Ответственность за нарушение трудовых прав инвалидов. Международное движение за права инвалидов. Зарубежный опыт

В России, как и в большинстве стран мира инвалиды являются одной из самых незащищённых групп населения, которые в силу физических, психологических и иных причин не могут полноценно и в полном объеме реализовывать свои права. Если за последние 100 лет условия жизни человека в развитых странах намного улучшились, то к инвалидам это не относятся. Как правило, об их правах государство и общество думает в самую последнюю очередь. По данным ООН в мире насчитывается больше 650 млн. инвалидов, ежедневно от инвалидности страдают 2 млрд. человек, если добавить членов их семей и людей, осуществляющих уход за ними .

Зачастую инвалиды не могут свободно выбирать свой образ жизни, а некоторые из них и попросту лишены возможности учиться, создавать семью, работать, посещать магазины, культурно-массовые мероприятия и т. д. Инвалиды, как и любые другие граждане, реализовывают свои права посредством применения правовых норм через соблюдение их, исполнение и использование. Граждане-инвалиды, в том числе дети, могут реализовывать права как непосредственно, т. е. лично, так и через своих законных представителей (на основании выданной доверенности или в силу недееспособности, т.е. когда инвалид не может самостоя- тельно приобретать и осуществлять свои права и обязанности). Нарушение прав инвалидов, как и любое другое нарушение обусловлено следующим. Это противоправное деяние гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением. Противоправность имеет несколько признаков: 1. Наличие деяния – т. е. может быть в виде активного действия или бездействия; 2. Причинение вреда - направлено против общества;

3. Наличие вины – психическое отношение лица к своему деянию и к последствиям. Вина бывает двух форм: в виде неосторожности и в виде прямого умысла; 4. Ответственность за нарушение прав, кто и как защищает права инвалидов? (социальная защита инвалидов) . За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалид- ности или нарушение иных прав инвалидов, виновные лица, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. За нарушение требований законодательства в сфере обеспечения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры предусмотрена административная ответственность.

Так, нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специ- альных автотранспортных средств инвалидов влечет административную ответственность по ст. 5.43. КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Виновные в уклонении от исполнения требований законода- тельства к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должностные лица в соответствии со ст. 9.13. КоАП РФ подлежат привлечению к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; юридические лица – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей .

Статьей 11.24. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение руково- дителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслужи- вания населения транспортных средств, доступных для инвалидов. Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Полномочиями по возбуждению дел об административном правонарушении по ст. 5.43. КоАП РФ обладают должностные лица органов внутренних дел (полиции), по ст.ст. 9.13., 11.24. КоАП РФ - должностные лица органов социальной защиты. Полномочия и законные интересы лиц с ограниченными способностями здоровья в определенной степени обеспечиваются с помощью использования административных мер ответственности в случаях нарушения этих прав и интересов. Таким образом, за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, а кроме того за необосно- ванный отказ в регистрации инвалида в качестве нетрудоустроенного правонарушителю грозит взыскание в виде штрафа в объеме от 2-ух до 3-х тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ). В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около предприятий торговли, области услуг, медицинских, спортив- ных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не меньше 10 % мест (но никак не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые никак не обязаны занимать другие автотранспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств безвозмездно.

В случае занятия парковочных зон, специализированных для автотранспортных средств инвалидов, водителю грозит взыскание в объеме от 3-х до 5 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ). Юридические и должностные лица за избежание от выполнения требований к созданию условий инвалидам с целью свободного допуска к предметам инженерной, автотранспортной и общественной инфраструктур, а кроме того с целью свободного пользования жд, воздушным, водным, междугородным авто автотранспортом и абсолютно всеми типами муниципального и пригородного пассажирского авто- транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность согласно ст. 9.13 КоАП РФ в виде штрафа в объеме от 2-ух до 30 тыс. руб. Дела об административных преступлениях, предусмотренных ст.9.13 КОАП рассматриваются Мировыми судьями. В соответствии с пп.17 п. 2 ст. 28.3 КоАП составлять протоколы вправе должностные лица организаций социальной защиты населения в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы федеральными законами или нормативными законными актами Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации. С целью возбуждения процесса об административном преступлении указанными органами достаточно хотя б одного повода, предусмотрен- ного п.1 ст. 28.1 КоАП, а непосредственно:  прямое выявление должностными лицами необходимых сведений, указывающих на присутствие действия преступления;

 поступившие из правоохранительных органов, а кроме того из иных муниципальных организаций, организаций регионального самоуправления, от социальных организаций материалы, имеющие сведения, указывающие на наличие действия преступления;  сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения . При этом в КОАП РФ установлено, что протокол составляется немедленно после выявления совершения правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом или сведений о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело, протокол составляется в течение двух суток. Обратиться с жалобой о недоступности того или иного здания в органы социальной защиты могут как граждане, так и общественные объединения. На это указанные органы вправе прореагировать, составив протокол об административном правонарушении и передав его на рассмотрение в суд. Действительно, кажется все очень просто.

Однако при реализации указанного механизма на практике возникает множество вопросов. Рассмотрим один пример. Гражданка Иванова Мария Николаевна – инвалид первой категории (ДЦП, передвигается только при помощи инвалидной коляски.). На первом этаже не так давно построенного здания, находящегося рядом с её домом, открылась аптека. Мария Николаевна весьма обрадовалась данному событию, так как иная ближайшая аптека находится в 4 остановках от её дома. Прежде, для того, для того чтобы получить требуемые медицинские препараты, ей постоянно доводилось обращаться к немногочисленным родствен- никам либо соседям. Помимо этого, вывеска в новой аптеке свидетель- ствовала, что в ней действует система бонусов для инвалидов и людей пенсионного возраста. Но попасть в новую аптеку Марии Николаевне так и не получилось, так как к входу вела шикарная мраморная лестница, а пандус почему-то отсутствовал. Что же делать? Для того чтобы разрешить возникшую задачу, она направилась в органы социальной защиты населения согласно участку жительства с соответствующим заявлением. Как в этом случае обязаны поступить сотрудники органа соц. защиты? Ни в одном нормативном акте конкретно эта процедура, к сожалению, никак не регламентирована. Остается подразумевать, что, получив подобное заявление, работники органа социальной защиты населения имеют все шансы отправиться согласно указанному в заявлении адресу, осмотреть место, узнать данные о владельце неприспособленного здания.

В случае доказательства данных о правонарушении они имеют все шансы составить акт и направить его мировому судье с целью последующего рассмотрения процесса об административном правонарушении. При этом с точки зрения действующего законодательства у владельца здания будут иметься основания для того, чтобы опровергнуть составленный акт как составленный ненадлежащим субъектом полномочия, поскольку формулировка ст.28.2 весьма нечеткая, а в федеральных законах и регламентах организаций социальной защиты населения функция контроля за доступностью инфраструктуры для людей, имеющих инвалидность, отсутствует. В каждом случае при дальнейшем анализе процесса об административном правонарушении судье, возможно, будет необходимо потребовать дополнительные доказательства, а кроме того привлекать специалистов с целью получения их консультаций или даже устанавливать экспертизу . Кроме указанных положений меры административной ответствен- ности в виде штрафа предусмотрены за отклонение от производства транспортных денег единого использования, приспособленных для использования инвалидами (ст. 9.14КоАП РФ), а кроме того за систему концепции автотранспортного сервиса жителей и использование транспортных денег в отсутствии соблюдения условий законодательства, учитывающих введение в концепцию транспортного сервиса жителей транспортных денег, доступных для инвалидов (ст. 11.24КоАПРФ). Как следует из рассмотрения правовых положений законодательства об административных правонарушениях, вышеуказанные мероприятия ответственности в основном ориентированы на обеспечение свободного доступа лиц с ограниченными способностями здоровья к предметам технической, транспортной и общественной инфраструктур.

Список литературы:

1. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М.:ЦИЭТИН, 2009.

3. Новикова К.Н. Социальная реабилитация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы. – Казань, 2008.

4. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

5. Пронин О.А. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. -М., 2008. 6. http://lawyer-consult.ru/social_security/prava-invalidov/zashhita-i-otvetstvennost. html 7. http://www.prokuratura-kirov.ru/vopros/vrga/detail.php?ID=11695.

Зливко Алла Павловна
, Мищенко Анна Юрьевна

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, которая подлежит обязательному применению. Положения Конституции РФ и Конвенции во многом похожи. В соответствии с Конвенцией инвалиды наравне с другими наделены возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. С момента ратификации Россия обязана принять надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Необходимые меры для формирования Доступной среды определены ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Положения части первой данной статьи в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

В соответствии с ФЗ от 01.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов» некоторые статьи ФЗ вступают в силу с 1 июля 2016 года :

  • Пункт 5 Статья 5 - изменения в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой, ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида.

Ответственность за нарушение прав инвалидов

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека .

В соответствии со ст. 32 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Громкие случаи, связанные с неподобающим отношением к инвалидам:

1. Нижний Новгород - сестру знаменитой модели Натальи Водяновой Оксану Кусакину в грубой форме выгнали из кафе из-за того, что Оксана - девушка с особенностями развития. У нее церебральный паралич и аутизм. Мама девушки написала заявление на сотрудников кафе за некорректные и грубые действия в адрес ее дочери. Спустя некоторое время Наталья Водянова пригласила работников кафе в Центр поддержки семьи фонда «Обнаженные сердца» (2015).

2. Екатеринбург – в мае 2012 года Александра Мокина не пустили в кафе, так как молодой человек был на инвалидной коляске. Он обратился в суд и отсудил у кафе 100 тыс. рублей, в 2014 году его не пустили в караоке-клуб. В Екатеринбурге Александр знаменит тем, что отстаивает права инвалидов. Позднее он уже в рядах «Молодой гвардии», возглавил так называемое движение «Доступная среда» против дискриминации инвалидов.

3. Нижний Новгород - Татьяна Федоровна Разумовская, преподаватель зарубежной литературы, проработала в ННГУ им. Лобачевского больше тридцати лет. С детства страдает ДЦП, но ее инвалидность не мешала ей в работе и никого не смущала - ни студентов, ни руководство. Но в один из дней ей позвонили и сообщили об увольнении (в приказе было написано:«Уволить в связи с признанием полностью нетрудоспособной в соответствии с медицинским заключением»). Несмотря на то, что Татьяна Ивановна представляла медицинское заключение об инвалидности второй группы и разрешении работать по профессиональным навыкам.

4. Калининградская область - две 14-летние девочки избили свою сверстницу-инвалида и стали фигурантками дела о покушении на убийство.

5. Республика Татарстан - девочку 5 лет с ДЦП не пустили на сцену во время утренника вместе с другими детьми, аргументировав тем, что ее появление могло испортить общее впечатление праздника, а также, что праздник для «нормальных детей», а не для инвалидов. Впоследствии заведующую детским садом уволили за нарушение профессиональной этики (2015).

6. Как известно, очень часто многие занимают парковочные места для инвалидов, на эту проблему обратила внимание девочка - пятиклассница из Ижевска (март 2016). Настя Велева добилась, чтобы на парковке у местного гипермаркета автомобилисты перестали ставить машины на местах для инвалидов. Убедившись в существовании проблемы, девочка решила изготовить и установить на места для инвалидов предупреждающие знаки (таблички) с фотографиями и лозунгом: «Не занимай мое место ни на парковке, ни в жизни». За месяц таблички никто не снял и не испортил, более того, сотрудники магазина их охраняют. Тем временем Настя намерена продолжать работу над проектами помощи инвалидам.

7. Москва – родители учеников четвертого класса , дочери учительницы. Она случайно оказалась на страницах фотоальбома класса, где преподает ее мама (2015).

Можно ещё привести большое количество таких нарушений в отношении прав инвалидов.

Как говорят, если хочет изменить мир и сделать его лучше, то нужно начать с себя. Необходимо с детства прививать ребенку принцип равенства всех людей, чувство сострадания и взаимопомощи людям с нарушениями здоровья.

Таким образом, анализ нормативных правовых актов, регламентирующих защиту прав инвалидов, показал, что после ратификации Конвенции о правах инвалидов государство предпринимает все меры для обеспечения «Доступной среды» для них. Рассматриваемые случаи нарушения законодательства в отношении таких людей поднимет еще одну немаловажную проблему толерантного отношения к инвалидам. К этой проблеме необходимо привлекать СМИ, обучать педагогов, молодежь, специалистов службы занятости, подготавливать волонтеров по этим вопросам.

Социологический опрос:

Хотели бы Вы работать и учиться вместе?

Причина инвалидности

Взрослое население

Подростки

Психические расстройства и расстройства поведения

(синдром Дауна)

Болезни глаза и уха

Болезни эндокринной системы (сахарный диабет, бронхиальная астма)

Болезни нервной системы

Последствия травм, отравлений и другие воздействий внешних причин (ампутации – рук, ног)


О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // СЗ РФ. 1995. 27.11. № 48. Ст. 4563.

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ // КонсультантПлюс.

Оператор связи должен обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи; оснащение объектов связи, предназначенных для работы с пользователями услугами связи; обеспечение инвалидам возможности самостоятельного передвижения по объекту связи в целях пользования общедоступными услугами связи; доведение работниками оператора связи информации об услугах связи до инвалидов иными доступными им способами.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: Федеральный закон от 08.11.2007г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015) // СЗ РФ. 2007. 12.11. № 46. Ст. 5555.

Пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. У владельца объекта должно быть необходимое оснащение, такое же, как и на железнодорожных вокзалах. Без взимания дополнительной платы на территории объекта и транспортом средстве пассажиру из числа инвалида предоставляются необходимые услуги (помощь в передвижении, допуск собаки-проводника, перевозка кресла-коляски пассажира из числа инвалидов).

Юридической ответственностью называется применение к лицу, совершившему противоправное деяние предусмотренных законом мер принуждения в установленном процессуальном порядке.

Необходимо различать два вида юридической ответственности в зависимости от характера правонарушения и содержания санкций за его совершение. По этим критериям выделяются штрафная (карательная) и правовосстановительная ответственность.

Выделяются следующие принципы юридической ответственности: законность, обоснованность, состязательность процесса и право на защиту лица, привлекаемого к ответственности, своевременность, ответственность, целесообразность и гуманизм.

Статьей 47 Конституции РФ закреплено право каждого на судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» 1995 г. в качестве общей нормы предусматривает, что за причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Предусмотренные законодательством РФ права лиц с ограниченными возможностями обеспечиваются возможностью применения мер ответственности: гражданско-правовой, административной, уголовной. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 2001 г. предусматривает меры ответственности за следующие правонарушения:

  • -нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного);
  • -нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов;
  • -уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
  • -отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов.

Наличие у человека определенных физических недостатков не должно быть причиной, тормозящей полноценную работу личности. В истории есть немало примеров, когда люди с дефектами зрения, слуха, двигательного аппарата добивались поразительных результатов. Неповторимость, уникальность каждого человека должна работать на общество и задача общества - создать все условия для этого.

В 1991 году в России был принят закон «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», в котором были закреплены основные принципы и направления решения проблемы инвалидов.

В данном законе было провозглашено, что инвалиды в СССР обладают всей полнотой социально - экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, другими законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик. Дискриминация инвалидов запрещается и преследуется по закону. Ряд положений данного закона воспроизведен в действующем российском законодательстве. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» содержит следующие определения социальной защиты и социальной поддержки инвалидов: социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты —

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.42 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, является установленный порядок создания и (или) выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в частности, в пределах установленной квоты.

Соответствующие гарантии прав инвалидов и порядок создания и (или) выделения рабочих мест для их трудоустройства установлены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1. Отдельные вопросы в этой сфере отношений решаются нормативными правовыми актами Правительства РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в пределах своей компетенции.

Потерпевшими по данному правонарушению являются граждане — инвалиды, признаваемые таковыми Государственной службой медико-социальной экспертизы (МСЭК) в порядке, установленном Правительством РФ. В целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации трудовых прав законодательством установлены дополнительные гарантии, способствующие повышению их конкурентоспособности на рынке труда (см. ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

2. Объективная сторона данного правонарушения заключается в действии — в несоздании и невыделении рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Потенциальный виновник отказывается принять на работу инвалида (любой группы, если только в справке МСЭК не указано, что инвалид относится к нетрудоспособным) несмотря на то, что он был направлен на работу в пределах квоты.

Данное правонарушение совершается в форме бездействия. Оконченным оно считается с момента отказа инвалиду в трудоустройстве.

Общие нормы о порядке, условиях признания граждан безработными установлены Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1. Согласно п. 2 ст. 3 указанного Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. Понятие, содержание индивидуальной программы реабилитации инвалида и требования к ней определены ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Подробный Порядок регистрации безработных граждан органами службы занятости населения разработан и утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2010 N 847н.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, составляет действие, а именно необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного. При решении вопроса о квалификации отказа как необоснованного необходимо установить факт наличия или отсутствия у инвалида законных оснований для регистрации его безработным. Речь идет о том, что инвалид предоставил все необходимые документы, однако соответствующий работник учреждения службы занятости (потенциальный виновник правонарушения) отказал ему в регистрации в качестве безработного.

3. Субъектом данного правонарушения являются должностные лица (руководители организаций независимо от их организационно-правовых форм (например, директор ООО, председатель производственного кооператива или любого иного юридического лица — работодателя, индивидуальный предприниматель), иные должностные лица этих организаций, осуществляющие обязанности по приему на работу граждан.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, могут быть должностные лица органа службы занятости. К их числу относятся руководители государственных учреждений службы занятости населения, а также другие должностные лица этих учреждений, на которых возложены обязанности по регистрации граждан в качестве безработных.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно (прямой умысел), так и по неосторожности.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, вправе составлять должностные лица органов социальной защиты населения (п. 17 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения (п. 87 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Навигация по записям