Отличие крестов. Чем отличаются католические кресты от православных? Отличия от православного креста

Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными традициями и особенностями. Поэтому неудивительно, что один из самых узнаваемых символов в мире, христианский крест, имеет такое многообразие форм, размеров и применений.

В сегодняшнем материале мы попытаемся рассказать о том, какие бывают кресты. В частности вы узнаете: существуют ли «православный» и «католический» кресты, может ли христианин относиться ко кресту презрительно, бывают ли кресты в форме якоря, почему мы почитаем также крест в форме буквы «Х» и ещё много интересного.

Крест в церкви

Для начала вспомним о том, почему крест важен для нас. Почитание креста Господня, связано с Искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи. Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.

Поскольку крест столь почитаем верующими, они стараются возможно чаще видеть его в своей жизни. Чаще всего крест можно увидеть в храме: на его куполах, на священной утвари и облачениях священнослужителей, на груди священников в виде особых наперсных крестов, в архитектуре храма, нередко строящегося в форме креста.

Крест за церковной оградой

Кроме того верующему человеку свойственно расширять своё духовное пространство на всю окружающую жизнь. Христианин освящает все её элементы, прежде всего, крестным знамением.

Поэтому на кладбищах над могилами кресты, как напоминание о будущем воскресении, на дорогах — поклонные кресты, освящающие путь, на телах самих христиан — кресты нательные, напоминающие человеку о его высоком призвании следовать путём Господа.

Также форму креста у христиан можно нередко увидеть в домашних иконостасах, на кольцах и других предметах домашнего обихода.

Нательный крест

Нательный крест — особая история. Он может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму.

В России нательный крест привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего, однако в других культурах встречались и иные традиции. Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать. Именно так носили нательный крест христиане-кельты.

Интересно и то, что иногда на кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.

О «православном» и «католическом» крестах и презрении к последнему

В некоторых современных научно-популярных статьях можно встретить утверждение, что «православным» считается крест восьмиконечной формы с короткой верхней и косой короткой нижней дополнительными перекладинами, а удлинённый книзу четвероконечный крест является «католическим» и православные, якобы, относятся или в прошлом относились к нему с презрением.

Это утверждение, не выдерживающее никакой критики. Как известно, Господа распяли именно на четвероконечном кресте, который по вышеприведённым причинам почитался Церковью святыней задолго до отпадения католиков от христианского единства, произошедшего в XI веке. Разве могли христиане презирать символ своего спасения?

Кроме того во все времена в храмах широко использовались кресты четвероконечной формы и даже сейчас на груди православных священнослужителей можно встретить несколько возможных форм креста — восьмиконечный, четвероконечный и фигурный с украшениями. Неужели бы они стали носить какой-то «неправославный крест»? Конечно нет.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест чаще всего используется в Русской и Сербской Православных Церквях. Такая форма напоминает о некоторых дополнительных подробностях смерти Спасителя.

Дополнительная короткая верхняя перекладина обозначает титло — дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский». На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается «ИНЦИ» — по-русски или «INRI» — по-латыни.

Короткая косая нижняя перекладина, обычно изображаемая с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым (относительно изображения распятого Господа) обозначает так называемое «мерило праведное» и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.

Андреевский крест

Христианами почитается не только прямой, но и косой четвероконечный крест, изображаемый в виде буквы «Х». Предание повествует, что именно на кресте подобной формы был распят один из двенадцати учеников Спасителя — апостол Андрей Первозванный.

Особенно популярен «андреевский крест» в России и странах Причерноморья, так как именно вокруг Чёрного моря проходил миссионерский путь апостола Андрея. В России андреевский крест изображается на флаге военно-морского флота. Кроме того, андреевский крест особо почитается шотландцами, которые также изобразили его на своём государственном флаге и считают, что апостол Андрей проповедовал и в их стране.

Т-образный крест

Такой крест был наиболее распространён в Египте и других провинциях Римской империи в Северной Африке. Кресты с горизонтальной балкой, наложенной на вертикальный столб, или с поперечиной прибитой лишь немного ниже верхнего края столба, использовали для распятия преступников в этих местах.

Также «Т-образный крест» называют «крестом святого Антония» в честь жившего в IV веке преподобного Антония Великого — одного из основателей монашества в Египте, который путешествовал с крестом такой формы.

Арихиепископский и Папский кресты

В Католической церкви, помимо традиционного четвероконечного креста, используются кресты со второй и третьей перекладинами над основной, отражающие иерархическое положение носителя.

Крест с двумя перекладинами означает чин кардинала или архиепископа. Такой крест иногда также называют «патриаршим» или «лотарингским». Крест с тремя перекладинами соответствует папскому достоинству и подчёркивает высокое положение римского понтифика в Католической церкви.

Крест Лалибелы

В Эфиопии в церковной символике используется четвероконечный крест, окружённый сложным узором, который именуют «крестом Лалибелы» в честь святого негуса (царя) Эфиопии Гебре Мескель Лалибелы, правившего в XI веке. Негус Лалибела был известен глубокой и искренней верой, помощью Церкви и щедрым творением милостыни.

Крест-якорь

На куполах некоторых храмов в России можно встретить крест, который стоит на серповидном основании. Некоторые ошибочно объясняют подобную символику войнами, в которых Россия побеждала Османскую империю. Якобы, «христианский крест попирает мусульманский полумесяц».

На самом деле эта форма называется Крестом-якорем. Дело в том, что уже в самые первые века существования христианства, когда ислам ещё даже не возник, Церковь именовали «кораблём спасения», который доставляет человека в безопасное пристанище Небесного Царства. Крест при этом изображали в виде надёжного якоря, на котором этот корабль может переждать бурю страстей человеческих. Изображение креста в виде якоря можно встретить ещё в древних римских катакомбах где скрывались первые христиане.

Кельтский крест

До обращения в христианство кельты поклонялись различным стихиям, в том числе и вечному светилу — солнцу. По легенде, когда святой равноапостольный Патрик просвещал Ирландию, он объединил символ креста с более ранним языческим символом солнца, чтобы показать вечность и важность для каждого новообращённого жертвы Спасителя.

Хризма — намёк на крест

В течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Правители Римской империи открыли охоту на христиан и им приходилось опознавать друг друга с помощью не слишком явных тайных знаков.

Одним из самых близких к кресту по значению скрытых символов христианства была «хризма» — монограмма имени Спасителя, обыкновенно складывавшаяся из первых двух букв слова «Христос» «Х» и «Р».

Иногда к «хризме» добавлялись символы вечности — буквы «альфа» и «омега» или, в качестве варианта, он выполнялся в виде андреевского креста, перечёркнутого поперечной чертой, то есть в виде букв «I» и «X» и мог быть прочитан, как «Иисус Христос».

Существует и множество других разновидностей христианского креста, которые широко используются, например, в международной наградной системе или в геральдике — на гербах и флагах городов и стран.

Андрей Сегеда

Вконтакте

КРЕСТ. РАСПЯТИЕ. ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТНОЙ СМЕРТИ ХРИСТА. ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО.

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее. Что касается протестантов, то они не признают такой символ как крест и не носят его. Крест для протестантов - символ позорной казни, орудие, посредством которого Спасителю не только причинили великую боль, но и убили Его.

Причина, почему человек носит , у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТНОЙ СМЕРТИ СПАСИТЕЛЯ

Как известно, возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.


До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.


Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть , что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

ФОРМА КРЕСТА

Четырехконечный крест

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено , однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» . Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме» , - говорит Сербский Патриарх Ириней.

РАСПЯТИЕ

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии - IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.


Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» Победитель .

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий» , потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

  1. чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. - четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Крест в христианстве – это символ бесконечной веры, победы добра над злом, жизни над смертью, мук и торжества Христа. Только православные и католики используют его для обозначения своей приверженности христианству. Однако, после 1054 года произошел раскол церкви, у каждой ветви появились свои особенности, отразилось это и на канонах изображения распятого Христа. Так чем отличается православный крестик от католического, рассмотрим основные детали.

Форма

В католической традиции принята четырехконечная форма креста, другие встречаются крайне редко. Православие считает правильным восьмиугольный крест, однако допускается любая другая форма, принципиального значения это не имеет, намного значимей отличия в изображении самого Спасителя. Поэтому шестиконечные и четырехконечные не нарушают никаких канонов и всегда признавались Церковью. На шестиконечном кресте нижняя перекладина — символ нераскаянного греха, а верхняя – освобождение покаянием. По словам преподобного Феодора Студита: «Крест всякой формы есть истинный крест и сила его животворящая».

  • Это полезно:

Образ Христа

Только казнь на кресте давала возможность встретить смерть с распростёртыми руками, символизируя всеобъемлющую любовь Христа к людям. В двух разных традициях изображение Иисуса имеет ряд принципиальных отличий. Православный образ живой, показывает торжество бытия над смертью. Католический Иисус – более реалистичен, изображены его муки и страдания, весит ниже, на провисших руках.

Гвозди

Самым главным, из визуально заметных отличий, является количество гвоздей, которыми прибит Спаситель. У католиков их три, ноги сложены вместе, одна на другую, у православных – четыре, на каждую ногу — отдельный гвоздь.

Надписи

При наличии таблички на верхней перекладине креста у православных изображены буквы ІНЦІ или ІННІ («Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). У католиков эта надпись отличается, и выглядит как INRI – латинское обозначение. Надпись «Спаси и сохрани» на обратной стороне крестика, не обязательна, однако, в католических образцах отсутствует однозначно.

При выборе крестика кроме правильного канонического значения необходимо обратить внимание на качество изготовления и некоторые технологические детали. Его нужно носить постоянно, очень неприятно, когда по истечению непродолжительного времени приходиться обращаться за помощью в ремонтную мастерскую. Самые слабые места — колечко и проушина, через которые одевается цепочка. Более детально проблемные части крестов описаны в видео.

Материал, из которого изготавливается крестик, не играет большой роли, право выбора ничем не ограничивается. Можно носить из серебра или золота, других драгоценных металлов, довольно часто используется дерево, главное – это глубокий духовный смысл, который содержится в этом важнейшем символе веры.

Основные отличия католического и православного распятия

Отличие первое. На православном Распятии Иисус пригвожден к Кресту 4-мя гвоздями, а на католическом – 3-мя.

Отличие второе. Самое основное. Католическое натуралистично и предельно чувственно, православное же – более духовное. При этом на католических Распятиях Иисус изображается со страдальческим лицом, провисшим на руках телом, терновым венцом на голове, а также с ранами и кровью. На классической православной иконе Распятия изображен Иисус – Победитель. Его вид демонстрирует Божественный покой и величие. Христос не беспомощно на руках свисает, а парит в воздухе, как бы призывая в объятия всю Вселенную. Богородица стойко сопереживает страданиям Сына.

Свое догматическое обоснование иконография православного получила только в 692 году. Закреплено оно было в восемьдесят втором правиле Тульского собора. Основным условием становится гармоничное сочетание реализма Божественного Откровения и подлинной истории. Фигура Христа выражает покой и величие. Господь открывает объятия всем тем, кто к нему хочет обратиться. В данной иконографии успешно решается достаточно трудная задача изображения двух ипостасей Христа - Божественной и Человеческой, которые одновременно демонстрируют и смерть, и полную победу над ней Иисуса.

Стоит отметить, что католики не приняли правила Тульского собора, отказавшись от своих ранних взглядов. Кроме этого они не приняли и символического духовного изображения Спасителя.

Так и появился в Средневековье католический тип распятия, где преобладающим становится натурализм человеческих мук. Голова Иисуса, увенчанная венцом, перекрещенные ступни, дополнительно пригвожденные одним гвоздем – новшество XIII столетия. Анатомические подробности католического изображения, четко передавая правдивость непосредственно самой казни, скрывают главное событие - торжество Иисуса, который победил смерть и открывает нам вечную жизнь.

Еще несколько важных деталей

Раскинутые руки Иисуса в православном распятии должны быть прямыми. Они не должны провисать под весом умирающего тела.

Отличительным признаком католического Распятия являются скрещенные и пробитые гвоздём обе ступни Спасителя. В православной традиции Иисус изображается распятым на 4-ых гвоздях.

Ладони Христа на православном Распятии обязательно открыты. Стоит сказать, что вопрос недопустимости изображения на иконах согнутых пальцев Спасителя под католическим влиянием поднимал дьяк Висковатый в 1553 году. Пусть он и был осуждён за свои рассуждения об иконописи тех времен, но предоставленные им доводы о необходимости изображения именно открытых ладоней были признаны правильными, после чего спорные иконы подлежали переписыванию.

В православном кресте нет натуралистических следов страданий Христа.

Терновый венец является атрибутом католического распятия, который в православной традиции встречается крайне редко (на пасхальных артосах, к примеру).

Общие черты

Еще в IX столетии Преподобный Феодор Студит учил, что «крест любой формы является истинным крестом».

Очевидно, что в католицизме отсутствуют четкие правила по поводу распятия. На древнейших распятиях Спаситель изображён живым, в одеждах, а также дополнительно увенчанным короной. Терновый венец, кровь и раны, которые собираются в чашу, появляются только в Средневековье с другими деталями, обладающими мистическим либо символическим смыслом.

Т.е. в романскую эпоху, либо на востоке, где успешно сохранялась греческая традиция, между католическим и православным распятием нет значительных отличий. Натурализм и реализм возникают в готическую эпоху, после чего получают особое развитие в период барокко. Черты подобного натурализма перешли в религиозную живопись Руси Синодального периода, хотя, безусловно, их нельзя считать образцами канона.

Важно подчеркнуть, что католические и православные распятия изображают две стороны одного важного события. Как на католических образах, где изображаются страдания, безысходность и смерть подразумевается последующее воскресение и победа Христа, так и, смотря на православные распятия, на которых изображен торжествующий Спаситель Победитель, мы четко понимаем, что Он понёс свои страдания за грехи всего человечества.

Очень часто случается так, что родители ребёнка или крёстные приходят в магазин за тем, чтобы купить золотой крестик ребёнку на Крещение, но тот огромный выбор, который ждёт их в магазине, приводит их в замешательство. И вот перед вами кресты различной формы, с разными надписями и разным внешним видом, и продавцы-консультанты, зачастую не могут сказать, а где здесь именно православный крест? Поговорим о том, чем же отличается православный крест от католического.

В мире существует множество различных религий: православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, буддизм и др. И только православные и католики почитают кресты и иконы. Вообще в православии, как и в католицизме, крест - это главный символ христианства, в нём отражена вся суть веры. Вершина всему - приход Иисуса Христа в наш мир, он искупил на Кресте все наши грехи и даровал нам надежду на Спасение и жизнь вечную. Поэтому каждый православный, как и католик при Крещении получает нательный крестик, который должен всегда носить с собой. Нося крестик на шее, человек прежде всего определяет своё отношение к религии, а также стремится разделить со Христом тяжесть несения креста. Недаром, в русском народе существует такая поговорка - «Господь даёт крест каждому по силам».

Но между изображением креста в католицизме и православии есть существенные различия. И касаются они, в первую очередь, формы креста. Так католики изображают крест лишь одной формы - четырёхконечной с вытянутой вертикальной перекладиной.

В православии форма креста в принципе не имеет никакого значения, однако большее распространение получили - шестиконечные и восьмиконечные кресты. В древней Руси был очень распространён шестиконечный крест, который как бы делился пополам перекладиной. Нижняя часть креста свидетельствовала о том, что человек имеет нераскаянные грехи, а верхняя часть говорила о том, что душа человека стремится к Небу и покаянию за свои грехи.

Главное же отличие между православным и католическим крестами заключается в образе Иисуса Христа, и для православия католический образ неприемлем.

У католиков Иисус Христос, изображённый на кресте, имеет очень натуралистические черты, и более того он изображается на нём мёртвым. Вот мы видим руки, которые сгибаются под тяжестью тела, множество ран, из которых сочится кровь, его лицо выражает нечеловеческие страдания, боль, тяжкие муки, выпавшие на долю Спасителя. Здесь нет торжества жизни над смертью. В православии же сам крест является символом этого торжества. В кресте заключено смирение и радость оттого, что теперь каждому человеку дарована Жизнь Вечная, если он только сам захочет быть со Христом. Образ Христа в православии торжественен, ладони его открыты, он как бы призывает всех прийти и быть рядом с ним в Царстве Божием. Здесь он изображён не как мёртвое тело, а как Бог, который добровольно и с любовью пошёл на эти страдания, дабы даровать надежду всему человечеству. Образ Иисуса Христа в православии - это образ Бога любви, милости, сострадания и прощения.

Кроме того, есть существенные отличия и в количестве гвоздей, которые изображаются на кресте. Известно, что в Византии сохранились гвозди, которыми был прибит Иисус Христос к Кресту, и их четыре, т.е. каждая нога и рука были прибиты отдельно. И в православной кресте мы видим, что каждая нога прибита отдельно. В католическом же изображении Креста - ноги Иисуса Христа прибиты вместе одним гвоздём.

Кроме того, есть небольшие различия и в надписях на табличке над головой Господа. На Кресте над головой преступника обязательно прибивали табличку, на которой описывалось то правонарушение, за которое данные человек был казнён. Понтий Пилат не знал, что написать на табличке, предназначенной для Иисуса Христа, и там было написано следующее: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Таким образом, на католическом кресте латинскими буквами написано: INRI. А на православном кресте буквы выведены на церковно-славянском языке: IHHI.

Помимо этого на оборотной стороне православного креста обязательно есть надпить «Спаси и сохрани» на русском или церковно-славянском языке. Таковы основные отличия православного креста от католического.