При недостатке инсулина нарушается. Инсулин в крови, недостаток в организме, симптомы. Правила введения инсулина

Урок окружающего мира

Тема урока: Лес – природное сообщество.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

1. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

2. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

3. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

4. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

растений, животных, мультимедийная презентация, атлас-определитель «От земли до неба», карточки с заданиями для групповой работы, карточки для самооценки.

Действия учителя

Действия учеников

1.Мотивация

к учебной

деятельно-

У меня хорошее настроение. А у вас? Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Закройте глаза (Включается запись пения птиц).

Представьте, что вы на лесной полянке, ярко светит солнышко, весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнять трудные задания.

2.Актуализа-

ция знаний

Ребята, отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает,

Весной опять оживает.

Мы уже изучали лес, как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы "рассматривая его под микроскопом".

А что же такое лес? Что вы уже о нем знаете?

Сейчас ваша одноклассница расскажет «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес», а вы сделаете из нее вывод.

«Один художник решил нарисовать лес.

Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи, они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался лесовик. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

Вот это настоящий лес! - сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!».

Итак, что же такое лес? (Слайд№4 ).

-Ученые называют лес природным сообществом. Как вы это понимаете?

Что такое сообщество?

А в словаре Ожегова это слово объясняется так:

Лес – это природная зона, которая находится южнее зоны тундры. Обитатели леса:

животные, насекомые и птицы. Растения в этой зоне многообразны: деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды (Слайд №2 ).

Слайд №3.

Лес - целый мир, в котором обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, а ещё больше скрыто от наших глаз.

Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Сообщество –

1.Объединение людей, имеющих общие цели;

2.Группа растительных и животных организмов, живущих вместе.

Целеполага-ние и планирова-ние предстоя-

щих действий

Как вы думаете, чем мы займемся на уроке? Какую цель вы себе поставите на урок?

Сформулируйте тему урока (Слайд №5 ).

Чтобы изучить лес, как природное сообщество, нам нужно определить план наших действий. На слайде №6 есть план, но пункты перепутаны. Поставьте их в правильной последовательности.

(План записывается на доску).

Изучить лес, как природное сообщество. Проследить взаимосвязи в сообществе, познакомиться подробно с растениями и животными леса. Доказать, что лес является природным сообществом.

«Лес–природное сообщество».

Дети рассуждают и переделывают план.

1)Узнать, как располагаются растения в лесу.

2) Изучить обитателей леса.

3)Выявить взаимосвязи между обитателями леса (невидимые нити).

Систематизация знаний с

элементами исследова-

Физкультми-

Первичное закрепление с проговариванием

Закрепление

Рефлексия

Домашнее задание

Первый пункт плана помогу вам выполнить я.

Рассмотрите слайд «Смешанный лес» (слайд№7 ). Чем является лес для живых организмов? Какой это дом?

- Верно.Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. (На доске появляется модель многоэтажного дома в виде лесенки).

Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.

2) Растения с мягкими зелеными стеблями.

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем.

4)На горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

На самой земле вместе с грибами растут мхи и лишайники.

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения (на доске)

Итак, скажите, как располагаются растения в лесу? Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами?

Далее мы будем изучать обитателей леса: (растения, животных, грибы), и выявлять взаимосвязи между ними (2 и 3 пункты плана). Для этого разделимся на группы: ботаники, зоологи, экологи и отдельная группа ученых, которая будет изучать грибы.

1 группа – ботаники – будет изучать растения леса.

Задание: рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа-определителя и заполните таблицу (написать по 3 растения, которые растут в лесах нашего края).

Ярусы леса

Ответить на вопрос:

Какое значение имеют растения для животных?

2 группа – зоологи – будут изучать животных леса.

Задание: приведите примеры животных нашего края (с помощью атласа-определителя) и заполните таблицу:

Животные

на деревьях

Ведут наземный образ жизни

насекомые

земноводные

насекомые

пресмыкающиеся

млекопитающие

млекопитающие

млекопитающие

Составьте рассказ о животных, заполните пропуски.

«Весь лес от верхушек деревьев до земли заселён …. В нашем крае обитают разные животные, которые:

Обитают в почве: …, …, ….

В лесу нелегко найти животных, потому что ….

Животных в лесу …, чем растений.

Животные имеют для растений большое значение, например белка…»

3 группа – экологи – будет составлять цепи питания. Задание:

Составить из карточек 2 цепи питания, характерные для нашего леса.

1. Дятел, жук – короед, кора дуба,

2. Муравьи, листья дерева, медведь, гусеницы.

Привести пример экологического равновесия на примере взаимоотношения дерева и жука - короеда.

а) Страшен ли жук короед молодому дереву?

б) А когда дерево стареет?

в) Пользу или вред наносят короеды лесу?

4 группа ученых будет изучать отдельную группу - грибы. Задание: прочитать текст на с. 179 учебника и ответить на вопросы:

1. Как грибы связаны с растениями?

2. Как грибы связаны с животными?

3. Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?

Группы выполняют задания.

А сейчас немножко отдохнем. Выполним физкультминутку.

(«Мы старались, мы трудились»).

Группы выступают по очереди. По мере выступления на экране появляются слайды.

1)Ботаники: Слайды№8-11.

2)Зоологи: Слайд №12.

3)Экологи.

4)Отдельная группа ученых, изучающих грибы.

Сделаем выводы из наших исследований. В начале урока было сказано, что лес является природным сообществом. Приведите доказательства, что это действительно так. Расскажите о взаимосвязях между обитателями леса.

Итак, все живые организмы леса живут сообща. Мы доказали, что лес является природным сообществом.

Работа в парах. Решите экологические задачи на с 180-181 учебника. «В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому что в лесу…Закончите это объяснение. Приведите другие примеры экологического равновесия в лесу.

Что необходимо сделать в конце урока?

Какую цель ставили перед собой на уроке?

Как вы думаете, достигли вы цели?

Что было на уроке трудным? Интересным?

Проанализируйте свою работу на уроке. На карточке отметьте «+» те высказывания, с истинностью которых вы согласны.

1. Я знаю, что такое сообщество

2. Я знаю, почему лес называют многоэтажным домом.

3. Я знаю животных и растения леса

4. Я понял, как взаимосвязаны все обитатели леса.

5.Я доволен своей работой на уроке.

Слайд №13.

С. 175-182, изучить материал учебника, ответить на вопросы.

Для желающих – творческое задание:

Кто желает стать доктором - изготовить книжку-малышку «Зеленая аптека» (О лекарственных растениях леса).

Кто желает стать писателем – найти пословицы, поговорки, загадки о птицах и животных, оформить их в книжку-малышку.

У кого «золотые руки» - изготовить кормушки для птиц.

Кто желает стать художником – нарисовать плакат в защиту лесного сообщества.

Домом. Этот дом многоэтажный.

Кустарники.

Трава, цветы.

Деревья - хвойные, лиственные.

Деревья, кустарники, травы, грибы, мхи и лишайники (Дети прикрепляют карточки на доску).

Они расположены ярусами (этажами). Деревьям нужно много света, это светолюбивые растения. Другим растениям его требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев. Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу своё место.

1группа – ботаники:

Ярусы леса

шиповник

земляника

ветреница

Растения являются средой обитания для живых организмов, растения являются пищей для животных, растения вырабатывают кислород для дыхания животных.

2 группа – зоологи:

Животные

на деревьях

Ведут наземный образ жизни

жук-короед

жук-могиль

«Весь лес от верхушек деревьев до земли заселён (животными). В нашем крае обитают разные животные, которые:

Живут на деревьях, например, …, …, …

Ведут наземный образ жизни: …, …, ….

Обитают в почве: …, …, ….

В лесу нелегко найти животных, потому что они прячутся в листве деревьев, в траве, кустах.

Животных в лесу больше, чем растений.

Животные имеют для растений большое значение, например белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, таким образом, распространяя семена».

3 группа – экологи:

1. Кора дуба, жук-короед, дятел, ястреб.

2. Листья дерева, гусеницы, муравьи, медведь.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Для леса это польза.

4 группа – отдельная группа ученых:

1. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

2. Грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, насекомые. Также грибы являются лекарством (мухомор).

3.Грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов, отмершей листвы.

Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи.

Растения не могут жить без животных, а животные без растений. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.

Например, животные распространяют семена. Растения дают животным укрытие, кислород для дыхания, пищу.

Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями, грибами питаются и лечатся животные, грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу.

Потому что в лесу существуют животные, которые питаются мышами, например, лиса, медведь, сова.

Подвести итог.

Изучить лес и доказать, что он является природным сообществом.

Лес – это экосистема, которая состоит из нескольких компонентов. Что касается флоры, то в лесах имеется огромное количество видов. Прежде всего, это деревья и кустарники, а также однолетние и многолетние травянистые растения, мох и лишайники. Лесные растения играют ключевую роль в процессе фотосинтеза, а именно они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Растения в лесу

Лес, прежде всего, образовывают деревья. В хвойных лесах произрастают сосны и пихты, если и лиственницы. Они занимают северные полосы страны. Чем дальше на юг, тем разнообразнее становится растительность, и кроме хвойных пород деревьев иногда встречаются некоторые широколиственные виды, такие как клен, береза, бук, граб, береза. В тех природных зонах, где лес полностью становится широколиственным, никаких хвойных растений не встречается. Здесь повсюду растет дуб и ясень, липа и ольха, лесная яблоня и каштан.
В различных лесах есть широкое многообразие кустарников. Это шиповник и лещина, жимолость лесная и рябина, можжевельник и , малина и бересклет бородавчатый, черемуха и , калина и бузина.

Огромное видовое разнообразие представляют собой однолетние и многолетние травы в лесу:

Кроме трав, в лесу встречаются цветы. Это фиалка холмовая и подснежник, роза и колокольчик персиколистный, анемона и герань лесная, ветреница и хохлатка, волдушка золотистая и глициния, сцила и саранка, купальница и дубровник, горицвет кукушкин и душица обыкновенная, незабудка болотная и суренка обыкновенная.

Использование лесных растений

Лес является ценным природным ресурсом для людей испокон веков. Древесина используется как строительный материал, сырье для изготовления мебели, посуды, инструментов, предметов быта и культуры. Плоды кустарников, а именно орехи и ягоды, используются в еду, для пополнения витаминного запаса, протеинов, жиров и других ценных веществ. Среди трав и цветов встречается много лекарственных растений. Они используются в традиционной и народной медицине для изготовления мазей, отваров, настоек и различных лекарственных средства. Таким образом, лес – это ценнейший природный объект, который дает человеку много ресурсов для жизни.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Лес - это самое прекрасное, это дом для растений и животных. Вспомните, когда вы последний раз были в лесу. Что вы чувствовали? Что вас окружало? Поделитесь своими впечатлениями.

Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – я готов действовать, активен;

желтый – я готов поиграть, весел;

Зеленый - я готов работать самостоятельно, спокоен;

Коричневый – я не хочу работать, мне грустно.
Тип леса – это совокупность лесных фитонценозов, произрастающих в сходных почвенно-гидрологических условиях и имеющих сходный видовой состав ярусов и сходную структуру сообществ.

Работа по иллюстрациям различных типов лесов (Демонстрационный материал).

Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. В округе преобладают хвойные леса: сосновые, кедрачи, елово-пихтовые и лиственничные. Из лиственных лесов преобладают березовые.
Инструктивная карточка

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»I год обучения.

Определите, с какого дерева лист.

Назовите тип леса, в котором произрастают данные деревья.

Кроссворд «Елочка»

Кто отгадает кроссворд, тот узнает название охранника леса.


  1. Что является домом для ели? (Лес.)

  2. Я сестра родная елки, но мои длинней иголки. (Сосна.)

  3. Я обманщица большая , я всех вас перехитрю:
    И не елка, не сосна я, а с иголками живу. (Лиственница.)

  4. У какого дерева при малейшем ветерке дрожат ли­сточки? (Осина.)
В ходе работы с гербарным материалом детям предлагается определить по 2 древесных породы и ответить на следующие вопросы:

  • Какое это дерево?

  • Лиственное оно или хвойное? Как ты это определил?

  • В каком типе лесов может произрастать?
(Например: Ель сибирская; хвойное дерево, определили по хвоинкам, иголочкам; произрастает в хвойном или смешанном лесу.)
Всякий биоценоз имеет свою собственную структуру. Она определяется расположением особей различных видов по отношению друг к другу, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Это пространственная структура.

Ярусность – распределение организмов в сообществах по вертикали. У растений ярусность вызвана конкуренцией за свет и воду, а у животных – за пищу.

Ярус - это структурная часть фитоценоза, объединяющая виды растений приблизительно равной высоты со сходной требовательностью к световому режиму во взрослом состоянии. Лесные фитонценозы имеют сложное ярусное строение. В лесной зоне ХМАО можно выделить 4 яруса: 1 ярус составлен деревьями, 2 ярус – кустарниками, 3 ярус – кустарничками и травянистыми растениями, 4 ярус – мхами и лишайниками. Ярус мхов и лишайников обычно располагается на уровне почвы , отчасти и на стволах деревьев. Ярус травянистой растительности бывает различной высоты (в сибирской тайге – до двух метров). Следующий ярус в лесу – кустарниковый. Он достигает восьмиметровой высоты. Последний лесной ярус – древесный, состоит из высоких деревьев. В соответствии с ярусным расположением растений распределяются в лесу и животные. Все, что растет на земле, для того чтобы выжить подчинено закону надземной ярусности . Этому закону подчинено все живое на земле. Такому же закону подчинено и всё живое под землей и растения, и животные и это закон подземной ярусности . Ярусность существует и в почве. Ее определяет характер залегания корневой системы различных растений.

Схема ярусного расположения растений в лесном фитонценозе.

I – древесный ярус, состоящий из 2-х пологов, II – кустарниковый ярус, III – травяно-кустарничковый ярус, IV – мохово-лишайниковый ярус.
Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

I год обучения.

Распределите предложенные растения по ярусам, вписывая их названия в соответствующее окошко, напишите название яруса:

4 ярус -

Береза, рябина, сосна обыкновенная, шиповник, брусника, кукушкин лен, кипрей, ландыш, осина, малина, сосна кедровая сибирская , голубика , ягель, купена, черника, плаун.

(1 ярус – древесный: береза, сосна обыкновенная, осина, сосна кедровая сибирская; 2 ярус – кустарниковый: рябина, шиповник, малина; 3 ярус - травяно-кустарничковы: брусника, кипрей, ландыш, голубика , купена, черника; 4 ярус - мохово-лишайниковый: кукушкин лен, ягель, плаун).

Жизненная форма – форма растения, возникшая в результате длительного приспособления к местным экологическим условиям (низкой температуре воздуха, и почвы, избыточной влажности, короткому вегетационному периоду и т.д.), выраженная в морфофизиологических особенностях. Основными жизненными формами растений нашего округа – деревья, кустарники, кустарнички и травы.

Деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесневшим главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону. Основными деревообразующими породами таежных лесов ХМАО является сосна обыкновенная , кедр сибирский, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская – хвойные; среди лиственных – береза, осина, в меньшей мере ивы и тополя.

Кустарники – многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м, продолжительностью жизни от 10 до 20 лет. К кустарникам относятся – рябина сибирская, спирея (таволга) иволистная, можжевельник обыкновенный, различные виды ив (корзиночная, серая, ушастая, лопарская, черничная), черемуха обыкновенная.

Кустарничек – низкорослый кустарник (высотой до 60 см). Выделяют вечнозеленые (брусника, клюква болотная, багульник болотный) и листопадные (черника, голубика , толокнянка).

Травы – это растения, не имеющие одревесневшего побега. Травянистые растения делятся на однолетние и многолетние. Основные представители травянистых растений ХМАО – кислица обыкновенная , вороний глаз, седмичник, линнея северная, грушанка, майник двулистный, кипрей и т.д.
Растения


Деревья

Кустарники

Кустарнички

Травы

Название хвойных и лиственных лесов зависит от вида, который преобладает на его территории. Этот вид называется доминирующим. Доминанты – виды организмов, которые преобладают в экосистеме. Как правило, доминанты выделяются среди растений (дуб, береза, сосна и др. в лесах)

Если в лесном фитонценозе преобладает сосна обыкновенная, то это сосняк, береза – березняк.

Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

I год обучения.

Подберите название лесному фитонценозу в зависимости от доминирующего вида:


  • Сосна кедровая сибирская – (Кедрач).

  • Осина – (Осинник).

  • Ива обыкновенная – (Ивняк).

  • Ель сибирская – (Ельник).

  • Береза – (Березняк).

Каждой команде по очереди предлагается выполнить три задания, за правильное выполнение задания начисляются баллы команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем и получает звание «Лучший знаток лесов ХМАО».

Задание 1:

Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

I год обучения.

Дать полную характеристику 5 растений по схеме:


  1. Название растения.

  2. Дерево, кустарник, кустарничек, трава.
    К какому ярусу относится.

  3. В каком лесу произрастает: хвойном, лиственном, смешанном.
(Например: Рябина обыкновенная; кустарник; 2 ярус; произрастает в лиственном или смешанном лесу.)

Задание 2:

Перед вами иллюстрации растений и животных одного лесного фитонциноза. Зарисуйте схему ярусного распределения растений в данном фитонцинозе и назовите его.

(Например: Хвойный лес. Ель сибирская, пихта сибирская, майник двулистный, можжевельник обыкновенный, багульник, седмичник, сфагнум, кукушкин лен, белка, клест, куница, медведь, глухарь.)
За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.
Задание 3:

Определите растения по гербарию /предлагаются 5 растений/.

(Например: Ель сибирская, седмичник, голубика, кукушкин лен, шиповник).
За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.
Что нового вы узнали на занятие?

Ярусность, что это, для чего она нужна растениям?

Доминирующий вид это?

Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – мне понравилось занятие, я узнал много нового;

Желтый – мне понравилось играть, я повеселился с друзьями;

Зеленый – я узнал много интересного для себя, мне было комфортно;

Коричневый – мне не понравилось занятие, я ничего не узнал.

Лесообразующим видом этого типа леса является сосна обыкновенная. Часто сосновый лес называют бором. Сосна имеет свои биологические особенности, а поэтому и общий облик, строение этого фитоценоза значительно отличается от леса елового.

Сосна обыкновенная – светолюбивая порода, она мирится с недостатком и избытком влаги в почве, нетребовательна к минеральному питанию. Характерной особенностью сосны является способность постепенно в течение жизни сбрасывать нижние ветви; крона ее сосредоточена вверху. Светолюбие сосны приводит к тому, что леса, образованные ею, всегда хорошо освещены до самых нижних ярусов, и все сопутствующие ей растения также относятся к группе гелиофитов (светолюбивых растений). Сосновый лес кажется редким, светлым, он не образует густых, тенистых насаждений. Ежегодно у сосны нарастает одна мутовка основных ветвей, поэтому по боковым мутовкам можно определить возраст дерева. Хвоинки сосны обыкновенной располагаются попарно на укороченных побегах, живут 3 – 4 года. Шишки сосны, в которых образуются семена, живут на дереве почти 2 года, и за это время, окраска чешуй и внешний вид шишек сильно изменяются. В насаждения сосны формируются высокоствольные деревья с прозрачной кроной (мачтовый лес). На открытых местах, у дерева образуется сбежистый ствол, на котором долго сохраняются освещенные со всех сторон нижние ветви. Сосна достигает в высоту 30 – 50 м при диаметре ствола 40 – 100 см. Живет до 300 – 350 лет, но встречаются и долгожители (400 – 500 лет).

В сосновом лесу создаются своеобразные экологические условия – большое количество света, недостаточное количество влаги, бедность почвы минеральными веществами и своеобразный сухой климат. Сосны выделяют большое количество эфирных масел; воздух пропитан фитонцидами.

Рис.2 Растения соснового леса

1 – сосна обыкновенная; 2 – ястребинка волосистая; 3 –вереск обыкновенный; 4 – кошачья лапка двудомная; 5 – вейник наземный; 6 – очиток едкий; 7 – молодило побегоносный; 8 – тимьян обыкновенный; 9 – дивала многолетняя; 10 – олений лишайник (кладония).

Широкое географическое распространение сосны объясняется ее способностью расти в различных климатических и почвенных условиях. Сосна растет в самых разнообразных условиях: на сухих, торфяных почвах, на сыпучих песках, в горных районах. Это объясняется строением ее корневой системы.

Корневая система сосны стержневая. В отличие от ели корни сосны обычно глубоко проникают в почву и одновременно имеют хорошо развитые боковые поверхностные корни. Такое строение корневой системы способствует поглощению воды и из глубоких, и из поверхностных слоев почвы. На болотистых почвах сосна имеет поверхностную корневую систему. Сосна хорошо переносит заморозки.

Однако сосна как светолюбивое растение не переносит затенение, поэтому с появлением в сосновом лесу ели, сильно затеняющей почву, всходы сосны не развиваются, и постепенно ель полностью вытесняет сосну.

Пихта сибирская – дерево, достигающее в высоту 30 – 35 м. Это теневыносливое растение, ее нижние ветви сохраняются долго. В насаждениях созревания пихты и переход к цветению наступает к 40 – 50 годам. Живет до 200 – 250 лет, но уже к 70 – 80 годам ствол поражает гниль, что обесценивает древесину. Кора пихты гладкая, темно – серая, с многочисленными вздутиями, заполненными ароматной смолой. Хвоя пихты мягкая, плоская, с 2 – мя белыми полосками на нижней стороне – местами размещения устьиц. Женские шишки пихты направлены вертикально вверх.

Своеобразные условия среды в сосновом лесу способствуют росту в нем под пологом сосны светолюбивых кустарничков и видов травянистой растительности.

Кустарники соснового леса могут быть представлены можжевельником, вереском, брусникой и черникой.

Можжевельник обыкновенный – вечнозеленый кустарник, двудомное растение. Узнать женский экземпляр можно по черно – синим шишкам похожим на ягоды. Чешуйки женской шишки во время созревания семян становятся мясистыми, образуя шишкоягоду, которой питаются многие птицы, разнося по лесу семена можжевельника

Вереск – вечнозеленое растение, темно-зеленой окраски, с мелкими, прижатыми, почти трехгранными черепитчато расположенными листьями, с лилово-розовыми цветами, собранными в однобочные кисти, высота их 15-30 см.

Брусника и черника – типичные растения хвойного леса, где они нередко образуют сплошной покров. Размножаются они семенами и вегетативно. Длительность жизни отдельного куста черники как структурной единицы многолетнего растения не превышает 12 –15 лет, брусника 10 –15 лет.

Рис.3 Кустарнички

А – брусника; Б –черника; В – первичный куст и образование новых кустов у черники: 1 – цветок; 2 – плод; 3 – система главного корня; 4 – придаточные корни; 5 – корневищ

Травянистые растения

Кислица обыкновенная – многолетнее, корневищное, летне–зимнезеленое растение с ползучими побегами. Горизонтальное положение листьев обеспечивает наиболее полное использование света, проникающего под полог леса. Цветки кислицы белого цвета, хорошо заметны под пологом олиственных деревьев.

Кошачья лапка – небольшое многолетнее двудомное растение с лежачими побегами семейства сложноцветных. Мелкие цветки собраны в соцветие – корзинку, которое выглядит как нежно бархатистые головки, напоминающие кошачьи лапки. Листья и стебель растения бело – войлочные от покрывающих их волосков (защита от испарения и перегрева на солнечных лучах).

Кроме этих растений могут встретиться: седмичник европейский, вероника лекарственная, грушанка круглолистая, ястребинка волосистая и т. д.

Папоротники

Обычны в сосновых лесах: Щитовник – мужской (рис.4) или женский папоротник; Кочедыжник – мужской или женский папоротник; Голокучник Линнея; Орляк.

Грибы

Грибы – организмы, лишенные зеленой окраски и питающиеся готовыми органическими веществами. Насчитывается около 200 видов грибов, используемых разными народами в пищу. Хорошо известны и пригодны в пищу белые, подосиновики, подберезовики, моховики, маслята, сыроежки, осенние опята, рыжики, волнушки, грузди и др. Сильно ядовиты мухоморы (пантерный, порфировый, красный и др.), бледная поганка – желтая, зеленая, белая; ложный - серый опенок, ложный - кирпично – красный опенок.

Рис.4 Щитовник мужской

1 – часть листа; 2 – общий вид папоротника; 3 – заросток; 4 – лист и сорус на поперечном срезе

В хвойных лесах встречаются разнообразные мхи и лишайники. Из лишайников растут преимущественно кустистые кладонии. Внешний вид кладонии в сосновом лесу меняется в зависимости от погоды: в сухие летние дни подушкообразные массы лишайника – серо-зеленые, тусклые, после дождя они блестящие, темно-зеленые.

РАСТЕНИЯ ЛИСТВЕННОГО ЛЕСА

Лиственный лес значительно отличается от хвойного по внешнему виду, разнообразию видов растений и месторасположению. В лиственном лесу всегда прохладнее, чем в хвойном. Сообщество лиственного леса более сложное. В нем легко установить 2-3 яруса древесных растений, тогда как в хвойных лесах обычно один ярус древесных растений. Травяной покров в лиственном лесу богат видовым разнообразием и способен образовывать 2-3 яруса. В общей сложности в лиственном лесу легко установить 5-8 ярусов растений.

В лесу виды трав распределяются неравномерно: на лучше освещенных местах травы растут гуще и в большем разнообразии видов. В лиственном лесу обычно отсутствует покров мхов; вечнозеленых растений очень мало, а обычных травянистых растений значительно больше, среди них имеется большое разнообразие многолетних злаков и осок.

Для лиственных лесов характерно наличие большого количества ранневесенних трав, которые обычно называют подснежниками; в хвойных лесах они отсутствуют.

Лиственный лес в течение лета сменяет свой внешний вид несколько раз. С ранней весны в нем зацветают подснежники, затем кустарники; у доминирующих деревьев листья в это время еще не полностью распускаются. К осени в лиственном лесу снова происходит смена внешнего вида: листья желтеют, у некоторых деревьев краснеют, затем наступает листопад и лес становится голым (прозрачным).

Во время знакомства с древесными растениями лиственного леса следует обратить внимание на строение кроны отдельных деревьев. У одних деревьев (ясень) крона бывает довольно рыхлая – редкая, она легко пропускает солнечные лучи; у других деревьев (липа) крона очень густая – плотная, она меньше пропускает солнечные лучи к почве. Такое различие в строении кроны деревьев обуславливает наличие в лесу пород деревьев с разной теневыносливостью.

Рис.5 Растения лиственного леса

1 – дуб обыкновенный; 2 – клен платановидный; 3 – липа мелколистная; 4 – ясень обыкновенный; 5 – лещина обыкновенная; 6 – сныть обыкновенная; 7 – копытень европейский; 8 – медуница неясная; 9 – ландыш майский; 10 – вороний глаз; 11 – звезчатка ланцетовидная.

Из травянистых растений преобладают виды, приспособленные к значительному затенению: кислица, костянка, звездчатка, майник, седмичник, вороний глаз, овсяница, мятлик лесной и др. Большая часть травянистых лесных растений относится к числу тенелюбивых и теневыносливых многолетних корневищных растений. Цветки травянистых растений часто белые, хорошо заметные на фоне темной зелени в сумраке под пологом леса. Это способствует перекрестному опылению их немногочисленными насекомыми – опылителями в лесу. Однако семенное размножение у многих растений подавлено вследствие недостатка насекомых-опылителей. У большей части растений преобладает вегетативное размножение.

Под пологом лиственных деревьев встречаются весенние эфемероиды – многолетние травянистые растения с коротким вегетационным периодом. Они успевают закончить цикл развития до полного развертывания листьев на деревьях и тем самым как бы уходят от затенения (ветреницы, пролеска, зеленчук, чистяк лютичный, гусиный лук и др.).

Широколиственными называют леса, где преобладают липа, дуб, бук, граб, ясень или другие листопадные древесные породы с крупными листьями. В кустарниковом ярусе много орешника, жимолости бересклета, шиповника, крушины. Богат травяной покров: здесь и лесное широкотравье (сныть, осока волосистая, зеленчук желтый, фиалки, медуница и др.), и многочисленные папоротники и мхи, хотя последние и не образуют сплошного мохового покрова, как это можно видеть в хвойных лесах.

Лесная подстилка в широколиственных лесах – основная зона жизни растений травянистых ярусов. В ней находятся корни, корневища, клубни, столоны многолетних трав. Наиболее многочисленны здесь длинно- и короткокорневищные многолетние травы, которые разрастаются зарослями (копытень, сныть, осока волосистая, фиалки и др.).

В широколиственных лесах возможно подснежное развитие растений, особенно в тех районах, где почва зимой не промерзает. Некоторые травы зимуют с зелеными листьями (так называемые зимне–зеленые растения) – живучка ползучая, осока волосистая, копытень европейский, зеленчук желтый.

Освещенность почвы в широколиственном лесу резко меняется по сезонам. Можно наблюдать следующие фазы:1-я – светлая, весенняя (до раскрывания почек на деревьях, освещенность 50-90%); 2-я – полутеневая (от начала раскрывания почек до полного формирования листьев, освещенность 30-50%); 3-я – летняя теневая (освещенность 1-6%); 4-я – светлая осенняя (после опадения листьев с деревьев, освещенность 70-80%). Летняя теневая фаза занимает большую часть вегетационного периода. Соответственно этим фазам идет цветение трав в широколиственных лесах идет этапами:

1 – весеннее (ветреница, подснежники, гусиный лук, примула, чистяк, печеночница),

2 – весенне-летнее (ландыш, копытень, медуница, купена, герань лесная),

3 – летнее (лесные злаки, колокольчик).

Во всех районах, где есть широколиственные леса, можно встретить в травяном покрове виды сныти, звезчатки, осоки, чины, яснотки, золотарника, хохлатки, лилии, купены и др. Травяной покров широколиственных лесов очень богат (более 500 видов, относящихся к 209 родам из 52 семейств).

Дуб черешчатый – в благоприятных условиях крупное дерево с широкой густой кроной, которую дуб приобретает лишь к 60-80 годам. Возраст дуба может быть очень значительным (до 2000 лет), но обычно деревья в дубравах живут 300-400 лет и менее. Не всегда дубы имеют древовидную форму кроны, чаще в лесах можно видеть крупный дубовый кустарник, особенно в засушливых районах, где у дуба вместо одного высокого ствола образуется много мелких стволиков. Стебли дуба покрыты корой, богатой дубильными веществами, которые используются как в производстве, так и в медицине.

1 – ветвь с мужскими соцветиями; 2 – часть соцветия; 3 – побег с плодами; 4 – женский цветок; 5 – годичный побег из двух элементарных: а – первый прирост (весенний); б – второй прирост (летний, или Иванов побег)

Дуб – дерево листопадное, но у поздних форм листья, пожелтевшие и увядшие, остаются на дереве всю зиму и опадают весной перед появлением новых. Листорасположение очередное, листья черешковые, продолговато-обратнояйцевидные, перистолопастные. Цветет дуб одновременно с распусканием листьев. Цветение и распускание листьев дуба совпадает с последним возвратом холодов, что бывает в начале июня, после чего наступает летнее тепло.

Цветки дуба собраны в сережки – тычиночные и пестичные. Тычиночные сережки дуба имеют тонкие длинные оси, на которых расположены цветки; они легко раскачиваются ветром. Пестичные цветки развиваются в почках и открываются одновременно с распусканием листьев, они расположены группами по 2-3 вместе. Основание завязи, впоследствии превращающейся в плод – желудь, находится на дне особого образования – плюски.

Желуди дуба созревают осенью в год цветения и опадают на землю. Они способны прорасти сразу после опадения с дерева и даже на дереве.

Липа сердцелистная - высокое дерево, достигающее иногда 600- и даже 1000-летнего возраста, но обычно живущее не более 300 – 400 лет. Листорасположение у липы очередное, листья средних размеров, при основании сердцевидные, по края мелкозубчатые. Липа образует густую крону, дающую тень, и относится к теневыносливым породам. У листьев имеются крупные розовые прилистники, которые опадают весной одновременно с распусканием почек. Цветет липа поздно, в июне – июле. Цветки бело-желтого цвета, собраны в полузонтики по 5-7 на общей цветоножке, с прицветным листом. Они сильно пахнут и содержат много нектара. Липа – один из важнейших медоносов. Плоды-орешки созревают в конце лета и опадают с дерева осенью и зимой.

К почве липа требовательна, но встречается на свежих оподзоленных супесчаных и суглинистых почвах, а также в поймах рек и по оврагам. Исключительная теневыносливость и зимостойкость липы сделали ее желанным деревом во многих парковых хозяйствах и городских бульварах.

Наша природа уникальна и удивительна. Она создала всё то, что есть на нашей планете, идеально сбалансировав свои творения. Сегодня мы поговорим о лесе, а точнее о его структуре. О чём тут говорить? Хм… А знаете ли вы, какие растения растут в лесу? Лес состоит из множества самых разных растений. В его основе лежат деревья, однако они являются далеко не единственными составляющими этого целостного организма. Сегодня мы поговорим о тех культурах, которые в совокупности представляют собой лес и поговорим об их основных характеристиках и свойствах.

Это кустарники и травы, лаги и лишайники, а также грибы. Самыми распространенными деревьями, формирующими так называемый шатер, являются ели, сосны, березы, осины, дубы, липы, клены и ясени. На восточных зонах нашей страны лес часто состоит из лиственницы. Чуть ниже, под высокими деревьями произрастают кустарники, среди которых калина и лещина, а также шиповник. Обычной составляющей таких посадок является малина, а влажные участки почвы обозначаются кустами смородины. На самом нижнем этаже леса располагаются травы и грибы, различные лишайники и представители мхов.

Деревья

Сосны, равно как и ели являются представителями хвойных, так как их листва выглядит, как хвоинки. Эти культуры не сбрасывают листья, благодаря чему остаются зелеными в течение всего года. Ель отличается высокой степенью влаголюбивости, она предпочитает глинистый грунт. Леса, состоящие из таких деревьев, весьма темные, так как кроны смыкаются плотно, затрудняя прохождение солнечного света.

Под елями могут произрастать лишь теневыносливые растения. Сосны намного лояльней относятся к характеристикам почвы, они легко растут даже на песчаном грунте. Данное растение является светолюбивым и тянется повыше к небу. Сосны и ели применяют в рецептурах народной медицины. При этом знахари собирают хвою, побеги, почки, шишки и живицу данных растений. Сосна оказывает противовоспалительное и общеукрепляющее воздействие, она дезинфицирует и успокаивает, расширяет сосуды и очищает кровь. Данное растение является также неплохим мочегонным и желчегонным.

Ель используют в качестве отхаркивающего, дезинфицирующего и обезболивающего средства. Она также способна оказывать мочегонное, желчегонное и потогонное воздействие. Медикаменты на основе хвойных деревьев используют в лечении кожных недугов.

Чуть менее распространенными хвойными деревьями являются кедр и лиственница. Первый встречается в сибирских лесах и является особенно могучим деревом, имеющим темную хвою. Данное растение отличается высокой степенью полезности, оно является источником орехов, содержащих огромное количество полезных свойств. Особенно известным является кедровое масло, которое содержит прорву активных веществ. Данный продукт эффективно вылечивает кожные недуги, в том числе и аллергические расстройства, борется с простудными болезнями, язвами и т.п. Кедровое масло замечательно укрепляет организм, помогает устранить синдром хронической усталости и повысить работоспособность.

Довольно распространенной является береза. Это дерево растет в основном на горках, но может формировать и целые посадки. Все части этой культуры характеризуются массой полезных свойств и активно применяются в рецептурах народной медицины. Препараты на основе березы обладают противовоспалительными и антисептическими свойствами. Помимо того они эффективно устраняют боль и вылечивают авитаминоз. Береза помогает вылечить кожные болезни, глистные инвазии, проблемы с суставами.

Кустарники

Довольно часто в лесу можно увидеть шиповник. Это растение таит в себе множество острых шипов, по весне оно украшается красивыми ароматными цветками, на месте которых к осени формируются яркие плоды красного цвета. Именно этот дикий кустарник принято считать прародителем всем известной королевы цветов – розы. Шиповник – это удивительное растение по содержанию полезных элементов. Именно его ягоды содержат просто огромное количество витамина С и поэтому часто используются в борьбе с простудами. Однако в терапевтических целях используют также прочие части растения, и листву, и корни. Шиповник излечивает малокровие, укрепляет сосуды, помогает избавиться от гипертонии и вывести шлаки

Орешник

Этот куст может жить в лесу до семидесяти лет, а плоды он начинает давать спустя шесть лет после посадки. Взрослое растение способно принести до трех килограмм орешков, чем спасает от голода самых разных обитателей леса. Лещина излечивает проблемы с венами, поэтому ее принято использовать в борьбе с варикозом, капиллярными геморрагиями, перифлибитами, трофическими язвами и прочими недугами подобного плана. Также эта культура помогает в борьбе с атеросклерозом и простатитом.

Малина

Лесная малина сильно отличается от своей окультуренной подруги. Ее ягоды обладают более мелким размером, да и вкусовые их качества другие. Однако это растение обладает огромным перечнем полезных свойств. При этом в терапевтических целях используют листки, цветки, ягоды и корешки лесной культуры. Они используются для борьбы с простудой, так как оказывают замечательное потогонное и противовоспалительное воздействие. Сок из плодов малины эффективно заживляет язвенные поражения. Препараты на основе данной культуры помогают устранить кожные недуги, гипертонию, малокровие, цингу и предотвратить атеросклероз.

Мы рассмотрели лишь небольшую долю растений, встречающихся в лесах по территории нашей страны.