Проверка слуха у детей врач. Самый простой способ проверки слуха - это наблюдение за поведением ребенка. Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

Не всегда желание родителей совпадает с возможностями их чада. Если малыш любит слушать музыку или танцевать, это ещё не означает, что у него есть способности к пению или танцам.

Очевидные признаки таланта

Выдающейся талант у ребёнка виден сразу:

Выразительное или необычное пение;

Попадание в ритм;

Способность быстро запоминать новые мелодии;

Подбор по слуху на музыкальном инструменте;

Ритмические и плавные движения;

Самостоятельная постановка танца.

Если же музыкальные способности выражены не так ярко, то скорее всего нужно полагаться не на свою интуицию, а на профессиональный подход педагогов. Яркий пример: ребёнок слышит мелодию, быстро запоминает слова и ритм, но отобразить её голосом не может. Такая ситуация говорит не об отсутствии музыкального слуха и голоса, а о дискоординации голоса и внутреннего слуха. К тому же, известно множество примеров, когда дети приходили в музыкальную школу без умения петь, а заканчивали её с дипломом.

Как происходит проверка музыкального слуха

Однако, чтобы не гадать о таланте ребёнка, стоит его записать на уроки по вокалу и игры на музыкальных инструментах. В том или ином случае вы сможете понять: какие есть шансы у малыша освоить данный инструмент. Процесс проверки музыкального слуха состоит из нескольких этапов:

Наличие чувства ритма;

Способность к музыкальной памяти;

Лёгкость восприятия музыкального инструмента, проявление интереса к нему.

Однако, если такое тестирование проводить в виде экзамена, то ребёнок может растеряться и показать плохие результаты. Поэтому всё должно проходить в спокойной, непринуждённой обстановке. Так, чтобы проверить музыкальный слух у ребёнка, педагог постукивает карандашом по столу, взяв за основу любую мелодию, и просит тоже самое повторить ученика.

Для выявления чистоты (интонации) голоса педагог напевает знакомую мелодию, которую ребёнок также должен повторить. И если оказывается, что у ребенка не слишком мелодичный голос, но есть музыкальный слух, он вполне может посещать уроки гитары или любого другого инструмента, на выбор родителей или самого ребёнка. Конечно же, гитару больше всего любят мальчики, но это универсальный инструмент, так что никаких ограничений нет.

Таким образом, важными факторами, указывающими на музыкальные способности малыша, являются:

Желание слушать музыку и запоминать слова;

Эмоциональная чуткость к разным настроениям в музыке;

Проявление интереса к музыкальным инструментам;

Бурная фантазия и образное восприятие окружающего мира.

Главное, выбрать ребенку подходящего учителя музыки и дать ему возможность попробовать себя в этой сфере.

Музыкальное развитие ребенка:

33 ответа на вопросы родителей

Часть 1. Как определить музыкальные способности ребенка?

«Как узнать, есть ли у ребенка склонность к музыке?»

«Есть ли у него музыкальный слух или чувство ритма?»

«Достаточно ли развиты способности моего ребенка, чтобы учиться музыке?»

В этой части мы обсудим пять вопросов, связанных с определением музыкальных способностей ребенка. Ответы на эти вопросы помогут родителям сделать серьезный выбор – отдавать ли ребенка учиться музыке или нет.

Вопрос 1: Как определить склонность ребенка к музыке?

Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

  • Беседа с ребенком
  • Определение общей музыкальности ребенка
  • Тестирование музыкальных способностей

Как определить музыкальность ребенка в раннем детстве, в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также различные способы тестирования музыкальных способностей, мы подробно рассмотрим чуть позже. Сейчас, я хочу обратить ваше внимание на первый способ.

Беседа с ребенком кажется самым простым и элементарным способом узнать о его способностях и склонности к музыке, однако на практике это оказывается весьма не просто. Если вы просто начнете расспрашивать ребенка, он вряд ли ответит вам что-нибудь вразумительное. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Вы можете поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки, можно и не говорить специально, а возвращаться к нужной вам теме время от времени.

Как бы то ни было, беседа с ребенком должна преследовать две цели.

1) Вам необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ваш ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.

Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте критических выводов! Возможно, ваш ребенок – интроверт, и глубокие чувства, которые его переполняют, просто не проявляются «снаружи». Возможно, он еще «не умеет» выражать свои эмоции и чувства (делать это осознанно). Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит ни только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить – возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.

Итак, вы можете определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2) Определите интерес ребенка к музыке и творчеству. Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься? Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)? Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему? Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать? Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Помните, для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать и играть на подушках как на барабанах; мультики он любит про Человека-паука, потому что он всех защищает и всегда побеждает «плохих монстров», читать он любит энциклопедии про животных, а любимая песня у него «Новый Год к нам мчится. » и не только споет, но и танцевать при этом начнет. У вас есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.

Вопрос 2: Как определить наличие музыкальных способностей в раннем детстве?

Наблюдая за ребенком (или вспомнив, каким он был в этом возрасте), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.

О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

  • повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону,
  • явное проявление интереса к звучанию музыки,
  • яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке),
  • малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

Некоторое время назад, ученые проводили специальное исследование с малышами в возрасте до одного года – с помощью несложных тестов они выяснили, что большинство детей, якобы, с рождения обладает «абсолютным» музыкальным слухом. Этот факт подтверждает мнение, что все люди обладают примерно одинаковыми способностями (в том числе и музыкальными), и только уровень развития этих способностей у всех разный.

Этот факт позволяет также сделать следующий вывод: само по себе наличие способностей не влияет на успех человека в той или иной сфере деятельности. Можно обладать развитыми от рождения музыкальными способностями – красивым, сильным голосом, абсолютным слухом, и при этом ненавидеть музыку. Любое образование, в том числе и музыкальное, для того и существует, чтобы развивать необходимые способности в своей сфере и давать определенные знания. Что же тогда важно для достижения успеха? Важен интерес, склонность человека к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие люди. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.

Вопрос 3: Как определить склонность к музыке у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте?

В этом возрасте применимы все три способа – беседа с ребенком, тестирование (мы поговорим о нем чуть позже), и определение общей музыкальности ребенка.

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?

1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве. Если ваш ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.

Следует помнить, что воспитание ребенка играет большую роль в этом вопросе, но не главную. Если ребенок музыкален от природы – он проявит это, неважно, занимались вы с ним музыкой или нет. Если от природы у него нет склонности, «тяги» к искусству, вы можете «расшибить себе лоб», но только разовьете в ребенке отвращение к музыке. Все что вы можете – помочь ребенку раскрыть свою музыкальность, дать ему возможность проявить себя. Если ребенок проявил интерес к музыке в раннем детстве, но родители не обратили на это внимание, интерес ребенка, скорее всего, угаснет. Но это может произойти и в том случае, если вы усиленно занимались с ребенком – пели и разучивали песенки, слушали музыку, играли на детских музыкальных инструментах. Что поделать, человеческая природа – сложная и непредсказуемая вещь! 🙂

2) Ваш ребенок легко и на долго запоминает понравившиеся ему песни. Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное). Реже – сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта. Во всяком случае, все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ваш ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.

Вопрос 4: Есть ли у ребенка музыкальный слух?

Существует ряд традиционных тестов, для определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти. Подобные тесты обычно проводят на собеседовании, когда принимают ребенка в музыкальную школу. Эти тесты очень простые, но для их выполнения требуется минимальный набор музыкальных знаний и навыков у родителей, и, в ряде случаев, наличие фортепиано.

Тест 1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

Тест 2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Теперь нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди. Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросите, сколько звуков прозвучало (один, или много).

Первые два теста проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется – не переживайте, понять эти вещи не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный/первый класс музыкальной школы).

Тест 3. Спойте ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросите ребенка повторить. Затем спойте ноту Ля первой октавы и снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, спойте ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой – Ре первой октавы. Попробуйте разные ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Важно, что бы вы пели сами, без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном. Дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу. Если же у вас не получается, и вам трудно точно попасть в ноту, лучше, конечно же, использовать фортепиано. Не используйте детские музыкальные инструменты – дудочки, ксилофоны, детские синтезаторы и прочие.

Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить. Вот примеры таких фраз:

Тест 5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, тесты 3-5 позволяют вам проверить:

  • музыкальный слух ребенка,
  • музыкальную память,
  • «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу),
  • диапазон голоса ребенка,
  • может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).

Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Бывают, конечно, и исключения, так называемые «гудошники». Эти дети могут петь в очень узком диапазоне, совершенно не интонируют и не могут понять даже общее направление мелодии. На самом деле, таких детей достаточно много, но в музыкальных школах умеют работать с ними и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня (кроме того, неспособность к пению не мешает им быть талантливыми пианистами или трубачами).

Вопрос 5: Как определить чувство ритма?

Вот несколько тестов на определение чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время вступительной беседы с ребенком.

Тест 1. Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные последовательности. Например, такие:

Тест 2. Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать. ».

Тест 3. Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной детской музыки, например, «Летки-Енки».

Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче, но это не дает гарантии того, что через месяц ему не надоест.

Желаю Вам успехов! До новых встреч!

Если вам не удалось повторить ни одного звука, не отчаивайтесь, есть два объяснения. Во-первых, музыкант мог играть в неудобной для вас тесситуре. Как ни удивительно, человек без музыкального опыта плохо определяет звуки за пределами своих вокальных возможностей. Слишком высокий или слишком низкий звук вы не сможете спеть даже на октаву выше или ниже – для этого требуется особый навык.

Наличие развитого музыкального слуха в начале занятий – полезный бонус, но никак не обязательное условие.

Обладателям абсолютного музыкального слуха в какой-то степени труднее, чем менее слышащим коллегам: где обычный музыкант слышит полноценный аккорд той или иной окраски, там «абсолютнику» видится только набор не связанных между собой звуков. Только после нескольких занятий сольфеджио музыкальные тоны обретают в глазах и ушах музыканта систематизированность и упорядоченность.

Другие музыканты, в том числе практикующие педагоги, настаивают, что абсолютный слух может развить любой человек, было бы желание.

Чудесный дар?

Такая редкость абсолютного слуха на многие века записала его в категорию «врожденных дарований», в своем роде чудесной способности, которую невозможно развить - только родиться. Многие придерживаются такой точки зрения и по сей день. На самом деле все обстоит совсем иначе - абсолютный слух можно и нужно развивать.

Каждому ли доступен абсолютный слух?

Тем не менее, способность точно определять высоту (или частоту, если опираться на физику) звука без сравнения с другими звуками встречается довольно редко. Причина в том, что для развития абсолютного слуха все-таки желательны некоторые способности, в первую очередь - хорошая чувствительность к звукам. Люди, которые изначально обладают такой чувствительностью, смогут обрести абсолютный слух быстрее тех, кому «медведь на ухо наступил». Для развития этой способности полезно также преимущественно слуховое восприятие, аудиальная память (в отличие от визуальной или кинестетической). Тем не менее, даже изначально нечувствительный к звукам человек может научиться более или менее точно определять ноты на слух - просто ему потребуется значительно больше времени, терпения и тренировок.

Как профессиональный художник, глядя на картину, видит в ней мазки и штрихи, нанесенные под определенным углом, в одном цвете видит смешение нескольких красок, так и человек с музыкальным слухом слышит в обычной популярной песне ноты, переходы тональностей, диезы и бемоли.

  • Что такое музыкальный слух?

Музыкальный слух и другие способности

Методы диагностики

  • Музыкальная одаренность в 2018

С помощью музыкального инструмента проиграйте «до» - «ре» - «ми» - «фа» - «соль» - «ля» - «си», затем пропойте самостоятельно, стараясь как можно точнее воспроизводить звуки. Проиграйте гамму сверху вниз и так же повторите. Такое упражнение нужно делать не менее 30 раз за один присест, чтобы слух и голос лучше прочувствовали и запомнили высоту и звучание каждой ноты.

Это упражнение похоже на первое, но повторять нужно не гамму, а абсолютно любую мелодию. Просто включите любимую песню, а через определенные интервалы нажимайте «стоп» и пропевайте отрывок вслух.

Не лишним будет ознакомиться хотя бы с основами музыкальной теории, запомнить ключевые понятия и вникнуть в принцип. Это сделает воспроизведение звуков более осмысленным и так же поспособствует развитию слуха.

Умение петь и слышать интервалы очень важно для развития слуха. Для выполнения этого упражнения понадобится музыкальный инструмент, на котором Вы будете воспроизводить интервалы, а затем повторять их вслух. Например: «до» - «ре»; «до» - «ми»; «до» - «фа»; «до» - «соль» и т.д. до конца гаммы, затем вниз.

Это упражнение способствует запоминанию соседних звуков. Например, опевание ноты «до» будет выглядеть так: «до» - «ре»- «до» - «си» - «до». Таким образом, мы запоминаем следующий и предыдущий звук от одной ноты.

При более детальном изучении теории, интерес к классике возникнет сам по себе. Вам станет просто напросто интересно, в какой тональности и на каких интервалах построена та или иная популярная композиция. Более того, сложный интервал или аккорд бывает легче запомнить с помощью известного мотива, в котором он содержится.

Выберете способ, который будет наиболее подходящим для Вас. Начать лучше с самого простого, например, с повторения гаммы или любимой мелодии. В последствии, было бы идеально совмещать все упражнения и развивать слух комплексно. Задавшись целью, Вы сможете добиться отличных результатов!

  • Как развить музыкальный слух – для самоучек и не только!

Это высшая степень музыкального слуха, которая выражается в способности определять высоту любого звука без сопоставления его с эталоном (т.е. не пропевая гамму для определения ноты). Такой слух встречается крайне редко и, как правило, является врожденным фактором.

По-другому называется «интервальный». Это способность идентифицировать высоту звука путем его сравнения с эталоном и определять музыкальные интервалы в мелодиях и аккордах.

Обладатели такого слуха не опираются на внешнее звучание, а переживают музыку мысленно. Как правило, они неплохо ориентируются в нотных записях и могут воспроизвести услышанную мелодию по памяти «про себя».

Это способность чувствовать музыкальную интонацию и понимать композиционное строение произведения.

Способность определять устойчивость и неустойчивость звуков, чувствовать различие между аккордами и отрезками мелодий.

Такой слух присущ тем, кто имеет чувство ритма, чувствует движение и динамику музыкальной экспрессии.

Обладатели гармонического слуха могут пропевать голосом или проигрывать на инструменте аккорды и созвучия в разложенном виде.

Это возможность отчетливо слышать в многоголосном звучании движение нескольких голосов сразу.

Умение улавливать мельчайшие особенности художественной и технической обработки музыкальной композиции.

Способность улавливать тембральную окраску звуков.

Обладатели такого слуха слышат и чувствуют форму, составляющие части музыкального произведения, закономерность и логику его построения.

  • Виды музыкального слуха
  • - музыкальный инструмент;
  • - музыкальный слух;
  • - чувство ритма.
  • Информация для поступающих в Детскую музыкальную школу им. Н. А. Римского-Корсакова

Проверка музыкального слуха: как это делается?

Понятие «музыкальный слух» следует рассматривать с точки зрения способности быстро улавливать, опознавать, запоминать и воспроизводить услышанные звуки. Для искусственного развития, выращивания музыкального слуха требуется применение систематизированных методов, с помощью которых можно достичь наилучшего результата.

Правильная качественная проверка музыкального слуха позволит выявить у ребёнка, и не только у ребёнка, способности, которые следует развивать.

Когда необходимо проводить диагностику музыкального слуха?

В принципе – хоть когда! Вообще, существует мнение, что музыкальный слух человек обретает на генетическом уровне, но это верно лишь наполовину. Для того чтобы стать профессиональным музыкантом никакой особой одарённости не требуется, и даже наличие некоторых «зачатков» таковой гарантирует возможность получения высоких результатов в процессе регулярных занятий. Здесь, как и в спорте, всё решают тренировки.

Как происходит проверка музыкального слуха?

Проводить диагностику музыкальных способностей и проверку музыкального слуха в частности должен исключительно профессиональный музыкальный педагог. Сам процесс состоит из нескольких этапов, в результате прохождения которых становится возможным сделать определённые выводы (правда не приходится полагаться на достоверность полученных выводов – часто-часто они оказываются ошибочными просто из-за того, что ребёнок воспринимает ситуацию проверки как экзамен и волнуется). Важно диагностировать слух по трём основным критериям:

  • наличие чувства ритма;
  • оценка интонации голоса;
  • способности музыкальной памяти.

Проверка ритмического слуха

Ритмика обычно проверяется так. Педагог сначала настукивает карандашом или другим предметом по столу (или прохлопывает в ладони) определённый ритм (лучше всего - мелодию из известного мультфильма). Затем предлагает испытуемому ее повторить. Если он в точности воспроизводит реальный ритм, можно говорить о наличии слуха.

Испытание продолжается: примеры ритмических рисунков усложняются. Таким образом, удаётся проверка музыкального слуха на чувство ритма. Следует отметить, что именно чувство ритма – в вопросе наличия или отсутствия слуха является главным и точным критерием оценки.

Интонирование голосом: чисто ли поётся?

Это не основной критерий для «вынесения приговора», но процедура, которой подвергаются все без исключения кандидаты на звание «слухач». Для выявления правильной интонации голоса педагог напевает знакомую несложную мелодию, которую ребенок повторяет. В данном случае выявляется чистота голоса и перспектива для занятий вокалом (тембровая красота – это относится только к взрослым).

Если у ребенка не слишком сильный, мелодичный и чистый голос, но обнаруживается наличие слуха, он вполне может посещать уроки игры на каком-нибудь инструменте. В данном случае значение имеет именно проверка музыкального слуха, а не наличия отменных вокальных данных. Да, и ещё: если человек поёт грязно или совсем не поёт, то ошибочно думать, что слуха у него нет!

Угадывание нот на инструменте: игра в прятки

Тот, кто проверяется, поворачивается к инструменту (фортепиано) спиной, учитель нажимает любую из клавиш и потом просит найти её на клавиатуре. Испытание проводят так же и с другими клавишами. Потенциальный «слухач» должен в точности угадать ноты способом нажатия на клавиши и прослушивания звуков. Это чем-то напоминает всем известную детскую игру в прятки, только в данном случае это музыкальная игра в прятки.

Музыкальный слух у детей

Многие считают, что способность к музыке врождённая: она либо есть, либо её нет. Однако это не совсем так. Дело в том, что музыкальный слух у детей можно развить, даже абсолютный. Правда, чем старше становится ребёнок, тем меньше вероятность успеха.

Музыкальный слух у детей: что считают учёные?

О влиянии ранних занятий на музыкальные способности говорят уже несколько столетий. Причём в связи с этой темой выдвигалось и немало абсурдных идей. Например, некоторые предлагали давать послушать классическую музыку ещё не рождённому ребенку, считая, что это повлияет на его способности в будущем. С учётом того, что даже у младенцев органы чувств развиты плохо и не работают в полной мере, не говоря уже о детях, которые находятся ещё в материнской утробе, эта теория не выдержала критики.

Однако статистика показала, что у азиатов в среднем процент людей, обладающих абсолютным музыкальным слухом, намного выше. И связано это как раз с тем, что ребёнку на Востоке довольно рано прививают интерес к различным композициям.

С чего начать?

Учёные заметили, что малыш начинает узнавать любимые мелодии ещё до того, как осваивает ходьбу. Дети реагируют на определённый тон и мелодию, они демонстрируют на удивление живой отклик.

В дошкольном возрасте музыкальные способности определяют, разговаривая с ребёнком и наблюдая за ним. Кажется, что побеседовать очень просто: можно банально задавать вопросы. Но это срабатывает со взрослыми, а вот с малышами – далеко не всегда. Дети могут начать легко отвлекаться или давать уклончивые ответы. Поэтому больше всего информации с ними реально получить во время игры, при общении на музыкальную тему исподволь. Главное – действовать ненавязчиво.

Вообще успех в музыкальной сфере во многом зависит от уровня артистизма и эмоциональности, от того, насколько глубоко малыш способен погружаться в переживаемые образы, как он будет их передавать. Главное, чтобы ребёнку было интересно. А вот если же любые попытки по-разному заинтересовать музыкой ни к чему не приводят, возможно, стоит попробовать заняться чем-то другим. Например, рисованием или же спортом.

Как проверить музыкальные способности ребёнка?

Существуют специальные тесты, которые помогают проверить, есть ли у малыша музыкальные способности или нет. Самое простое и базовое – это подойти к пианино, нажать на клавиши в нижнем и в верхнем регистре, а потом спросить у ребёнка, какой из них был выше, а какой, соответственно, ниже. Если у вас дома нет такого инструмента, можно просто найти в Интернете хорошую запись и дать прослушать. Только, естественно, ребёнок не должен подсматривать.

Ещё один вариант – это проиграть звучание одной клавиши и нескольких, нажатых одновременно. Если у ребёнка есть музыкальные способности, он сможет разобраться в разнице.

Установить диапазон голоса малыша обычно довольно легко во время пения. Только не нужно пытаться предлагать ему в качестве аккомпанемента музыкальный инструмент. Тот обычно сбивает с толку, причём намного сильнее, чем привычный человеческий голос. Неплохим вариантом проверки также будет спеть простую мелодию, после чего попросить ребёнка её повторить. Всё это помогает разобраться с музыкальной памятью (есть, нет, насколько она хорошая), слухом, диапазоном голоса, а также со способностью интонировать, то есть не фальшивить во время исполнения.

Не менее важно и чувство ритма. Можно сначала простучать простую мелодию (не очень быстро), а потом предложить ребёнку её повторить. Если всё получилось, задание стоит усложнить и включить какую-то песенку, которая малышу нравится. После чего попросите его похлопать в такт музыке. Чтобы расставить все точки над i, с ребёнком можно промаршировать под какую-нибудь бравую песенку. Всё это помогает понять, есть ли у малыша чувство ритма.

Со слухом и с ритмом проблемы

Что делать, если ребёнок слабо чувствует направление музыки, часто не попадает в ноты, да и с ритмом у него не очень? На самом деле все эти «неприятности» сегодня спокойно убирают хорошие педагоги. В музыкальных школах умеют с таким работать. Другое дело, что самому ребёнку будет намного труднее учиться. Поэтому нужно разобраться, насколько сильно он увлечён, нужно ли ему самому это.

Можно развить музыкальный слух у детей в старшем возрасте?

Способности воспринимать мелодии на слух у детей пропадают буквально с каждым годом, начиная с 3 лет. Но это не значит, что для школьника уже «всё слишком поздно». Развиваться можно всегда, тем более что огромное количество потрясающих исполнителей и первоклассных композиторов вообще не имеют абсолютного музыкального слуха! И это им не мешает. Так что не надо хоронить музыкальный слух у детей, особенно когда для печальных выводов явно нет оснований. Но при наличии возможностей начинать занятия лучше пораньше.

Для гармоничного развития ребёнка очень важен хороший слух. Любые, даже малейшие , могут стать причиной таких серьёзных проблем как непонимание окружающих, нарушение речи, психологический дискомфорт и трудности адаптации в коллективе. Поэтому наблюдать за развитием слуха малыша начиная буквально с момента его рождения крайне важно. Если вовремя установить проблему и начать комплексное лечение, положительные результаты не заставят себя ждать. В противном случае проблема может лишь усугубиться, и слух ребёнка может не только стать ещё хуже, но и совсем пропасть.

Обязательно проверяют слух у детей в поликлинике в таких случаях:

  • при оформлении в садик и школу;
  • в случае отставания в развитии речи;
  • после перенесённой в тяжёлой форме , и других инфекционных заболеваний;
  • после лечения медикаментами, способными вызвать нарушение слуха;
  • и конечно не при любых жалобах на слух.

Существует 2 вида недостаточности слуха – это тугоухость и глухота. У тугоухого ребёнка слух сильно ослаблен, он тяжело воспринимает речь. Для того, чтобы такой малыш мог лучше слышать необходимо при разговоре подходить к нему как можно ближе, усиливая голос при этом. Также настоящим помощником может стать слуховой аппарат, который способен намного увеличить качество восприятия речи и звуков.

При глухоте, к сожалению, не поможет ни один из вышеперечисленных способов. Однако, как правило, абсолютная глухота встречается крайне редко. Даже глухой ребёнок способен слышать отдельные громкие неречевые звуки или даже некоторые слова, произнесённые очень громко. Это явление называется остаточный слух. Но всё же современная медицина, как не прискорбно это звучит, ещё не научилась восстанавливать слух таким деткам. В отдельных случаях некоторым пациентам помогает кохлеарная имплантация.

Выделяют 3 группы детей со слуховой недостаточностью: тугоухие, глухие (глухонемые), позднооглохшие.

Что должно насторожить? Или симптомы нарушения слуха у детей.

В зависимости от возраста малыша существуют определённые показатели развития слухового аппарата, которые стоит знать каждому родителю. При любых отклонениях обязательно обращайтесь за медицинской консультацией.

Симптомы нарушения слуха у ребёнка до 1 года:

2 -3 неделя – кроха не вздрагивает и не замирает от резких звуков;

от 4 месяцев - ребёнок не поворачивает голову в сторону музыкальной игрушки или погремушки;

4–6месяцев – не появляется лепет, а гуление постепенно исчезает;

9-10 месяцев – малыш абсолютно не воспринимает обращение к нему. Простые слова ему не понятны. Также новые звуки и звукосочетания не появляются в лексиконе крохи.

Симптомы нарушения слуха у ребёнка от 1 года:

  • у ребёнка до трёх лет не сформировалась фразовая речь;
  • любое обращение к себе кроха плохо воспринимает и постоянно переспрашивает;
  • не реагирует на обращение и не отвечает на вопросы человека, который отсутствует в поле его зрения;
  • при разговоре ребёнок смотрит внимательно исключительно на лицо и мимику говорящего;
  • постоянно увеличивает громкость телевизора при просмотре мультиков;
  • разговор по телефону воспринимается тяжело, малыш всё время перекладывает трубку от одного уха к другому.

Как проверить слух у ребёнка в домашних условиях?

Слышит или не слышит ваш ребёнок проверить можно уже буквально с первых дней его жизни. Для этого достаточно наблюдать за реакцией крохи на различные звуки (музыка, шум за окном, громкий разговор, звонок телефона и другое). Положительной считается реакция, когда ребёнок замирает, поворачивает голову, двигает веками, отрывается от груди во время кормления, также у него может участиться дыхание и сердцебиение. Такое поведение маленького человечка обусловлено врождёнными рефлексами, по-другому безусловными рефлексами.

Также проверить слух у младенца можно совсем простым способом. Для этого понадобятся два взрослых человека, музыкальная игрушка или погремушка. Этими игрушками нужно подавать звуки из разных углов комнаты одному взрослому. Второй при этом должен наблюдать за реакцией ребёнка. Если малыш абсолютно никак не реагирует на звуки, стоит насторожиться.

Деток постарше, которые уже научились говорить, проверять можно с помощью речи. Для этого необходимо отойти от ребёнка на расстояние примерно 6 метров и говорить шёпотом ему простые слова, а он их должен повторять. При этом малыш должен стоять сначала одним боком к вам, в противоположное ушко нужно закрыть ваткой. Потом надо повернуться другим боком и повторить процедуру. Таким образом, проверяется слух каждого уха по отдельности. Если он не слышит слова с такого расстояния, потихоньку приближайтесь к нему и продолжайте говорить.

Чем короче дистанция, при которой кроха может повторить ваше слово, тем ниже у него слух. Это повод обратится за консультацией к ЛОРу.

Как видите, проверить слух у ребёнка самостоятельно, совершенно просто. Это не доставит каких-либо болезненных ощущений и дискомфорта. Но откладывать такое мероприятие ни в коем случае не стоит, так как хороший слух очень важен, он на прямую влияет на качество жизни абсолютно каждого человека.

Последние новости

Сегодня родители сталкиваются с проблемой кариеса у детей уже в возрасте 1,5 - 2 года. Бывают и такие случаи, когда у малыша портятся зубки даже несмотря на то, что он не ест сладости и придерживается гигиены полости рта. Мама сначала замечает небольшое темное пятнышко на зубике. Затем пятнышко увеличивается и распространяется на соседние зубы. Постепенно молочные зубки темнеют, стираются и крошатся.

Хочу описать, каков обычный порядок действий, и, какие обследования нужно будет проходить, если есть подозрение на нарушения слуха у ребенка. Речь пойдет в основном о Москве и о государственных учреждениях. В частных фирмах все может быть иначе и туда можно обратится за конкретным каким-нибудь обследованием. В регионах действия будут похожими, а обследования теми же самыми, только скорее всего придется ехать, как минимум, в областной центр.

Дай бог, чтобы вам не пригодилась эта информация, как проверить слух у ребенка. Хотя, с другой стороны, в тугоухости нет ничего ужасного (только на первый взгляд), люди с этим жили и живут, и порой гораздо более счастливо, чем мы слышащие.

ОАЭ (500 руб), импедансометрию (500 руб), объективную аудиометрию КСВП (2500 руб) можно сделать в частном порядке, например в той клинике, которой вы доверяете (многие рекомендуют Отофон в Москве и сурдолога Смирнову, а также Мелфон и Шиманскую). Однако, государственные исследования тоже стоит пройти, так как только после них можно будет оформить инвалидность, что позволит бесплатно получить слуховые аппараты и сделать кохлеарную имплантацию по квоте. К тому же дублирование обследований никогда не помешает.

Важно учесть, что слух может меняться с возрастом, как в худшую сторону, так и в лучшую, поэтому аудиометрию повторяют периодически. Особенно это касается недоношенных и маловесных детей, у которых нервная система формируется позже. Вряд ли, конечно, ребенок станет полностью слышащим, но степень тугоухости может поменяться на одну ступень. Впрочем и у обычных новорожденных окончательный диагноз можно получить к полугоду-году.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

Я скептически отношусь к подобным проверкам, так как все очень индивидуально и можно много не заметить или неправильно интерпретировать. Впрочем, это касается и врачебных обследований тоже. Поэтому всегда имеет смысл читать все в интернете, перепроверять диагнозы у нескольких врачей и включать свою голову. Реально очень сложно у маленького человечка определить все очень точно. Например, может казаться что ребенок реагирует на звук, однако он просто видит, как вы трясете погремушкой. Если ребенок плохо слышит, то, как правило, у него очень цепкий взгляд, и также он еще и реагирует на вибрацию, вызываемую звуками.

Ребенок начинает проявлять реакцию на звуки уже с месяца — замирает, вздрагивает, может плакать начать. Есть разные способы, как проверить слух у ребенка дома, но все сводятся к одному и тому же. Расскажу пару штук:

  • Взять две баночки и насыпать в одну из них крупу, вторую оставить пустой. Одновременно, трясти ими около ушей. Две нужно, чтобы ребенок реагировал именно на звук, а не на движение. Сначала попробовать гречку, потом рис, потом горох. Разные крупы соответствуют разным частотам звука. Смотреть, есть ли какая-нибудь реакция.
  • Позади ребенка издать громкий звук, например стукнуть крышками от кастрюль. Важно, чтобы он вас не видел. Если слышит, должен вздрогнуть.
  • Еще можно попробовать различные громкие звуки — голосом, хлопки в ладоши и тд.

Я бы посоветовал прислушаться к своей интуиции, если вы чувствуете, что что-то не в порядке идите к сурдолгу и обследуйтесь. Нам в поликлинике давать направление в сурдоцентр не хотели, мол все нормально, слышит он у вас, а мы чувствовали, что что-то не так. Помните, ранее слухопротезирование может дать очень хорошие результаты! Чем раньше узнаете, тем будет больше времени на принятие решений, обследования, да и проще обучаться.

Как мы экономим на добавках и витаминах

Витамины, пробиотики, муку без глютена, косметику, спортивное питание, мы заказываем на iHerb.com (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине.

Слух для ребенка – одна из наиболее важных функций. Ведь благодаря слуху малыш учится говорить, у него развивается речь, пополняется запас слов. Поэтому потеря слуха, то ли полная, то ли частичная, представляет собой огромную проблему и для самого малыша, и для его родителей. Сбой в слухе может произойти на любом этапе развития ребенка, а своевременное обнаружение этого сбоя может бесследно устранить его.

Заподозрить неладное со слухом можно по поведению ребенка, его реакциям на шум, громкие звуки, а также по врожденным дефектам ушной раковины, если таковые имеются. В возрасте, начиная с годика, патологию слуха можно приметить по нарушению речи. Как только подозрения появились, нужно тут же начинать проверку, сразу в домашних условиях с помощью подручных средств. Если результаты проверки подозрительны, то обращаются к специалистам.

Как проверить у ребенка слух

Чтобы определить, есть ли у малыша проблемы со слухом, начинают его обследование.
Определение слуха у ребенка в домашних условиях не составляет никаких трудностей. При этом особое внимание уделяется различным условно-двигательным реакциям малыша в ответ на издаваемый другим человеком или предметом звук.

Для более полного обследования рекомендуется отобрать несколько разных игрушек, издающих звуки с разной частотой. К примеру, барабан отлично подойдет для низкочастотных звуков, дудка и гармошка – играют средними частотами, а всякого рода погремушки издают звуки высоких частот. Помимо посторонних предметов, нельзя забывать и о естественном голосе человека: при подозрении на нарушение слуха у малыша необходимо проследить, как он реагирует на обычную разговорную речь, на тихий говор, шепот, причем с неодинакового расстояния.

В домашнем обследовании должны принимать участие как минимум двое взрослых (чаще это родители). Один отвлекает малыша, играет с ним, разговаривает, и в то же время тщательно наблюдает за ответными реакциями ребенка на звуковые сигналы от второго взрослого – только так можно проверить у ребенка слух и сделать правильные выводы.

Подавать звуки нужно с разных сторон от ребенка в случайной последовательности и не по порядку: справа, слева, сзади. Другой человек в это время следит за состоянием ребенка, за его ориентировочной реакцией на звук. Реакция эта, как правило, безусловна и проявляется в замирании или активизации движений. Малыш может поворачивать голову или глаза в сторону источника звука, может широко открыть глаза по типу удивления или вовсе заплакать.

Ребенок не должен знать об «эксперименте», источник звука необходимо от него скрывать. Для этого звуки чаще всего подаются из-за спины. Нужно помнить, что малыш может ориентироваться на вибрацию, которая создается во время ходьбы по комнате, поэтому ходить нужно тихонько, особенно при приближении к ребенку.

Начинается проверка слуха у детей с наибольшего расстояния (3-5 метров) и сокращают его до тех пор, пока ребенок не начнет реагировать на подаваемый звук. Первым идет высокочастотный звук. Максимальное расстояние, на котором была получена первая реакция – фиксируют. То же самое проводят и с дудочками, и с барабаном.

Затем нужно проверить, как малыш воспринимает голос. Сразу отмечают реакцию на обычный разговор. Если реакция есть – переходят к более тихому разговору и шепоту. Если же реакции на обычный разговор нет – голос повышают. Также фиксируют, с какого расстояния и на какую громкость реагирует малыш.

Говорят о нормальном слухе, если ребенок отвечает на весь звуковой ряд с расстояния от 3 до 5 метров. Однако нельзя забывать и том, что чем меньше возраст малыша, тем воспринимаемое расстояние будет меньше.

О вероятности наличия тугоухости можно говорить тогда, когда ответная реакция ребенка нестабильна и начинает проявляться с расстояния 1 – 0,5 метра, причем лучше воспринимаются низкочастотные звуки.

Глухой ребенок, как правило, не реагирует на средне- и высокочастотные звуки, на голос, но хорошо воспринимает барабан, даже с расстояния 5ти метров.

Постоянное поворачивание головы только в одну сторону, независимо от направления звука, говорит об одностороннем снижении или потере слуха.

Проводить обследование дома следует тогда, когда ребенка ничего не напрягает, не беспокоит, когда ему спокойно и комфортно, когда он находится в своей обычной обстановке.

А теперь несколько практических советов. Иногда случается так, что подобрать игрушки по спектру звуков просто нет возможности, в таком случае для проверки слуха у ребенка можно воспользоваться обычными жестяными баночками из-под напитков. Для этого одну пустую баночку заполняют на треть целым, не дробленым горохом, во вторую столько же насыпают гречки, в третью – манки. И с их помощью издают звуки, проверяя реакцию малыша. Если реакции нет никакой, ни от одной баночки, то у ребенка есть подозрение на недостаточность слуха.

При первых таких подозрениях необходимо сразу обращаться к сурдологу, который проведет специализированное аудиометрическое исследование. Специалисту необходимо сообщать и полученные при домашнем обследовании результаты. С помощью всех этих данных можно будет установить точный диагноз и начать своевременное лечение.
Лечение врожденных патологий, к сожалению, очень тяжело поддается коррекции, а иногда и вовсе их невозможно исправить. Однако отчаиваться не нужно.

Помощь детям с нарушением слуха

Сегодня существуют различные методы реабилитации детей с нарушениями слуха, где работают опытные сурдопедагоги и логопеды. С их помощью ребенок может не только настроить свою речь, но и на равных общаться с окружающими людьми. Кроме того, существует и масса различных слуховых аппаратов, пренебрегать ими также не стоит. Мифы о том, что эти приспособления ухудшают развитие оставшегося слуха – развеяны современными аппаратами. Они значительно помогают малышу адаптироваться в окружающей среде и помогают развиваться как остальные дети.

Нельзя забывать о профилактике нарушений слуха у детей. Ее нужно начинать еще с момента планирования беременности. Здоровый образ жизни – разумеется само собой. Еще нужно помнить, что во время беременности нельзя принимать некоторые , особенно антибиотики (например, сульфанилиамиды), которые целенаправленно нарушают развитие внутреннего уха у плода, и как следствие – врожденная глухота. Очень важно своевременно лечить инфекционные заболевания, но только под контролем врача, строго соблюдая назначенные препараты их дозировки.

Как определить слух у ребенка? На этот вопрос ответит врач. Слух и умение слышать имеет большое значение в нашей современной жизни. Патологические заболевания, полученные в период внутриутробного развития плода, отражаются на состоянии здоровья, а также на развитие систем и органов. Среди них, зрение и слух. В этом текстовом материале подробно остановимся на вопросе относительно того, как проверить слух ребенка.

Как проверить слух у ребенка

Согласно статическим данным, в ходе обследования, сбой в работе слухового анализатора диагностируется у порядка 2% детей, значительная часть которых — раннего возраста. Не следует недооценивать проблему нарушения в работе слухового анализатора, ведь в зависимости от его развития осуществляется развитие малыша и адаптация к условиям окружающей среды. Детский слух выступает неотъемлемой частью в развитии речи и познавательных способностей. Детки с наличием тугоухости намного позже сверстников начинают разговаривать, не так активны в познании окружающего мира.

Однако, нет смысла расстраиваться. Любой родитель вправе помочь собственному ребенку — приобрести и вживить ему слуховой аппарат. Однако, прежде чем вести речь о нарушении в работе слухового анализатора есть смысл рассмотреть причины сбоя в работе слуха.

Каковы причины сбоя в работе слухового анализатора? Признаки тугоухости: как их определить? Для того чтобы выявить заболевание, врач проводит обследование ребенка.

У новорожденных и детей до года, как правило, тугоухость — наследственное и врожденное заболевание. Ввиду этого, если среди родственников есть те, кто страдает подобным заболеванием, есть смысл говорить о наследственности.

Тугоухость бывает:

  • наследственная;
  • врожденная;
  • приобретенная.

Развитие врожденной тугоухости происходит по следующим причинам:

  • Неблагоприятное протекание беременности. Если протекание беременности происходило с рядом трудностей, с наличием сильнейшего токсикоза, с угрозой выкидыша и преждевременными родами, ввиду этих обстоятельств следует осуществить проверку слуховых способностей. Наркотики, алкоголь и прием антибиотиков оказывает губительное влияние на развитие слуховых способностей малыша.
  • Роды с патологией. Все ныне существующие патологические отклонения становятся причиной к прекращению поступления кислорода к плоду, преждевременные, затяжные или же, наоборот, стремительные роды, частичная отслойка плаценты и прочее.

Проявление тугоухости происходит в комплексе со следующими заболеваниями:

  • глазные болезни;
  • почечные заболевания;
  • аномалии в работе наружного уха;
  • поражение кожи;
  • патологические отклонения в работе эндокринной и нервной системы;
  • заболевания опорно-двигательной системы.

Нарушения в работе слухового анализатора можно определить до года. Родители в домашних условиях, зачастую становятся первыми, кто заметил данное заболевание.

У малыша отсутствует реакция на звуки, а также возникают трудности при определении источника звука в домашних условиях. Как известно, младенец в возрасте около полугода способен определять, из какого места раздается звук.

Кроме того, в возрасте 3-4 лет малыш не заговаривает.

Если родители минули этот период, то с детками должен заниматься сурдолог, который способен проверить слух у ребенка.

Врачом осуществляется проверка слуха у детей. Если выяснилось, что слух нарушен, то врач определяет методику лечения. Он может рекомендовать вживление слухового аппарата в наружное ухо. После данной процедуры ребенок окунается в мир большого количества звуков. Малышу в 3 лет и в 3-4 года — это сложно, такое обилие звуков вызывает стрессовую ситуацию, именно по этой причине помощь детям может оказать сурдолог.

Стоит осознать, что чем раньше будет обнаружена тугоухость и начнется реабилитация, тем быстрее будет осуществляться адаптация и тем меньше последствий у малыша будет в дальнейшем.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

Как проверить слух у ребенка? Прежде чем отправлять ребенка к врачу, следует осуществить самостоятельные попытки проверки слуха в домашних условиях.

Следует осознавать, что слух по-разному проверяется у новорожденного, малыша 1 года, а также дошкольника и школьника.

У школьника и дошкольника слух проверяется посредством использования разговорной и шепотной речи. Этот способ проверки не дает 100% гарантии и зависит от субъективных факторов, качества голоса проверяющего.

И в домашних условиях слух следует проверять, исключая посторонний шум.

  1. Для осуществления проверки слуха следует стать на расстояние 7 метров. Делается это для того, чтобы ребенок не опознавал слова по губам говорящего.
  2. Так как разговорная речь громче шепотной, то контроль слуха начинают с шепота. Родители называют слова, ребенок осуществляет повторение сказанного.
  3. Если шепот ребенок не воспринимает, то процедуру следует повторить посредством разговорного тембра шепота.
  4. Подбираем словесный материал, ориентируясь на возраст ребенка.
  5. Врачи применяют при проверке слуха ребенка таблицы с подобранными словами. Чаще всего для этих целей применимы таблицы В.И. Воячека, Б.В. Богданова, Лангбека.
  6. Проверять слух каждого уха ребенка следует по отдельности. Для этого, просим ребенка закрыть ухо пальцем.

Проверяем слух младенца.

На протяжении 1 года жизни в домашних условиях применим метод гороховых проб. На раздающийся звук ребенок поворачивает голову или смотрит туда, откуда раздается звук.

Реакция на звук у ребенка возникает по прошествии 5 секунд.

Емкость с крупой меняется на громкие игрушки.

Большую часть информации на восприятие звука дают рефлексы и реакции ребенка: мигание, зажмуривание, раскрывание глаз, нахмуривание, вздрагивание, замирание, поворачивание головы и так далее.