Терапия нарушения привязанности у взрослых. Основные модели развития типов привязанности. Основные принципы "терапевтического воспитания"

Потребность любить и быть любимым заложена в каждом человеке. Но ни одно живое существо на свете не нуждается так в любви – как ребенок!

Что такое реактивное расстройство привязанности у детей?

РРП или реактивное расстройство привязанности – это отсутствие у ребенка эмоциональной привязанности к своим родителям. Как правило, данное патологическое состояние проявляется у детей вследствие недостаточного внимания со стороны родителей, их пренебрежительного или жестокого отношения к ребенку. Часто данная патология встречается у детей-сирот. РРП приводит к негативным поведенческим проявлениям, к психологическим и социальным расстройствам. РРП – это целый комплекс психических отклонений.

Классификация РРП

В медицине существует 2 типа классификации данного расстройства. В первом случае РРП классифицируется в соответствии с особенностями клинической картины, на основе которых выделяются два вида расстройств.

  1. Расторможенное или дезингибированное расстройство . Данное расстройство выражается в отсутствии избирательности при установлении контактов. Маленькие детишки одинаково идут на контакт, как с родителями, так и с совершенно незнакомыми людьми. Посторонние люди не вызывают у них настороженности. В сознательном возрасте такие дети неразборчивы при выборе друзей. Врачи считают, что главной причиной данного расстройства является частая смена близкого окружения ребенка. То есть смена родителей, опекунов или воспитателей.
  2. Ингибированное расстройство – заторможенное, подавленное состояние. Симптомы при этом виде расстройства слабовыраженные. Одним из признаков данного расстройства считается устойчивая амбивалентность. То есть дети могут к одному и тому же человеку испытывать одновременно и ненависть, и любовь. Их поведение отличается агрессивной реакцией на любое страдание (свое или чужое). Большинство ученых считают, что данный тип расстройства является результатом жестокого обращения родителей с маленькими детьми. Однако это утверждение по сей день считается спорным.

Более подробной и точной считается вторая классификация, по которой данное расстройство подразделяется на четыре типа. Данная классификация учитывает не только клинические проявления, но и этиологический фактор, а также поведенческую направленность.

  1. Негативная привязанность. Ребенок специально провоцирует негативное отношение к себе, вызывая у взрослых раздражение. Как правило, такое поведение вынуждает родителей наказывать ребенка. Основными причинами данного нарушения становятся излишняя опека или, наоборот, равнодушие и пренебрежение со стороны родителей.
  2. Амбивалентная привязанность . К данному нарушению приводит непоследовательность в поступках взрослых, истерические реакции на поведенческие проявления ребенка. Детям с таким нарушением свойственна категоричность, ярко выраженная двойственность. Агрессивность может в считанные секунды перейти в доброту, ласка – в агрессию.
  3. Избегающая привязанность. Дети с этим типом нарушения отличаются замкнутостью. Они недоверчивы и угрюмы. Как правило, причиной данного расстройства становится разрыв отношений с одним из родителей, опекуном. Развод, возвращение опекуном ребенка в детдом, смена опекунов.
  4. Дезорганизованная привязанность. Дети с дезорганизованной привязанностью не идут на контакт, часто проявляют жестокость и агрессию. Как правило, причиной данного типа расстройства становится насилие или жестокое обращение с ребенком.

Почему возникает РРП у детей - основные причины

Чувство эмоциональной близости принято называть привязанностью. Привязанность ребенка к родителям основывается на любви и симпатии. Основными причинами отсутствия привязанностями и патологических поведенческих реакций считаются:

  • Отсутствие или неполноценный контакт с матерью. РРП часто развивается у детей, матери которых страдают психическими расстройствами, длительной послеродовой депрессией, злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики, считают рождение ребенка досадным недоразумением. Такие матери, как правило, применяют к детям насилие, отказываются от близкого общения с ними, унижают и игнорируют собственных детей.
  • Длительное отсутствие родителей. Развитие РРП может быть спровоцировано ранней разлукой с родителями. Например, ребенка отрывают от матери по объективной необходимости. Например, малыша помещают на длительное время в стационар или от ребенка отказываются опекуны и он вынужден менять место проживания и т.д. Чаще всего РРП страдают дети-детдомовцы и дети, по тем или иным причинам, изъятые из семьи.
  • Наличие в семье большого количества детей. В данном случае у многодетной матери попросту не хватает времени и на долю одного из детей приходится недостаточно заботы и внимания. Он начинает чувствовать себя изгоем, брошенным и не любимым.

Как определить реактивное расстройство привязанности у ребенка?

Симптомы у детей до 5 лет

Как правило, первые симптомы данного расстройства наблюдаются уже в младенческом возрасте и до пяти лет. Ребенок становится вялым, избегает любого общения, замыкается, уходит «в себя», «самоизолируется». Малыш не просится на ручки, его не интересуют игрушки, он избегает смотреть в глаза взрослым, редко улыбается, ударившись, не ищет утешения. Он апатичен.

Признаки РРП у детей после 5 лет

После пяти лет (по мере взросления ребенка) симптомы прогрессируют и проявляются двумя типами поведения – заторможенным и расторможенным.

Заторможенный тип поведения характеризуется следующими симптомами:

  1. Ребенок всячески избегает близкого общения.
  2. Он замкнут, отказывается от любой помощи.
  3. Никак не реагирует на замечания.
  4. Постоянно грустит и предпочитает проводить время в одиночестве.

Расторможенный тип поведения – симптомы:

  1. Ребенок становится агрессивным, капризным.
  2. Он постоянно пристает к взрослым (даже к посторонним людям).
  3. Совершает непредсказуемые поступки. Например, может среди ночи приходить в спальню к родителям и ложиться к ним в кровать. На самое незначительное замечание может неадекватно и агрессивно реагировать.
  4. Ребенок любыми способами пытается привлечь к себе внимание.

В переходном возрасте такие дети относятся к группе риска. Они зачастую злоупотребляют алкоголем, и «подсаживаются» на наркотики.

В некоторых случаях РРП может проявляться одновременно двумя типами поведения. То есть у ребенка попеременно наблюдаются то расторможенный тип поведения, то заторможенный.

Дети, страдающие РРП, часто ведут себя неадекватно или слишком импульсивно, они нередко попадаются на воровстве, проявляют неоправданную агрессивность к животным. Им незнакомо чувство раскаяния и сожаления.

Последствия РРП

РРП довольно сложно диагностировать, так как некоторые симптомы проявляются и при других заболеваниях. Например, при , при , при стрессах, при тревожном расстройстве и т.д. Для постановки верного диагноза необходимо комплексное обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка в разных ситуациях. Именно поэтому, своевременное обращение к специалистам в данном случае имеет огромное значение. Чем раньше будет начато комплексное лечение, тем более благоприятным будет прогноз.

Последствия запущенной формы РРП могут носить очень серьезный характер. Наиболее частым осложнением становится задержка психического и интеллектуального развития. У детей с РРП наблюдается социальная дезадаптация, задержка в развитии, отставание в мышлении. Дети с РРП позже начинают ползать, ходить, говорить. У них отсутствует стремление к речевому контакту, они не могут ни на чем сконцентрировать свое внимание. Если диагноз вовремя не был поставлен и ребенок не получил своевременного лечения, то в подростковом возрасте у него может развиться психопатия, невроз. Таким детям свойственны девиантные формы поведения.

Лечение РРП

Лечение данного расстройства включает в себя целый комплекс психотерапевтических мероприятий. А именно: детскую психотерапию, семейную психотерапию, индивидуальные консультации у психолога и психотерапевта.

  • Основная цель психотерапевтических сеансов с детьми заключается в снижение их эмоциональной напряженности. Психотерапевты в форме игры пытаются расслабить ребенка, избавить его от страхов и недоверия.
  • Целью семейных сеансов является восстановление эмоционального контакта между родителями и ребенком. Психотерапевтические упражнения позволяют устранить отчужденность, возродить телесный и вербальный контакт в семье.
  • Во время консультации опытные специалисты учат родителей правильно выстраивать внутрисемейные отношения, дают полезные рекомендации, разбирают конфликтные ситуации.

С целью коррекции имеющихся уже отклонений в некоторых случаях назначается медикаментозная терапия.

Младенцы и детишки раннего возраста легче поддаются коррекции, для этого всего лишь необходимо восстановить любящие отношения в семье. Любовь, забота, внимание, участие – главные «лекарства» в этом возрасте. Лечение реактивного расстройства привязанности у детей дошкольного и школьного возраста требует вмешательства специалистов. Только совместные усилия психотерапевта и родителей смогут избавить ребенка от этого недуга.

К каким врачам следует обращаться при первых симптомах РРП?

Лечением данного расстройства занимаются: психиатры, психологи и психотерапевты.

Профилактика РРП

Ребенку необходима стабильная и любящая семья. Зрелое поведение матери и психологический комфорт в доме являются основами психического здоровья любого ребенка.

Большинство межличностных отношений строится на основе доверия. Когда у младенца или маленького ребенка возникает физическая потребность (при голоде или каком-то дискомфорте) или эмоциональная потребность (в нежной заботе, улыбке, объятиях, поцелуях), которая не выполняется, то ребенок начинает терять доверие к тем, кто за ним ухаживает. Без доверия он не в состоянии построить здоровые, позитивные и двухсторонние взаимоотношения с теми, кто за ним следит и это создает условия для формирования реактивного расстройства привязанности (РРП). Последствия этого могут быть многочисленными. Начните читать с шага 1 ниже, если вы знаете ребенка, который, возможно, страдает от этого расстройства.

Шаги

Часть 1

Диагностирование РРП у младенцев
  1. Посмотрите, как ребенок развивается. Если говорить откровенно, дети с РРП не будут - физиологически, эмоционально или умственно развиваться нормально. Когда они не развиваются должным образом, это выражается по-разному:

    • Физически. Они не набирают достаточно веса из-за плохого питания.
    • Эмоционально. Даже когда они расстроены, они не могут успокоиться, так как считают, что нет человека, у которого они могли бы получить помощь, поддержку и тепло.
    • Умственно. Исходя из предыдущего опыта, им удается сформировать довольно четкие представления о том, как их мать/основной опекун будут реагировать на них и их потребности.
  2. Посмотрите, как они участвуют в игре. Стоит повторить, что дети с РРП не участвуют в активных играх и других видах деятельности. Как правило, они выглядят как "хорошие дети", за которыми не трудно следить и которые не нуждаются в серьезном контроле и мониторинге. Они вообще не много что делают.

    • Как правило, такие дети проявляют заторможенность и вялость в физических движениях, а также мало играют с игрушками или не хотят исследовать мир вокруг них. Младенцы по своей природе любознательны, но дети с этим расстройством не такие.
  3. Обратите внимание, если ребенок не чувствует близости с матерью/основным опекуном. Дети с этим расстройством не делают различий между их основным опекуном и незнакомыми людьми. Они не проявляют привязанность к своей матери и на самом деле чаще ищут понимания и близости от незнакомых взрослых людей. Это отличается от того, как ведут себя здоровые дети, которые стремятся найти успокоение и поддержку у тех, кому они доверяют и любят.

    • Вы можете понять, к каким проблемам это приведет в дальнейшей жизни. Если ребенок или подросток ищет поддержки у незнакомых людей, готовьтесь к проблемам. Это проявление РРП приводит к импульсивному, радикальному поведению в дальнейшей жизни.
  4. Посмотрите на отношения между матерью/основным опекуном и ребенком. Правильные отношения между ребенком и тем, кто заботится о ребенке держатся на чувстве привязанности и общности. Это помогает малышу развить такие качества как сопереживание, социальные навыки и навыки, помогающие владеть своими эмоциями. Если отношения не такие, эти навыки не будут воспитаны в ребенке. Как воспитатель обращается с ребенком? Когда ребенок плачет, приходит ли он к нему? Положительный ли настрой царит в отношениях?

    • Вот, что сказал Фрейд об отношениях между ребенком и его матерью: "Отношения между матерью и ребенком являются прототипом для всех будущих отношений». В случаях с этим расстройством, он не ошибся. Эти отношения, скорее всего, определят все остальные взаимоотношения ребенка с другими людьми на протяжении всей его жизни.

    Часть 2

    Диагностирование РРП у детей и подростков
    1. Знайте, как проявляет себя "заторможенный" РРП. Дети с этим видом РРП не в состоянии инициировать, а также адекватно реагировать на социальные взаимодействия и склонны избегать социальных контактов.

      • Когда потребности ребенка не удовлетворяются, он чувствует, что лишен любви и привязанности и это заставляет его воспринимать себя как нелюбимого и недостойного того, чтобы получать надлежащий уход, внимание и любовь, когда ему это нужно. Это приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать себя неуверенно и небезопасно, а когда вы не чувствуете себя в безопасности, вы не уверены в общении с другими. Это проецируется на самооценку, которая влияет на все сферы жизни человека.
    2. Знайте, как проявляет себя "раскованный" РРП. Тем не менее, некоторые дети с РРП чрезмерно и явно проявляют свою готовность к социализации и общению. Они пытаются искать комфорт, поддержку и любовь от практически всех взрослых независимо от того, знают они их или нет. Такое поведение в основном считается неразборчивым и может привести на неправильную дорогу в жизни.

      • Это тот тип ребенка, который научился не полагаться на тех, кому он по идее должен доверять, а вместо этого искать помощи и поддержки у незнакомых людей. Часто различия между заторможенным и раскованным РРП не станет ясно, пока ребенок не вырастет.
    3. Ищите признаки поведения, которые указывают на отсутствие самоконтроля и агрессию. Похожее поведение может быть ошибочно принято за СДВГ (синдром дефицита внимания). Тем не менее, при РРП будут наблюдаться следующие симптомы:

      • Неконтролируемая ложь и воровство
      • Неизбирательное стремление к вовлечению в общение с незнакомыми людьми и неуместное и рискованное сексуальное поведение
        • Важно отметить, что это не поведенческие проблемы, как может вначале показаться, а результат неправильного развития мозга вследствие пренебрежения и жестокого обращения в первые месяцы и годы жизни.
    4. Посмотрите на то, как ребенок учится в школе. Когда у малыша на первом этапе развития не происходит установление связи с человеком, заботящимся о нем, мозг - вместо того чтобы сосредоточиться на интеллектуальных аспектах роста - начинает концентрироваться на развитии навыков и стратегии выживания. Это объясняет, почему такие дети плохо учатся в школе. Мозг не в состоянии развиваться надлежащим образом во всех аспектах. И как следствие этого возникают проблемы с обучением.

      • Это медленное развитие мозга объясняет, почему ребенок с РРП проявляет такое поведение, как агрессия, манипуляции, неконтролируемую ложь, контроль и уход в себя. Это объясняет, почему такие дети агрессивны и плохо управляют своим гневом. Они прибегают к деструктивному поведению и даже не проявляют никаких угрызений совести за свое поведение, потому что они просто не знают, как нужно вести себя иначе.
    5. Посмотрите, как ребенок формирует дружеские отношения. По мере роста, у ребенка развивается острое чувство отрешенности и заброшенности и он также теряет все навыки доверия к самому себе и другим. Это приводит к его неспособности заводить друзей и строить длительные отношения. Чувство неполноценности, ощущение своей нежеланности и ощущение того, что он недостоин любви и заботы, которые начались с того момента, когда его физические и эмоциональные потребности были проигнорированы, продолжают расти и отражаются на его самооценке. Это огромный, порочный круг, который он не может остановить.

      • Так как его самооценка очень низкая, он не понимает, почему кто-то будет дружить с ним и ведет себя так, как будто он и не нужен никому. Такое поведение отдаляет от него людей и мешает завести дружеские отношения. Чтобы заполнить пустоту, одиночество, снять депрессию и успокоить свои нервы, такие люди часто обращаются к алкоголю и наркотикам.
    6. Обратите внимание, насколько ребенок агрессивен. Эти дети склонны к контролирующему, манипулятивному и агрессивному поведению. Их мозг постоянно занят разработкой тактики и стратегии выживания, поэтому они теряют способность учиться, как разрешать конфликты без борьбы и использовать положительные взаимодействия для того, чтобы получить желаемое.

      • Этот ребенок не доверяет другим и их намерениям и считает, что поскольку договориться не получится, лучший способ получить то, что он хочет от других- быть агрессивным, манипулятивным и прибегать к шантажу. Они не знакомы с поведением, основанном на положительном подкреплении.
    7. Посмотрите на то, как ребенок контролирует свои импульсы. У ребенка будут наблюдаться симптомы синдрома дефицита внимания (СДВГ), что указывает на низкий контроль импульсов. Он, не колеблясь, делает вещи, которые обычно другие дети не делают (или, по крайней мере, серьезно подумают, прежде чем это сделать) и даже не думает о том, какие последствия такое поведение может иметь для него и для других.

      • Обратите внимание на недопустимое и рискованное сексуальное поведение. Дети с РРП иногда ведут себя распущенно. Их привлекают сексуальные отношения с незнакомыми людьми, часто с несколькими людьми одновременно.
    8. Обратите внимание на неспособность ребенка устанавливать зрительный контакт. Нормальный ребенок устанавливает зрительный контакт с первых дней жизни. Он учится этому у своей матери/опекуна, которые смотрят ему в глаза, выражая свою привязанность и любовь. Так как никто не вел себя с ним так, как нужно, он не понимает значимость поддержания зрительного контакта, который доставляет ему дискомфорт и приводит к перевозбуждению.

      • Все это переплетается с отсутствием социальных навыков и стремлением не развивать близкие отношения. Все, начиная от их мыслей и слов до маленьких непроизвольных привычек, будет указывать на то, что в их мире люди просто не заслуживают доверия.

    Часть 3

    Что из себя представляет это расстройство и что делать
    1. Поймите определение РРП. Реактивное расстройство привязанности наблюдается у младенцев и маленьких детей. Оно характеризуется текущими и постоянными нарушениями в социальных отношениях ребенка, которые связаны с эмоциональными расстройствами и изменениями в условиях окружающей среды. Дети с этим расстройством не показывают типичные для детского возраста ответы стимулы. Например:

      • Они часто отвечают на утешение страхом и гипербдительностью.
      • Дети часто могут проявлять интерес к взаимодействиям со сверстниками, но негативные эмоциональные реакции мешают любыми формами социальной активности.
      • Эмоциональное расстройство может проявляться отсутствием эмоциональной реакции, реакцией самоустранения или агрессии в ответ на негативное событие, участником или свидетелем которого стал ребенок.
      • Крайняя форма нежелания принимать или инициировать близкие отношения или привязанности, особенно при проблемных ситуациях, или чрезмерные и неизбирательные попытки получить любовь и утешение от любого взрослого, включая незнакомцев.
    2. Исключите глубокие нарушения развития. Так как реактивное расстройство привязанности является ответом на несоответствующую среду, в которой происходит развитие ребенка, такие дети на самом деле обладают нормальной способностью демонстрировать правильную социальную реакцию, в то время как дети с глубокими расстройствами развития этого не могут.

      • В то время как ненормальные модели социального реагирования являются ключевой особенностью реактивного расстройства привязанности, эти симптомы проходят, если в течение долгого времени ребенок находится в среде, где воспитатель последовательно правильно реагирует на ребенка. Такие улучшения не происходят при нарушениях развития.
      • Дети с реактивным расстройством привязанности могут проявлять языковые нарушения, однако это не означает, что они проявляют характеристики аномальных коммуникативных взаимодействий, как при аутизме.
      • Реакция детей с реактивным расстройством привязанности на изменения окружающей среды и симптомы не являются следствием постоянных и тяжелых когнитивных дефектов. При реактивном расстройстве привязанности нет стойких повторяющихся и стереотипных моделей поведения /деятельности /интересов (которые можно наблюдать при аутизме).
    3. Узнайте, как человек, заботящийся о вашем ребенке (воспитатель, няня, бабушка и т. д.) отзывались на его нужды. Хорошее понимание того, как воспитатель проявлял ответную реакцию, когда ребенок рос и развивался не требуется для диагностики реактивного расстройства привязанности, но рекомендуется, так как поможет врачам сделать обоснованные выводы.

      • Реактивное расстройство привязанности почти всегда возникает в ответ на экстремально недостаточное проявление заботы о детях. Оно может возникнуть из-за любой из перечисленных ниже причин или их комбинации, если они являлись постоянными спутниками процесса воспитания ребенка: #**Резкое разлучение ребенка с тем, кто о нем заботился, как правило, от шести месяцев до трех лет
        • Частая смена воспитателей
        • Отсутствие реакции воспитателя на коммуникационные усилия ребенка
        • Тяжелые формы пренебрежительного и жестокого обращения
        • Чрезвычайно неумелое воспитание
        • Постоянное игнорирование основных физических потребностей ребенка.
    4. Знайте что может привести к РРП. Это правда, что дети, как правило, устойчивы к любым изменениям условий и окружающей среды. У них довольно гибкий подход и они сделают все возможное, чтобы привыкнуть к изменившимся условиям и ситуациям. Однако следующие ситуации могут привести к РРП:

      • Если ребенок в течение значительного периода проживал в детском доме или приемной семье
      • Если ребенок вырос в доме, в которой придерживались невероятно строгих и жестких принципов и правил
      • Если он вырос вдали от родителей и других близких в общежитиях и интернатах
      • Если родители были слишком заняты, чтобы заботиться о своем ребенке, и он оставался на попечении воспитателей
      • Если ребенок жил/вырос/провел значительное время под присмотром воспитателя, который выступал в качестве основного опекуна и с кем ребенок очень сроднился, но с которым потом в силу различных причин ребенок был разлучен
      • Если ребенок являлся свидетелем многих ссор, драк и споров, происходящих между родителями
      • Если у родителей были проблемы с управлением гневом, если они страдали от стресса, депрессии, злоупотребляли алкоголем и наркотиками или страдали любым другим расстройством личности
      • Если в семье было физическое, сексуальное и эмоциональное насилие
        • Опять же, все это гипотетические ситуации. Нельзя с уверенностью сказать, что у ребенка в этих условиях разовьется РРП.
    5. Знайте, что делать, если вы думаете, что у ребенка есть РРП. Имейте в виду, что знание истории воспитания ребенка важно для постановки ребенку правильного диагноза и только потому, что ребенок испытал любую комбинацию из перечисленных выше жизненных ситуаций не означает, что у него будет реактивное расстройство привязанности. Если у вашего ребенка есть любой из вышеперечисленных симптомов, это также не означает, что он страдает этим расстройством.

      • Изо всех сил старайтесь не спешить с выводами. Если вы волнуетесь, лучше отведите ребенка к врачу, детскому и подростковому психологу или педиатру, который может лучше проинформировать вас об этом заболевании и вынести экспертное мнение, основанное на клинических данных. Ребенок может начать лечение и скоро будет на пути к здоровому, адаптивному поведению.
    • РРП обычно развивается у детей в возрасте до 5 лет и может продолжаться до подросткового и взрослого возраста.
    • Для справки, симптомы и поведение РРП похожи на другие расстройства, характерные для детей, такие как аутизм, СДВГ, тревожные расстройства, социальные фобии и посттравматические стрессовые расстройства. Будьте полностью уверены, прежде чем ставить какие-либо диагнозы.
Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] Бриш Карл Хайнц

Нарушения привязанности у взрослых

На примере специально подобранных картин болезни у взрослых я наглядно показываю, что тематика привязанности продолжает оставаться актуальной также и отношении их симптоматики. Обнаруживаются паттерны нарушений привязанности, аналогичные тем, которые до сих пор были описаны для детского и юношеского возраста.

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Дети о взрослых из записей Д.С.В сравнении с тем, как обычно многословны родители в рассказах о детях и о себе, дети -великие молчальники. И не потому, что им нечего рассказать. Потому что некому.- Ты маму любишь?- Угу. (Раз в день люблю, пять раз не люблю.)Перед ликом врача

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Для взрослых детей …укрощение манипулямы(манипуляторши-мамы)……как стать папой своей мамы,дедушкой своей бабушки…Знаешь, что думал мальчик, которого ты вчера спрашивал, почему он грустный?Он подумал: «Да отстань ты от меня…»Януш

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Привязанности Иногда в процессе движения группы, у ее членов проявляются сильные привязанности в отношении власти, удовольствия, безопасности, самолюбия, денег или чего-либо другого. Мудрый руководитель указывает на это группе, стараясь не предпринимать каких-либо

Из книги Мораль и разум [Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла] автора Хаузер Марк

Из книги Опыты исследования личной истории автора Калмыкова Екатерина Семеновна

Игры для взрослых «Остаться в живых» - родоначальник реалити-шоу на телевидении. Оно было создано и как развлекательная программа, и, возможно, чтобы попытаться узнать что-либо об образе жизни наших предков, которые жили в саванне как охотники и собиратели, каждый день

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Методы исследования привязанности у взрослых Теория привязанности Дж. Боулби послужила источником многочисленных исследований, направленных на выяснение природы отношений привязанности, их формирования в детском возрасте, развития и функционирования на протяжении

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Часть 2 Нарушения привязанности Привязанность и психопатология Боулби (Bowlby, 1976) в свое время занимался выяснением вопроса, могут ли существовать взаимосвязи между ненадежной привязанностью и какой-то определенной психопатологией. Для агорафобии он смог найти

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Нарушения привязанности в младшем детском возрасте До сих пор я описывал нарушения привязанности самих матерей и их влияние на развитие привязанности матери к ребенку. Далее мы переключим фокус нашего внимания на развитие патологических паттернов привязанности у

Из книги Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Нарушения привязанности в школьном возрасте

Из книги Как контролировать себя и других автора Лонг Питер

Нарушения привязанности в подростковом возрасте В подростковом возрасте особое значение придается таким аспектам, как привязанность, расставание и сепарация. Видимо, специфическая для возраста сепарация и расставание с родителями на этой стадии проходит тем легче, чем

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Вопросы к «Интервью о привязанности для взрослых» 1. Для начала расскажите кратко о своей семье. Просто скажите, где вы родились, где жили, часто ли переезжали и чем ваши родители занимались в профессиональном плане. Проводили ли вы в детстве много времени со своими

Из книги автора

Интервью для оценки привязанности у взрослых Существует специальное интервью для оценки того, как мы, взрослые, сумели осмыслить свою жизнь. Оно состоит приблизительно из следующих вопросов: каким было ваше детство? Как характеризовались отношения с каждым родителем

Из книги автора

Серьезные нарушения привязанности Некоторые дети имеют дезорганизованную привязанность. Их поведение характеризуется противодействиями, смятением; они могут внезапно застыть или начать странно себя вести. В этом случае родители в очень незначительной степени

Из книги автора

Из книги автора

1.2. А как у взрослых? Но зародить эмоции можно не только в новом маленьком неопытном человечке. Вполне зрелые люди могут стать объектом зарождения эмоции, воспитывая ее в себе самостоятельно или поневоле. Так, многие из нас на определенном этапе своего жизненного пути

– это чувство близости, которое в норме формируется у младенца по отношению сначала к матери, а затем к другим значимым взрослым, в первую очередь как привычка, как результат длящегося контакта, повторения значимых переживаний. Именно близость с матерью помогает ребенку строить отношения с другими людьми в дальнейшей жизни. Но как формируется чувство привязанности у детей, оказавшихся в приёмных семьях? Давайте разбираться вместе.

В ребёнок пока ещё не осознаёт себя отдельной личностью, а воспринимает себя частью матери. Только с прохождением кризиса 1-го года малыш начинает чувствовать себя отдельным человеком. Безусловно, в ситуации, когда малыш с самого рождения не имел контакта с родной матерью, у него возникают определённые проблемы с формированием чувства привязанности.

Бывают ситуации, когда ребёнок родился и жил в родной семье, но потом по каким-то причинам её лишился. Если эта семья была неблагополучной – родители жестоко обращались с малышом, были алкоголиками, не ухаживали за ребёнком, то чувство привязанности могло и не сформироваться вовсе. Такие дети отличаются агрессивностью по отношению к тем, кто слабее их, а в общении со взрослыми людьми обычно заискивают.

Если же ребёнок жил в благополучной семье, то , но с потерей родителей оно претерпело некоторые изменения. Последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую (устройство ребенка в семью). Если ребенка помещают в приют или детский дом с «обезличенным» типом воспитания, то это только усиливает отрицательные последствия. На нарушение привязанности также может повлиять частая смена взрослых, ухаживающих за ребенком (воспитателей или нянь в доме ребенка, либо переводы из группы в группу внутри одного учреждения, либо перевод из одного учреждения в другое). Есть еще вариант развития событий: боясь испытать боль потери снова, ребёнок общается со взрослыми осторожно и не допускает близости.

В зависимости от возраста ребёнка, в котором он попадает в приёмную семью, специфики нахождения его в предыдущих местах пребывания (родная семья, детский дом, интернат), личностных особенностей и многих других факторов, формирование может протекать по-разному.

Особенностью всех приёмных детей является настороженность по отношению к новым родителям: дети не доверяют взрослым, боясь нового предательства. Часто родители жалуются на вызывающее и провоцирующее поведение ребёнка, говорят о том, что малыш не ценит их усилий, не относится к ним с благодарностью, а только шкодит и хулиганит. Такое поведение ребёнка объясняется тем, что он проверяет новых родителей на прочность – смогут ли они выдержать, а любят ли они его любого, не предадут ли?

Приемный ребенок, попав в семью, в лучшем случае будет проявлять беспокойство при отсутствии новых родителей или их попытках отлучиться из дома. Но это не значит, что привязанность нельзя сформировать. Для этого приемным родителям важно хорошо понимать истоки нарушения привязанности, а также владеть методами «терапевтического воспитания». Подобные методы есть у педагога-психолога КГАОУ ЦПМСС г. Чайковского (Пермский край) Шамардановой Е.А.

Основные принципы "терапевтического воспитания":

    Главное правило «терапевтического воспитания» для родителей - сначала позаботьтесь о себе!

    Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.

    Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.

    Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.

    Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте "естественные последствия". Но когда такие последствия "наступают", проявите сочувствие к вашему ребенку.

    Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.

    Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.

    Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.

    Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.

    Будьте последовательны.

    Избегайте споров с ребенком о том, «кто главнее».

    Не теряйте чувства юмора.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

Екатерина Сафонова

Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности (англ. reactive attachment disorder - RAD ) , перечисленных ниже:

    Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.

    В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.

    Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).

    Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.

    Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию (см. п. 21).

    Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.

    Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.

    Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.

    Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.

    Склонен к членовредительству ("ауто-агрессия"), к "несчастным случаям".

    Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.

    Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других (см. п. 14).

    Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.

    Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.

    Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи (см. п. 11).

    Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.

    Страдает недержанием мочи (энурез ) и\или недержанием кала (энкопрез ).

    Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.

    Плохо учится.

    Постоянно задает бессмысленные вопросы и "трещит языком".

    Болезненно преувеличивает собственную значимость.

    Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности (см. п. 4).

Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:

    Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.

    Ребенок требователен или "прилипчив", но только когда ему этого хочется ("на своих условиях").

    Ребенок страдает нарушениями сна.

    Ребенок гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.

    У ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития.

    Ребенок часто становится объектом травли со стороны сверстников.

Важно отметить, что у приемных родителей таких детей тоже проявляются некоторые типичные "симптомы" . Например, они часто деморализованы и чувствуют беспомощность. Могут быть либо эмоционально истощены, либо, напротив, постоянно раздражены. После безуспешных попыток исправить поведение такого ребенка "просто любовью" приемные родители начинают сомневаться в своей педагогической состоятельности, что приводт к срывам на ребенка. Но после каждого срыва родителей захлестывает чувство вины, и круг повторяется. Ситуация усугубляется тем, что у окружающих, не видящих всего комплекса отношений внутри семьи, порой возникает ощущение, что родители почти враждебны по отношению к приемным детям, и семья оказывается в еще большей изоляции.

* по материалам сайтов:
http://www.attachmentdisorder.net
http://www.attachmenttherapy.com

По мнению автора сайта, ниже описан типичный случай нарушения привязанности у приемного ребенка младшего школьного возраста (отсюда), симптомы нарушения привязанности отмечены отдельно:

"Андрей появился в моей семье в январе... года. Ему было 10, 5 лет, диагноз ДЦП. Так получилось, что я не смогла его принять, он вызывал у меня физическое отторжение с первых дней. Но у меня такой характер, что если сказала - забираю, значит забираю.. Поэтому, когда увидела первый раз, почувствовала неприязнь, подумала - ничего, привыкну и забрала. Но первые несколько месяцев все было не так критично.

Он постоянно писался , причем не в кровать, у него нет недержания. Он просто забывал сходить вовремя в туалет , а когда уже было невтерпеж, по пути в туалет он писал в штаны, на пол... Первое время я к этому относилась как к данности, думала это следствие болезни, но месяцев через 7-8 я узнала, что он просто не считает нужным пойти в туалет, как только почувствует желание писать . Ну и покакать в штаны или в ванную, когда мылся , он тоже мог. Добавим к этому вранье , лень, стукачество на других детей, его постоянное - не я .

На фоне всего мое отторжение превратилось в ненависть, он вызывал у меня отвращение, я начала срываться, пороть его. Он в ответ еще тупел... Это был просто замкнутый круг. Конечно я понимала, что наказания это не выход и запретила себе прикасаться к Андрею в гневе. Но от этого было только тяжелее, наверное. Дикое отвращение накрывало от одного взгляда на него. Я не говорю об прикосновениях... Пробовала писать другим приемным мамочкам, советовалась, но облегчение было кратковременым... Нередко накрывало желание вернуть его, хотя я понимала, что никогда этого не сделаю.

Этой осенью я попала к психологу, он не специализировался на приемых детях. [...] У меня что-то отлегло. Нет, не полюбила, но как-то приняла его таким, как он есть, перестала требовать хороших оценок. Решила - я не волшебница и не могу творить чудес, он такой, какой есть, не сможет ходить, учиться, работать - устрою в 20 лет в пансионат и буду его навещать, дети его тоже не оставят...

[...] Сс тех пор он не писается, учится на 4 и 5, перестал врать. Начал намного лучше ходить. И вот когда у меня стало меньше поводов его ругать и наказывать, а Андрей стал радовать меня хорошими оценками, у меня отпустило отвращение. В начале января был один инцидент, я вышла из машины в магазин, Андрюха описался прямо в машине на сидение. Я поначалу поднялась, как и раньше, наорала, было дикое желание выпороть. Но как-то быстро взяла себя в руки, не стала нагнетать ситуацию, и все быстро пришло в норму.

Сейчас я не могу похвастаться любовью к нему, но и отвращения, раздражения нет. А он это чувствует и начал раскрываться, у него с лица ушло напряжение, он стал ходить по дому и петь. Бывают моменты, что я без напряга могу обнять его, поцеловать. А ведь совсем не давно мне стоило больших усилий просто прикоснуться к нему. Буду рада, если кому то будет полезна эта моя история не любви".