Классификация и виды эмоций в психологии. Классификация эмоций и чувств

Эмоции позволяют нам взаимодействовать с другими людьми, лучше понимать друг друга .

В связи с этим особое значение приобретает вопрос эмоциональных состояний и их классификация.

Что это такое: понятие

Эмоциональное состояние — это психическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности и определяющее направленность поведения индивида.

От такого состояния зависят многие аспекты жизни, в том числе здоровье, работоспособность, общительность.

В то же время, на него имеется воздействие извне. Например, сюда можно отнести район проживания индивида или атмосфера на рабочем месте.

Также выявлено непосредственное влияние музыки на состояние человека. К примеру, депрессивные композиции приводят к унынию без видимых на то причин, а активные мелодии вызывают положительные чувства.

Под психоэмоциональными состояниями понимается особая форма, которая характеризуется преобладанием эмоционального реагирования на какое-либо событие, действие или ситуацию (см. фото).

Классификация: основные виды

Какие могут быть эмоции?

В своей жизни человек испытывает разнообразные эмоции, некоторые из которых даже с трудом поддаются описанию.

В то же время, различные исследователи попытались структурировать их. Единого подхода к этому вопросу до сих пор нет.

Если же рассматривать самую простую классификацию , то можно представить ее следующим образом:

Кроме этого списка, в психологии эмоции также подразделяют на следующие виды:


Нельзя недооценивать ту роль, которую эмоции играют в различных сферах нашей жизни.

Так, например, на основе психологических исследований в маркетинге была создана матрица эмоций. Именно ее используют бренды при создании своего логотипа.

Суть ее состоит в том, что стремление в правый верхний угол кажется более приятным, вызывает доверие . Также гармоничным считается концентрация логотипа в середине матрицы.

А вот если направленность логотипа стремится в левый нижний угол, то такой бренд создает негативное впечатление.

Формы и примеры эмоциональных процессов и состояний

Эмоциональные состояния и процессы можно классифицировать следующим образом:

Дифференциальные эмоции Изарда — таблица

К. Изард выделил следующие базовые эмоции человека:


  1. Интерес . Так как человек отличается социальным образом жизни, то интерес является для него одним из наиболее часто испытываемым чувством. Благодаря нему индивид приобретает новые навыки, умения, знания. Интерес помогает ему развиваться, причем как физически, так и интеллектуально. Он имеет особенное значение, так как влияет на развитие как самой личности, так и общества в целом.
  2. Удовольствие . В некоторых источниках его еще называют как «радость». Характеризуется положительным фоном и возникает в результате возможности удовлетворить актуальную для индивида потребность или ее непосредственного удовлетворения.

    Имеет большое значение для человека, она повышает его , облегчает процесс взаимодействия с окружающими, помогает избавиться от негатива и стресса.

  3. Удивление . Не имеет какого-либо окраса и проявляется в качестве реакции на внезапно произошедшее явление или действие. Основная задача удивления состоит в том, чтобы подготовить индивида к неожиданности, сосредоточить его внимание на этом событии.
  4. Гнев . Негативное состояние, которое в основном возникает из-за невозможности удовлетворения значимой для индивида или неудачи на пути к ее удовлетворению. Может быть также вызвано обманом или оскорблением. У гнева существует неконтролируемая форма — ярость, которая возникает при максимальном недовольстве сложившимися обстоятельствами.
  5. Отвращение . Отрицательное состояние человека, которое появляется в результате взаимодействия с чем-то или кем-то неприятным. Отвращение характеризуется сильным желанием избавиться от факторов, которые непосредственно его же и провоцируют.
  6. Презрение . Появляется из-за разногласий имеющихся убеждений и действий одного индивида с убеждениями и действиями другого. Функция его заключается в том, чтобы человек мог почувствовать себя лучше, чем тот, на кого направлено его презрение.
  7. . Возникает в результате несоответствия внешности или поведения с собственными убеждениями и мнением общества.

    На основе этого состояния появляется чувство беспомощности, которое для человека очень неприятно.

  8. Вина . Возникает на основе осуждения индивидом собственных действий. Сопровождается неуверенностью в себе, а также чувствами стыда и раскаяния.
  9. . Представляет собой негативное состояние. Оно появляется в результате получения сведение об угрозе для жизни человека, причем как реальной, так и мнимой. Имеет большое значение, так как влияет на внешний вид, поведение и мышление индивида.
  10. Горе . Является реакцией на возникшие в жизни негативные ситуации, которые могут быть постоянными или временными. Очень часто выступает для индивида в качестве умеренной мотивации, чтобы он принялся решать проблемы, которые у него накопились.

К. Изард также разработал шкалу дифференциальных эмоций. Ее применяют с целью диагностировать доминирующее эмоциональное состояние у человека. Для этого используется шкала значимости эмоций, которая выглядит следующим образом:

Эмоция

Состояние

Сумма баллов

Внимательность

Концентрированность

Собранность

Наслаждение

Счастливый

Радостный

Удивление

Удивление

Изумление

Поражение

Сломленность

Возбуждение

Отрицание

Неприязнь

Отвращение

Омерзение

Презрение

Презрение

Пренебрежение

Надменность

Застенчивость

Стыдливость

Сожаление

Раскаяние

Участникам предлагается оценить по 4-балльной шкале свое самочувствие (то есть каждый столбик представленной выше таблицы) на данный момент, где:

1 — не подходит совсем;

2 — скорее верно;

3 — верно;

4 — совершенно точно верно.

После этого по каждой строке в таблице считается сумма баллов и рассчитывается коэффициент самочувствия (КС), согласно следующей формуле:

КС = (C 1 + C 2 + C 3 + C 9 + C 10) / (C 4 + C 5 + C 6 + C 7 + C 8)

Если итоговое значение больше 1, то самочувствие можно охарактеризовать как положительное, если же наоборот, меньше 1, то эмоциональное состояние отрицательное, возможно даже имеет место быть депрессивное состояние.

Шкала отклика

Шкала эмоционального отклика — это методика в виде опросника, которая применяется для и эмпатии человека, то есть способности к сопереживанию и эмоциональному отклику.

В опроснике представлены 25 суждений, среди которых имеются как прямые, так и обратные.

Для того, чтобы пройти его, необходимо оценить уровень своего согласия: всегда согласен, скорее согласен (или часто согласен), скорее не согласен с утверждением (или согласен, но редко) и никогда не согласен.

За счет данной шкалы становится возможным увидеть отношение индивида к различным ситуациям взаимодействия с другими людьми.

В конце подсчитывается общая сумма полученных баллов и сверяется со следующей градацией уровней:

  • менее 11 баллов — крайне низкий уровень эмпатии;
  • от 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатии;
  • от 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатии;
  • от 63 до 81 баллов — высокий уровень эмпатии;
  • от 82 до 90 баллов — крайне высокий уровень эмпатии.

Умение сопереживать является ценным качеством для индивида, но слишком большое не всегда полезно. Наиболее благоприятным считается нормальный уровень (37-62 балла), когда человек проявляет сопереживание, но при этом не забывает и о собственных интересах.

Крайне высокий уровень эмпатии характеризуется слишком большой покладистостью — такими людьми часто пользуются в своих целях. В свою очередь, индивидам с крайне низким уровнем сложно выстраивать взаимоотношения с окружающими, они тяжело идут на контакт.

В нашей жизни существует большое разнообразие эмоций. Они выполняют различные функции и имеют большое значение для человека. В связи с этим данная тема довольно интересна и активно изучается исследователями и по сей день.

Определение и виды эмоций:

Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.

1. По знаку эмоции делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные. Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.) - с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.

2. По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся ``фундаментальными"":

радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;

удивление - эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;

презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;

страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;

стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.

Ситуативные эмоции

Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.

Эмоции, в собственном смысле этого слова, - эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие ``фундаментальные"" эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.

Аффект (от лат. аffectus -- душевное волнение) - сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.

Устойчивые эмоции

Настроение -- сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение -- это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер.

Чувства - высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.

Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений.

Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть -- это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти,непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • классификацию эмоциональных явлений;
  • функции эмоций;

уметь

Определять необходимость эмоций для поведения;

владеть

Навыками анализа причин эмоциональных реакций и переживаний.

Когда разум пытается заменить чувство, ему требуется вся его сила, вся эрудиция – там, где чувству достаточно одного вздоха.

То, что не проникает в сердце, ложится камнем за пазухой.

Ф. Кривин

Понятие "эмоции". Их классификация

Мы начинаем новую тему, исследование в рамках которой отличается от того, что мы разбирали в предыдущих главах. В отличие от понятий "личность", "потребность", "мотив", "воля", которые были введены в психологию как теоретические конструкты, понятие "эмоции" вводилось как обозначение той субъективной реальности, в существовании которой и в ее наличии у нас мы не можем сомневаться. Каждый человек в нормальном состоянии испытывает чувство голода и жажды, боли и страха, горя и радости. Этот класс субъективных переживаний получил название "эмоциональных процессов", или "эмоций", и для всех нас это такая реальность, о которой современной автор выразился, перефразировав Р. Декарта: "Я чувствую, значит, я существую".

Такое положение вещей внушает большой оптимизм в исследовании эмоций. Но этот оптимизм сразу исчезает, как только мы попросим кого-нибудь описать эту субъективную реальность. На просьбу описать свое эмоциональное состояние в данный момент и свои эмоциональные переживания человек сообщает, что он испытывает чувство радости или тревоги, чувство голода или жажды, гнева или обиды. Но описать переживаемое им чувство радости или тревоги он оказывается не в состоянии. Ответы звучат примерно так: "Радость – это когда радостно, весело, в общем, хорошо"; а страх "это когда страшно, боязно". То есть при попытке человека описать свои эмоции, возникает такая же трудность, как и при описании ощущений: "красное – это когда все красного цвета". Как и любое субъективное переживание, эмоциональное переживание дано нам как факт, который сложно или даже невозможно перевести на другой язык и которому нет аналога в нашем мире. Но эмоции, как и ощущения, недоступны внешнему наблюдению и, тем самым, прямому их измерению в каких-либо единицах. У нас остается возможность судить о наличии эмоций либо по субъективным отчетам человека, либо гадать об их наличии по поведенческим и физиологическим реакциям животных и человека.

Еще одна трудность в исследовании эмоций – это этические проблемы при создании экспериментальной ситуации, в которой вызываются эмоциональные переживания. Эмоцию не нарисуешь и не создашь "понарошку". Притвориться радостным или грустным можно, но реальное эмоциональное переживание при этом отсутствует. А создавать реальное эмоциональное переживание у испытуемых более чем плохо – по законам этики это недопустимо.

Не добавляли оптимизма и первые представления о природе эмоций. Если ощущение принималось как отражение внешних условий жизни живого существа, то эмоции прочно связывались с переживанием собственных состояний организма. Голод, боль, страх переживаются каждым человеком как принадлежащие ему, как его собственные психические состояния.

Любой исследователь эмоций не может не заметить, что эмоциональное переживание возникает при изменениях внешней или внутренней среды (например, появление любимого человека приводит к переживанию радости, появление опасного предмета сопровождается чувством страха, обезвоживание порождает жажду и т.д.). Но в сознании человека эти эмоции воспринимаются как переживания своего состояния, вызванного внешними или внутренними причинами.

Это невольно подталкивает нас оценить эмоции так: внешние события воспринимаются лишь как причины изменений состояния организма, которые и переживаются нами как эмоции. И, видимо, не случайно сразу два исследователя-психолога (американец В. Джемс и датчанин К. Г. Ланге) независимо друг от друга предложили сходные теории эмоций как переживания своих физиологических состояний (по формуле – "мы горюем потому, что плачем"). Такое понимание эмоций не способствовало развитию теоретических и экспериментальных исследований, но не препятствовало эмпирическим описаниям эмоциональных переживаний.

Обычно первой задачей исследований эмпирической реальности является задача описания и классификации наблюдаемых явлений. Начнем с классификации эмоциональных явлений и мы.

Понятно, что все классификации проводятся по какому-то основанию, признаку, качеству, свойству, характеристике или по нескольким основаниям сразу.

Так, в первой, наиболее известной классификации эмоциональных явлений, выделяющей "аффекты", "эмоции", "чувства" и "настроения", учитываются сразу два основания: длительность переживания и характер его проявления (бурно или спокойно).

Аффектом называют бурную, внезапно наступающую на определенное событие реакцию, которая длится недолго и сопровождается резким сужением сознания с частичной потерей памяти на происшедшее с человеком, сильным двигательным возбуждением, часто проявляющимся в агрессивных действиях по отношению к источнику, вызвавшему это состояние. Внезапность для самого субъекта переживаний, сила переживаний и сужение оперативного поля психики до объекта, вызвавшего такое переживание, – вот характерные признаки аффекта, захватывающего субъекта и делающего его "рабом" переживания.

Эмоции, в узком смысле слова, в отличие от аффектов являются переживаниями, которые протекают более спокойно и более длительно по времени.

Под чувствами обычно понимают устойчивые длительные по времени переживания как отношения к кому-то или к чему-то.

Настроение понимается как выражение состояния субъекта, и этот термин используется чаще всего в житейском понимании.

Заметим, что такая терминология условна, поэтому обыденное житейское сознание к чувствам относит и эмоциональные ощущения (чувство боли), и презентацию потребностей (чувства голода, жажды, страха и пр.), и эмоциональные отношения (чувства дружбы, любви, ненависти). Такое расхождение наблюдается и в работах различных исследователей. Так, И. П. Павлов часто пользовался понятием "чувство " в его житейском содержании. В научной литературе, более или менее, устоялась классификация: аффект, эмоции, чувства.

Эти различия в терминологии не имеют научной ценности, но научный язык не терпит многозначности и неопределенности понятий, и поэтому должен быть договор о строгом определении понятий.

Вторая классификация эмоциональных явлений основана на знаке эмоциональных переживаний – положительное (удовольствие) или отрицательное (неудовольствие) переживания. Первые (иначе называемые как стенические эмоции) – благоприятно сказываются на состоянии организма и текущей деятельности и проявляются как переживание радости, счастья, удовольствия, гордости, уверенности в себе и т.д. Вторые (обозначаемые как астенические эмоции) затрудняют деятельность, негативно сказываются на самочувствии и проявляются как страх, обида, горе, страдание, беспокойство, неуверенность в себе и т.д.

Третья классификация эмоциональных переживаний связана с формой их проявления: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Эмоциональные реакции возникают непроизвольно на определенные события и проявляются как переживание страха, гнева, удивления, настороженности, агрессии и прочего, которые сопровождаются комплексом физиологических и поведенческих изменений: изменение тонуса сосудов (сужение их или расширение), изменение громкости и тональности речи, изменение позы и мимики, изменение биохимических показателей крови и др.

Эмоциональные состояния (к ним относят и фрустрацию, и стресс) – это продолжительные во времени переживания: беспокойство, тревога, обида, разочарование, вялость – бодрость, плохое самочувствие и т.д.

Эмоциональные отношения проявляются как симпатия и антипатия к кому-то (чему-то), интерес, дружеские чувства и т.д.

Эта классификация нестрогая, поскольку ведется сразу по нескольким критериям, которые частично пересекаются между собой. Поэтому некоторые переживания трудно однозначно отнести к какой-то одной группе из трех. Так, например, обида возникает как реакция на кого-то, но может длительно сохраняться у человека как состояние и отношение; радость может возникнуть при успехе важного для человека действия, но потом может сохраняться часы и дни, не проявляясь в поведении, переходя в разряд состояний.

Помимо указанных классификаций, принято также выделять эмоциональный тон ощущений разных модальностей.

Заметим, что все приведенные классификации неальтернативны, как и все классификации, проводимые по разным основаниям.

Трудность применения указанных классификаций связана с тем, что, во-первых, они часто проводятся на основе несущественных признаков различных эмоциональных переживаний. Во-вторых, очень многие эмоциональные переживания оказываются близкими но содержанию, например, переживание тревоги, опасности, страха, ужаса или такие переживания, как "удивление", "интерес", "любопытство", "любознательность". Очень много эмоциональных переживаний составляют пары с противоположными знаками: например, "удовольствие – неудовольствие", "спокойствие – тревожность", "радость – горе", "бодрость – вялость", "любовь – ненависть" и т.д.

Поэтому возникает вопрос о природе эмоций: если имеется множество близких по содержанию переживаний, то, что это означает? Это разные названия одного и того же переживания или это разновидности переживания одной и той же эмоции; а может, это сила (степень) их проявления, или это разные эмоции, происходящие от единого корня (одной первичной эмоции), и потому они похожи друг па друга? А что означает наличие множества пар оппозиционных эмоций с противоположными знаками переживаний (как бы двух полюсов одной эмоции)? Без ответа на эти вопросы непротиворечивой классификации эмоций построить не удается.

Важным и серьезным вопросом в исследовании эмоций является вопрос о необходимости появления эмоциональных переживаний в эволюции живых существ. Понятно, что эмоции, как и вся психика, появляются в эволюции для обслуживания поведения. Но если познавательные процессы обеспечивают образную когнитивную ориентировку субъекта поведения в предметных условиях его деятельности, то какие задачи поведения плохо решаются без эмоциональных переживаний и какая реальность представлена в них?

Этот вопрос порождает следующий – о функциях эмоциональных переживаний в деятельности живых существ. Мы помним, что психика появляется как служанка организма, приобретшего поведение, но у человека она становится "хозяином" поведения и начинает решать задачи, не связанные напрямую с приспособительным поведением. Поэтому нам надо выделить основные и дополнительные функции эмоциональных переживаний в жизни человека.

И конечно, важен вопрос о причинах и поводах (ситуациях) появления эмоциональных переживаний, т.е. о том, что вызывает то или иное эмоциональное переживание.

Этим не исчерпывается список вопросов, но без ответов на поставленные вопросы мы не сможем двигаться дальше в попытках раскрыть тайны эмоциональной или, как иногда говорят, аффективной сферы.

Эмоции стали предметом размышлений в европейской культуре еще в эпоху античной философии. В работах многих философов того времени выделялись два эмоциональных переживания, противоположных по своему знаку: положительные (удовольствие) и отрицательные (неудовольствие). Эти знаки проявлялись в различных по модальности эмоциональных переживаниях, составляющих пары "радость – горе"; "страх – храбрость"; "любовь – ненависть" и т.д.

Среди этих многочисленных эмоциональных переживаний выделялось особое переживание, получившее название "желание" (влечение или вожделение). Это переживание представляло собой стремление живого существа к объекту (предмету желания), который доставлял удовольствие (наслаждение), или, наоборот, проявлялось как избегание того, что приводило к страданию или неудовольствию. Позже это стало пониматься как инстинктивные стремления живого существа. В работах Б. Спинозы появляется положение о том, что причины удовольствий и неудовольствий помечаются эмоциональными переживаниями и выделяются либо как предметы влечений и отвращения, либо как приятные или неприятные, полезные или вредные объекты и события, а сами эмоциональные переживания (удовольствия и неудовольствия) закрепляют опыт успешного поведения.

Наряду с субъективными переживаниями биологи стали выделять различные поведенческие и физиологические реакции, сопровождающие эмоции, как проявления или корреляции переживаний: изменения позы или мимики животных, изменение тонуса скелетных мышц, голосовые реакции, изменение тонуса сосудов и выброс в кровь различных химических соединений (адреналин, глюкоза и пр.), изменение активности различных отделов мозга и т.д.

Это послужило для Ч. Дарвина основанием рассматривать эмоции как особые адаптивные реакции животных в ситуациях опасности и при взаимодействиях с другими особями своего и чужого вида. Борьба с соперниками за пищу, самку или территорию, за статус в сообществе и так далее начинается с демонстрации угроз в адрес соперника и с создания готовности всех систем организма к возможному сражению (позы, оскалы зубов, звуковые сигналы и т.д.). Ухаживание за самкой, воспитание своих детенышей предполагает другие отношения, которые тоже должны быть представлены во внешних поведенческих реакциях и в особых эмоциональных переживаниях.

  • В начале XX в. в русской транскрипции его фамилия употрелялалсь в таком написании. Позднее можно встретить написание У. Джеймс (см. например, с. 310).

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Об этом знают те, кто хоть раз испытывал эмоции, т.е. все. Но понятия положительности и отрицательности эмоций требуют некоторого уточнения с точки зрения их градации. Например, эмоции гнева, страха, стыда не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных, а могут возникнуть в состоянии так называемых смешанных чувств.

Простые эмоции позволяют устанавливать значимость условий для удовлетворения актуальных потребностей, вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

Радость - положительное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление - состояние, вызванное сильным впечатлением, поражающим неожиданностью, необычайностью, странностью.

Страх возникает в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.).

Гнев - недовольство, возмущение, раздражение, возникающее, когда потребности или ожидания не удовлетворены.

Удовольствие - довольство от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний.

Стыд возникает у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

Отвращение - резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью.

Презрение - отношение, вызываемое признанием кого-либо или чего-либо недостойным, не заслуживающим уважения, подлым, морально низким, ничтожным.

Страдание - негативное эмоциональное состояние, причиной которого является обладание верной или кажущейся таковой информацией о том, что возможность удовлетворения важнейших жизненных потребностей отсутствует или затруднена.

Чувства - сложные устоявшиеся отношения личности к тому, что она познает и делает, связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться, выполняют в жизни и деятельности человека мотивирующую роль.

Не менее популярной является классификация по содержанию.

Нравственные - один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. К ним относятся: одобрение и осуждение.

Моральные - долг, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.

Аморальные - жадность, эгоизм, жестокость и т.д.

Интеллектуальные проявляются в процессе познавательной деятельности, при решении новых, трудных задач. К ним относятся: любознательность, любопытство, удивление, недоумение, удовлетворение найденным решением, сомнение.

Эстетические переживания человека возникают при восприятии произведений искусства, красивых предметов, явлений природы и др., стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование идеалов личности.

К ним относят: прекрасное, возвышенное, восторг, наслаждение и т.д.

Страсть - наличие сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо .

Настроение - устойчивые состояния средней или совсем небольшой силы, которые действуют продолжительное время.

Аффекты - бурно протекающие, кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными органическими и двигательными реакциями.

Фрустрация - состояние, возникающее при столкновении с неожиданными препятствиями и помехами на пути достижения цели, что мешает удовлетворению потребностей.

Стресс - состояние психологического перенапряжения, возникающее при эмоциональной перегрузке нервной системы.

Воодушевление возникает, когда цель деятельности ясна, а результаты точно представляются, причем как нужные и ценные.

От длительности и интенсивности протекания эмоциональные состояния подразделяют на слабые и сильные (бурно протекающие).

Слабые - настроение - длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности, захватывающее в течение некоторого времени личность и отражающееся на деятельности и поведении человека.

Сильные - аффект. Важной специфической чертой аффектов является их возникновение в ответ на свершившееся событие.

С.Л. Рубинштейн выделил две основные черты, отличающие настроение.

  • 1. Они не предметны, а личностны.
  • 2. Это не специфическое и конкретное переживание, но общее состояние, имеющее отношение к одной определенной ситуации или факту.

Также известны классификации по действию на организм:

стенические - поднимающие активность, энергичность и деятельность человека;

астенические - снижающие активность, ослабляющие энергичность.

По продолжительности:

кратковременные; длительные.

По форме протекания:

настроения;

аффекты;

страсти;

Классификация по В.И. Слободчикову, Е.И. Исаеву :

  • ? аффекты;
  • ? страсти;
  • ? стрессы;
  • ? чувства;
  • ? конкретные эмоции;
  • ? настроения.

Важно запомнить!

Процессы эмоционального восприятия, осознания и выработку поведенческих реакций выполняют многие отделы головного мозга.

Лимбическая система. Дж.-У. Парец предположил, что сингулярная кора, энто- ринальная кора, гиппокамп, гипоталамус и таламус образуют круг, который участвует в механизмах мотивации и эмоций. А психолог П.-Д. Маклин (MacLean, 1949), включив в данную систему миндалину, назвал ее лимбической.

Гипоталамус. Ученые Олдос и Фобес (Olds, Fobes, 1981) обнаружили центр удовольствия. При его стимуляции человек испытывает наслаждение. В латеральном гипоталамусе выявлено два типа нейронов, различным образом реагирующих на эмоциональные ситуации. Первый тип - мотивационный (обнаруживалась максимальная активность в мотивационном поведении). Второй тип - подкрепляющий, поскольку эти клетки активизировались по достижении желаемого (по достижении цели).

Миндалина (амигдала) играет роль в нескольких видах эмоционального поведения: агрессии, страхе, отвращении, материнском поведении. Данная структура отвечает за поведенческий, вегетативный и гормональный компоненты условного эмоционального ответа, активируя нервные круги, расположенные в гипоталамусе и стволе мозга.

Сенсорная ассоциативная кора анализирует сложные комплексные стимулы и передает информацию в миндалину.

Орбитофронтальная кора включена в оценку последовательностей действий. Она не прямо включена в процесс принятия решений, но транслирует эти решения в жизнь, применительно к конкретной ситуации. Ее центральные связи с диенцефанолом и височной областью, снабжают ее информацией об эмоциональной значимости сигнала. Дорсальные связи с сингулярной корой позволяют ей влиять как на поведение, так и на вегетативные изменения.

Сингулярная кора обеспечивает связь между структурами в лобной коре, принимающими решения, эмоциональными структурами лимбической системы и головными механизмами, контролирующими движение. Является фокусом сенсорной и эффективной систем.

  • Столяренко ЛД. Основы психологии. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на/Д.: Феникс, 2000.
  • Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психологиячеловека: Введение в психологию субъектности. М.: Школа-Пресс, 1995.