Основные стороны психической деятельности. Понятие о психической деятельности. Виды эмоций и эмоциональных состояний

Открытие и изучение условных рефлексов было первым шагом на пути изучения физиологических механизмов, лежащих в основе психической деятельности. И.П.Павлов отмечал, что физиология и психология изучают общий объект - высшие функции мозга, однако каждая из этих наук подходит к изучению данных функ­ций со своими методами и понятиями, поэтому полного сведения психического к физиологическому быть не может.

Психическая деятельность человека - это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться или не сопро­вождаться физической работой. Психическая деятельность -функция целого организма. При психической деятельности про­исходит переход от внешнего, реального мира к внутреннему, идеальному, что получило отражение в понятии интериоризации. Потребности и вызываемые ими мотивы выступают как цели деятельности, содержание и формы которой определяются об­щественно-историческими факторами, общественными соотно­шениями и опытом человека. Цель деятельности выступает как концептуальная модель желаемого, возникающая в сознании человека, где личная необходимость регулируется общественной необходимостью. Материальной базой психической деятельно­сти человека являются физиологические процессы в виде пат­тернов (рисунка, узоров) импульсной активности нейронов во взаимодействии со следами памяти. В частности, паттерн нерв­ных импульсов отражает смысловые содержания звуковых сиг­налов. Основное значение психических процессов состоит в при­способлении человека и животных к окружающей среде. Прообра­зом психической деятельности человека является психонервная деятельность животных (элементы психической деятельности), на­правленная на удовлетворение биологических потребностей: поиск пищи, воды, особи противоположного пола, укрытие от непогоды, охота хищных зверей. При этом имеет место экстраполяционная (рассудочная) деятельность: например, предвидение местоположе­ния объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в ка-



кой-то период времени жертвы не видно. Это продемонстриро­вано и в экспериментах Л.В.Крушинского. Животное наблюдало за прямолинейным движением предмета, который в течение опре­деленного времени двигался за перегородкой. Животное опреде­ляло место, где должен появиться предмет, без предварительного обучения на основании сложившейся у него в мозгу картины о движении объекта. Психическая деятельность - составная часть ВИД, поскольку ВИД может протекать осознанно и подсозна­тельно, а психическая деятельность является осознаваемой.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чув­ства (эмоции) и воля.

А. Ощущение - форма непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной дейст­вительности, воздействующих в данный момент на органы чувств человека. Ощущения - это базисный элемент других форм психи­ческой деятельности. Всякое ощущение имеет качество (модальность), силу и длительность. В зависимости от вида (природы) раздражителя различают ощущения зрительные, слу­ховые, тактильные и т.д. С помощью ощущения имеется возмож­ность определить локализацию действующих раздражителей - на поверхности тела и в окружающей среде.

Б. Восприятие (от лат. регсер(ю - восприятие) - также одна из форм психической деятельности, заключающаяся в узнавании предмета или явления или в формировании субъективного образа впервые встречаемых предметов и явлений.

Важным звеном восприятия является опознание предмета, яв­ления. В основе этого процесса лежат системы временных связей. Предметы, явления воздействуют на рецепторы, информация от которых доходит до соответствующих зон коры, затем в ассоциа­тивных зонах коры поступающая информация сопоставляется (сличается) с хранящимися в памяти образами, происходит ее уз­навание. У человека оно может отражаться в речи, т.е. осозна­ваться, приводя к появлению понятия. Таким образом, воспри­ятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся пред­меты, явления, то формируется их образ. При повторных воздейст­виях мы их узнаем.

В. Представление - идеальный образ предмета, явления, кото­рые в данный момент не действуют на органы чувств. Образ предмета, явления мы извлекаем из памяти - замечательного свойства высокоорганизованной материи - мозга (воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании информацию и опыт). Представление без памяти невозможно, как и мышление.Г. Мышление - это процесс познания и накопления информа­ции и опыта и оперирование знанием, т.е. закодированной с по­мощью механизмов памяти информацией. Мышление - один из видов психической деятельности.

1. Виды мышления.

Элементарное (конкретное) мышление - форма отражения действительности, проявляющаяся в целесообразном адек­ватном поведении, направленном на удовлетворение биоло­гических потребностей. Оно свойственно человеку и живот­ным. Физиологическую основу элементарного мышления со­ставляет первая сигнальная система.

Абстрактное мышление - отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигналь­ной системы (см. раздел 6.11.1). Оно свойственна только че­ловеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул.

Словесно-логическое мышление (дискурсивное) - форма мыш­ления, основанная на рассуждении, состоящем из последова­тельного ряда логических звеньев, каждое из которых зави­сит от предыдущего и обусловливает последующее.

Более высокие, чем у других животных, способности человека к мышлению и научению не связаны с возникновением каких-то особых нервных клеток типа «речевых нейронов», «нейронов па­мяти» и т.п. По всей вероятности, развитие этих особенностей обусловлено чисто количественными изменениями, а именно - уве­личением числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку инфор­мации. Оно наиболее выражено в неокортексе, который благодаря этому, по-видимому, обеспечивает высокую скорость такой обра­ботки, в частности при научении, извлечении данных из памяти, произнесении и понимании слов.

2. Наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны коры большого мозга. Например, ассоциативные поля теменной области объединяют информацию, приходящую от соматосенсор-ной коры относительно положения тела в пространстве, от зри­тельной (затылочной) и слуховой (височной) коры. Извлекаемая из памяти информация сливается с сенсорной и позволяет нам интер­претировать специфическую информацию от органов чувств. Наи­более сложная часть ин тегративной деятельности приходится на лобные доли, имеющие обширные двусторонние связи с лимби-ческой системой, которая придает эмоциональный характер пе­рерабатываемой информации. Получая разнообразную инфор­мацию о состоянии организма и окружающей среды, мы с по­мощью лобной коры оцениваем ее значимость в настоящий момент и выбираем информацию, имеющую первостепенное

значение. Лобная кора ответственна за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее. Люди с поврежденными лобными долями становятся безответственными и неспособными совершать ряд последовательных действий в достижении цели при изменении жизненных ситуаций. Лобная кора взаимодействует со всеми отде­лами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС, обу­словливающими языковые функции. Височная кора участвует в процессах памяти. Патология височной коры ведет к потере долго­временной памяти. Деятельность лобной коры по составлению планов на будущее связана с извлечением информации из долго­временной памяти, которая в основном обеспечивается деятельно­стью височной коры.

Д. Внимание - состояние активного бодрствования, характери­зующееся готовностью ответить на стимул и выражающееся в на­правленности психической деятельности на определенный объект. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, способствующих переходу с одного уровня бодрствования к дру­гому, более высокому; очень сильная степень активации нарушает процесс внимания. Появление внимания - это начало исследова­тельского поведения, приспособительной осознаваемой деятель­ности организма, отбора необходимой информации. В физиоло­гическом плане в основе внимания лежит ориентировочный реф­лекс. Этот рефлекс с повторением действия раздражителя ослабевает, исчезает, что указывает на роль коры больших полу­шарий и на то, что ориентировочному рефлексу присущи некото­рые черты обучаемости (угасания), характерные для условных рефлексов. Для понимания механизма внимания привлекается концепция о доминанте (А.А.Ухтомский).

Выделяют два вида внимания - непроизвольное и произволь­ное (волевое). Непроизвольное внимание - это врожденный про­цесс, осуществляемый при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий организма. В процессе об­щественной деятельности человек приобретает способность управлять своим вниманием; внимание, подчиняющееся воле че­ловека, называется волевым (произвольным). Ведущая роль при произвольном внимании принадлежит лобным долям. Высшей формой волевого внимания считают интеллектуальное внимание. Таким образом, внимание представляет собой продукт социаль­ного развития, выражающийся в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека.

Е. Воля - степень выраженности стремления в достижении це­ли. Важнейшими волевыми качествами личности являются реши­тельность, выдержка, настойчивость, способность к самостоя­тельным действиям и поступкам.Ж. Влияние сенсорного притока на психическую деятельность,

У детей и подростков длительное (6 мес, по 1 ч в день) увеличение сенсорного притока (контрастные фрагменты классической музы­ки, координированные движения пальцев рук, приятные запахи) усиливает внимание, значительно улучшает цветовое восприятие и слух, повышает объем слухоречевой и зрительной памяти, вер­бальный и невербальный интеллект, улучшает умственную рабо­тоспособность, пространственный и динамический праксис. Так, у воспитанников Дома ребенка ускоряется начало активного раз­вития речи даже на фоне ее полного отсутствия в начале исследо­вания; улучшается кровоснабжение мозга. Наблюдается нараста­ние целенаправленной двигательной активности, коммуникабель­ности, улучшение психоэмоционального статуса. Отмечается увеличение энергии «1-ритма и усиление внутри- и межполушар-ной когерентности для 6- и а-ритмов.

Психические процессы - процессы субъективного непрерывного отражения объективной реальности разной модальности, построения ее многосторонних целостных психических образов (ощущения и восприятие, внимание, память, мышление и речь, эмоции, чувства). Психические состояния - психические процессы, протекающие определенное время в одних и тех же условиях: управляемые той или иной потребностью в тех или иных внешних возможностях ее реализации теми или иными способностями в том или ином биологическом цикле обменных процессов в организме. Основные переменные параметры состояния связаны с работоспособностью человека (умственной, физической, эмоциональной). Психическое свойство - индивидуальное качество коммуникативных, когнитивных, регулятивных психических функций, отдельных сторон психики человека, в том числе качество его психических процессов и типичность психических состояний. Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном. Бессознательный уровень психической деятельности - врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей. Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем. Сознательный уровень психической деятельности - сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения: 1. эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными; 2. подсознательными, субъективно-эмoциональными 3.сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.

3. Клиническая (синдромальная) классификация психических расстройств по степени тяжести.

F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

F1 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F3 Расстройства настроения (аффективные расстройства)

F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

F7 Умственная отсталость

F8 Расстройства психологического (психического) развития

F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F99 Неуточненное психическое расстройство

4. Расстройства восприятия. Основные виды галлюцинаций, понятие психогенных галлюцинаций. Восприятие - это целостное отражение тех явлений или предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств.

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д. По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий: 1) физические; 2) физиологические; 3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно. существует. Все галлюцинации делятся на истинные и псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой («голос» звучит из-за реальной стены; «черт», помахивая хвостиком, садится на реальный стул, оплетая хвостом его ножки и т.д.), чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. Псевдогаллюцинации чаще характеризуются следующими отличительными особенностями: а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове; б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела, то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой; в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наведенности этих голосов или видений. (Слуховые, императивные, Антагонистические (контрастирующие), Зрительные, Обонятельные, Тактильные, Висцеральные, Гипнагогические, Функциональные, Внушенные и вызванные галлюцинации). Галлюцинации психогенные-обманы восприятия, возникающие после психического потрясения и содержание которых отражает как содержание психотравмирующей ситуации, так и отношение к ней со стороны пациента.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий: 1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на: а) предметную агнозию; б) агнозию на цвета и шрифты; в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.). 2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха; 3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.


Похожая информация.


ПСИХОЛОГИЯ

Глава 8

ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ)

Общие понятия: деятельность, поведение, действия. Преступное деяние. Виды действий (движений). Потребности, потребностное состояние, мотивы и цели деятельности. Мотивационная сфера личности. Этапы преступного поведения: мотивационный и этап реализации принятого решения. Соотношение результатов и цели преступной деятельности. Психологические особенности преступ­ного поведения при различных формах вины.

Данная глава открывает один из центральных разделов, посвя­щенных криминальной психологии, который включает в себя вопро­сы, традиционно относящиеся к психологическим проблемам пре­ступного поведения, психологическим особенностям умышленных и неосторожных преступлений. В разделе рассматриваются психоло­гические закономерности совершения групповых преступлений, функ­ционирования различных преступных групп и сообществ, психологи­ческие методы борьбы с групповой преступностью, психология личнос­ти преступника.

Приступая к изложению перечисленных выше вопросов, прежде всего остановимся на общей психологической характеристике такого фундаментального понятия, как деятельность, которое разрабатывается в социальной психологии и является одним из основополагающих для юридической (криминальной) психологии.

1. С точки зрения психологии любое правонарушение, любое пре­ступление можно рассматривать как особый вид деятельности, опреде­ленной социальной активности человека, проявляющейся в специфи­ческих формах противоправного поведения, в котором выражаются от­ношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологические свойства, мотивационная сфера лич­ности, психическое состояние.

Анализируя психологические особенности преступления, кем бы оно ни совершалось, мы не можем не опираться на такие фундаменталь­ные психологические понятия, как деятельность, поведение, действия, мотивы и цели деятельности.

Под деятельностью в психологии понимается та или иная (внутренняя или внешняя) активность человека, направленная на достижение поставленной цели. Как писал С.Л. Рубинштейн, «специ­фическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек

реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуе­мой им действительности» 1 .

Деятельность человека связана многообразными узами с деятель­ностью окружающих его людей, жизнью всего общества, с обществен­ными отношениями 2 . Деятельность включена в систему социальных ожиданий, ориентирована на то, как ее примет общество. Поэтому любая целенаправленная деятельность человека, даже та, которая со стороны выглядит сугубо индивидуальной (например, труд художника, писателя и т.п.), по своей природе глубоко социальна.



В деятельности, через нее человек реализует себя как личность. В ней формируются и проявляются его психические свойства, особеннос­ти личности.

Другим присущим деятельности признаком является ее предмет­ность. То есть любая (в том числе, разумеется, и противоправная) дея­тельность наполнена своим внутренним, конкретным смысловым содер­жанием, направлена к определенной цели, а «предметы, существующие в окружающем человека мире или подлежащие реализации в нем, ста­новятся целями человеческой деятельности через соотношение с ее мо­тивами» 3 .

Будучи активным субъектом деятельности, человек активно вклю­чается в общественные, межличностные отношения, тем самым занима­ет определенную позицию относительно других людей, общества в целом, социальных ценностей. На этой стадии, как обращает внимание на данную закономерность С.Л. Рубинштейн, деятельность приобрета­ет новый специфический аспект, становясь поведением.

Таким образом, поведение - это внешнее проявление деятельнос­ти, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей сре­дой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (пси­хической) активностью. В поведении выражается его отношение к нравственным, моральным, правовым нормам, традициям, существую­щим в обществе. По поведению судят о личностных особенностях субъекта.

Предметом специального изучения юридической психологии явля­ется противоправное, преступное поведение, которое имеет все выше­названные элементы. Однако оно по своей антиобщественной направ­ленности, способам достижения цели существенно отличается от обыч­ного поведения человека, не вступающего в конфликт с нормами права. Эта антиобщественная направленность преступного поведения особен­но заметна, когда приходится анализировать процессы мотивации, целе-полагания, принятия решения, выбора средств достижения поставлен­ных целей и практической реализации преступного замысла при совер­шении преступлений с различными формами вины.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. II. С. 8.

2 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 82.

3 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 8.

Своеобразной единицей поведения человека является поступок. «Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие че­ловека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам обществен­ной морали» 1 . Более того, поступком может быть и воздержание субъ­екта от каких-либо действий (или, как говорят юристы, бездействие), если в этом воздержании (бездействии) проявляется его позиция, отно­шение к происходящим явлениям.

Кроме того, рассматривая деятельность, мы не можем не видеть две ее стороны: внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) предметную сторону. Осознание субъектом предстоящей деятельности, мысленное перемещение его в связи с этим во времени и пространстве называется интериоризацией (превращением во внутреннее). Процесс интериоризации может протекать как на вербальном уровне, так и свер­нуто в виде мысленных образов. Напротив, внешнюю, предметную, сто­рону деятельности следует рассматривать как экстериоризацию внут­ренней, психической стороны деятельности.

Эти обе стороны деятельности неразрывно связаны между собой. «Внешняя сторона - движения, с помощью которых человек воздейст­вует на внешний мир, - определяется и регулируется внутренней (пси­хической) деятельностью, мотивационной, познавательной и регулятор-ной... Вся эта внутренняя, психическая деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, про­цессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемым» 2 .

Все эти процессы лежат в основе формирования умысла лица в ходе подготовки и совершения им преступления, поскольку преступление представляет собой разновидность деятельности, главной особеннос­тью которой является ее антиобщественная направленность.

2. Неотъемлемым элементом деятельности является потребность человека, которая служит источником его активности, предваряющей собственно саму деятельность. Потребность, приобретшая побуди­тельную силу, направляющую деятельность, становится ее моти­вом. Как писал А.Н. Леонтьев, «деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность - это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым моти­вом» 3 . Данное положение имеет исключительно важное значение для понимания проблемы так называемых безмотивных преступлений, к ко­торой мы еще вернемся.

Чтобы активность приобрела характер деятельности независимо от ее направленности, перед человеком должна стоять цель. Только в этом случае можно говорить о целенаправленной деятельности. Процесс це-

1 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 9.

2 Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд М., 1986. С. 105-106.

3 Леонтьев А.Н. Указ. соч. С. 102.

леобразования может иметь различные временные интервалы, завер­шаясь постановкой общей цели в виде некоего образа будущего ре­зультата (продукта) деятельности. Однако на пути достижения этой общей цели субъект может намечать более конкретные (частные) цели, соотнося их с общей целью.

Данный процесс целеобразования в большей мере присущ видам де­ятельности с высоким уровнем организации. В деятельности с относи­тельно низким уровнем организации, с четко выраженной ориентацией на быструю реализацию возможностей в какой-то предметной ситуации доминирующей формой целеобразования является постановка конкрет­ных целей.

Детерминантой выбора целей в том и другом случае является такое важное личностное образование, как уровень притязаний. Значительно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка личности не­редко приводят к тому, что субъект ставит перед собой (с точки зрения своих способностей и объективных условий) реально недостижимые цели. Крах в достижении этих целей может вызвать у субъекта состояние фрустрации, обострить состояние психической напряженности, служить причиной развития конфликтных отношений с окружающими и провоци­ровать агрессивные (противоправные) формы поведения.

Серьезные нарушения процессов целеобразования обычно свиде­тельствуют о психической незрелости человека, его инфантильности, легкомыслии и даже о возможных расстройствах и нарушениях его психики.

3. Единицей деятельности является действие. С помощью действий осуществляется та или иная деятельность. Совокупность действий может составлять определенный вид деятельности.

Под действием в психологии понимается относительно закончен­ный элемент деятельности, направленный на выполнение какой-то одной, простой текущей задачи, на достижение той или иной конкрет­ной (частной) цели.

В основе действия лежат побуждения в виде различных потребнос­тей, интересов, которые становятся для субъекта мотивом как только по­является цель. Поэтому в мотивах отражаются побуждения индивида.

Отдельные действия могут распадаться на более мелкие, или, как их называет С.Л. Рубинштейн, «частичные действия» (операции).

В уголовном законе (ст. 14 УК РФ) употребляется специфический термин - «деяние». Деяние с точки зрения науки уголовного права - это поведение, поступок человека в «форме действия или бездействия». А под действием понимается общественно опасное, волевое, активное поведение 1 .

По тому, как человек управляет своими действиями, как"контроли-рует их, можно выделить следующие действия.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. На­умова. М., 1996. С. 53, 64.

Инстинктивные действия. Они инициируются органическими импульсами и осуществляются вне сознательного контроля. Обычно они наблюдаются в раннем детском возрасте.

Рефлекторные, или действия-реакции. Они совершаются рефлек-торно. Такие действия также не подвергаются сознательной регуляции. Типичным примером подобных действий может служить непроизволь­ное отдергивание руки от источника тока, горячего предмета и т.д.

Как те, так и другие действия не представляют особого интереса с правовой точки зрения. Поэтому они не рассматриваются в юридичес­кой психологии.

Импульсивные действия. Данный вид действий наблюдается у лиц, находящихся в состоянии сильного, чаще аффективного возбужде­ния. Поэтому их еще называют импульсивно-аффективные действия. Подобное аффективное действие (действия) - разрядка «определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вы­зывающим» 1 . Поэтому целенаправленный, волевой контроль за ними, их регуляция в момент аффективной вспышки, во время их совершения могут оказаться для субъекта непосильными. Импульсивные действия легче предвидеть и не допустить, чем регулировать их силу и направ­ленность во время совершения, особенно в тех случаях, когда субъект находится в состоянии аффекта, достигшего стадии кульминации.

Возможность совершения преступлений против жизни и здоровья граждан с использованием импульсивно-аффективных действий учтена законодателем при конструировании некоторых уголовно-правовых норм (см. ст. 107, ИЗ УК РФ).

Волевые действия. В отличие от описанных выше волевые дейст­вия четко осознаются и регулируются субъектом. Они целенаправлен­ны. Их совершению предшествуют выбор цели, процессы мотивации, принятие решения. Прогнозируются (предвидятся) результаты, кото­рые должны или могут наступить после их выполнения. По ходу их со­вершения лицо в состоянии вносить определенные коррективы в свое поведение.

И тем не менее в зависимости от ситуации, уровня эмоционально-волевой устойчивости субъекта волевые действия могут при определен­ных условиях перерастать в импульсивно-аффективные действия, в том числе они могут проявиться в качестве замещающих действий, основ­ное назначение которых снять эмоциональное напряжение с помощью аффективной разрядки.

4. Действия человека складываются из совокупности движений, каждое из которых представляет собой единицу анализа психики 2 .

Движения, как и действия, развертываются во времени и в про­странстве. Поэтому они поддаются измерениям, имеют разные динами-

1 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 18

2 См.: Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М,

ческие характеристики по скорости, силе, темпу, ритму, координации, точности, пластичности и т.д.

В психологии движения подразделяются на непроизвольные и про­извольные. С помощью последних совершаются волевые действия с прямым или косвенным умыслом.

Основными видами движений являются: движения, связанные с из­менением позы тела; движения связанные с передвижением (походка, осанка и пр.); выразительные движения лица, тела (мимика, пантоми­мика); семантические (смысловые) движения в виде жестов и т.п.; речь как моторная функция в ее динамике (ритмика, интонация, артикуля­ция и т.д.); рабочие движения, необходимые в различных видах трудо­вой деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Некоторые действия под влиянием упражнений приобретают авто­матизированный характер в виде динамического стереотипа (по И.П. Павлову), становятся устойчивым навыком. Юристу в своей про­фессиональной деятельности необходимо обращать внимание на те или иные действия (движения) лиц, с которыми ему приходится вступать в общение, на их навыки поведения.

Движения соединяют человека с предметным миром, с различными жизненными ситуациями, которые наполнены динамическими процес­сами. Вот почему, если в целях познания истины по делу нужно, чтобы допрашиваемый вспомнил какие-то важные обстоятельства, его просят подробно (по существу, разложив на отдельные действия, движения) рассказать, как он, например, шел, куда свернул, сколько сделал при­мерно шагов в сторону и т.д. Причем иногда, чтобы активизировать мне-мические процессы, допрашиваемому предлагается воспроизвести пос­ледовательность своих действий не только в прямой последовательнос­ти, но и в хронологически обратном порядке.

Расчленение действий на отдельные движения может происходить и во время следственного эксперимента, когда следователь предлагает, к примеру, подозреваемому в умышленном убийстве, объясняющему случившееся своим неосторожным обращением с оружием, пока­зать - движение за движением, - как тот обращался с оружием, каким образом мог «случайно» задеть за спусковой крючок и произвес­ти выстрел.

В подобных случаях подозреваемый по инициативе следователя со­вершает этот своеобразный, скрытый от поверхностного взгляда, пере­ход от образов-действий к демонстрации «живых движений» в виде чисто механических действий с сопутствующими этим действиям мне-мическими процессами, эмоционально-волевыми проявлениями и т.п., т.е. происходит то, что называется процессом экстериоризации.

Таковы наиболее общие слагаемые любой деятельности человека, которые также можно увидеть и при анализе противоправной деятель­ности, преступного поведения, преступных действий. Поэтому перей­дем к их более подробному рассмотрению.

Психика человека – это сложнейшая функция мозга, заключающаяся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающей средой. Психика является системным свойством высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, построении картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

В психике человека представлены и упорядочены события прошлого (представления памяти), настоящего (совокупность образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущего (в побуждениях, намерениях, целях, фантазиях, грезах, сновидениях и т. п.).

Психика человека в отличие от психики животных приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями. Возникает сознание как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется личность, служащая источником высших проявлений активности психики.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей.

1. Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой.

2. Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека.

3. Психическое отражение углубляется и совершенствуется.

4. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.

5. Преломляется через индивидуальность человека.

6. Носит опережающий характер.

У человека психика носит осознанный и неосознанный характер. Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и головным мозгом внешних объектов в форме психики становится возможным осуществление действий, адекватных этим объектам.

Высшим уровнем развития психики является сознание – свойственный только человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Сознание отражает действительность категориально, через совокупность знаний, через обобщенный человеческий опыт. Отражение существенных закономерных связей действительности осуществляется в обобщениях, с предвидением событий, осознанием цели деятельности, предвосхищением будущего результата деятельности, его психическим моделированием в системе понятий.

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает эти знания. К ним относят ощущения, восприятия, представления, память, мышление, эмоции, воображение и др. Основной функцией сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека.

Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности и включает в себя многообразие неосознанных тенденций – побуждений его непроизвольной деятельности. В XVIII – XIX вв. представителями идеалистической философии (Кант, Шопенгауэр, Гартман, Бергсон) и материалистами (Сеченов, Павлов, Бехтерев) были созданы теории бессознательного.

Бессознательное – это сфера психического отражения, не осознаваемая субъектом. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биогенных и социогенных потребностей, на сохранение организма и вида. Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов, система врожденных безусловно-рефлекторных реакций. Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию.

Психическая жизнь любого человека проявляется чрезвычайно разнообразно. Выделяют 3 группы психических явлений.

1. Психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Это течение психических явлений, имеющих начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Окончание одного психического процесса связано с началом нового, что приводит к непрерывности психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Все психические процессы подразделяются на: познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, представление, внимание); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т. п.). Они обеспечивают первичное формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

2. Психические состояния – это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. д.). Выделяют 4 вида психических состояний:

1) мотивационные (желания, стремления, интересы, страсть);

2) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);

3) волевые (инициативность, целеустремленность, решимость, настойчивость);

4) состояние различных уровней организованности сознания (внимательность, наблюдательность).

3. Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым относятся: темперамент, характер, способности, направленность.

Биологической основой, субстратом психической деятельности является нервная система, представленная иерархической структурой нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Работа нервной системы обеспечивает контакты с внешним миром; реализацию намеченных целей; координацию и согласование работы внутренних органов; целостную адаптацию организма. В качестве основного структурного и функционального элемента нервной системы выступает нервная клетка – нейрон.

Выделяют центральную нервную систему, которая состоит из головного и спинного мозга, и периферическую, состоящую из нервов, отходящих от головного и спинного мозга, межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела вегетативной нервной системы.

Деятельность нервной системы носит рефлекторный (отражательный) характер. Рефлекс – это цепь событий, включающая передачу сигнала с помощью нервной системы от какого-либо органа чувств, с развитием ответной автоматической реакции. Путь, по которому проходит нервное возбуждение при внешнем раздражении, называется рефлекторной дугой и состоит из следующих этапов.

1. Передача вызванного раздражителем возбуждения в центр – спинной и головной мозг. Эта часть рефлекса называется чувствительной, афферентной.

2. Центральная (мозговая) часть, где происходит передача возбуждения от клетки чувствительного нерва к клетке двигательного нерва.

3. Передача нервного возбуждения в мышцы или в железы. Эта часть рефлекса называется двигательной, эфферентной.

Все рефлексы делятся на условные (приобретенные в процессе жизни) и безусловные (врожденные).

Безусловные рефлексы можно назвать также прирожденными, видовыми, постоянными, стереотипными. Сложность их очень различна. Они могут быть весьма примитивными и представленными двухнейронной дугой и могут быть образованы весьма сложной системой нейронов и представлять собой безусловные специальные сложнейшие рефлексы, или инстинкты, анатомическим субстратом которых являются ближайшие к большим полушариям подкорковые узлы (центральные, или базальные, ганглии).

Биологическое значение безусловных рефлексов очевидно – они необходимы для достижения уравновешенности организма с внешней и внутренней средой.

Условные рефлексы, в отличие от безусловных, постоянно образуются во время индивидуальной жизни и отвечают на какой-либо постоянный раздражитель не стереотипно, как безусловные рефлексы, а реагируют в зависимости от многообразных изменений окружающего мира.

Химико-физические воздействия из внешней или внутренней среды организма преобразуют в нервные импульсы специальные нервные образованиярецепторы (от лат. receptor – принимающий). По месту своего расположения и по выполняемым функциям рецепторы могут быть разделены на экстерорецепторы, интерорецепторы и проприоцепторы. В соответствии с характером воспринимаемого воздействия различаются механо-, термо-, фото-, хемо– и электрорецепторы.

Прием и анализ сенсорной информации осуществляет функциональная единица нервной системы, обозначаемая как анализатор . Выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный и другие анализаторы.

В каждом анализаторе можно выделить три отдела.

1. Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование энергии раздражения в нервный импульс.

2. Проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому нервные импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы.

3. Центральный отдел, состоящий из релейных (переключательных) подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий.

Кроме восходящих (афферентных) путей существуют нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних уровней анализатора со стороны его высших отделов.

Кора больших полушарий представляет собой орган высшего синтеза и анализа получаемых организмом раздражений. Речь идет при этом об анализе и синтезе не только раздражений, приходящих из окружающей среды, но и раздражений, исходящих из внутренней среды самого организма. Кора больших полушарий регулирует не только приспособление организма к внешней среде, но и нормальную работу внутренних органов и тканей. Таким образом, кора больших полушарий объединяет и регулирует все функции организма.

Анализ и синтез конкретных, непосредственных раздражений, поступающих из внешней и внутренней среды, составляют функцию первой сигнальной системы, свойственной всем животным, в том числе и человеку. Но у человека имеется и вторая сигнальная система, осуществляемая словом, значение которой огромно, так как только эта система сделала человека человеком, сделала возможными речь, отвлечение от конкретного, обобщение и мышление.

Нервную деятельность, как безусловнорефлекторную, так и условнорефлекторную, характеризуют основные физиологические процессы – возбуждение и торможение, причем и возбуждение, и торможение представляют собой, по И. П. Павлову, лишь разные стороны одного и того же процесса.

Большое значение имеет для клиники учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Основу классификации типов составляют три основных свойства нервной системы: сила основных процессов (процессов возбуждения и торможения), уравновешенность их между собой и их подвижность. По силе основных процессов животные делятся на сильных и слабых, сильные – на уравновешенных и неуравновешенных, сильные уравновешенные – на подвижных и инертных.

Сила определяется как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивно протекающих процессах; подвижность – как способность быстрого перехода от одного процесса к другому; уравновешенность – как одинаковая выраженность нервных процессов торможения и возбуждения.

В последующем к этим свойствам были добавлены динамичность (способность мозговых структур к быстрому ответу при формировании условных реакций), лабильность (скорость возникновения и окончания нервных процессов) и активированность (индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения). Свойства нервной системы в основном генетически детерминированы и определяют индивидуальные различия в поведении.

Распространение тормозного процесса в коре больших полушарий создает гипнотическое состояние, или сон. Различают два вида сна: сон активный и сон пассивный. Активный сон обусловливается активным процессом торможения, возникающим первично в коре больших полушарий и ограничивающимся корой или отдельными ее частями или же распространяющимся на подкорку и нижележащие центры. Пассивный сон обусловливается ослаблением притока импульсов к коре с периферии или их блокированием. Биологическое значение сна очень велико, поскольку он представляет собой охранительное торможение.

Психическая деятельность –это субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Ощущение – это базисный элемент других форм психической деятельности. С помощью ощущений имеется возможность определить качество раздражителя (зрительный, слуховой, тактильный и др.), а также определить локализацию раздражителей. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность.

Восприятие – оно заключается в узнавании предмета, явления, а также в формировании нового образа предметов или явлений. Предметы или явления действуют на рецепторы, затем информация поступает в проекционные зоны коры, а затем в ассоциативные. Там поступающая информация или сопоставляется (сличается) с хранившейся в памяти и происходит узнавания, либо формируется новый образ.

Система двусторонних связей ассоциативных областей коры, в особенности лобных отделов, с лимбическими и ретикулярными регуляторными структурами определяет высокую пластичность процесса восприятия и его адекватность текущей ситуации.

Нейроны ассоциативной коры обладают важнейшими отличительными особенностями: 1) конвергенцией стимулов разной модальности (нейроны полимодальны), что нреобходимо для полного описания и опознания объекта; 2) высокой пластичностью, обеспечивая вовлечения в реакции в зависимости от конкретных условий; 3) способностью реагировать избирательно на сложные объекты, приобретающие определенную значимость.

Внимание состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности. Появление внимания – это есть начало исследовательской деятельности, отбора информации. В физиологическом плане – внимание лежит в основе ориентировочного рефлекса. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, переходу от одного уровня бодрствования к другому более высокому. Внимание может быть непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание – врожденное, осуществляемое при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий со стороны организма. Произвольное (волевое) внимание выражается в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека, это продукт социального развития человека. Ведущая роль принадлежит лобным отделам коры больших полушарий и в физиологическом плане это проявляется в локальной активации определенных участков коры и торможении остальных зон коры больших полушарий.

При внимании структуры, ответственные за анализ и обработку информации, испытывают облегчающее влияние со стороны модулирующей системы мозга, с которой они связаны. Важнейшая закономерность организации внимания – регуляция этого взаимодействия со стороны структур лобной коры. В лобных отделах обработанная информация о стимуле интегрируется с информацией о состоянии мотивационно-эмоциональных структур, поступающей от лимбической коры, ствола и таламуса.


Внимание облегчает все этапы осуществления познавательной деятельности. Обработка информации о стимуле, представляющем определенную значимость для организма, требует поддержания внимания и регуляции активационных влияний. Это достигается регулирующими влияниями лобной коры через ассоциативные ядра таламуса. В механизмах локальной активации значительная роль принадлежит структурам лимбической системы (гиппокамп, гипоталамус, миндалина, лимбическая кора) и их связям с лобной корой.

Воля – степень выраженности стремления в достижении цели. Характеризуется такими качествами, как решительность, выдержка, настойчивость и т.д.

Мышление – процесс накопления информации и навыков, а также оперирование этими знаниями.

Мышление бывает элементарным (конкретное) и проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным, и физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система.

Абстрактное мышление свойственно только человеку и развивается со становлением второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью понятий, категорий, формул.

Словесно-логическое мышление – форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обуславливает последующее.

Мышление, так же как и любая другая форма психической деятельности, организуется по принципу функциональной системы. Направленность мышления на решение определенных задач определяется потребностью, которое осуществляется на основе синтеза всей имеющейся информации. Затем принятие решения и выбор оптимального пути достижения поставленной цели; в конце – решение задачи или нахождение ответа на поставленный вопрос, что сопровождается сличением полученных результатов. Согласование прекращает мыслительный акт, рассогласование стимулирует дальнейший процесс мышления.

Отсюда ясно, что в обеспечении мыслительной деятельности участвуют многие структуры мозга, как корковые, так и подкорковые образования. Нейропсихологическими исследованиями выявлена специализированная роль переднее- и заднеасоциативных областей коры в мыслительной деятельности. Показано, что теменно-затылочные отделы принимают участие в осуществлении зрительно-пространственной деятельности. Выполнение вербально-логических операций вовлекает переднеассоциативные отделы. Больные с нарушением функций лобных долей не способны четко сформулировать цель и задачу, вычленить наиболее значимую информацию, сличить полученные результаты с исходными условиями задачи.

Лобные доли имеют обширные связи с лимбической системой мозга, которая придает эмоциональный характер перерабатываемой информации. Лобная кора взаимодействует со всеми отделами ЦНС, особенно с височной корой, которая участвует в процессах памяти. Патология лобной коры ведет к нарушению составлению планов на будущее, что связано с извлечением информации из долговременной памяти, а это как раз обеспечивается височной корой.

В мыслительных операциях по-разному участвуют левое и правое полушария. Для левого полушария характерна роль в логическом мышлении, выделении причинно-следственных отношений, а правого – в решении пространственных задач. Известно, что правое полушарие оперирует всем набором признаков, а левое выделяет наиболее существенные характеристики и легче улавливает различия объектов. Но следует подчеркнуть, что оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга.

Эмоции

Эмоции (чувства) – выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия.

Имеется несколько критериев для классификации эмоций по интенсивности и длительности. Выделяют положительные и отрицательные эмоции, из них основные такие, как радость, страх, гнев, интерес, удивление, горе, отвращение, презрение, вина, стыд и т.д.

Известны три основные теории возникновения эмоций:

1. Биологическая – эмоция связана с появлением потребности. Если потребность удовлетворена, то могут возникнуть положительные эмоции, если нет – возникают отрицательные пока не будет достигнута цель.

2. Потребностно-информационная теория – в основе появления эмоций лежат потребности и информация о средствах, которые необходимы для удовлетворения потребности. Если объем информации достаточен, то возникают положительные эмоции, а если нет – отрицательные эмоции.

3. Для удовлетворения потребности необходима информация, время и энергия.

Если у организма недостаточно информации, времени и энергии, то возникает состояние напряжения.

Ни одна из данных теорий не может объяснить все причины возникновения тех или иных эмоций. Обобщающим фактором, вызывающем эмоции, является удовлетворение или неудовлетворение любой потребности.

Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются лимбическая система мозга, лобные и височные доли коры больших полушарий.

Наиболее яркие эффекты были получены при раздражении определенных ядер гипоталамуса, вызывающем эмоциональные эффекты разного знака. Стимуляция зон латерального гипоталамуса приводит к стремлению животных к продлению этого состояния путем самораздражения. Раздражение других центров гипоталамуса вызывало реакцию избегания. Области мозга, раздражение которых вело к подкреплению и избеганию, получили название центы удовольствия и неудовольствия.

Мозговая организация эмоций, как и других психических функций, многоуровневая. Важную роль в организации поведенческих реакций и регуляции активационных процессов играют лимбические структуры со связями с ассоциативными областями коры.

В нейрофизиологических исследованиях выявлена роль лобной и височной коры. При поражении лобных долей отмечаются глубокие нарушения эмоциональной сферы, затрагивающие высшие эмоции, связанные с социальными отношениями, деятельностью, творчеством. При височном поражении, особенно справа. Нарушается опознание эмоциональной интонации речи.

Показано, что при правостороннем поражении ассоциативных отделов коры возникает состояние эйфории и беспечности. Левостороннее поражение приводит к преобладанию озабоченности и тревожности. Это привело к представлению о преимущественной связи правого полушария с отрицательными эмоциями, а левого – с позитивными.

Особенности высшей нервной деятельности человека
Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенность его ВНД.

И.П. Павлов считал. Что специфика ВНД человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка. С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения.

Таким образом, у человека в отличие от животных существуют две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Слово, обозначающее предмет, не является результатом простой ассоциации по типу «слово-предмет». Связи слова с предметом качественно отличаются от первосигнальных связей. Слово хотя и является реальным физическим раздражителем, оно принципиально отличается тем, что в нем отражаются не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предметов и явлений. Оно обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности.

Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Эта система конкретных, непосредственных чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных.

Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

Интегративная деятельность нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. Благодаря слову картина мира становится более совершенной - с одной стороны, более обобщенной, с другой, более дифференцированной. Слово выделяет существенные признаки предмета, вносит в него формы анализа и синтеза, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным.