Систематическая десенсибилизация используется для того чтобы. Систематическая десенсибилизация по вольпе. Что такое десенсибилизация

Метод систематической десенсибилизации - это метод систематического постепенного уменьшения чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а, следовательно, и систематическое последовательное уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам.

Метод систематической десенсибилизации может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность. Метод систематической десенсибилизации показан для применения в следующих случаях:

1. Реакция повышенной тревожности приобретает специфичность, вызывая психофизиологические и психосоматические расстройства (головная боль, дерматозы, желудочно-кишечные расстройства). В этих случаях, составляющих пограничную для детской и клинической психологии область, необходима комплексная помощь ребенку, включая медицинскую, психологическую и психотерапевтическую.

2. Высокая интенсивность тревожности и страхи привели к дезорганизации и распаду сложных форм поведения (например, ребенок, выучивший стихотворение, не смог рассказать его на утреннике). Такие ситуативные «срывы» в поведении ребенка в более тяжелых случаях могут перейти в хронические и приобрести форму «выученной беспомощности». Здесь еще до начала использования метода систематической десенсибилизации необходимо снять или уменьшить воздействие стрессора и дать ребенку отдых, оградив его от повторения проблемных ситуаций.

3. Сильное желание ребенка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с повышенной тревожностью и страхами приводит к реакции избегания травмирующих ситуаций, как своеобразной форме защиты. Например, ребенок постоянно говорит дома неправду даже на вопросы о его вполне безупречных поступках, потому что испытывает страх и тревожность потерять расположение родителей. Здесь ребенок уже начинает испытывать страх перед ситуацией возможного возникновения страха. Длительное сохранение такого состояния может привести к депрессии.

4. Реакции избегания замещаются дезадаптивными формами поведения. Так, при возникновении страха и тревожности ребенок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, неоправданного гнева.

Этапы систематической десенсибилизации:

1. Тренировка умений ребенка переходить в состояние глубокой релаксации. Для этого используется аутогенная тренировка, косвенное и прямое внушение, в некоторых случаях медицинской практики может быть использовано гипнотическое воздействие. При работе с дошкольниками наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения. Игры и игровые упражнения позволяют значительно увеличить возможности эффективного воздействия на ребенка с целью вызвать у него состояние покоя и релаксации. Использование игровой формы позволяет также в специальных упражнениях организовать овладение отдельными элементами аутогенной тренировки даже с детьми дошкольного возраста.

2. Конструирование иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степени тревожности, которую они вызывают. Для этого психолог осуществляет беседу с родителями ребенка, в которой выявляются предметы и ситуации, вызывающие страхи у ребенка, используются данные психологического обследования ребенка, а также наблюдения за его поведением. Различают два типа иерархий в зависимости от того, как в них представлены элементы – стимулы, вызывающие тревожность, иерархии пространственно-временного и тематического типа. В иерархии пространственно-временного типа представлен один и тот же стимул (например, Баба-Яга, собака, врач) или ситуация (расстование с мамой, выступлеие на утреннике) в различных временных (отдаленность событий во времени и постепенное приближение времени наступления события) и пространственных (уменьшение расстояния в пространстве) измерениях. То есть при конструировании иерархии пространственно-временного типа создается модель постепенного приближения ребенка к вызывающему страх событию или предмету. За счет конструирования стимульных иерархий обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами ребенка.

3. Собственно десенсибилизация - ребенку, находящемуся в состоянии релаксации, предъявляют стимулы из сконструированной ранее иерархии, начиная с низшего элемента, практически не вызывающего тревожности, и переходя к более высоким. При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погружается в состояние релаксации и ему предъявляется ослабленная версия того же стимула. Идеально сконструированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состояние покоя и отсутствия малейшей тревожности у клиента не будет сохраняться даже при предъявлении высшего элемента иерархии.

В детском возрасте тревожность или страхи перед определенными ситуациями и объектами могут быть обусловлены отсутствием у ребенка адекватных способов поведения в этих ситуациях. В таких случаях метод систематической десенсибилизации дополняется техниками научения, разработанными в рамках теории социального научения. Они позволяют расширить поведенческий потенциал ребенка, повысить его социальную компетентность. При этом также предусматривается определенная последовательность включения ребенка в трудную для него ситуацию. Сначала ребенок только наблюдает за поведением взрослого или сверстника, не обнаруживающих ни малейших признаков страха и испуга, затем включается в совместную деятельность со взрослым или сверстником, которая направлена на разрешение трудной ситуации, где постоянно подкрепляются все его даже незначительные достижения и, наконец, самостоятельно имитирует модель «бесстрашного» поведения при эмоциональной поддержки психолога и сверстников - участников группы.

4. Метод поведенческого тренинга

Направлен на обучение ребенка адекватным формам в проблемных ситуациях. Теоретической основой этого метода является бихевиоризм.

Цель поведенческого тренинга - выработка новых поведенческих реакций, отсутствующих в поведенческом репертуаре ребенка. Сторонники этого метода исходят из предположения о том, что причиной значительной доли трудностей, испытываемых ребенком в развитии, является отсутствие адекватных проблемным ситуациям поведенческих умений и навыков. В таких случаях психологическая помощь состоит в повышении уровня «исполнительской компетентности» в отношении определенных ситуаций взаимодействия и общения с социальным окружением и предметным миром.

В рамках поведенческого тренинга можно выделить три основных подхода и соответственно три модификации этого метода: оперантное научение, социальное научение, педагогический подход.

Оперантное научение основано на механизме оперантного обуславливания, суть которого состоит в выработке нового поведения через модификацию уже усвоенных ранее поведенческих реакций утем манипулирования положительным и отрицательным подкреплениями. Наиболее завершенный вид принцип оперантного научения получил в методе жетонов , включающем пять основных компонентов:

Систематическое наблюдение за поведением детей, нуждающихся в коррекции поведения;

Презентация детям образца социально желаемого поведения, описание его и сопоставление с альтернативным образцом асоциального поведения, т. е. детям предъявляются в сравнении двух образцов поведения - «положительного», которому нужно подражать, и «отрицательного», которого следует избегать;

Определение форм эффективного положительного и отрицательного подкрепления для участников коррекционной программы. Например, положительным подкреплением может стать значок, конфета, игрушка, а отрицательным - удаление из игровой комнаты до окончания игрового занятия, ограничение интересной для ребенка деятельности или ограничение участия его в игре и т. д.;

Введение «жетонов» как символов, подтверждающих права ребенка на получение поощрения (положительного подкрепления) или наказания (отрицательного подкрепления), а также правил, по которым «жетоны» обмениваются на привилегии и правил, введения наказаний для ребенка;

Систематический контроль за поведением ребенка, оценка поведения, выдача «жетонов», обмен «жетонов» на оговоренные ранее виды поощрений и наказаний.

Психологический механизм коррекционного воздействия авторы видят в систематическом контроле и немедленном подкреплении поведения ребенка. Из этого следуют ограничения в применении «жетонного» метода - только в строго контролируемой среде, где возможно осуществить незамедлительное подкрепление, значимое для субъекта.

Согласно теории социального научения , существует два пути научения:

1. непосредственным «опытным» путем в результате проб и ошибок самого субъекта. Этот путь неуправляемый, чреват опасностями и неудачами для обучающегося;

2. через подражание социальным моделям - позволяет ребенку приобрести такие формы культурного социального поведения, которые были недоступны в отсутствие образцов и моделей.

Социальное научение может происходить и в результате наблюдения образцов поведения модели и последствий ее действий. Итак, согласно принципам социального научения (А. Бандура), поведенческий тренинг должен быть организован так, чтобы:

1. дети могли наблюдать за эффективным образцом модели,

2. особенности поведения модели, способы регуляции и последствия действий должны быть объективированы и развернуто представлены ребенку,

3. необходимы практика и упражнения - воспроизведение ребенком поведения модели с получением подкрепления и обратной связи, позволяющее ребенку перейти от внешнего контроля и регуляции действий к саморегуляции.

В рамках педагогического подхода поведенческий тренинг включает четыре основные техники, каждая из которых реализуется на соответствующих этапах тренинга. На предварительном этапе формулируются задачи поведенческого тренинга в примерной формулировке «научиться правильному эффективному поведению, приводящему к успеху в такой-то жизненной ситуации». При этом дается развернутое описание жизненной ситуации, составляющей проблему для участников тренинга. На первом этапе поведенческого тренинга участникам демонстрируется образец поведения модели в разыгрываемой проблемной ситуации и организуется обсуждение наблюдаемого поведения. На втором этапе ведущий дает участникам тренинга подробную инструкцию с выделением основных компонентов поведения и существенных для его выполнения условий. Третий этап - практическая отработка поведенческих реакций участниками занятий. Практическая часть представляет собой последовательность упражнений прогрессивно возрастающей трудности (входят как занятия в группе, так и домашние задания). На четвертом этапе участникам предоставляется обратная связь об эффекте их поведения.

Слабые стороны поведенческого тренинга: 1) узость тренинговых программ, нацеленных, как правило, на решение конкретной поведенческой проблемы конкретного круга лиц; 2) проблема переноса нового поведения из ситуации тренинговых занятий в реальную жизнь.

Сказкотерапия

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Сказкотерапия основывается на механизме идентификации, под которым понимается процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем, так как его положение более привлекательно по сравнению с другими персонажами.

Директивный подход

Психотерапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы. Первым этапом создания метафоры, сказки является определение желаемого результата, который должен быть, во-первых, конкретным, во-вторых, подконтрольным, зависимым от самого ребенка.

В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными. Например, если в реальности основная проблема заключается в несогласованности методов воспитания между родителями, где папа предъявляет завышенные требования к ребенку, тогда как мама всячески защищает и заступается за сына, то сказочный сюжет может разворачиваться между членами команды волшебного корабля, состоящей из строгого капитана, доброго помощника капитана и молодого неумелого юнги.

Систематическая десенсибилизация - это метод поведенческого консультирования, важным компонентом которого является релаксация. Если в ходе процедуры поведенческой оценки у клиента выявляются специфические тревоги иди фобии, а не просто общая напряженность, целесообразно использовать систематическую десенсибилизацию. Однако следует отметить, что поведенческие оценки должны быть адекватными. Например, индивид может испытывать чувство тревоги при тестировании или при необходимости принятия профессионального решения потому, что он не имеет навыков принятия решений. В таких случаях тревогу, вероятно, целесообразнее будет уменьшить посредством обучения соответствующим навыкам, чем с помощью систематической десенсибилизации. Существует множество разнообразных теоретических объяснений эффективности систематической десенсибилизации (Thoresen, Coates, 1978).

Вольпе (Wolpe, 1958, 1982; Wolpe, Wolpe, 1988) разработал метод систематической десенсибилизации, основываясь на принципе реципрокного торможения, который был описан в главе 9. Вольпе признает, что систематическая десенсибилизация может проводиться одновременно с другими процедурами, используемыми в поведенческом консультировании. Систематическая десенсибилизация включает в себя три элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих тревогу; в) предложение клиенту воображать, пребывая в состоянии релаксации, объекты из иерархий, вызывающие тревогу.

Разумное объяснение

Перед проведением систематической десенсибилизации поведенческие консультанты обычно стараются в доходчивой форме объяснить клиентам, в чем суть данного метода. При этом консультанты должны учитывать жалобы клиентов, выявленные при проведении поведенческой оценки. Объяснение может включать в себя изложение сути принципа реципрокного торможения. Вероятно, следует также кратко описать три элемента систематической десенсибилизации. Кроме того, консультанты могут отметить, что приобретение навыка релаксации позволяет справляться с ситуациями, вызывающими тревогу. Поскольку об обучении релаксации говорилось уже достаточно, сразу перейдем к рассмотрению второго элемента систематической десенсибилизации и выясним, что собой представляет выстраивание иерархий.

Выстраивание иерархий

Вольпе, пишет: «Иерархия тревог - это своего рода список вызывающих"тревогу стимулов, оцениваемых в соответствии с уровнем чувства тревоги, которое они вызывают» (Wolpe, 1982, р. 145). Существует целый ряд соображений, касающихся выстраивания иерархий десенсибилизации. Во-первых, следует определить темы, которые смогли бы объединить стимулы, вызывающие тревогу. Само собой разумеется, что стимулам, которые наиболее часто нарушают функционирование клиентов, надо уделять больше всего внимания. Определить темы можно исходя из поведенческих оценок. Эти темы могут иметь отношение к любой из множества вызывающих тревогу ситуаций, например к публичному выступлению, сдаче экзаменов, еде в общественном месте, общению с представителями противоположного пола, половому контакту.

Во-вторых, клиентов следует познакомить с понятием «субъективная шкала тревоги или страха». Обычно потенциал вызывающих тревогу стимулов из иерархии оценивают следующим образом. Принимается, что оценка 0 соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка 100 соответствует максимальной выраженности чувства тревоги, которое может возникнуть в связи с данным видом стимула. Таким образом, конкретные виды стимулов могут быть оценены по тому, какую позицию они занимают на субъективной шкале тревоги.

В-третьих, для каждой темы следует определить соответствующие пункты иерархии. Поскольку консультанты будут просить клиентов вообразить данные пункты, они должны подробно и четко описать клиентам соответствующие ситуации. Консультанты определяют, какие формулировки будут оптимальными. Для определения пунктов иерархии могут быть использованы данные, собранные при проведении поведенческих оценок, данные, взятые из контрольных дневников клиентов, предположения консультантов или клиентов, ответы, полученные при анкетном опросе.

В-четвертых, пункты каждой конкретной темы должны быть перечислены в иерархическом порядке (см. табл. 10.4). Такое перечисление подразумевает оценку пунктов по субъективной шкале тревоги и расположение их в соответствующем порядке. Часть этой работы может быть проделана клиентами при выполнении домашнего задания, однако консультантам следует проверять любую иерархию перед началом лечения. Возможно, в процессе лечения придется изменить порядок перечисления пунктов иерархии, изменить некоторые формулировки, ввести дополнительные пункты. Некоторые консультанты перечисляют по порядку пункты на карточках (или просят сделать это клиентов), чтобы облегчить перечисление. Следует не допускать возникновения разрывов размером более десяти единиц по субъективной шкале тревоги. Если та-

кие разрывы все-таки возникают, консультантам и клиентам следует затратить дополнительное время, чтобы сформулировать промежуточный пункт или несколько пунктов.

Представление пунктов иерархии

При проведении десенсибилизации консультанты просят клиентов расслабиться и вообразить различные сцены. Основное исходное положение заключается в том, что клиенты способны воображать сцены так, будто они представляют ситуации, возникающие в реальной жизни. Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison 1976) отмечают: «Именно поэтому важно проверять до начала процедуры, может ли встревожить клиента определенный образ» (р. 122). Голдфрид и Дэвисон советуют оценивать способность клиента к воображению, предлагая ему вообразить, не расслабляясь, ситуацию, которая, по данным оценки, вызывает у него чувство тревоги в реальной жизни. Консультанты могут помочь клиентам вообразить сцены, предлагая описать словами соответствующие ситуации. Консультанты также могут помочь клиентам более полно вер-бально описать сцены.

Проведение десенсибилизации можно начинать с вербальной релаксации клиентов. После того как консультанты убеждаются, что клиенты достигли состояния глубокой релаксации, они могут переходить к работе со сценами. Например, консультант может сказать: «Теперь вообразите, что вы думаете об экзаменах. Итак, до экзаменов остается 3 месяца, вы готовитесь к ним, сидя за своим столом...» Консультанты в начале занятия предлагают клиентам представить сцену, вызывающую у них наименее выраженное чувство тревоги (в соответствии с выстроенной иерархией), и просят клиен-тов поднимать указательный палец при ощущении любой тревоги. Если клиенты не чувствуют никакой тревоги, через 5-10 секунд консультанты просят клиентов прекратить представление данной сцены и вновь расслабиться. Через 30-50 секунд можно попросить клиентов вообразить ту же самую сцену снова. Если эта сцена опять не вызывает чувства тревоги, консультанты отменяют ее, в течение некоторого времени проводят процедуру расслабления и переходят к следующему пункту иерархии.

В тех случаях, когда клиент поднимает указательный палец, чтобы сообщить о возникновении чувства тревоги, сцену немедленно отменяют. Консультант просит клиента глубоко расслабиться и затем снова представить данную сцену один или несколько раз. Если сцена неоднократно вызывает тревогу, консультант может порекомендовать клиенту представить пункт иерархии, вызывающий менее выраженное чувство тревоги.

В основе систематической десенсибилизации лежит следующее исходное положение: если пункт, вызывающий относительно слабую тревогу, например, соответствующую 10 единицам, перестал порождать тревогу, все другие пункты в иерархии станут на 10 единиц менее тревожащими. Таким образом, пункт, соответствовавший 100 единицам, становится пунктом, соответствующим 90 единицам, и так далее. Обычно при проведении десенсибилизации консультанты предлагают клиентам только такие стимулы, которые вызывают слабую тревогу.

При проведении десенсибилизации консультанты могут работать с несколькими иерархиями. Фактически десенсибилизация может проводиться в рамках более продолжительных интервью, в ходе которых консультанты сосредоточиваются на других проблемах, используя иные методы. Все представляемые сцены описываются, результаты также фиксируются. Вольпе проводит десенсибилизацию в течение 15-30 минут, он отмечает: «На первых занятиях клиенты, как правило, представляют 8-10 сцен; более подготовленные клиенты могут вообразить до 30 и даже до 50 сцен» (Wolpe, 1982, р. 161). Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison, 1976) считают, что на одном занятии целесообразно работать над 2-5 пунктами.

Разновидности систематической десенсибилизации

Основную процедуру систематической десенсибилизации можно модифицировать. Ниже описываются основные разновидности систематической десенсибилизации. ,

Десенсибилизация in vivo (в естественных условиях)

К методу десенсибилизации in vivo, или в реальной жизни, обычно прибегают по двум причинам. Во-первых, у клиентов могут быть трудности с воображением сцен. Во-вторых, клиенты могут привыкнуть представлять реальную жизнь. При проведении воображаемой десенсибилизации полезно, а в некоторых случаях даже необходимо, побуждать клиентов проверять свое поведение в реальных ситуациях, относительно которых они были десенсибилизированы в воображении.

Релаксацию можно включать в процедуру десенсибилизации in vivo. Например, клиента, который боится выступать публично, можно приводить в состояние релаксации в начале каждого занятия, а через некоторое время предложить ему поговорить с незнакомыми людьми (причем с каждым разом число собеседников следует увеличивать; кроме того, собеседники должны предъявлять к клиенту все более высокие требования). Данная процедура отличается от воображаемой десенсибилизации главным образом тем, что для ее проведения используются реальные ситуации. Принципы десенсибилизации in vivo практически не отличаются от принципов воображаемой десенсибилизации, которые были описаны ранее.

Групповая десенсибилизация

Систематическая десенсибилизация может использоваться при работе как с группами, так и с отдельными клиентами. Например, консультант может работать с несколькими студентами колледжа, которые боятся тестов, одновременно, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально. Таким образом можно экономить время и силы. Использование групповых подходов подразумевает скорее определение не-коего стандарта, а не выстраивание индивидуальных иерархий (Emery, Krumboltz, 1967).

Стандартную иерархию можно выстраивать, используя предварительно выбранные пункты; или же ее можно выстраивать в процессе консультирования, советуясь с членами группы, присутствующими на занятии. Консультант может проводить группу через определенный пункт иерархии, исключая представление других сцен, до тех пор, пока все члены группы не перестанут испытывать тревогу в связи с проигрываемой сценой.

Процедура десенсибилизации, записанная на кассете

Кассеты можно использовать не только для обучения релаксации в рамках систематической десенсибилизации, но и для тренинга воображения и для представления сцен, соответствующих различным пунктам иерархии, в домашних условиях. На кассету можно записать 1 -5 пунктов домашнего задания.

Следует исходить из того, что либо все пункты порождают лишь незначительную тревогу, либо клиент не будет переходить к пунктам, вызывающим более выраженное чувство тревоги до тех пор, пока он не справится со стимулами, вызывающими относительно слабую тревогу. Клиентам, которые начинают чувствовать себя слишком напряженно при прослушивании записи, можно рекомендовать на время выключить маг-нитофон, расслабляться в течение нескольких минут и только затем продолжить выполнение упражнения. Так же как использование групповой десенсибилизации, применение кассет помогает экономить время, отведенное на консультации.

АВЕРСИВНЫЙ МЕТОД И МЕТОД «НАВОДНЕНИЯ»

В этой главе внимание читателя фокусируется на основных методах поведенческого консультирования. Существуют и другие, менее традиционные и более спорные методы, например аверсивный метод и метод «наводнения». Использование обоих этих методов подразумевает намеренное усиление страданий клиентов. Данные методы обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования, поэтому я опишу их кратко. В основе аверсивного метода лежит оказание аверсивного воздействия (например, удар током) в связи с неким нежелательным поведением. Аверсивный метод можно рассматривать как одну из техник наказания. Маккуллох и Фельдман (MacCulloch, Feldman, 1967) использовали аверсивный метод в сочетании со специальной программой подкрепления с целью ослабления гомосексуальной ориентации и усиления гетеросексуальной ориентации пациентов, склонных к гомосексуальным контактам (следует отметить, что некоторые исходные положения, на которые опирались Маккуллох и Фельдман, в настоящее время представляются устаревшими).

Термин «имплозивная терапия» использовался ранее вместо термина «метод "наводнения"». Стампфл, разработавший этот метод, рассматривал симптомы, которые проявлялись у его пациентов, как «условные реакции страха и/или условные реакции гнева, сформированные в прошлом, когда индивиды сталкивались с наказанием, переживали фрустрацию и боль» (Stampfi, 1975, р. 68). Обычно после проведения двух клинических интервью с целью сбора информации консультант представляет воображению клиента сцены, которые постепенно приближаются к тому, что пациент считает наиболее угрожающим. Некоторые сцены могут быть просто чудовищными. Представление таких сцен, по мнению Стампфла, дает возможность максимально приблизиться к реальным событиям, обеспечившим обусловленность. Такие сцены могут вызывать у клиентов очень сильную тревогу. Стампфл предположил, что многократное представление неприятных сцен должно вести к снижению их «потенциала тревожности» через угасание (Stampfi, Lewis, 1968). Поскольку многие реальные события, обеспечившие обусловленность, связаны с детством индивида, Стампфл считает, что работы, в которых описываются психодинамические исследования (в этих работах акцент делается на важности обучения навыкам туалета, на развитии инфантильной сексуальности и агрессивности), целесообразно использовать при определении областей чувствительности, которые играют большую роль в раннем аверсивном обусловливании. Стампфл утверждает, что суть стратегии имплозивной терапии заключается в том, чтобы побудить пациентов встретиться лицом к лицу со своими кошмарами и «привести эти кошмары в замешательство".

В 1958 г. вышла книга австрийского психотерапевта Д. Вольпе «Психотерапия реципрокным торможением». В теории реципрокного торможения Вольпе речь идет о торможении тревожных реакций с помощью одновременного вызывания других реакций, которые с физиологической точки зрения являются антагонистическими по отношению к тревоге, не совместимы с ней. Если несовместимая с тревогой реакция вызывается одновременно с импульсом, который до сих пор вызывал тревогу, то условная связь между импульсом и тревогой ослабевает. Такими антагонистическими реакциями по отношению к тревоге являются прием пищи, реакции самоутверждения, половые реакции и состояние релаксации. Самым действенным стимулом в устранении тревоги оказалась мышечная релаксация.

Экспериментируя с животными, Вольпе показал, что происхождение и угасание невротической тревожности, подавляющей полезные адаптивные реакции субъекта, можно объяснить с позиции теории классического обусловливания. Возникновение неадекватной тревожности и фобических реакций, по мнению Вольпе, основано на механизме условно-рефлекторной связи, а угасание тревожности — на механизме контробусловливания в соответствии с принципом реципрокного подавления: если реакцию, противоположную тревожности, можно будет вызвать в присутствии стимулов, приводящих к возникновению тревожности, то это приведет к полному или частичному подавлению реакции тревожности.

2 Вольпе определял невротическое поведение как закрепившуюся привычку неадаптивного поведения, приобретенного в результате научения. Принципиальное значение отводится тревоге, являющейся составной частью ситуации, в которой происходит невротическое научение, а также составной частью невротического синдрома. Тревога, согласно Вольпе, представляет собой «стойкий ответ автономной нервной системы, приобретенный в процессе классического обусловливания». Вольпе разработал специальную технику, предназначенную для погашения этих условных автономных реакций — систематическую десенсибилизацию.

Он считал, что неадаптивное поведение человека (в том числе невротическое) в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание: не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс. На основании такого предположения Вольпе разработал один из наиболее распространенных в настоящее время методов поведенческой коррекции — метод систематической десенсибилизации.

В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить клиента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация клиента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода.

Метод систематической десенсибилизации, разработанный Вольпе для преодоления состояния повышенной тревожности и фобических реакций, приобрел известность и широко используется в психологической практике. Вольпе реализовал идею сверхобусловливания в работе с клиентами, испытывающими страхи и фобии, посредством сочетания состояния глубокой релаксации клиента и предъявления ему стимула, в обычной ситуации вызывающего страх, при этом подбирая стимулы по интенсивности так, чтобы реакция тревожности была подавлена предшествующей

релаксацией. Таким образом конструировалась иерархия стимулов, вызывающих тревожность, — от стимулов минимальной интенсивности, вызывающих у клиентов лишь легкое беспокойство и

2 тревогу, до стимулов, провоцирующих сильно выраженный страх и даже ужас. Этот принцип — систематического градуирования стимулов, вызывающих тревожность, и дал название методу систематической десенсибилизации.

Метод систематической десенсибилизации — метод систематического постепенного уменьшения сензитивности (т.е. чувствительности) человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а следовательно, и систематическое последовательное уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.

Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызывается представление о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации клиент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации: от самых легких — к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.

2 Показания для применения метода систематической десенсибилизации

1. У клиента отмечаются монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности или невозможности найти реальный стимул, например страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь змей и др. В случаях множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди, применительно к каждой фобии. Методика десенсибилизации с большим успехом применяется при лечении таких состояний, как фобия животных, страх воды, школьная фобия, страх еды.

2. Повышенная тревожность, возникающая в ситуациях, когда отсутствует объективная опасность или угроза физической и личностной безопасности клиента, характеризуется достаточной продолжительностью или интенсивностью настолько, что доставляет клиенту тяжелые аффективные переживания и субъективные страдания.

3. Реакции повышенной тревожности приобретают специфичность, вызывая психофизиологические и психосоматические расстройства: мигрени, головную боль, бессонницу, желудочно-кишечные расстройства и т.д.

2 4. Высокая интенсивность тревожности и страхи приводят к дезорганизации и распаду сложных форм поведения. Примером может служить неспособность ученика, прекрасно знающего учебный предмет, справиться с контрольной работой или провал на утреннике в детском саду малыша, выучившего стихотворение, но не сумевшего его продекламировать в нужный момент.

Ситуативные срывы в поведении ребенка в более тяжелых случаях могут перейти в хронические и приобрести форму «выученной беспомощности». Поэтому еще до начала использования метода систематической десенсибилизации необходимо снять или уменьшить воздействие стрессора и дать ребенку отдых, оградив его от повторения проблемных ситуаций.

5. Сильное желание клиента избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с повышенной тревожностью и страхами, приводит к реакциям избегания травмирующих ситуаций как своеобразной формы защиты. Например, ученик прогуливает уроки, стараясь избежать опроса и контрольных работ при объективно-высокой степени усвоения учебного материала. Или, например, в тех ситуациях, когда ребенок постоянно говорит неправду, даже отвечая на вопрос о его вполне безупречных поступках, потому что испытывает страх и тревожность потерять расположение родителей. Здесь ребенок уже начинает испытывать страх перед ситуацией возможного возникновения страха. Длительное сохранение такого состояния может привести к депрессии.

6. Реакция избегания замещается дезадаптивными формами поведения. Так, при возникновении страха и тревожности ребенок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, неоправданного гнева. В младшем школьном и подростковом возрасте могут наблюдаться обращения подростков к алкоголю, наркотикам, токсикомании, к побегам из дома. В более мягком социально приемлемом варианте дезадаптивные реакции принимают форму причудливо-эксцентричного поведения, направленного на то, чтобы стать центром внимания и получить необходимую социальную поддержку.

2 Этапы процедуры систематической десенсибилизации

1-й этап — овладение клиентом методикой мышечной релаксации и тренировка умения клиента переходить в состояние глубокой релаксации.

2-й этап — конструирование иерархии стимулов, вызывающих тревожность и страх.

2 3-й этап. Этап собственно десенсибилизации — соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией.

1-й этап. Этот этап является подготовительным. Основной его задачей является обучение клиента способам регуляции состояний напряженности и релаксации. Для этого могут быть использованы различные методы: аутогенная тренировка, косвенное, прямое внушение, а в исключительных случаях — гипнотическое воздействие. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения.

2-й этап. Задача — конструирование иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степени тревожности, которую они вызывают. В связи с тем что у клиента могут быть различные страхи, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы клиент должен составить список: от самых легких ситуаций до самых тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психологом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха такой ситуации (т.е. она не должна быть воображаемой).

Различают два типа иерархии. В зависимости от того, как представлены элементы -стимулы, вызывающие тревожность, различают: пространственно-временные и тематические иерархии.

В пространственно-временной иерархии представлен один и тот же стимул, предмет или человек (например, доктор, Баба Яга, собака, милиционер и т.д.), или ситуация (ответ у доски, расставание с матерью и т.д.) в различных временных (отдаленность событий во времени и постепенное приближение времени наступления события) и пространственных (уменьшение расстояния в пространстве) измерениях.

То есть при конструировании иерархии пространственно-временного типа создается модель постепенного приближения клиента к вызывающему страх событию или предмету.

В тематической иерархии стимул, вызывающий тревожность, варьируется по физическим свойствам и предметному значению для того, чтобы сконструировать последовательность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией. Таким образом, создается модель достаточно широкого

2 круга ситуаций, объединенных общностью переживаний клиентом тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии второго типа способствуют обобщению умения клиента подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций. В практической работе обычно используются иерархии обоих типов: и пространственно-временного, и тематического. За счет конструирования стимульной иерархии обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами клиентов.

Например, у клиента выявляется страх высоты — гибсофобия. Психолог составляет иерархическую шкалу-перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у клиента страх, начиная от слабого и до сильно выраженного. На первое место может быть поставлено слово «высота», потом — вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон, вид асфальта и автомашин под балконом. Для каждой из этих сцен могут быть разработаны более мелкие актуальные для клиента детали.

В качестве примера можно привести 15 сцен из иерархии, составленной для клиента со страхом полетов в самолете:

1. Вы читаете газету и замечаете объявление авиакомпании.

2. Вы смотрите телевизионную программу и видите группу людей, садящихся в самолет.

3. Ваш шеф говорит, что вам нужно совершить деловую поездку на самолете.

4. Остается две недели до вашей поездки, и вы просите секретаря забронировать билет на самолет.

5. Вы в своей спальне укладываете чемодан для поездки.

6. Вы принимаете душ утром перед поездкой.

7. Вы в такси по пути в аэропорт.

8. Вы проходите регистрацию в аэропорту.

9. Вы в зале ожидания и слышите о посадке на ваш рейс.

10. Вы стоите в очереди перед трапом самолета.

11. Вы сидите в своем самолете и слышите, как начинает работать двигатель самолета.

12. Самолет приходит в движение, и вы слышите голос стюардессы: «Застегните ремни, пожалуйста!»

13. Вы смотрите в окно, когда самолет начинает разбегаться по дорожке.

14. Вы смотрите в окно в то время, когда самолет собирается взлететь.

15. Вы смотрите в окно, когда самолет отрывается от земли.

2 3-й этап- это собственно десенсибилизация. Перед началом десенсибилизационной работы обсуждается методика обратной связи: информирование клиентом психолога о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее — поднятием пальца левой руки. Затем организуется последовательное предъявление клиенту (находящемуся в состоянии релаксации) стимулов из сконструированной ранее иерархии, начиная с низшего элемента (практически не вызывающего тревожности) и постепенно переходя к более высоким. Предъявление стимулов может осуществляться вербально, in vivo.

При работе со взрослыми клиентами стимулы предъявляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в воображении. Представление ситуации осуществляемся согласно составленному списку. Клиент воображает ситуацию 5-7 с. Затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации. Этот период длится до 20 с. Представление ситуации повторяется несколько раз. И если у пациента тревога не возникает» то переходят к следующей, более трудной ситуации.

При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погружается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослабленная версия того же стимула. Отметим, что идеально сконструированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состояние покоя и отсутствие малейшей тревожности у клиента не будет сохраняться даже при предъявлении высшего элемента иерархии. Так, переходя от ситуации к ситуации по иерархической шкале, клиент достигает самой волнующей и учится купировать ее релаксацией. Посредством тренировок можно достичь такого результата, когда представление о высоте у больного с гибсофобией уже не вызывает страха. После этого тренировки переносят из лаборатории в реальную действительность.

В течение одного занятия отрабатывается 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуаций, возвращаются к предшествующей ситуации. При простых фобиях всего проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях — до 12 и более.

2 Вариантом вербальной десенсибилизации в работе с детьми является методика эмотивного воображения. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психолог направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывающими ранее страх.

Методика эмотивного воображения включает четыре стадии:

1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.

2. Выявление любимого героя, с которым ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.

3. Начало ролевой игры. Ребенка (с закрытыми глазами) просят вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.

4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлечен в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующей ситуации и т.д.

При другом варианте систематическая десенсибилизация осуществляется не в представлении, a «in vivo», путем реального погружения в фобическую ситуацию. Метод систематической десенсибилизации «in vivo » заключается в том, что стимулы, вызывающие тревожность, предъявляются клиенту в форме реальных физических объектов и ситуаций. Этот вариант представляет собой большие технические трудности, но, по мнению ряда авторов, он более эффективен, может применяться для клиентов с плохой способностью вызывать представления. В литературе приводится случай, когда человек, страдающий клаустрофобией, научился переносить возрастающее ограничение до такой степени, что чувствовал себя комфортно в застегнутом на молнию спальном мешке. Во всех случаях стрессовая ситуация ассоциируется у пациента с мышечным расслаблением, а не напряжением. Столкнувшись с тревожными обстоятельствами в реальной жизни, человек должен теперь реагировать на нее не страхом, а расслаблением. В зависимости от характера испытываемых клиентом трудностей в этом подходе могут чаще испытываться реальные, нежели воображаемые ситуации.

Десенсибилизация «in vivo» в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно повторены в действительности.

На втором этапе психолог сопровождает клиента, побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психолога, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусловливающими факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психолога с клиентом.

Вариантом этой методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется в работе с детьми. Также составляется список ситуаций, ранжированных по степени испытываемого страха. Однако на втором этапе кроме побуждения психологом клиента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование — выполнение другим клиентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному списку.

Противоположной по механизму воздействия методике десенсибилизации является методика сенсибилизации.

Она состоит из двух этапов.

На 1-м этапе устанавливаются взаимоотношения между клиентом и психологом и обсуждаются детали взаимодействия.

На 2-м этапе создается наиболее стрессогенная ситуация. Обычно такая ситуация создается в воображении, когда клиента просят представить, что он находится в состоянии паники, охватившей его в наиболее страшных для него обстоятельствах, а затем ему дают возможность пережить такую же ситуацию в реальной жизни.

В каком-то смысле этот прием аналогичен обучению ребенка плавать, когда его бросают в воду в самом глубоком месте. Благодаря прямому столкновению с пугающим объектом клиент обнаруживает, что на самом деле объект не является таким уж и страшным. Сенсибилизация задумана как метод, подразумевающий создание у человека очень высоких уровней тревожностей в интенсивной стрессогенной ситуации, в то время как десенсибилизация строится на избегании любых факторов, вызывающих большую, чем минимально допустимую, тревогу.

В широком понимании, термин «десенсибилизация» подразумевает снижение к чувствительности, привыкание к какому-либо постоянному раздражителю со стороны определенного объекта или организма.

Десенсибилизация в психиатрии – это целая отдельные методы лечения, целью которой является активная помощь индивидам, пережившим различные стрессовые ситуации, испытывающим расстройства. С точки зрения Ф. Шапиро, который впервые разработал и предложил метод десенсибилизации, любые переживания человека.

Испытавшего сильную эмоциональную нагрузку и стресс,могут быть определенным образом перекрыты, трансформированы и в буквальном смысле «спрятаны» в недоступных уголках памяти человека. Таким образом, главной задачей психотерапии, основывающейся на десенсибилизации, является поиск подобных «срытых переживаний» и стимуляция собственных механизмов совладения эмоциями, чувствами.

Если говорить более кратко и понятно, то предложенная Ф. Шапиро методика позволяет успешно бороться с возникающими эмоциональными напряжениями, навязчивыми страхами после пережитых событий, тревогами.

Методы десенсибилизации

Как уже говорилось выше, методы десенсибилизации применяется, преимущественно, с целью снижения уровня негативной напряженности индивида, подавления и избавления от переживаний, оставшихся после различных стрессовых ситуаций.

Прежде всего, стоит отметить, что когда человек испытывает во время определенного события эмоциональное напряжение, оно также отражается в его физическом состоянии. Дело в том, что переживание, протекающее на чувственном уровне, также отражается и физиологически – отмечается напряжение мышц вокруг глаз, диафрагмальных мышц, мышц кистей рук.

Если ситуация или объект, вызывающие чувство беспокойства и страха, присутствуют долго, то такое напряжение не просто сохраняется, но также и усиливается. Эти места мышечного напряжения в психиатрии нередко называют «вместилищем страха».

Также постоянное мышечное напряжение условно обозначается как зажим. Таким образом, одной из основополагающих задач десенсибилизации является процесс снятия возникающих «зажимов», которые могут сохраняться весьма долгое время и после пережитой ситуации, столкновения с пугающим объектом.

Парадокс в том, что сама по себе техника десенсибилизации опирается именно на повторное телесное переживание пугающего фактора, противостояние ему и стирание из ощущений негативной реакции. Подобных техник в наше время достаточно много, и между собой они отличаются, как правило, лишь формируемым телесным фоном и путями его достижения.

Конечно, наибольшее распространение получил классический метод десенсибилизации в психиатрии, предложенный еще ее первооткрывателем Ф. Шапиро. Эта техника основывается на расслабленном состоянии пациента, на фоне которого происходит воображение, визуализация пережитых и травмирующих событий. Смысл в том, что под присмотром и руководством психотерапевта индивид постепенно приближается к объекту страха.

В случае необходимости, например, при возникновении нового чрезмерного эмоционального напряжения, осуществляется так называемый «откат» — то есть больной ослабляет на некоторое время свою визуализацию, чтобы вновь успокоиться. Таким образом, происходит как бы постепенное приближение к объекту, вызывающему страх, а с постепенным формированием привыкания индивид учится принимать подобные стрессовые и травмирующие ситуации совершенно нейтрально, владея полностью своими личными переживаниями.

Также во время сеансов десенсибилизации активно практикуется дыхательная гимнастика. Концентрация на собственном дыхании, а также его контроль, постоянное, ровное и спокойное дыхание позволяют индивиду гораздо более эффективней сталкиваться лицом к лицу со своими переживаниями и при этом сохранять спокойствие, избегая развития новых «зажимов».

Десенсибилизация движением глаз

Одним из относительно новых и специфических методов данной терапии является десенсибилизация движением глаз. Эта техника основывается на определенной взаимосвязи моторики движения глаз и степени визуализации желаемых событий. Смысл в том, что когда осуществляется активное движение глазных яблок, это включает в организме специфическую обратную связь, и в результате включаются механизмы, схожие по своей сути с механизмом сновидения.

Почему же это действительно эффективно? Дело в том, что травмирующие ситуации, а также пережитые впоследствии негативные эмоции, больше всего усваиваются человеческим сознанием и подсознанием именно в фазе сна, когда происходит ее обработка и запоминание. А именно эта фаза сопровождается быстрым движением глазных яблок во сне, поэтому такая активная терапия приводит к своеобразному «обратному процессу».

То есть суть предлагаемого метода заключается в том, что сам пациент форсирует фазу сна с помощью движения глазными яблоками и погружения в расслабленной состояние, а с помощью специалиста, когда удается добиться качественной визуализации и активации скрытых в подсознании переживаний, избавиться от них. Таким образом можно получить гораздо более быструю и качественную доступность скрытых травмирующих факторов, а при их переработке в нейтральные переживания осуществляется достижение самоконтроля над эмоциями и чувствами индивида.

На самом деле, с помощью данной техники можно получить куда более качественные результаты, к тому же положительный эффект будет достигнут в более кратчайшие сроки, нежели при других техниках, предложенных Шапиро.

Причины столь высокой эффективности были изучены и даже научно обоснованы:

  • Когда происходит постановка цели отбора всех отрицательных, то есть травмирующих ситуаций, все воспоминаний и образы формируют группы отдельных «кластеров». Под «кластером» в данном случае подразумевается набор однотипных образов, событий, воспоминаний, ассоциаций. Таким образом, в ходе десенсибилизационой терапии, то есть обработки всех вышеперечисленных факторов, осуществляется переработка лишь одного, наиболее характерного для определенного кластера воспоминания.
  • Метод, основывающийся на обращении к процессам сновидения, обеспечивает самому больному, а также специалисту, доступ к наиболее «большим» травмирующим участкам памяти.
  • Поскольку происходят процессы равносильные сновидениям, точнее определенному их этапу, в сознании индивида одновременно активируются информационные и анализирующие центры. Благодаря этому переработка воспоминаний происходит мгновенно на нейрофизиологическом уровне.

Разумеется, одним из главных преимуществ такой техники является скорость без какой-либо потери качества терапии. Обычно сеанс длится в течении нескольких часов, но их не рекомендуется проводить слишком часто.

Также десенсибилизации посредством движения глаз хорошо зарекомендовала себя не только в терапии взрослых, но также и при лечении нарушений у детей. Ее активно применяют не только в отношении больных, переживших травмирующие ситуации, но даже в случае борьбы с волнениями, связанными с ближайшим будущим.


Метод предложен J. Wolpe (1952), является исторически одним из первых методов, положившим начало широкому распространению поведенческой психотерапии. Разрабатывая свой метод, автор исходил из следующих положений.
Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включающее интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым человеком в реальности. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание - не вызывающий страха стимул погасит прежний рефлекс. В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить пациента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация пациента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода. Однако эксперименты, основанные на двухфакторной модели избегания, показали, что механизм действия систематической десенсибилизации включает и столкновение с ситуацией, прежде вызвавшей страх, реальное тестирование ее, помимо противообусловливания.
Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации пациент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации от самых легких к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.
В самой процедуре систематической десенсибилизации можно выделить 3 этапа:

  1. овладение методикой мышечной релаксации;
  2. собственно десенсибилизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).
Тренировка мышечной релаксации по методике прогрессирующей мышечной релаксации Jacobson проводится в ускоренном темпе и занимает около 89 сеансов.
Составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. В связи с тем, что у больного могут быть различные фобии, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы пациент должен составить список от самых легких ситуаций до более тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психотерапевтом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха в такой ситуации, т. е. она не должна быть воображаемой.
Собственно десенсибилизация. Обсуждается методика обратной связи - информирование пациентом психотерапевта о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее - поднятием пальца левой руки. Представления ситуаций осуществляются согласно составленному списку. Пациент воображает ситуацию 5-7 с, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации; этот период длится до 20 с. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у пациента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. В течение одного занятия отрабатываются 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуации, возвращаются к предшествующей ситуации.
При простых фобиях проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях - до 12 и более.
В настоящее время показаниями для использования методики систематической десенсибилизации являются, как правило, монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности или невозможности найти реальный стимул, например страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь змей и др. В случае множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди применительно к каждой фобии.
Систематическая десенсибилизация менее эффективна, когда тревога подкрепляется вторичным выигрышем от болезни. Например, у женщины с агора- фобическим синдромом, со сложной домашней ситуацией, угрозой ухода из дома мужа страх подкрепляется не только уменьшением его, когда она остается дома, избегает ситуаций, в которых он появляется, но и тем, что она удерживает мужа дома с помощью своей симптоматики, получает возможность видеть его чаще, легче контролирует его поведение. В этом случае метод систематической десенсибилизации эффективен только при сочетании его с личностно-ориентированными видами психотерапии, направленными, в частности, на осознание больной мотивов своего поведения.
Десенсибилизация in vivo (в реальной жизни) включает только 2 этапа:
  1. составление иерархии ситуаций, вызывающих страх;
  2. собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях).
В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно повторены в действительности. На втором этапе врач или медицинская сестра сопровождает больного, побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психотерапевта, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусловливаю- щими факторами, факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому эта методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психотерапевта с больным.
Вариантом методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется при работе с детьми, реже - со взрослыми. Здесь также составляется список ранжированных по степени испытываемого страха ситуаций. Однако на втором этапе кроме побуждения психотерапевтом пациента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование (выполнение другим пациентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному списку).
Еще одним вариантом десенсибилизации для лечения детей является эмо- тивное воображение. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легко отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психотерапевт при этом направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывавшими ранее страх. Методика эмотивного воображения включает 4 стадии:
  1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.
  2. Выявление любимого героя (или героев), с которыми ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.
  3. Начало ролевой игры. Ребенка просят с закрытыми глазами вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.
  4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлекается в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующим ситуациям и т. д.
Методика, подобная эмотивному воображению, может быть использована и in vivo.