромный фонтан природного газа. Этот монумент установлен возле железнодорожного полотна, который напоминает гостям города, что именно представляет собой Новый Уренгое и благодаря чему началась история города.

город Ноябрьск

Монумент «Первопроходцам» - монументальная композиция, посвященная первопроходцам Ноябрьского нефтегазового комплекса;

Памятник комару - установлен в окрестностях города Ноябрьска в поселке Ладный в 2006 году. Его установили рабочие компрессорной станции № 1 Ноябрьского управления магистральных трубопроводов «Сургутгазпрома». Высота комара достигает человеческого роста. Композиция является самым большим памятником комару в России;

Памятник белым медведям - являются олицетворением Арктического региона, а также символизируют могущество, силу, упорство, дружное сосуществование с природой и уважение к ней.

Красноселькупский район

Раскопки города XVII века - Мангазеи – объект археологического наследия федерального значения «Городище Мангазея» является уникальным памятником археологизированного города Мангазея, давшим особо ценный материал по истории и материальной культуре первого русского города в Западно-Сибирском Заполярье. Мангазея - это единственный город, который существовал только в XVII веке и его археологическая коллекция является эталонной для этого периода, т.к. после прекращения своего существования, на месте Мангазеи не появилось крупного постоянного поселения, что способствовало сохранению культурного слоя. В результате многолетних археологических раскопок (1968-1970, 1973, 2000-2012 гг.), был получен богатейший археологический материал памятника XVII века, особенно впечатляет прекрасная сохранность предметов из дерева, бересты, кожи, ткани, кости.

Надымский район

МУК «Музей истории и археологии г. Надыма» - «Дом природы» - одной из традиционных интерактивных форм деятельности является празднование международных экологических дат, появившихся благодаря решениям Генеральной Ассамблее ООН. Экологические праздники в Доме природы стали традиционной формой работы в области неформального экологического образования и просвещения населения. Форма праздника удобна, доступна, понятна каждому;

Археологический объект Надымское городище – является объектом археологического наследия, ценным источником информации по истории и материальной культуре населения Северо-Западной Сибири периода позднего Средневековья;

Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда «Глухариный» - организованный весной 1950 года у разъезда «Глухариный» по направлению «земляные карьерные работы», имел категорию усиленного режима для содержания 352 заключенных-мужчин на сроки от 15 до 25 лет. Жилплощадь на одного заключенного составляла чуть больше 1 кв.м. Культурно-историческая ценность ансамбля состоит в том, что при всей сложности транспортной доступности к нему, он является показательным историческим примером по строительству Трансарктической железнодорожной магистрали. Является объектом культурного наследия регионального значения.

МО Приуральский район

Муниципальное автономное учреждение культуры Приуральского района «Природно-этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск» - объекты народной архитектуры и предметы народного быта вписаны в естественную природную среду и практически все экспонаты находятся в экспозиции. Комплекс специализируется на этнографии народов ханты, ненцев, коми-зырян- коренных жителей, населяющих Приуральский район. Комплекс представляет традиционное стойбище народов Севера.

Пограничный знак «Европа – Азия» - знак установлен в 3-х км к востоку от ст. Полярный Урал, на 97 км от г. Лабытнанги вблизи ж/д полотна. Обелиск, установленный в 1955 году, в 1981 году был реконструирован. Находится пограничный знак на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток – река Собь

Камень с выбитой надписью «Обской Север 1919 год» .

МО Пуровский район

Монументально-художественная композиция «С горизонта пришедшие» (г. Тарко-Сале) – композиция установлена в 2005 году в честь 75-летия со дня образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Как гласит легенда на табличке: Некогда, спасаясь от невиданного полноводья, семья из древнего рода шаманов семь раз по семь лун плыли по реке в непроглядном тумане, пока не коснулись высокого берега. Когда туман рассеялся, старший из братьев, окинув взглядом землю, пообщавшись с духами, сказал: «Жить будем здесь! Благодатна и богата земля эта».

МО Тазовский район

Памятное место «Зимовье Мамеевых» , расположенное на Мамеевом Мысу. Между райцентром Тазовский и поселком Газ-Сале установлен православный крест. Пять веков назад на этом месте располагалось большое поселение кочевников–воинов. Вдоль этих крутых берегов проплывали по реке караваны судов, торопясь в златокипящую Мангазею. 100 лет назад было здесь зимовье купца Мамеева. На памятной табличке, установленной на кресте - более 40 фамилий потомков Александра и Анны Шушаковых. От них началась родовая история семей Шушаковых, Тёр, Ямкиных, Андреевых, Харючи. Все они в свое время приняли православие. На установление креста потомки попросили благословения у священника и разрешения у шамана.

Памятник геологам-первооткрывателям (с. Газ-Сале) . Расцвет села Газ-Сале пришелся на период развития геологоразведки. Памятник геологам первооткрывателям был возведен в 1988 году. Макет будущей стелы был разработан местным художником Чернохвостовым Александром, работавшим в те годы в экспедиции художником-оформителем. В 2014 году одиннадцатиметровый памятник геологам-первооткрывателям был отреставрирован. В ходе реконструкции было заменено покрытие главной площадки, сама стела полностью облицована мраморной плиткой, установлено освещение, заменена ограда. Обновленный памятник представляет собой высокую стелу, вверху которой установлена нефтяная вышка.

Площадь памяти (п. Тазовский) . На Площади Памяти находится памятник воинам-тазовчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны и горит Вечный огонь.

Храм в честь покрова Пресвятой Богородицы (п. Тазовский). 4 октября 2009 года состоялось освящение первой сваи фундамента под строительство Православной Церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Тазовский.

МО Шурышкарский район

Природно-этнографический парк-музей под открытым небом «ЖИВУН» в д. Ханты-Мужи. Природно-этнографический парк-музей «Живун» основан в 1999 году в качестве филиала Шурышкарского районного историко-краеведческого комплекса. Это совершенно особое звено в комплексе музеев Шурышкарского района – музей под открытым небом, основное направление в деятельности которого – различные аспекты этнических архитектурных традиций северных хантов. Парк-музей расположен на территории деревни Ханты-Мужи, которая является частью сельского поселения Мужевское, располагается на левом берегу Ханты-Мужевской протоки р. Малая Обь. В непосредственной близости от деревни могут вставать на причал крупные речные суда. Деревня располагается в богатых рыболовных и охотничьих угодьях. Лес вокруг деревни богат ягодами, кедровыми шишками, грибами. Вблизи деревни (в пойме р. Малая Обь) имеется незамерзающее рыбное озеро, которое и дало имя деревне - «Мужи» (в русском переводе «Живун»), - которое носит музей под открытым небом.

Комплекс построек срубного типа (дер. Ханты-Мужи). В состав комплекса входят 7 деревянных жилых и хозяйственных построек срубного типа: зимний жилой дом Тогачевых (нач. ХХ в.), амбар с пристроем Орловой Т.Я. (1979 г.), Священный лабаз Тогачева В.Ф. (нач. ХХ в.), Священный лабаз Лонгортова Г.В. (нач. ХХ в.), хозяйственный лабаз Куртямовой З.Н. (сер. ХХ в.), хозяйственный лабаз Тогачевых (нач. ХХ в.) и Священный лабаз Пыстырева В.П. (прибл. 1923 г.).

Летний жилой дом Максаровых. Здание, построенное в 30-е г. ХХ века в с. Шурышкары, является памятником регионального значения и относится к традиционным летним жилым домам северных обских ханты. Здание представляет собой дощатую постройку, поставленную без фундамента, прямо на земле. В настоящее время здание используется как хозяйственная постройка для хранения предметов быта.

Хозяйственный лабаз Озеловых. Здание построено в 50-е гг ХХ века в пос. Парават, позднее перевезено в с. Питляр, является хозяйственным лабазом семьи Озеловых. Лабаз расположен на окраине села. Конструктивное решение лабаза традиционно для лабазов и летних домов северных обских ханты. Постройка за историю своего существования несколько раз подвергалась переносу. Здание является памятником регионального значения.

МО Ямальский район

Сооружение «Мерзлотник» (пос. Новый Порт).
Самый большой в мире естественный холодильник. Создали этот гигантский склад для хранения рыбы в 50-е гг. XX века. Пещеры, прорубленные в вечной мерзлоте, тянутся более чем на километр.

Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение с посещением «Ямальской воронки». Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение - гигантское газовое месторождение на полуострове Ямал в России, расположена в 40 километрах от побережья Карского моря, в нижнем течении рек Сё-Яха, Мордыяха и Надуй-Яха. Близ месторождения находится посёлок Бованенково

В Ямало-Ненецком автономном округе огромное количество самых разнообразных памятников. На сайте сайт представлены наиболее значимые и интересные памятники Ямало-Ненецкого автономного округа.

Городские объекты загружаются. Пожалуйста, подождите...

    0 м до центра города

    Этот монумент в виде двойной пирамиды, которая разделена по центру полукругом - на самом деле памятник под названием «66 парралель», но в народе уже прижилось название «Полярный круг». Открыт памятник был впервые в 1980 году в знак того, что город Салехард действительно пересекает линия Полярного круга. Это уникальный факт: Салехард - единственный город на нашей планете, который стоит на этой линии. «66 параллель» - это цифровое обозначение начала Заполярья (66 градусов, 33 минуты и 39 секунд северной широты). Авторами первого монумента Полярному кругу были архитекторы В. Г. Кайгоров и В. И. Муксин, а также художник РСФСР В. И. Отраднов.

    0 м до центра города

    Самой яркой достопримечательностью города Ноябрьска считается необычный памятник - огромное скульптурное изображение комара. Это невероятное сооружение поначалу пугает, ведь рассмотреть увеличенное в сотни раз насекомое доводилось далеко не каждому. При более близком знакомстве с этим странным памятником становится ясно, что примечателен он не только комариным образом, но и средствами воплощения этого образа. Весь памятник собран из деталей, когда-то списанных на компрессорной станции «Сургутгазпром».

    0 м до центра города

    Этот памятник расположен недалеко от административного здания Газпрома, выбор места был не случайным, именно здесь расположена 66 – я параллель, так сказать условная линия, за которой начинается территория Полярного круга. Раньше на этом месте был установлен памятник, местные жители и гости Нового Уренгоя, приходили сюда, чтобы совершать различные обряды, или загадывать желание. Очень часто сюда приходили молодожены, чтобы завязать ленточку и сделать памятные фотографии. И вот, спустя несколько лет, старый памятник сменил новый.

    0 м до центра города

    Одним из главных достопримечательностей города является памятник Пионерам освоения Уренгоя. Он был полностью выполнен по проекту архитектора Николая Распопова, заслуженного художника России. Памятник был установлен в честь юбилея «Уренгойгазпром» с момента открытия которого прошло 25 лет. День открытия памятника был выбран в канун праздника, посвященный всем работникам нефтяной и газовой промышленности.

    0 м до центра города

    Этот памятник полностью олицетворяет прошлое города. Он является одним из главных символов города. Именно здесь, где сейчас расположен памятник и началась история всего города. Кроме этого, в этом же месте положило начало великая история современного «Газпрома». Знаменательной датой является 6 июня 1966 года, именно в этот день с первой разведочной скважины, которая была пробурена до глубины 1300 метров, с огромной силой вышел наружу фонтан природного газа. Эта бригада была под руководством В. Полупанова.

    0 м до центра города

    Этот памятник является одним из интересных достопримечательностей в городе. Он расположен на площади перед Храмом, в северной части города. На его открытие пришло множество общественных деятелей и вся городская администрация. Памятный знак был открыт накануне празднования 200-летия Бородинского сражения. Возле памятника кадеты заложили капсулу с землей. Церемонию освещения памятника провел Олег Нелин, настоятель Храма Серафима Саровского. После освещения он всем желающим раздал кусочки бородинского хлеба.

    0 м до центра города

    Еще одной достопримечательностью в Новом Уренгое является памятник локомотиву. Такой необычный памятник был установлен в связи с историей города, ведь железная дорога в городе играет немаловажную роль. Для строения города нужно было большое количество строительных материалов, и различных продовольствий для жителей, поезда привозили все необходимое, и строительству города ничего не препятствовало. Памятник решено было установить возле центрального вокзала, на улице Привокзальной.

Салехард – административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа. Единственный город в мире, который находится прямо на Полярном круге. Ранее был Обдорским острогом, с 1595 года. С 1933 года – Салехард. Расположился он на берегу реки Полуй, притока Оби – одной из самых больших рек России.

Зимой в Салехарде наступает полярная ночь, с ее удивительным северным сиянием, летом полярный день. Весной и осенью проводятся масштабные фестивали. Весной – день оленевода, осенью – Обдорская ярмарка.

Салехард не связан с другими городами автомобильным сообщением. Зимой он связан с железнодорожной станцией в Лабытнангах ледовой дорогой. А летом паромной переправой через реку Обь.

Всем известно, что на Ямале находят останки мамонтов, их кости, бивни. Некоторые из них древние, часть других моложе, находятся не только их скелеты, но, хоть и редко, ученым везет, и в условиях вечной мерзлоты, они находят уникальные, хорошо сохранившиеся останки, с неповрежденным волосяным покровом. Все это приносит значимый вклад в развитие науки нашей страны.

В Салехарде установили интересный памятник мамонту. Установлен он был в 2005 г. и сейчас является главнейшей достопримечательностью города. Расположен монумент рядом с речной переправой, и его видно с противоположного берега реки, из Лабытнангов. Начинали изготовление в Перми, затем отправили в Салехард, где его окончательно установили. Работали над ним многие художники из Москвы, Ижевска и Салехарда.

Хобот мамонта опущен вниз, что, по мнению палеонтологов, означает спокойствие, он радостно встречает путников, желая им счастливого пути. Местные жители, как и художники его изготовившие, прозвали мамонта Митей. Знакомство с Салехардом и его историей следует начать с осмотра этого оригинального памятника.

Местоположение: улица Салехард-Лабытнанги-Харп — 1.

Салехард – уникальный город, единственный, который расположен на линии Полярного круга, который проходит на 66 градусах 33 минутах и 39 секундах северной широты, примерно на месте его прохождения и была установлена стела «66 параллель».

Первоначально стела была установлена в 1980 году, авторы – архитекторы Кайгоров В.А. и Муксин В.И., затем определили точную линию прохождения Полярного круга, и в 2003 г. обновленную стелу перенесли на новое место, архитектор Якушев Илья. Увидеть стелу можно, направляясь по дороге из аэропорта в город.

Выполнен монумент в виде двух пирамид, между которыми находится металлический полукруг, символизируя сам полярный круг и город, разделенный воображаемой линией Полярного круга, вторая пирамида – как часть города в Заполярье.

Вечером открывается прекрасный вид, благодаря подсветке с плавно меняющимися цветами, а всем, кто пересек 66 параллель, вручается особый сертификат, подтверждающий, что его обладатель правда побывал за Полярным кругом.

В 2004 году в Салехарде был создан автодорожный мост, необычной конструкции. Река Шайтанка разделяет город на две части, через нее и проложили мост, соединяющий микрорайоны и центр Салехарда.

Среди архитекторов много известных лиц, ими были – Петушков Л.Г., Петушкова Е.Н., Поляков А.А., Большакова О.Г. Они создали великолепный шедевр. Смотря на мост, кажется, что он падает в бурную реку. А все потому, что мост удерживает всего лишь один пилон, специально наклоненный в сторону аэропорта и реки, да и высота моста внушительна, 100 метров. Создается иллюзия, что мост завис над рекой. Наклон пилона и сооружение наверху – прекрасный ресторан, придают мосту, освещаемому по ночам, сходство с факелом, отсюда и его название.

Для народов севера олень является излюбленным животным. Он и питает, и защищает от лютых морозов, и используется как средство передвижения.

С древних времен олень и человек идут вместе, живут рядом. Главный праздник в тундре – день оленя. Об этом животном сложены сказки, песни и легенды. Именно поэтому в северном городе установлен памятник оленю, верному помощнику. Расположен рядом с мостом «Факел». Стоя у берега реки, животное гордо смотрит на город, с одного берега на другой. Высота памятника около 6 метров, на постаменте надпись об олене.

Местоположение: улица Чубынина — 43.

Лапцуй Л.В. — известный писатель, заслуженный работник культуры, создатель букваря для ненецких школ, член Союза писателей. В 1994 году был открыт музей с экспозицией, посвященной этому великому человеку. Он сделал очень многое для сохранения языка родной земли.

Создателем музея является его жена. Она с бережностью отнеслась к воссозданию стиля и интерьера его кабинета. В коллекции находятся фотографии, книги, документы, предметы быта писателя. Кроме всего этого, в музее расположен уголок живой природы, а также ненецкая комната с изделиями творчества народов севера.

Местоположение: улица Комсомольская- 40, кв — 1.

Основателем первого музея на Ямальской земле является Шемановский Иван Семенович, церковный деятель, этнограф и историк. Среди постоянных выставок музея есть выставка «Время мамонта», «Древности Ямала», «Этнические картины». В комплексе имеются огромнейшая коллекция, среди которой этнографическая, археологическая, историко-бытовая, нумизматическая и другие.

В выставочном зале музея проводятся разнообразные выставки, такие как: передвижные временные музейные выставки, выставки художников, тематические ярмарки и многие другие. Также в комплексе находится научная библиотека. А с апреля 2016 года начал свою работу увлекательный Музей занимательных наук Эйнштейна. Его посетители не только могут осмотреть и изучить экспонаты, но и стать самими творцами настоящего чуда техники. Экспонаты можно увидеть в действии, а также потрогать руками, собрать мост без гвоздей или своими руками создать облако.

Местоположение: улица Чубынина — 38.

Обдорский городок (острог)

В 1595 году возник Обдорск, город для сбора ясака и контроля над вывозом пушнины. Сейчас он расположен в черте города Салехарда, и стал археологическим памятником. На этом месте велись раскопки, разведочные работы, собирались археологические материалы.

Выявлены культурные слои энеолита, раннего железного века, средневековья и нового времени. Во время крупных раскопок в 2004 и 2005 годах, были обнаружен дом и связанные с ним сооружения и укрепления. Затем, в 2006 году, острог был реконструирован, сейчас открыт для посещения. Острожная крепость построена без единого гвоздя, по старинной технологии.

В черте города Салехарда находится археологический памятник федерального значения, он пользуется мировой известностью. Найден он совершенно случайно. Выполняя строительные работы, рабочие наткнулись на многочисленные кости, еще были обнаружены черепки от посуды из глины.

Долгие годы раскопок показали миру коллекцию из более чем 10000 единиц. Среди них частички оленьей упряжки, луки, ложки из кости, керамическая посуда, изделия из дерева. Часть находок хранится в музейно-выставочном комплексе имени Шемановского И.С.

Местоположение: улица Кооперативная — 22а.

Среди главнейших занятий народов севера было рыболовство. А самой вкуснейшей рыбой считался муксун. Эта рыба получила грандиозную известность, ее покупали на крупных торговых ярмарках наравне с олениной и мехами. Именно поэтому в Салехарде установили такой памятник легендарной рыбе. Он представляет собой фигурки металлических рыб, находящихся в фонтане.

Местоположение: улица Мира.

Расположен городской парк культуры и отдыха в исторической части Салехарда. В парке долгие годы назад проводились гулянья, и даже играл духовой оркестр, и устраивались танцы.

Конечно с того времени многое поменялось, но парк привлекает к себе, к прогулкам по нему и молодых и взрослых. Он остается излюбленным местом отдыха, и тут проводят разнообразные мероприятия. Первые саженцы деревьев появились в нем 1930 году. А сейчас эти деревья поражают своей высотой.

Рядом с аэропортом, с 1995 года, в полярном городе возвышается стела «Полярная звезда». Это символ жизни северян, живущих под полярной звездой.

Ее высота 12,5 метров , очень красивая конструкция, ставшая украшением города. На самом верху звезда, ниже на лицевой части стелы расположены орнаменты животных и птиц, чуть ниже надпись – Салехард. Монумент выполнен из стали, имеет матовое покрытие. Горельефы животных из меди. Невероятно красивая стела, обязательно стоит посетить это место.

Люди севера гордятся своей необычной природой, восхищаются северными оленями, мамонтами, и, конечно же, белыми мишками. В 2003 году появилась композиция, посвященная семье белого медведя. Напоминает сюжет из мультфильма «Умка», такая же мама-медведица и ее малыш. Есть и другое сравнение – как символ созвездия Большой и Малое Медведицы.

Скульптура выполнена из гранита, белого цвета. Создавалась благодаря умельцам из разных городов России. В Башкирии был добыт камень, заготовку делали в Уфе, в Перми скульпторы придавали ей окончательные формы, встретили готовую скульптуру в Ханты-Мансийске, а уже потом отправили в Салехард.

Местоположение: улица Республики — 38.

Гуляя по Салехарду можно увидеть много стел, все они поражают своей красотой и глубоким смыслом. Так, например, в сентябре 2001 года, была открыта еще одна стела. Посвящена она романтикам 70-х годов. Это было время открытия богатейших сокровищ страны, залежей нефти и природного газа. На работу съезжались и едут работать до сих пор люди со всей страны.

Для молодых людей это был хороший шанс заработать большие деньги, не смотря на сложность работы и экстремальные природные условия. Героям-рабочим, тем, кто приложил силы для освоения севера, людям ушедшей эпохи посвящена эта стела. На гранитном основании устремляется вверх металлический каркас и рама. Рама напоминает вышку, или газовый факел.

Местоположение: улица Броднева.

Приезжая в Салехард, на выходных, в субботу и в воскресенье, необходимо посетить местный рынок, под названием «Дары Ямала». Покупая продукцию местных жителей, разговаривая и общаясь с ними, можно наилучшим образом понять быт и культуру севера.

Жители тундры привозят на продажу ягоды, оленину, рыбу, всевозможные виды обуви из шкуры оленей. Продающие одеты в свою традиционную одежду северных народов. Открыт рынок обычно с 9:00 утра и до 20:00 вечера.

Местоположение: улица Чубынина — 41.

Ямало-ненецкий автономный округ (ЯНАО) - далекий северный край, суровый и прекрасный, земля, на которой тесно переплелись традиции коренных народов и достижения современной науки. неповторим, в нем причудливым образом сочетаются суровость северного климата и доброта местных жителей, скупость полярного солнца и щедрость северной природы, бесконечная белизна зимних дней и фантастические краски осени.

Ямал всегда притягивал путешественников и ученых своей уникальностью, природными и культурными богатствами, чистым воздухом и первозданностью природы. Но для того, чтобы увидеть все красоты Ямала нужно уделить поездке много времени, а в наш стремительный век сделать это очень сложно. С помощью этого сайта каждый сможет совершить хоть и виртуальное, но захватывающее путешествие в мир Ямало-Ненецкого автономного округа.

(устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области, а сибирские в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, Республике Коми.



Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненца, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.
Традиционное занятие — крупностадное оленеводство. На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни. Жилищем ненцев является конический чум (мя).

Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев, как титульную народность округа; ещё один такой округ (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) в 2007 г. был упраздён и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы — 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в Ханты-Мансийском автономном округе.

везет ребенка из роддома


Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племён, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.

Теория Фишера — Кастрена
Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан, энцев, селькупов и юраков) являются потомками самоедских племён Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим передвижением народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. В 1919 году исследователь архангельского севера А. А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент — такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы — оленеводы, а народы, проживающие на саянском нагорье, — земледельцы(около 97.2%)


ХАНТЫ
Ханты - это народ, издревле проживающий на севере Российской Федерации, преимущественно на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Ханты - не единственное название данного народа, на западе он известен как остяки или югры, однако более точное самоназвание «ханты» (от хантыйского «кантах» - человек, народ) в советское время было закреплено в качестве официального.

В исторических хрониках первые письменные упоминания о народе ханты встречаются в русских и арабских источниках Х века нашей эры, но доподлинно известно, что предки хантов проживали на территории Урала и Западной Сибири уже в 6-5 тысячелетии до н.э., впоследствии они были вытесненными кочевниками в земли Северной Сибири.
Обычно ханты - это люди невысокого роста, около 1,5-1,6 м, с прямыми черными или темно-каштановыми волосами, смуглой кожей, глаза темные. Тип лица можно охарактеризовать как монгольский, но с разрезом глаз правильной формы - немного плоское лицо, скулы заметно выдаются, губы толстоватые, но не полные.
Культура народа, язык и духовный мир не однородны. Это объясняется тем, что ханты расселились довольно широко и в разных климатических условиях сформировались различные культуры. Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство. Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство.

Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона. Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда предварительно выкапывали яму (по тип землянки). Ханты-оленеводы жили в чумах - переносное жилище, состоящее из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой (летом) или шкурами (зимой).

Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Также у хантов существовали тотемные покровители, семейные божества и покровители-предки. Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников. Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры. При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник. Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц. Были и священные места, место на котором живет покровитель. На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель.

До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям (например медвежий праздник проводят перед выдачей лицензий на отстрел медведя). Ямало-Ненецкий автономный округ

КОМИ
Известно, что народ коми живет на северных землях с 1 тысячелетия до нашей эры. Название коми происходит от самоназвания народа - коми войтыр, что в переводе означает коми народ. Коми нередко называют зырянами, слово зыряне в переводе с коми языка означает живущий на границе. В результате постепенного расселения народ коми условно разделился на северный (коми-ижемцы) и южный (сысольцы, прилузцы) этносы.
Коми в основном проживают на территории республики Коми, часть коми проживает в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе.
Язык коми (коми язык, коми-зырянский язык) относится к уральской языковой семье. В основу письменности коми положена кириллица. В северных районах Российской Федерации выходят телепередачи и печатные издания на коми-языке.

Обычно зыряне имеют средний или чуть выше среднего рост (около 165-170 см), правильное телосложение. Невысокое, слегка уплощенное лицо обрамлено темными или черными волосами, переносье широкое, глаза серые или карие. Ближе к югу у коми встречаются голубые глаза и светлые волосы.
Северные коми были оленеводами, охотниками и рыбаками, южные коми занимались охотой и рыбалкой, знали скотоводство и земледелие, но до 18 века это были скорее подсобные отрасли. В 18 веке из-за увеличения добычи промысловых зверей произошло резкое сокращение их численности, с этого времени скотоводство, оленеводство и земледелие стали основными занятиями коми.

Коми жили в деревнях и селах, расположенных на берегу реки. Дома старались располагать вдоль реки в один ряд. Северные поселения располагались на значительных расстояниях друг от друга и состояли из нескольких домов. В южных поселениях могло жить до нескольких сотен человек, нередко такие поселения образовывались из-за слияния соседних деревень.
Жилищем служили срубные прямоугольные избы с высоким подклетом (нижним этажом, чаще всего нежилым), крытые односкатной крышей. Во дворе находились хозяйственные постройки и двухэтажный хлев.
Одежда южных коми по стилю и крою напоминала русскую одежду. Женщины носили рубахи, сарафаны, шубы; мужской гардероб состоял из рубахи, холщевых штанов, кафтана и шубы. Отличие от русских костюмов заключалось в используемых цветах тканей и особенностях отделки. Северные коми нередко носили одежду, характерную для ненцев. Ямало-Ненецкий автономный округ

СЕЛЬКУПЫ
Селькупы - самый малочисленный народ севера России. По результатам последней переписи населения численность селькупов составляет всего около 1700 человек. Наибольшее число представителей народа проживает на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, на северо-западных территориях Красноярского края и в Томской области.
Официальное название народа - селькупы - утвердили только в 30-х годах 20 века, оно происходит от самоназвания северной этнографической группы и переводиться как лесной человек. Однако, это не единственное самоназвание народа, южные селькупы называли себя чумылкуп (земляной человек), обские - сюсёкуп (таежный человек).

Селькупы относятся к уральской малой расе, это означает, что в их внешности присутствуют монголоидные и европеоидные черты. У селькупов темные прямые волосы, карие глаза, немного темноватая кожа, нос небольшой, сильно вогнут в переносице, лицо чаще всего плосковатое.
Селькупский язык относится у уральской языковой семье. У селькупов долгое время не существовало письменности, первая попытка создать письменность на основе кириллицы относиться к 19 веку, однако эта попытка не имела большого успеха так как русский алфавит не позволил корректно передать звучание языка.

Вторая попытка состоялась в 30х годах 20 века, за основу приняли латиницу, издали большое количество учебной литературы на селькупском языке. Но всего через 7 лет, в 1930 году селькупскую письменность снова перенесли на кириллицу из-за чего началась большая путаница. В настоящее время селькупский язык практически не используется в печатных источниках, основными сферами применения языка остаются народные промыслы, общение в семье, фольклор.
Традиционными занятиями селькупов являются рыболовство и охота. Северные селькупы занимались оленеводством в основном в качестве вспомогательной отрасли (транспорт, шкуры и.т.д.).
Южные селькупы умели изготавливать керамические изделия, обрабатывать металлы, ткать холсты, добились больших успехов кузнечном деле, выращивали зерно и табак. Данные отрасли активно развивались вплоть до 17 века, когда были вытеснены более качественными привозными товарами.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЯНАО
Достопримечательности Ямало-Ненецкого автономного округа своеобразны и могут вызвать улыбку у человека, незнакомого с бытом края. Например, здесь можно увидеть памятник… комару. Ветераном на крайнем Севере считается человек, который не только пережил полярную ночь, но и вытерпел ужасное испытание в виде комаров, которые здесь особенно злы. Ямало-Ненецкий автономный округ
В списке достопримечательностей Ямало-Ненецкого автономного округа значится еще одна скульптура, посвященная животному: на въезде в Салехард установлен 10-метровый памятник мамонту. В регионе часто обнаруживают останки этих вымерших животных. Здесь были найдены 9-тонные бивни, а спустя век ученые раскопали прекрасно сохранившегося мамонта, чей возраст приближается к 46 тысячам лет.

По Ямалу протекает красивейшая река Юрибей, которая заканчивает свой путь, впадая в Карское море, а именно - в его Байдарацкую губу.

Через Юрибей построен замысловатый четырехкилометровый мост на сваях - местная архитектурная достопримечательность.

В селе Новый Порт можно посетить самый крупный в России "природный холодильник" - комплекс ледяных подземных пещер. Длина туннелей превышает километр, за пещерами постоянно ухаживают, что позволяет им не терять холодного ледяного блеска даже летом.

Ямало-Ненецкий округ славится своими природными зонами, в районе 13 заказников и два заповедника - Верхне-Тазовский и Гыданский. На территории первого преобладают таежные участки, а второй славится тундровыми "лунными" пейзажами. Верхне-Тазовский заповедник является одним из самых больших природных парков в России, здесь водятся северный олень и уникальный кондо-сосьвинский бобер.
На территории Гыданского заповедника расположены красивейшие полуострова Явай, Олений, Ровный, а также острова Карского моря. Здесь водится много "краснокнижных" рыб, зверей и птиц: осетр, белый медведь, орлан-белохвост, морж, нарвал, тюлень и многие другие.

Из всех заказников края наибольший интерес представляет Куноватский парк, расположенный в Шурышкарском районе края в пойме Оби и Малой Оби. Здесь водится невероятно редкий белый стерх - особый вид журавля, который занесен во все Красные книги мира. В заказнике можно наблюдать много других видов перелетных пернатых.


Одним из главных археологических памятников Ямало-Ненецкого округа является Надымское городище - остатки поселения конца XVI-начала XVII веков, обнаруженные на территории города Надым. Здесь были найдены детские игрушки из дерева, украшения из олова и меди, охотничьи лыжи и многое другое.

Наиболее старые из сохранившихся построек окружного центра были возведены в конце XIX века. К ним относятся, например, маленькие одноэтажные здания на улице Республики и музыкально-драматический театр. В центре города в начале 1990-х годов была отреставрирована Никольская башня Обдорского острога - памятник деревянного зодчества конца XVI-начала XVII веков. Ее украшает двуглавый орел, от башни есть спуск к реке Полуй. Считается, что на этом месте был заложен Салехард.

Более двадцати лет в Надыме работает эколого-методический центр "Дом природы", где можно познакомиться с природой и экологией Ямало-Ненецкого округа, а также с этнографическим наследием коренных жителей региона - ненцев.
В Ноябрьске можно посетить первый в России Детский музей, в большинство экспонатов которого можно поиграть, а некоторые даже сделать самому. При музее открыт зимний сад и детская мастерская, откуда, помимо всего прочего, можно отправиться в виртуальное путешествие по выставкам мира.

В Лабытнанги можно посетить Знаменский храм-часовню крестообразной формы - один из самых интересных в округе. Ямало-Ненецкий автономный округ

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ЯНАО
1 Городище (жертвенное место) Усть-Полуй. г. Салехард. Расположено на высоком мысу коренной террасы р. Полуй, приблизительно в 2 км вверх по течению от впадения ее в р. Обь. В 0,2 км к ЮЗ от здания спорткомплекса «Авиатор». V в. до н.э. по III в. н.э. B.C. Адрианов 1932

2 Городище Мангазея Красноселькупский район.
Правый берег р.Таз, в устье р. Мангазейка. 8,5 км к северу от поселка Сидоровск. 17 в. н.э. В.Н.Чернецов

3. Комплекс объектов этнической культуры на северо-восточном берегу оз. Малое Музыкантово Пуровский район, северо-восточный берег озера Малое Музыкантово.

4. Культовое место «Тарезнзъяха-хэхэ» Ямальский район, левый берег р. Юрибей, в 3,9 км к западу от трассы проектируемой железной дороги.

3. Культовое место «Ламзенто-сё» Ямальский район, на водоразделе рек Ламзенто-сё (3,5 км к западу) и Я-яха (11,5 км к востоку) между озёрами Ламзенто (14 км к югу) и Сявта-то (12,5 км к северу).

4. Святое место на левом берегу р.Сеяха Ямальский район, левый коренной берег р. Сеяха, координаты с.ш. 70°23"02.7", в.д. 068°35"06.7"

5. Святилище Няхаръяха Приуральский район, р. Няхаръяха, координаты с.ш.69°25"34.3", в.д.68°23"07.9"

6. Святилище Сидяпелято Приуральский район, северный берег озера Сидяпелято, координаты с.ш. 69 °19"34.5", в.д.68°15"04.0"

7. Комплекс построек срубного типа в дер. Ханты-Мужи Шурышкарский район, дер. Ханты-Мужи, природный парк-музей «Живун» Ямало-Ненецкий автономный округ

ВЕРХНЕ-ТАЗОВСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
Заповедник расположен на Западно-Сибирской равнине, в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа России. Его протяжённость составляет 150 км с севера на юг и 70 км - с запада на восток. Территория разделена на два лесничества - Покольское и Тазовское, граничащие между собой по водоохранной просеке вдоль левого берега реки Ратта.
Заповедник образован в 1986 г. для сохранения и изучения природных комплексов района, уникального для Западно-Сибирской равнины и характерного для ее возвышенности - Сибирских Увалов. Территория заповедника важна для охраны сокращающейся популяции таежного северного оленя, перспективна для реакклиматизации Сосьвинского бобра.

Животный мир Верхне-Тазовского заповедника характерен для северной тайги, однако, он ее недостаточно изучен. Из крупных животных характерны медведь, лось, россомаха. Последняя встречается редко, но постоянно. Волки заходят сюда из тундры редко. На Верхний Таз во время миграций заходит песец. По долинам рек водятся лисы.

В Верхнее-Тазовском заповеднике встречается 310 видов сосудистых растений, 111 листостебельных мохообразных, 91 вид лишайников. Леса с преобладанием сосны в заповеднике составляют 59,4% лесопокрытой площади. Встречаются в районах речных террас. Темнохвойные леса занимают не такие большие площади, зато они более разнообразны по своему составу. В них преобладает кедр и ель с примесью пихты. Кустарниковый ярус представлен шиповником, можжевельником, рябиной. Моховой покров сплошной или почти сплошной, местами встречаются листоватые лишайники, что придает покрову северный облик.

На территории заповедника зарегистрировано 149 видов птиц. На его территории встречаютсяо около 310 видов сосудистых растений. В фауне заповедника насчитывается около 35 видов млекопитающих. Имеется 20 видов рыб.Животный мир представлен такими видами животных и птиц, как бурый медведь, ласка, соболь, глухарь, тетерев.

Главная достопримечательность Верхне-Тазовского заповедника - сравнительно редкостойные сосновые боры паркового типа с богатейшими ягельниками. Заповедник - крупнейший резерват ценных пушных зверей - соболя и горностая. Состоит из одного участка площадью 631,3 тыс. га; простирается с севера па юг на 150 км, с востока на запад - на 70 км.

Климат континентальный, с длинной холодной зимой и довольно теплым летом. Амплитуда минимальных зимних и максимальных летних температур достигает 100 градусов. Средняя продолжительность безморозного периода составляет 83 дня. Заповедник расположен в зоне несплошной вечной мерзлоты.

Для рек Верхне-Тазовского заповедника характерны умеренное течение, большая извилистость, наличие многочисленных песчаных отмелей и сравнительно высоких берегов. На некоторых участках рек встречаются завалы. В долинах рек идут процессы осыпания и оползания высоких берегов. Основная река заповедника - река Таз - одна из важнейших нерестовых рек Западной Сибири таких ценных видов лососевых и сиговых, как нельма, муксун, сиг, чир, пелядь, тугун. Она начинается на Верхне-Тазовской возвышенности. Здесь же берут начало и др. реки, протекающие по территории заповедника, такие как Поколька, Ратта, Келлог.

На территории Верхне-Тазовского заповедника встречаются два типа озер, отличающихся по генезису - озера ледникового происхождения и пойменного происхождения. Образование первых связано с процессами формирования моренных отложений размывом участков суши ледниковыми водами, располагаются они на междуречьях и имеют обычно округлую форму. Пойменные озера представляют собой старицы рек, как правило, удлиненной формы, небольшой ширины, с топкими берегами и илистым дном.

На "древних" пойменных террасах, которые местами встречаются в среднем и нижнем течении Ратты и Покольки распространены верховые болота. Древостой на болотах редкий, представлен сосной и березой. Кустарниковый ярус редкий, состоит из березы карликовой низкорослых ив. На фоне сплошного мохового покрова господствуют кассандра, подбел, клюква, голубика, морошка, сабельник, осока топяная, пушницы.

Экологический туризм:
В заповеднике разработана интересная экологическая тропа, есть небольшой музей природы и визит-центр.



ЗАГАДОЧНАЯ ДЫРА НА ЯМАЛЕ
Ученые исследуют гигантскую дыру в земле, появившуюся на Ямале. Воронку диаметром 60 (а по другим данным — и до 80) метров обнаружили на прошлой неделе (июль 2014г.) - ее случайно заметили с борта вертолета. В Интернете уже появились всевозможные версии ее происхождения. Ученым предстоит выяснить, является ли она результатом техногенного воздействия или падения космического тела.
Некоторые СМИ предположили даже, что воронка появилась в результате инопланетного вмешательства. Но для точного определения причины ее появления нужно взять пробы грунта. Как сообщает "Россия 24", это пока невозможно, поскольку края воронки постоянно осыпаются, и подходить к ней опасно. Первая экспедиция уже побывала на месте, и о том, что увидели там ученые, рассказала главный научный сотрудник Института криосферы Земли Сибирского отделения РАН Марина Лейбман.
"Никаких следов пребывания человека с какой-то техникой тут просто нет, - сказала она. - Можно предположить что-то фантастическое: упал горячий метеорит и все тут растопило. Но когда падает метеорит, есть следы обугливания, то есть, высокой температуры. А здесь нет следов того, чтобы воздействовала высокая температура. Тут видны следы потоков воды, есть некоторое скопление воды".
Как сообщает портал "Российская газета", ученые рассматривают несколько версий образования этой дыры. Версия о том, что это обычный карстовый провал, маловероятна, потому что воронку окружают выбросы грунта. Если же брешь в земле образовал метеорит, то такой мощный удар не мог остаться незамеченным.
Исполнительный директор Субарктического научно-учебного полигона, кандидат геолого-минералогических наук Анна Курчатова предположила, что здесь произошел не очень сильный подземный взрыв. Вероятно, под землей скопился газ, на глубине около 15 метров начало нарастать давление. В итоге, газо-водяная смесь вырвалась наружу, выбросив лед с песком, словно пробку из бутылки с шампанским. К счастью, это случилось вдали от трубопровода или объекта добычи и переработки газа.

Оленеводы Тазовского района ЯНАО обнаружили вторую воронку, внешне похожую на ставшую известной на днях "бездонную яму" в 30 километрах от месторождения Бованенковское.
Новая воронка расположена на другом полуострове - Гыданском, недалеко от побережья Тазовской губы. Диаметр кратера значительно меньше, чем у первой, - примерно 15 метров. На днях в ее существовании убедился замдиректора совхоза Михаил Лапсуй.
Впрочем, говорить об открытии как таковом не приходится. По утверждениям кочевников, воронка появилась еще в конце сентября прошлого года. Просто они не предали этот факт широкой огласке. А когда прослышали о подобном явлении на соседнем полуострове, то рассказали о ней местным властям.

"Дыра" на Ямале могла появиться из-за болотного газа
Михаил Лапсуй подтверждает идентичность гыданского и ямальского природных образований. К слову, и по удаленности от Полярного круга они мало разнятся. Внешне, кроме размеров, все очень схоже.
Судя по окаймляющему верхние границы грунту, произошел его выброс на поверхность с глубины вечномерзлых пород. Правда, те оленеводы, которые называют себя свидетелями явления, утверждают: над участком, где произошел выброс, сначала стояла дымка, затем последовала огненная вспышка и земля содрогнулась.
На первый взгляд - домысел. Однако не следует с ходу отметать такую версию выброса, считает исполнительный директор Субарктического научно-учебного полигона, кандидат геолого-минералогических наук Анна Курчатова, поскольку при смешении метана с воздухом в определенных пропорциях образуется взрывоопасная смесь.

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА НА ЯМАЛЕ

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА НА ЯМАЛЕ
Несмотря на множество родовых священных мест на Ямале, Таймыре и в Ненецком автономном округе, издавна существовали центральные культовые места, общие для всего ненецкого этноса, такие, как Болванский Нос на Вайгаче, Козьмин переселок в районе р. Несь (Ненецкий автономный округ), Яв’мал хэхэ (Ямал), Сэр Ири (о. Белый), Минисей на Полярном Урале.
Наиболее почитаемыми среди ненцев были два камня-идола на Вайгаче — Вэсоко и Хадако (Старик и Старуха). Сам остров ненцами был назван «Хэбидя Нго» — священная земля. Святилище Вэсоко расположено на мысе Дьяконова. Одно из первых описаний этого священного места оставил шкипер Стивен Борроу в 1556 г. Он отмечал, что на мысу находилось святилище примерно из 300 идолов, сделанных грубо и примитивно, иногда они являлись просто палками с нарезками, обозначающими глаза и рот. Рты и глаза идолов и некоторые другие части были вымазаны кровью . В «Записках» Яна Гюйгенса ван Линсхоттена мы находим описание мыса на южном берегу Вайгача, на котором стояло около 300 идолов [Линсхоттен, 1915].
В 1826 г. святилище Вэсоко посетил архимандрит Вениамин, руководивший деятельностью миссии для обращения ненцев (самоедов) Архангельской губернии в христианство. По распоряжению Вениамина святилище Вэсоко было полностью разрушено, а идолы сожжены дотла. Несмотря на полное уничтожение самого почитаемого священного места, ненцы не раз делали попытки его восстановить. В 1837 г. биолог А. Шренк, побывавший на о. Вайгач, сообщал, что возвратившиеся на свои места самоеды избрали для жертвоприношений место недалеко от креста, воздвигнутого миссией архимандрита Вениамина, и снова поставили здесь своих деревянных идолов [Шренк, 1855]. А. Э. Норденшельд, посетивший Вайгач в 1887 г., также писал о ненецких идолах с кучей оленьих рогов и черепов, стоящих на вершине мыса в шестистах метрах от креста [Норденшельд, 1936].
В 1984-1987 гг. под руководством Л. П. Хлобыстина было проведено тщательное археологическое изучение этого культурного объекта. В 1986 г. Архангельская арктическая экспедиция Института археологии АН СССР под руководством О. В. Овсянникова обследовала памятник духовной культуры ненцев — святилище «Козьмин переселок» («Харв Под» — дорога в лиственничную чащу). В 1986-1997 гг. Морской арктической комплексной экспедицией (МАКЭ) под руководством П. В. Боярского были проведены исследования на о. Вайгач. На основе этих материалов была создана карта священных мест Ненецкого автономного округа.
Главная святыня Невэ-хэхэ-мать идол находится на севере о. Вайгач в верховье р. Хэхэяха, между озерами Янгото и Хэхэто. Судя по данным В. А. Иславина и А. А. Борисова самую высокую скалу с трещиной, напоминающей знак женского пола, ненцы называли «Невэ-хэгэ».

В ХIХ-ХХ вв. проявляется активный интерес к священным местам на Ямале. В работе «Полуостров Ямал» Б. Житков дает описание почитаемого ненцами жертвенного места Яв’мал хэхэ — места поклонения разных родов, проживающих на Ямале.

Много времени и сил отдал изучению и описанию священных мест этнограф-исследователь В. П. Евладов, который организовал научную экспедицию совместно с Уральским Комитетом Севера в 1928-1929 гг. по тундрам Ямала. Им зафиксированы в основном все крупные культовые места ненцев. Также ему удалось посетить и описать главную святыню ненцев Сэр Ири (Белый Старик) на о. Белом. Ненцы называют его островом Белого Старика (Сэр Ири Нго). С древнейших времен этот остров являлся своеобразными воротами на Ямал.
В июле-августе 2000 г. при финансовой поддержке администрации Ямало-Ненецкого автономного округа была проведена этнографическая экспедиция в Ямальский район. Цель ее состояла в исследовании, фиксации и сборе сведений о священных и обрядовых местах, описании историко-культурных памятников, священных и культовых мест, национальных захоронений (паспортизация, учет, рекомендации по установлению границ охранных зон и создание карты священных мест).
Собранные материалы обработаны, проанализированы и составлена карта священных мест. Многие указанные на карте точки обследованы автором лично. Некоторые обозначения священных мест записаны со слов информаторов, проживающих на данной территории.
Священное место Сэр Ири находится в глубине острова Белый, в 25-30 км от пролива Малыгина. Оно, видимо, уже давно не посещается и кажется запущенным. В центре святилища расположена фигура высотой около 2-2,5 м. Вокруг валяются разных размеров бревна, возможно, это идолы. Время и погода сделали свое дело, некоторые из них разрушились под воздействием воды и ветра. Фигура Сэр Ири сделана из круглого дерева, мастер старательно обработал лицевую часть, намечена шея и переход в плечевой пояс, намечены небольшого размера руки, видимо, на этом месте были сучья дерева, что облегчило мастеру задачу. Нам часто приходилось во время экспедиций по Ямалу видеть подобную фигуру в священных нартах ненцев. При этом фигура Сэр Ири всегда была одета в малицу, однако в описаниях исследователей и путешественников мы не находим упоминания о подобном атрибуте этого образа. Хотя информаторы утверждают, что при жертвоприношении на Сэр Ири надевали шкуру жертвенного оленя (хан ты) (Яптик Я.) или медведя (сэр варк) (Худи В.).

По рассказам информаторов, на священном месте Илебямпэртя (о. Белый, мыс Малыгина, в 15-20 км от пролива) проводились жертвоприношения белого медведя или белого оленя. Шкурой жертвенного животного заворачивали центральную фигуру сядэя (идола). При нашем обследовании этого священного места свежих жертвоприношений обнаружено не было, но вокруг валялись остатки сгнивших шкур и кожи. Много черепов белых медведей и оленей было разбросано вокруг жертвенника, а возле центральной фигуры сложена целая гора из черепов.

Жертвенное место Ямал хэхэ я — место поклонения и жертвоприношений семи родов, проживающих на полуострове Ямал. По информации оленеводов, сюда может прийти любой человек независимо от рода и племени. Семь родовых жертвенных мест расположены на большом расстоянии друг от друга. Центральное священное место около 2,5 м в высоту и несколько метров в ширину. На всех жертвенниках обнаружены жертвоприношения. На каждом воткнуты разных размеров фигуры идолов, есть небольшие свежевырезанные сядэи, причем на их лицах видны следы оленьей крови, а также обнаружены священные шесты (симсы), на них привязаны разного цвета лоскутки ткани. Недалеко от жертвенников видны следы костра и обгоревшие поленья.
Сюр’ня хэхэ я расположено в 25 км от пос. Сюнай-Сале за небольшой речкой Харвута. Основу составляют пять лиственниц. Под ними располагаются несколько сундуков (ларцов). Всюду висят рога жертвенных оленей, ленточки разных цветов, много посуды. По легенде, которую рассказали жители поселка, на этом священном месте иногда появляется хозяйка и пугает людей, пришедших не для жертвоприношения, а для баловства. Женщинам вообще запрещено здесь появляться.


Священная нарта Харвута хэхэ хан расположена на высоком берегу реки Харвута. По-видимому, она стоит здесь уже давно, поскольку часть ее ушла под землю. Нарта трехкопыльная, серо-зеленоватого оттенка, в некоторых местах заросла желтовато-белым мхом. На нарте стоит ларец, правая часть которого разломана. Вокруг валяются доски от ларца и кусочки бересты, возможно, раньше в нее были завернуты культовые предметы. В нарте обнаружена культовая скульптура размером 50 см. Четко обработана лицевая часть, обозначена шея, книзу фигура становится узкой и проработана меньше. При обследовании священной нарты были обнаружены еще две культовые скульптуры: одна около 25 см, скорее всего мужская (фигура разрушена временем и нет четких контуров), вторая около 30 см, более сложная по обработке, очень четко проработана лицевая часть, обозначены шея и плечевая часть. Скорее всего, это женская фигура, поскольку очень подробно проработана нижняя часть тела: ноги, талия. Мастер не без интереса отнесся к проработке женских гениталий.
Хэбидя то хэхэ я расположено в 15 км от пос. Сюнай-Сале, на высоком берегу большого озера. Раньше это культовое место очень часто посещали оленеводы, перегонявшие стада оленей с Хэнской стороны на летние пастбища на Ямал. Но несколько лет тому назад это место было частично разрушено (была снесена трактором большая лиственница, на которой висело много жертвенных черепов). По рассказам информаторов, недалеко от сломанной лиственницы выросла маленькая, и ненцы стали приносить жертвы к этому месту. Здесь обнаружены следы жертвоприношений, черепа оленей, цветные лоскутки тканей. Очень скромное священное место, нет громоздких куч жертвенных черепов, как это бывает на Северном Ямале.

В ходе экспедиции были обнаружены новые, ранее неисследованные культовые места: Лимбя Нгудуй хэхэ я; Нярмэ хэхэ я; Сармик яра хэхэ я; Мунота ярам хэхэ я; Парне сале (устье р. Мордыяха); Ясавэй хэхэ я; Томбой хэхэ я; Си’ив Сэрпива хой (р. Турмаяха); Сэротэтто седа (р. Юрибей, Ямал); Тирс седа (верховье р. Яхадыяха); Варнгэ яха хэхэ я (район Варнгэто); Лабахэй то (верховье р. Себэсьяха).
По всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа разбросаны родовые ненецкие захоронения. Многие путешественники и исследователи описывали ненецкие погребения и способы захоронения [Завалишин, 1862; Зуев, 1947; Бахрушин, 1955; Грачева, 1971; Хомич, 1966, 1976, 1995; Сусой, 1994; Лехтисало, 1998]. С давних времен ненцы старались располагать кладбища (хальмер’) на родовых территориях вблизи летних пастбищ. Обычно это были сухие места и высокие холмы на берегу озер, рек. На Ямале нами были обнаружены захоронения различных форм. Это захоронения в калданке (хой нгано), острые концы которой обработаны по размеру фигуры; захоронения в колоде, в удлиненных формах, напоминающих бочки для засолки рыбы; захоронения на нартах, в сооружениях, похожих на обломки кораблей (больших лодок); в сооружениях, похожих на священные нарты (с ларцами), возможно, так хоронили шаманов в давние времена.

__________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Кушелевский Ю. И. Северный полюс и земля Ялмал: Путевые записки. — СПб.: Тип. МВД, 1868. — II, 155 с.
http://regionyamal.ru/
Краткий отчет о путешествии на полуостров Ямал: (Чит. в общ. собр. И. Р.Г. О. 19 февр. 1909 г.) / Б. М. Житков стр. 20. Проверено 15 февраля 2012.
Евладов В. П. В тундрах Я-мала. — Свердловск: Госиздат, 1930. — 68 с. — 5 000 экз.
Васильев В.И. Исторические предания ненцев как источник при исследовании этногенеза и этнической истории северосамодийских народов // Этническая история и фольклор. М.: Наука, 1977. С. 113-126.
Васильев В.И., Симченко Ю.Б. Современное самодийское население Таймыра // СЭ. 1963. № 3. С. 9-20.
Головнев А.В., Зайцев Г.С., Прибыльский Ю.П. История Ямала. Тобольск; Яр-Сале: Этнографическое бюро, 1994.
Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. М.: Либерея, 1995. Т. 1.
Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1992.
Житков Б.М. Полуостров Ямал / Зап. ИРГО. Т. 49. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1913.
Курилович А. Гыданский полуостров и его обитатели // Советский Север. 1934. № 1. С. 129-140.
Лар Л.А. Шаманы и боги. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1998.
Миненко Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVII — первой половине XIXв. Новосибирск: Наука, 1975.
Обдорский край и Мангазея в XVII в.: Сб. документов / Авт.-сост. Е.В. Вершинин, Г.П. Визгалов. Екатеринбург: «Тезис», 2004.
http://www.photosight.ru/
фото С.Вагаев, С.Анисимов, А.Снегирёв.