Схема строения черепа. Возрастные особенности черепа. Череп младенца. Швы черепа: анатомия

Череп представляет собой костный каркас, состоящий из 23 костей и защищающий головной мозг от повреждений. Череп имеет 8 парных и 7 непарных костей.

Череп человека относится к костной системе и опорно-двигательному аппарату. Череп подразделяется на два основных отдела – лицевой и мозговой. Отделы черепа человека выполняют определенную роль и оказывают влияние на весь организм.

Лицевой отдел черепа человека состоит из парных (верхняя челюсть, носовая кость, нижняя носовая раковина, небная кость, скуловая и слезная кости) и непарных (решетчатая кость, сошник, нижняя челюсть, подъязычная кость) костей. Лицевой отдел черепа оказывает влияние на органы чувств, дыхания и пищеварения.

Непарные кости имеют области, заполненные воздухом, которые соединяются с носовой полостью. Воздушные области позволяют черепу быть прочным, а также они обеспечивают тепловую изоляцию для органов чувств. К воздушным полостям относятся клиновидная, решетчатая, лобная, парная, височная кости и верхняя челюсть.

Особую роль выполняет дугообразная подъязычная кость, которая располагается между гортанью и нижней челюстью, а также соединяется с костями черепа с помощью связок и мышц. Эта кость образует тело и парные рога, от которых отходят шиловидные отростки височных костей. Соединения между костями являются фиброзными.

Верхние кости черепа человека плоские и состоят из пластинок с костным веществом, а в ячейках костного вещества находится костный мозг и кровеносные сосуды. Некоторые кости черепа человека имеют неровности, которые соответствуют извилинам и бороздам головного мозга.

Мозговой отдел черепа человека состоит из непарных (затылочная, клиновидная и лобная) и парных (теменная и височная) костей. Мозговой отдел, который имеет объем около 1500 см³, является защитным костным каркасом для головного мозга. Этот отдел располагается над лицевым отделом.

Воздухоносная лобная кость состоит из двух чешуй и носовой части. В лобной кости формируется лоб и лобные бугры, которые образуют стенки глазниц, полость носа, височные ямки и части передней ямки. Теменная кость формирует своды черепа, а также в ней находится теменной бугор. Затылочная кость образует основание черепа, свод и черепную ямку, которая состоит из 4 частей, располагающихся в затылочных отверстиях. Воздухоносная клиновидная кость состоит из тела, которое имеет гипофизную ямку с гипофизом.

Сложной парной костью является воздухоносная височная кость, которая формирует свод черепа и вмещает органы слуха. Воздухоносная височная кость образует пирамиду, в которой помещена барабанная полость и внутреннее ухо.

Кости черепа человека соединены между собой швами. На лицевом отделе кости прилегают с помощью плоских и ровных швов, а соединяет швы чешуя височной и теменной костей, образуя шов чешуйчатого типа. Теменная и лобная кость соединяются с помощью венечного шва, а две теменные кости соединены сагиттальным швом. На месте соединения сагиттального и венечного швов у детей есть большой родничок, то есть соединительная ткань, которая еще не стала костной. Затылочная и теменная кости соединяются лямбдовидным швом, а на пересечении лямбдовидного и сагиттального швов образуется малый родничок.

Возрастные особенности формирования черепа

Главную роль в формировании черепа человека играет головной мозг, органы чувств и жевательные мышцы. В процессе взросления строение черепа человека изменяется.

У новорожденного кости черепа заполнены соединительной тканью. Обычно у младенцев образуется шесть родничков, которые закрываются соединительными пластинами – клиновидного и сосцевидного типа. Череп новорожденного эластичен и его форма может изменяться, поэтому плод проходит через родовые пути без повреждений головного мозга. Переход соединительной ткани в костную ткань происходит в 2-х летнем возрасте, когда роднички полностью закрываются.

Строение черепа человека взрослого и ребенка различное. Развитие черепа проходит в несколько основных этапов:

  • От рождения до 7 лет – это этап равномерного и энергичного роста. В период с одного года до трех лет активно формируется задняя часть черепа. К трем годам с появлением молочных зубов и развитием жевательной функции у ребенка формируется лицевой череп и его основание. К концу первого периода череп приобретает длину, которая аналогична длине взрослого человека.
  • С 7 до 13 лет – это период медленного роста свода черепа. К 13 годам полость свода черепа достигает 1300 см³.
  • После 14 лет до зрелого возраста – это период активного роста лобного и лицевого отделов головного мозга. В этот период усиленно проявляются половые различия. У мальчиков череп вытягивается в длину, а у девочек сохраняется его округлость. Общая вместимость черепа 1500 см³ у мужчин и 1340 см³ у женщин. Мужской череп в этот период приобретает выраженную рельефность, а у женщин он остается более сглаженным.
  • Пожилой возраст – это период изменения черепа, связанный со старением организма, выпадением зубов, уменьшением жевательной функции и изменением жевательных мышц. Если у человека в этот период выпали зубы, то челюсть перестает быть массивной, уменьшается эластичность и прочность черепа.

Функции черепа

Череп человека, как сложный костный орган, выполняет несколько основных функций:

Служит костным каркасом для головного мозга и органов чувств, а его костные образования являются защитными ячейками для носовых ходов и глазниц;

Кости черепа соединяют мимические мышцы, мышцы шеи и жевательные мышцы;

Участвует в процессе речи, а челюсти и воздухоносные пазухи предназначены для образования звуков;

Играет важную роль в пищеварительной системе, в частности, челюсть предназначена для осуществления жевательной функции и ограничения ротовой полости.

Травмы черепа и их лечение

Травмы черепа могут привести к серьезным нарушениям функционирования организма человека – параличу, психическим расстройствам, нарушениям речи и памяти. К основным травмам черепа относятся: перелом свода закрытого и открытого типа, перелом основания черепа, черепно-мозговая травма с сотрясением головного мозга.

Перелом свода черепа проявляется в виде гематомы волосяной части головы человека, нарушениях сознания, потери памяти и нарушении дыхания. Человека, получившего данную травму, следует уложить на ровную поверхность и на голову наложить повязку. При бессознательном состоянии пациента необходимо положить спиной на носилки в позиции полуоборота, а под одну сторону туловища подложить подушку или валик. При нарушениях дыхания проводится искусственное дыхание, затем пострадавшего доставляют в медицинское учреждение для проведения медицинского обследования.

Перелом основания черепа может проявляться в виде кровотечений из носа и ушей, головокружений и головной боли, потери сознания. При повреждении основания черепа пострадавшему следует освободить дыхательные пути и ротовую полость от спинномозговой жидкости и крови, а при нарушениях дыхания провести искусственное дыхание.

Сотрясение головного мозга проявляется при черепно-мозговой травме. Симптомами являются потеря сознания, головокружение и головная боль, тошнота, рвота, учащение пульса, бледность лица, слабость. При серьезном ушибе головного мозга человек может потерять сознание на несколько часов. В тяжелых случаях нарушается функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пострадавшему следует немедленно сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, а на поверхность раны наложить повязку, затем больного госпитализировать.

При наличии внутричерепных образований проводится трепанация черепа.

Трепанация черепа представляет собой хирургическую операцию с образованием отверстия в кости черепа. Целью трепанации черепа является достижение травмированной области, в которой есть гематома или иные злокачественные образования.

Существует несколько способов трепанации черепа – декомпрессионный с резекцией височной кости и вскрытием мозговой оболочки (при дислокации костного мозга); костнопластический с выкраиванием нескольких мягких тканей и кости; резекционный с удалением части кости черепа (для декомпрессии и хирургической обработки мозговых ран).

Перед тем как приступить к рисованию головы человека, необходимо познакомиться с ее анатомическим строением на основе черепа. Ведь характер формы головы обусловлен особенностями строения черепа.

Вам нужно познать строение формы черепа с чисто пластической стороны. Пластической анатомией называют тесно связанную с изобразительным искусством науку, которая изучает внутреннее строение тела человека и животных для определения его внешней формы.

Две генетические части составляют череп. Одна носит название мозговой, в нее входят лобная и затылочная, височные, теменные кости. Другая именуется лицевой частью черепа, и к ней относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые кости, скуловые отростки и т.д.

Итак, вас должна интересовать исключительно пластическая анатомия головы человека. Значение изучения черепа в этом смысле большое, и чем больше рисовальщик знает, тем вернее он рисует.

К мозговой части черепа человека относятся восемь костей. Вам надо знать те, которые играют роль для рисования.

Лобная кость образует поверхность лба человека, имеет в верхней части справа и слева два выпуклых выступа - так называемые лобные бугры. Ниже лобных бугров находятся также две выпуклости - надбровные дуги. Между ними пролегает углубление - надпереносье.

В нижней части лобная кость завершается острым по форме переходом в глазницу - впадину для глаза - и называется надглазничным краем. Кнаружи лобная кость, продолжая надглазничный край, переходит в скуловой отросток, соединяющий ее со скуловой костью. Справа и слева лобная кость переходит в поверхности височных и клиновидных костей, и на границах этих переходов имеется гребень, или, как его еще называют, височная линия. Эта линия ограничивает лежащую выше скуловой дуги височную впадину. 

Лобная кость - непарная, хотя у человеческого зародыша она закладывается из правой и левой половин. Затем обе половины срастаются, и почти у каждого черепа в этом месте едва разливается небольшое возвышение, находящееся в вертикальном направлении. В рисовании головы человека лобная кость, форму которой следует изучить, играет в передаче пластики лица важную роль (рис. 43).

Рис. 43

Теменная кость - парная, находится между лобной и затылочной костями. Эта кость также имеет свой бугор - выступ, очень заметный. По форме кость напоминает трапецию, имея четыре края. С соседними она соединяется при помощи швов - венечным с лобной и лямбдовидным с затылочной. Обе теменные кости занимают значительную площадь мозговой части черепа, соединись в ее середине так называемым стреловидным швом. И еще одна особенность характеризует поверхность теменной кости. Вы уже знаете, что такое височная линия. Вот она-то продолжается, правда, раздваиваясь на идущие параллельно верхнюю и нижнюю линии (рис. 44) на теменной кости.


Рис. 44

Непарная затылочная кость имеет большое затылочное отверстие, необходимое для позвоночного канала, через который головной мозг сообщается со спинным. Наиболее выступает у затылочной кости наружное затылочное возвышение. От этого возвышения вправо и влево направлены выйные линии - места прикрепления мышц шеи. У некоторых людей на затылочной кости встречается еще один выступ, располагающийся на границе лямбдовидного шва. Знать внешние анатомические свойства затылочной кости необходимо потому, что она входит составной частью в пластическую форму черепа человека (рис. 45).

Рис. 45

Нижнебоковые стенки мозговой части черепа - это височные кости (рис. 46). Височная кость сзади примыкает к затылочной, а сверху соединяется с теменной при помощи чешуйчатого шва. Эта кость образована так, что в ней есть слуховой проход. Позади слухового прохода расположен сосцевидный отросток, а спереди - тянущийся вперед скуловой отросток, имеющий у слухового прохода углубление - нижнечелюстную ямку, служащую для сочленения с головкой кости нижней челюсти. Заканчивается скуловой отросток в месте соединения со скуловой костью.

Рис. 46

Другая часть черепа - лицевая - образована четырнадцатью костями. Более крупными среди этих костей являются две верхнечелюстные, две скуловые и одна нижнечелюстная.

Верхняя челюсть - парная - имеет трехгранную форму и четыре отростка. Это кость, служащая прочной основой поверхности человеческого лица, расположена начиная от глазных впадин, вниз - до верхних зубов. В верхней части поверхность челюсти загибается внутрь глазницы, а ее так называемый лобный отросток у переносицы срастается с лобной костью. Оба лобных отростка служат опорой для двух парных носовых косточек, срастающихся по средней линии друг с другом и образующих таким образом неподвижную костную часть носа. Внутренние края правой и левой верхнечелюстных костей образуют границы грушевидного носового отверстия и внизу срастаются по средней линии, формируя выступ - переднюю носовую ость. Передняя поверхность кости имеет под глазными впадинами ярко выраженное углубление, которое называется клыковой или собачьей ямкой. В нижней части верхнечелюстная кость образует еще один отросток - луночковый. Его называют также альвеолярным (по ее дуге расположены луночки, в которых помещаются корни зубов). Альвеол, т.е. зубных ячеек, лунок, насчитывается по восемь у каждой верхнечелюстной кости. Четвертый отросток носит название нёбного.

Общая форма сросшихся верхнечелюстных костей - подковообразная (рис. 47).

Нижнечелюстная кость наряду с лобной играет большую роль в пластическом устройстве лица. Непарная, она имеет тело подковообразной формы, на передней поверхности которого посередине есть подбородочное возвышение, несколько ниже которого по обе стороны располагаются подбородочные бугорки.

Верхние боковые отростки нижней челюсти - передние венечные и задние суставные - служат соответственно сочленению с височными костями и прикреплению височных мышц. Нижняя челюсть перегибается в двух местах, где образуются углы, от которых отходят вверх ветви кости с уже упоминавшимися парными отростками. Справа и слева от подбородочного возвышения лежат подбородочные отверстия. Нижнечелюстная кость в своем верхнем отделе имеет луночковую (для корней нижних зубов) часть.

Нижнечелюстная кость (рис. 48) завершает череп в его нижней части. Ее форма и размер существенно влияют на единый, пластически совершенный объем головы человека.

Рис. 47

Рис. 48

Свою роль в пластике лица человека играет парная скуловая кость, влияющая в значительной мере на поперечный размер головы. Сращенная вверху с лобной, а на передней поверхности с верхнечелюстной костями, скуловая образует наружную стенку глазной впадины (рис. 49). Сзади скуловая кость сращена с клиновидной и височной и участвует в образовании скуловой дуги.

Глазные впадины - глазницы - парные углубления, имеющие форму сглаженной четырехгранной пирамиды, предназначены природой для глазных яблок. Костные стенки глазной впадины имеют несколько отверстий, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды зрительного органа.

Рис. 49

Верхняя стенка глазницы образована лобной костью, остальные - соответственно верхнечелюстной (нижняя), скуловой и клиновидной (наружная), а в образовании внутренней самое определяющее участие принимает решетчатая кость (рис. 50).

Вы узнали о двух частях черепа человека, познакомились с самыми основными костями, играющими роль в пластической трактовке головы человека, и впереди предстоит практическое рисование черепа, необходимое для углубления знаний при переходе к изображению головы.

Но что собой представляет череп, почему его нужно обязательно рисовать?

Рис. 50

Начнем с того, что авторы всех величайших произведений изобразительного искусства, включающих изображение человека, досконально знали анатомию. Например, гениальный Микеланджело изучал анатомию на разрезании трупов, делая это в моргах тайком, потому что католической церковью в те времена подобное занятие было строжайше запрещено. Разумеется, художники изучали анатомию отнюдь не на ощупь или чисто умозрительно. Древнегреческая скульптура в дошедших до нас образцах поражает исключительным знанием анатомии их авторами. Мы не можем теперь, к сожалению, никогда узнать, каким методом пользовались при изучении анатомии греки, но даже если допустить, что они не подвергали трупы рассечению, а имели возможность наблюдать обнаженное человеческое тело в разнообразнейших движениях на всевозможных состязаниях борцов, метателей диска и копья, бегунов и т.д.

Леонардо да Винчи пытливо изучал анатомию не только человека, но и животных, и от его подвижничества осталось свыше 700 анатомических рисунков.

В середине XVI в. итальянский врач и анатом Андpea Везалий написал и издал книгу «Устройство человеческого тела», иллюстрации к которой выполнил Тициан с учениками.

Первое русское руководство по анатомии для художников составил и издал художник Антон Павлович Лосенко. Книга называлась «Объяснение краткое пропорций человека», вышла в 1771 г. и вплоть до середины следующего века была основным руководством по анатомии. Краткий пояснительный текст сопровождался отлично выполненными самим Лосенко анатомическими таблицами, репродукции которых рассчитывались на наглядный показ и зрительную память молодых художников. Успех вышедшей небольшим тиражом книги был таким, что экземпляры размножались перерисовыванием таблиц и списыванием текста. Вот какое значение для тогдашних учеников имело знание анатомии!

Знакомясь с основными костями черепа, вы можете прибегнуть к осязанию своей головы. Для этого приложите руки ладонями к шее и пытайтесь что-либо ощутить: одни мышечные массы, а под ними глубоко что-то потверже. Но вот пальцами начинаете ощупывать нижнюю часть головы сзади, поднимая их выше, и через некоторое время ощутите под кожей кость затылка. Осязайте ее тщательно и вспоминайте, как называется эта кость, какие она имеет возвышения и т.п. Найдите на себе скуловые и другие, имеющие внешнее пластическое выявление кости. Хорошо прощупываются края глазниц, вся нижняя челюсть, лобная и теменные кости.

Подобный эксперимент на себе очень полезен, так как осязание способствует прочному запоминанию всех доступных выступов и углублений. Такой же эксперимент с собой вы можете провести с осязанием основных мышц, когда ознакомитесь с их названием и расположением.

Повторяем, рисование с натуры развивает точность глаза, его способность безошибочно «читать» конструкцию головы человека, сложную и основательно скрытую мышечно-кожным покровом, развивает зрительную память и восприятие формы головы в пространственных проекциях и ракурсах.

Рисование с натуры на базе пластической анатомии есть не что иное, как собирание изученных частей в одно целое. Знание анатомии и рисование с натуры головы человека - единство теории и практики в работе художника. Отсюда следует, что анатомия для изучающих основы изобразительной грамоты - своеобразный строительный материал в рисовании человека.

Познакомившись со строением костей черепной коробки и лицевой части черепа, постарайтесь в рисунке с натуры тесно связать теорию с практикой.

Тоновой рисунок черепа человека

Изображение черепа имеет свои особенности. С одной стороны, натура сама по себе малопривлекательна по известной причине, и удерживает у нее лишь сознание того, что это нужно. С другой стороны, это не натурная искусственная модель из пластмассы или папье-маше, имеющая хоть и соответствующие подлинной натуре формы, но все же в какой-то степени облагороженные, а если сказать вернее, сглаженные, и окраска поверхности светло-серая. Здесь же перед вами подлинный череп, имеющий особенную окраску неприятного оттенка, с пятнами, разрушающими и без того сложную форму.

Многое подскажет личная практика каждого из вас. Например, пятно или группа пятен, влияющих на нарушение зрительного восприятия отдельных частей общей формы, должны вами проигнорироваться. Надо учиться высматривать основное, видеть большую форму и подчинять ей подробности. Нужно видеть основные пропорции, пропорциональное отношение массы черепной коробки к массе лицевой части, всю форму лобной части, скул и челюстей и т.д. Конечно, это трудное дело дается не сразу.

При натурном рисовании надо ставить себе определенную конкретную задачу, например построение пропорции. Поскольку рисование с натуры во время учебы - занятие тренировочное, постольку так и надо к этому относиться. Здесь несовместимы с учебным рисунком фантазерство, формотворчество от себя, так же как и преждевременное увлечение сложными задачами.

Вы уже знаете, что в работе с натуры нет смысла сразу же браться за длительный подробный рисунок. Здесь каждый раз требуется втянуться в процесс рисования. Как у спортсмена перед стартом обязательно нужны разбег, разминка или у музыканта перед концертом - настрой, так и у вас перед длительной работой обязательны предварительные пробы в виде компоновочной зарисовки или выполнения карандашного этюда, в котором можно оперировать крупными, обобщенными массами, характерными для изображения черепа. Повторяем, что способность полного восприятия натуры вступает в силу позднее того момента, когда вы приступили к основной работе. Предварительная проба компоновки рисунка, зарисовка, ставящая целью найти общие пропорции, модуляцию крупных форм с помощью светотени, обостряют зрительное восприятие и внимание рисовальщика, после чего легко перейти к основному рисунку.

Есть еще одна особенность в рисовании с натуры. Дело в том, что в процессе работы перед завершением изображения у вас, как еще неопытных, наступает угасание сосредоточенности и необходимого восприятия своего рисунка и натуры, причем это происходит несколько раньше, чем почувствуете его. Вы могли сделать что-то на данном этапе работы значительно грамотнее и качественнее, если бы, увлекшись какой-то деталью, не заметили наступившей усталости. Что же делать в таком случае? Переключить свое внимание хотя бы на наброски, например, с той же натуры, но с другой точки зрения, в каком-либо ракурсе. В работе по рисованию черепа усталость вызывается чисто психологически, и вот здесь особо не увлекайтесь.

Рассмотрим работу над рисунком черепа более подробно, в ее последовательности, во взаимосвязанности всех этапов.

Череп нужно рисовать при искусственном освещении. Ввиду того что подлинный череп в условиях дневного света, не направленного, по большей части рассеянного, выглядит не контрастно, очертания его смягчены, для лучшего различения объема и важных деталей избирается направленный свет от электрического источника.

На первом же занятии по рисованию черепа необходимо прежде всего внимательно проанализировать натуру. Анализ проводите с учетом того, с какой точки зрения вам предстоит вести работу. Что такое анализ, вы уже знаете, но напомним вкратце, что это мысленное деление рисуемого объекта на отдельные элементы. Чем сложнее форма, тем больше и серьезнее приходится изучать натуру. К работе во время анализа требуется особый подход: здесь участвует ваше сознание, работает мозг, включается ясное логическое мышление.

При подробном анализе натуры нужны развитое пространственное мышление и образное воображение, чтобы яснее себе представлять и понимать структуру формы видимого предмета. В процессе необходимо рассмотреть череп со всех сторон. Получив представление о натурной модели, определите для себя все этапы предстоящей работы: начало, продолжение и завершение.

Выполните предварительный эскиз или этюд, зарисовку или компоновочный набросок, краткий вступительный рисунок, т.е. подходите к предстоящей работе с обостренным зрительным восприятием и вниманием к натуре. Итак, предварительное упражнение предназначено дать вам необходимый художнический «задел».

Сейчас вы уподобились строителям, закладывающим фундамент сооружения. Лист определенного формата (четверть ватманского размера) вы располагаете перед собой на мольберте в вертикальном положении. Еще раз продумайте компоновку рисунка, постарайтесь «увидеть» его словно бы уже законченным на этом формате.

Легкими линиями наметьте большую форму черепа. Разумеется, формат листа не позволит вам выполнить рисунок черепа в его натуральную величину - он окажется большим, «упрется» в края бумаги. Придерживайтесь неукоснительного соблюдения всех требований к работе, и к вам придет уверенность в том, что натура начала «слушаться» карандаш.

После того как наметили большую форму, переходите к определению основных пропорций черепа и его положения в пространстве - возможного наклона вперед или назад, в зависимости от постановки натуры. Чтобы это было легче сделать, проведите условные вспомогательные линии, одна из которых будет срединная (иначе ее называют профильной), другая - горизонтальная. Вспомогательные линии образуют крестообразную пересекаемость, определяющую положение (в данном случае черепа) натуры в пространстве. Срединная линия делит изображение точно пополам, если по отношению к рисовальщику череп расположен в анфас, т.е. прямо обращен лицевой частью. Но линия продолжает оставаться срединной и для различных положений натуры, так как проходит вертикально через середину лобной части, грушевидного отверстия носа, верхне- и нижнечелюстных костей. Горизонтальная линия в различных положениях натуры тоже условна; она проходит через середину глазных впадин и делит череп на две примерно равные части по высоте. От правильно проведенных вспомогательных линий зависит расположение черепа в формате.

Общие пропорции намечайте с обязательным привлечением геометрических объемов: например, череп можно «поместить» в параллелепипед. Пропорции определяйте на глаз, уточните, если надо, и одновременно переходите к построению перспективных плоскостей, ограничивающих объем черепа (поверхность лицевой, лобной и боковой частей). Всегда ориентируйтесь на вспомогательные срединную и горизонтальную линии. Они хорошо «держат» построение. Уточняйте на основе этих двух ориентиров все составляющие передней части черепа по отношению друг к другу: лобной кости к глазным впадинам, скуловых костей к грушевидному отверстию, верхней челюсти к нижней.

Старайтесь на этом промежутке изображения все время ясно ощущать форму черепа со всеми его выпуклостями и вогнутостями, выступами и впадинами. Постоянно сравнивайте одно с другим. Такое сравнение очень помогает верно определить объемно-конструктивную форму черепа, его основных поверхностей (рис. 51).

Определив пропорциональные соотношения частей черепа и дав объемно-конструктивную характеристику составляющих его элементов, начинайте постепенно переходить к очередному этапу - детальной проработке всех конкретных форм.

Вы хорошо знаете, что данный этап работы самый трудный по причине тщательного исследования натуры. До сих пор вы строили изображение, будучи предельно внимательными к общему, к пропорциональным соотношениям частей, к поискам взаимосвязи всех элементов формы. Сейчас вы переходите к тому отрезку работы, когда нужно при любой степени отработки деталей все время сохранять общее.

Рис. 51

Быстро взглянув на натуру, зафиксируйте свое внимание на двух-трех точках, которые чисто условны, но станут своеобразными «центрами сосредоточения взгляда». Результатом здесь оказывается вдруг обнаружившаяся способность видеть всю конфигурацию черепа. Такое «видение» натуры сразу, целиком, не позволяет переключаться на какую-либо подробность, отвлекающую от общего.

Учитесь в процессе рисования с натуры пользоваться так называемым боковым зрением. И в этом случае рассматриваемая натура воспринимается только в ее общей норме, а деталей как бы не существует. Расплывчатость всех подробностей в предмете изображения не мешает видеть общее, а для рисовальщика это очень важно.

Следовательно, на этапе проработки деталей нужно все время видеть общее, не останавливаться на каком-то одном месте рисунка до полной законченности, а вести моделировку формы тоном постепенно и везде одновременно. Увлекательных мест в рисунке всегда достаточно, чтобы желать одно из них проработать до полного эффекта, но вам должно быть понятно, что в таком случае «частности» разрушают изображение, уводят в сторону от учебных задач, мешают становлению художника. Значит, нужен самоконтроль в процессе рисования, концентрация внимания в первую очередь на общем, минуя частности. Все теоретические сведения, как правило, очень быстро исчезают из памяти, забываются, если их не подкрепляют практическими упражнениями, начиная от быстрого рисования и заканчивая длительными изображениями.

Рис. 52

Работая карандашом, не используйте сразу всю его кроющую способность, ведите рисунок в среднюю силу, сохраняя достаточный запас светотеневых градаций для завершения изображения. Разнообразьте штриховку исходя из формы.

На последнем этапе работы над рисунком черепа - обобщающем - нужно еще раз проверить все изображение, отойти, посмотреть на него с некоторого расстояния, а затем приступить к завершению.

Теперь перед вами стоит задача - добиться такого изображения, когда рисунок воспринимается целостным, т.е. в нем правильно определена контрастность, заметна каждая деталь, подчиненная целому.

На завершающем этапе рисования очень важно проследить тональные соотношения и освещенность черепа в целом и его частей по мере их удаления и приближения к источнику света. Уберите излишнюю яркость рефлексов, так как они «спорят» с полутонами, высветлите, «успокойте» возможную перетемненность глазных впадин и грушевидного отверстия, другие теневые места изображения. Все это очень заметно, если отойти от рисунка и посмотреть на него «прищуром» глаз.

Четкость проработки элементов рисунка черепа на переднем плане должна превосходить все остальное (рис. 52).

Подведение итогов проделанной работы связано с проверкой общего состояния рисунка. Общее состояние рисунка должно быть таким, чтобы в изображении все выглядело тождественным (как «одно и то же») тому зрительному образу, который возник во время наблюдения натуры с определенной точки зрения. Понять это можно, если вы посмотрите на какой-либо конкретный предмет в окружении других, но выделив из них именно этот. Остальные предметы хоть и подчинены зрительному центру, но воспринимаются здесь менее детально. Когда конкретный предмет выделен, а остальные обобщены, зрительные объекты, ставшие образными отражениями в изображении, тождественны.

Непременное условие каждого длительного рисунка с натуры - правильность тона изображаемого предмета, выделение более тщательной проработкой самого главного в изображении и обобщение всей формы.

Контрольные вопросы. Практическое задание

1. Из каких двух частей складывается череп головы человека?

2. Назовите внешние кости мозговой части черепа и дайте им краткое объяснение.

3. Как вы думаете, есть ли у черепа подвижные кости?

4. Что такое скулы и какую роль они играют как кости черепа?

5. Вспомните, какие швы соединяют кости?

6. Что такое альвеолярный отросток и к какой кости он относится?

7. Сколько отростков имеет верхнечелюстная кость? Назовите их.

8. Где находится в черепе сосцевидный отросток?

9. Где проходит лямбдовидный шов?

10. Какой кости принадлежит скуловой отросток?

11. Какое значение имеет практическое изучение черепа человека?

12. Выполните несколько набросков черепа с разных точек зрения.

Череп человека — это костный каркас головы. Он защищает головной мозг и органы чувств, а также является основой для лицевых мускулов, с помощью которых человек может жевать, говорить и выражать чувства. В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Мозговой отдел — это лобная, 2 теменные, затылочная, 2 височные, основная и решетчатая кости. Они соединены между собой с помощью швов. Лицевой череп — это носовая раковина, слезная и носовая кости, сошник, верхняя и нижняя челюсти, небная и скуловая кости.

Череп имеет восемь больших плоских костей, представленных двумя парами и четырьмя отдельными костями. Они образуют похожий на коробку контейнер, который является вместилищем головного мозга. Ниже представлены кости черепа:

Лобная : кость, которая образует лоб, костные выступы под бровями и верхнюю часть каждой глазной орбиты.

Теменные : пара костей, которые образуют большую часть верхних и латеральных стенок черепа. Они соединяются по средней линии по сагиттальному шву и соединяются с лобной костью по венечному шву.

Височные : пара костей, которые располагаются ниже теменных костей. На височной кости имеется три важных ориентира:
(а) шиловидный отросток, который располагается сразу перед сосцевидным отростком. Является острым шиловидным выступом, к которому прикрепляются многие мышцы шеи;
(б) скуловой отросток, тонкая костная перемычка, которая соединяется со скуловой костью сразу выше нижней челюсти;
(в) сосцевидный отросток, грубый выступ сзади и ниже шиловидного отростка (сразу позади ушной раковины).

Затылочная : самая нижняя кость черепа. Она образует основание и заднюю стенку черепа и соединяет теменные кости впереди лямбдовидного шва. В основании затылочной кости имеется большое отверстие, большое затылочное отверстие, через которое проходит спинной мозг, соединяясь с головным мозгом. На каждой стороне большого затылочного отверстия имеются затылочные мыщелки, которые опираются на первый позвонок позвоночного столба (атлант).

Клиновидная : имеет форму бабочки, которая охватывает череп по ширине и является частью основания полости черепа. Клиновидная кость образует часть глазной орбиты и латеральную часть черепа.

Решетчатая : единичная кость перед клиновидной костью и ниже лобной кости. Образует часть носовой перегородки, верхние и средние носовые раковины.


Лицевые кости

Лицевой скелет образуют четырнадцать костей, двенадцать из которых парные. Ниже перечислены основные лицевые кости:

Носовые : пара небольших прямоугольных костей, которые образуют переносицу (нижняя часть носа состоит из хряща).

Скуловые : пара костей, обычно называющихся скулами. Кости образуют большую часть боковых стенок глазных орбит.

Верхняя челюсть : две верхнечелюстных кости соединяются, образуя верхнюю челюсть. Верхние зубы «вставлены» в верхнюю челюсть.

Нижняя челюсть : нижняя челюстная кость является самой сильной костью лицевого скелета; она прикрепляется к височным костям по обе стороны лица, образуя единственный свободно подвижный сустав в черепе. Горизонтальная часть нижней челюсти, или тела, образует подбородок. Две вертикальные дуги кости, или ветви, отходят от тела челюсти, соединяя нижнюю челюсть с височной костью. Нижние зубы «вставлены» в нижнюю челюсть.


Череп негра более узкий с низким лбом. Он не только меньше, но и толще, чем средний череп белого. Жёсткость и толщина черепа негров имеет непосредственное отношение к их успехам в боксе, так как они могут переносить больше ударов по голове нежели их белые соперники.



Череп негроидной расы


Типичный представитель нордической белой расы фас и профиль. Хорошо видна вытянутая форма лица.


Череп представителя Альпийской Белой подрасы, фас и профиль. Видна его более округлая форма.


Череп представителя Средиземноморской подрасы европеоидной расы, фас и профиль.


На рис. 9–1 изображен череп монголоида, а на рис. 9–2 – череп европеоида.


На рис. 9–3 изображен череп афроамериканского мужчины.

Европеоид

Монголоид

Негроид


Расы – это РАЗНЫЕ биологические виды человека Homo sapiens sapiens.

Расовые особенности формы черепа (по А. П. Быстрову). А - череп европейца; Б - череп эскимоса; В - череп негра.
Ø Череп имеет некоторые особенности, характерные для рас (рис. А, Б, В). У евразийской (европеоидной) расы отмечается значительное выступание носа с высоким переносьем и глубоким корнем, клыковые ямки глубокие. Альвеолярные отростки и передние зубы имеют прямое (вертикальное) положение. Скуловые кости не контурируются и не выступают из общих размеров черепа. Положение лицевого черепа по отношению к мозговому ортогнатическое. Форма черепа больше приближается к брахицефалии. Ø Череп азиатско-американской расы (монголоиды) характеризуется большим лицевым углом (ортогнатия) по сравнению с европеоидной. Заметно уплощение носовых и скуловых костей, причем последние поставлены шире. Клыковые ямки четко не выражены. Череп крупный, имеет брахицефалическую форму. Ø У экваториальной (австрало-негроидной) расы лицевой угол меньше (прогнатизм). Это зависит от косого положения (не строго вертикального) альвеолярных отростков и резцов. Носовые кости уплощены, поставлены широко, корень носа неглубокий. Форма черепа чаще долихоцефалическая. Установлено, что долихо- или брахицефалия не является расовым признаком и используется в основном для характеристики локальных антропологических типов. Антропологией доказано, что ни одна расовая особенность человека не дает особых преимуществ в борьбе за жизнь данной особи или целой расы. Расисты фальсифицируют данные ученых и создают учения о «высших» и «низших» расах.



У европеоида лицевой скелет резко выступает в горизонтальной плоскости. Переносье западает. Носовые кости узкие и подчёркнуто выдаются вперед. Скуловые кости сглажены. Заметно выражены клыковые ямки. Зубы мудрости развиты недостаточно. Высота коронок второго и третьего верхних моляров близка к высоте коронки первого моляра.
У монголоида череп крупный. Лицевая часть черепа уплощена и удлинена. Орбиты высокие. Переносье неглубокое. Скуловые кости, как правило, сильно развиты. Клыковые ямки уплощены. Лоб и небо широкие. Язычная поверхность верхних резцов лопатообразная, с наличием по вертикальным краям гребешковидных валиков, в межкорневом пространстве наблюдается дополнительный остроконечный «затек» эмали. На внутренней поверхности альвеолярных отростков верхней челюсти в проекции больших коренных зубов выраженные костные бугорки.
У негроида череп широкий. Узкий лоб. Лицевая часть черепа уплощена, но в меньшей степени, чем у монголоидов. Переносье неглубокое. Грушевидное отверстие широкое. Скуловые кости выступают умеренно. Альвеолярный отросток верхней челюсти и верхние резцы выступают вперед. Зубы крупные. Вторые и третьи моляры вытянуты по вертикали.

Из книги Ричарда Д. Фёрле «Эректус бродит между нами. Покорение белой расы»

Числа представляют черепной индекс, то есть отношение ширины черепа к его длине, помноженное на 100 % (Baker, 1974). Длинный и узкий череп африканцев (долихоцефалическая форма) быстрее теряет тепло, а более округлый череп монголоидов (брахицефалическая форма) лучше его сохраняет (Boyd, 1955). Сравните черепа чернокожего, белого человека и представителя Северо-Восточной Азии (монголоида) (рис. 9–7; Morton, 1839). Череп чернокожего более похож на обезьяний, поскольку он длиннее и уже. Черепа белого человека и монголоида более круглые и примерно одного размера, но скуловые кости более выражены на черепе монголоида. Отношение между объемом мозга и черепным индексом составляет 0,37, то есть у африканцев с длинным и узким черепом объем мозга меньше (Beals, 1984).



На рис. выше представлено древо, демонстрирующее связи между современными человеческими популяциями, построенное с учетом 57 морфологических признаков мужских черепов. Африканские черепа очень отличаются от черепов всех других популяций, даже австралийских аборигенов. На рис. ниже изображен негритянский череп, наложенный на череп европеоида (в профиль). Негритянский череп меньше, причем на область лба приходится меньше площади, однако он относительно больше в затылочной части (Hunt, 1865, p. 8).

Обратите внимание на сагиттальный гребень у Homo habilis (рис. 9–10) и у убийцы Джеймса Эйли (рис. 9–11)



. Затылочный бугор (protuberanta occipitalis externa , рис. 9–12) – выпуклость на задней части черепа, соответствующая области мозга, в которой обрабатывается зрительная информация. Этот выступ отмечен у Homo georgicus, Homo antecessor , Пекинского человека (рис. 17–7b), цзиннюшаньского человека (рис. 17–9) и неандертальца; возможно, он имелся и у гейдельбергского человека. «Они [затылочные выступы] довольно часто отмечаются у австралоидов [австралийских аборигенов], койсанов [готтентотов, бушменов – см. гл. 26] и лаппоидов [лопари (саамы) в Финляндии], и, что интересно, среди населения Ланкашира в Великобритании» (см. Baker, 1974, p. 279).

Предназначение затылочного бугра неясно; в основном он отмечается у неандертальцев.
У некоторых африканских черепов также имеется «зуб» (постбрегматическое вдавление) на верхушке черепа, различимый при взгляде сбоку (рис. 9–13) (из: Rhine, 1990). Он также присутствует на черепе «хоббита» (рис. 17–11) и на некоторых черепах Homo erectus , являясь примитивной чертой, которая может быть связана с важными изменениями в развитии мозга (Coqueugniot, 2004; рис. 14–2).

Посторбитальное сужение – это сужение черепа непосредственно за глазными отверстиями. Оно увеличивает пространство для крупных жевательных мышц, но указывает на меньший объем лобной доли мозга, отвечающей за планирование деятельности и абстрактное мышление. На рис. 9–14 показан череп шимпанзе, на рис. 9–15 – череп современного австралийского аборигена, на рис. 9–16 – череп европеоида (см. также рис. 17–2).


Как демонстрирует рис. 9–17, скуловые кости (скуловые дуги) наиболее узкие у европеоидов, наиболее широкие у монголоидов, а у африканцев имеют средние размеры (Beyers, 2005).

Стрелка указывает на метопический шов (лобный). Метопизм.
(из коллекции В.Н.Звягина)

Череп образован парными и не­парными костями, прочно соединен­ными с помощью швов. Он служит вместилищем и опорой для жизнен­но важных органов.

В полостях, образованных костя­ми черепа, располагается головной мозг, а также органы зрения, слу­ха, равновесия, обоняния, вкуса, яв­ляющиеся важнейшими органами чувств. Через многочисленные отвер­стия в костях основания черепа вы­ходят черепные нервы, а к мозгу и другим органам проходят питаю­щие их артерии.

Череп состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Отдел, в ко­тором помещается головной мозг, на­зывают мозговым черепом. Второй отдел, образующий костную основу лица, начальных частей пищевари­тельной и дыхательной систем, полу­чил название лицевого черепа (рис. 22, 23).

Рис. 22. Строение черепа человека (вид сбоку):

1 – теменная кость, 2 – венечный шов, 3 – лобная кость, 4 – клиновидная кость, 5 – решетчатая кость, 6 – слезная кость, 7 – носовая кость, 8 – височная ямка, 9 – передняя носовая кость, 10 – верхняя челюсть, 11 – нижняя челюсть, 12 – скуловая кость, 13 – скуловая дуга, 14 – шиловидный отросток, 15 – мыщелковый отросток, 16 – сосцевидный отросток, 17 – наружный слуховой проход, 18 – ламдовидный шов, 19 – затылочная кость, 20 – височные линии, 21 – височная кость

Рис. 23. Строение черепа человека (вид спереди):

1 – венечный шов, 2 – теменная кость, 3 – глазничная часть лобной кости, 4 – клиновидная кость, 5 – скуловая кость, 6 – нижняя носовая раковина, 7 – верхняя челюсть, 8 – подборо­дочный выступ нижней челюсти, 9 – полость носа, 10 – сошник, 11 – решетчатая кость, 12 – верхняя челюсть, 13 – нижняя глазничная щель, 14 – слезная кость, 15 – решетчатая кость, 16 – верхняя глазничная щель, 17 – височная кость, 18 – скуловой отросток лобной кости, 19 – зрительный канал, 20 – носовая кость, 21 – чешуя лобной кости.

Мозговой отдел черепа взрослых людей образован лобной, клиновидной, затылочной, темен­ными, височными и решетчатой кос­тями.

Лобная кость у взрослых людей непарная. Она образует переднюю часть мозгового черепа и верхнюю стенку глазниц. В ней различают следующие части: лобная чешуя, глазничная и носовая части. В тол­ще кости имеется лобная пазуха, сообщающаяся с полостью носа.

Клиновидная кость находится в центре основания черепа. Она имеет сложную форму и состоит из тела, от которого отходят три пары отростков: большие крылья, малые крылья и крыловидные отростки. В теле кости находится пазуха (кли­новидная), также сообщающаяся с полостью носа.

Затылочная кость образует задне-нижний отдел мозгового черепа. В ней различают основную часть, бо­ковые массы и затылочную чешую. Все эти части окружают большое затылочное отверстие, через кото­рое головной мозг соединяется со спинным.

Теменная кость парная, образует верхнебоковой отдел свода черепа. Она представляет собой четырех­угольную пластинку, выпуклую кна­ружи и вогнутую изнутри.

Решетчатая кость непарная, участвует в образовании стенок глаз­ниц и носовой полости. В ней раз­личают следующие части: горизон­тально расположенную решетчатую пластинку, имеющую многочислен­ные мелкие отверстия; перпендику­лярную пластинку, участвующую в разделении полости носа на правую и левую половины; решетчатые лабиринты с верхними и средними но­совыми раковинами, образующими боковые стенки полости носа.

Височная кость парная. Она уча­ствует в образовании сустава с ниж­ней челюстью. У височной кости раз­личают пирамиду, барабанную и че­шуйчатую части. Внутри пирамиды помещается звуковоспринимающий аппарат, а также вестибулярный ап­парат, улавливающий изменения по­ложения тела в пространстве. В пи­рамиде височной кости находится по­лость среднего уха – барабанная полость с расположенными в ней слу­ховыми косточками и действующими на них миниатюрными мышцами. На боковой поверхности височной кости имеется отверстие наружного слухо­вого прохода. Височную кость прони­зывают несколько каналов, в которых проходят нервы и кровеносные сосу­ды (сонный канал для внутренней сонной артерии, канал лицевого нер­ва и др.).

Лицевой отдел черепа. Кости лицевого отдела черепа рас­полагаются под мозговым. Значи­тельную часть лицевого черепа за­нимает скелет жевательного аппа­рата, представленный верхней и ниж­ней челюстями.

Верхняя челюсть – парная кость, участвующая в образовании нижней стенки глазницы, боковой стенки по­лости носа, твердого нёба, отверстия носа- У верхней челюсти различают тело и четыре отростка: лобный, ску­ловой, нёбный и альвеолярный, не­сущий на себе альвеолы для верхних зубов.

Нижняя челюсть – непарная кость, является единственной под­вижной костью черепа, которая, со­единяясь с височными костями, обра­зует височно-нижнечелюстные суста­вы. У нижней челюсти выделяют изогнутое тело с альвеолами для нижних зубов, венечные отростки для прикрепления одной из жевательных мышц (височных) и суставные от­ростки.

Носовая полость

Остальные, так называемые мел­кие кости лица (парные нёбные, ниж­няя носовая раковина, носовая, слезная, скуловая, а также непар­ный сошник) небольших размеров, входят в состав стенок глазниц, но­совой и ротовой полостей. К костям черепа относят также дугообразно изогнутую подъязычную кость, име­ющую парные отростки – верхние и нижние рога.

Соединения костей черепа. Все кости черепа, за исключе­нием нижней челюсти и подъязыч­ной кости, неподвижно соединены друг с другом при помощи швов. Для удобства изучения у мозгового черепа выделяют его верхнюю часть – свод, или крышу черепа, и нижнюю часть – основание черепа.

Кости крыши черепа соединяются при помощи непрерывных фиброзных соединений – швов, кости основания черепа образуют хрящевые соедине­ния – синхондрозы. Лобная, темен­ные, затылочная кости образуют зубчатые швы, кости лицевого чере­па соединяются при помощи плоских, гармоничных швов. Височная кость соединяется с теменной и клиновид­ной костями при помощи чешуйча­того шва. В зрелом возрасте в осно­вании черепа хрящевые соединения замещаются костной тканью – со­седние кости срастаются друг с дру­гом.

Нижняя челюсть образует с ви­сочной костью парный височно-нижнечелюстной сустав. В образовании этого сустава участвуют суставной отросток нижней челюсти и сустав­ная поверхность на височной кости. Сустав этот эллипсоидный по форме, комплексный по строению, комби­нированный по функции. Внутри сус­тава имеется внутрисуставной диск, сращенный по периферии с сустав­ной капсулой и разделяющий сустав­ную полость на два этажа: верхний и нижний. Височно-нижнечелюстной сустав выполняет следующие движе­ния: опускание и поднятие нижней челюсти, движение челюсти в сторо­ны, смещение нижней челюсти впе­ред-назад.

Череп имеет сложный рельеф как наружной, так и внутренней поверх­ности, обусловленный расположени­ем в его костных полостях головного мозга (полость мозгового черепа), органов зрения (глазницы), обоня­ния (полость носа), вкуса (полость рта), слуха и равновесия (барабан­ная полость и лабиринты внутренне­го уха).

В лицевой части черепа (ста. рис. 23) располагаются глазницы, в образовании которых участвуют верхние челюсти, лобная, скуловые, клиновидная и другие кости. Над глазницами находится передняя по­верхность лобной кости с надбров­ными дугами. Между глазницами располагается костная спинка носа, образованная носовыми костями, а ниже – переднее отверстие (апер­тура) полости носа. Еще ниже вид­ны дугообразные альвеолярные от­ростки сросшихся верхнечелюстных костей и нижней челюсти с распо­ложенными в альвеолах зубами.

Полость носа, являющаяся кост­ным скелетом начала дыхательных путей, спереди имеет входное отвер­стие (апертуру), а сзади – два вы­ходных отверстия – хоаны. Верхняя стенка полости носа образована но­совыми костями, решетчатой плас­тинкой решетчатой кости, телом кли­новидной кости и лобной костью. Нижняя стенка представлена верх­ней поверхностью костного нёба.Набоковых поверхностях, образованных верхнечелюстными и другими кос­тями, видны три изогнутые пластинки – верхняя, средняя и нижняя но­совые раковины.

На боковой поверхности черепа (см. рис. 22) видна скуловая дуга, которая соединяет скуловую кость спереди с височной костью сзади и наружный слуховой проход с распо­ложенным позади него направлен­ным книзу сосцевидным отростком. Выше скуловой дуги находится уг­лубление – височная ямка, где берет начало височная мышца, а ниже ду­ги – глубокая подвисочная ямка, а также отростки нижней челюсти.

В задней части черепа выступает кзади наружный затылочный выступ.

Нижняя поверхность черепа име­ет сложный рельеф. Впереди нахо­дится твердое нёбо, ограниченное спереди и по бокам альвеолярной дугой с верхними зубами. Позади и выше твердого нёба видны хоаны – задние отверстия носовой полости, сообщающие эту полость с глоткой. На нижней поверхности затылочной кости имеются два мыщелка для соединения с I шейным позвонком, а между ними – большое затылочное отверстие. По сторонам от затылоч­ной кости виден сложный рельеф нижней поверхности височных костей с отверстиями для прохождения нер­вов и кровеносных сосудов, сустав­ная ямка и кпереди от нее бугорок для сочленения с суставными отрост­ками нижней челюсти.

Внутренняя поверхность основа­ния черепа имеет рельеф, соответствующий нижней поверхности го­ловного мозга. Здесь видны три че­репные ямки – передняя, средняя и задняя. В передней черепной ямке, образованной лобной и решетчатой костями, располагаются лобные доли мозга. Средняя черепная ямка обра­зована клиновидной и височной костями. В ней лежат височные доли мозга, а в гипофизарной ямке – гипофиз. В задней черепной ямке, огра­ниченной затылочной и височными костями, находятся мозжечок и за­тылочные доли мозга.