Роль крестьян в средневековом обществе. Свободные и зависимые крестьяне. Как жили крестьяне в средние века? История крестьян

(сервы, serfs ) были потомками или, по крайней мере, преемниками древних римских рабов (servi). Но в течение веков их положение постепенно улучшилось. Господин был в то же время собственником: он видел в крепостном лишь сельскохозяйственное орудие и не требовал от него ничего, кроме извлечения выгоды из его поместья. Сельских крепостных более не продавали; они могли вступать в брак и оставались бессменно в одном и том же поместье , начиная собой здесь поколения хлебопашцев. Каждая семья получала от господина дом и участок земли, которые и переходили из рода в род, так как господин отказывался от права взять их обратно. Крепостной сделался держателем. Тем самым, когда крепостные были переведены на роль хлебопашцев и когда господин перестал требовать от них личной службы, рабство было превращено в крепостное состояние, тогда как, наоборот, в России XVIII в. помещики, отрывая своих крепостных от земли и обращая их в лакеев и горничных, вновь создали рабство, подобное античному . (Мы не хотим сказать, что в средние века не было рабов, исполнявших роль домашней прислуги, но их было очень мало, и здесь, где мы говорим о крепостных, нам нет надобности касаться положения челяди.)

Крепостной не получал своего держания как безвозмездный дар; собственник, оставшись его господином, требовал от него оброка и барщины, часто определяемых им по произволу. По меткому выражению того времени, крепостной был «tаillаble et corvéаble à merci» (обязан оброком и барщиной по всей воле господина). Однако сила обычая в средние века была так велика, что часто он определял, в конце концов, даже размеры повинностей крепостных: собственник не мог требовать от них больше того, что они искони платили. Наоборот, не всегда нужно было быть крепостным, чтобы быть обязанным оброком по всей воле господина.

Классы феодального общества. Учебный видеофильм

По-видимому, специальными повинностями крепостного крестьянина, характеризовавшими его положение, были в средние века те, которые свидетельствовали также и о его личной, зависимости: cаpitаtion (подушная подать) formаriаge (плата за вступление в брак) и mаin morte («мертвая рука»).

Cаpitаtion есть подать с каждой головы, выплачиваемая обычно ежегодно; эту повинность господин наложил на своих крепостных в силу своего абсолютного права; она представляет собой пережиток рабства.

Formаriаge есть налог, уплачиваемый собственнику крепостным или крепостной при вступлении в брак с лицом, стоящим вне его власти. Если держатели одного и того же владельца вступают в брак между собой, то они не выходят из-под его зависимости и их брак для него безразличен; в этом случае только изредка устанавливается небольшая повинность. Но вступая в брак с чужаком, крепостная выходит из-под власти господина; понятно, что она может сделать это только с его согласия. Formаriаge и есть, по-видимому, цена, уплачиваемая господину с целью получить его согласие на брак. (Пресловутое «сеньориальное право первой ночи», возбудившее столько жестоких споров между панегиристами и хулителями средних веков, относится, без сомнения, к рабству. В той форме, в какой его прославила популярная литература, оно упоминается очень редко, притом лишь в документах ранней эпохи, допускающих, вдобавок, противоположные толкования.)

Mаin morte есть право господина завладеть наследством своего крепостного в том случае, когда последний не оставляет после себя детей, живущих при нем. Крепостная семья владеет своим домом и полем только в силу соизволения господина, единственного настоящего собственника. По установившемуся обычаю держание оставляют за семьей до тех пор, пока она живет вместе. Но раз семья вымерла или рассеялась, держание возвращается к собственнику, при этом он не обязан считаться с побочными родственниками или даже с детьми своего крепостного, живущими на стороне, потому что держание принадлежит ему. Если же он соглашается отдать его родственникам своего крепостного, то не иначе, как при условии довольно большого выкупа. Именно это право на выморочное имение и называется mаin morte (сам термин появляется в XI в.). Обычай или частные договоры устанавливали постоянный размер выкупа. Во многих германских странах (Англия, Германия, Фландрия) право господина сводилось к вычету из наследства какой-нибудь вещи или головы скота.

По той же причине, по которой крепостной не может завещать своего держания при смерти, он при жизни не может продавать или отчуждать его без особого разрешения своего господина.

Более характерна другая черта первоначального рабства, сохранившаяся в течение долгого времени. Крепостной крестьянин, водворенный в поместье, не мог быть оторван от него своим господином; но и сам он, в свою очередь, не имел права покидать поместье, чтобы поселиться где-нибудь на стороне. Уходя без разрешения, он причинял убыток господину, так как лишал его своих услуг; господин имел право преследовать беглеца и заставить его вернуться: это было право преследования.

Мы узнаем, что сеньоры принимают меры против этих побегов, вступая в соглашение с соседними владельцами и взаимно обязываясь возвращать друг другу своих беглых крепостных. Другие производят целые следствия, чтобы разыскать крепостных, которые стараются ускользнуть от них, либо скрывая свое звание, либо поселяясь на землях других сеньоров, либо вступая в духовное звание. Граф Фландрский Карл был убит в 1127 г. за то, что произвел следствие, при котором была скомпрометирована одна знатная фамилия, происшедшая от крепостного.

Это жестокое право преследования вскоре смягчается. Во Франции уже в XII столетии господствует обычай, по которому крепостной может уйти и поселиться на стороне, обычно при двух условиях: он должен торжественно предупредить об этом своего господина (отречься от него), и должен отказаться от всего имущества, которым владел в его поместьях.

Под разными названиями крепостное право существовало во всей Европе. (В Германии крепостные назывались leibeigen.) По-видимому, крепостные составляли главную массу сельского населения со времен Карла Великого , и их потомки рождались крепостными. Само держание в конце концов усвоило все черты их крепостного положения и передавало последнее всякому, кто становился держателем; живя на крепостном держании, свободный человек обращался в крепостного; юристы называли это вещественным рабством. Другие источники рабства – война, судебные приговоры, дарение-жертвование на церковь, точно так же, как и colliberti (совместно отпущенные на волю) – имели слишком ничтожное практическое значение, чтобы заслуживать чего-нибудь больше простого упоминания.

Но крепостной мог сделаться и свободным человеком. Подобно античному рабу, он мог быть лично освобожден своим господином посредством символического обряда или письменного акта (хартии); в течение средних веков господствовала исключительно вторая форма. Но отпущение на волю отдельных лиц становится все более и более редким: почти всегда господин освобождал сразу всех крепостных поместья, одним актом изменяя положение целой деревни или целого округа.

Понятно, что он поступал таким образом вовсе не из великодушия. Крепостные покупали свою свободу, сначала платили известную сумму, особенно в XII в., когда деньги стали не так редки, позже обязывались на вечные времена за себя и за своих потомков платить специальные повинности, которые напоминали бы об их прежнем положении.

Взамен этого господин отказывался от своего права взыскивать с них собственно рабские повинности, особенно mаin morte . Часто он также отказывался от произвольных обложений и обязывался впредь взимать только определенные повинности, но это не было непременным последствием освобождения. Положение вольноотпущенных зависело исключительно от условий, заключенных ими с собственником и точно обозначенных в письменном контракте (хартии). Во всяком случае, они оставались держателями поместья. Атак как единственным различием между держателем-крепостным и свободным держателем была разница в величине повинностей, то их положение изменялось вовсе не так сильно, как можно было бы думать, судя по высокопарным выражениям некоторых хартий, превозносящих благотворное действие свободы. Иногда крепостные отказывались платить за это благо ту цену, которую требовали за него, и сам господин заставлял их покупать его.

Крестьяне | Формирование сословия зависимых крестьян


В эпоху Великого переселения народов, когда германские племена расселялись на огромных пространствах Европы, каждый из свободных германцев был и воинов и землепашцем одновременно. Однако постепенно наиболее умелые воины, составлявшие дружину вождя, все чаще стали отправляться в походы одни, не привлекая для военных действий все племя. А оставшиеся дома снабжали продовольствием и всем необходимым тех сородичей, которые отправились в поход.

Поскольку земледельцам в неспокойную эпоху раннего средневековья угрожало множество опасностей, они стремились заручиться поддержкой какого-нибудь могущественного воина, иногда даже своего соплеменника. Но в обмен за защиту крестьянину приходилось отказаться от собственности на свой участок земли и от свободы в пользу своего покровителя и признать себя зависимым от него.

Иногда в зависимость от сеньора попадали и не по доброй воле, а за долги или за какие-нибудь крупные провинности. Крестьяне не всегда уходили под покровительство дружинников, постепенно получивших крупные участки земли и превратившихся в феодальную знать.

Часто крестьян брал под покровительство монастырь, которому король или другой крупный сеньор дарил земли, чтобы монахи молились о спасении его души. К X-XI вв. свободных крестьян в Западной Европе почти не осталось.



Крестьяне | Категории зависимого крестьянства

Однако уровень несвободы крестьян очень сильно различался. С одних крестьян господин требовал только курицу на Рождество да десяток яиц на Пасху, зато другим приходилось работать на него чуть ли не половину своего времени. Дело в том, что одни крестьяне работали на сеньора лишь потому, что лишились собственной земли и были вынуждены пользоваться землей, предоставляемой сеньором и жить под его защитой. Такие крестьяне назывались поземельно зависимыми. Размер их повинностей зависел от того, сколько земли и какого качества предоставил им сеньор. Гораздо тяжелее было положение тех крестьян, которые попали в личную зависимость от сеньора.Это обычно были должники, преступники, пленники или потомки рабов.

Таким образом, все крестьяне подразделялись на две группы:

  • поземельно зависимые крестьяне;
  • лично и поземельно зависимые (так называемые сервы или вилланы ).

  • Крестьяне | Права и повинности

    Общекрестьянские повинности.

    Повинности крестьян могли состоять в работе на господском поле (барщина), в уплате оброка продуктами или деньгами. Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой счёт в перевозках грузов, в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были подчиняться судебным приговорам сеньора. Десятая часть урожая, отдаваемая церкви - церковная десятина.


  • Особенности обязанностей сервов.

    Свободных крестьян к 12 веку в Западной Европе почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Один работал на барщине несколько дней в году, а другой - несколько дней в неделю. Один ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой отдавал около половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично зависимых (сервов) крестьян. Они несли повинности не только за землю, но и за себя лично. Они обязаны были платить сеньору за право всупить в брак или унаследовать имущество умершего отца.


    Права крестьян

    Несмотря на обилие повинностей, средневековые крестьяне, в отличие от рабов эпохи древнего мира или русских крепостных XVI-XIX вв., имели и определенные права. Западноевропейский крестьянин не был исключен из системы права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог отказать ему в пользовании земельным наделом, на котором трудились поколения его предков. Жизнь, здоровье и личное имущество крестьянина охранялись законом. Сеньор не мог казнить крестьянина, продать или обменять его без земли и отдельно от семьи и даже произвольно увеличивать крестьянские повинности. С развитием централизации в крупнейших европейских странах, начиная с XII-XIV вв., судебное решение сеньора лично свободные крестьяне могли обжаловать в королевском суде.

    Крестьяне | Численность крестьян и их роль в обществе

    Крестьяне составляли около 90% всего населения средневековой Европы. Общественное положение крестьян, как и представителей других сословий, наследуется: сыну крестьянина также подобает стать крестьянином, как сыну рыцаря - рыцарем или же, скажем, аббатом. Крестьяне занимали неоднозначное положение среди средневековых сословий. С одной стороны, это низшее, третье сословие. Рыцари презирали крестьян, смеялись над невежественными мужиками. Но, с другой стороны, крестьяне - необходимая часть общества. Если в античном Риме к физическому труду относились с презрением, считали его недостойным свободного человека, то в средневековье тот, кто занят физическим трудом, - уважаемый член общества, и его дело весьма похвально. По мнению средневековых мудрецов, каждое сословие необходимо остальным: и если духовенство заботится о душах, рыцарство защищает страну, то крестьяне кормят всех остальных, и в этом их огромная заслуга перед всем обществом. Церковные писатели даже утверждали, что у крестьян больше всего шансов попасть в рай: ведь они, выполняя Божьи заветы, добывают хлеб насущный в поте лица своего. Средневековые философы сравнивали общество с человеческим организмом: душа человека - это молящиеся, руки - это воюющие, а ноги - это работающие. как нельзя себе представить, чтобы ноги ссорились с руками, так и в обществе все сословия должны выполнять свой долг и оказывать друг другу поддержку.


    Крестьяне | Народная культура


    Праздники. У многих крестьян в сундуках были припрятаны золотые монеты и нарядная одежда, которую надевали по праздникам; крестьяне умели повеселиться на деревенских свадьбах, когда пиво и вино лилось рекой и все отъедались за целую череду полуголодных дней Обычаи. Чтобы "нормальный ход вещей в мире не нарушался", крестьяне прибегали к магии. Ближе к новолунию они устраивали обряды, чтобы "помочь луне восстановить её сияние". Конечно, особые действия были предусмотрены в случае засухи, неурожая, затянувшихся дождей, бури. Тут и священники нередко участвовали в магических обрядах, кропя святой водой поля или иными средствами, кроме молитвы, стараясь подействовать на высшие силы. Влиять можно не только на погоду. Зависть к соседу могла породить желание всячески навредить ему, а нежное чувство к соседке - приворожить её неприступное сердце. В колдунов и колдуний верили ещё древние германцы. И в средние века чуть ли не в каждой деревне можно было найти "специалиста" по наведению порчи на людей и скот. Но не редко эти люди (пожилые женщины) ценились односельчанами за то, что умели лечить, знали всяческие травы и злоупотребляли без особой нужды своими вредоносными способностями: Устное народное творчество. Всевозможная нечисть часто упоминается в сказках - одном из самых распространённых видов устного народного творчества (фольклора). Помимо сказок в деревнях звучали многочисленные песни (праздничные, обрядовые, трудовые), сказки, поговорки. Наверное, знали крестьяне и героические песни. Во многих рассказах действовали животные, в поведении которых легко угадывались человеческие черты. По всей Европе пересказывали истории о хитром лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и могучем, капризном, но порой простоватом царе зверей - льве Нобле. В 12 веке эти истории свели вместе и переложили на стихи, получилась обширная поэма - "Роман о Лисе". Уставшие от трудов крестьяне любили рассказывать друг другу всевозможные байки о сказочной стране. Особенности крестьянского христианства. Также в Западной Европе боялись оборотней (у германских народов назывались "вервольвы"- человековолки). Умершему святому отрезали руки, чтобы использовать их как отдельные реликвии. Крестьяне широко использовали всевозможные обереги. Обереги могли быть словесными, вещественными или представлять магическое действие. Один из самых распространённых в Европе до сих пор "вещественных оберегов" - это подкова, прикреплённая у входа в дом. Христианские реликвии, по общему мнению, тоже могли служить талисманами, исцелять от недугов, защищать от порчи.


    Крестьяне | Быт крестьян

    Жилище

    На большей площади Европы крестьянский дом строился из дерева, но на юге, где этого материала не хватало, чаще из камня. Деревянные дома крылись соломой, которая годилась в голодные зимы на корм скоту. Открытый очаг медленно уступал место печи. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырём или кожей. Стекло использовалось лишь в церквях, у сеньоров и городских богачей. Вместо дымохода часто зияла дыра в потолке, и

    когда топили, дым заполнял помещение. В студёную пору нередко и семья крестьянина, и его скот жили рядом - в одной избушке.

    Женились в деревнях обычно рано: брачным возрастом для девушек считалось часто 12 лет, для юношей 14 - 15 лет. Детей рождалось много, но даже в состоятельных семьях далеко не все доживали до совершеннолетия.


    Питание

    Неурожаи и голод - постоянные спутники Средневековья. Поэтому питание средневекового крестьянина никогда не было обильным. Обычной была двухразовая трапеза - утром и вечером. Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки, приправленные травами, с луком и чесноком. На юге Европы в еду добавляли оливковое масло, на севере - говяжий или свиной жир, сливочное масло было известно, но употреблялось весьма редко. Мяса в народе ели мало, говядина была совсем редкой, свинина употреблялась чаще, а в горных районах - баранина. Почти везде, но только по праздникам ели кур, уток, гусей. Употребляли довольно много рыбы, потому что 166 дней в году приходилось на посты, когда есть мясо было запрещено. Из сладостей был известен только мёд, сахар появился с Востока в XVIII веке, но был чрезвычайно дорог и считался не только редчайшим лакомством, но и лекарством.

    В средневековой Европе много пили, на юге - вино, на севере - до XII века брагу, позднее, после того, как открыли применение растени. хмель - пиво. Следует отменить, что обильное употребление алкоголя объяснялось не только приверженностью к пьянству, но и необходимостью: обычная вода, которую не кипятили, ибо о болезнетворных микробах не было известно, вызывала желудочные заболевания. Спирт стал известен около 1000 года, но применялся только в медицине.

    Постоянное недоедание компенсировалось сверхобильным угощением на праздниках, причём характер еды практически не менялся, готовили то же самое, что и каждый день (может быть, только давали больше мяса), но в больших количествах.



    Одежда

    До XII - XIII вв. одежда была удивительно однообразной. Слабо различались по виду и покрою одеяния простолюдинов и знати, даже, в определенной мере, мужские и женские, исключая, разумеется, качество тканей и наличием украшений. И мужчины, и женщины носили длинные, до колен, рубахи (такая рубаха называлась камиза), короткие штаны - брэ. Поверх камизы надевалась другая рубаха из более плотной ткани, спускавшаяся несколько ниже пояса - блио. В XII - XIII вв. распространяются длинные чулки - шоссы. У мужчин рукава блио были длиннее и шире, чем у женщин. Верхней одеждой являлся плащ - простой кусок ткани, накидывавшийся на плечи, или пенула - плащ с капюшоном. На ногах и мужчины, и женщины носили остроконечные полусапожки, любопытно, что они не разделялись на левые и правые.

    В XII в. намечаются перемены в одежде. Появляются также различия в одежде знати, горожан и крестьян, что свидетельствует об обособлении сословий. Разграничение обозначается прежде всего цветом. Простонародье должно было носить одежды неярких цветов -- серого, чёрного, коричневого. Женское блио доходит до пола и нижняя часть его, от бёдер, делается из другой ткани, т.е. появляется нечто вроде юбки. Эти юбки у крестьянок, в отличие от знати, особенно длинными никогда не были.

    На протяжении всего средневековья одежда крестьян оставалась домотканой.

    В XIII в. на смену блио приходит обтягивающая шерстяная верхняя одежда - котта. С распространением земных ценностей появляется интерес к красоте тела, и новая одежда подчёркивает фигуру, особенно женщин. Тогда же, в XIII в. распространяются кружева, в том числе и в крестьянской среде.


    Орудия труда

    Среди крестьян были распространены сельскохозяйственные орудия труда. Это, прежде всего, соха и плуг. Соха чаще использовалась на легких почвах лесной полосы, где развитая корневая система не позволяла глубоко переворачивать землю. Плуг с железным лемехом, напротив, использовался на тяжелых почвах с относительно гладким рельефом. Кроме того, в крестьянском хозяйстве использовались различного вида бороны, серпы для жатвы зерна и цепы для его обмолотки. Эти орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всей средневековой эпохи, поскольку знатные сеньоры стремились получать доходы от крестьянских хозяйств с минимальными затратами, а у крестьян просто не было денег для их совершенствования.


  • Крестьяне, жившие в феодах, были свободными лишь номинально. На практике феодалы закрепощали их, запрещая оставлять обрабатываемые ими наделы и перебираться либо к другому феодалу, либо в города, где существовала возможность заняться ремеслом либо торговлей. Уже в IX веке в феодах выделялось две категории зависимых земледельцев – сервы и вилланы. Сервы находились почти что на положении рабов. В юридическом плане серв полностью зависел от воли господина. На женитьбу он должен был получить особое разрешение. Передать свое имущество по наследству он также не имел права. Наследник крестьянина-серва, его сын или зять, должен был «выкупать» имущество отца у феодала за установленную плату. Помимо обычных налогов, которыми облагались все земледельцы, сервы платили господину подушный налог. Впрочем, назвать средневекового серва рабом было бы неверно. Ведь он мог иметь семью, личное имущество, орудия труда, скот.

    Виллан ненамного отличался от серва. С юридической точки зрения, он обладал всеми правами свободного человека. Вилланы не платили подушного налога, их личное имущество никак не зависело от феодала. Барщина и прочие обязанности, которым вилланы подвергались наравне с сервами, были для них все же не столь обременительны. Но, как и серв, виллан был крепостным крестьянином. Земля ему не принадлежала, уйти с нее он не имел права, и личные свободы его оказывались на деле минимальными.

    Барщина представляла собой довольно обширный круг хозяйственных обязанностей. Каждый крестьянин в общине получал для обработки участок земли, принадлежавшей местному феодалу (светскому или церковному). Эту землю крестьянин обязан был вспахать, засеять, собрать урожай и полностью привезти его владельцу земли. Иногда барщина была строго регламентирована по времени: три дня в неделю крестьянин работал на земле феодала, три дня – на собственном участке. Воскресенье считалось праздничным днем, запретным для работ. Запрет этот был одним из самых суровых – кое-где работа в воскресенье наказывалась самой страшной для средневекового человека карой – лишением личной свободы. Виллан, работавший в воскресенье, переходил в число сервов.

    Земельная барщина у церковных крестьян была более разнообразной, чем у тех, кто принадлежал светским феодалам. Церковные хозяйства были богаче большинства феодов – крестьяне должны были заботиться и о лугах, и о садах, и о виноградниках.

    Помимо земельной барщины, крестьянин нес и ряд иных хозяйственных повинностей. Он обязан был регулярно предоставлять для хозяйственных нужд феодала лошадь (или сам выезжать на транспортные работы со своей упряжкой). Эта повинность, вппрочем, была ограниченной: феодал не мог заставить крестьянина возить грузы на слишком большие расстояния. Этот принцип четко оговаривался в законах (в частности, в «правдах» франкского государства в различные периоды). Строительная повинность, хотя и входила в число барщинных повинностей, стояла особняком – за ее исполнение феодал обязан был выплачивать крестьянам определенное вознаграждение. Крестьяне, исполняющие строительную повинность, занимались постройкой хозяйственных сооружений во владениях феодала – амбаров, хлевов, изгородей.

    Помимо барщины, крестьяне обязаны были платить феродалу натуральный оброк – определенную часть всего урожая, собранного с их собственных участков. В отношении церковных крестьян это была десятая часть – знаменитая в Средние века церковная десятина, которую платили церкви все без исключения. Светские феодалы могли изменять свою долю, получаемую в качестве оброка, но сам оброк оставался неизменной частью жизни сельскохозяйственной общины вплоть до конца Раннего Средневековья. Только ближе к XI – XII вв. феодалы стали понемногу отказываться от продуктового оброка в пользу денежных выплат. А с конца XII века денежная рента заместила оброк почти во всей Западной Европе, за исключением Германии, дольше других стран сохранявшей феодальное хозяйство в чистом виде.

    Наряду с барщинными работами и оброком, крестьяне-общинники должны были ежегодно приносить феодалу установленную плату – чинш за использование его пастбищ для выпаса общинного скота. Упоминание этого чинша в текстах раннесредневековых документов наглядно свидетельствует, что уже в VIII – IX веках община свободных земледельцев практически прекратила свое существование, лишившись главной опоры – разнообразных земельных владений. За общинниками оставались только полосы пахотной земли – условно находящиеся во владении крестьян, фактически и формально принадлежавшие феодалу, на чьей земле располагалась община.

    Примерно с VII – VIII века закрепощение крестьян было оформлено многочисленными законами. Поначалу в этом особенно усердствовала церковь, стремившаяся упрочить свое положение основного землевладельца в государстве. Если свободный общинник, задолжав церкви, не успевал выплатить долг до оговоренного срока, у него сперва отбирали часть скотины и увеличивали повинности. Нередко крестьянин, чтобы отработать положенное, бывал вынужден выйти в поле в воскресный день. А это уже считалось грехом и каралось «в соответствии с законом». Первым наказанием за воскресную работу было наказание телесное, вообще-то не применявшееся к свободным людям. За второй подобный проступок у крестьянина отбирали треть его имущества, а после третьего раза церковь, чью землю он обрабатывал, имела право перевести его в разряд сервов.

    Окончательное закрепощение феодальных крестьян произошло лишь в X – XI веках. Первыми это сделали французские короли. Ряд указов повелевал всем свободным общинам перейти под покровительство кого-либо из крупных феодалов вместе со всем имуществом и земельными угодьями. Французское крепостничество было едва ли не самым тяжелым во всей Западной Европе в Средние века. Французские вилланы и сервы были, пожалуй, самой презираемой частью населения страны. В многочисленных произведениях светской литературы на французском языке, появившейся в XI – XII веках, крестьяне жестоко высмеиваются. Авторы поэм и рыцарских романов призывают не давать спуску «этим проходимцам», только и думающим, как бы обмануть благородного человека.

    Отношение средневековой знати к крестьянам превосходно иллюстрирует небольшое произведение на латинском языке, пародирующее распространенные в Средние века латинские грамматики – «Склонение крестьянское». Вот как, по мнению неизвестного поэта, следует употреблять слово «виллан» в разных падежах:
    Имен. падеж ед. числа — Этот виллан
    Родит. — Этой деревенщины
    Дат. — Этому дьяволу
    Винит. — Этого вора
    Звательный — О, разбойник!
    Творит. — Этим грабителем
    Имен. множ. — Эти проклятые
    Родит. — Этих презренных
    Дат. — Этим лжецам
    Винит. — Этих негодяев
    Зват. — О, подлейшие!
    Творит. — Этими нечестивцами

    Строго говоря, крепостничество слабо прижилось только в Италии, самой экономически развитой стране Средневековья. Там господствовали свободные городские коммуны, королевская и императорская власть зачастую оставалсь номинальной, и итальянские феодалы имели в своей стране гораздо меньше прав, чем французские или германские. Так что в Италии отношения в сельском хозяйстве складывались преимущественно между городом и деревней, а не между феодалом и деревней. Города, особенно крупные промышленные центры (Флоренция, Болонья, Лукка, Пиза) выкупали у феодалов всех крестьян и даровали им свободу. Выкупленные из крепостной зависимости деревни-контадо попадали в зависимость от городской коммуны — зависимость не менее тяжелую, но не столь обременительную в плане личной свободы крестьян.

    Интересные сведения:

    • Барщина – форма феодальной ренты – даровой принудительный труд крестьянина в хозяйстве феодала. Распространилась с VIII – IX вв.
    • Оброк – продовольственные или денежные платежи, выплачиваемые крестьянином феодалу в счет земельной ренты.
    • Чинш (от лат. census – ценз) – денежный и продуктовый оброк с феодально-зависимых крестьян. Для наследственных владельцев чинш был фиксированным.

    Земли феодалов были поделены между крестьянами. Только небольшая часть средневекового феодального имения - сеньории состояла в непосредственном хозяйственном пользовании землевладельца (господская земля), а большая часть его обрабатывалась крестьянами как самостоятельными хозяевами. Существенные особенности отличали правовое положение крестьянского надела. Крестьяне наследственно владели участками господской земли, пользовались ею как самостоятельные хозяева под условием уплаты оброка и выполнения барщинных работ, подчинялись суду и управе господина.

    Крестьяне могли быть либо лично свободными земледельцами, либо зависимыми в разной степени и форме от землевладельцев. Крестьяне делились на три основные группы (категории) сообразно тому, какие повинности они несли в пользу феодалов: лично зависимые крестьяне, поземельно зависимые крестьяне и свободные крестьяне - собственники (аллодисты).

    Средневековые юристы различали три вида подчинения крестьянина сеньору. Это были личная, поземельная и судебная зависимость. Юридическими признаками личной зависимости были следующие. Лично зависимый крестьянин не имел права передавать по наследству свой надел кому бы то ни было, не уплатив своему сеньору особого взноса, состоявшего либо из части имущества - лучшая голова скота, венчальное украшение и платье его жены, либо, в более поздние времена - из определенной суммы денег. Он выплачивал «поголовный» налог. Браки между лицами, зависимыми от разных сеньоров, запрещались. За разрешение на такой брак требовался особый взнос. Все прочие повинности не были точно определены и взимались по воле сеньора, когда, где и сколько ему угодно.

    Поземельная зависимость вытекала из факта принадлежности крестьянского надела сеньору. Земля крестьянского надела юридически составляла часть вотчины, в силу чего крестьянин должен был нести разнообразные повинности - в форме барщины или оброков, обычно пропорционально размерам надела и сообразно обычному праву.

    Судебная зависимость крестьян вытекала из иммунитетных прав сеньора. Иммунитетная грамота давала право феодалу осуществлять суд на территории, в ней указанной, которая была больше вотчины. Эта зависимость выражалась в том, что население должно было судиться в суде иммуниста. Все судебные штрафы, равно как и те повинности, которые шли раньше королю или его представителям за отправление ими судебных и административных функций, шли уже не в пользу короля, а в пользу сеньора. Как представитель административной власти сеньор следил за порядком в общественных местах, например, на рынках, больших дорогах и в соответствии с этим взимал рыночные, дорожные, паромные, мостовые и прочие пошлины и имел право на доход с так называемых баналитетов - феодальных монополий.

    Наиболее распространенными были три вида баналитетов - баналитеты печи, мельницы и виноградного пресса. Лица, зависимые от сеньора в судебном отношении, обязаны были печь хлеб только в печи, специально указанной сеньором или принадлежащей ему, обязаны были давить вино только под прессом сеньора и молоть зерно только на его мельнице.

    С судебно-административными правами сеньора было связано право сеньора требовать барщину по починке дорог, мостов и т. д. Феодалы переводили барщину по исправлению дорог на свои поля и превращали общественную повинность в обычную господскую барщину.

    Землевладение лично зависимых крестьян

    Лично-зависимые крестьяне - сервы во Франции, вилланы в Англии и грундгольды в Германии находились в личной, поземельной и судебной зависимости от своего господина. Они имели лишь право владения и пользования земельным наделом, собственником которого признавался господин этого крестьянина. За владение и пользование наделом лично-зависимые крестьяне должны были ежегодно платить господину натуральный оброк в форме домашних животных, урожая, зернового хлеба, продуктов или денежный, размер которого устанавливался господином.

    Барщину также устанавливал господин по своему усмотрению. Барщина - это обязательный даровой труд в феодальном хозяйстве, так как были необходимы рабочие руки для обработки земли феодала - пахота, сев, пастьба, жатва, молотьба. Это была обработка господской земли крестьянами под наблюдением приказчика. К барщинным работам относилась обязанность крестьян поставлять подводы и возить господские товары из одного имения в другое или в город на продажу. Наиболее характерным признаком личной зависимости являлись неопределенность барщинных повинностей и возможность их произвольного повышения феодалом.

    Лично-зависимые крестьяне были лишены права покидать землю, на которой работали, без согласия господина. В случае бегства лично-зависимого крестьянина феодал обладал правом преследования и возвращения его обратно. Это право ограничивалось давностью, которая во многих случаях определялась сроком в один год и один день. Лично - зависимых крестьян иногда называют крепостными крестьянами, что неточно. В отличие от лично - зависимых крестьян крепостные крестьяне подлежали бессрочному розыску государственной власти и возврату к прежним владельцам. С течением времени лично-зависимые крестьяне получили право покидать феодала, но, заблаговременно предупредив его об этом, и оставляли в его пользу свой участок и движимое имущество.

    Лично-зависимых крестьян могли продавать, дарить вместе с семьей, но их нельзя было убивать и изувечивать. Они подлежали суду своего господина, который имел право телесно наказывать их. Они были лишены возможности искать против своего господина защиты в королевском суде.

    Лично-зависимый крестьянин не мог совершать с земельным наделом никаких сделок без согласия господина. После смерти лично-зависимого крестьянина все его имущество мог забрать господин, то есть существовало так называемое право мертвой руки. Рука крестьянина была мертва для передачи сыну наследства, живой оказывалась рука феодала. Избавиться от этого положения наследники умершего могли только посредством выкупа, передав своему господину лучшую свою вещь, обычно лучшую голову скота. Для вступления в брак лично-зависимым крестьянам требовалось разрешение господина, поэтому они уплачивали свадебную пошлину сеньору.

    Лично-зависимый крестьянин являлся собственником движимых вещей - рабочего скота, орудий труда, кормов для скота, семян для посева, продуктов труда, мог их отчуждать, даже если иногда на это требовалось разрешение его господина. Такое разрешение было лишь ограничением права распоряжения лично-зависимого крестьянина его движимым имуществом, но не полным отрицанием за ним данного права. Ограничением права собственности было и «право мертвой руки»

    Таким образом, лично-зависимые крестьяне были свободными лицами, субъектами права, но их правоспособность и дееспособность были ограничены. Это было связано с властью господина над личностью земледельца.

    Дата публикации: 07.07.2013

    Средние Века берут свое начало от падения Западной Римской империи в 476 г. и заканчиваются примерно XV - XVII вв. Средневековью присущи два противоположных стереотипа. Одни считают, что это время благородных рыцарей и романтичных историй. Другие же считают, что это время болезней, грязи и аморальности...

    История

    Сам термин «средние века» впервые был введен в 1453 г. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. До этого использовали термин «темные века», который на данный момент обозначает более узкий отрезок временного периода средневековья (VI—VIII века). В оборот данный термин был введен профессором Галльского университета Христофором Целлариусом (Келлером). Этот человек также разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время.
    Стоит сделать оговорку, сказав, что речь в данной статье пойдет именно о европейском средневековье.

    Для данного периода характерна феодальная система землепользования, когда существовал феодал-землевладелец и наполовину зависимый от него крестьянин. Также характерны:
    - иерархическая система отношений между феодалами, которая состояла в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров);
    - ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды);
    - идеалы рыцарства;
    - расцвет средневековой архитектуры - готики (в искусстве в том числе).

    В период с Х по ХII вв. увеличивается численность населения европейских стран, что приводит к изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Начиная с XII - XIII вв. в Европе произошел резкий подъем развития технологий. За столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. В период средневековья развиваются и богатеют города, активно развивается культура.

    За исключением Восточной Европы, которая подверглась нашествию монголов. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

    Жизнь и быт

    Люди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Так, к примеру, великий голод (1315 - 1317 гг.), который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. А также эпидемии чумы. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека.

    В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы. В лес сгоняли пастись стада скота. В дубовых лесах свиньи набирали жир, питаясь желудями, благодаря чему крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. Лес служил источником дров для отопления и, благодаря ему, изготавливали древесный уголь. Он вносил разнообразие в пищу средневекового человека, т.к. в нем росли всевозможные ягоды, грибы, в нем можно было поохотиться на диковинную дичь. Лес был источником единственной сладости того времени - меда диких пчел. С деревьев можно было собрать смолистые вещества для изготовления факелов. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. В лесу, на полянах, можно было собрать лекарственные растения, единственные лекарственные средства того времени. Кору деревьев использовали для того, чтобы вычинить шкуры животных, пепел сожженных кустов использовали для отбеливания тканей.

    Также как и климатические условия, ландшафт определял основное занятие людей: в горных районах преобладало скотоводство, а равнинных - земледелие.

    Все беды средневекового человека (болезни, кровопролитные войны, голод) приводили к тому, что средняя продолжительность жизни составляла 22 - 32 года. До 70-летнего возраста доживали единицы.

    Образ жизни средневекового человека зависел во многом от места его обитания, но, вместе с тем, люди того времени были достаточно мобильны, и, можно сказать, постоянно находились в движении. Сначала это были отголоски великого переселения народов. Впоследствии в дорогу людей толкали уже другие причины. По дорогам Европы двигались крестьяне, поодиночке и группами, искали лучшей доли; «рыцари» - в поисках подвигов и прекрасных дам; монахи - переходя от монастыря к монастырю; паломники и всевозможные нищие и бродяги.

    Лишь с течением времени, кода крестьяне обзаводились определенным имуществом, а феодалы большими землями, тогда начали расти города и на тот момент (примерно XIV век) европейцы становятся «домоседами».

    Если говорить о жилье, о домах, в которых жили средневековые люди, то большинство зданий не имело отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной и той же комнате. Лишь со временем зажиточные горожане начали отделять спальню от кухонь и столовых.

    Крестьянские дома строились из дерева, местами предпочтение отдавалось камню. Крыши были соломенными или из камыша. Мебели было очень мало. В основном сундуки для хранения одежды и столы. Спали на скамьях или кроватях. Постелью служил сеновал или матрас набитый соломой.

    Отапливались дома очагами или каминами. Печи появились лишь в начале XIV века, когда их позаимствовали у северных народов и славян. Освещали жилье сальными свечами и масляными лампами. Дорогие восковые свечи могли приобрести только богатые люди.

    Пища

    Большинство европейцев питалось очень скромно. Ели обычно дважды в день: утром и вечером. Повседневной пищей были ржаной хлеб, каши, бобовые, репа, капуста, зерновая уха с чесноком или луком. Мяса потребляли мало. Тем более что в течение года было 166 дней поста, когда мясные блюда запрещалось есть. Значительно больше в рационе было рыбы. Из сладостей был только мед. Сахар попал в Европу с Востока в XIII в. и был очень дорогим.
    В средневековой Европе много пили: на юге - вино, на севере - пиво. Вместо чая заваривали травы.

    Посуда большинства европейцев - миски, кружки и т.д. были очень простыми, изготовленным из глины или олова. Изделиями из серебра или золота пользовалась только знать. Вилок не было, за столом ели ложками. Куски мяса отрезали ножом и ели руками. Крестьяне ели пищу из одной миски всей семьей. На пирах знати ставили на двух одну миску и кубок для вина. Кости бросали под стол, а руки вытирали скатертью.

    Одежда

    Что касается одежды, то она была во многом унифицирована. В отличие от античности, прославление красоты человеческого тела церковь считала греховным и настаивала на том, чтобы его прикрывали одеждой. Лишь к XII в. стали появляться первые признаки моды.

    Изменение стиля одежды отражали тогдашние общественные предпочтения. Возможность следовать моде имели преимущественно представители зажиточных слоев.
    Крестьянин обычно носил льняную рубашку и штаны до колен или даже до щиколоток. Верхней одеждой был плащ, стянутый на плечах застежкой (фибулой). Зимой носили или грубо вычесанный овечий тулуп или теплую накидку из плотной ткани или меха. Одежда отражала место человека в обществе. В наряде состоятельных преобладали яркие цвета, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Беднота довольствовалась темной одеждой из грубого домотканого полотна. Обувью мужчин и женщин были кожаные остроносые ботинки без твердой подошвы. Головные уборы возникли в XIII в. и с тех пор непрерывно менялись. Привычные перчатки приобрели при средних веках важное значение. Пожать руку в них считалось оскорблением, а бросить кому перчатку было проявлением презрения и вызовом на поединок.

    Знать любила добавлять к своей одежде различные украшения. Мужчины и женщины носили кольца, браслеты, пояса, цепочки. Очень часто эти вещи были уникальными ювелирными изделиями. Для бедноты все это было недостижимым. Значительные средства тратили состоятельные женщины на косметику и парфюмерию, которую привозили купцы с восточных стран.

    Стереотипы

    Как правило, в общественном сознании укоренены определенные представления о чем-либо. И представления о средневековье не являются исключением. В первую очередь это касается рыцарства. Порой бытует мнение, что рыцари были необразованными, тупыми мужланами. Но было ли это в действительности так? Это утверждение слишком категорично. Как и в любой общности, представители одного и того же сословия, могли быть людьми абсолютно разными. К примеру, Карл Великий строил школы, знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят описывать эдаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. Стоит ли продолжать список? Это все были государи, образцы для своих подданных. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.

    Касательно тех же дам, или жен. Бытует мнение, будто бы к женщинам относились как к собственности. И снова-таки, все зависит от того, каким был муж. К примеру, сеньор Этьен II де Блуа был женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя. Этьен, как это и было положено тогда христианину, отправлялся в крестовые походы, а жена его оставалась дома. Казалось бы, что ничего особенного во всем этом нет, но до нашего времени дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Это свидетельство и показатель того, как средневековый рыцарь мог относиться к собственной жене. Можно также вспомнить Эдуарда I, которого погубила смерть его любимой жены. Или к примеру, Людовик XII, который после свадьбы из первого развратника Франции превратился в верного мужа.

    Говоря о чистоте и уровне загрязненности средневековых городов, тоже зачастую перегибают палку. Вплоть до того, что утверждают, будто бы отходы жизнедеятельности человека в Лондоне сливались в Темзу, вследствие чего она была сплошным потоком нечистот. Во-первых, Темза не самая маленькая река, а во-вторых, в средневековом Лондоне количество жителей было около 50 тыс. Так что подобным образом загадить реку они попросту не смогли бы.

    Гигиена средневекового человека была не столь ужасна, как нам представляется. Очень любят приводить в пример принцессу Изабеллу Кастильскую, которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года. Но этот ее поступок вызывал большой резонанс в Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет. Но если посмотреть статистику производства мыла в Средние Века, то можно понять, что утверждение о том, что люди не мылись годами, далеко от истины. Иначе для чего было бы необходимо такое количество мыла?

    В Средние века не было такой необходимости в частом мытье, как в современном мире - окружающая среда не была так катастрофически загрязнена как сейчас... Не было промышленности, пища была без химикатов. Потому, с человеческим потом выделялись вода, соли, а не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

    Еще один стереотип, закрепившийся в общественном сознании о том, что от всех ужасно воняло. Русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами. Духами они действительно пользовались. Но объясняется это тем, что в России было не принято сильно душиться, тогда как французы просто обливались духами. Потому для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь».

    В заключение можно сказать, что реальное Средневековье сильно отличалось от сказочного мира рыцарских романов. Но вместе с тем и некоторые факты во многом искажены и преувеличены. Думается что правда, она как всегда где-то посередине. Также как и всегда, люди были разными и жили они по-разному. Некоторые вещи по сравнению с современными, действительно кажутся дикими, но все это происходило столетия назад, когда нравы были другими и уровень развития того общества не мог позволить себе большего. Когда-нибудь для историков будущего и мы окажемся в роли «средневекового человека».


    Последние советы раздела «История»:

    Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)