Раздел ix неотложные состояния у детей. Неотложные состояния в педиатрии и неотложная помощь Неотложные состояния в детском возрасте

Для врачей скорой помощи, которые оказывают экстренную помощь детям при неотложных состояниях, специалистами РОСМП разработан четкий спецалгоритм. Но нередко возникают ситуации, не укладывающиеся в общепринятые рамки, и тогда успех догоспитальной помощи зависит исключительно от слаженных, высокопрофессиональных действий прибывших по вызову реаниматоров.

Неотложными состояниями являются нарушения сознания, длительные судороги, признаки гипоксии, выраженные нарушения сердечной деятельности, геморрагический синдром, отек мозга и нарушение работы других органов. О том, как оказывать первую помощь ребенку с подобными патологиями, подробно рассказывается на этой странице.

Порядок оказания неотложной помощи детям: особенности тактики врача

Порядок оказания неотложной помощи детям врачом СМП на догоспитальном этапе начинается с осмотра пациента.

Для этого нужно:

  1. Установить контакт с родителями для сбора анамнеза и обеспечения спокойного состояния больного при осмотре.
  2. Получить ответы на вопросы:
  • причина обращения;
  • обстоятельства заболевания или травмы;
  • длительность заболевания;
  • время ухудшения состояния ребенка;
  • использованные до прибытия врача скорой помощи средства и препараты.

Осмотр ребенка в условиях комнатной температуры при хорошем освещении.

Соблюдение правил асептики при осмотре ребенка, особенно при оказании помощи новорожденным.

Чтобы выработать особенности тактики при оказании неотложной помощи детям с учетом того, что декомпенсация состояния у маленьких пациентов наступает быстрее, чем у взрослых, нужно учесть следующие обстоятельства.

Если:

  • заболевание не угрожает жизни больного;
  • состояние стабильное;
  • материально-бытовые условия жизни ребенка удовлетворительные и ему гарантирован необходимый уход, исключающий угрозу для его жизни, - можно оставить ребенка дома с обязательной передачей активного вызова в поликлинику.

Если:

  • характер и тяжесть заболевания угрожают жизни больного;
  • неблагоприятный прогноз заболевания;
  • неудовлетворительное социальное окружение и возраст ребенка предполагают лечение только в условиях стационара - необходима госпитализация ребенка.

При отказе родителей от госпитализации необходимо доложить об этом старшему врачу станции СМП и действовать по его указанию. Любой отказ от осмотра, медицинской помощи, госпитализации должен быть зафиксирован в карте вызова врача СМП и подписан родителем или опекуном ребенка.

В случае если пациент или родитель (или опекун) ребенка не хочет оформить отказ от госпитализации в установленной законом форме, то необходимо привлечь не менее двух свидетелей и зафиксировать отказ.

Оказание помощи детям на догоспитальном этапе: диагностика неотложных состояний

Врач, оказывающий неотложную помощь на догоспитальном этапе, по возрасту ребенка и соответствующим ему возрастным анатомо-физиологическим особенностям должен определить специфику диагностики неотложного состояния.

Анамнез является важнейшей составляющей экстренной диагностики на догоспитальном этапе. В отличие от взрослых у детей раннего возраста диагноз почти в 50% случаев ставится поданным анамнеза и только в 30% - по результатам физикального обследования.

При оказании неотложной помощи детям врач скорой медицинской помощи должен учитывать:

  1. отсутствие постоянного наблюдения за пациентом;
  2. возможность развития у детей первого года жизни критического состояния в первые минуты или часы после посещения врача на фоне ранее относительно удовлетворительного состояния при осмотре;
  3. анатомо-физиологические отличия детского организма;
  4. нередко низкую санитарно-бытовую культуру населения.

Именно этим объясняется приоритет тактической гипердиагностики («утяжеление» синдромов) при госпитализации большинства пациентов первых месяцев жизни.

Первоочередная задача такого этапа неотложной помощи ребенку, как осмотр, - это выявление синдромов, определяющих состояние больного, а не причины заболевания. При постановке диагноза врач скорой медицинской помощи, в отличие от врачей большинства других специальностей, должен идти от следствия к причине.

Согласно алгоритму неотложной медицинской помощи детям, при осмотре ребенка врачом скорой медицинской помощи:

  • первоначально оценивается степень нарушения витальных функций и необходимость проведения экстренных лечебных мероприятий по жизненным показаниям;
  • затем определяется состояние центральной нервной системы (уровень сознания, наличие общемозговой симптоматики, судорожного синдрома), центральной гемодинамики, дыхания и при необходимости выполняются неотложные мероприятия.

Исследование функций жизненно важных органов и систем, а также коррекция их нарушений у детей и взрослых принципиальных различий не имеют.

Если состояние центральной нервной системы, центральная гемодинамика и дыхание достаточно стабильны, то врач приступает к типичному обследованию больного.

Учитывая ограниченность во времени, врач скорой медицинской помощи для догоспитальной неотложной помощи детям собирает только необходимые для выработки требуемого тактического решения и объема неотложных мероприятий данные.

В анамнезе болезни у детей раннего возраста:

  • изменение поведения ребенка;
  • гиподинамия, вялость или ;
  • изменение аппетита;
  • нарушение сна;
  • сонливость и вялость у обычно активного ребенка - это может быть симптомом угнетения центральной нервной системы;
  • срыгивания, рвота, одно-, двухкратный жидкий стул у маленьких детей необязательно говорят об инфекционном поражении желудочно-кишечного тракта, это может быть началом любого заболевания;
  • наличие предшествующей перинатальной патологии нервной системы и ее последствий для исключения возможности ее манифестирования;
  • как протекали беременность и роды;
  • наблюдается ли ребенок у специалистов;
  • уточнить возможность развития заболевания на фоне перенесенной внутриутробной инфекции;
  • , перинатальной патологии, врожденных пороков развития и т. д.;
  • сведения о прививках, поствакцинальных реакциях;
  • контактах с инфекционными больными;
  • аллергологический анамнез.

Физикальное обследование детей для оказания помощи в экстренной ситуации направлено на выявление угрожающих состояний. Сложность обследования детей раннего возраста обусловлена особенностями их анатомо-физиологического, психомоторного и речевого развития. Так, новорожденные переживают ряд пограничных состояний (физиологическое снижение массы тела, желтуху, диспепсию и т.д.), имеют физиологические тахикардию (120-140 уд/мин) и тахипноэ (40-60 дых/мин) и т.д.

Перед оказанием неотложной медицинской помощи детям необходимо в первую очередь выявить декомпенсацию дыхания, кровообращения и степень поражения центральной нервной системы.

Нарушения дыхания могут быть в виде:

  • его отсутствия;
  • брадипное;
  • патологического типа.

Нарушения кровообращения:

  • исчезновение пульса на лучевой артерии при артериальном давлении ниже 50-60 мм рт. ст.;
  • исчезновение пульса на сонной артерии при артериальном давлении ниже 30 мм рт. ст.;
  • тахикардия;
  • брадикардия;
  • аритмия;
  • «мраморность» кожи, цианоз.

При исследовании центральной нервной системы:

  • уровень сознания при невозможности словесного контакта определяют по активности ребенка, по тому, как он следит за вами и за предметами, играет ли он с игрушкой, как он кричит или плачет (монотонный крик характерен для менингита);
  • диффузные общемозговые реакции;
  • (фебрильные судороги);
  • неспецифические токсические энцефалопатии (нейротоксикоз);
  • ширина зрачков, их реакция на свет;
  • мышечный тонус и т.п.

В ходе экстренной медицинской помощь ребенку при подозрении на менингит врач должен помнить, что у детей до 3 месяцев жизни симптом Кернига является физиологическим, а симптомы Брудзинского определяются редко, однако часто имеют место ригидность затылочных мышц, гиперестезия на все раздражители, элементы позы «легавой собаки», монотонный крик и легко выявляемый симптом «подвешивания».

Важно! При осмотре перед оказанием неотложной медицинской помощи ребенок должен быть полностью раздет!

О болевом синдроме у ребенка раннего возраста свидетельствуют беспокойство, плач, нарушение сна, иногда срыгивания, снижение аппетита. Однако причиной плохого самочувствия ребенка, его крика и плача могут быть недостатки ухода и питания.

Из особенностей диагностики боли у детей первого года жизни целесообразно выделить следующие:

  • для головной боли, повышения внутричерепного давления, отека мозга характерен монотонный крик;
  • часто наблюдаются тремор подбородка и конечностей, пульсация большого родничка, положительный симптом Грефе, срыгивания, рвота. При изменении положения головы ребенка - усиление беспокойства, крика и плача;
  • при боли в конечности - ограничение объема активных движений, ребенок ее щадит;
  • при боли в животе - ребенок сучит ножками, поджимает их к животу, кричит, часто и прерывисто сосет соску, срыгивает;

Боль в животе преимущественно связана с нарушениями моторики и усилением перистальтики. У детей раннего возраста боль в животе возникает вследствие:

  • метеоризма, дисбактериоза кишечника, запоров;
  • нарушений режима питания;
  • инвагинации кишечника, язвенно-некротического энтероколита.

Боль при инвагинации появляется с возникновением крупных перистальтических волн периодичностью 10-15 мин. Ребенок внезапно начинает беспокоиться, кричать, сучить ножками, а после прекращения перистальтической волны боль стихает.

Постоянная боль в животе характерна для острого аппендицита, когда происходит резкое уменьшение перистальтики кишечника, что приводит к вздутию живота.

Перед оказанием помощи при неотложных состояниях у детей раннего возраста осмотр кожи обычно точнее всего показывает тяжесть заболевания ребенка.

Бледность кожных покровов чаще всего обусловлена:

  • интоксикацией;
  • «бледным» врожденным пороком сердца;
  • вегетососудистой дистонией, спазмом периферических сосудов.

После исключения анемии выясняют причину сосудистого спазма. Чаще всего это токсикоз различного генеза или гиповолемия. Диагностировать гиповолемию с общей дегидратацией тканей помогают следующие симптомы:

  • сухость слизистых оболочек;
  • медленное расправление кожной складки;
  • западение большого родничка;
  • снижение диуреза.

Цианоз (синие губы и видимые слизистые оболочки полости рта) - ведущий симптом при врожденных пороках сердца с шунтированием крови справа налево. Разлитой цианоз чаще наблюдается при декомпенсированном врожденном пороке сердца (тетрада Фалло).

Сыпь (экзантема) имеет большое значение для постановки диагноза, оценки прогноза и тяжести состояния ребенка. Любая сыпь с геморрагическими элементами требует дифференцирования с менингококковой инфекцией.

У детей первого года жизни перед оказанием первой неотложной помощи важную роль играет исследование большого родничка:

  • при дегидратации кожа над родничком западает;
  • большой родничок пульсирует, выбухает при повышении внутричерепного давления (гидроцефалия, менингит).

Сердечно-сосудистая и дыхательная системы - для детей первого года жизни характерны физиологические тахикардия и тахипное.

Таблица «Возрастные нормы частоты пульса, величины артериального давления, числа дыхания у детей»:

Пульсовое давление во всех возрастных группах составляет 40-45 мм рт. ст. Во время оказания первой помощи при неотложных состояниях детям дошкольного возраста кроме вышеперечисленного надо помнить, что все границы сердца у них увеличены.

Первая неотложная помощь детям: введение лекарственных средств

В соответствии со стандартами неотложной помощи детям и в зависимости от тяжести состояния больного определяются пути введения лекарственных препаратов. Учитываются необходимая длительность их непрерывного введения, характер заболевания, возраст пациента и возможности медицинских работников.

Внутривенный путь введения наиболее предпочтителен при необходимости экстренного введения препарата для воздействия на какие-либо функции организма. В случае необходимости неоднократного введения препаратов, проведения инфузионной терапии, при транспортировке методом выбора является катетеризация периферической вены.

Учитывая особенности оказания неотложной помощи детям, наиболее доступными венами для постановки периферического катетера являются:

  • вены локтевого сгиба,
  • вены тыльной стороны,
  • вена, расположенная спереди от внутренней лодыжки.

При необходимости до внутривенного можно прибегнуть к подъязычному пути введения (в мышцы полости рта).

При этом применяется правило «трех двоек»:

  • отступив на 2 см от края подбородка, иглой для внутримышечной инъекции входят на глубину 2 см в мышцы дна рта, в направлении к макушке;
  • общее количество введенных препаратов - не более 2 мл (1 мл - детям до 3 лет). Препараты вводятся без разведения, в возрастной дозе.

Ректальный путь введения используют, когда невозможен пероральный путь, доступа к вене не получено в течение 5 минут и внутримышечная инъекция не позволит достигнуть оптимальной пиковой концентрации препарата быстрее. Препараты вводятся в микроклизме, в разведении теплым (37-40 °С) физиологическим раствором - 3-5 мл, с добавлением 0,5-1,0 мл 70%-ного этилового спирта, если это не вызовет инактивации препарата. Возможная доза введения лекарственных средств - 1-10 мл.

Внутримышечный путь введения используется при отсутствии необходимости срочного воздействия препаратов.

При невозможности выполнить в/в доступ у заинтубированных детей можно воспользоваться интратрахеальным введением: в интубационную трубку через кольца трахеи иглой для в/м инъекции. Дозу препарата при этом удваивают и разводят в 1-2 мл физраствора. Общее количество однократно введенных препаратов не более 20-30 мл.

Интраназальный путь целесообразен при необходимости воздействия препарата на эпителий верхних дыхательных путей. Доза препарата не > 1 мл.

Скорая неотложная медицинская помощь детям: инфузионная терапия

Инфузионная терапия при скорой неотложной помощи детям на догоспитальном этапе используется для восполнения объема циркулирующей крови, срочной коррекции метаболических электролитных расстройств, внутривенного капельного введения лекарственных препаратов.

Вид инфузионной среды, дозы и скорость инфузии определяет состояние гемодинамики, характер и темпы развития заболевания.

В случае, когда систолическое артериальное давление не ниже 60-80 мм рт. ст. (сохранен пульс на лучевой артерии) и по характеру, темпам развития заболевания (травмы) можно предполагать, что состояние гемодинамики не ухудшится в пределах часа - начальная доза инфузионной терапии 20 мл/кг в час.

В случае, когда систолическое артериальное давление ниже 60 мм рт. ст. (нитевидный пульс на лучевой артерии) и можно предполагать, что состояние гемодинамики ухудшится в пределах часа (продолжающееся внутреннее кровотечение и т.д.), а также при отсутствии положительной динамики на начальную дозу 20 мл/кг в час в течение 20 минут - начальная доза инфузионной терапии 40 мл/кг в час.

В случае определения пульса только на сонной артерии, а также при отсутствии положительной динамики на начальную дозу 40 мл/кг в час в течение 20 минут - начальная доза инфузионной терапии более 40 мл/кг в час.

При отсутствии в течение 15-20 мин положительной динамики на дозу более 40 мл/кг в час требуется введение адреномиметиков.

В инфузионной терапии, как правило, применяется следующее соотношение растворов: 60% кристаллоидов, 40% коллоидов. Выбор начальной терапии тем или иным видом инфузионной среды зависит от характера заболевания, определяющего тип дегидратации.

Начальная терапия кристаллоидами показана в случае заболевания, когда имеет место не только потеря жидкости из русла, но также и внутриклеточная дегидратация (дегидратация при гипергликемической, кетоацидотиче-ской коме, кишечных инфекциях и т.п.).

Начальная терапия коллоидами показана в случае заболевания, травмы, когда имеет место острая потеря жидкости из русла.

Срочная коррекция гипогликемии проводится 5%-ным раствором глюкозы в дозе 10 мл/кг после болюсного введения 40%-ного раствора глюкозы, если это необходимо. Максимальное количество 40%-ной глюкозы - 5 мл/кг массы тела.

Срочная коррекция ацидоза проводится 4%-ным раствором натрия гидрокарбоната в дозе 1-2 мл/кг массы при сердечно-легочной реанимации, когда от момента остановки сердца до начала реанимации прошло более 10 минут, несмотря на адекватную терапию, не удается поддерживать стабильную гемодинамику с систолическим АД не ниже 60 мм рт. ст., при продолжающихся реанимационных мероприятиях без эффекта в течение 20 минут.

Срочная коррекция гипокальциемии проводится 10%-ным раствором кальция хлорида в дозе 1-2 мл/кг в случае гипокальциемии (отравления антикальциевыми препаратами и т.п.), а также в качестве антидотной терапии при гиперкалиемии.

Неотложная помощь детям на дому: введение адреномиметиков

При неотложной помощи детям на дому доза вводимого адреномиметика должна быть минимально достаточной для поддержания стабильной гемодинамики с систолическим АД не менее 60 мм рт. ст. Для экстренного восстановления гемодинамики желательно начать с большей дозы и титрованием снизить ее до минимально достаточной под постоянным контролем состояния гемодинамики. Для поддержания стабильной гемодинамики желательно начать с меньшей дозы и титрованием повысить ее до минимально достаточной под постоянным контролем состояния гемодинамики.

Согласно стандартам медицинской помощи детям при неотложных состояниях, выбор адреномиметика производится в зависимости от вида патологии, при которой оказывается помощь:

  • сердечно-легочная реанимация - адреналин;
  • травматический шок - допамин, при отсутствии - адреналин;
  • анафилактический шок - фенилэфрин (мезатон) или адреналин;
  • инфекционно-токсический шок - мезатон или адреналин;
  • кардиогенный шок - допамин.

Допамин - из расчета 2-20 мкг/кг в минуту в зависимости от требуемого эффекта. Приготовление «маточного» раствора: 0,5 мл 4%-ного допамина разводится в 200 мл физиологического раствора или 5%-ного раствора глюкозы.

Адреналин - из расчета 0,5-1 мкг/кг в минуту в зависимости от требуемого эффекта. Приготовление «маточного» раствора: 1 мл 0,1 %-ного адреналина разводится в 200 мл физиологического раствора или 5%-ного раствора глюкозы.

Мезатон - из расчета 10-40 мкг/кг в минуту. Приготовление «маточного» раствора: 1 мл 1 %-ного мезатона разводится в 100 мл физиологического раствора или 5%-ного раствора глюкозы.

Медицинская помощь при неотложных состояниях у детей: сердечно-легочная реанимация

Стандарты оказания неотложной помощи детям утверждены 23 мая 2006 года II съездом Общероссийской общественной организации «Российское общество скорой медицинской помощи» (РОСМП).

Сердечно-легочная реанимация у детей старше 14 лет.

Диагностика: без сознания, отсутствует пульс на сонных артериях, несколько позднее - прекращение дыхания. Дифференциальная диагностика: по ЭКГ - фибрилляция желудочков (более чем в 80% случаев), в остальных случаях - асистолия или электромеханическая диссоциация.

Алгоритмы оказания неотложной помощи детям старше 14 лет:

  1. При фибрилляции желудочков и невозможности немедленной дефибрилляции незамедлительно начать сердечно-легочную реанимацию (CJIP), максимально быстро обеспечить возможность выполнения дефибрилляции.
  2. При асистолии:
  • если невозможно точно оценить электрическую активность сердца (не исключить атоническую стадию фибрилляции желудочков) - действовать, как при фибрилляции желудочков;
  • если асистолия подтверждена в двух отведениях ЭКГ.

Сердечно-лёгочную реанимацию можно прекратить, если при использовании всех доступных методов нет признаков ее эффективности в течение 30 мин.

Основные опасности и осложнения сердечно-лёгочной реанимации при оказании скорой неотложной медицинской помощи детям:

  • после дефибрилляции: асистолия , продолжающаяся или рецидивирующая фибрилляция желудочков, ожог кожи;
  • при искусственной вентиляции легких: переполнение желудка воздухом, регургитация, аспирация желудочного содержимого;
  • при интубации трахеи: ларинго- и бронхоспазм , регургитация, повреждение слизистых оболочек, зубов, пищевода;
  • при закрытом массаже сердца: перелом грудины , ребер, повреждение легких, напряженный пневмоторакс;
  • при пункции подключичной вены: кровотечение , пункция подключичной артерии, лимфатического протока, воздушная эмболия, напряженный пневмоторакс;
  • дыхательный и метаболический ацидоз ;
  • гипоксическая кома.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей до 14-летнего возраста.

Методика непрямого массажа сердца: детям до года достаточно надавливать на грудину одним-двумя пальцами. Для этого уложите ребенка на спину и охватите его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки и концы их сходились на точке, расположенной на 1 см ниже сосковой линии, остальные пальцы подложите под спину. Детям старше 1 года и до 7 лет массаж сердца выполняют, стоя сбоку (чаще - справа), основанием одной кисти, более старшим - обеими кистями (как взрослым).

Таблица «Взаимосвязь параметров при непрямом массаже сердца»:

Внимание: прекардиальные удары детям не производят ни при каких обстоятельствах!

Во время оказания неотложной помощи детям на догоспитальном этапе нельзя:

  • проводить непрямой массаж сердца при наличии пульса на сонной артерии;
  • подкладывать под плечи любые предметы;
  • располагать ладонь при давлении на грудину так, чтобы большой палец был направлен на реаниматора.

Экстренная медицинская помощь детям: методика ИВЛ

Предназначение методики искусственной вентиляции легких (ИВЛ) – обеспечить проходимость дыхательных путей. Крайне желательна интубация трахеи, но только после первых вдохов ИВЛ. Нельзя тратить на попытку интубации (в это время пациент не дышит) более 20 с! Если пострадавший - ребенок до года, обхватите ртом рот и нос ребенка. Дышите объемом щек. При ИВЛ с помощью мешка Амбу пользуйтесь специальным Амбу для детей до года; если применяется Амбу для взрослых, объем одного вдоха равен объему кисти руки врача.

Алгоритм неотложной помощи детям старше 1 года следующий:

  • зажмите нос ребенка и проводите дыхание рот в рот.
  • Сделайте два пробных вдоха.
  • Оцените состояние пациента. Во время вдоха грудная клетка и живот должны подниматься. Для определения глубины вдоха ориентируйтесь на максимальную экскурсию грудной клетки и живота пациента и появления сопротивления вдоху.
  • Выдерживайте паузц между вдохами - 2 с. Вдох обычный, не форсированный.

Внимание: при наличии повреждений рта можно использовать дыхание рот в нос! Алгоритм оказания такой неотложной медицинской помощи детям схож с описанным выше, но при этом рот ребенка закрыт, губы спасателя обжимают нос пострадавшего.

Однако эффективность данного способа намного ниже, чем таковая при дыхании рот в рот.

Внимание: при ИВЛ «рот в рот» («рот в рот и нос», «рот в нос») не дышите глубоко и часто, иначе вы не сможете проводить вентиляцию! Дышите с возможной для вас частотой, максимально близкой к рекомендованной, в зависимости от возраста пациента.

Частота ИВЛ при СЛР у детей разного возраста:

Пути введения медикаментов: при CJIP оптимальными являются два пути: внутривенный и внутритрахеальный (через эндотрахеальную трубку или пункцией перстневидно-щитовидной мембраны).

Внимание: при внутритрахеальном введении препаратов доза удваивается, и препараты, если они не были разведены ранее, разводятся в 1-2 мл физиологического раствора! Общее количество введенных препаратов может достигать 20-30 мл.

Атропин при реанимации у детей применяется в случае асистолии и брадикардии.

Разведение: 1 мл 0,1 %-ного раствора на 10 мл изотонического раствора натрия хлорида (в 1 мл раствора будет 0,1 мг препарата). Доза: 0,01 мг/кг (или 0,1 мл/кг массы тела при указанном разведении).

При отсутствии сведений о массе тела возможно применение дозы 0,1 мл 0,1 %-ного раствора на год жизни или при указанном разведении 1 мл/год.

Можно повторять введения каждые 3-5 мин до достижения общей дозы 0,04 мг/кг.

Адреналин применяется в случае асистолии, фибрилляции желудочков, электромеханической диссоциации.

Разведение: 1 мл 0,1 %-ного раствора на 10 мл изотонического раствора натрия хлорида (в 1 мл раствора будет 0,1 мг препарата).

Доза - 0,01 мг/кг (или 0,1 мл/кг массы тела при указанном разведении).

При отсутствии сведений о массе тела возможно применение дозы 0,1 мл 0,1 %-ного раствора на год жизни или при указанном разведении 1 мл/год. Можно повторять введения каждые 1-3 мин.

При неэффективности проводимой сердечно-лёгочной реанимации в течение 10-15 мин возможно применение увеличенных в 2 раза доз адреналина.

Лидокаин применяется в случае фибрилляции желудочков. Доза - 1 мг/кг - 10%-ный раствор.

Натрия гидрокарбонат 4%-ный используют в случае, когда сердечно-лёгочная реанимация начата позже, чем через 10-15 мин от момента остановки сердца, или в случае длительной неэффективной сердечно-лёгочной реанимации (более 20 мин без эффекта при адекватной вентиляции легких). Доза - 2 мл/кг массы тела.

Постреанимационная медикаментозная терапия должна быть направлена на поддержание стабильной гемодинамики (инфузионная терапия) и защиту центрально-нервной системы от гипоксического повреждения (антигипоксанты):

  • инфузионная терапия;
  • антигипоксанты - солкосерил или актовегин внутривенно струйно 1 мл/год.

Дефибрилляция выполняется при фибрилляции желудочков в режиме 2 Дж/кг - первый разряд, 3 Дж/кг - второй разряд, 3,5 Дж/кг - третий и все последующие разряды.

Алгоритм введения препаратов и дефибрилляции совпадает с таковым для взрослых пациентов.

Как оказывать первую помощь ребенку при отеке мозга

Отек мозга характеризуется нарушением сознания и судорожными приступами. Он отличается этиологическим разнообразием, проявляясь при: инфекционных заболеваниях, токсико-гипоксических состояниях, острых нейроинфекциях, черепно-мозговых травмах, эпилептическом статусе, нарушениях мозгового кровообращения, опухолях головного мозга, соматических заболеваниях.

По патогенезу различают: вазогенный, цитотоксический, осмотический, гидростатический отек мозга.

Клиническая картина:

  • Общее беспокойство, «мозговой крик», рвота, мышечные подергивания, судороги.
  • Нарушения сознания (до сопора и комы), бред, галлюцинации.
  • Менингеальные симптомы, наличие патологических рефлексов, парэстезии.
  • Злокачественная гипертермия.
  • Гемодинамические расстройства (повышение, а затем снижение АД, коллапс, брадикардия), нарушения дыхания.
  • Выявляют «застойные диски зрительных нервов» при осмотре глазного дна.

При отеке мозга с судорожным синдромом со стойким нарушением сознания оказание неотложной помощи детям проводятся по следующим этапам:

  • приподнять голову под углом 30 градусов;
  • санация верхних дыхательных путей;
  • интубация и ИВЛ;
  • оксигенация;
  • дексаметазон в дозе 0,5-2 мг/кг каждые 4 часа, или преднизолон в дозе 5 мг/кг, или гидрокортизон по 20 мг/кг внутривенно или внутримышечно;
  • маннитола в дозе 0,5-1 г/кг массы в/в капельно 15%-ный раствор, в начальной дозе 50% от суточной, первые 33% струйно, медленно или в/в капельно по 100 кап/мин, затем 30-40 кап/мин;
  • 20%-ный альбумин в/в капельно 15-20 мл/кг;
  • 1 %-ный раствор лазикса в дозе 0,2 мл/кг (2 мг/кг) в/в струйно в 2-4 приема;
  • глицерол внутрь по 0,5-1,5г/кг через зонд 3 раза в день;
  • 25%-ный раствор магния сульфата в/м в дозе 0,2 мл/кг;
  • диазепама (седуксена, валиума, реланиума, сибазона) 0,5%-ный раствор - 0,1 мл/кг (0,3- 0,5 мг/кг) внутривенно на 10%-ной глюкозе или внутримышечно;
  • при неэффективности диазепама - ингаляционный или барбитуратный наркоз;
  • краниоцеребральная гипотермия (холод на голову) при гипертермии;
  • натрия оксибат 50-80 мг/кг в сутки в/в струйно, медленно;
  • для нормализации микроциркуляции - р-ры декстрана, пентоксифиллина, инстенона, амино-филлина;
  • для улучшения метаболизма - витамины группы В, аскорбиновая к-та, АТФ по 1 мл 1-2 раза в сутки, кокарбоксилаза 25-100 мг/сут в/в или в/м, 20%-ный р-р пирацетама по 50-100 мг/кг в сутки в/в капельно.

После оказания экстренной медицинской помощи ребенку необходима госпитализация в отделение реанимации.

Статья прочитана 8 329 раз(a).

Организм ребенка раннего возраста функционально и анатомически несовершенен, что обусловливает его высокую ранимость. У этих детей чаще встречаются неотложные состояния, исход которых во многом определяется своевременностью и правильностью оказания первой медицинской помощи и адекватностью последующего тактического решения. Поэтому персонал фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов должен быть подготовлен к оказанию помощи ребенку в неотложном состоянии. Неотложное состояние характеризуется наличием угрожающих жизни симптомов (судороги, гипертермия, кома и т. п.) и требует срочных лечебных мероприятий. Наиболее типичными ошибками при оказании помощи детям с неотложным состоянием, по нашим данным, являются неправильное дозирование медикаментов, применение нерациональных их комбинаций, неоправданно частое применение аналептических препаратов (кордиамин, кофеин,

аналептическая смесь и т. п.), а также медикаментозных смесей, маскирующих признаки основного заболевания, что затрудняет его диагностику при поступлении ребенка в стационар. В основу унификации неотложной помощи детям положен принцип «прежде всего не вреди» . Гипертермический синдром. Диагностические критерии: стойкое повышение температуры выше 38,5°С при отсутствии эффекта от приема и введения жаропонижающих препаратов. Прогрессирующее ухудшение общего состояния ребенка. Объем неотложной помощи:

    поместить ребенка в хорошо проветриваемое помещение, раздеть;

    обтереть кожу ребенка 30% спиртом или камфорным маслом;

    внутримышечно или внутривенно ввести литическую смесь следующего состава: 1% раствор амидопирина - 0,6 мл на 1 кг массы тела, 50% раствор анальгина - 0,02 мл/кг, 0,25% раствор новокаина - 0,5 мл/кг; при выраженном возбуждении и судорогах внутримышечно ввести 0,25% раствор дроперидола из расчета 0 ,"2 мл на 1 кг массы тела, но не более 2 мл.

Госпитализация обязательна при отсутствии эффекта от проведенных мероприятий; в больницу направляют также детей с хроническими заболеваниями и часто болеющих независимо от эффективности проведенных мероприятий. Инородные тела дыхательных путей. Диагностические критерии: затрудненное дыхание, осиплость голоса вплоть до полной афонии, навязчивый кашель, приступы удушья, связанные с переменой положения тела, аускультативно - ослабление дыхания вплоть до полного его отсутствия в одном из легких или его части. Объем неотложной помощи: уменьшить беспокойство ребенка, для чего ввести 0,25% раствор дроперидола <0,2 мл/кг) или 0,5% раствор седуксена (0,1 мл/кг, но не более 2 мл) внутривенно или внутримышечно; выбрать положение тела, улучшающее состояние ребенка; при цианозе и акроцианозе сделать ингаляцию увлажненного кислорода. Госпитализации подлежат все дети с диагностированным инородным телом дыхательных путей или с подозрением на него. Клиническая смерть. Диагностические критерии: отсутствие пульсации крупных артерий (сонные, бедренные), отсутствие сердечных тонов, расширение зрачков и отсутствие реакции их на свет. Объем неотложной помощи: очистить полость рта и глотки механически (пальцем, шпателем) с помощью ножного или электрического отсоса; начать искусственное дыхание методом рот в рот или рот в нос; ввести в желудок зонд, начать непрямой массаж сердца - ритмичное надавливание на нижнюю треть грудины с частотой 60 раз в минуту; ввести внутривенно или под язык; 0,1% раствор атропина сульфата - 0,05 мл на 1 год жизни, 1:1000 адреналина гидрохлорида - 0,05 мл на 1 год жизни. Первичный реанимационный комплекс применяют до получения стойкого клинического эффекта (восстановление дыхания и сердечной деятельности), но не более 30 мин. В случае успеха - госпитализация обязательна. Механическая асфиксия. Диагностические критерии: наличие странгуляционной борозды на шее, кровоизлияния под конъюнктиву и на верхней половине туловища, нарушения сознания чаще в виде угнетения, иногда нарушения ритма сердечной деятельности. С механической асфиксией часто приходится встречаться у школьников при сдавлении грудной клетки руками (обхват сзади), у заваленных землей, у попавших в «кучу малу» и т. п. Объем неотложной помощи: искусственное дыхание методом рот в рот, через 8-образную трубку или с помощью маски аппарата РПА. При сохраненном дыхании - ингаляция увлажненного кислорода в течение 20-30 мин; при остановке сердца (см. клиническая смерть) - первичный реанимационный комплекс: ввести зонд в желудок. Обязательная госпитализация в ближайший стационар (независимо от его профиля). Ожоговый шок. Диагностические критерии: наличие на коже следов термического повреждения (пузыри, покраснение). Для определения площади поражения используют «правило ладони», площадь которой независимо от возраста составляет 1% поверхности тела. Шок может возникнуть у детей раннего возраста при повреждении 3-5% поверхности тела II степени (пузыри). Объем неотложной помощи: провести обезболивание путем введения 1% раствора промедола или 50% раствора анальгина из расчета 0,01 мл на 1 кг массы тела внутривенно или внутримышечно; введение нейро-плегиков - 0,2 мл/кг дроперидола или 0,1 мл/кг 0,5% раствора седуксена (но не более 2 мл) внутривенно или внутримышечно. На ожоговую поверхность наложить стерильную повязку с фурацилином 1:5000, риванолом 1:1000 или 0,25-0,5-1% раствором новокаина. Можно использовать аэрозоли «Ливиан», «Пантенол» и т. п. Обильное питье (горячий чай, молоко, соки и т. п.). Обязательной госпитализации подлежат новорожденные и грудные дети независимо от степени и площади ожога: дети старше 3 лет госпитализируются при ожогах I степени площадью 10% и более, а также при выявлении не менее 3% ожоговой поверхности II степени и глубже. Судорожный синдром. Диагностические критерии: судорожные подергивания мышц конечностей или мимической мускулатуры, генерализованные судороги во всех группах мышц с нарушением дыхания. Возможно нарушение сознания различной степени выраженности - возбуждение, угнетение, ступор, кома. Объем неотложной помощи: внутривенно ввести 0,1 мл на 1 кг массы тела 0,5% раствор седуксена или 0,2 мл/кг дроперидола (но не более 2 мл) или 0,5 мл/кг оксибутирата натрия. При отсутствии эффекта в течение 30 мин ввести 2% раствор хлоралгидрата в крахмальной клизме из расчета 1 мл/кг (после очищения кишечника); при выраженной дыхательной недостаточности (цианоз и акроцианоз) сделать ингаляцию кислорода в течение 20-30 мин. При угнетении дыхания внутримышечно ввести 24% раствор эуфиллина из расчета 0,1 мл/кг с глюкозой. Госпитализация в детское отделение или детскую больницу обязательна. Черепно-мозговая травма. Диагностические критерии: следы повреждения на лицевой или мозговой частях черепа, нарушения сознания различной степени выраженности вплоть до комы. Головная боль, тошнота, рвота. При ушибе и сдавлении мозга, развитии внутричерепной гематомы - появление очаговой симптоматики: сглаженность носогубной складки, отклонения языка, снижение сухожильных рефлексов и появление их неравномерности, анизокория, брадикардия. Объем неотложной помощи: уложить пострадавшего и обеспечить ему полный покой, ввести зонд в желудок (профилактика регургитации и аспирации), при нарушениях дыхания вывести нижнюю челюсть, вставить воздуховод; при отсутствии или нарушении сознания - положение на правом боку, аспирация слизи из полости рта и ротоглотки грушей или отсосом; при возбуждении ввести 0,2 мл/кг 0,25% раствор дроперидола или 0,1 мл/кг 0,5% раствора седуксена (но не более 2 мл) внутримышечно. Госпитализация всех детей обязательна и производится в ближайший хирургический стационар или отделение. Шок травматический или геморрагический. Диагностические критерии: нарушения сознания (возбуждение или угнетение), бледность кожных покровов и слизистых, акроцианоз различной степени выраженности, артериальная гипотония, тахикардия, наличие механических повреждений и признаков наружного или внутреннего кровотечения. Объем неотложной помощи: остановить наружное кровотечение наложением давящей повязки или жгута, при отсутствии артериального давления или снижения его ниже 60 мм рт. ст. срочно наладить внутривенное введение полиглюкина (до 20- 30 мл/кг). Внутримышечно (при наличии признаков повреждения костей или следов ушибов и при отсутствии повреждения внутренних, органов и черепно-мозговой травмы) ввести: 1% раствор промедола - 0,1 мл на год жизни, 1% раствор димедрола 0,1 мл/кг массы тела (но не более 2 мл); произвести иммобилизацию поврежденной конечности с использованием транспортных шин или других подручных материалов; при отсутствии повреждений внутренних органов - теплое, обильное питье (чай, кофе, соки, молоко) и согревание (грелки, одеяло и т. п.). После проведения указанного комплекса транспортировать в ближайшее хирургическое отделение. Шок анафилактический. Диагностические критерии: беспокойство, чувство страха, зуд слизистых оболочек и кожных покровов, нарушения сердечной деятельности, артериальная гипотония, иногда нарушения дыхания. Могут наблюдаться полиморфная аллергическая сыпь и отек типа Квинке. Объем неотложной помощи: ввести раствор адреналина 1:1000 из расчета 0,1 мл на 1 год жизни (но не более 0,7 мл одномоментно) подкожно; преднизолош из расчета 2 мг/кг внутримышечно (при возможности внутривенно); при отсутствии преднизолона - гидрокортизон (суспензия из расчета 4-7 мг/кг) внутримышечно; ввести зонд в желудок (профилактика регургитации и аспирации), при отсутствии пульса и снижении артериального давления ниже 60 мм рт. ст. наладить внутривенное введение полиглюкина (до 20 мл/кг). После стабилизации артериального давления и нормализации сердечной деятельности обязательно госпитализировать в ближайший стационар. Электротравма. Диагностические критерии: метки от действия электротока - постоянный признак. В зависимости от направления прохождения тока - потеря сознания, нарушения дыхания вплоть до его остановки, нарушения ритма сердечной деятельности вплоть до асистолии. Объем неотложной помощи: прервать контакт с поражающим фактором (в резиновых перчатках!), уложить пострадавшего, создать ему полный покой и обеспечить доступ свежего воздуха; при остановке дыхания сделать искусственное дыхание методом рот в рот, при остановке сердца - непрямой массаж сердца (см. раздел «Клиническая смерть»). При возбуждении ввести 0,2 мл/кг 0,25% раствора дроперидола внутримышечно, при обширных и глубоких ожогах ввести промедол (0,1 мл на 1 год жизни) внутримышечно; на ожоговую поверхность наложить стерильную повязку с фурацилином, риванолом или новокаином. Допустимо применение аэрозолей типа «Ливиан», «Пантенол» и т. п. Госпитализация ребенка обязательна и проводится после полного восстановления жизненно важных функций в ближайший стационар. Для оказания неотложной помощи детям на фельдшерском и фельдшерско-акушерском пункте целесообразно, на наш взгляд, иметь следующее оснащение: тонометр с набором манжет (по возрастам); шпатели металлические; роторасширитель и языкодержатель; набор стерильных шприцев и игл; набор желудочных зондов всех размеров; электроотсос или ножной ^аспиратор, груша; набор катетеров для аспирации из полости рта и ротоглотки; жгут резиновый (кровоостанавливающий); набор для искусственного дыхания типа РПА; шины транспортные (типа шин Крамера); бикс со стерильным перевязочным материалом; системы для переливания крови (разового пользования). Из лекарственных средств и растворов необходимо иметь следующие: адреналин 1:1000, ампулы по 1 мл- 5 штук; атропина сульфат 0,1%, ампулы по 1 мл (список А) - 3 штуки; амидопирин 4%, ампулы по 5 мл - 10 штук; анальгин 50%, ампулы по 2 мл-10 штук; гидрокортизон, суспензия, флаконы по 125 мг-2 штуки; димедрол 1%, ампулы по 1 мл - 10 штук; дроперидол 0,25%, флаконы по 10 мл - 1 штука; изотонический раствор натрия хлорида 0,9%, ампулы 5 мл - 10 штук; новокаин 0,5% раствор, ампулы 5 мл -10 штук; оксибутират натрия 20% раствор, ампулы 10 мл - 5 штук; преднизолон 30 мг, ампулы - 3 штуки; промедол 1%, ампулы 1 мл (список А) - 3 штуки; седуксен, 0,5% раствор, ампулы 2 мл - 5 штук; полиглюкин 400 мл, флаконы - 1 штука; фурацилин 1:5000, флаконы по 200 мл (стерильно) - 2 штуки; аэрозоль «Ливиан» («Пантенол»)-1 упаковка.


Иногда у детей возникают неотложные состояния, экстренная медицинская помощь при которых не просто желательна, а жизненно необходима. Паника и страх за свое чадо в этих случаях – плохие помощники: слезами, охами-вздохами и прочими причитаниями делу не поможешь. Действовать нужно, абстрагировавшись от личных переживаний, четко, скоординировано, следуя строго предписанному алгоритму.

При возникновении непредвиденных обстоятельств, связанных со здоровьем ребенка, его всегда должен осмотреть врач. Но у врача нет крыльев, он не может появиться мгновенно. А первые 10 минут часто определяют, будет ли иметь данная ситуация неприятные последствия или вы быстро забудете об этом эпизоде. Поэтому в данной главе даны советы, как оказать первую помощь ребенку: что и в какой последовательности нужно сделать до приезда доктора.

Особенности оказания неотложной помощи детям при гипертермии

Повышенная температура (гипертермия) встречается при многих заболеваниях. Следует различать «красную» и «белую» гипертермию.

«Красная» беспокоит ребенка в меньшей степени, кожные покровы покрасневшие, кисти и стопы теплые на ощупь. «Белую» дети переносят хуже; они становятся вялыми, кожа бледная, а кисти и ступни холодные.

Бороться с «красной» гипертермией значительно проще. Оказывая доврачебную помощь, детям дают такие препараты парацетамола, как «Эффералган», «Панадол», «Калпол», парацетамол, свечи «Цефекон» и другие со схожим действием. Более выраженным противовоспалительным эффктом обладают сиропы «Найз», «Нурофен».

Также неотложная помощь детям при гипертермии включает физическое охлаждение: ребенка нужно раздеть, положить холодный компресс на лоб, тело нужно обтереть губкой, смоченной прохладной (20 градусов) водой с уксусом (1 ст. л. уксуса на 1 л воды), а также давать обильное теплое питье. Процедуру можно повторять несколько раз подряд, пока температура не снизится до 38 °С. Парацетамол повторно дают ребенку через 5-6 часов.

При «белой» гипертермии также нужно сделать холодный компресс на лоб, можно дать ребенку «Но-шпу» или «Папаверин» и одновременно антигистаминный препарат («Тавегил», «Супрастин», «Фенистил», «Фенкарол», «Кларитин», «Зиртек»), а также жаропонижающие средства (парацетамол и др.).

Оказывая помощь при таком неотложном состоянии, обтирать детей нельзя, наоборот, нужно согреть ребенка (грелки к рукам и ногам, надеть на ребенка шерстяные носки, дать обильное горячее питье) и дождаться, пока ноги станут теплыми, а кожные покровы порозовеют. Только после этого можно провести водочное обтирание.

Если ребенок остается бледным, а температура не снижается, обязательно нужно вызвать неотложную помощь.

Как оказать первую неотложную помощь ребенку при ложном крупе

Острый стенозирующий ларинготрахеит () развивается чаще всего внезапно, ночью. Ребенок ложится спать внешне вполне здоровым, а ночью совершенно неожиданно просыпается возбужденным. У него появляется громкий «лающий» кашель, наблюдаются осиплость голоса, затрудненное дыхание (в большей степени затруднен вдох).

Причиной возникновения ложного крупа могут быть вирусные инфекции (вирусы парагриппа, аденовирусы и другие) или аллергическое поражение гортани. Неотложные мероприятия проводятся однотипно независимо от причины.

Алгоритм неотложной помощи детям начинается с успокаивания ребенка. Затем дайте ему подогретую минеральную воду боржоми или другую щелочную подогретую воду, очень хорошо дать ребенку в этот момент смесь из теплого молока (2/3) и боржоми (1/3).

Если в доме есть ингалятор (небулайзер), сделайте ингаляцию «Нафтизина» 0,05%-ного: 1 мл препарата на 1 мл физиологического раствора или теплой воды. Если у вас «Нафтизин» 0,1%-ный, то его разводят в пропорции 1 мл препарата на 2 мл воды. Повторную ингаляцию можно проводить через 4-5 часов. При отсутствии дома ингалятора закапайте «Нафтизин» в нос (2-3 капли в каждую ноздрю).

Оказывая экстренную неотложную помощь детям, хорошо проветрите помещение, так как холодный воздух уменьшает отек слизистых. В теплом душном помещении дышать ребенку труднее.

Показаны антигистаминные препараты с минимально подсушивающим действием, такие как «Зиртек» и «Кларитин».

Если нет возможности быстро вызвать скорую, все эти мероприятия по оказанию неотложной помощи детям на догоспитальном этапе проводят родители. Осмотр врача в такой ситуации обязателен.

Оказание первой доврачебной помощи детям при болях в животе и отравлениях

Боли в животе

При любых болях в животе, возникших впервые, категорически нельзя давать ребенку какие-либо лекарства, ни в коем случае нельзя класть на живот грелку. При остром аппендиците и других острых заболеваниях брюшной полости прием лекарственных препаратов может заглушить внешние симптомы, но само заболевание будет прогрессировать. Лекарства при оказании неотложной помощи детям можно давать лишь в том случае, если произошло обострение хронических заболеваний и только те, которые уже назначал лечащий врач. Если боли в животе у ребенка возникли впервые, его обязательно должен осмотреть доктор, и как можно быстрее.

Лекарственные отравления

Практически каждое лекарство в большой дозе - яд! Поэтому все лекарства и препараты бытовой химии нужно хранить в недоступных для детей местах, лучше даже под замком. Если ребенок все же съел то, что есть не стоит, постарайтесь вызвать у него рвоту и промыть желудок холодной водой (обильное питье). После этого для неотложной медицинской помощи детям желательно дать какой-либо энтеросорбент («Полифепан», «Энтеросгель», активированный уголь и др.).

Надежнее вызвать бригаду скорой помощи. Тем более что безобидное, на первый взгляд, лекарственное средство может стать причиной тяжелого отравления.

Экстренная неотложная помощь детям при травмах и ушибах

У маленьких детей травмы встречаются очень часто. Малышу присуще любопытство, он постоянно стремится узнать что-то новое, и на этом пути его подстерегают опасности. Ребенок может с разбега налететь на мебель, может упасть с кровати, стула, стола. Чтобы этого не случилось, старайтесь не оставлять маленьких детей без присмотра. Невозможно предугадать, когда маленький ребенок впервые перевернется, сядет или начнет ползать. Часто от родителей детей, упавших с кровати или пеленального столика, можно услышать: «Он ведь раньше не переворачивался!» Дети растут и развиваются, и если малыш не делал этого вчера или сегодня, это не значит, что он не сможет сделать это завтра. Ребенка можно оставлять одного только в детской кроватке или манеже. Когда он начинает делать попытки самостоятельно садиться, необходимо немедленно опустить днище детской кроватки. И конечно, нужно быть начеку, когда ребенок начинает ходить. Какой же алгоритм оказания неотложной помощи детям следует соблюдать при травмах?

После долгой зимы все мы любим, выбраться на природу, за город. Но там нас подстерегают комары и мошки. Их укусы особенно опасны для маленьких детей, у которых чувствительная кожа, да к тому же они не могут защитить себя сами от этих насекомых. Поэтому детям необходима помощь.

Во-первых, помещение, где ночует ребенок, должно иметь противомоскитные сетки на окнах и дверях. Во-вторых, в помещении можно использовать фумигаторы со специальными таблетками. В-третьих, помните, что насекомые летят на свет. Поэтому если вы включили вечером электричество, то убедитесь, что у насекомых нет доступа в комнату, где будет спать ребенок.

Сложнее на улице. Использовать репелленты (вещества, отпугивающие насекомых) для маленьких детей нежелательно. В крайнем случае некоторые из них (те, что не противопоказаны детям) можно нанести на одежду. Но если ребенка все-таки покусали комары и на коже появились зудящие пятна, то обработайте их «Фенистил»-гелем, который уменьшает отек и зуд. Неплохой результат дает при оказании помощи детям дает применение обычного содового раствора (1 чайная ложка на 1 стакан воды), он также уменьшает зуд.

Укусы клещей

Энцефалитный клещ является переносчиком двух заболеваний: клещевого энцефалита и клещевого боррелиоза (болезнь Лайма). Примерно каждый сотый клещ несет в себе вирус , а каждый десятый - боррелию. Чтобы клещи не испортили вам отдых, желательно, выезжая на природу, одеваться так, чтобы клещ не смог добраться до кожи. Просыпаются клещи в конце апреля, и именно с этого времени нужно принимать меры безопасности. Если клещ все-таки укусил ребенка, то при первой неотложной медицинской помощи необходимо в первые 48 часов после укуса ввести пострадавшемупротивоклещевой гамма-глобулин. Желательно также исследовать клеща на наличие боррелии, поэтому не стремитесь сразу выбросить его, даже если вы сами его удалили, отнесите его в лабораторию на исследование. Дело в том, что противоклещевой гамма-глобулин защищает только от вируса клещевого энцефалита. Если клещ содержал еще и боррелию, то назначается антибактериальная терапия, так как болезнь Лайма протекает очень длительно и довольно тяжело. Может подняться те
мпература, воспаляются суставы и кожа в месте укуса.

Возвращаясь с прогулки, не забывайте осмотреть одежду и кожу ребенка, ведь клещ мог попасть на него, но еще не присосаться.

Чтобы не пришлось прибегать к оказанию первой неотложной помощи детям, не забывайте о вакцинации. Прививку против клещевого энцефалита, о которой все вспоминают в летний период, можно делать только с ноября по март, когда все клещи спят. В первый раз ребенку делают 2 прививки с интервалом 1 месяц, а через год ребенка прививают однократно. Эту прививку делают детям с 4-летнего возраста.

Не забывайте: правильная доврачебная помощь при неотложных состояниях у детей, может иметь решающее значение для того, как быстро выздоровеет ваш малыш.

Статья прочитана 8 191 раз(a).

Т. В. Парийская, О. А. Борисова, О. А. Жиглявская, А. Е. Половинко

Неотложные состояния у детей. Новейший справочник

Предисловие

Педиатрам «Скорой», «Неотложной помощи», врачам общей практики необходима справочная литература, позволяющая быстро сориентироваться в вопросах диагностики, лечения заболеваний детского возраста, особенно при оказании экстренной медицинской помощи тяжелобольному ребенку. В отечественной литературе проблемы оказания неотложной помощи представлены недостаточно полно. Сведения, опубликованные в переводной зарубежной литературе по этому вопросу, не всегда соответствуют реалиям отечественного здравоохранения.

Предлагаемый вниманию читателей краткий справочник по неотложным состояниям у детей написан на основании собственного большого клинического опыта и анализа современной литературы. В основу справочника положен не столько синхдромальный подход, сколько в основном нозологический принцип изложения клинического материала. Это позволило комплексно осветить проблемы этиологии, патогенеза, клиники и лечения наиболее часто встречающихся соматических заболеваний детского возраста, особенно их тяжелых форм, и при этом особое внимание уделить вопросам оказания неотложной помощи.

В главе I разобраны основные методы и подходы к диагностике заболеваний, наиболее распространенные и информативные, позволяющие быстро и правильно подойти к постановке диагноза, оценить тяжесть состояния больного и выбрать оптимальные методы лечения. Описаны также семиотика отдельных нозологических синдромов, их диагностика, неотложная помощь и лечение. Особое внимание уделено тяжелым, угрожающим состояниям, таким как дыхательная недостаточность, недостаточность кровообращения, острая почечная, печеночная недостаточность, судорожный и другие синдромы. Даны основные диагностические признаки неотложных состояний, основные направления дифференциальной диагностики, перечень минимально достаточных лечебных мероприятий.

Глава II посвящена заболеваниям детей периода новорожденности. В ней рассмотрены вопросы диагностики и лечения наиболее часто встречающихся заболеваний кожи, пупочной ранки. Большое внимание уделено диагностике и терапии наиболее тяжелого заболевания – сепсиса новорожденных.

Главы III–X содержат сведения о часто встречающихся соматических заболеваниях у детей. Подробно рассмотрены диагностика, интенсивная терапия и тактика врача при патологических процессах, сопровождающихся обструкцией дыхательных путей (бронхиальная астма, бронхиолит, круп). С современных позиций изложено лечение аритмии у детей, обращено внимание на необходимость тщательной их диагностики с использованием ЭКГ, так как лечение четко зависит от характера нарушений ритма. Эффективные мероприятия при желудочковых аритмиях могут оказать негативное действие при наджелудочковых аритмиях, и наоборот.

В главе III обсуждается одна из актуальных проблем педиатрии – респираторный дистресс-синдром, его патогенез, подходы к терапии.

В главе VIII кратко изложены физиологические механизмы свертывания крови и достаточно подробно, наряду с геморрагическими диатезами, описаны ДВС-синдром, его диагностика, клиника и неотложная помощь.

В главах XI–XII даны описания клиники и оказания первой помощи при укусах змей и рекомендации при оказании неотложной помощи в случаях местного и общего переохлаждения и перегревания.

В главе XIII приведен перечень фармакологических препаратов, используемых при оказании неотложной помощи и проведении интенсивной терапии, даны их краткая характеристика, возрастные дозы для детей и методы их применения.

Надеемся, что справочник по неотложной помощи будет полезен врачам-педиатрам «Скорой» и «Неотложной помощи», другим специалистам, оказывающим экстренную помощь детям. Авторы с благодарностью примут замечания и пожелания по его дальнейшему совершенствованию.

Семиотика и диагностика соматических заболеваний у детей

Общая семиотика

Основополагающими методами постановки диагноза многих заболеваний и оценки особенностей их лечения являются тщательно и целенаправленно собранный анамнез и систематически проведенное клиническое обследование больного ребенка.

Данные лабораторных анализов и инструментального обследования (рентгенологического, эндоскопического, электрокардиографического, ультразвукового и др.) позволяют подтвердить диагноз и более полно представить развитие заболевания.

Диагностические возможности лабораторных и инструментальных методов обследования постоянно расширяются, увеличивается объем получаемой информации, но их результаты должны оцениваться только в сопоставлении с данными клинического обследования, полученными при личном контакте врача с пациентом.

Анамнез включает в себя жалобы больного, историю начала и развития настоящего заболевания, историю роста и развития ребенка, историю семьи и условия жизни ребенка.

В анамнезе заболевания должны быть сведения о том, когда заболел ребенок, при каких обстоятельствах и как развилось заболевание, как протекало, какие были жалобы, какие были проявления заболевания (повышение температуры тела, озноб, сыпь, одышка, рвота, беспокойство и др.), и их изменения в динамике. Если ребенок получал лечение, то какие лекарственные препараты, в течение какого времени (особенно это важно уточнить в отношении применения антибиотиков, гормональных препаратов, мочегонных средств), их эффективность и возможные нежелательные последствия (аллергические реакции и др.).

Анамнез жизни включает сведения о родителях (возраст, состояние здоровья, условия жизни и др.), периоде новорожденности, грудном, дошкольном, школьном периодах. Чем младше ребенок, тем обычно более детально выясняются подробности раннего детства. Для характеристики периода новорожденности выясняют особенности течения беременности, родов, показатели физического развития новорожденного, сроки отпадания пуповины, закрытия пупочной ранки и др. При характеристике грудного периода большое внимание уделяется вскармливанию ребенка, психомоторному и физическому развитию. В анамнезе жизни детей старшего возраста желательно отразить особенности их поведения дома, в коллективе, успеваемость в школе, занятия физкультурой, спортом.

Подробно выясняются данные о перенесенных заболеваниях, особенностях их течения, лечения, наличие экссудативного диатеза и других проявлений аллергии, сведения о профилактических прививках, их сроках, реакции на них, о туберкулиновых пробах и их результатах.

Выясняются условия жизни ребенка, наличие неблагоприятных факторов (недостаточное пребывание на воздухе, длительный просмотр телепередач, нерегулярное питание, курение родителей и др.).

При ряде заболеваний необходим генеалогический анамнез.

Объективное обследование

Объективное обследование включает данные, полученные при осмотре, пальпации, перкуссии, аускультации. Начинается оно с оценки самочувствия и состояния больного.

Оценка самочувствия осуществляется путем расспроса матери или ребенка о беспокоящих его болях, других неприятных ощущениях, о сне, аппетите. Самочувствие может быть расценено как вполне удовлетворительное или неудовлетворительное.

Заключение о состоянии больного дается не только на основании оценки его самочувствия, но, главным образом, на основании данных, полученных при клиническом, лабораторном и инструментальном обследованиях. Состояние может быть расценено как удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое и терминальное.

Обследование ребенка любого возраста включает оценку его физического и психомоторного развития.

Если больной находится в постели, обращают внимание на его положение. При некоторых заболеваниях дети принимают вынужденное положение (при тяжелом приступе бронхиальной астмы, выраженной недостаточности кровообращения больные лучше себя чувствуют в положении сидя с опущенными ногами).

Осмотр необходимо начать с оценки состояния кожных покровов и слизистых оболочек губ, полости рта, языка. Окраска кожных покровов, наличие сыпи, кровоизлияний, отеков и других патологических проявлений имеют большое значение в диагностике многих заболеваний.

Кожа здорового ребенка бледно-розового цвета, мягкая, эластичная.

Бледность кожи – один из частых симптомов, наблюдаемых при многих заболеваниях – анемии, интоксикации, сердечно-сосудистой патологии, вегетососудистой дистонии и др.

Цианоз кожи – синеватый или синий цвет кожи, возникающий при уменьшении насыщения гемоглобина кислородом. Наблюдается при нарушении легочной вентиляции (пневмония, инородные тела в дыхательных путях, круп, бронхиальная астма и др.), наличии патологических шунтов между правым и левым отделами сердца, между артериями и венами, при которых венозная кровь попадает в артериальное русло, минуя легкие (врожденные пороки сердца – тетрада Фалло, общий артериальный ствол и др.), сердечно-сосудистой недостаточности, увеличении концентрации гемоглобина в крови (полицитемия).

Детский организм существенно отличается от взрослого своим функционированием и несовершенностью. Именно это и обусловливает его высокую ранимость и подверженность влиянию различных негативных факторов. По сравнению со взрослыми, неотложные состояния у детей встречаются гораздо чаще. Положительный исход полностью зависит от правильности оказания первой медицинской помощи. В статье познакомимся с самыми часто встречающимися неотложными состояниями и первой помощью, в которой нуждается пострадавший.

Понятие неотложных состояний

У детей - это наличие симптомов и признаков, которые угрожают жизни маленького пациента. В такой ситуации требуется немедленная скорая помощь, от ее оказания будет зависеть жизнь маленького человечка.

В основу оказания помощи детям положен главный принцип: «Не навреди». Довольно часто родители (да и у медиков такое может случиться) делают ошибку в выборе дозировки лекарственного средства, неправильно сочетают медикаменты, дают лекарства, которые потом, в стационаре, затрудняют постановку правильного диагноза.

Если возникают неотложные состояния у детей, им требуется незамедлительная медицинская помощь, ведь промедление может стоить очень дорого.

Особенности организма, предрасполагающие к развитию неотложных состояний

У малышей раннего возраста имеются некоторые особенности в строении и развитии систем органов, которые способствуют тому, что ситуации, требующие срочной медицинской помощи, возникают гораздо чаще.

  1. Если рассматривать сердечно-сосудистую систему, то можно выделить следующие особенности:
  • У малышей первых двух месяцев жизни преобладают правые отделы сердца, а левые имеют маленькую растяжимость, что может способствовать развитию левожелудочковой недостаточности.
  • Продолжительность систолы большая, что предрасполагает к сердечной недостаточности.
  • Неравномерное созревание проводящей системы и сердечной мышцы, несовершенство рефлекторной регуляции сердца могут приводить к частым нарушениям сердечного ритма.
  • Сосуды имеют хорошо развитый мышечный слой в малом кругу кровообращения, что может стать причиной развития легочной гипертензии.
  • Большая проницаемость легочных капилляров предрасполагает к отеку легких, учитывая, что давление в левом предсердии в 2 раза меньше, чем у взрослых.
  • Даже при незначительных снижениях объема циркулирующей крови развиваются клинические симптомы кровопотери.
  • Мозг обильно снабжается кровью, гематоэнцефалитический барьер имеет высокую проницаемость, что способствует прохождению токсинов, ядов и вирусов, которые циркулируют в крови. А это может привести к повреждению мозга.
  • крови создает все условия для отека мозга и накопления жидкости, которая давит на мозговую ткань.

2. Дыхательная система также не совершенна:

  • Узкие гортань, трахеи и бронхи, слабое развитие в них эластических и мышечных волокон, мягкость хрящевой ткани, обильное снабжение кровью создают предпосылки для развития воспалительных заболеваний дыхательных путей.
  • Резко ограничены компенсаторные возможности за счет увеличения дыхательного объема и частоты дыхания из-за особенного строения грудной клетки.
  • Барьерные функции эпителиальной ткани бронхов слабо развиты, кашлевой рефлекс слабый, что ограничивает защитную функцию при попадании инфекции в организм ребенка.

3. Нервная система имеет следующие особенности:

  • Кора головного мозга еще мало дифференцирована, она слабо влияет на нижележащие отделы нервной системы, а вот восходящая ретикулярная формация имеет преобладающий тонус, что способствует диффузным общемозговым реакциям.
  • Высокая активность гиппокампа предрасполагает к появлению судорог.
  • Преобладает тонус симпатической нервной системы, поэтому малыши имеют часто нарушение периферического кровообращения, склонны к гипертермии, учащенному дыханию.

Все эти особенности способствуют тому, что неотложные состояния у детей встречаются гораздо чаще, чем у взрослых, и требуют серьезной медицинской помощи.

Симптомы, требующие немедленной медицинской помощи

Большинство родителей очень бережно относятся к здоровью своих маленьких чад и при малейших отклонениях обрывают телефоны педиатров, но чаще всего переживания мам и пап оказываются напрасными. Тем не менее любой доктор может назвать несколько симптомов, которые указывают на то, что ребенку срочно требуется медицинская помощь. К таковым можно отнести:

Многие мамочки уже на интуитивном уровне чувствуют, когда их малышу действительно угрожает опасность, а когда можно и не паниковать, а самому принять нужные меры.

Первая помощь при черепно-мозговых травмах

Маленькие дети падают достаточно часто, но не каждое падение может закончиться серьезной травмой головы. Если ребенок упал с небольшой высоты, например, с дивана, то, скорее всего, до этого дело не дойдет, а вот падение со стола уже грозит серьезными последствиями.

Часто сами родители слишком недооценивают способности своего чада и оставляют кроху без присмотра на пеленальном столике. Порой достаточно нескольких минут, и малыш оказывается на полу. Если ребенок ударился головой, необходимо обязательно показать его врачу. Основными симптомами, которые свидетельствуют о черепно-мозговой травме, являются:


После падения может образоваться о наличии которой говорят следующие признаки:

  • сглаживается носогубная складка;
  • снижаются сухожильные рефлексы;
  • брадикардия;
  • отклонение языка.

Оказание неотложной помощи в этом случае должно осуществляться в срочном порядке, иначе все может закончиться плачевно. Заключается она в следующем:

  1. Уложить пострадавшего и обеспечить ему покой.
  2. Если нарушено дыхание, надо вставить воздуховод.
  3. Если отсутствует сознание, ребенка необходимо положить на правый бок.
  4. Отсасывать грушей слизь изо рта.
  5. Если наблюдается сильное перевозбуждение, можно ввести 0,25 % раствор дроперидола в расчете 0,2 мл на килограмм веса.

После оказания первой помощи госпитализация детей должна осуществляться в обязательном порядке. Если ребенок упал, не стоит надеяться, что все само собой пройдет, лучше лишний раз подстраховаться.

Травма глаз

При падении довольно часто малыш может наткнуться на острый предмет и поранить глаз. Глазная травма может быть сквозной, когда повреждаются все слои, и несквозной. Для уточнения степени повреждения и оказания необходимой помощи ребенка срочно необходимо отправить в специализированное учреждение.

Небольшая глазная травма может случиться после попадания инородных предметов, удалением которых также должен заниматься окулист. Ребенок может получить и такое часто случается при пожарах или после неосторожного обращения с химическими веществами. В качестве неотложной помощи необходимо промыть глаз под струей воды и закапать «Альбуцид», а потом показать ребенка врачу.

Оказание помощи обязательно, потому что несвоевременное лечение или вообще игнорирование проблемы может закончиться слепотой.

Помощь при отравлениях

Малыши - любители постоянно что-то тянуть в рот, поэтому отравления случаются часто. Причиной могут быть:


Часто случается так, что родители не знают, чем отравился их малыш, а сам сказать он еще не может. Помощь при неотложных состояниях такого рода должна сводиться к следующему:

  1. Если ядовитое вещество попало на кожу, следует хорошо промыть ее под проточной водой и смазать жирным кремом или мазью.
  2. При попадании в глаза их надо промыть, наложить стерильную повязку и отправиться к врачу.
  3. Если отравление произошло угарным газом, пострадавшего нужно вынести на свежий воздух. При остановке дыхания обязательно до приезда скорой помощи делать искусственное дыхание.
  4. При попадании отравляющего вещества внутрь необходимо первым делом спровоцировать рвоту и промыть желудок раствором марганцовки.

В этом должна заключаться доврачебная помощь при неотложных состояниях у детей, если произошло отравление. Все остальные процедуры осуществляет врач в больнице, куда необходимо доставить малыша.

Ожоги

Если посетить ожоговые отделения или центры, можно просто ужаснуться тому количеству детей, которые там находятся. Довольно часто виновниками всего этого являются сами родители. Небрежно оставленная на краю стола кастрюля с кипятком, спички в досягаемости ребенка - и вот уже до беды совсем рукой подать. Малышу достаточно потянуть за край емкости, и горячая вода обливает его с ног до головы. Беспечной маме остается только хвататься за голову и мчаться в больницу с ребенком.

После получения ожога необходимо сразу оказать ПМП при ожогах заключается в следующем:

  • На травмированную поверхность надо наложить повязку с фурацилином или новокаином.
  • Внутрь можно дать обезболивающий препарат.
  • Если дома имеется какой-либо противоожоговый спрей или гель, например, «Пантенол», «Ливиан», то надо обработать рану.

Если большая площадь тела, то ПМП при ожогах должны оказывать только в больнице.

Травмы у детей

Большинство детей в силу своего возраста очень любопытны, они постоянно что-то исследуют, практически не сидят на одном месте. Получить различные травмы - для них пустяковое дело. Среди повреждений есть такие, с которыми могут справиться и родители, а бывает, не обойтись без скорой помощи:


Обморочные состояния

Диагностика неотложных состояний у детей должна быть хоть немного, но знакома родителям, чтобы они смогли вовремя обратиться за необходимой медицинской помощью. Например, если кожные покровы становятся слишком бледными, выступает холодный пот, появляется головокружение, это может быть симптомом приближающегося обморока.

Потерять сознание ребенок может по разным причинам:

  • сильная бол;
  • испуг;
  • истощение организма;
  • тепловой или солнечный удар, что особенно становится актуальным в жаркое время года;
  • если резко поменять горизонтальное положение на вертикальное;
  • если ребенок ударился головой, это также может спровоцировать потерю сознания.

Родители должны знать, какую первую помощь необходимо оказать ребенку в таких ситуациях:

  1. Сбрызнуть лицо холодной водой.
  2. Можно поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом.
  3. Протереть виски нашатырем.
  4. Обязательно голова должна лежать на боку, потому что часто в таком состоянии бывает рвота.
  5. При отсутствии нашатырного спирта можно растереть ушные раковины, кончики пальцев на руках, кончик носа.
  6. После того как ребенок вернется в сознание, дать ему немного отдохнуть и напоить теплым чаем.

Если возникает по неизвестной вам причине, необходимо срочно посетить врача, чтобы не пропустить развития серьезной патологии.

Заключение

Из всего сказанного можно сделать вывод, что, по сравнению со взрослыми, гораздо чаще возникают неотложные состояния у детей. Первая помощь малышам должна оказываться незамедлительно, чтобы не допустить развития серьезных осложнений. В первую очередь надо быть внимательными родителям, ибо, что греха таить, чаще всего малыши становятся жертвами халатного и безответственного поведения взрослых.

Берегите своих детей, из зоны их досягаемости должны быть убраны все опасные предметы, тогда не придется вызывать скорую помощь, чтоб спасти малыша.