Автор когнитивной терапии. Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия? Цели и основные принципы. Эффективность когнитивной психотерапии

У ВСЕХ НАС НАКОПИЛАСЬ МАССА ВОПРОСОВ К СЕБЕ И МИРУ , с которыми вроде бы некогда или не стоит идти к психологу. Но убедительные ответы не рождаются ни при разговоре с собой, ни с друзьями, ни с родителями. Поэтому мы попросили профессионального психотерапевта Ольгу Милорадову раз в неделю отвечать на насущные вопросы. Кстати, если они у вас есть, присылайте на .

Почему некоторые из нас
не хотят иметь детей
и надо ли с этим что-то делать?

Возможно, вам «скоротридцать», а желания иметь ребенка как не было, так и нет. Быть может, многие ваши знакомые, укачивая на руках сонного младенца, упрекают вас в эгоизме и нарциссизме. Скорее всего родители вынесли вам мозг мольбами, чередующимися с угрозами и попытками вас разжалобить, лишь бы убедить родить внука. И тем не менее каждый раз, когда вновь возникает диалог о потенциальном материнстве и вы всем стремитесь доказать, что вам это не нужно, где-то в глубине души вас мучают сомнения в собственной адекватности, опасения, что а вдруг когда-нибудь захочется, но будет поздно, и прочие мысли о том, насколько истинно ваше нежелание, вдруг это какой-то засевший в подсознании страх, мешающий прорезаться материнскому инстинкту?

Ольга Милорадова
психотерапевт

Несмотря на то, что речь вроде как идет именно об отрицании материнской функции, я бы хотела обратиться к теоретикам детского психоанализа. Начиная с Мелани Кляйн и далее, если попытаться грубо собрать воедино разнообразие мнений, практически все независимо от школы и направления в один голос заявляют о существовании некого замкнутого круга, в котором способность к адекватному взаимодействию с ребенком и удовлетворению его потребностей зависит от собственного младенческого опыта матери, насколько в ее детстве эти потребности хорошо удовлетворялись.

В то же время как не существует «ребенка отдельно от матери», так же нет «матери вне отношений с отцом» - все эти взаимодействия младенца с родителями или родителем во многом определяют, каким родителем впоследствии станет сам ребенок или вообще захочет ли им быть. Согласно исследованиям детско-родительских отношений и их последующему влиянию на родительский опыт, дети чутких и отзывчивых матерей имеют впоследствии наилучшие адаптивные способности, устойчивую психику и, если говорить о девочках, впоследствии становятся такими же интуитивно благополучными матерями.

У противоречивых, непоследовательных матерей впоследствии вырастают дети с таким же амбивалентным, противоречивым типом привязанности, вариант хуже - это отвергающее отношение матери, формирующее такую же избегающую привязанность у детей. И самый последний вариант - это депривация, то есть полное отсутствие контакта ребенка с матерью в силу тех или иных причин. Впрочем, касаясь последнего пункта, по мнению Винникотта, хоть папа и немного хуже мамы, но достаточно хороший отец (или другой преданный член семьи) мог бы эту утрату восполнить.

Возможно, все это звучит несколько запутанно, но по сути мысль, которую я пытаюсь донести, достаточно проста: если вы опасаетесь, что в вашем нежелании быть матерью есть какая-то патология, то прежде всего посмотрите на свою мать и ваши отношения с ней. На самом деле это не такая уж и простая задача, потому что речь идет главным образом о ваших совсем ранних взаимоотношениях, и даже если сейчас между вами все прекрасно, вам предстоит сыграть в Шерлока Холмса и собрать картинку из обрывков и фраз.

Может быть, она когда-то упоминала про свое нежелание иметь детей, свои трудности в понимании, что делать с младенцем, свое отрицание материнства, или что кто-то из вас заболел, и пришлось на какое-то время расстаться - возможно, вы что-то уже знаете или когда-то слышали об этом, а быть может, вам удастся почерпнуть информацию у бабушки, папы или прочих родственников. Если в ваших отношениях действительно существуют проблемы или вам удалось выяснить проблему с принятием вашего существования мамой в младенчестве (это все же должна быть достаточно серьезная проблема), то тогда, пожалуй, вам стоит обратиться к специалисту и попытаться разобраться, что же происходит в вашем сознании с принятием потенциального ребенка.

Если вы опасаетесь, что в вашем нежелании быть матерью есть какая-то патология, то прежде всего посмотрите на свою мать

Еще один возможный и достаточно очевидный вариант - это когда глядя на своих родителей, вы понимаете, что вся их жизнь является для вас мрачным примером, и вы хотите чего угодно, но только не этого. Например, вы выросли в крохотной квартирке с кучей детей и раздраженными родителями или в семье с матерью-одиночкой, положившей свою жизнь на алтарь вашего существования, возможно, что-то еще, чего бы вы никак не хотели повторить. В таком случае существует вероятность, что вы пытаетесь прожить свою жизнь по так называемому антисценарию. Он подразумевает, что все либо черное, либо белое: либо вы имеете детей, но проживаете паршивую жизнь, либо не имеете, и все становится хорошо, - но при этом альтернативных вариантов в силу сложившегося стереотипа рассмотреть как бы не можете.

Но, допустим, что вы ничего такого не обнаружили, с родителями отношения прекрасные, братья-сестры успешно расплодились, ваша семья вам вполне нравится, но проблема остается прежней. В таком случае вам ничего не остается кроме как вздохнуть спокойно и просто принять тот факт, что вы не хотите иметь детей. Так тоже бывает, и это тоже нормально. Я не говорю о тех случаях, где девушки боятся деформации фигуры, не нашли нужного парня или просто еще не готовы. Если ты хочешь мороженого, ты понимаешь, что ты его хочешь, даже зная о калорийности и опасности простудиться, - несмотря на все отговорки, скорее всего ты съешь это мороженое или как минимум будешь отдавать отчет в том, что его хочется.

Ну и, собственно, главным признаком того, что ты хочешь ребенка, должно быть, как это ни банально прозвучит, попросту само желание его иметь, потому что все истории про «стакан воды в старости», «борьбу с одиночеством», «я не сделала того-то, а вот мой ребенок сделает» или «ребенок, чтоб самореализоваться» - это борьба с экзистенциальными проблемами, невротические попытки хоть как-то состояться и нарциссическое расширение, которые на выходе приведут к тому самому замкнутому кругу проблемных отношений, описанных ранее.

А возвращаясь к людям, которые хотят навязать вам рождение детей как долг и обязанность, - им можно лишь посочувствовать, ведь те, кто действительно доволен своей родительской функцией, вряд ли будет кому-то что-то навязывать.

Когнитивная психология изучает и работает с познавательными процессами людской психики. Чаще всего психологи работают с памятью, вниманием, особенностями мышления, принятием решений и многим другим.

История возникновения

Когнитивная психология зародилась не в один момент. Этот раздел впервые появился в 60-х годах в ответ на ставшим популярным движением бихевиоризма. Родоначальником поведенческой психологии считают Ульрика Найссера. Его монография «Когнитивная психология» стала началом развития и популяризации этого раздела науки.

Огромным прорывом в сфере изучения познавательных процессов стала разработка голографической модели не просто человеческого мозга, а функционирования психики. Авторами ее стали нейрофизиолог Карл Прибрам и физиолог Карл Спенсер Лешли. Она является материальным доказательством того, что память индивидуума сохраняется даже после резекции отдельных участков мозга. С помощью этого изобретения ученые получили подтверждение того, что память и другие познавательные процессы не «закреплены» за отдельным участком.

В настоящее время когнитивная психология достаточно успешно практикуется клиническим психологом Яковом Кочетковым. Он организовал огромный психологический центр, в котором применяются методы когнитивной терапии для лечения многих расстройств. Он автор многих статей на тему рационального лечения панических атак, обсессивно-компульсивных расстройств, депрессии и многих других проблем.

Когнитивная психология в современной науке тесно связана с нейробиологией. Многие познавательные процессы не представляется возможным изучить без понимания тончайших материй нейрофизиологии. Такая связь породила экспериментальную науку – когнитивную нейробиологию.

Основные задачи

Когнитивная психология рассматривает человека как объект, деятельность которого направлена на поиск и переработку новой информации. Все познавательные процессы (восприятие, память, рациональное мышление, принятие решений) задействуются на разных этапах переработки информации. Ученые проводят аналогию между работой головного мозга и работой компьютерного процесса. Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» у программистов и успешно применяют ее в своих научных трудах.

Для практического применения часто используют модель переработки информации. С ее помощью непосредственно процесс запоминания раскладывается на несколько отдельных составляющих. Таким образом, можно изучить весь процесс: от получения информации до выдачи определённой на нее реакции.

Практикующие специалисты с помощью методик когнитивной психологии стараются доказать, что знание в первую очередь влияет на поведение и реакцию индивидуума на окружающие раздражители. Также изучается разница восприятия вербальных и невербальных раздражителей, длительность и силу эффекта того или иного образа.

На этом и основывается когнитивная терапия. Она зиждется на мнении, что причины всех нарушений психических процессов, а также ряда заболеваний нервной системы, кроются в ошибочных процессах мышления и восприятия.

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия нередко используется в качестве комплексного лечения многих психических заболеваний. Принято различать несколько целей:

  • Борьба с симптомами болезни (устранение или уменьшение проявлений);
  • Предупреждение возникновения рецидива;
  • Улучшение эффекта от назначенного медикаментозного лечения;
  • Помочь пациенту адаптироваться в обществе;
  • Изменение дезадаптивных психологических паттернов и неверных «якорей».

В процессе лечения врач старается объяснить пациенту силу влияния его собственных мыслей и суждений на поступки и поведение. В когнитивной терапии большую роль играет умение различать автоматические мысли, то есть те, которые появляются достаточно быстро и не фиксируются подсознанием. Они не отражаются во внутреннем диалоге, но могут сильно повлиять на реакцию и поступки. Чаще всего определенный автоматизм приобретают те мысли, которые часто повторялись близкими людьми или самым пациентом. Очень сильны аффирмации, которые вложились в самом детстве родителями или близкими людьми.

Пациент должен научиться не только выявлять такие негативные образы, но и научиться их анализировать. Некоторые могут быть полезны, особенно если их рассмотреть и оценить с другой стороны. Это в дальнейшем помогает заменить ошибочные суждения правильными и конструктивными.

Когнитивная психология выделяет два вида «схем» или мыслей: адаптивные, то есть те, которые ведут к конструктивному поведению, и неадаптивные. Последние только мешают жить и приводят к возникновению когнитивных расстройств.

Взаимоотношения пациент-врач

Когнитивная терапия и ее методы эффективны только в тех случаях, когда устанавливаются корректные отношения между лечащим врачом и его пациентом. Они вместе должны определиться в той проблемой, которую хотят решить. Психотерапевт должен уметь не только правильно выстроить беседу, но и обладать определённой долей эмпатии.

Одним из самых распространённых упражнений для поиска проблематики является так называемый «сократический диалог». Врач задает пациенту ряд вопросов для того, чтобы выяснить проблему и помочь больному идентифицировать эмоции и ощущения. Психотерапевт таким образом определяет способ мышления больного и старается подобрать максимально эффективную тактику ведения дальнейших бесед.

Методики

Есть ряд основных методик, которые вывел и структурировал Аарон Бек.

  • Записывание мыслей. Регулярная запись помогает пациенту структурировать свои ощущения и выделять основное. Также с их помощью можно ретроспективно проследить за очередностью мыслей и соответствующих им поступков;
  • Ведение дневника. С его помощью можно выявить те события или ситуации, на которые пациент реагирует достаточно остро;
  • «Отдаление». С помощью этой методики пациент может посмотреть на свои мысли со стороны и постараться дать им объективную оценку. Становится легче отделить продуктивные мысли и порывы от неадаптивных, то есть тех, которые вызывают страх, тревогу и другие негативные эмоции;
  • Переоценка. Врач просит пациента найти альтернативные варианты развития той или иной ситуации;
  • Целенаправленное повторение. Пациента просят проиграть ситуацию много раз подряд, подыскивая новые варианты ее развития. Такое упражнение позволяет укрепить новые аффирмации в сознании пациента.

Когнитивно-бихевиориальная психотерапия

Этот вид терапии возник на основе когнитивной психологии и некоторых тезисах бихевиоризма. Когнитивно-поведенческая терапия или когнитивно-бихевиориальная основывается на мнении, что реакция на определенную ситуацию (ощущение и выбор поведения) зависит целиком и полностью от восприятия этой ситуации. То есть имеет значение только то, как индивидуум реагирует на проблема, а не сама проблема. Когнитивно-поведенческая терапия ставит перед собой определенную задачу: скорректировать мысли и восприятие пациента и направить их в правильное русло. Врачи стараются выявить негативные мысли и реакции. Важно то, какую оценку этим мыслям готов дать сам пациент и то, насколько объективными и реалистичными он их считает.

Помимо всего необходимо смоделировать ритм жизни пациента и постараться избавиться от негативных факторов. В первую очередь важна нормализация питания, отказ от негативных привычек (даже при внешней их привлекательности) и чрезмерной загруженности. Часто синдром хронической усталости приводит пациентов к неверному восприятию окружающей действительности.

Когнитивно-поведенческая терапия построена таким образом, что достаточно большую часть работы приходится выполнять самому пациенту. Психолог дает ему «домашние задания». Хорошие результаты приносит ведение подробных записей и последующий разбор их на психотерапевтическом сеансе.

Вы спросите, как часто в современном мире встречаются люди с различными психическими отклонениями и расстройствами? Ответ будет – тысячи и миллионы людей! Да, нарушения могут быть очень разнообразными, от грубых расстройств психоневрологического характера, до мягких форм и просто акцентуаций характера. Все мы живём в условиях постоянного латентного стресса и вынуждены приспосабливаться, постоянно адаптироваться к всё новым и новым социальным нормам, что повышает наш базальный уровень тревожности. Немудрено, что в таких условиях люди испытывают сильный психологический дискомфорт, который может приводить к разнообразным расстройствам психики и даже заболеваниям. Одним из современных и весьма эффективных методов борьбы с такими нарушениями как раз и является когнитивно поведенческая психотерапия. Метод сравнительно новый и активно внедряющийся в клиническую практику малой психиатрии.

Под термином когнитивно поведенческая психотерапия или когнитивно бихевиоральная психотерапия в психиатрической практике принято понимать направление в лечении пациентов с психиатрическими расстройствами личности и другими нарушениями сочетанием психоаналитического подхода с бихевиоризмом, т.е. исследованием структуры поведения больного и реагирования на разнообразные действия и раздражители. Такой подход оказывается весьма эффективным, так как позволяет раскрыть всю многогранность психологических нарушений у конкретного больного. Сочетание этих двух видов терапии позволяет добиться большей отдачи от больного, что также ускоряет психоаналитическое исследование пациента. Коррекция поведения и проявлений заболевания происходит путём мотивированного подкрепления положительных действий и реакций больного в сочетании с игнорированием патологических черт поведения.

Данное направление в психиатрической практике сформировал психиатр американского происхождения – Аарон Бек. Теоретическое обоснование данного подхода к лечению психиатрических больных было сформировано еще в середине прошлого века, однако активное внедрение методик когнитивно поведенческой терапии стало повсеместно применяться, начиная только с конца 90-х годов прошлого столетия. Когнитивно аналитическая психотерапия достаточно долгое время не признавалась ассоциацией американских психотерапевтов.

Изначально метод психотерапии был разработан и обоснован только для узкого круга заболеваний, например, применялся для терапии депрессивного расстройства личности в рамках психоаналитического подхода.

Методология когнитивного подхода

Когнитивная терапия играет важную роль в исследовании и анализе психопатологических шаблонов, сформировавшихся у конкретного психиатрического больного. Когнитивный подход позволяет найти суть проблемы, чтобы в дальнейшем таргетно воздействовать на психопатологические защитные механизмы больного. Очень важно при когнитивном подходе установить с пациентом доверительный контакт, чтобы отношения между специалистом и больным строились на максимально открытой и достоверной информации. Методы когнитивной психотерапии включают в себя следующие этапы:

  1. Первым делом психотерапевт формирует список проблем, для удобства все проблемы выписываются на лист и ранжируются от наиболее заметных специалисту и пациенту, к скрытым или латентным проблемам.
  2. Специалист обязательно выявляет все негативные мысли пациента, в особенности те, которые находятся на подсознательном уровне, т.е. возникают у него автоматически.

Поведенческий подход

Поведенческий подход к терапии расстройств личности заключается в плотном соприкосновении с теорией бихевиоризма, т.е. основан на поведенческих шаблонах характерных для людей. Поведенческий подход позволяет оценить реакцию больного на те или иные когнитивные манипуляции. Таким образом специалист исследует поведение пациента при психоаналитическом исследовании, что позволяет подтвердить ряд психопатологических реакций больного.

Отличия от классического психоаналитического подхода

Несмотря на схожую структуру психоаналитической и когнитивной методик, у обоих направлений есть некоторые различия. В отличие от психоаналитики, когнитивная терапия ставит перед собой целью анализ и коррекцию психопатологических нарушений здесь и сейчас, в то время, как психоаналитика ищет корень проблемы в детских и юношеских воспоминаниях. Когнитивная психотерапия использует подход к точечному исследованию и воздействию на пациента, только в момент тренинга. Когнитивная психотерапия расстройств личности включает в себя сложный комплекс аналитических и психотерапевтических воздействий специалиста на пациента, что позволяет в краткие сроки провести коррекцию психопатологических нарушений у больного.

Техника когнитивной терапии

Для максимально точного исследования и интерпретации результатов диагностических данных пациента, когнитивная психотерапия использует различные техники воздействия на больного. Чтобы достичь поставленной цели, а именно убеждения пациента в его патологических мыслительных процессах, требуется глубокий анализ его защитных психологических механизмов и поведенческих характеристик. Для этого используют следующие техники:

  • Фиксация в письменном виде всех негативных установок пациента и мыслительных актов. Для этого при психотерапевтической сессии, после установления доверительного контакта со специалистом пациент выписывает все свои тревожные и негативные мысли, после чего выстраивает список от самых неприятных, до менее интенсивных негативных факторов.
  • Фиксация мыслей и действий в собственный дневник. В дневник рекомендуется выписывать как можно большее количество мыслей, которые возникают у пациента в течение дня. Дневник необходимо вести как минимум неделю, чтобы данные были адекватными и правильными.
  • Применение техники катарсиса. Катарсис основан на воспроизведении действий, связанных с теми эмоциями и эмоциональным состоянием, которое преобладает у пациента. Например, при депрессивном настрое, когда пациент находится в печали, специалист может предложить пациенту заплакать или закричать, чтобы лучше понять психопатологические механизмы заболевания.
  • Исследование негативной установки. Данная техника используется при обнаружении самоуничижительных влияний мыслительного процесса у больного. При сниженной самооценке, специалист предлагает пациенту выполнить ряд маленьких действий, но действия должны обязательно приводить к положительному результату, что поможет сформировать правильную мотивацию у пациента и побороть негативные мысли.
  • Использование воображения с терапевтической целью. Воображение – очень мощный инструмент в понимании, а также и лечении больных с различными нарушениями психоэмоционального фона. Для начала психотерапевт просит пациента вообразить пациента в мыслях какую-либо ситуацию и исследует его реакцию и ход воображения, после чего помогает направить процесс воображения в положительную сторону.
  • Техника трёх колонок. Интересная техника, которая позволяет в дальнейшем пациенту самостоятельно корректировать некоторые негативные мыслительные и поведенческие процессы. Для этого больной составляет таблицу из трёх колонок. В первой он записывает какую-либо ситуацию, во-второй негативную мысль, формирующуюся в ответ на ситуацию, в-третьей действие необходимое, чтобы побороть данную мысль.
  • Также высокой эффективностью обладает запись любых действий, совершаемых пациентом в течение дня. После успешного оформления листа наблюдений психотерапевт анализирует данные и принимает решение о назначении тех или иных комплексов упражнений и тренингов.


Преимущества когнитивно поведенческого подхода

Когнитивно поведенческая терапия позволяет детально изучить психопатологические механизмы, сформировавшиеся в ответ на какое-либо травмирующее событие. Комплексное выявление триггеров, приводящих к возникновению психопатологической реакции у пациента, позволяет эффективнее воздействовать на основную причину расстройства. После анализа психопатологических механизмов специалист может точечно воздействовать на психику пациента, что позволяет минимизировать воздействие психотерапевта на пациента, этого означает, что пациент самостоятельно учится справляться со своими психологическими нарушениями, а специалист всего лишь подталкивает больного в нужном направлении. Когнитивно поведенческая психотерапия позволяет корректировать и лечить широкий спектр психиатрических расстройств и в большинстве случаев, позволяет справиться с сложившейся ситуацией без применения фармакотерапии.

Отдельно следует сказать о эффективном применении данной методики у пациентов с различными видами психологических зависимостей. Применение когнитивно поведенческого подхода у аддиктивных больных позволяет избавиться от зависимости самостоятельно, что значительно сокращает процент рецидивов заболевания.

Когнитивная психотерапия расстройств личность позволяет значительно повысить эффективность терапевтического немедикаментозного воздействия на пациентов с мягкими формами нарушений психического здоровья, а также у людей с разнообразными акцентуациями характера и зависимостями. Комплексное проведение когнитивных техник и поведенческого анализа пациента позволяют гибко воздействовать на его защитные и поведенческие механизмы.

Интересные публикации:

Нет похожих постов.