Элизабет кюблер росс стадии умирания fb2. Этапы умирания (классификация кюблер-росс). Что может помочь на этой стадии

Д-р Элизабет Кюблер-Росс разработала методы для поддержки и консультирования при личной травме, горе и скорби, связанные с процессом умирания и самой смертью. Она также существенно усовершенствовала понимание и практику в отношении темы смерти.

В 1969 г. Кюблер-Росс описала пять стадий горя в своей книге "О смерти и умирании". Эти этапы представляют собой нормальный диапазон чувств, которые испытывают люди при общении с изменениями в собственной жизни.

Все изменения включают в себя потери на определенном уровне.

Модель пяти стадий горя включает: отрицание, гнев, сделка, депрессия, принятие и распространяется не только на смерть и утрату. Травма и эмоциональный шок являются близкими в выражении влияния на людей. Умирание и смерть для многих людей являются высшей травмой, человек может переживать подобное эмоциональное расстройство, когда имеет дело с множественными жизненными проблемами, особенно если приходится противостоять чему-то сложному в первый раз и/или если случается проблема, угрожающая сфере психологического бессилия, которыми все мы обладаем в разных формах.

Мы часто можем ясно видеть похожую реакцию на гораздо менее серьезные травмы, чем смерть и утрата, например, потеря работы, вынужденное переселение, преступление и наказание, инвалидность и травмы, разрыв отношений, финансовые потери и т. д. Такое широкое применение этой модели делает её достойной для изучения.

Тема смерти, в том числе и наших реакций на неё привлекает серьезный и пылкий интерес. Она понимается, рационализируется и трактуется различными способами.

Эта статья о пяти стадиях горя Кюблер-Росс не предлагается, как абсолютное или полностью достоверное научное знание.

Для разных людей смерть, как и сама жизнь, подразумевает, различные моменты и мысли.

Вы можете взять из этого то, что полезно для вас и помогать другим, трактовать эту информацию в том же духе.

То, что одного человека вгоняет в отчаяние (задача измениться, подверженнее риску или фобия, и т. д.), другому это не угрожает. Некоторые люди, например, любят змей и восхождение на горы, в то время как для других эти чрезвычайно страшные вещи. Эмоциональную реакцию и травму следует рассматривать в относительном, а не абсолютном выражении. Модель поддержки напоминает нам, что точка зрения другого человека отличается от нашей, находимся ли мы в шоке и потрясении или помогаем другим разобраться с их расстройством и огорчением.

Модель пяти этапов скорби изначально была разработана в качестве модели для помощи умирающим пациентам, чтобы справиться со смертью и тяжелой утратой, однако эта концепция также обеспечила понимание и руководство для понимания о предстоящей травме и изменении, и для помощи другим в эмоциональной адаптации.

Когда Кюблер-Росс описывала эти стадии, она объяснила, что всё это нормальные реакции человека на трагические моменты в жизни. Она назвала их защитным механизмом. И именно их мы переживаем, когда стараемся справиться с изменениями. Мы не переживаем эти стадии строго поочередно, точно, линейно, шаг за шагом. Происходит так, что мы погружаемся в разные стадии в разное время и даже можем возвращаться обратно к тем стадиям, которые уже переживали.

Некоторые стадии могут быть пересмотрены. Некоторые стадии могут и вовсе отсутствовать. Кюблер-Росс говорит, что стадии могут длиться разные периоды и могут сменять друг друга или существовать одновременно. Идеально, если удаётся достичь стадии «Принятие» со всеми изменениями, с которыми нам предстоит столкнуться, но часто бывает, что мы зацикливаемся на одной из стадий и не можем двигаться дальше.

Горе людей и другие реакции на эмоциональную травму являются индивидуальными, как и отпечатки пальцев.

Так какая же цель у модели, если она настолько сильно различается от человека к человеку? Модель признает, что люди должны пройти через их собственный индивидуальный путь: примирение со смертью, потерей, и т. д., после чего, как правило, происходит принятие реальности, которая позволяет справиться с горем.

Модель может объяснить, как и почему «время лечит», а «жизнь продолжается». Когда мы больше знаем о том, что происходит, то справиться с проблемой, как правило, немного проще.

Модель «цикл горевания» представляет собой полезный подход к пониманию своей, а так же чужой эмоциональной реакцией на травму и изменения.

Изменение - это неотъемлемая часть жизни и от него не убежать. Если изменение хорошо спланировано и сформулировано, это может принести положительный результаты, но даже, несмотря на планирование, перемены - это тяжелый процесс, включающий принятие и осознание. Эта статья поможет понять кривую изменений Кюблер-Росс (или модель Кюблер-Росс), которая является инструментом для понимания механизма изменений и этапов, связанных с ней.

Важно понимать, что мы не движемся линейно по ступенькам шаг за шагом. Человек имеет тенденцию переходить на этапы в произвольном порядке, а иногда может даже вернуться к предыдущему этапу после определенного момента времени. Каждый этап может длиться разный период времени, человек может застрять на определенном этапе и не двигаться.

Краткое описание каждой из 5 стадий горя:

1. Отказ:

"Я не могу в это поверить "; "Этого не может быть "; "Не со мной! "; "Повторно это не может произойти! ".

Стадия шока или отрицания - это обычно первый этап в модели Кюблер-Росс и в основном длится не долго. Это фаза защитный механизм требующий время, чтобы переработать неприятную тревожную новость или реальность. Никто не хочет верить, в то, что происходит, и что это происходит именно с нами. Мы не хотим верить в изменения. Эта стадия может повлечь за собой снижение мышления и действий. После того, как спадает первый шок, можно испытать отрицание и возможно сосредоточенность по-прежнему на прошлом. Некоторые люди склонны оставаться в состоянии отрицания в течение длительного времени и могут терять связь с реальностью. Эта стадия похожа на страуса, который прячет свою голову в песок.

2. Гнев:

«Почему я? Это не справедливо! »; «Нет! Я не могу этого принять! »

Когда, наконец, осознание приходит и человек понимает серьезность ситуации, он/она может рассердиться, и на этой стадии происходит поиск виновного. Гнев может проявляться или выражаться во многом. Одни направляют гнев на себя, другие могут направить его на окружающих. В то время как некоторые могут быть озлоблены на жизнь в целом, другие могут обвинять экономику, Бога, партнёра. Во время этой стадии человек находится в раздражительном, расстроенном и вспыльчивом состоянии.

3. Сделка (переговоры):

«Просто позвольте мне жить, чтобы увидеть, как мои дети получат диплом. »; «Я сделаю все, если ты дашь мне больше времени, еще несколько лет. »

Это естественная реакция того, кто умирает. Это попытка отсрочить то, что неизбежно. Мы часто видим такого же рода поведение, когда люди сталкиваются с переменами.

Мы ведём переговоры для того, чтобы отсрочить изменения или найти выход из ситуации.
Большинство из этих сделок - тайное соглашение или договор с Богом, другими, или жизнью, когда мы говорим: «Если я пообещаю сделать это, то эти изменения не произойдут со мной».

4. Депрессия:

«Мне так грустно и печально, зачем мне беспокоиться о чём-то? »; «Какой смысл пытаться? »

Депрессия - это стадия, в которой человек склонен чувствовать печаль, страх, сожаление, чувство вины и другие негативные эмоции. Человек может полностью сдаться, теперь он может достигнуть тупика; на этом пути дорога вперёд кажется тёмной и мрачной. Может демонстрироваться безразличное отношение, замкнутость, отталкивание других и отсутствие волнения к чему-либо в жизни. Может показаться, что это низшая точка в жизни, из которой нет пути вперед. Некоторые признаки депрессии включают в себя печаль, низкую энергию, чувство демотивации, потеря веры и т. д.

5. Принятие.

«Всё будет хорошо »; «Я не могу бороться с этим, но я могу подготовиться к этому »

Когда люди осознают, что сражение с изменением, которое приходит в их жизнь не даёт результатов, они принимают ситуацию целиком. Впервые люди начинают учитывать свои возможности. Это как поезд, въезжающий в тоннель. «Я не знаю, что там за поворотом. Я должен двигаться дальше. Мне страшно, но нет выбора. Надеюсь, там есть свет в конце…»

Пока одни люди полностью покоряются ситуации, другие оставшееся время исследуют новые возможности.

Помните, Кюблер-Росс говорила, что мы колеблемся между этими стадиями. Когда вам кажется, что вы на стадии принятия, однажды вы слышите новости, которые отбрасывают вас назад к стадии злости. Это нормально! Хотя она не включила надежду в список своих пяти стадий, Кюблер-Росс говорила, что надежда  -  это важная нить, связующая все стадии.

Эта надежда дает веру, что у изменений хороший конец, и что у всего происходящего есть свой особый смысл, который мы поймем со временем.

Это важный показатель нашей возможности успешно справляться с изменениями. Даже в самых сложных ситуациях есть возможность для роста и развития. И у каждого изменения есть конец. Использование этой модели дает людям успокоение, облегчение от того, что они понимают, на какой стадии изменений они находятся, и где были до этого.

К тому же это огромное облегчение   осознавать, что эта реакция и чувства нормальны и не являются признаками слабости. Модель Кюблер-Росс полезна, чтобы определить и понять, как другие люди справляются с изменениями. Люди начинают лучше понимать смысл своих поступков и осознавать их.

Не все согласны с полезностью данной модели. Большинство критиков считает, что пять стадий сильно упрощают широкий спектр эмоций, которые люди могут испытывать во время перемен.

Модель также критикуют за допущение, что она может широко применяться. Критики считают, что далеко не факт, что все люди на земле будут испытывать одинаковые чувства и эмоции. В предисловии книги «О смерти и умирании» говорится об этом и упоминается, что это обобщенные реакции и люди могут давать им разные имена и названия в зависимости от их опыта.

«Чему нас учат умирающие люди? Они учат нас жить. Смерть — это ключ к жизни. »

Элизабет Кюблер-Росс,
(1926-2004).

Я работала с умирающими больными последние два с половиной года. Моя книга расскажет о начале этого эксперимента, который в итоге стал для всех его участников важным и поучительным опытом. Это не учебник, посвященный уходу за умирающими, и не исчерпывающий справочник по их психологии, Моя книга-просто документальный отчет о новой и многообещающей возможности увидеть в больном человека, вовлечь его в беседу, узнать от него сильные и слабые стороны обращения с пациентами в наших больницах. Мы попросили больного стать нашим наставником, помочь нам больше узнать о завершающих стадиях жизни со всеми их тревогами, страхами и надеждами. Я просто пересказываю истории своих пациентов, которые делились с нами своими муками, ожиданиями и отчаянием. Я надеюсь, что эта книга поможет нам не отводить глаза от безнадежных больных, а сблизиться с ними, ведь все мы в состоянии оказать им огромную помощь в последние часы жизни. Те редкие люди, кому уже доводилось делать это, понимают, что подобные переживания приносят пользу обоим: они узнали много нового о деятельности разума и об уникальных гранях человеческого существования. Они обогатились этим жизненным опытом и, скорее всего, с меньшим беспокойством относятся к собственной бренности.

О СТРАХЕ СМЕРТИ

Я не молю Тебя дать мне убежище от бед; дай лишь бесстрашие, чтобы лицом к лицу их. встретить.

Я не прошу избавить меня от страданий; дай мужество, чтобы их превозмочь.

Я не ищу союзников в жестокой битве жизни; я собираю собственные силы.

Не дай мне изнывать от страха и тревоги, спасения безвольно ожидая; дай мне надежду и терпение - и я добьюсь свободы.

Не дай мне трусом жить и уповать лишь на Твою спасительную милость; но дай мне ощутить поддержку Твоей руки, когда я буду падать.

Рабиндранат Тагор, Сбор плодов

В прошлом эпидемии наносили огромный урон целым поколениям. Смерть в раннем детстве и младенчестве была обычным явлением. Редкая семья не теряла хотя бы одного ребенка. За последние десятилетия уровень медицины резко изменился. Всеобщая вакцинация практически уничтожила множество болезней - во всяком случае в США и Западной Европе. Применение химиотерапии и, в частности, антибиотиков внесло большой вклад в уменьшение смертности от инфекционных болезней. Улучшение образования и медицинской заботы о детях существенно снизили заболеваемость и смертность в раннем возрасте. Покорены многочисленные недуги, которые прежде уносили жизнь миллионов подростков и представителей среднего возраста. Число пожилых людей неуклонно растет, но одновременно возрастает и количество тех, кто страдает злокачественными опухолями и прочими хроническими заболеваниями, связанными, главным образом, с преклонным возрастом. Педиатрам все реже приходится сталкиваться со случаями острых, несущих угрозу жизни осложнений, но в то же время у них увеличивается число пациентов с психосоматическими нарушениями, проблемами поведения и адаптации. В приемных появляется все больше больных с эмоциональными расстройствами; постоянно растет и количество пожилых пациентов, которым приходится не только мириться с возрастными ограничениями и упадком физических возможностей, - они сталкиваются также с тревогами и муками одиночества и изоляции. Большинство этих больных не обращаются к психиатру, поэтому их нужды должны понять и удовлетворить другие специалисты, например социальные работники или священники. Именно им я попытаюсь объяснить, какие перемены произошли за последние десятилетия - перемены, вследствие которых усилился страх смерти, возросла частота эмоциональных расстройств, увеличилась потребность в сопереживании и помощи перед лицом умирания и смерти.

Оглядываясь в прошлое, изучая древние культуры и народы, мы обнаруживаем, что смерть всегда была для человека отвратительной - и, похоже, останется такой в будущем. С точки зрения психиатра это вполне понятно и, вероятно, лучше всего объясняется основополагающим представлением о том, что наше подсознание считает собственную смерть совершенно невозможной. Оно, подсознание, просто не в силах представить себе прекращение своего существования на земле. Если нашей жизни и суждено оборваться, то такая гибель неизменно приписывается какому-то злонамеренному вмешательству со стороны. Говоря проще, наше подсознание в лучшем случае способно допустить, что нас убьют, но смерть от естественных причин или от старости остается непостижимой. Таким образом, смерть ассоциируется у людей со злодеянием, пугающей неожиданностью, чем-то таким, что само по себе призывает к возмездию и наказанию.

Помните об этих фундаментальных фактах, поскольку они чрезвычайно существенны для понимания самых важных - ив противном случае остающихся неясными - подробностей общения с нашими пациентами.

Следующий факт, который мы должны усвоить, заключается в том, что на подсознательном уровне мы не способны отличить желание от поступка. Каждый помнит примеры тех нелогичных сновидений, где бок о бок сосуществуют два совершенно противоположных утверждения. В сновидении это не кажется чем-то особенным, но в состоянии бодрствования становится немыслимым и алогичным. Подсознание не в силах различить желание убить кого-то в приступе ярости и само действие, настоящее убийство. Ребенок тоже не способен провести такое различие. Рассерженный малыш, втайне желающий матери смерти за то, что она не исполнила его капризы, перенесет тяжелейшую травму, если мать действительно умрет - пусть даже это событие не совпадет по времени с разрушительным пожеланием. Он навсегда возложит ответственность за смерть матери на себя. Он будет постоянно твердить себе (а изредка и другим):

«Это я сделал, я виноват. Я вел себя плохо, и мама ушла». Следует помнить, что ребенок реагирует точно так же, когда расстается с кем-то из родителей в результате развода или отчуждения. Смерть часто кажется ему состоянием временным, то есть ребенок почти не отличает ее от развода, даже если время от времени имеет возможность встречаться с «ушедшим» отцом или матерью.

Многие родители могут вспомнить примечательные высказывания своих детей, например: «Сегодня мы похороним нашу собачку, а весной, когда появятся цветы, она снова оживет». Возможно, такими же надеждами руководствовались древние египтяне, снабжавшие своих усопших едой и вещами, и индейцы, которые хоронили родственников со всеми пожитками.

Когда мы взрослеем и начинаем понимать, что не так уж всемогущи, что даже самого сильного желания не достаточно, чтобы сделать возможным невозможное, страх того, что мы каким-то образом причастны к смерти любимого человека, постепенно слабеет, а вместе с ним угасает и чувство вины. Однако этот страх продолжает тлеть и не проявляется лишь до тех пор, пока мы вновь не столкнемся с горькими переживаниями. Следы этого ужаса можно ежедневно видеть в больничных коридорах, на лицах тех, кто потерял своих близких.

Муж с женой могут скандалить годы напролет, но, когда один из супругов умирает, оставшийся в живых рвет на себе волосы, заламывает руки, стонет и рыдает от горя, страха и скорби. С этого мгновения он начинает еще сильнее бояться собственной смерти, так как верит в закон воздаяния: око за око, зуб за зуб. «Я виновен в ее гибели, и в наказание мне суждено умереть страшной смертью».

Элизабет Кюблер-Росс (нем. Elisabeth Kübler-Ross; 8 июля 1926, Цюрих - 24 августа 2004, Скоттсдейл, Аризона, США) - американский психолог швейцарского происхождения, создательница концепции психологической помощи умирающим больным.

Первая подняла вопрос об ответственности врача не только за здоровье умирающего, но и за то, чтоб последние дни жизни больного были прожиты с достоинством, без страха и мучений. Тема смерти её стала интересовать ещё в детстве, когда умерла её соседка по больничной палате, одна в холодной медицинской атмосфере, вдали от родных.

Кюблер-Росс окончила медицинский факультет Цюрихского университета, после чего в 1958 г. уехала в США. Она много работала в больницах Нью-Йорка, Чикаго и Колорадо. Её глубоко возмущало обращение врачей с умирающими больными как с неодушевленными предметами. С больными не разговаривали, не говорили им правду, подвергали мучительным процедурам. В отличие от коллег она с умирающими общалась, слушала их исповеди. Так появился курс лекций о предсмертном опыте.

Она писала книги, читала лекции, вела семинары. В 1994 году после инсульта переехала жить на ферму. Там, в 2004 году, она и умерла, умерла именно так, как и хотела - в уютной домашней атмосфере, в окружении родных и близких.

В течение жизни мы что-то приобретаем и что-то или кого-то теряем: близкого человека, работу, здоровье, деньги, бизнес. Потеря, какой бы она не была, – это всегда горе, сопровождающееся переживаниями. Потери меняют нашу жизнь, вносят свои изменения, с которыми нужно считаться и понимать, что по-прежнему уже не будет, и в этой новой ситуации нужно принимать решения и продолжать жить.

Самое страшное – навсегда потерять близкого человека (я имею в виду смерть). Это то, на что человек не может повлиять или что-то изменить. Это то, перед чем человек бессилен. А вот на утраты, связанные с бизнесом, работой, отношениями, здоровьем и др. можно повлиять, изменить, справиться.

Психика человека работает одинаково: мы испытываем , боль от утраты. Американский психиатр Элизабет Кюблер-Росс на основании своих исследований предложила модель стадий переживания горя, их 5, на которые опираются современные психологи и психиатры в своей практике.

5 стадий переживания горя (по Э. Кюблер-Росс)

  1. Отрицание . Когда человек узнаёт о потере, он переживает шок. Непонимание, несогласие, неверие в то, что это произошло именно с ним («Это какая-то ошибка», «Не может быть,» «Это сон»). Отрицание случившегося факта – это отчаянная попытка защититься от реальности, сохранить прежнюю жизнь и свой покой.
  2. Гнев, агрессия . Сильное чувство гнева – это реакция на разрушение того, что было важно и дорого; неуёмное желание наказать того, кто к этому разрушению причастен.
  3. Торг или желание договориться . Когда гнев, агрессия не даёт желаемых результатов, человек старается найти пути возвращения к прошлому, ищет то, что могло бы изменить случившееся, исправить непоправимое.
  4. Депрессия . На данной стадии человек впадает в уныние: ему не хочется никого видеть, ни с кем разговаривать, ничего не хочется делать. Мысли о будущем только в мрачном свете, понимание полной безнадёжности. Депрессивное состояние может перейти в клиническую депрессию, если близкие люди ему не помогут, либо он сам не поймёт, что эту душевную боль и горе нужно прожить и пережить.
  5. Принятие . Каким бы не было сильным горе, приходит время, когда человек начинает осознавать и принимать новую реальность, понимать, что это неизбежно и с этим надо продолжать жить. Начинает контролировать ситуацию и принимать новые решения.

У каждого человека эти стадии проживаются по-своему: кто-то перепрыгивает через стадию, кто-то зацикливается на одной. Всё зависит от личных обстоятельств, возраста, типа личности, состояния здоровья, образа жизни. Важно знать, что происходит с вашей психикой в момент утраты и проживания горя. Это ваша психологическая защита, вы живой человек и это реакция организма на происходящее. Постарайтесь это понять и принять, в этом случае вы сами себе сможете помочь.

Ожидание потери само по себе уже потеря. Не имеет значения, каков исход ситуации; в любом случае – это испытание, которое нужно пройти.

Наши страхи не останавливают смерть, они останавливают жизнь.

Другой жизни не будет… Поэтому не ждите последнего взгляда на океан, на звёзды, на любимого человека. Наслаждайтесь всем этим сейчас!

Элизабет Кюблер-Росс

1945 год, только что закончилась война. Союзники спасают узников концентрационных лагерей, тех, кому повезло остаться в живых. Молодая студентка медицинского факультета Цюрихского университета Элизабет Кюблер-Росс едет на оккупационные территории в составе «Международной добровольческой службы во имя мира». Девушка из благополучной Швейцарии попадает в лагерь смерти Майданек в Польше. Кюблер-Росс впечатлена рисунками детей – изображениями бабочек на стенах лагеря, где заключенные провели последние часы жизни. С этого момента будущего врача стала интересовать не просто медицина как способ спасения жизни, но и возможность психологической помощи смертельно больным пациентам, изучения феномена смерти.

Причиной любой агрессии она считала «ослабление способности смотреть в лицо смерти со смирением и достоинством». В своих книгах Кюблер-Росс призывала «попытаться представить себе собственную смерть». «Открыто встречая неизбежность собственной смерти, смиряясь с ней, мы наконец-то сможем достичь мира – и душевного покоя, и мира между народами», – писала она в книге «О смерти и умирании» (София, 2001).

Ее даты

  • 8 июля 1926 года: Родилась в Цюрихе, Швейцария.
  • 1945 год: В качестве представителя «Международной добровольческой службы во имя мира» побывала в концентрационном лагере Майданек в Польше.
  • 1957 год: Окончила медицинский факультет Цюрихского университета.
  • 1958 год: Переехала в США, начала работу в государственной больнице Манхэттена.
  • 1967 год: Кюблер-Росс становится доцентом кафедры психиатрии медицинского факультета Чикагского университета. Разрабатывает серию семинаров, построенных на беседах с умирающими.
  • 1969 год: Первая книга Кюблер-Росс «О смерти и умирании» становится бестселлером. Впоследствии выйдет более двух десятков книг и публикаций Кюблер-Росс, в том числе «О горе и переживании горя», «Дети и смерть», «СПИД: последний вызов».
  • 1977 год: Основала медицинский центр для умирающих и их родных «Дом мира» (Shanti Nilaya) недалеко от Сан-Диего, штат Калифорния.
  • 1995 год: После серии инсультов удалилась от дел и поселилась на своей ферме в Скоттсдейле, Аризона.
  • 24 августа 2004 года: Умерла, как и хотела, в своем доме в окружении родных и близких.

Ключи к пониманию

«Надо делать только то, что тебя действительно задевает»

Элизабет Кюблер-Росс по опыту общения с умирающими знала: то, как человек встречает смерть, во многом зависит от качества прожитой им жизни. «Лучше сделать много ошибок, чем не жить вообще», – говорила она в одном из интервью. Самыми несчастными из умирающих, по ее словам, были люди, которые не прислушивались к своим мечтам. Она старалась жить, следуя своим мечтам. Одним из самых больших желаний Кюблер-Росс было построить хоспис для детей, больных ВИЧ. В середине 80-х годов она пытается создать такой центр в США на собственной ферме в штате Вирджиния, но местные жители категорически против. Члены местной общины за глаза называют ее «мадам СПИД». Здание центра и все имущество уничтожено в результате пожара в 1994 году. Кюблер-Росс была уверена – отношение к смерти и к смертельно больным со временем начнет меняться: «Даже если я не доживу до этого, по крайней мере, я посадила семена».

«Мадам СПИД»

С работы доктора Кюблер-Росс в США началось массовое движение за создание хосписов. В отличие от своих коллег, она подолгу сидела у постели умирающих пациентов, выслушивала их исповеди. Эти откровения сначала стали основой для курса лекций, затем – для книг и семинаров. Кюблер-Росс считала, что больной имеет полное право знать свой диагноз и принимать решения о своей судьбе. Однако «умение сообщить мучительную новость пациенту – большое искусство». Психотерапевт настаивала на том, что студентов медицинских вузов нужно учить не только знанию научных технологий, но и искусству человеческих взаимоотношений, заботы о человеке вообще и о больном в частности. И это у Кюблер-Росс получилось – ее книги стали учебниками для всех профессионалов, работающих с умирающими пациентами. Выделенные ею пять стадий, которые проходит человек, узнав о смертельном диагнозе (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие), применяются в психологии горя.