Выходные в орвието. Экскурсия из Рима в Орвието и Баньореджо – сказочные города Умбрии Какие компании путешествуют из Рим в Орвието на поезде

Политическое значение Орвието в разные периоды истории было поистине велико. Это был «primus inter pares» («первый среди равных») город этрусков. Орвието отражал любые нападения, так как был прекрасно укреплен. Этруски выкопали глубокие колодцы, подземные помещения, переходы и отверстия, через которые можно было выбираться на равнину. Позднее жители города также столкнулись с угрозой осады и продолжали подземную работу, добавив к лабиринтам подземные мельницы и конюшни. В 1527 году, после разграбления Рима, здесь укрылся папа римский Климент VII и приказал соорудить для себя поразительный «колодец» с двойным пандусом, чтобы туда было легче спускаться.

Черно-белый собор, построенный в XII веке, доминирует над лабиринтом узких улочек. Это главная достопримечательность Орвието. В соборе находятся чудесные фрески Луки Синьорелли и Фра Анджелико. Прекрасны множество нарядных церквей и дворцов вокруг собора. Орвьето славится хорошими ресторанами и добрым вином, к тому же насладиться хорошей трапезой можно в средневековом окружении. Недаром еще 1500 лет назад Орвиетонередко называли Ойнареа - «местом, где вино течет рекой».

Достопримечательности Орвието

Порта-Маджоре

Во времена этрусков в город попадали через главные ворота - Порта-Маджоре, вырубленные в скале. Сегодня отсюда можно совершить экскурсию по городским укреплениям к маленькой церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, строительство которой было начато в 1704 г. Особенно живописен Орвието в западной части - вокруг Виа-Кава с прилегающими узкими улочками и типичными домами из туфа. Около дома № 26 можно спуститься в колодец Поццо-делла-Кава, сооруженный в 1527 г. Над оживленной Пьяцца-делла-Репубблика полностью царит Палаццо-Комунале, перестроенный местным архитектором Ипполито Скальцей в 1573-1581 гг. Слева - церковь Сант-Андреа с толстой 12-угольной колокольней XI в. Стоит прогуляться по Корсо-Кавур - торговой улице. В доме № 21 - старейшее кафе города Montucci. Слева взметнулась к небу башня Торре-дель-Моро, наискосок от нее - вытянутый в длину Палаццо-Гвальтерио с порталом, перегруженным декоративными элементами в стиле позднего ренессанса.

Пьяцца-дель-Пополо

Всего несколько шагов - и взору откроется Пьяцца-дель-Пополо, которая по четвергам и субботам превращается в рыночную площадь. Массивное здание из туфа - Палаццо-дель-Пополо с типично орвиетской деталью: рельефной полосой с шахматным узором, обрамляющим арочные проемы с окнами. Изначально существовавшие зубцы в форме ласточкина хвоста «прихорошили» в XX в. Начиная с 1990 г. во дворце проводят различные конгрессы. От Пьяцца-дель-Пополо стоит сделать крюк на север старого города и посмотреть на остатки церкви Сан-Доменико. В ней находятся надгробие кардинала Гийома де Брэ работы Арнольфо ди Камбио и деревянное Распятие, которое разговаривало в 1263 г. с Фомой Аквинским но время его приезда в Орвието. Под апсидой хора - часовня Петруччи - одно из красивейших помещений, созданных в эшоху Возрождения.

Собор в Орвьето

Собор в Орвието - одно из самых прекрасных сооружений итальянской готики. В период от закладки краеугольного камня папой Николаем IV в 1290 г. до завершения строительства в XVII в. здесь работали многочисленные зодчие и художники, но особо следует упомянуть сиенского архитектора и скульптора Лоренцо Майтани. Он руководил строительством с 1308 по 1330 г.; контрфорсы и фасад, образцом для которого послужил собор в Сиене, его заслуга. Четыре мраморных рельефа работы Майтани и других скульпторов в самой нижней части фасада - шедевры средневековой пластики, особенно два внешних. Если смотреть слева направо, то они представляют историю сотворения мира, ветхозаветные сцены, жизнь Христа и Страшный суд. Создатель бронзовых дверей главного портала (1964-1970) - Эмили Греко. Символы евангелистов над карнизом были отлиты в бронзе в Орвието или в Перудже (XIV в.), а мозаики по эскизам Майтани были изготовлены после 1325 г. В 1354 г. Орканья создал большое окно-розу; фланкируется оно фигурами пророков и апостолов.

Внутреннее убранство, в котором еще многое сохранилось от романской базилики, повторяет узор наружных стен в черно-белую полоску. Огромное художественное значение имеют две часовни справа и слева от средокрестия. Одна из них - правая - Капелла Нуова была расписана в 1499-1502 гг. Лукой Синьорелли после того, как Фра Анджелико и Гоццоли расписали уже два отсека свода; роспись эта - шедевр итальянской живописи Возрождения, темы ее - деяния антихриста и конец света, изображенные в высшей степени экспрессивно. В левой Капелле-дель-Корпорале можно увидеть драгоценный реликварий работы сиенского золотых дел мастера Оголино ди Вьери. В нем хранится тот самый окропленный кровью напрестольный покров, с которым связано «Чудо в Больсене». В настоящее время покров демонстрируется в большой мраморной дарохранительнице работы Орканьи. Фрески, созданные в 1357-1364 гг. Уголино ди Прете Иларио. повествуют о чуде и об истории покрова; им же выполнены фрески алтарной части. Витражное окно изготовлено в 1325 г., а украшенные интарсией кресла каноников - работа сиенского мастера Джорджо Амманнати.

Музей Клаудио Фаины

В скромном палаццо напротив собора открыты музей Клаудио Фаины с собранием этрусских и греческих ваз и городской археологический музей, где хранится статуэтка «этрусской Венеры» из могильника Канничелла. Музей собора размещен в романском на вид Палаццо-Солиано на солнечной стороне Соборной площади; там можно увидеть прекрасные ювелирные изделия и многостворчатый алтарь работы Симоне Мартини. На первом этаже находится музей Эмилио Греко, современного художника, создателя главного портала собора, вызывающего весьма противоречивые отклики. Как бы спрятанными между собором и Палаццо-Солиано выглядят папские дворцы, после реставрации объединенные в единый архитектурный ансамбль. В Национальном археологическом музее представлены находки, сделанные учеными в городе и в этрусских некрополях.

Колодец Поццо-ди-Сан-Патрицио

Среди остатков крепости XIV в. на восточном краю плато разбит красивый парк. Отсюда по канатной дороге можно спуститься вниз к колодцу Поццо-ди-Сан-Патрицио, сооруженному в 1527-1537 гг. Антонио да Сангалло по заказу папы Клемента VII. В шахте глубиной 62 м предусмотрена двойная винтовая лестница, чтобы груженые ослы при движении не сталкивались. К западу от колодца у самого склона стоят остатки этрусского святилища, которое благодаря прекрасному обзору от него называется «Храмом красивого вида».

Этрусские некрологи

Среди этрусских некрополей наиболее интересен называемый «Крочифиссо-дель-Туфо», и расположенный ниже города на Via F. Crispi. Прямоугольная сеть дорожек и маленькие, сводчатые склепы из туфа - в большинстве своем датируемые VI-V вв. до н.э. - действительно напоминают город мертвых.

Праздник тела Христова

В расположенном неподалеку городке Больсена в 1263 г. произошло чудо. Тогда как раз шли ожесточенные споры о том, превращаются ли хлеб и вино причастия в тело и кровь Христовы или же только символизируют их. В растерянности один священник попросил Всевышнего подать ему знак. Когда он стал отправлять мессу, из облатки на напрестольный покров со Святыми дарами, закапала кровь. После этого папа Урбан IV учредил праздник Тела Христова и повелел сохранять покров как реликвию в соборе города Орвието. Во время праздника совершается процессия, и реликварий со святыней проносят по улицам.

Справки

Piazza Duomo 24, 05018 Orvieto;
Тел.: 07 63 34 17 72;
Факс: 07 63 34 44 33;
www.orvietoturismo.it

Магический Орвието - небольшой город в Терни, в юго-западной Умбрии, что стоит на большом плоском пласте вулканического туфа. Местоположение Орвието делает его одним из наиболее драматически выглядящих городов Европы. Суровые туфовые утёсы, на которых стоит Орвието, поднимаются к небу почти вертикально, и их дополняют укреплённые стены, сделанные из того же самого туфа. В принципе уже одного этого было бы достаточно для того, чтобы придать городку исключительную ценность в глазах туристов. А ведь кроме живописного ландшафта, здесь есть ещё несколько по-настоящему заслуживающих внимания достопримечательностей, в числе которых и впечатляющий собор, и колодец в скале - чудо инженерной мысли, и таинственные подземные лабиринты. Кроме того, осенью-зимой здесь проходит гастрофест, который организует и поддерживает движение «Слоуфуд».

Местоположение Орвието делает его одним из наиболее драматически выглядящих городов Европы.

Немного истории

Первое поселение на месте Орвието появилось во времена этрусков и определённо стало одним из центров этой цивилизации. В 3 в. до н. э. Орвието захватили римляне - хотя в силу его расположения на крутом вулканическом утёсе город и казался непокоряемым. Позднее его захватил Юлий Цезарь, а после падения Римской империи на Орвието покушались готы и ламбардийцы. В Средние века город разросся благодаря выгодной позиции на дороге из Рима во Флоренцию; здесь были выстроены аж три епископских дворца. А когда тут стал преподавать Фома Аквинский, Орвието стал ещё и серьёзным культурным центром.

В археологическом музее (Клаудио Файна) можно увидеть несколько этрусских артефактов, которые были выкопаны близ Орвието.

Как добраться

Добираться до Орвието удобно на электричке из Флоренции или Рима. Прямо на площади ж/д вокзала находится нижняя станция фуникулера, на котором можно подняться в город. Путь в 580 м фуникулёр проходит за две минуты, поднимая туристов на высоту в 157 м. Отправление каждые 15 минут (иногда чаще). На той же площади, внизу, находятся автобусные остановки.

Поиск авиабилетов в город Флоренция (ближайший а/п к Орвието)

Гиды в Орвието

Карты Орвието

Развлечения и достопримечательности Орвието

Одна из главнейших достопримечательностей Орвието - кафедральный собор, освящённый в честь Успения Богоматери. Его краеугольный камень был заложен в 1290 г. Главным архитектором собора традиционно считается Арнольфо ди Камбрио, хотя самые новые свидетельства говорят за то, что на самом деле его строил монах по имени Фра Бевиньяте из Перуджи. Прекрасная церковь выложена белым травертином и зеленовато-чёрным базальтом, образующим узкие полосы, как у собора Сиены . И это неслучайно: для работы над фасадом в последующие десятилетия приглашали сиенца Лоренцо Майтани. До сих пор на фасаде можно увидеть несколько впечатляющих статуй его работы (14 век). В интерьере собора привлекает внимание капелла Сан-Бризио, расписанная фресками Фра Ангелико, и шедевр Луки Синьорелли «Страшный суд» 1449-1451 гг.

Орвието - член движения итальянских городов «Медленный город», которое зародилось в 1999 г. Города-участники провозгласили неспешный ритм жизни и наслаждение каждым днём своими ведущими принципами.

Другая значимая достопримечательность города - папский дворец. Начиная с 11 века папы римские довольно агрессивно участвовали в политике этого региона в центральной Италии и регулярно переезжали вместе со своим двором из дворца во дворец в разных римских городах, но за пределами Рима дворцы для пап были только в Орвието и Витербо (какое-то время ещё и в Авиньоне). Дворец в Орвието начал строить в 1263 г. папа Урбан IV, который также основал в городе новую доминиканскую церковь. Второй дворец выстроил папа Николас IV, а третий и последний - папа Бонифаций VIII (1294-1303 гг.). Он же пожертвовал городу собственную статую, которую поставили у главных городских ворот. В 1449 г. дворец отреставрировал папа Николас V.

Ещё одна достопримечательность Орвието - колодец Св. Патрика на краю скалистого обрыва. Спасаясь от императора Карла V, папа Климент VII бежал в Орвието. Боясь, что в случае осады в городе не будет хватать воды, он приказал выстроить знаменитый колодец Поццо-ди-Сан-Патрицио. Главным инженером стал Антонио да Сангалло-младший. Центральная колодезная шахта была окружена рампами в форме двойной спирали, куда можно попасть через две двери. Глубина колодца превышает 53 м, базовый диаметр - 13 м. Внутри проделано 70 окон и 248 ступенек.

Работа над строительством Дворца капитанов началась в 13 веке на месте прежнего папского дворца. Первоначально это было одноэтажное здание, которое использовалось в качестве одновременно и рыночной площади. Спустя десять лет дворец расширили, а в 1315 г. к нему добавилась впечатляющая колокольня. С 1596 г. в нижних залах работал студиум, где студенты изучали юриспруденцию, теологию и логику дважды в день (о начале занятий возвещал колокол на башне) вплоть до 1651 г.

Ещё одна интереснейшая особенность Орвието - это так называемый подземный город. Он представляет собой систему тоннелей, целый лабиринт, существование которого держалось в секрете. Многие дома орвиетской знати имели скрытые спуски в тоннели на случай осады. К нашему времени в этих тоннелях, галереях, колодцах, лестничных проёмах, погребах и залах со множеством маленьких потайных ниш уже было сделано много интересных находок. Сегодня их можно осмотреть с экскурсоводом.

Попробуйте белое вино из региона Орвието, что к северо-западу от города, оно крайне высоко ценится.

Крепость Альборноз стоит на площади Кахен. Она была построена по приказу испанского кардинала Альборноза военным инженером Уголино ди Монтемарте. Первоначально массивная конструкция, которую начали возводить в середине 14 века, носила имя Рокка-ди-Сан-Мартино. Увы, в 1395 г. крепость почти сравняли с землёй, и попытки восстановить её были безуспешными вплоть до середины 15 века.

Другие интереснейшие достопримечательности Орвието - это самая старая в городе церковь Сан-Джиовенале, выстроенная в 1004 г., где можно увидеть множество фресок 13 века; Сан-Доменико, одна из первых доминиканских церквей; выстроенная в 1266 г. Сан-Франческо, бывшая францисканская церковь; а также руины этрусского акрополя и городской стены, которым уже более 2000 лет.

Популярные отели Орвието

Окрестности Орвието

В 20 км к югу от Орвието расположен городок, который будет просто преступлением не посетить, если уж вы здесь оказались. Это Чивита-ди-Баньореджио , мёртвый город на вершине высокой скалы, куда можно добраться по одному-единственному пешеходному мосту. На самом деле, сегодня средневековый Чивита-ди-Баньореджио не такой уж и мёртвый: туристов встречают здесь с распростёртыми объятьями. В городке нет никаких особых достопримечательностей: он сам целиком и полностью - одна большая достопримечательность.

Орвието — утопающий в зелени, тихий и уютный городок, раскинувшийся на скале из вулканического туфа. Он был основан еще в VIII веке до нашей эры, но до сегодняшнего дня поражает и удивляет даже самого неискушенного туриста.

Что посмотреть в Орвието самостоятельно?

Красивые места и главные достопримечательности: фото с описаниями на русском языке.

Колодец святого Патрика

Глубина колодца около 60 метров и диаметр 13,5 м. Вдоль его стен располагаются две лестницы, не пересекающиеся между собой: по одной спускались вниз пустые повозки, а по второму — поднимались уже полные.

Построен колодец с 1527 по 1537 г., по указу Папы Климента VII, в то время когда он скрывался в Орвието после разграбления Рима, и представлял собой дополнительную систему водоснабжения, в случае, если город будет осажден. Свое название колодец получил из-за сходства с «Чистилищем святого Патрика» в Ирландии.

Дуомо

Дуомо — кафедральный собор, выполненный в средневековом готическом стиле. Лицевая часть собора усыпана различными фресками, а по бокам черно-белая расцветка. На мозаиках Дуомо можно увидеть сюжеты из книги «Бытия» и «Древа Иессея», Благовещение, сцена, в когторой Христос явился женам-мироносицам, а так же всю историю жизни Марии.

При соборе открыт музей, в котором показаны работы итальянских скульпторов, живопись, коллекции средневековых фресок, утвари и ювелирных изделий.

Подземный Орвието

Орвието не ограничен своей надземной территорией, он продолжается и под землей. В скале, на которой расположен город, уже более 2500 лет назад были созданы лабиринты. Большинство подземелий и пещер предназначались для сбора и хранения дождевой воды, хранения запасов оливкого масла, муки, вина.

Так же в подземном Орвието располагались мастерские, в которых производили в основном керамические изделия; здесь обрабатывалась кожа и шерсть и даже содержались животные.

Крепость Альборнос

Крепость была построена по указу кардинала Альборнос в период с 1360 по 1365 гг. Она должна была быть неприступной и надежной, вокруг крепости располагался ров, а попасть внутрь можно было по перекидному мосту, который в случае осаждения можно было обрушить. Но очень скоро крепость все же была почти уничтожена и, уже при Папе Клименте VII, была отстроена заново и укреплена. (В это же время был сооружен колодец Святого Патрика).

Сейчас на территории крепости Альборнос расположен городской парк и музей, а так же в самой крепости располагается администрация города.

Музей Опера-дель-Дуомо

Основан в 1882 году. Экспозиция музея находится на Соборной площади в зданиях великолепных Папских дворцов и в церкви Святого Августина. В дворцах представлена уникальная коллекция предметов искусства эпохи Средневековья: картины, фрески, ювелирные изделия, скульптурные композиции.

Наиболее известны работы: полиптих святого Доминика (Симоне Мартини) и статуя «Мадонна с Младенцем и ангелами» 14 века. В церкви находятся статуи апостолов и пророков 16−17 века.

Церковь Апостола Андрея

Одна из древнейших и важнейших церквей города. Находится в месте, где когда-то был центр этрусского города. Церковь была построена в романском стиле в 12 веке. К ней примыкает уникальная двенадцатигранная колокольня. Известна как Храм с подземельями.

В подземельях археологи нашли важные артефакты, элементы мостовых, мозаичные полы этрусской эпохи. Стены церкви сооружены из туфа, а пол — из мрамора. Внутри церкви много сохранившихся фрагментов фресок 14−15 века.

Церковь Святого Доминика

Была возведена в 13 веке, после смерти Святого Доминика. Это одна из самых первых церквей, возведенных орденом Доминиканцев. Уникальна сохранившейся кафедрой, где Фома Аквинский проводил уроки богословия, и деревянным распятием.

Согласно легенде, через это распятие во время молитвы Фома услышал голос, который сказал: «Хорошо, Фома, ты описал мое Таинство». Важные достопримечательности — погребальная капелла Джироламо Петруччи и гробница кардинала де Брайе.

Дворец Капитана народа

Находится в древнейшей исторической части Орвието. Великолепный дворец напоминает замок в романском стиле и создает вокруг атмосферу Средневековья. Его строительство началось в 13 веке в годы независимости коммуны Орвието.

Позже была достроена башня, где, согласно приказа капитана народа, повесили колокол, на котором были изображены символы ремесел и искусств. Дворец украшает Площадь народа — самую большую в городе. По сей день на площади работает рынок.

Колодец Кава

Как город, чья история уходит корнями в античные времена, Орвието может похвастаться старинным колодцем Кава (Pozzo della Cava), находящемся недалеко от центра города. Но не ищите его посреди каменной мостовой: колодец находится снаружи, но площадь вокруг него была обстроена зданием, в котором сейчас находится небольшой ресторан.

Кава уходит в скалу на 36 метров — это примерно равно высоте двенадцатиэтажного дома, хотя он был построен этрусками еще за четыре столетия до нашей эры и лишь в XVI веке расширен по указу Папы Римского. Проникшиеся духом древности туристы могут не только полюбоваться видом колодца, но и даже спуститься внутрь, приобретя билет у входа в ресторан — подземный Орвието с радостью принимает гостей.

  • Адрес: Via della Cava 28.

Аббатство святых Севера и Мартирия

Всего в трех километрах от Орвието в богатых итальянских лесах вальяжно раскинулось Аббатство святых Севера и Мартирия (Abbazia dei Santi Severo e Martirio). Старинная легенда гласит, что монастырь был основан в середине первого тысячелетия неподалёку от захоронений мощей святого Севера и его последователя Мартирия, а в XII веке, когда его заселили бенедиктские монахи, началось возведение аббатства, и лишь спустя столетие был построен дворец.

Сейчас взору посетителя открывается простая и суровая базилика, статная зубчатая башня, трапезная, привлекающая гостей находящейся в ней старинной фреской со сценой Распятия, и зал коллегии духовенства. Также на территории комплекса сейчас располагаются ресторан и гостиница, так что все желающие могут в полной мере проникнуться атмосферой средневекового монастыря.

  • Адрес: Strada Provinciale 111 05018 Orvieto TR.

Некрополь Распятия из туфа

В нескольких сотнях метров от главного собора Орвието расположился Некрополь Распятия из туфа (Necropoli del Crocifisso del tufo), один из самых знаменитых во всей Италии. Считается, что он был отстроен в третьем столетии до нашей эры этрусками, которые, веря в загробную жизнь, как и древние египтяне, клали в могилы вместе с умершими способные пригодиться им вещи.

Каждое захоронение — небольшая прямоугольная камера из туфа, в которой покоятся члены определённой семьи. Сейчас туристы могут посетить более 70 гробниц и своими глазами увидеть, похоже ли строение Некрополя на план самого города, как считают некоторые исследователи. Впрочем, это совсем не безосновательно: склепы с вырезанными на них именами соединены между собой паутиной дорожек, ведущих к одной главной.

  • Адрес: Localitа le Conce.
  • Часы работы: 10:00 — 19:00.

Фуникулер Браччи

Орвието не зря также известен как город в скале — исторический центр Верхний город находится на вершине холма. Добраться к достопримечательности можно с помощью фуникулера Браччи («Funicolare Bracci»), который сам по себе является туристической аттракцией.

В названии нет никакой загадки — он назван именем человека, оплатившего строительство в конце XIX века. С 1970 и по 1990 подъёмник не работал по техническим причинам, и по сей день станция и путь движения остаются прежними, но обновлена система.

Всего за пару минут фуникулёр поднимается на 157 метров, открывая взгляду пассажиров захватывающие виды двухтысячелетнего города и роскошной итальянской природы: поросших густыми лесами скалистых гор. При этом часть пути проходит в тоннеле, выкопанном под скалой, что сделано для сокращения времени подъёма. Интервал движения — 15 минут.

Национальный Археологический музей

Недалеко от собора, в Первом Папском дворце разместился Национальный Археологический музей (Museo Archeologico Nazionale di Orvieto), привлекающий посетителей своей внушительной коллекцией этрусских предметов.

Элегантное здание выполнено в готическом стиле с характерными арками и изящными окнами, а потому внешним видом привлекает так же, как и содержанием. Среди самых популярных экспонатов можно отметить с точностью воссозданные Гробницы Голини, украшенные настоящими этрусскими фресками из некрополя близ города.

Также в музее представлены различные предметы быта, декоративные элементы, найденные в захоронениях клады и прочие предметы, используемые этим народом в повседневной жизни.

  • Адрес: Piazza del Duomo.
  • Часы работы: 09:00 — 19:00.
  • Стоимость входного билета: 4 евро.

Храм Бельведер

Неподалёку от въезда Орвието, посреди городского парка располагается Храм Бельведер (Tempio del Belvedere). На самом деле, храмом это назвать довольно — сейчас от него остались лишь руины.

Возведенное этрусками святилище датируется примерно пятым столетием до нашей эры, было посвящено богу Тину и было разрушено примерно два века спустя. По остаткам основания и широкой главной лестницы можно судить, что когда-то оно было весьма величественным и соответствовало фундаментальным законам архитектуры. С начала XX века это место стало местом раскопок, во время которых обнаружились различные элементы здания и украшающих его статуй.

Сейчас туристы могут на личном опыте убедиться, что этруски в полной мере владели искусством проектирования и сооружения зданий.

  • Адрес: Giardini Pubblici in Piazza Cahen.

Театр Манчинелли

Италия славится великолепными театрами, и Орвието не стал исключением: в нём расположился небольшой по размерам, но совершенно изумительный театр Манчинелли (Teatro Mancinelli).

Построенный в середине XIX века, он поражает внутренним убранством даже самого искушённого зрителя, впечатляя великолепной росписью потолка, сохранившейся со времён основания хрустальной люстрой, а также украшающей фойе картиной. В восьмидесятых годах прошлого века он подвергся реставрации, после завершения которой снова стал радовать публику сохранившимся интерьером, хоть и слегка обновленным.

Репертуар театра довольно разнообразен и включает в себя мюзиклы, драмы, концертные программы и оперы, как классические, так и современные.

  • Адрес: Corso Cavour 122.
  • Стоимость входного билета: 2 евро.

Церковь Святого Иувеналия

Одно из важнейших религиозных сооружений Орвието и по совместительству туристическая аттракция — Церковь Святого Иувеналия (Chiesa San Giovenale) — разместилась на Via Volsinia II.

Маленькая, спокойная церквушка построена на развалинах храма Юпитера, позже замененного на Джовенале, и к нынешнему виду приблизилась в начале XI века. В эпоху барокко она обзавелась различными дополнениями как во внешнем, так и во внутреннем убранстве, и при последней реставрации была возвращена к исходному стилю.

Совсем небольшой по размерам и простой по внешнему виду, храм обычно немноголюден, а его атмосфера умиротворения прекрасно подходит для молитв и размышлений. Несмотря на простоту, его стены украшены великолепными фресками, придающими древнему святилищу ещё больше очарования.

  • Адрес: Via Volsinia II 2

Церковь Сан Джованни

Церковь Сан Джованни (Chiesa e Convento di San Giovanni), будучи одной из самых древних в Орвието, расположена на одноимённой площади. Её история весьма занятна: она была построена на руинах старого романского храма, который, в свою очередь, стоял на руинах ещё более древнего этрусского святилища.

Раньше изящная церковь, выполненная в стиле ренессанс, принадлежала отшельникам и в XV веке перешла во владение латеранских каноников. Выступ украшен изображением Мадонны и Христа, а центр примыкающего к церкви монастырского двора — великолепным мраморным колодцем.

Сейчас в монастыре при церкви проводятся различные мероприятия, выставки и конференции, а в винном погребе хранится богатая Региональная коллекция, выставляющая часть экспонатов на обозрение.

  • Адрес: Piazza San Giovanni.

Винный погреб Биджи

Отдельного упоминания достойны винные погреба Орвието. Виноделие в этом регионе хорошо развито, чему способствуют его географическое положение: в сельской местности возделывается высококачественный благодаря особым методам земледелия виноград.

Также Орвието находится на поражающей своими видами дороге La Strada dei Vini etrusco romana, ведущей к винодельческим хозяйствам и погребам. Последние в большом количестве разбросаны по всему региону, концентрируясь вокруг города, и с радостью принимают гостей. Самый знаменитый из них находится при винокурне Биджи (Bigi) и ведёт свою историю с 1880 года, прославившись за это время на весь мир.

Вход в погреб для посетителей свободный, предлагается дегустация вин и других местных продуктов, которыми славится Орвието в частности и Италия в целом. Особым спросом пользуются такие вина, как Orvieto Classico и Grechetto.

Винный погреб Палаццоне

Ещё один из известнейших погребов Орвието — Палаццоне (Palazzone), винодельни которого образовались совсем недавно — в начале 80-х годов прошлого века, когда одно итальянское семейство приобрело имение и прилегающую к нему гостиницу.

Через несколько лет после этого фирму лицензировали, и с тех пор она обрела широкую популярность по всей Умбрии, ежегодно производя огромное количество алкогольного напитка. Некоторые вина имеют класс IGT, высоко ценящийся на рынке.

Посетителям предлагается дегустация и приобретение вин по ценам ниже магазинным, а для тех, кто особо хочет проникнуться атмосферой винокурни, действует одноименная гостиница. Она расположена в здании бывшей резиденции для странников и датируется VIII веком.

  • Адрес: Localitа Rocca Ripesena, 67.

Мастерская Микеланджело

В историческом центре Орвието расположилась Мастерская Микеланджело (Bottega Michelangeli), которая, несмотря на распространённое заблуждение, не имеет ничего общего со скульптором Микеланджело. Это одна из лучших в регионе столярных мастерских, сохранившая с XVIII века классические методы обработки древесины.

Она названа именем столяра, который впервые начал обрабатывать податливое еловое дерево, и с тех пор мастерская славится различными изделиями из этого материала. Произведённые в ней сувениры, куклы, фигурки, мебель отличаются высоким качеством и пользуются большим спросом как среди туристов, так и у местных жителей, взрослых и детей.

Это не просто игрушки и декор — это настоящие произведения искусства, с ювелирной точностью вырезанные из бесформенного бруска дерева. Поэтому лавка довольно популярна среди туристов: каждый хочет привезти в родную страну знаменитый сувенир.

  • Адрес: Via Michelangeli, 3.

Церковь Святого Лаврентия «Де арари»

В нескольких сотнях метров от кафедрального собора, в самом сердце Орвието примостилась небольшая церквушка Святого Лаврентия «Де Арари» (Chiesa di San Lorenzo de’ Arari), существовавшая уже в X веке. Считается, что её название связано с античным жертвенником, использованным для устройство христианского святилища.

Нынешнее здание было воздвигнуто в XII — XIII веках и в начале имело романский облик, позже утерянный после многочисленных достроек и украшений. Впрочем, во время последней реставрации была совершена попытка вернуться к истокам, и сейчас церковь встречает посетителей скромным входом и каменной сенью, но внутри она декорирована фресками и мозаиками, некоторые из которых находятся не в лучшем состоянии, а также присутствует хорошо сохранившаяся стенопись.

  • Адрес: Piazza Santa Chiara.

Грот Адриана

Широкую известность среди туристов обрели подземелья Орвието — построенный за несколько веков до нашей эры комплекс подземных туннелей, галерей и пещер. Особую популярность обрело помещение под названием Грот Адриана, который со времён Средневековья использовался для хранения и производства знаменитого традиционного вина Орвието.

Сейчас у него несколько другое, чуть более необычное назначение — в гроте располагается кондитерская, ставшая оплотом уюта и гостеприимства в мрачных и холодных пещерах. Именно эта её изюминка, заключающаяся в необычном местоположении заведения, привлекает довольно большое количество посетителей.

Надо сказать, это можно понять — пожалуй, сложно найти лучший способ прочувствовать в полной мере дух древних времен и в то же время полакомиться итальянскими сладостями.

  • Адрес: Piazza Duomo 24,.

Башня Маурицио

На главной городской площади Орвието рядом с кафедральным собором возвышается статная Башня Маурицио (Torre di Maurizio). Она была воздвигнута в XIV веке ещё до создания самого собора и оснащена часами с особым механизмом.

Её задача заключалась в том, чтобы оповещать занимавшихся его строительством работников о времени, отбивая рабочие часы. Считается, что это первые в Европе механические часы, задокументированные в письменных источниках. Башня выполнена в форме параллелепипеда, каждая из боковых сторон которого увенчана круглым циферблатом, а венчает её крыша с колоколами и статуей.

Характерные черны достопримечательности — простота, четкость и почти полное отсутствие украшений, что довольно нехарактерно для Орвието. Эта необычность привлекает туристов, вдоволь налюбовавшихся на готические и романские строения.

  • Адрес: Via Mario Ponzio, 10.

Орвието — совсем маленький городок, который вполне можно осмотреть за один день. И, находясь в Италии, сделать это нужно непременно, ведь это — одно из самых интересных и запоминающихся мест страны.

Орвието: город в тумане

В часе езды от Рима, на небольшом холме, когда-то бывшем дном моря, стоит Орвието. Чтобы попасть в исторический центр нужно от станции проехать на фуникулере, который ходит раз в десять-пятнадцать минут по одному ему понятному принципу. Потом, используя тот же билет, сесть на автобус, который доставит вас до «сердца города» - Соборной площади (piazza del Duomo).

Довольно странно место. В ее центре высится забавный полосатый собор, где на входе с вас возьмут плату. Хотя, зрелище того стоит. Внутри он огромен и пуст одновременно. Ощущение, что когда-то здесь планировалось собирать по несколько тысяч прихожан. Хотя, если учитывать, что возвели его в XIII веке, то вполне можно допустить: он рассчитывался еще и жителей ближайших деревень, собиравшихся на городской ярмарке. Самое впечатляющее в нем - правая капелла, которую художники расписали всяческими ужасами в виде адовых мук. Причем вдохновлялись они «Божественной комедией» Данте, о чем свидетельствует и портрет автора на стене. При учете, что роспись создавалась в XV веке, выглядит она довольно натуралистично, что не очень-то свойственно тому времени. Тончайшая роспись. Куча каких-то завитков. И все это вокруг сцен убийства. Насилия и членовредительства. Странное дело: картинка довольно кошмарная, но рассматривать ее доставляет определенное эстетическое удовольствие. Можно только догадываться, какое впечатление фрески производили на крестьян-современников. Собственно ведь цель была простая: напугать, чтобы больше жертвовали и активнее молились.


Полчаса мы пробродили по собору с довольно простой целью: спрятаться от дождя. Забавно, что заходить в сам собор мы как-то не планировали. Но остались очень довольны. Потому как стало понятно, отчего именно этот Дуомо называют итальянским шедевром. Хотя со стороны это полосатое здание все равно кажется забавным. Может быть потому, что возвышается на площади как некий колос. На фоне него теряется даже Папский дворец, ныне превращенный в музей. Когда-то у понтификов было принято разъезжать по стране. Ну там в крестовый поход позвать, предложить городу пожертвовать на какое-то серьезное начинание. И чтобы Папам было комфортно, им строили дворцы чуть ли в каждом крупном городе.

Правда, музей мы честно проигнорировали, посчитав, что увидеть еще одного Караваджо или нечто подобное мы сможем и бесплатно. Во многих церквях Италии до сих пор висят оригиналы именитых мастеров. Вместо этого мы отправились в экскурсионное бюро напротив Дуомо. Там покупают билеты для тура по подземельям Орвието. Вернее, по довольно небольшой их части. Дело в том, что город весь изрыт катакомбами. В офисе мы даже увидели карту города, где напротив многих частных домов стоят значки. Что их подвалы тоже имеют спуски в подземелья, которые тянутся в общей сложности на несколько десятков километров. Точную цифру даже сами жители не знают.
Сколько нужно время, чтобы купить билеты? Ну, может минут пять со всеми уточнениями. Выходим обратно на площадь и попадаем в «молоко». То ли тучка низко проходила, то ли туман так быстро поднялся. Но видно вокруг метров на десять. Конец площади просто растворился в дымке, собор потерял очертания и просто угадывается как нечто большое. До экскурсии еще полчаса (их водят по расписанию). Так что начали наматывать круги вокруг.


Зашли в какой-то магазинчик, куда до этой отвели толпу китайцев: масса всякой домашней утвари из оливы. Цены такие, будто делали из красного дерева. Но китайцы чет-то покупают, им весело. Итальянцам еще забавнее: они, наверно, вообще резвятся от того, что их астрономические ценники не отпугивают туристов.
Оттуда завернули в башню Маурицио (Torre di Maurizio). Знаменита она тем, что ее венчают самые старые механические часы в Европе. Правда, надо уточнить, что исходят тут из даты упоминания в исторических летописях. Все путеводители в один голос обещали, что часы работают до сих пор, хотя запустили их в XIV веке. Посмотрели мы на них, сверились со своими. Часы на башне показывали все что угодно, но не точное время. Даже не близко. Хотя честно били каждые полчаса. Бой забавный: его производит фигура мастера-часовщика в старинной одежде, которая лупит молотом по колоколу. За несколько евро можно подняться наверх и посмотреть на оригинальный механизм часов, продолжающий функционировать. Но как-то нас не впечатлило. Тем более что в холле висит монитор с прямой трансляций. Крутятся шестеренки. Наверно, это действительно круто.
С часовщиком связана забавная местная история. Оказывается, что он не просто занимался изготовлением механизмов, но еще и следил за работой каменщиков при строительстве кафедрального собора. Отмечал, кто и во сколько пришел-ушел, сколько времени потратил на обед, сколько - на разговоры. По его исчислениям и начислялась зарплата трудового люда. Наверно, каменщики не сильно любили местного часовщика…

Вышли из башни. А от тумана-облака уже и следа не осталось. Светит солнышко, все блестит и сияет. Решили, что местная погода может считаться отдельным туристическим развлечением и достопримечательностью. Даже пожалели. Что не было времени побродить в тумане по средневековым улочкам. Ведь в тумане можно не увидеть антенн на крышах и пластиковых окон, сушащихся джинсов и дорожных знаков. А значит, ощущения будут наиболее приближенными к тому, каким мы могли застать город, приехав лет четыреста назад.
Тут подошло время и в подземелья спускаться. Вход расположен в паре минут ходьбы от центральной площади.

Нас провели за забор, распахнули двери, и мы оказались в огромном каменном мешке, который тянулся куда-то вглубь. Называется все это Грот Адриана (Grotte di Adriano). Как пояснил экскурсовод, когда-то местные обнаружили тут еще подземелья времен этрусков, а потом начали еще и туф для строительства добывать. Так что древнее жилище с мельничным жерновом плавно переходит в средневековые выработки.

Судя по масштабам комнат, строили тут с размахом. Своды бог знает, где над головой. Шахта вниз увидит еще метров на двадцать. Правда, ее предназначение я не очень понял. Просто дырка в земле диаметров метр и глубиной метров десять-пятнадцать. А над головой - лаз вверх.
Позже, все что можно тут добыли. Помещение отдали под мастерские. На самом деле, не самый приятный в мире «офис». Наверно, не просто работать, когда на плечи давит такая махина. Но поскольку большая часть произведенной тут керамики делалась для церкви. То особо спорить вряд ли бы получилось. Сказали здесь трудиться - народ и не спорил.

Ощущение такое, что теряешься в этих огромных залах. Правда, большая часть боковых ходов перекрыта, чтобы туристы не заблудились. Поэтому ходить можно только по основной части, тщательно подсвеченной для нужного впечатления. Дали минут пять еще побродить и повели обратно. Мы уже хотели возмутиться: мол, маловато будет. Но нас подвели к соседней двери в скале и снова повели вниз.

Теперь уже в древний колумбарий. Когда-то он был соединен с соседними катакомбами. Остался даже ход, который когда-то вел в больницу. Только его засыпало со временем, а раскапывать посчитали опасным. Собственно, как и большую часть ходов, когда соединявших десятки километров подземных проходов.
В общей сложности по пещерам выгуливают около часа. Этого вполне достаточно, чтобы впечатлиться и возжелать вернуться на поверхность. Хотя, надо сказать, за счет многочисленных окон, из которых можно выглянуть изнутри скалы и обозреть долину, лежащую внизу, воздух тут свежий. Нет гнетущей атмосферы, но когда глядишь на «улицу» и осознаешь, что находишься в толще скалы, ощущения довольно забавные.


С чувством выполненного долга пошли гулять по городу.

Нашли очень забавную кондитерскую с ручным шоколадом. Дорого. Но очень вкусно. Набрали кулек разных конфет, в соседнем баре купили бутылку местного вина. Оказалось, что вместе более чем… Хотя, конечно. Шоколад с вином… Но вкусно. Прошли через череду очередных лавок с изделиями из оливы. В половине случаев надписи на китайском. Видимо, тут эти ребята часто бывают. Специально для них продавцы вывесили таблички: берем и в долларах.

В Орвието есть масса симпатичных улочек, где здания подпирают друг друга изящными арками. Вот так, кружа по Орвието, вышли к Дворцу коммуны на Palazzo comunale. Сам по себе он не настолько интересен. Но вот в сочетании с башней и церковью, к нему примыкающим, смотрится очень красиво. Вообще площадь очень забавная, хотя и является проходной. Только задрал голову что-то рассмотреть - уже машина сигналит. Проехать кому-то приспичило.

Отсюда нужно двигаться вниз в район под названием Кава по уходящей от площади круто вниз Via della Cava e Pozzo della Cava.

Ведет она в старинный мастеровой квартал. Здесь еще боле старые дома. Улочка узкая настолько, что замшелые строения нависают сверху и ощущение, что вот-вот сомкнуться над головой. Это склон горы, а значит, почти все мастерские располагаются под домами. Все в тех же катакомбах, вырытых в туфе. В некоторые из них можно зайти. Правда, снова за пару евро. Мы долго искали нужную площадь, где можно спуститься к колодцу глубиной 36 метров. Нашли. Проблема была в том, что пятачок диаметром метров семь никак у нас с площадью не ассоциировался.

Забавно, что все эти старые мастерские много лет стояли заброшенными. А потом местные сообразили, что их можно облагородить и зарабатывать на туристах. Поэтому нижние этажи домов, откуда можно спуститься в старые мастерские, превратились в кафе. То есть заходишь через небольшой вход с билетной кассой, а выходишь в кафе. Хитрый маркетинговый ход. Чисто по-итальянски.

Последним пунктом значится колодец Святого Патрика. Он находится в кафе (надпись «Туалет только для клиентов» выполнена на 12 (!) языках) возле фуникулера, так что его удобнее посетить на обратном пути. Если конечно остались силы, чтобы спуститься на 62 метров вниз!

Название призвано напоминать легенду об очень глубоком ущелье, на дне которого всегда молился святой Патрик. Начали строить колодец по приказу Климента VII в 1527 году. У понтифика как раз случились неприятности, из-за чего он бежал в Орвието и начал стремительно укреплять город. Поднял городские стены, упрочил крепость Альборнос и задался целью обеспечить ее бесперебойное снабжение водой. Так и построили колодец. Правда. 62 метра рыли, чтобы до воды добраться. Хотя мне бы очень хотелось узнать, что думали об этом водоносы. Спуститься и подняться - довольно тяжело.


Топаешь и топаешь вниз. Довольно темно. Дна не видно. Слышна только капель. Откуда-то сочится вода. Сколько это - 62 метра - бог его знает. В какой-то момент просто оказываешься внизу. И тут нужно знать: чтобы подняться, нужно идти по противоположной лестнице, пройдя через центр колодца. Ибо билетная касса далеко от входа, а «вертушка» работает только в одну сторону. Можно совершить рывок наверх и выяснить, что наружу не выйти. Об этом, кстати, на входе не говорили. Нам просто повезло…

Если в Риме вы уже успели ознакомиться со всеми основными достопримечательностями, а также посетить прекрасные и продегустировать кухню и вина Лацио в , то вам обязательно нужно выбраться из города на природу в соседний регион – Умбрию.
В Умбрии вы можете насладиться невероятно красивыми лесами, горами и холмами с виноградниками и оливковыми рощами. Сами итальянцы называют этот регион «зелеными легкими Италии», или даже «зеленым сердцем Италии». Поэтому здесь, в отличие от шумного Рима, мы будем много гулять, любоваться тихими улочками, красивыми церквями, окружающим нас пейзажем, и обязательно попробуем блюда и вина этого необычного региона.

Во время нашей прогулки по узким улочкам города, я расскажу об истории Орвието, которая начинается в далеких VII-III вв. до н.э. Вы узнаете, как город называли древние римляне и этруски, что стало с ним после того, как римляне разрушили город до основания, и каким образом город стал таким, каким мы его видим сейчас.
Настоящее чудо, ради которого стоит приехать из Рима в Орвьето – это городской собор – невероятный образец итальянской готики с мозаиками, рельефами и фресками, вдохновившими, возможно, самого Микеланджело для его фрески «Страшный суд» в Сикстинской капелле в Ватикане,.Кроме того, те, кто уже успел посетить , наконец-то своими глазами увидят реликвию и узнают историю, которая стала источником фрески Рафаэля «Месса в Больсене», написанной для покоев Папы Юлия II в Ватикане.

После осмотра и обеда в Орвьето мы отправимся в самый маленький и прекрасный городок Лацио – Баньореджо. Его называют также «Умирающим городом Италии» за то, что официально в городе проживает меньше 10 резидентов, а в зимний период жителей города можно действительно сосчитать по пальцам!
За этот день вы

  1. Познакомитесь с регионом Умбрия, сказочными городами Орвието (Orvieto) и Баньореджо (Bagnoregio) , их историей (в умеренных дозах, так как это экскурсия для удовольствия и отдыха от Рима)
  2. Вдохновитесь умбрийской кухней – одной из лучших в мире. Здесь предполагается либо обед в домашнем ресторанчике (не включено), или же есть опция продегустировать вина региона (красное из монтефалько и местное белое орвьето классико – кому что больше нравится) с сырной или мясной тарелкой.
  3. Посмотрите главные достопримечательности: собор, –смотровую площадку, колодец св. Патрика.

Организационные детали

  • Начало: в 8:30 утра, любая свободная дата по договоренности.
  • Продолжительность: около 8-10 часов, вместе с дорогой мы проведем за городом почти весь день, поэтому лучше не планируйте в этот день что-то еще.
  • Стоимость: 350 евро
  • Дополнительные расходы: обед/дегустация вин региона Умбрия и входные билеты в собор и музеи Орвьето не включены в стоимость экскурсии (билеты стоят от 3 до 5 евро). стоимость электрички Рим-Орвьето в 1 сторону — 7,80 евро. Такси Орвьето-Баньореджо-Орвьето обойдется примерно в 70 евро. Расходы на общественный транспорт не включены в стоимость экскурсии.
  • Электричка Рим-Орвьето отправляется от вокзала Термини в 8.58, время в пути 1:15 мин. Это единственная удобная утренняя электричка до Орвието, поэтому опаздывать нельзя. Обратно в Рим возвращаемся в 17.00 или 19.00.

Варианты трансфера в Орвието и обратно:

  1. 16 евро/чел на электричка от вокзала Термини. Время в пути – 1 ч 15 мин. Стоимость билетов – 7,80 евро в 1 сторону. Отправление: строго в 8.58 от вокзала Термини. То есть вариант опоздаем и поедем на следующей исключен. Следующая бюджетная региональная электричка будет около 12 часов. Путь обратно: варианты: 15.25 (прибытие в Рим в 17.00) или 17.25 (прибытие в рим в 19.00).
  2. 350 евро за 1-3 человек на Мерседес Е-класс, заберем вам прямо в отеле и вернем обратно.
  3. 450 евро за 4-7 человек на минивэне Мерседес.