Неуважительная причина отсутствия на рабочем месте. Уважительные причины: перечень. Работник уволен. что дальше

17.04.2017, 14:52

Предусмотрены ли Трудовым кодексом РФ уважительные причины прогула на работе? Существуют ли вообще такие причины? Является ли такими причинами болезнь ребенка, плохое самочувствие супруги, смерть близкого родственника или ДТП? Давайте разбираться.

Что считается прогулом по ТК РФ

Работодатель вправе уволить работника за прогул, то есть за отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня или смены независимо от их продолжительности. Также работодатель вправе расторгнуть трудовой договор при отсутствии на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Уважительные причины: перечень

Трудовой кодекс РФ не раскрывает списка уважительных причин для отсутствия работника на рабочем месте. Следовательно, работодатель должен сам принимать решение о том, какая причина является уважительной, а какая – нет. При этом кадровым работникам имеет смысл знать, что решение работодателя о признании конкретной причины отсутствия работника на работе неуважительной и, как следствие, увольнение его за прогул может быть проверено в судебном порядке (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 N 1243-О). Таким образом, если, допустим, смерть близкого родственника расценить как неуважительную причину, то велика вероятность, что суд с таким походом не согласиться. Также если у работника заболел ребенок и он не успел вовремя передать в отдел кадров больничный лист, то это также не следует расценивать как неуважительную причину отсутствия на работе. Почти на 100 процентов суд такое увольнение признает не законным.

С другой стороны – если работник «ушел в запой» и не появляется на работе, то можно село увольнять его за прогул. Сложно себе представить ситуацию, когда судебные органы посчитают, что пьянка – это уважительная причина на оставления трудовых обязанностей.

Одновременно с этим, из Трудового кодекса и некоторых судебных решений можно выделить отдельные случаи, которые определяют определенные ситуации в качестве уважительных причин отсутствия на рабочем месте. При наличии таких причин – увольнять за прогул не следует. Слишком велика вероятность, что работника придется восстанавливать на работе и выплачивать компенсации. Итак, по итогам анализа ст. ст. 142, 170, 186, 414 ТК РФ, п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2013 г., утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.02.2014 и Определения Московского городского суда от 22.10.2010 по делу N 33-33169, можно выделить следующие уважительные причины прогула по состоянию на 2017 год:

Уважительные причины отсутствия на рабочем месте
временная нетрудоспособность (при этом несвоевременное представление работодателю документов, подтверждающих факт временной нетрудоспособности, не может служить основанием для признания неуважительными причин отсутствия работника на работе и его увольнения за прогул)
исполнение общественных или государственных обязанностей
сдача крови и ее компонентов, а также проведение связанного с этим медицинского обследования
участие в забастовке
заключение под стражу
чрезвычайные ситуации, повлекшие транспортные проблемы, такие как, например, отмена или задержка рейса
приостановление работы из-за задержки выплаты заработной платы более чем на 15 дней (при уведомлении работодателя в письменной форме).

Понятно, что отсутствие на работе по уважительной причине работник должен подтвердить документально. Например – принести больничный лист или справку о содержании в СИЗО.

Также на практике уважительными причинами признают:

  • сбои в работе общественного транспорта, а также пробки по пути на работу;
  • вызов в правоохранительные органы и суд;
  • срочная госпитализацию родственника в больницу, если ему требуется неотложная помощь;
  • пожары, чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия, которые не позволили своевременно добраться на работу.

Неуважительные причины

Перечня неуважительных причин для прогула в ТК РФ также нет. Однако можно обратиться к уже вынесенным судебным решениям. И прийти в выводу, что к неуважительным причинам отсутствия на рабочем месте могут, например, относиться (Апелляционные определения Московского городского суда от 18.02.2016 по делу № 33-2890/2016, от 04.10.2016 по делу № 33-32613/2016):

Неуважительные причины отсутствия на работе
прохождение медицинского обследования (получение медицинской консультации) при отсутствии оформленного листка нетрудоспособности
отгулы за отработанные дни в период отпуска, если отзыв из отпуска не оформлялся и нет документов, подтверждающих необходимость выхода на работу в период отпуска
подача заявления на предоставление отпуска по уходу за ребенком, если вопрос о предоставлении такого отпуска не решен руководителем
нахождение супруга на стационарном лечении

Работодатель должен оценить причины отсутствия работника и применить дисциплинарное взыскание соразмерно его проступку с учетом предшествующего поведения работника (Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2012 № 69-В12-1).

С ситуацией, когда сотрудник не вышел на работу по неуважительным причинам, сталкивается каждый работодатель. Но не все могут правильно за это уволить. Судебная практика свидетельствует, что основанием для признания увольнения за прогул незаконным чаще всего становится нарушение ­процедуры увольнения. Разработаем инструкцию для этой процедуры.

Прогул - это однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, за которое работодатель может уволить такого сотрудника (подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Уволенный имеет право оспорить расторжение трудового договора по этому основанию в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Чтобы исключить вероятность признания судом увольнения за прогул незаконным, работодателю необходимо соблюсти установленную процедуру на всех этапах ­увольнения по данному основанию.

Этап 1. Обнаружение отсутствия работника

Как быть с работником, который ни разу не вышел на работу, но трудовой договор с ним подписан, читайте в статье «Несуществующие работники: что с ними ­делать? »

Законом не регламентирован порядок обнаружения отсутствия сотрудника на рабочем месте. Это может сделать табельщик, непосредственный начальник или даже коллега отсутствующего работника. На практике отсутствие работника в начале рабочего дня практически никогда не означает начала прогула. Он может опаздывать, либо согласовать свое отсутствие с руководителем, о котором не знает коллега, либо заболеть, либо быть срочно отправленным в командировку. В большинстве случаев довольно быстро удается установить (с помощью телефонного звонка, переписки по электронной почте и т.д.), что он отсутствует на работе по уважительной причине. При установлении данного факта и отсутствии оснований для недоверия никаких последующих действий работодателю предпринимать не требуется. По выходе на работу сотрудник, как правило, представляет оправдательный документ своего ­отсутствия ­(например, листок нетрудоспособности).

Если же сведений о месте нахождения работника и причинах его отсутствия нет или есть информация о том, что причина невыхода на работу неуважительная, любой из обнаруживших факт отсутствия его на работе должен поставить в известность руководство организации. Это можно сделать как устно, так и письменно. Например, в виде докладной записки, как показано в Примере 1.

Пример 1

Докладная записка об отсутствии сотрудника на рабочем месте

Свернуть Показать

При наличии в организации журнала регистрации служебных / докладных записок подобную записку желательно зарегистрировать.

Этап 2. Составление акта об отсутствии на рабочем месте

Чтобы понять, что такое прогул, обратимся к подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Так, прогул - это отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).

Как видите, для увольнения за прогул важно отсутствие сотрудника на работе более четырех часов подряд. Поэтому следует правильно зафиксировать период отсутствия работника. Для этого необходимо составить акт об отсутствии на рабочем месте. Причем сделать это нужно в тот же день, когда обнаружилось отсутствие работника. Составление документа «задним числом» в большинстве случаев признается ­судом ­недостоверным доказательством.

К сведению

Свернуть Показать

Обратите внимание на важный момент: работник, обращаясь в суд в целях признания незаконным увольнения за прогул, часто оспаривает сам период отсутствия. Как правило, в акте фиксируется конкретное время составления документа и указывается период отсутствия сотрудника. Однако рабочий день разделяет обеденный перерыв, в который сотрудник вправе не находиться на рабочем месте. Оспаривание часто строится на том, что на работе он был в начале дня, ушел незадолго перед обедом, а потом и пораньше с работы. Причем на работе его не было в определенные периоды, но все они составили менее четырех часов. Следовательно, работодателем безосновательно применено основание для увольнения, т.к. отсутствие на работе менее четырех часов в соответствии с ТК РФ прогулом не является.

Чтобы исключить риск оспаривания сотрудником периодов отсутствия, желательно составить два акта. Например, ближе к середине и к концу рабочего дня. В своей совокупности они будут более четко фиксировать время отсутствия.

Форма акта трудовым законодательством не установлена, поэтому он может быть составлен в свободной форме. Главное, чтобы из него явно следовал факт отсутствия сотрудника, время его отсутствия, время ­составления, не вызывал сомнений состав подписавших его лиц.

По поводу последнего момента хотелось бы уточнить: закон не устанавливает, кто должен подписывать подобный акт. В соответствии с общепринятой практикой составить его должны не менее трех человек. Должности значения не имеют. Главное, чтобы они трудились вблизи рабочего места прогульщика и имели реальную возможность постоянно наблюдать за его пустующим рабочим местом. Тогда в случае спора документированный факт прогула не вызовет у суда сомнений в достоверности, в отличие, например, от ситуации, когда факт прогула работника цеха № 3 фиксируют работники цеха № 14.

Судебная практика

Свернуть Показать

Неправильно составленный акт - без подписей или без дат, без указания зафиксированного периода отсутствия работника - является основанием для признания увольнения по подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ незаконным (апелляционное ­определение Красноярского краевого суда от 25.09.2013 по делу № 33-9133/13).

Кстати, если отсутствие на работе сотрудника длительное (более ­суток), то акты следует составлять ежедневно (Пример 2).

Пример 2

Акт об отсутствии на рабочем месте

Свернуть Показать

Этап 3. Требование объяснения от работника

Прогул является дисциплинарным проступком, поэтому работодателю для увольнения работника по данному основанию необходимо выполнить все требования ст. 193 ТК РФ, установленные для привлечения к дисциплинарной ответственности. В частности, ­затребовать от ­работника объяснение по факту прогула.

Это можно сделать устно, но только в том случае, если сотрудник сразу же предоставил письменное объяснение. Если же он отказался его предоставить или тянет с объяснениями, а уверенности в том, что он сделает это, нет, то необходимо составить письменное требование предоставить письменное объяснение и вручить его работнику под личную ­подпись (Пример 3).

В принципе, требованние о необходимости дачи объяснения можно вручить работнику, как только он появится на работе. Однако если прогул носит затяжной характер, рекомендуется отправить документ работнику почтой с уведомлением о вручении. Оптимальным вариантом является использование почтово-курьерской службы типа EMS, Pony express, Dimex, DHL, Спецсвязи и т.д. Вместе с тем обратите внимание: требование должно быть вручено под подпись с указанием даты получения его работником. Естественно, почтовая служба составить акт не может, но она сделает отметку об этом на уведомлении о вручении.

Пример 3

Требование о предоставлении письменного объяснения

Свернуть Показать

Если же работник отказывается получать уведомление на руки или расписываться в его получении, необходимо составить об этом акт (Пример 4).

При составлении акта желательно, чтобы все, кто его составлял, проставляли не только подписи, но и собственноручно писали свои инициалы и фамилии, а также дату. Это исключит сомнения в формализме и ­составлении документа «задним» числом в случае спора с работником.

Отсутствие у работодателя объяснения работника по факту прогула, равно как и отсутствие требования предоставить объяснения, а также не фиксация факта отказа от получения требования, могут в случае спора привести к решению суда о незаконности увольнения и ­восстановлении работника.

Пример 4

Акт об отказе в получении требования о предоставлении объяснения

Свернуть Показать

Этап 4. Получение объяснения / фиксация факта не предоставления

Работнику даются два полных рабочих дня для дачи объяснения по факту своего отсутствия (ч. 1 ст. 193 ТК РФ). Он может в это время принести листок нетрудоспособности, написать объяснительную записку, в которой изложит уважительные причины отсутствия, или просто признаться в прогуле (Пример 5). Кстати, указывать содержание объяснения работнику нельзя, ­единственное требование - оно должно быть оформлено в письменном виде.

Имейте в виду: отсчет двух рабочих дней не включает дату вручения требования и насчитывает два полных рабочих дня. Нельзя составить акт о не предоставлении объяснения в конце второго рабочего дня, отведенного на объяснение, поскольку он будет считаться составленным ранее отведенной даты. Правильным будет его датировать следующим рабочим днем после истечения срока (см. Пример 6).

Судебная практика

Свернуть Показать

Суд признал увольнение незаконным по причине нарушения работодателем процедуры фиксации отказа работника в предоставлении объяснения, а именно - в составлении акта ранее истечения двух рабочих дней с даты требования о предоставлении работником объяснения (определение Свердловского областного суда от 19.07.2012 по делу № 33-8566/2012).

Пример 5

Пример объяснения по факту прогула

Свернуть Показать

Если же два рабочих дня прошли, а работник так и не предоставил объяснения, то работодателю придется составить акт об их не предоставлении.

Этап 5. Служебное расследование

Этап, включающий служебное расследование, необходим далеко не всегда. Чаще всего он используется, если вопрос спорный и не понятно, была ли причина прогула уважительной или, скажем, работник отсутствует какое-то время, на связь не выходит, а потому не ясно, прогул это или причина пропуска работы все же уважительная. Дело в том, что дисциплинарный проступок (а прогул - это и есть дисциплинарный проступок) определяется как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 ТК РФ). За данное деяние работодатель имеет право применить предусмотренные той же статьей дисциплинарные взыскания - от замечания до увольнения. Причем ч. 5 ст. 192 ТК РФ требует, чтобы при наложении дисциплинарного взыскания были учтены тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Поэтому, если до конца не понятно, виновен ли работник в прогуле, лучше приказом создать комиссию для проведения расследования, которая составит акт служебного расследования. В нем, как правило, указывается все, что удалось установить (и хронология, и способ предъявления требования работнику о предоставлении объяснения, а также ­последующие события и выводы о виновности работника в проступке).

Однако если факт прогула зафиксирован актом, от работника поступила объяснительная записка или заактирован его отказ ее предоставить и ситуация вполне очевидна, проводить расследование не обязательно.

Этап 6. Принятие решения о мере ответственности

Увольнять работника за прогул ТК РФ не требует, а предоставляет работодателю право самостоятельно принять такое решение. В зависимости от структуры организации, наличия или отсутствия действующего в организации локального акта о порядке привлечения работника к дисциплинарной ответственности (в том числе в виде увольнения) в ходе увольнения работника за прогул может возникнуть этап 6 - принятие решения о мере ответственности.

Обычно он требуется в компании с многочисленными структурными подразделениями, где право принимать решение о мере наказания принадлежит одному лицу, занимающему высшую должность (генеральному директору, президенту компании), а сбор доказательств, выводы о квалификации деяния работника в качестве дисциплинарного проступка, а также представление к наказанию - руководителям структурных (в том числе обособленных) подразделений. Как правило, представление о привлечении работника к ­ответственности производится служебным документом (Пример 7).

Чаще всего усложнения документооборота не требуется, и руководство принимает решение об увольнении без представления (докладной записки).

Этап 7. Увольнение

Кадровой службе стоит помнить, что увольнение за прогул будет законным только при отсутствии работника на рабочем месте более ­четырех ­часов подряд и только по неуважительной причине.

Судебная практика

Свернуть Показать

При наличии уважительных причин даже более длительное отсутствие суд прогулом не признает (см. данные выводы в решении Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.05.2013) .

Для обеспечения законности издания приказа о наказании у работодателя к моменту его вынесения должны быть следующие документы-до­казательства, которыми он сможет воспользоваться в суде в случае спора:

  • акт(ы) об отсутствии на рабочем месте;
  • требование о предоставлении объяснения с подписью работника-прогульщика в получении или акт об отказе в получении / ­проставлении подписи в получении требования;
  • объяснение работника или акт о непредоставлении объяснения;
  • приказ о создании комиссии и проведении расследования и акт служебного расследования с перечислением произведенных комиссией действий и выводом о квалификации отсутствия работника на работе в качестве прогула (в некоторых случаях);
  • докладные и служебные записки относительно прогула работника;
  • график работы, указывающий, что период отсутствия являлся для прогульщика рабочими днями;
  • табель учета рабочего времени с указанием периода прогула;
  • выдержки из локальных нормативных актов работодателя об установленном режиме работы (выписка из правил внутреннего трудового распорядка);
  • копии должностной инструкции работника, выписка из трудового ­договора, в которых не указан особый режим работы сотрудника, и пр.

Собрав перечисленные документы, можно издавать приказ о прекращении трудового договора. Причем сделать это можно лишь в течение одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Для приказа об увольнении можно использовать форму, разработанную самостоятельно (Пример 8).

Имейте в виду, что с приказом работника надо ознакомить под ­подпись. Если он отказывается поставить свою подпись, нужно составить акт об отказе в ознакомлении / проставлении подписи. При избрании меры наказания в виде увольнения в день прекращения трудового договора работнику необходимо выдать трудовую книжку и произвести окончательный расчет (ст. 84.1 и 140 ТК РФ).

Пример 8

Приказ об увольнении за прогул

Свернуть Показать

Уважительность причин неявки на работу не структурирована законодательством в четкий перечень.

Поэтому рассматриваемым вопросом хотя бы один раз в жизни интересуется любой трудящийся. Давайте разбираться.

Прогулял или отсутствовал по уважительной причине

Без наличия веских оснований не явиться на работу нельзя. Об этом знает каждый трудящийся.

Невыход на работу для работника может закончиться:

  • необходимостью объяснения с работодателем с последующей подачей соответствующей записки – это как минимум;
  • увольнением по статье за прогул – наивысшая мера наказания.

Под прогулом следует рассматривать фактическое отсутствие работника на своем рабочем месте без наличия на то уважительных причин, длительностью более 4-х часов (подп. «а» части 1-й 81-й статьи ТК РФ).

При этом, если о конкретном рабочем месте в трудовом договоре ничего не указано, говорить о прогуле неуместно.

Например, когда Вы находитесь не там, где обычно трудитесь, а на территории предприятия.

Предшествует прогулу письменное объяснение, поданное работником своему работодателю и содержащие возможные причины такого отсутствия. Если изложенные причины работодатель сочтет неуважительными, он может уволить его.

При несогласии работника с увольнением вопрос будет решаться в судебном порядке. На основании представленных истцом подтверждающих документов суд определит, были ли причины уважительными и, соответственно, имел место прогул или нет.

Вся загвоздка в том, что в законе не содержится определенного перечня, указывающего на объективные причины отсутствия работника на рабочем месте. Однако, проанализировав трудовое законодательство, можно сделать вывод о существовании нескольких групп подобных причин.

Субъективные причины

Субъективные причины, указывающие на уважительность отлучки работника, непосредственно связаны с личностью последнего.

В качестве доказательств применяются следующие документы:

  • больничный лист;
  • отметка в амбулаторной карте о приеме врачом;
  • справка от врача, свидетельствующая об обращении работника на прием.

Среди уважительных причин могут рассматриваться также периодические медосмотры отдельных категорий работников (213-я статья ТК РФ), болезнь ребенка. В последнем случае обоснование будет выглядеть аналогичным образом, как и при болезни взрослого, с той разницей, что справку ему выдадут в детской поликлинике.

Не могут уволить работника и в случае отсутствия на рабочем месте ввиду участия в судебном заседании в качестве истца (свидетеля, потерпевшего, присяжного заседателя, подсудимого по рассматриваемому делу).

Схожий порядок в отношении работника будет наблюдаться также при условии его пребывания в следственных органах и участия в следственных действиях. В качестве подтверждающего документа тогда применяют повестку в суд (следователю, дознавателю). Кроме того, входят в категорию уважительных причин и вызовы в полицию, выполнение обязанностей как члена избирательной комиссии.

Если имела место коммунальная авария по месту проживания работника, ее считают оправданием.

Однако плановость проверок жилищно-коммунальных предприятий уже не может выступать как достаточное основание для невыхода работника на работу.

Объективные причины

В качестве объективных причин, свидетельствующих о невозможности нахождения работника на своем рабочем месте, выступают обстоятельства непреодолимой силы. Это могут быть погодные условия, катастрофы, техногенные аварии и таковые на дороге, военные действия.

При несогласии работодателя с объективностью рассматриваемых причин, вызванных недостаточностью обоснования работником, последний вправе обратиться в суд.

Как показывает судебная практика, в таких случаях суд может пойти навстречу работнику. Более того, в соответствие с решением суда, трудящийся может быть даже восстановлен на работе. Главное, не откладывать на потом свое обращение в суд. Для подачи искового заявления относительно восстановления на рабочем месте суд отводит месячный срок (392-я статья ТК РФ).

Обосновываем уважительность причин по заявлению

Существует ряд обстоятельств, когда работник может не явиться на работу, предварительно уведомив об этом своего работодателя. Это предоставление выходных дней на основании представленного заявления.

Согласно 128-й статье ТК РФ, при наличии заявления работника работодатель должен предоставить порядка 5-и неоплачиваемых дней ввиду смерти близкого человека, свадьбы и рождения ребенка в семье работника.

Четыре оплачиваемых выходных по заявлению выделяются в месяц тому работнику, у которого есть на попечении ребенок-инвалид (262-я статья ТК РФ).

Один выходной в месяц без сохранения оплаты труда может взять работница, осуществляющая свою трудовую деятельность в сельской местности. Основанием для выделения выходного может служить представленное работодателю заявление.

Работающие мамы, имеющие детей до полутора лет, могут делать перерывы для кормления детей (258-я статья ТК РФ).

Мария Соболева

Как прогулять работу без неприятных последствий?

Как прогулять работу — ну признайтесь, такой вопрос хотя бы иногда возникает даже у самого дисциплинированного сотрудника. Понимаем — это не хорошо, но мы ведь не роботы и можем позволить себе разочек не явиться на рабочее место. Вот только причину уважительную и убедительную придумать придется.

Как прогулять работу и не быть уволенным

Если вам повезло, у вас лояльное руководство, то в качестве объяснения причин пропущенного рабочего дня сойдет почти любая отговорка.

А вообще за прогул при строгом начальстве любому сотруднику вполне может грозить увольнение. В лучшем случае — выговор или штраф. Значит придется заранее подумать, как прогулять работу без последствий.

Отсутствие на рабочем месте самые уважительные причины

Дополнительный день отдыха, или отгул, вы можете заранее попросить у начальства за работу сверхурочно или в выходные. Оплачиваться он не будет, но прогулять относительно законно — вполне реально. Предупреждать о своем намерении взять отгул нужно письменно.

Еще вариант не явиться на работу по уважительной причине — сдать кровь. Утром совершите благое дело и весь день в вашем распоряжении. Подходит это, конечно, не всем. Донором может стать не каждый по состоянию здоровья, да и боятся процедуру многие из нас.

Если все же решились на такой вариант — оформите справку в донорском пункте и официальное объяснение вашего нежелания работать именно сегодня будет обеспечено.

Алиби вам обеспечит справка о том, что вы посещали врача, запись в амбулаторной карте. Вам же могло стать плохо и вы решили срочно посетить доктора. Но о своем намерении обратиться за медицинской помощью следует предупредить начальство в день неявки на работу.


Спасет от неприятностей и справка о болезни ребенка или родственника, которому нужна ваша помощь — сопровождение в больницу, уход, присмотр.

Как еще прогулять работу и не быть уволенным: в случае срочного вызова ремонтной бригады для ликвидации аварийной ситуации — проблем с газоснабжением, прорыва трубы, засора канализации.

А вот установка пластиковых окон или монтаж входных дверей, заставившие вас прогулять работу, строгого руководителя явно разозлят. Сумеете убедительно поговорить с начальством — вам повезло.

Если у вас есть возможность доставать липовые справки, не надейтесь, что это сойдет вам с рук. Один-два раза номер, может, и пройдет, но, когда будете злоупотреблять, руководство может и проверить подлинность документов.

Причина неявки — что сказать

Прогуливать, конечно же, нехорошо. Но раз уж такое случается почти с каждым, рассмотрим самые популярные причины неявки на работу.

Чаще всего работники ссылаются на плохое самочувствие, и тогда есть шанс денек-другой отдохнуть от работы.

Например, вы простудились, и чтобы не заражать коллектив, решили подлечиться дома. Причину простуды ищите в зависимости от сезона — зимой инфекции (заразился от Юли из бухгалтерии, подцепил в переполненном троллейбусе), летом — кондиционер или сквозняк.

Или разыгралась жуткая мигрень, которая никак не даст вам возможность полноценно работать. Либо у вас разболелся зуб — срочно придется посетить стоматолога.


Убедительно звучит версия вашего пищевого отравления, такое ведь запросто может случиться с каждым. Чего-то такого съели в гостях или в кафе — и вот результат. Денек точно посидите дома.

Звонить с жалобой о своем плохом самочувствии нужно с утра пораньше — так убедительнее, голос спросонья будет больше похож на больной. К тому же, вы очень беспокоитесь о своем отсутствии и предупреждаете об этом заранее.

А сымитировать простуду можно втянув носом воды, иллюзия насморка будет обеспечена. Когда вернетесь на работу, продолжайте изображать слабость, выпейте каких-то таблеток. Играть роль, так уж до конца.

Прогулял работу — что делать

Как быть, если прогуляли работу — писать объяснительную, при чем еще до того, как вас попросят ее предъявить. Опишите поубедительнее причины и обстоятельства вашего прогула, лучше, если записка будет подкреплена какими-то бумагами (справками, телеграммами, письмами).

Например, телеграмма о срочном приезде родственников, вы же должны их встретить и разместить.

Тем, кто работает с клиентами, можно придумать в качестве оправдания своего прогула встречу с кем-то из солидных людей: играли в боулинг (бильярд, сквош) и обсуждали детали будущего договора.

Иногда помогает отмазаться банальная выдумка о том, что муж (ребенок, мама) унес оба комплекта ключей и вы не могли закрыть квартиру.


У женщин есть вполне естественная причина для пропуска работы — критические дни.

Отсутствие транспорта, авария, стихийное бедствие — вот вполне уважительные причины неявки к месту своей трудовой деятельности. Чтобы не опоздать на работу в результате такого форс-мажора, вы решили вообще не приходить и отработать этот день полноценно в другое время.

У каждого человека может возникнуть личная необходимость пропустить рабочий день, но всегда лучше договариваться с руководством и отработать свои часы потом. Тогда не будет необходимости ломать голову над тем, как прогулять работу. А небольшая передышка поможет потом трудиться с большим энтузиазмом.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НОВАЯ КУКА

Положение

«О ведении учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе»

1. Общие положения

1.1. Положение ведения учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе (далее Положение) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Законом №120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями), Семейным кодексом, Кодексом РФ об .

1.2. Настоящее Положение разработано с целью:

Укрепление дисциплины обучающихся;

- выявления и ведения учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, своевременного принятия мер по их воспитанию и получению ими образования;

- выявления причин и условий, способствующих пропуску занятий по неуважительным причинам;

- ведения документации по учету и движению обучающихся и своевременного информирования управления образования и районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о детях, прекративших или уклоняющихся от обучения.

1.3. В Положение применяются следующие понятия:

Прогульщик – это ученик, который преднамеренно пропускает занятия в школе без разрешения.

Учет в общеобразовательном учреждении детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях – это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая общеобразовательным учреждением в отношении обучающего и семьи, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в общеобразовательном учреждении.

2. Организация работы по учету детей в школе

2.1. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет . В случае отсутствия учащихся на занятиях, классный руководитель в течении первого урока выясняет причины отсутствия у родителей (законных представителей) ребенка. До 10.00ч. (1 смена) и до 14.00ч (2 смена) классный руководитель ежедневно заполняет сводную ведомостьотсутствующих в школе.

2.2. Классный руководитель систематически (не реже 1 раза в неделю) заполняет сводную ведомость пропущенных уроков в классном журнале. Контроль правильности и своевременности заполнения классных журналов (сводная ведомость пропущенных уроков) осуществляются заместителем директора по воспитательной работе.

2.3. Документы, подтверждающие уважительные причины пропуска занятий в школе (болезнь, посещение врача, участие в соревнованиях, поездка в санаторий и т. д.) хранятся в личном деле обучающихся и в конце учебного года сдаются в архив вместе с классным журналом.

2.4.В случае пропуска занятий без уважительной причины, следует поставить в известность об этом родителей (законных представителей) и предупредить их о необходимости усиления контроля над поведением ребенка и посещаемостью школьных занятий, обратить внимание на круг общения ребёнка.

Можно рекомендовать родителям (законным представителям) получить индивидуальную консультацию с педагогом-психологом и принять все надлежащие меры для устранения причины прогулов. При этом необходимо взаимодействовать с родителями (законными представителями) для совместных усилий по устранению выявленных причин.

2.5. Если родители должным образом не отреагировали на информацию о прогулах, а обучающийся продолжает прогуливать занятия, следует проинформировать об этом заместителя директора по воспитательной работе и посетить такого ученика на дому. Посещение поможет выяснить условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных представителей) и причину отсутствия в школе, а также определить, не оказался ли ребенок (его семья) в социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на дому следует оформить актом посещения учащегося на дому с целью обследования жилищных условий, проведения индивидуальной беседы.

Е с л и изв ест но , что родители злоупотребляют алког ол ьными напитками, нарк отиками , ск ло нны к а социа л ьному поведению, следует пригласить для посещения такой семьи сотрудника ОПДН.

В случ а е если не уд ал ось устан овить к онтак т с родит е л я ми , а соседи по д ому ( т оварищи по ш к о л е) ни ч е г о не зн ают о месте нахожден и я семьи, следу е т об р атит ь ся к инспекторам ОПДН (по мест у жительства об у чающегося ) для установления нахождения обучающегося и его родителей.

2.6. Если родители не принимают надлежащи х мер для возвр ащени я ребен к а в школу, следует предупредить их в пись менной форм е об админис тративно й о т ветств е нн ост и за уклонение от своих о снов н ых о бязанно ст ей по во с пит анию и получению детьми основного общего образования.

2.7. В случае, когда работа с ребен к ом и р одителями не дали должных результатов, и н е со в ершен но ле тн и й б ез у важ и тель н ы х причин продолжает не по сеща ть з ан ятия, обучающего следует по стави т ь на в н утришк ол ьный учет дл я п ро ве д ения с ним индивидуальной профилактической р аботы и осуществления более жесткого ко нтрол я.

В случ ае, если родит е л и (зако нн ые представители) не исполняют своих обя зан н о стей по воспитанию , обуч ен ию и (или) содерж а нию несоверш ен нолет н их и (или) отриц ательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде п р оин ф о р ми р овать отделение по делам несовершеннолетних органов внутренних Дел.

В целях обеспечения р еализации права граждан на по лучени е образ ован ия , повышения ответственности о бщ е обр аз о вательных у ч р еждений за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранением контингента обучающихся, обр аз овате ль ное уч реж дение об язано осущес твлять вед ение документации по учету и дви ж ению о б уча ю щи хс я.

2.9. При переводе ребенка из одной школы в другую, принимающая школа обязана подтвердить письменно свое согласие о его зачислении. В э том случае, контроль за пр одол ж ение м об у ч ения несо вершеннолетнего , в озлагае тс я н а а д министраци ю п риним ающего образовательного уч ре жд е ния.

3. Основания для постановки на внутри школ ьный у чет за п ропуски учебных заня тии

3.1. На внутр ишкол ьный у ч ет (зане се ние в шко льны й б анк д анных) став ится о бучающийся за неоднократные, сис тематические пропуски учебных занятий, а также за длительное непосещение школы б ез у ва ж ительной причины.

3.2. На каждог о н есове р шен н о л етнего, систематически пропускающего или длительное время не посещающего учебные за нятия в общеобразовательном учреждении классным руков о дителем (социальным педагогом ) з а водится карта «Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной причине» (форма 1). Карта заполняется классным руководителем и хранится в индивидуальном деле учащегося.

3.3. В карту учета заносятся сведен ия о не с овершеннолетнем и его условия х пр ожи в а н ия , об индиви ду ально-профилактическ ой р аботе с нес оверше нн олетним, о мерах принятых школой.

3.4. Информация о не посещающих учебные занятия по неуважительной причине напра вля ется общеоб раз оват ельны м учреж дением в управление образования. Информация предоставляется в эл е кт ронн о м виде и на бумажном но сител е, заверенном подписью руководителя и печатью, в конце четверти (года) по форме (форма 2).

3.5. Р ук ов одит ель школ ы несут в соответствии с действующим законодател ь ст во м отве тстве н ность за дос товер но с ть све дений о несовершеннолетних, не обучающихся или прекративших по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях.

3.6. Инфо рма ция по учету дет ей по длежит хранению и использованию в порядке, обес п ечиваю щем ее конфиденциаль н о с ть.

4 . Организация ведения п роф и ла ктич ес к ой р аб от ы

4.1. При планировании профилактической работы необходимо учесть, что согласно ст.9. п.7. Федерального закона «Об осно в ах системы пр офила ктики бе знадзо рности п р авонаруш е ний нес оверш ен нолетн и х» общ еобразовательное уч реж д ение обязано информировать учреждения и органы системы профилактики в соответствии с их компетенцией о выявленном случае и причинах непосещения обучающимся занятий,

а также о приняты х ш колой мерах.

4.2. Количество обр ащений школы в органы и учреждения системы профи лакт ики в

целях получения помощи и принятия мер в отношении родителей, возвращения несовершеннолетнего к обучению, не ограничено. При этом следует запрашивать письменные ответы (форма 3).

4.3 . В конце каждой четверти (года) администрация ОУ запрашивает у классных руководителей информацию об учащихся, не посещающих учебные занятия по неуважительной причине (форма 4, 5,6).

4.5. Со всеми о бу чающимися, находящимися в школьном банке данных, проводится индивидуально-профилактическая работа, направленная на предупреждение или уменьшение общей вероятности появления пропусков уроков:

    постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемость обучающихся (форма № 6).

    организация психолого-социальной службой школы индивидуальной и групповой работы с обучающимися и их родителями по преодолению причин пропусков учебных занятий;

    организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных программ; ликвидация пробелов в знаниях обучающихся;

    своевременное и незамедлительное информирование учреждений и органов системы профилактики о несовершеннолетних, злостно уклоняющих от обучения, не посещающих учебные занятия, а также на родителей препятствующих обучению или уклоняющихся от воспитания и обучения своих детей.

5. Меры по предотвращению пропусков занятий без уважительных причин

5.1. Своевременное реагирование на прогулы школьных занятий является необходимым условием для успешной работы по выполнению законодательства об обязательном получении несовершеннолетними среднего общего образования.

Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного дня занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим прогулы занятий, следует относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью, необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в его поведении и прекращения прогулов.

5.2. Ликвидация пробелов, в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики прогулов занятий.

5.3. Организация досуга обучающихся, широкое вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее заинтересованности в посещении школы и формированию законопослушного поведения.

5.4. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Зачастую к такой работе следует привлекать школьного педагога - психолога, социального педагога, использовать опыт работы психолого-педагогических комиссий для нормализации отношений в конфликтных семьях.

5.5. Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте со специалистами КДН и ЗП, инспекторами по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, специалистами-психологами, родительской общественностью, и др.

Форма 1.

Карта «Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной причине»

ОУ ____________________________

I . Сведения о несовершеннолетнем:

1. (Ф. И.О полностью)______________________________________________________.

2. Дата рождения (число, месяц, год)__________________________________________.

3. Школа ____________ (последнее место учебы) _______________________________.

4. Дата поступления в школу ________________.

4. В каком классе обучается _________________.

5. В каком классе должен обучаться по возрасту __________________.

6.

Систематически пропускает занятия

Не посещает школу

За отчетный период пропущено суммарно

__________ учебных дней, ________ уроков

(указать количество)

С какого времени не обучается ________________________________________

(дата последнего посещения занятий)

(Заполняется одна из граф)

7. Причина не посещения (подчеркнуть или дополнить)

трудности в обучении, повторный(ые) курс(ы) обучения, стойкая неуспеваемость, препятствие родителей, жестокое обращение в семье, находится в розыске, склонен к бродяжничеству, конфликт с родителями, одноклассниками, педагогами, переход в новую школу, не желает учиться, хочет (вынужден) ______________________________________

__

8. Перечислить в каких школах ранее обучался (№ школы, класс)

______________________________________________________________________

9. На учете в КДН и ЗП (подчеркнуть) несовершеннолетний/семья (дата постановки)_________________________________________________________________.

Основание постановки на учет КДН и ЗП_______________________________________

10. На учете в ОПДН (дата постановки)_________________________________________.

Основание постановки на учет (подчеркнуть или написать) :

бродяжничество, употребление спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, условно осужден, антиобщественное поведение, драка и др. ____________________________________________________________________________.

II . Место проживания:

1. Адрес регистрации

_____________________________________________________________________

(район, улица, дом, корпус, квартира, телефон)

______________________________________________________________________

2.Адрес фактического проживания_______________________________________

_______________________________________________________________________

3.Адрес последнего проживания (без места жительства)

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

I II . Условия проживания ребенка

1. Проживает ( подчеркнуть или дописать ):

с родителями; с матерью или отцом; с опекуном, попечителем; с отчимом, мачехой; в приемной семье; в государственном учреждении; с другими членами семьи; с посторонними людьми;

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Социально-бытовые условия ( подчеркнуть или дописать ):

Созданы благоприятные условия для проживания, нет условий для обучения и отдыха (в квартире грязь, нет постельного белья, нет мебели, нет еды, нахождение посторонних лиц в нетрезвом состоянии), квартира или ее часть сдается в наем, __________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Социальный статус семьи (подчеркнуть или дописать):

Малообеспеченная, многодетная, находящаяся в социально опасном положении, полная, неполная, в разводе, мать-одиночка, вдова/вдовец, вторичный брак матери/отца, беженцы, вынужденные переселенцы _____________________________________________________________________

4. Статус родителей ( подчеркнуть или дописать ):

Инвалиды (мать, отец), ограничены в правах (мать, отец), лишены родительских прав (мать-отец), (мать, отец)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Образ жизни родителей (подчеркнуть или дописать ):

Злоупотребляют спиртные напитки (мать, отец), наркотические вещества (мать, отец); ведут антиобщественный образ жизни (мать, отец); уклоняются от воспитания детей (мать, отец); жестоко обращаются с детьми; состоят на учете в ОВД (мать, отец), состоят на учете в или КДН (мать, отец); находится в местах лишения свободы (мать, отец, другие члены семьи); не справляются с воспитанием, ведут замкнутый образ жизни, ухаживают за больными родителями, детьми-инвалидами; много времени уделяют работе (мать, отец); заботятся о ребенке (мать, отец)___________________________________________

___________________________________________________________________________.

6. Количество детей в семье

6.1. Количество детей до 18 лет (указать годы рождения)___________________________

__________________________________________________________________________.

6.2. В каких учреждениях обучаются или воспитываются (указать номера учреждений)___

___________________________________________________________________________.

IV .Меры, принятые образовательным учреждением по состоянию на 25 число текущего месяца

(обращения школы в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, в органы внутренних дел, органы здравоохранения, управление образования, органы социальной защиты населения, прокуратуру)

Данная страница заполняется завучем по воспитательной работе каждый отчетный период

Обращение школы (название организации, дата, исходящий номер)

Ответ

(дата, исходящий номер )

Краткое изложение о принятых мерах той организацией, в которую обратилась школа

Руководитель учреждения (подпись) _________________________

МП

Форма 2.

Часто пропускающие занятия

п/п

название ОУ

Всего часто пропускающих занятия

По ступеням

Причины

1-4кл.

5-9кл.

10-11кл.

болезнь

нежелание учиться

социальные

Другие (обязательно указать какие)

Пьянство родителей

Мат. трудности

отсутствие контроля

18

МОУ СОШ с. Новая Кука

4

0

4

0

2

2

Форма 3.

Образец писем в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних

P. S. Письмо следует писать на бланке школы и заверить печатью. Необходимо указать адрес, контактный телефон и факс

Через неделю следует позвонить секретарю начальника и справиться, когда получено письмо, за каким входящим номером зарегистрировано, кому поручено для исполнения (Ф. И.О. сотрудника и его контактный телефон). Эти сведения следует внести в копию письма, подшитую в личное дело.

В случае, когда нет ответа в течение двух недель, следует позвонить исполнителю и попросить об ускорении ответа, можно обратиться с просьбой, чтобы ответ, с подписью начальника, прислали по факсу.

В случае не получения ответа, следует по истечении 30 дней направить повторное письмо на имя начальника с указанием, что запрос направляется повторно.

Начальнику

Фамилия, инициалы

Уважаемый (имя, отчество)!

Прошу Вас сообщить, состоит ли на учете обучающийся нашей школы (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес).

Если состоит, прошу дать подробную информацию:

· когда и за какое противоправное действие был поставлен на учет.

· состоят ли родители на учете;

Данная информация будет использована в целях организации воспитательно-реабилитационного процесса и ее конфиденциальность гарантируется.

Надеюсь на понимание, деловой контакт и консолидацию совместных усилий в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Директор подпись ФИО

Форма 4.

Учет учащихся часто пропускающих занятия _________класса. Классный руководитель_________________________

Форма 5.

Ведомость посещаемости занятий учащихся за _____________четверть (год)

Классный руководитель___________________________________________________________________

Класс___________________________________________________________________________________

Форма № 6

Контроль «Посещаемость и готовность, к урокам» учащихся класса .

Дата:

Инструкция по заполнению: в колонку «Расписание» вписать наименование предмета, внести напротив «ФИО» и соответствующего урока «Расписание» отсутствующие у обучающихся учебные принадлежности (обозначения: у- учебник, т-тетрадъ, р - ручка, л- линейка, а -атлас, к.к- контурная карта и др.) ; в колонке «Дневник», указать отсутствие (по подписям) своевременной проверки родителями и классным руководителем (обозначения: р- родители, к.р.- классные руководители); в колонке «Поведение на уроке» заполняется после собеседования с учителем (в зависимости на каком уроке проводилась проверка) и заносятся следующие данные: удовлетворительное (уд) или неудовлетворительное поведение (неуд), в колонке «Внешний вид» указывается несоответствие школьной формы требованиям Устава (обозначение.

ФИО

Расписание(предметы)

Дневник

Поведение на уроке

Внешний

вид

1

2

3

4

5

6

7

1 .

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Решение:_____________________________________________


Подпись проверяющего

Подпись классного руководителя