Книжный переплет (делаем сами). Мастер-классы по рукоделию

Возьмите отрезок переплетной клейкой ленты на 5 см длиннее высоты вашей книги. Клейкая лента может быть цветной или обычной. Она должна быть достаточно прочной, чтобы надежно скреплять страницы. Откажитесь от малярного или прозрачного скотча. Купите льняную или хлопчатобумажную клейкую переплетную ленту, чтобы добиться необходимой прочности.

Положите отрезок ленты на плоскую поверхность, затем приложите к ней переплет своей книги. Так вам будет проще добиться ровного результата, чем в том случае, когда вы будете пытаться наклеить ленту на книгу. Проследите за тем, чтобы корешок книги лег строго посередине переплетной ленты, так как второй ее край будет необходимо завернуть на противоположную сторону книги.

  • Если у вас достаточно толстая книга, оставьте больший запас на то, чтобы вам хватило ширины ленты проклеить корешок и немного завернуть ленту на противоположную сторону книги.
  • Оберните переплетную ленту вокруг корешка книги. Пальцами заверните переплетную ленту таким образом, чтобы она прилипла к корешку книги. Далее заверните ленту до самого конца, чтобы она фиксировала корешок книги, а ее края немного торчали на первой и последней страницах книги.

    Укрепите переплет толстой книги несколькими слоями клейкой переплетной ленты. Если в вашей книге много страниц либо она состоит из нескольких блоков, ее можно попробовать оклеить несколькими слоями переплетной ленты. Повторите процесс склеивания несколько раз, пока переплет не станет достаточно прочным.

    Обрежьте лишние концы ленты. Так как изначально вы использовали более длинные отрезки переплетной ленты, их концы будут торчать сверху и снизу вашего переплета. Возьмите ножницы или нож для поделок и обрежьте излишки ленты как можно ближе к страницам книги.

    • Все лишнее следует срезать. Не пытайтесь завернуть излишки ленты, так вашу книгу будет труднее открыть.

    Создание переплета с помощью дырокола и ленты

    Создание прошивного переплета

    1. Согните листы пополам. Промните место сгиба ребром линейки или ногтем. Сгибать листы можно по отдельности либо группами (в зависимости от их количества).

      С помощью линейки измерьту высоту будущей книги. Если вы изначально знаете размеры листов, то измерять их нет необходимости. В ином случае или при использовании нестандартной бумаги, проведите точные замеры.

      Разделите мерку на шесть. Данный метод переплета потребует от вас сделать пять отверстий по линии сгиба сшиваемых листов. Они должны находиться на одинаковом расстоянии друг от друга, но это расстояние будет зависеть от размеров самой бумаги.

      • Например, если вы использовали стандартную бумагу А4 для принтеров, высота книги будет равна 21 см, и если ее поделить на шесть, получится 3,5 см.
    2. Наметьте карандашом пять точек по линии сгиба листов. Сделайте это с внутренней стороны сгиба. Пользуйтесь линейкой, чтобы все было точно. Первая точка должна располагаться в нижней части сгиба, а пятая - в верхней.

      • Например, если вы работаете с бумагой А4, первая точка будет располагаться в 3,5 см от нижнего края сгиба. Каждая последующая точка должна также располагаться в 3,5 см от предыдущей. Пятая точка при этом окажется в 3,5 см от верхнего края сгиба.
    3. Проделайте шилом отверстия в намеченных точках. Шило - специальный инструмент, которым создают небольшие отверстия в различных материалах, начиная от бумаги и заканчивая кожей и древесиной. Убедитесь в том, что используемое вами шило предназначено для бумаги. Если у вас нет шила, можно воспользоваться большой иглой.

      Проведите иголку с ниткой через третье отверстие в направлении изнутри сгиба наружу. Сначала вытяните за иглой лишь около 5 см нити. Остальной конец нити придержите другой рукой, чтобы случайно не упустить его.

      • Нитки могут быть любого цвета, только помните о том, что они останутся на виду!
    4. Проведите иголку с ниткой через четвертое отверстие. Теперь игла с нитью снова окажутся с внутренней стороны сгиба. Отпустите нерабочий конец нити и вытяните ее за иголку так, как требуется.

      Проведите иголку с ниткой через пятое отверстие и обратно через четвертое. Нить должна выйти из пятого отверстия и петлей вернуться к четвертому отверстию, снова оказавшись внутри сгиба.

  • В последнее время на Хабре появилось несколько статей о том, как можно удобно читать техническую и художественную литературу. Разгорались горячие споры об электронных читалках и способах печати нужного материала.

    В своей статье мне хотелось бы поподробнее остановиться на вопросах собственно печати (как сделать этот процесс быстрым и удобным) и изготовления книги из доступных материалов.

    Большое вступление
    Некоторое время назад мне захотелось прочитать цикл Дугласа Адамса «Автостопом по галактике». Я попробовал почитать несколько переводов и не один меня не устроил. Поэтому было принято решение - читать на английском! Найти эти книги в оригинале в наших книжных магазинах довольно сложно. А если и есть, то только первая часть цикла. В электронном виде найти несколько проще. Но я предпочитаю читать с бумаги (читалку на E-ink куплю обязательно - очень нравятся), поэтому книги я распечатываю.

    Первые две книги выглядели так:

    Я их прочитал с огромным удовольствием, но выглядели они не очень хорошо. И я решил, что «Life, the Universe, and Everything » нужно делать книжкой.

    Процесс с картинками и комментариями под катом. Осторожно, действительно много картинок.

    Печать
    Казалось бы, что может быть проще, чем напечатать книгу? Но тут есть несколько важных моментов.
    Во-первых, нужно правильно выбрать бумагу. Вся бумага, которая производится промышленным способом на ЦБК, имеет четко выраженное направление волокон. Абсолютному большинству читателей доступны только принтеры, которые могут печатать на листах не больше А4 формата. Почти вся бумага такого формата (я пробовал около 20 марок) имеет направление волокон вдоль длинной стороны (короткая-к-короткой-стороне гнётся значительно хуже, чем длинная-к-длинной). Попробуйте сами и сразу поймёте о чём речь. Нам же в идеале нужно, чтобы волокна были вдоль короткой стороны. К сожалению, упаковка обычной офисной бумаги по этому параметру не маркируется. Из тех 20 марок все были «неподходящими». Взято в кавычки потому, что результат не сильно ухудшается, и я считаю, что если у вас нет нужной бумаги, то переживать не имеет смысла и печатать на той, которая есть.

    Во-вторых, страницы на книжных листах идут не по порядку.

    Мы будем делать классическую книгу. Это означает, что в каждой тетради книжного блока у нас будет 16 страниц формата А5 - 4 листа А4 запечатанные с обеих сторон и согнутые пополам.

    Начинаем с создания макета. Я пользовался OpenOffice Writer (далее - OOW). Выбираем нужную гарнитуру и кегль шрифта, задаем поля, нумеруем страницы. Обращаю внимание, что кегль должен быть побольше желаемого. Чуть позже станет понятно почему. Сохраняем и экспортируем в PDF.

    OOW не умеет печатать страницы в произвольном порядке. То есть если задать номера страниц 16 и 1, то он напечатает сначала первую страницу, а потом шестнадцатую. А вот Foxit Reader, которым я пользуюсь для просмотра и работы с PDF, делает всё как нужно. В настройках принтера выбираем альбомную ориентацию листа, а в настройках печати FoxitReader - две страницы на одном листе. Тут нам и пригодится увеличенный размер шрифта, ведь реальный размер страницы уменьшится.

    Каждые две строчки обозначают порядок печати страниц одной тетради. Сначала печатаем одну сторону (8 страниц), потом переворачиваем бумагу и печатаем вторую сторону.
    Калькулятор можно взять у меня.

    Печатать больше, чем одну тетрадь за раз может быть рискованно. Сначала нужно разобраться в особенностях подачи бумаги конкретным принтером. Да и работать нам потом с тетрадями. Так что печать по одной тетради - наш выбор.

    Собираем книжный блок
    Вот что у нас получилось:

    В моём случае это 8 тетрадей.

    Способов изготовления переплёта и сшивания книжного блока существует много, я буду рассказывать о тех, которыми пользуюсь сам.

    Приступим.

    Сначала нужно согнуть тетради пополам. Вот тут нам особенно пригодились бы листы с правильным направлением волокон. Можно сгибать каждый лист в отдельности, а можно - тетрадь (4 листа) целиком. Я предпочитаю второй вариант. Мне кажется, что так тетрадь получается более цельной. Ложка на предыдущей фотографии не осталась от обеда - ей очень удобно прижимать линию сгиба.

    Дальнейший шаг желателен, но не обязателен. Неплохо бы зажать согнутый край всех тетрадей в специальный пресс. Но без фанатизма, иначе есть риск помять тетради.

    Пока тетради под прессом, нам нужно разметить шаблон для прокалывания отверстий. Берём кусок картона. Обозначаем края (210 мм - по формату листа). Для шитья книжного блока будем использовать ленту шириной 5 мм. Для того, чтобы книжный блок был очень крепким, будем шить его на три ленты. Расстояния между отверстиями под ленты возьмём 6-7 мм. И по отверстию на расстоянии 10 мм от края. На картинке всё хорошо видно.

    Размечаем по сгибу каждую тетрадь.

    Прокалываем шилом отверстия изнутри. Вот что у нас получится снаружи.

    Бёрем кусочки ленты и приклеиваем их на нужном расстоянии друг от друга скотчем. Клеим на самый край стола. Так удобнее всего.

    С какой тетради (с первой или последней) начать - неважно. Главное, не перепутать их порядок. За номерами страниц надо внимательно следить. Иначе придётся переделывать. Хочу сразу обратить внимание, что до самого момента склейки книжного блока мы можем изменить всё, что захотим.
    Тут можно сделать перерыв, немного расслабиться. Потому что шитьё блока - очень важная часть сборки книги.

    Шьём! Для шитья я использую нитки для вышивания. Они прочные, послушные, разноцветные, достаточно толстые и их очень просто найти. Вы когда-нибудь видели книгу, сшитую сиреневой нитью? Я тоже не видел. Вот именно поэтому берём яркую. Индивидульность - одна из причин всем этим заниматься.

    Использование груза очень желательно. Тетради не будут ездить одна относительно другой.
    Ленты обшиваются снаружи.

    Вот мы почти сшили две тетради. Закрепляем нить обычным двойным узлом.

    С третьей и до последней тетради закрепляем нить таким способом.

    Последнюю тетрадь снова закрепляем узлом.

    Наш книжный блок почти готов!

    Используем либо такой зажим, как у меня, либо обычный тяжёлый груз сверху.
    Закрепляем блок так, чтобы край немного выступал. Промазываем клеем ПВА (канцелярский вполне подойдёт). Клея надо совсем немного, ровно столько, чтобы он чуть-чуть проник между тетрадями. И зажимаем под грузом, чтобы тетрадки склеились. Сильно затягивать не надо.

    Далее приклеиваем форзацы. Если для печати мы использовали обычную офисную бумагу, то для форзацов надо использовать плотную, от 130 г/м2. Форзацы объединят переплёт и книжный блок в одно целое.

    Тут важно, чтобы всё полностью высохло. Пока сохнет, нам надо приготовиться к обрезке блока.

    Старая пластиковая папка, кусок ламината, струбцина и нож. Если у вас такой же нож, обязательно смените лезвие на свежее. Нож должен быть очень острым. Нет, не острым, а ОСТРЫМ. Полностью высохший блок зажимаем так, как показано на фото. Давим всем весом на край ламината, где лежит нож. Чёткими движениями обрезаем край. 3-4 листа за проход. Расслабляться нельзя, иначе блок «уедет». С первого раза может не получиться аккуратно. И, боюсь, что без подобной конструкции сложно будет обойтись. Простую линейку не удержать. Если есть друзья в типографии, то можно попросить их обрезать на гильотине.

    Вот такая вот красота получилась.

    Следующий этап - завершение сборки книжного блока. Сначала наклеиваем на торец слой марли. Ещё хорошо использовать фильтрующую бумагу. Цель - армировать торец, чтобы книга прослужила долго.

    Чтобы защитить углы книжного блока, на них нужно наклеить капталы. Это кусочки ленты, у которой одна кромка толще другой. Можно наклеить чуть больше, чем нужно. Потом обрежем.

    Оставляем всё сохнуть.

    Делаем переплёт
    Для переплёта нам понадобятся две картонки. По размеру они должны быть на несколько миллиметров больше с каждой стороны, чем обрезанный книжный блок. Переплётный картон можно купить в художественных магазинах (там его, правда, раскупают быстро) либо можно разобрать архивную папку. Я так и поступил. Строго говоря, эти картонки остались у меня от одного из предыдущих переплётов.

    В этот раз я решил делать переплёт с тканью. В первый раз можно (да и нужно) взять кусок старых обоев. Будет красиво и всё замечательно приклеится. Если решили брать ткань, не забудьте её погладить.

    Между толстыми картонками лежит полоска тонкого картона. Это будет торец книги. Расстояние между ними - 4–5 мм. Для надёжность проклеиваем середину конструкции фильтрующей бумагой. Ткань размечается. Картон приклеивается к ткани.

    Далее заворачиваем и проклеиваем края. Всё должно хорошо просохнуть. Не пренебрегаем прессом.

    Переплёт готов!

    Собираем книгу
    Как ни странно, это один из самых простых этапов.
    Примериваем книжный блок и переплёт друг к другу. Отмечаем самое хорошее положение.
    Между сгибами форзаца вклыдваем листы чистой бумаги, чтобы клей не расстекался. Промызваем клеем форзац и обложку. Используем кисточку, чтобы не было сухих мест.

    Проделываем ту же операцию и с другой стороны.

    Помещаем книгу под груз.

    Через пару часов вынимаем и даём полностью высохнуть.
    Наша книга готова.

    Читаем, получаем удовольствие и помним главное правило «Don"t panic!»

    Маи ашипки
    Или что можно было сделать по-другому, чтобы результат был лучше.
    Я взял слишком светлую и неплотную ткань. Темнее и плотнее было бы наряднее.
    Форзац получился в складках.

    Я налил слишком много клея. И бумага для форзаца у меня была недостаточно плотной. В идеале были бы видны только следы лент, на которые шился блок.
    Первые страницы с внешних краёв немного пошли волной. Это из-за большого количества клея и из-за направления волокон.

    Заключение
    Конечно, было бы проще просто напечатать и прочитать. Или прочитать с экрана. Но мне просто нравится сам процесс создания книги. Можно выбрать шрифт, бумагу, оформление переплёта, а не пользоваться тем, что предложит издатель. Получается уникальная книга. Это, с моей точки зрения, один большой плюс.

    К минусам можно отнести достаточную трудоёмкость. На одну книгу у меня ушёл почти целый день.

    И прошу прощения за неровное качество фото. Освещение в течение дня сильно менялось.

    В наши дни любителям книг совсем не обязательно посещать библиотеку, сидеть в ней часами, конспектировать нужный материал. Достаточно сделать один клик – и нужная книга уже перед глазами. Быстро и дешево. Однако существует множество причин для переноса электронного варианта книги на бумажный носитель. Кому текст мелковат, кто на экране его вообще не воспринимает. И тут начинается: листы меняются местами, теряются, мнутся… Какое тут удовольствие от чтения, если сплошные неудобства. Не спешите выбросить свои распечатки – сделайте переплет за десять минут. А самое любимое произведение можно еще и украсить шикарной кожаной обложкой.
    Материалы для работы:
    текстовая распечатка – формат А4, по 2 странице на обороте;
    фотобумага – 1 лист;
    клей ПВА – 1 карандаш;
    старая мясорубка – можно заменить специальным приспособлением;
    капроновые нитки – 20 см;
    лобзиковое полотно – 1 шт.;
    кожа или ее заменитель – 35 х 40 см;
    швейная машинка, широкий скотч канцелярский, кусочек бинта медицинского, краска «золото», ножницы, кисточка.
    Этапы выполнения работы:

    Первый этап: переплет.
    Берем необходимые инструменты и материалы.

    Делаем распечатку «книгой» на бумаге формата А4 в текстовом редакторе. На каждом листе с обеих сторон получается по 2 листа будущей книги. Сгибаем листы пополам, выравниваем. С обеих сторон на места сгибов листов кладем коротенькие дощечки, сжимаем будущий переплет мясорубкой.


    Лобзиковым полотном делаем поперечные неглубокие надрезы на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга.


    Нарезаем по количеству пропилов нитки. Длина каждой ниточки должна быть в два раза больше высоты переплета.


    Тщательно промазываем пропилы клеем ПВА, забивая им пустоты.


    Вставляем в пропилы ниточки, оставляя свободными их концы с обеих сторон переплета. Ниточки «топим» в пропилах. Даем клею высохнуть, убираем мясорубку.

    Второй этап: фиксируем переплет.
    Отрезаем кусок бинта медицинского так, чтоб его длины хватало на длину переплета и на загибы с обеих сторон. Из бумаги вырезаем полоску, полностью совпадающую по длине и ширине с переплетом книги.


    Наносим на весь переплет толстый слой клея, поверх его – бинт (с предварительно загнутыми внутрь краями).


    Наносим клей на полоску бумаги и приглаживаем ее к переплету поверх бинта. Тщательно разглаживаем всю поверхность полоски.


    На верхнюю часть книги наносим клей.


    Приглаживаем концы нитей и края бинта, одновременно растягивая его в обе стороны от переплета. Сушим книгу в стоячем положении (переплетом вврерх).

    Третий этап: заготовка для обложки.
    Распечатываем на фотобумаге (или наклеиваем на нее заготовленные вырезки) картинки для титульной и оборотной стороны книги. Размер заготовок должен быть на 0,5 см уже ширины книги. Из фотобумаги вырезаем полоску, точно соответствующую размеру переплета (как по длине, так и по ширине).


    Для того, чтоб в коже сделать вырезы по размеру картинок, из обычной бумаги делаем трафареты. Если необходима идеальная точность в совпадении линий, можно использовать кальку или сделать перевод, приложив картинку и верхний листик к стеклу окна.

    Четвертый этап: работаем с заменителем кожи.
    Для обложки можно использовать натуральную кожу или ее заменитель. В данном случае используется заменитель, приобретенный в магазине «ткани».


    Прикладываем на оборотную сторону кожи заготовки обложки и переплета. Не забываем сделать между ними расстояние, по размеру чуть большее, чем убавленная ширина обложки (примерно по 0,7 см). Обводим контуры карандашом.


    На прорисованные места кладем перевернутые заготовки-трафареты. Главное в этом этапе работы – не перепутать лево и право. Обводим места будущих вырезов.



    Вырезаем обведенные контуры.

    Пятый этап: готовим обложку.
    Картинки на фотобумаге обклеиваем скотчем канцелярским, чтоб в будущем они не пачкались. Скотч клеим только на лицевую сторону листа, не заворачивая на оборотную.


    На свободные от картинки места фотобумаги наносим клей.


    Совмещаем вырез кожи и картинку.


    Аккуратно, не растягивая, прижимаем кожу к клею.


    По краям срезов делаем машинную строчку, закрепляя кожу.



    Срезаем углы обложки.

    Переплет - важный момент при создании книги, ведь от него зависит насколько долго она прослужит. Если же Вам нужно сделать переплет - есть два вариант, сдать профессионалам и заплатить за это немалых деньги, или же все сделать самому. Мы покажем, как это сделать!

    Как сделать переплет книги своими руками?

    Твердый переплет - дело очень длительное и не простое, здесь нужно делать все точно, без всяких ошибок. Для такой работы нам понадобиться:

    Доски, 2шт.;

    Струбцины, 2 шт.;

    Пилочка для металла;

    Кисточка для клея;

    Ножницы;

    Нож для бумаги.

    Это только инструменты, так же следует приготовить нужные материалы:

    Клей ПВА;

    Нитки, толстые, белые;

    Белая ткань (немного жестче марли);

    Картон для обложки (или сама обложка);

    Матерчатый валик для корешка.

    Приступим!

    1. Печатаем книгу на принтере. Нужно учесть то, что мы делаем книгу не из тетрадок, как это обычно делается в типографиях. В нашем случае, мы просто будет скреплять листы бумаги.

    2. Далее, следует хорошо выровнять страницы нашей будущей книги. Просто берем стопку бумаги, выкладываем все листы в правильном порядке и выравниваем все края. Это можно сделать, постучав каждой стороной стопки об стол.

    3. Положим листы на края стола, чтобы левый край немного выступал (висел над столом). На листы сверху кладём какой-то груз. Можно использовать пачку бумаги или книгу. Смазываем левый край книги, клеем ПВА. Оставляем на 3-4 минуты, чтобы оно подсохло.

    4. Далее, когда пачка немного подсохла, и мы можем смелее двигать ею, передвигаем её полностью на стол или дощечку, чтобы она не свисала. Сверху кладём ещё одну доску и закрепляем струбцинами. Оставляем на несколько часов.

    Клей ПВА засыхает за 12 часов, но в нашем случае хватит и 3-4 часа.

    5. Спустя 4 часа, снимает струбцины, и сдвигаем две дощечки (между которыми бумага) к краю стола. Они должны выступать за край стола на 2 сантиметра. Бумагу из дощечек выдвигаем на 2 миллиметра. Зажимаем струбцинами и берем в руки карандаш. Делаем разметку, дабы в дальнейшем знать, где соединять нитью.

    Интервал между сечением выбираете сами, от 1 до 3 сантиметра.

    Пилой по металлу делаем сечение, глубиной в 1 миллиметр.

    6. Берем веревку, нарезаем её отрезками на 5 см больше, нежели толщина книги и вставляем в разрезы.

    Чтобы не пачкать руки клеем, приготовьте кусок бумаги, размером с корешок.

    7. Начинаем приклеивать. Вставляем веревки, их концы должны выглядывать на 2-3 сантиметра с обеих сторон. Тщательно смазываем корешок клеем ПВА, и аккуратно наклеиваем марлю и валики. Вновь перемащиваем все клеем, и наклеиваем листок бумаги. Оставляем все на 12 часов, для засыхания.

    8. Приступим к оформлению форзацев. Для них будем использовать белую ватманскую бумагу (можно и другие цвета). Постарайтесь отыскать самую хорошую бумагу, так как на ней и будет держать обложка. Мы используем листы А4, так как книгу у нас формата А5. Складываем два листа пополам. Приклеиваем форзац к книге. Намазав клеем 3-4 миллиметра в районе сгиба, прикрепляем сначала с одной стороны, потом со второй. На полчаса кладём под пресс.

    9 . Займемся тем временем обложкой. На куске картона делаем замеры и рисуем их. Лист следует поделить на три части, на двух из них будет корочка, на третий корешок. Размеры должны превышать размер книги на 2-3 сантиметра.

    10. Вставляем в разметку белую бумагу.

    11. Приклеиваем её и обрезаем углы.

    12 . Заворачиваем лишний картон в середину и хорошо проклеиваем его.

    13. Оформляем обложку с помощью распечатанного названия.

    Идея создания книги собственными руками поселилась в голове изрядно давно. Изучив практическую сторону вопроса, я лишь укрепился в этом желании, но руки никак не доходили даже до выбора книги. И вот некоторое время назад судьба распорядилась за меня. В силу обстоятельств непреодолимой силы во мне появилось желание подарить уникальную вещь, а, как известно, лучше книги подарка нет. Выбор пал на любимое произведение объекта моего неконтролируемого интереса, невероятно мудрое и емкое, смыслом, а не словами, творение Экзюпери - «Маленький принц». Желание творить подстегивала и моя личная любовь к этой книге. Решение было принято, время неумолимо приближало момент вручения, и я приступил к работе.

    С чего начать было главным вопросом. Слава гуглу и хабру, мне удалось найти несколько довольно подробных инструкций по переплету книг, обещающих при грамотном подходе результат, который мог бы устроить внутреннюю тягу к прекрасному.

    Для начала стоило выбрать формат. Для меня это был а6, ведь книга небольшая, и при бОльшем формате получилась бы непрезентабельно тонкой, ну и в таком размере, по моему мнению, выглядит куда милее. Первым шагом ожидаемо стала верстка. Понадобилось скачать несколько версий, прежде чем удалось найти вариант с уместным форматированием (чтобы меньше править) и цветными картинками, которые, впрочем, чуть позже были заменены на более качественные. Сама верстка заняла несколько часов, нужно было выбрать подходящий по размеру и стилю шрифт, заменить и менее хаотично расположить картинки, подобрать подходящие отступы. При верстке более емкой книги понадобится значительно большее время.

    Далее печать. Тут стоит сразу сказать, что еще на стадии подготовки решил для себя, что хочу получить результат максимально аккуратный, а потому по ходу всего производства я не стеснялся использовать автоматизированное оборудование - принтеры, резаки и лазерный гравер.

    Итак, печать. Очередность страниц задавалась с помощью программы wordpage, ибо она оказалась самым простым инструментом и в общем-то удовлетворяющим меня по всем пунктам. Единственное, чего ей не хватает – расчета нумерации для двусторонней печати.

    Тут все просто, нужно задать свои параметры – количество страниц, количество страниц в тетради, распечатать страницы из первой строки, перевернуть листы и распечатать страницы из второй строки. Главное, не напутать с ориентацией.

    Обрезка листов под размер А5 производилась на предназначенном именно для этого пресс резаке для бумаги, так что все было аккуратно, быстро и беспроблемно. Можно, конечно, порезать канцелярским ножом, но результат будет хуже, а времени на это потратить придется куда больше. Вместе с обрезкой листов для книги стоит сразу обрезать и пару чистых листов из более плотной бумаги, для форзацев, аналогичного размера.

    Теперь складываем А5 пополам и получаем заветный А6, и вместе с ним первое представление о том, как это будет выглядеть в итоге. Складывать надо с учетом номеров страниц. Так как я решил переплетать тетрадками по 16 листов, у меня в тетради было 4 листа А5. Внутренние стоит сгибать с сильным нажимом (можно даже ногтем провести в месте сгиба), наружние наоборот, со слабым, таким образом получаются аккуратные тетради, ровные и с одинаковыми краями (которые, в прочем, все равно надо потом обрезать).

    Переплет было решено шить насквозь. Больно мне понравилось, как выглядят цветные нитки на развороте тетради, да и выглядел такой вариант несколько крепче. Для прокалывания отверстий нужно взять более плотную бумагу (у меня это было 240г/м^2), обрезать ее по высоте листов и разметить, учитывая ширину шнурка, вокруг которого будете сшивать страницы, а также сделав отступ от краев по 10 мм (не обязательно именно столько, просто в моем случае это выглядело хорошо).

    Далее прикладываем этот шаблон к каждой тетради по очереди (для дополнительной фиксации прижимал его канцелярскими зажимами) и острым шилом делаем аккуратные отверстия, ровно напротив линий разметки. Это очень ответственный этап, требующий максимального тщания и точности. Чем аккуратнее мы будем здесь, тем меньше потом придется править.

    Переплет я сшивал с помощью ниток для вышивания (мулине), выглядит хорошо, держат отлично, что еще нужно?! Так как это подарок, стоило учесть предпочтения будущего хозяина, любимый цвет – зеленый, осталось только найти нитки нужного оттенка. Сшивается переплет начиная с первой или последней тетради, сначала продеваем нитку снаружи внутрь книги, по краям где нитка переходит из одной тетради в другую, закрепляемся с помощью узлов.

    Получившуюся конструкцию, выровняв тетради относительно друг друга, зажимаем в пресс и аккуратно промазываем клеем. Я использовал специальный клей для картона и бумаги, UHU creative. Быстро сохнет, отлично клеит, не на водной основе, так что не размачивает бумагу и после склеивания остается несколько эластичным. Оставляем высыхать.

    После того как наша книга высохла и склеилась мы можем достать ее и оценить результат.
    Далее берем вырезанные вначале листы для форзацев, складываем пополам и, промазав клеем край возле сгиба (я мазал 5мм), приклеиваем с внешних сторон.

    Ожидаем высыхания, обрезаем лишние нитки и шнурок от переплета, закрепляем края шнурка и узлы клеем, он отлично впитывается в ткань и держит объем. Для усиления переплета клеим на него что-то «марлеподобное». У меня это была канва (опять же из области вышивки). Пока что не крепим ее к форзацем, чтобы застывший клей не мешал нам дальше.

    Из за того, что листы в тетрадях сворачиваются один вокруг другого, в итоге передний край получается немного «зубастым», ну и как мы не старались, идеально ровно сшить страницы все же не получается.

    Самое время сделать чистовую обрезку. Здесь нужно быть осторожным. Из-за ниток и сгиба бумаги сторона с переплетом получается немного толще, поэтому под прессом нужно сжимать осторожно, чтобы переплет не повело, иначе срез получится неровный. Проще всего подложить сверху центральной части лист картона, чтобы книга прижималась по всей площади.

    Итак, книга теперь ровная и выглядит очень здорово, но будет лучше. Пришло время спрятать не очень красивую заднюю часть. Для этого нужны капталы (каптальная лента и т.п.). Вообще, ленту эту самую можно купить. Но найти ее не так просто в розничной сети, а через интернет не так быстро. Время уже поджимало, кроме того, я хотел сделать капталы одинаковые по цвету с форзацами и переплетной ниткой. Так было принято решение сделать их самому. Я просто взял ленту, которую использовал для переплета, и обшил ее с одной стороны той же зеленой ниткой, сложенной вдвое, затем ленту фигурно обрезал.

    Ленту эту вроде как положено пришивать к переплету, через тетради (в те же отверстия). Но, во-первых, они у меня уже были под слоем клея, во-вторых, это было бы некрасиво на развороте тетради, ну и до кучи я предположил, что книгу никто кидать не будет, потому и на клею капталы прекрасно удержатся, так что просто приклеил их. Сначала основную часть, так чтобы клей не выступал из под нитки, но в то же время держал ленту прямо под ней, а после высыхания немного укоротил боковые «рукавчики» и приклеил их к основной части крест на крест.

    Ну, сама книга у нас готова. Теперь дело за обложкой. Обложка должна быть по высоте немного больше книги. Так как книга маленькая, я сделал картонки по высоте больше на 10 мм (по 5 мм с каждой стороны), по ширине такие же как книга. Шаблон был отрисован в Corel и вырезан на лазерном гравере. Для наружней части я взял фактурную дизайн бумагу темно-коричневого цвета, отрисовал в Corel расположение элементов на ней и линий для обрезки, чтобы не вымерять ничего, и напечатал все это на бумаге, на обычном “лазернике” a4 формата. Затем вырезал по линиям канцелярским ножом. На бумаге умещаются все элементы + по 8.5 мм на сгибающуюся часть.

    При такой разметке стоит учитывать толщину картона, чтобы оставить напуск для сгиба.

    Наносим на картон тонкий равномерный слой клея, при этом достаточный для того, чтобы он качественно закрепился за бумагу, и, прикладывая по разметке, осторожно придавливаем. Клей высыхает быстро, так что ошибки здесь не должно быть. У меня одна картонка при сдавливании сместилась на пол-миллиметра, вернуть на место ее уже не удалось. Бумага при этом отделялась только с верхним слоем картона. Хорошо, что я вырезал сразу 2 комплекта картонок, пришлось все переделывать. После подсыхания заворачиваем края, промазав клеем; затем оставляем сохнуть.

    Кусочек клея на внутренней стороне будет скрыт форзацем, так что не критичен, вот что в итоге получилось:

    Примеряем книгу:

    Все получилось аккуратно и красиво, и вроде бы можно вклеивать книгу, а потом наносить изображение на обложку, но я решил что можно сделать лучше! Обложка была хороша, а с нанесенным изображением стала бы еще лучше, но она не выглядела достаточно долговечной, не завершенной что ли. И я решил что обложка должна быть кожаная. Навыков работы с кожей у меня не было, материал это капризный, требующий опыта и инструментов, которыми я тоже не располагал, и потому я обратился к человеку, который занимается всяческими кожаными работами (в следующий раз и это буду делать сам). Обговорили все детали, материал, изготовление и т.п., я вручил ему бумажную обложку, для оклейки и прошивки шнурком кожаным. Вот что вышло.

    Снаружи мне сразу все понравилось, а с внутренней стороны ждал сюрприз. Края были ужасно криво обрезаны. По длинной стороне была возможность их немного подрезать, чтобы подровнять, что и было сделано с помощью острого канцелярского ножа и металлической линейки.

    А вот по коротким сторонам (низ и верх) обрезать было нечего, пришлось шаманить. Намазал немного клея, приложил к краю линейку, и вытягивал кожу там, где не достает, прижимал, где выступает. В правом нижнем углу обложки не хватало большого куска, пришлось вырезать, подклеивать и ровнять из кусочков, которые обрезал. После высыхания это все еще можно заметить, но в глаза не бросается.

    После всех вышеописанных мероприятий обложка приняла достойный вид, который меня удовлетворил. Клеим книгу.

    Промазываем тонким равномерным слоем поверхность форзацев вместе с канвой, прижимаем. Между сгибом форзаца прокладываем лист большего размера, чтобы излишки клея, которые в любом случае будут, пусть и в незначительном количестве, не склеили страницы. Пять минут вполне достаточно, открываем, убираем излишки клея, он все еще не высох, и убирается почти без следа. То же самое с другой стороны, затем кладем сохнуть. Внимательно посмотрите, чтобы клея не было на страницах.

    Пришло время для декоративных работ. Для нанесения на обложку было выбрано изображение, расположившееся во главе поста.

    Для получения хорошего результата нужно из растрового изображения сделать векторное. Грубую часть работы выполнила утилита Vector magic, довести изображение до ума помог знакомый дизайнер. Вот что вышло.

    Теперь изображение пригодно для гравировки. Скрестив пальцы, помещаем книгу под лазер. Одна минута переживаний - и все готово. Теперь осталось удалить следы от сгоревшей кожи, сажа это или что-то подобное. Она хорошо впитывается в мелкие поры кожи, потому удалить ее не так просто. Я сделал это стеркой, но не все прошло так гладко как хотелось бы.

    В целом результат меня устроил, но пока кожа была слишком маркой и не защищенной. Чтобы на коже не оставалось отпечатков жирных пальцев и она в целом была более защищена, нужно нанести финишное покрытие. Оно впитывается в верхний слой, придает легкий блеск (эффект может быть разным, зависит от состава) и водоотталкивающие свойства. И тут меня ждала неудача. В процессе стирания следов гравировки я повредил тонкий верхний слой кожи, который, очевидно, имел какое-то дополнительное покрытие. После нанесения «финиша» кожа в этом месте потемнела. И хоть все, у кого я спрашивал, говорили мне, что все в порядке, расстройству моему не было предела.

    Что я только не перепробовал, чтобы удалить потемнение, ничего не помогало. Решение было найдено довольно быстро.

    Это и было последним штрихом. Теперь меня все устраивало. Финишное покрытие ко всему прочему закрепило мелкие элементы рисунка. Теперь книга выглядела и чувствовалась действительно достойно и долговечно. Смотрим, что получилось.

    В завершении несколько советов. Учитывайте расположение номеров страниц на развороте, я об этом вспомнил лишь когда страницы были распечатаны и проколоты для переплета. Как видите, на левой стороне номера страниц в неподходящем месте. Переделывать не стал, решил, что это лишь добавит индивидуальности. Перед непосредственно книгой стоит вкладывать чистый лист, или же лист с обложкой, потому что первая страница открывается хуже остальных, из за 5 мм, за которые держится форзац. По максимуму делайте все сами, «хочешь сделать хорошо – сделай сам». Работы с кожей в следующем проекте (он непременно будет) буду проводить сам, чтобы изначально сделать аккуратно, пусть это и займет в десять раз больше времени. Гравировать кожу лучше уже с нанесенным финишным покрытием, тогда сажа стирается простой тряпочкой или ваткой, без всяких трудностей и жертв.

    Ну и что хотелось бы сказать. Я потратил на этот проект где то 2 недели, по часу, полтора в день. Я вложил в эту вещь собственный труд и душу. Мне действительно нравится то, что получилось. Это уникальная вещь, это именно то, что я хотел сделать. Мне никогда и ни за что не удалось бы купить чего-то столь же наполненного эмоциями. Это, безусловно лучший подарок, который я когда либо делал. Думаю, понятно, что оно того стоило.

    Надеюсь, мой опыт кому-нибудь пригодится.