Кто такие маргиналы, плюсы и минусы маргинальности. Маргинал или изгой общества

Происхождение термина

Маргиналы (примеры)

  • Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику , то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» Диогеном . Александр нашёл его в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном»
  • Писатель Виктор Шендерович , высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»:

В слове «маргинал» нет ничего обидного <…>. «Пометки на полях»: маргинал - это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека - это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет . Но это такие общие соображения. Поэтому - ну, маргинал и маргинал, слава богу. Не дай бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер » позовут.

Производные понятия и примеры словоупотребления

  • Маргинальность (позднелат. marginali - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
  • Маргинальная группа людей - группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Последствия маргинализации

Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции , реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса . Однако, маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Высокий уровень предприимчивости среди представителей этнических меньшинств объясняется именно их маргинальным положением. Для людей данных этнических групп обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу, хорошие оценки в школе, интеллектуальное превосходство, развитие собственных талантов и т. п.) затруднены, что способствует ориентации на развития собственного дела (в том числе криминального характера или сексуальной, например, печально известные так называемые "Голубые Маргиналы 20 века") находят для себя, таким образом эффективные каналы вертикальной мобильности.

Примечания

Ссылки

  • Маргинальность как средство от постмодернизма . Интервью с Марусей Климовой
  • Жаринов Е. В. Маргинальная литература

См. также

  • Маргиналии - надписи и рисунки на полях книги, исходное значение этого термина.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Маргинал" в других словарях:

    - [фр. marginal побочный, предельный, написанный на полях] соц. человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими л. социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни; лицо … Словарь иностранных слов русского языка

    Из статьи «Миграция населения и маргинальная личность» (1928) американского социолога Роберта Парка (1864 1944). Так он назвал человека, который в результате миграции «живет в двух различных культурных группах». От англ. слова marginal 1.… … Словарь крылатых слов и выражений

    Сущ., кол во синонимов: 4 изгой (10) личность (37) маргинальная личность (2) … Словарь синонимов

Маргинализация - это естественный процесс. Некоторые его воспринимают как негативный. Но это совсем не так. Более того, маргинализация может быть и положительной. Ведь она является мощным стимулом к развитию человека. Многие известные личности были маргиналами. Если человек чего-то очень сильно хочет, то рано или поздно он этого обязательно достигнет. Поэтому иногда нужно уметь что-то хотеть. Но маргиналами становятся зачастую незаметно. Причин этому очень много. Но прежде чем их разбирать, нужно разобраться в самом значении этого понятия.

Что такое маргинализация?

Маргинализация - это процесс, когда человек находится на стыке нескольких и не чувствует своей принадлежности ни к одной из них. Это может произойти в силу разных событий:

  • Войны или революции.
  • Из-за проблем в обществе.
  • По причине наличия психических заболеваний.
  • Из-за асоциального или антисоциального поведения.

Это основные причины, почему люди становятся маргиналами. Но как именно происходит этот процесс? Каковы модели маргинализации человека? Давайте разбираться.

Как происходит маргинализация?

У каждого человека по-разному происходит маргинализация. Это очень сложный процесс, который до сих пор еще не был разгадан социологами и социальными психологами. Тем не менее маргинализация может начаться с нуля или стать одной из форм Соответственно, от этого зависит знак данного процесса (хорошо это или плохо).

  • Маргинализация из дезадаптации.
  • Маргинализация как процесс дезадаптации.

Как видим, она может быть совершенно разной. Наверное, каждый человек когда-нибудь чувствует себя маргиналом. И разность подчеркивает то, что к маргинальным группам могут относиться как преступные группировки, так и обычные алкоголики. Впрочем, можно привести и более положительные примеры. Например, действительно хорошие революционеры, которые были вытеснены социумом, но при этом создавшие собственные группы, которые борются за место в социальной структуре.

Минусы маргинализации

Очевидно, что маргинализация имеет огромное количество минусов. Прежде всего они связаны с психологическим дискомфортом человека, который оказался между разными социальными группами. Это поправимо. Более того, можно привыкнуть. Но этот момент учитывать нужно. Также есть такие минусы маргинализации:

  • Ухудшение самооценки.
  • Снижение социального статуса.
  • Трудности выживания.
  • Отсутствие стабильности.

Вот такие недостатки имеет маргинализация. Это сложный для человека процесс. По сути, человеку нужно проходить социализацию заново, если он внезапно оказался на стыке социальных групп, в которых он не до конца принят в качестве полноценного члена. А в другой его вообще выгнали за несоответствие социальным нормам. Вот так и получается.

Плюсы маргинализации

Маргинализация имеет множество преимуществ. Многие люди оказываются в достаточно низком Но поскольку все остается стабильным, то они не стремятся что-то менять. Когда же человек оказывается маргиналом, то он чувствует достаточно сильную угрозу своему благополучию. И поэтому он идет в маргинальные группы. Если они могут отвоевать себе место под солнцем, то человек на коне.

Также маргинализация может стать стимулом к развитию человека самостоятельно, без вхождения в эти группы. О них мы поговорим далее. В этом случае данный процесс провоцирует резкий рост человека. Если он решит завязать с прошлой жизнью, то у него может быть достаточно сильный успех. Существует множество примеров, которые это подтверждают.

Маргинальные группы

Что же такое маргинальные группы? Это объединения маргиналов. Именно они характеризуют такое явление, как маргинализация общества. Чем больше оказывается подобного рода группировок, тем сильнее выражено это явление в его социальной структуре. Слишком большая маргинализация свидетельствует о перестройке состава общества. Основные причины маргинализации общества - это как раз связанные с изменением общественного строя явления. Например, война, революция, безработица и так далее.

Маргинализация в России

В России маргинализация имеет достаточно широкие обороты. Поскольку страна достаточно большая, то ее нельзя рассматривать как полноценную большую социальную группу. В любом случае есть деления между регионами, имеющими совершенно разные психологические характеристики. Как тут ни крути, а Россия - это синтетическое государство. Этнических русских в нем достаточно мало. Зато много народов других национальностей. Все процессы маргинализации в нашем обществе.

Еще одной причиной маргинализации, которая по интенсивности еще сильнее, является алкоголизм. Данное социальное зло порицается обществом - это да. Но, с другой стороны, употребление алкоголя уже давно находится в нашей культуре.

Знаете, в чем секрет французов или немцев, которые пьют, но не становятся алкоголиками? Это то, что у них не одобряется первая Для нас же пятничное пьянство считается абсолютно нормальным. Но наркологи говорят, что употребление спиртных напитков чаще чем раз в две недели неминуемо приводит к алкоголизму и, как следствие, маргинализации. А вообще, частота употребления играет значительно более важную роль, чем количество. Хотя и последнее также сказывается. В общем, не умеют у нас пить умеренно. А под нормальным употреблением алкоголя у нас подразумевают первую стадию алкоголизма, что очень печально.

Я стою на краю,
Хотя нет, лишь на грани.
Не переиграть мне роль свою,
Не изменить и землю под ногами.

Я маргинал, для вас я аномален,
Я нигилист, а значит инфернален.
И мной общественный режим нарушен,
Но ваши мнения лишь просто тлен!

Маргинальность как качество личности – склонность значительно отличаться от большинства своим поведением, взглядами на действительность, внешностью; находиться вне или на границе своей социальной среды, различных социальных групп, систем, культур, быть в какой-то степени изгоем и испытывать влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей.

Если верить биографам маргинальной Марлен Дитрих, она была равнодушна к сексу, но очень падка на восхищение своей особой - цветы, комплименты, все чувственные виды поклонения нужны были ей постоянно. Поскольку поклонники требовали секса, она спала с ними, смирившись с этой нудной потребностью человечества, но скучала в процессе. Видимо, поэтому она не знала так называемой верности и изумлялась сценам ревности, которые устраивал очередной любовник, когда она, еще не расставшись с ним, позволяла затащить себя в следующую постель, гарантирующую необходимую порцию восхищения. Даже всемирная слава не насытила её чудовищного аппетита - поклонение нужно было ей, как воздух, до старости, которую она провела, валяясь в постели и читая журналы.

Антиподы - ненасытная Дитрих и скрывшаяся от славы Грета Гарбо, - о которых мечтали миллионы мужчин по всему миру, никого не любили - физиологически не были к этому способны, но оплодотворили романтическими чувствами колоссальное количество душ.

Маргинальность (marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Современное значение слово получило в 1928 году благодаря американскому социологу Р. Парку (1864-1944). Маргиналами согласно Парку являются люди, потерявшие связь со своей средой обитания, кругом общения, но не примкнувшие к другой и другому, то есть те, кто находится как бы на краю, на границе культурного общества. В первой трети ХХ века в Америке маргиналами становились сельские жители, оказавшиеся в городах и не смогшие найти в них себе применение, люди, длительное время не имевшие работы, эмигранты, отправившиеся в США за счастьем, но не нашедшие его. Постепенно, однако, понятие «маргинал» приобрело более широкий смысл: Маргинал - ассоциальный человек, образ жизни которого отличается от общепринятого в обществе.

Маргинальность — термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида или соци­альной группы. Соответственно, люди, которые по каким-то причинам не при­мыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, называются маргиналами. Понятие маргинальности тесно связано с социальной мобильностью, так как любой че­ловек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом, что обычно связано с болезненными психоло­гическими переживаниями. Обычно состояние маргиналь­ности не является длительным, хотя существуют вынуж­денные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголи­ки, разного рода радикалы и т. д.), которые находятся в нем длительное время.

Для маргиналов характерно враждебное отношение к общественному мнению, неудовлетворённые амбиции, себялюбие, повышенная чувствительность, некоторая тревожность.

Маргинальность – это ни достоинство, но и не недостаток. Это ни хорошо и ни плохо. Это просто никак у всех, это по-другому. Это некоторый разрыв со своей социальной средой. Это путь, когда отвергаются принятые в обществе ценности и традиции. Это попытка утвердить собственную систему норм.

К маргиналам относятся люди, которых невозможно отнести к определённой социальной группе, они как бы зависают на границе отличных между собой групп, а посему ощущают на себе их противонаправленное влияние.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Сталин считал себя человеком русской культуры, отодвинув свое грузинское (по другой версии - осетинское) происхождение; Иван Грозный ощущал себя потомком древнеримского императора Августа (Цезарь, видимо, не казался ему особо легитимным) и легендарного римского героя Пруса, а не русским - лапотность происходящего вокруг, наверное, раздражала его бесформенностью.

Даже Чарльз Дарвин, совершивший революцию в естествознании, проявлял некоторую маргинальность. В 1874 году Чарльз Дарвин сказал своему другу, директору Королевского ботанического сада Джозефу Гукеру, что никогда не научится работать на пишущей машинке, которую только что начал выпускать «Ремингтон». Но его сын Френсис молод и может решиться на любой опасный эксперимент. Мозг шестидесятипятилетнего Дарвина, всего несколько лет назад закончившего «Происхождение человека» и продолжавшего писать научные книги, работал еще в полную силу, но человек, совершивший один из самых радикальных переворотов в естествознании, воспринимал как опасный эксперимент работу на пишущей машинке, ставшей общим местом массовой культуры ХХ века.

Жившие в советскую эпоху, по сути, уже являются маргиналами. Писательница Надежда Венедиктова высказывает на этот счёт любопытное мнение: « Привычка жить наедине с двумя эпохами, отслеживая их аромат и выверты, сформировалась уже после сорока - развал советской империи и резкий кувырок из одной общественной формации в другую подарил редкую и драгоценную возможность сидеть сразу на двух исторических стульях. И при этом активно ерзать, запуская нос и пальцы во многие трещины, идущие не только по фасаду.

Со временем каждую из эпох удалось приручить - во всяком случае, есть ощущение интима, и они уравновесились до равнозначных живых пространств, каждое из которых подсвечивает другое и позволяет познавать в сравнении, заодно совершенствуя мою позицию маргинала - никому не принадлежать полностью, даже себе, чтобы сохранять хотя бы гипотетическую возможность объективного восприятия жизни. Чёрт его знает, достижимо ли оно на самом деле, но попробовать стоит. Обдуманный флирт с эпохами совпал по времени с долго нарабатывавшимся умением осознавать свою жизнь почти ежесекундно - как говаривал в таких случаях Бердяев, я постоянно трансцендирую; правда, выяснилось, что это занятие требует слишком много энергии, поэтому приходится регулярно сачковать, чтобы не выпасть в осадок раньше времени. Особенно приятно дрейфовать между собой и человечеством, утопая в его яростном многообразии».

Социологи выделяют следующие основные виды маргинальности:

1) собственно социальная маргинальность (например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою);

2) экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государ­ством или иными структурами);

3) политическая маргинальность, при которой инди­видов не устраивают существующие формы политичес­кой жизни;

4)религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.

Как утверждает философ Энвер Измайлов, люди не принимают ничего от маргинала. То есть вместо того чтобы исполнять обязанности, вместо того, чтобы находиться внутри ситуации и быть вместе, человек, идущий по пути духовного развития, как бы отделяет себя, он особенный, «белая кровь», голубая, точнее, но в любом случае нечеловеческая, то есть она такая… «духовная». И люди это воспринимают как маргинальность, это, по сути, и есть маргинальность. Поэтому когда человек устойчив в духовном мировоззрении, то эта устойчивость заключается в том, что он преобразует мир, в котором он живёт: его семья, общество, в котором он находится, работа, - там все одухотворяется. Не потому, что он там всем, так сказать, проповедует, не обязательно. Нужно говорить, конечно, о Боге, о философии, но нужно говорить тогда, когда уже есть «кредит доверия», когда человек уже понимает, что вы не маргинал, что у вас есть свой путь, который оберегает вас от страданий.

Петр Ковалев

Кого именуют маргиналами, и чем они отличаются от обычных людей? Маргинал — это человек, который по каким-либо особым причинам выпал из привычной среды, в которой живёт и обратно не попытался примкнуть к иному слою общества. Личность, находящаяся в подвешенном состоянии и обычно это касается людей, которые не соответствуют по ряду других причин, либо же из-за культурного аспекта.

История маргиналов: факты

На сегодняшний день слово «маргинал » является модным, но весьма неопределённым с точки зрения своего значения. Люди порой произносят его, не догадываясь о настоящем значении, но считают его весьма и весьма уместным. Историки говорят о том, что первыми маргиналами можно смело называть рабов, которые получили впоследствии свободу. Эти рабы не были приспособлены жить как свободные граждане и просто морально и психологически не были готовы к таким переменам. Можно привести пример современного маргинала, это особая категория немолодых людей, которые отсидели в тюрьме как минимум лет десять, и теперь вышли на свободу. Условия для них новые, однако, они не умеют и не знают, как в них существовать и снова в скором времени возвращаются обратно в места, которые приютили их на эти долгие годы.

Можно ли назвать маргинальность явлением?

Известный факт, что люди, которые в обществе совершенно никаких функций не выполняют, начинают со временем активно объединять свои усилия. Именно поэтому, маргиналами очень часто называют персон, которые относятся к разным классам. Отдельные люди, которых можно смело назвать остатками, личности , покинувшие историческую сцену и которые пока ещё не сумели найти себя в жизни. Обычно маргиналами называют необразованную категорию граждан, которая не может брать на себя какие-то системные функции и всё из-за общей неосведомлённости в процессе руководства и принятия важных решений. Государство часто выделяет общество маргиналов и акцентирует внимание на том, что они являются для страны особой проблемой.

Всё дело в том, что маргиналы ничего полезного не делают, если рассматривать этот вопрос в формате активного взаимодействия общества и людей. Эти люди опасны, они часто устраивают акции протестов против системы и полагают, что они правильно делают. Маргиналы продвигают в массы свои идеологии: коммунизм, фашизм, анархизм и др. Кем же на самом деле являются эти люди и почему на них обращают такие пристальное внимание? Неужели это самые обычные бунтари, которым не нравится, политический устрой в стране? А может, стоит копнуть глубже и окажется, что это всего лишь маска и на самом деле они несчастные жертвы обстоятельств. Сложно вот так сходу понять и разобраться в том, кто же на самом деле предстал перед нами, у каждого человека свой путь и тем более у персоны, которая называет себя маргиналом.

Ключевые признаки маргиналов

Можно смело выделить несколько ключевых признаков маргиналов, в числе которых следует отметить разрыв любых духовных, а также социальных связей, которые ранее существовали в «домаргинальной» жизни. Обычно в категорию маргиналов заносят беженцев, а также мигрантов. Люди, которые оказались на окраинах социальных групп, уволенный со службы военный, который пока ещё не определился чем именно, он будет заниматься по жизни. Среди иных признаков маргинальности стоит выделить такие характеристики как:

  • ряд психологических проблем – человек просто никак не может найти себя и своё «место под солнцем»;
  • мобильность – если нет каких-либо привязанностей, а также отсутствует жильё;
  • собственные ценности. В таки ситуациях даже возникает некоторая враждебность к обществу, которое существует;
  • вовлечение в какую-то иную

О типах

Можно выделить основные типы маргиналов , на которые стоит обратить внимание:

  • политические маргиналы. Данный термин можно смело применить к периоду власти Фиделя Кастро на Кубе. Время его правления сопровождалось кровопролитием, остров покинули более 2 миллионов человек, которые пытались спасти свои жизни бегством. Они стали политическими маргиналами, так как их не устроил режим и законы;
  • этнические маргиналы. Можно отнести в эту категорию людей, которые были рождены от представителей разных национальностей. Но маргиналом себя может назвать ребёнок лишь в том случае, если он не относит себя ни к одной из национальностей родителей и его нигде не признают. Историки называют этническими маргиналами представителей национальных меньшинств, которые разбросаны по всему свету;
  • религиозные маргиналы. Если весь мир придерживается какой-то одной конфессии, а отдельные персоны верят в существование другой высшей силы и активно пропагандируют верить в неё – их называют религиозными маргиналами;
  • маргиналы социальные. Эта категория маргинальности проявляется в тот самый момент, когда в обществе происходят перевороты, революции и оно переживает какие-то исторические катаклизмы. Группы людей не могут найти сой место в социуме и привыкнуть к новой системе власти. Довольно часто такие люди просто покидают страну и отправляются искать счастья за границу;
  • экономические маргиналы. Обычно такие группы людей не могут найти работу и способствуют только увеличению процента бедности среди населения. Экономические маргиналы пытаются жить за счёт государственных средств, а также подаяния, которое они получают от других людей. В современном обществе к этой категории причисляют также очень богатых людей, которые по сути выступают маргиналами и оторваны от общества;
  • биомаргиналы. Эту категорию граждан так называют потому, что у них возникли проблемы со здоровьем и они вынуждены были попытаться отыскать способы борьбы со своей проблемой, но ничего не получилось. Они считают, что государство обязано выделять им ежемесячно денежные средства на содержание и лекарственные препараты. Многие биомаргиналы не работают и даже не стремятся искать работу, в связи со своим физическим и психологическим здоровьем.

Маргинал – это термин, который появился в 20-е годы XX века в американской социологии и изначально относился к эмигрантам. Люди разрывали старые связи, а адаптироваться к изменившимся условиям, полностью принять новые ценности, не могли.

Потребность в принадлежности находится на третьей ступени знаменитой пирамиды Абрахама Маслоу, основателя гуманистической психологии. Больший приоритет отдается лишь физиологическим нуждам и безопасности.

Маргинальность, то есть попадание на окраину социальной группы, не проходит для человека бесследно, приводит к конфликту между личностью и социумом.

То, что некогда считалось маргинальным, теперь стало общепринятым.
Джеффри Евгенидис. А порою очень грустны

Причины и виды маргинальности

Маргиналы – личности, у которых восприятие мира, принципы мышления, образ жизни и жизненные ценности кардинально отличны от норм, принятых в конкретном обществе. Наглядным примером маргиналов являются молодежные субкультуры.

Маргинал это человек, который не видит смысла в подчинении общим правилам и нормам.

Нестандартный взгляд на жизнь, странная, в общепринятом понятии, внешность, специфические интересы приводят к тому, что маргиналы изгоняются из общества, становясь изгоями. Став изгоем сначала маргиналы начинают вести своего рода «войну», с отвергшим их обществом. Она может проявляться в эпатажном стиле одежды, выставление на показ нетрадиционной ориентации, неповиновение законам, вызывающем поведении.

Крайней степенью показа изгоем обществу, что он не хуже, становятся преступления.

Современные социальные науки разделяют маргиналов на категории. В качестве критерия принято использовать причину возникновения статуса отчужденности.

Таким образом, выделяют следующие виды маргиналов:

  1. Этнические маргиналы
    Причиной, как правило, становится миграция. Особенно остро дезадаптация к новой среде проявляется в ситуации вынужденного переселения у беженцев. Языковой барьер, внешние и культурные различия препятствуют интеграции индивидуума на новой территории.

    Наглядный пример этнических маргиналов - беженцы. Оказавшись в чужой стране люди, не могут приспособиться к ее законам, порядкам, вероисповеданию, менталитету.

    Особенностью данного типа маргиналов является то, что отстраненность их от общего строя и уклада жизни, чаще всего, провоцируют коренные жители страны, отказываясь воспринимать беженцев равными себе.

  2. Экономические маргиналы
    К данному типу можно отнести людей либо с очень большим, либо с очень маленьким доходом.

    В первом случае, человек считает себя намного лучше всех тех, у кого денег меньше. Во втором – человек, наоборот, считает себя намного хуже других, так как не может зарабатывать столько, сколько получают остальные.

    Основной характеристикой и первого и второго случая является показное негативное отношение к окружающим, импульсивность, постоянные попытки наглядно показать, что они лучше остального общества.

    К статусу экономического маргинала приводит потеря источников дохода, собственности; невозможность восстановить их. Пик роста подобной категории граждан приходится на финансовые кризисы.

  3. Политические маргиналы
    Данный тип маргиналов характеризуется открытым активным противостоянием существующей в стране власти. У людей данного типа отсутствует гражданская ответственность, они нетерпимо относятся к любой правящей партии.

    В случае прихода к власти группы, которую поддерживал человек, он начинает противопоставлять себя и ей. Они не признают законов страны и, периодически, для самовыражения, нарушают их.

    Крах режима государства, смена правящих партий, обесценивание и потеря доверия политическими лидерами, все это приводит к нарушению причастности личности к устоявшейся группе. Человек «зависает» между двумя мирами.

  4. Социальные маргиналы
    К данной группе можно отнести личностей, у которых резко изменилось социальное положение в лучшую или худшую сторону, либо которые эмоционально разочаровались во всех людях.

    В обоих случаях человек становится замкнутым, самостоятельно отрешается от общества, эмоционален, с вызывающим поведением. Маргиналы данной группы воспринимают общество как ресурс для достижения определенной цели.

    В силу различных жизненных обстоятельств может происходить переход из одной социальной группы в другую как в восходящем, так и в нисходящем направлении. Например, удачный брак или наоборот, потеря успешного партнера. Другие привычки, ценности, образ жизни становятся причиной дистанции с новым окружением.

  5. Биологические маргиналы
    К данному типу маргиналов можно отнести трансгендеров, инвалидов, людей с психическими отклонениями.

    Биологические маргиналы не могут существовать в обществе на равных правах со всеми только по причине отторжения их обществом.

Среди большинства населения, существует ошибочное мнение, что маргиналы находятся на социальном дне общества. В действительности же среди них много преуспевающих и успешных людей, которые во внерабочее время живут той жизнью, которая им больше всего нравится.

Приобретение статуса маргинала может стать как сознательным выбором самого человека, так и иметь вынужденный характер. Несмотря на разные источники появления, существуют общие закономерности в чертах личности и моделях поведения маргиналов, реакциях со стороны общества.

Характерные черты маргиналов

Независимо от причины перехода из одной группы в другую, маргинал оказывается в промежуточном статусе. Он начинает сомневаться в своей ценности и значимости. Избегает новых контактов, так как боится быть отвергнутым, не понятым. Заранее предполагает, что потерпит неудачу в любом начинании.

Страх унижения, застенчивость на фоне потери прежних связей, приводят к одиночеству и изоляции. Человек погружается в себя. Обостряется ощущение несправедливого отношения к своей персоне, что приводит к негативному восприятию окружающих и прямой агрессии.

Маргинальность может стать причиной невротических нарушений личности и привести к глубокой . Человек теряет смысл существования, становится на путь саморазрушения.

Однако существует и позитивная сторона этого явления. Покидая свою социальную группу, индивидуум самостоятельно или вынужденно выходит из зоны комфорта. Это становится интенсивной тренировкой характера, силы духа. В итоге человек открывает новую область знаний, объединяет информацию о двух мирах, приобретает независимый, более рациональный взгляд.

Отношение общества к маргиналам


Само слово маргинал в повседневной речи в нашем обществе чаще используется с негативным оттенком, как вариант отклонения от нормы. Иногда происходит подмена понятий, и так называют людей без определенного места жительства, преступников, наркоманов, больных психическими заболеваниями. Но это не значит, что все маргиналы опасны и несут вред обществу.

Отдельные члены группы могут по-разному относиться к лицам, находящимся на краю их общности. У одних они вызывают отрицательную реакцию, желание отгородиться, другие проявляют жалость и сочувствие. Однако общая исторически сложившаяся бессознательная тенденция сообщества – защитить себя от влияния чужаков.

Группа проецирует на человека свои традиции, нормы и ценности, ожидает соблюдения устоявшихся правил и моделей поведения. Получив другую, не стандартную реакцию, общество воспринимает это как покушение на свои основы. Нарушитель должен быть изолирован и наказан.

Часто маргиналам выпадает роль незаслуженных жертв. Внутренние проблемы социальной группы приводят к поиску причины. Гораздо проще обвинить в своих неудачах того, кто находится рядом, но не является продуктом воспитания общности. Отщепенец обвиняется во всех бедах, хотя может и не иметь к ним абсолютно никакого отношения.

Маргинал – это человек, который несет в себе другие эталоны, даже в самых базовых понятиях. Необходимо приложить усилие и преодолеть стереотипы, дабы его понять. Не все готовы пойти на это.

Однако в развитых современных обществах на первый план выходит толерантность, у маргиналов появляется шанс занять устойчивое положение в новой среде, преодолеть невротические тенденции и проявить созидательное начало.

К чему приводит статус маргинала

К какому конкретно исходу приведет попадание человека в изначально не родственный ему социум, зависит от многих факторов.

При самом негативном сценарии, максимально обостряется конфликт, который может иметь разнонаправленный характер:

  • внутренний – маргиналу не удается найти свое место, его раздирают противоречия,
  • внешний – маргинал подвергается активным нападкам окружающих и отвечает агрессией.
Однако гибкость, готовность подстраиваться, открытость новому в сочетании с толерантностью группы помогают личности преодолеть пропасть и нивелировать различия.

Успешная адаптация к новой культуре не редкость. Человек может испытывать ностальгию и сохранять определенные ритуалы, но это не мешает реализовать себя и обрести устойчивые связи в новой среде.

Многие эксперты в области социологии и психологии считают, что маргинал это – источник культурного роста .
Он привносит в группу новые тенденции, идеи, взгляды.
Помогает членам общности развиваться, тренировать терпимость, расширять кругозор, смотреть на проблемы с другого ракурса.

Люмпен – кто это?


Люмпен – личность, ведущая сознательно асоциальный образ жизни и не стремящаяся его улучшить.

Сейчас, в общепринятом значении, люмпен это человек, у нет личного имущества, который перебивается временными заработками и ведет порочный образ жизни.

К ним относят:

  • людей без определенного места жительства;
  • наркоманов;
  • сознательных иждивенцев;
  • рабочий класс, живущий ниже минимального уровня прожиточного минимума;
  • людей, злоупотребляющих спиртными напитками;
  • преступников, отбывших наказание, и, которые не смогли вернуться к социальной жизни.
Одним из общих признаков люмпена является отсутствие мотивации к действию. Они не стараются увеличить материальный доход или получить социальный статус.

В большинстве случаев круг общения люмпена сводится к себе подобным, остальное общество они не принимают, как и общество их.

Классическая ситуация, которая очень часто является неотъемлемой ежедневной жизнью люмпенов: попрошайничать в подземных переходах или разгружать вагоны, чтобы заработать денег на еду и алкоголь.

Стоит отметить тенденцию: люмпенами называют людей, которые находятся на грани бедности, часто задаётся вопросом как не стать люмпеном.

Данная ситуация происходит в связи с тем, что в обществе перепутались понятия люмпен и мало обеспеченный человек.

Маргинал и люмпен: отличия

Достаточно часто понятие люмпены и маргиналы в современном обществе приравниваются к одному значению – люди, которые находятся в самом низу общества.

Однако, даже исходя из определений: "Люмпен", значение слова которого в переводе с немецкого, значит "отрепье", никак не может быть человеком, который просто смотрит на мир по другому, как маргинал.

Рассмотрим более подробно в таблице ниже, чем отличается Люмпен от Маргинала :

Социальная значимая позиция Люмпен
Материальное благополучие Наличие недвижимого и движимого имущества, материальных ценностей Отсутствие какого либо имущества и прав на него
Общественное положение Социально значимая личность, имеющая постоянный материальный доход Отсутствие постоянного места работы, отсутствие ежемесячного дохода
Отношение к общепринятым нормам поведения Игнорирование большинства норм и форм поведения целенаправленно Игнорирование большинства норм и форм поведения вынуждено
Круг общения В случае необходимости адекватное поведение на публике, не противоречащее нормам и правилам Отсутствие адекватного поведения
Стиль жизни Подчинение нормам и правилам, которые установлены в узкой социально среде, либо на основании личных предпочтений Подчинение законам и правилам жизни социального класса в которой находится личность
Исходя из данных таблицы, можно прийти к заключению, что люмпены и маргиналы не имеют практически ничего общего.

Отождествление понятий в обществе происходит только в результате не знания особенностей социальных классов.

Заключение

Восприятие маргинала, как антисоциальной личности – это однобокий взгляд. Не всегда человек, попавший в иную социальную структуру, несет отрицательный посыл. Поддержка и принятие становятся основой взаимовыгодной интеграции.

А, как вы относитесь к маргиналам?