Дыхательная гимнастика холотропное дыхание. Холотропное дыхание для выхода в астрал. Байбак не требует определенных условий

Дыхание – один из главнейших связующих элементов между внешним миром и телом человека, его психикой и духовностью.

В древних традициях шаманизма северных народов и мексиканских племен, практиках индийских йогов и шаолиньских монахов использовали глубокое дыхание как важную часть религиозных, мистических обрядов.

Современные методы исцеления души и тела вобрали в себя «дуэт» тайных знаний магов, целителей и исследования основоположников психоанализа и аналитической психологии – Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Одним из самых выдающихся психотерапевтических способов, признанных официальной медициной, является холотропное дыхание.

Гениальный автор этой мощной и чудодейственной практики – величайший ученый, «гуру психологии», американский психиатр и психоаналитик чешского происхождения – Станислав Гроф. Вместе с супругой Кристиной в середине прошлого столетия он разработал дыхательную психотехнику, которая базировалась на серьезной теоретической базе.

В отличие от основателей ребефинга Леонарда Орра и вайвейшн Джима Леонарда корифей холотропного дыхания – известный ученый, профессор психологии Калифорнийского института Интегральных Исследований, руководитель международной трансперсональной ассоциации, автор 13 книг и 140 статей, переведенных на 16 языков мира.

В 1975 году его разработка была признана официальной американской медициной как действенная психотерапевтическая практика, в 1993 году она нашла признание в России, в 1998 году Станислав Гроф посетил Москву, а в 2007 – стал почетным доктором МГУ.

В чем суть холотропного дыхания?

Чудесная сила основана на четырех элементах: глубоком, интенсивном и одновременно связном дыхании, в котором отсутствуют паузы между вдохом и выдохом; побуждающей ритмичной музыке; спонтанном погружении в поток бессознательного и психоанализе всплывающего опыта.

Его дальнейшее проявление происходит в творческой фантазии: рисовании мандал, телесно-ориентированной терапии, обсуждении происходящих процессов.

«Холотроп» или, ласково называемая российскими учениками Станислава Грофа – «холотропка», переводится с греческого как holos – «целый» и tropein – «то, что ведет, путь, дорога». Цель – это путь самопознания, «возвращения к целому», объединение сознания и глубинного подсознания в единый механизм понимания себя, своих эмоций, эмоциональное взросление и созревание как личности.

Холонавты-практики могут открыть давно забытые глубинные психологические травмы, конфликтные ситуации, создающие жизненные проблемы в настоящем, и освободиться от этих «барьеров».

Холотропка – вред или спасение?

У данного популярного метода, созданного как альтернатива психотропному препарату ЛСД, существует немало сторонников среди профессионалов, но также есть специалисты, которые его активно критикуют, называя опасным для здоровья. Что происходит во время дыхательной сессии с человеком?

Техника глубокого ритмичного дыхания через рот в быстром темпе с отсутствием пауз (как , подъеме в горы или ) вызывает резкое повышение уровня кислорода в организме, в том числе и мозге, провоцирующее падение содержания углекислого газа в тканях и гипервентиляцию в легких.

Это состояние ведет к появлению опасных реакций: рефлекторному сужению сосудов, резкому повышению кровяного давления, гемоглобин – основной проводник кислорода к клеткам тела – снижает свою работоспособность, создавая дефицит этого жизненно важного элемента в тканях, нарушается кислотно-щелочной баланс и общий обмен веществ. Наступает временная гипоксия (удушение) мозга, на фоне которой происходит отмирание нервных окончаний.

Мало того, организм за сессию холотропного дыхания теряет от двух до трех литров углекислого газа, что в медицинских трактатах именуется как крайне тяжелая степень гипокапнии.

Самостоятельные, непрофессиональные эксперименты с данной практикой могут в этом случае привести к необратимым изменениям, вплоть до отека мозга и летального исхода. Значительный вред может нанести это состояние также ЦНС, мышце сердца, тканям печени и почек.

Сторонники трансперсональной психологии, главным компонентом которой является холотропная терапия, утверждают, что абсолютно здоровому взрослому человеку, не имеющему противопоказаний к данному методу самоисследования, прошедшему обучение у профессионалов-учеников и последователей Станислава Грофа (в России – Владимира и Кристины Майковых и Светланы Дороганич) или сопутствующих сертифицированных центрах, вход в измененные состояния сознания не страшен.

Холотропное дыхание само по себе безопасно, контролируется ситтером (или группой ситтеров), проводится под наблюдением опытного ведущего-инструктора (психотерапевта). Оно представляет собой научно подтвержденный, экспериментально доказанный действенный метод выявления и эффективного решения самых разных психологических проблем. Главным катализатором этих процессов служит не химическое психоактивное вещество, а мощный естественный физиологический процесс – .

Важнейший эффект от холотропной терапии – колоссальное освобождение человеческого сознания от внутренних «крючков», зажимов, барьеров, неосознаваемых страхов, блоков, самых разных психических напряжений. Кроме того, холонавт получает у своего бессознательного карт-бланш на самые смелые шаги в самореализации, самоактуализации и творческом выражении.

Для кого существуют противопоказания к такой терапии?

  • Для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями (гипертонией, острыми болезнями сердца, спазмами сосудов головного мозга),
  • астмой в тяжелой форме,
  • глубокими неврозами,
  • заболеваниями мозга,
  • беременностью,
  • острыми инфекционными болезнями,
  • глаукомой,
  • вывихами,
  • серьезными эмоциональными расстройствами.

Людям, страдающим эпилепсией, разрешение выдает психотерапевт. К тому же, с ними инструкторы занимаются в индивидуальном порядке, на групповые сеансы такие пациенты не допускаются.

Учимся правильной технике самостоятельно!

Сколько ни говорят о вреде самостоятельного изучения методики холотропного дыхания, но в связи с популярностью этого процесса самопознания многие любители экстрима все же рискуют в домашних условиях попытаться очистить сознание и скорректировать внутренний мир, устранив проблемы. В этом случае необходимо обезопасить себя от травм в комнате, где будете заниматься, покрыв мягкими материалами все опасные углы и поверхности.

Вместе с вами в этом помещении обязательно должен находиться ситтер, или нянька, который будет оберегать от возможных эксцессов. Он должен быть достаточно опытным, знать большинство методик данного типа терапии, помогать дышащему, а не диктовать свои условия, не бояться различных реакций холонавта, а по завершению практики внимательно выслушать «путешественника».

Итак, холотропное дыхание имеет пару характеристик: частоту и глубину. Представьте, как дышит собака, и попытайтесь воспроизвести такое же дыхание, увеличив амплитуду. Сначала совместить глубину и интенсивность вдохов и выдохов бывает сложно, но со временем это может получиться.

Первые 20 минут сессии очень важны для погружения в ИСС, или транс, то есть измененное состояние сознания. На протяжении остального времени холотропной сессии вам придется внимательно прислушиваться к своим ощущениям и регулировать частоту и силу дыхания в соответствии с ними. Возможно, в какие-то минуты вам совсем не захочется дышать, нужно воспринять это как часть происходящих процессов.

Надо отметить, что в холотропке важную роль играет побуждающая, ритмичная, правильно подобранная музыка. Специальные композиции составляются из расчета: первые 8 минут – музыка побуждающая, легкая, помогающая дыханию, следующие 12 мин – стимулирующая дыхательный процесс, еще 20 минут – барабаны, маракасы, этно-ритмы, следующие 20-25 мин – драматическая музыка, квинтэссенция, «прорыв», еще 15 минут – теплая сердечная музыка полета, открытости, остальное время до конца сессии должна воспроизводиться созерцательная, но достаточно интенсивная мелодия, которая послужит стимулом для продолжения духовной работы.

Особую сложность новички испытывают при работе с телом и психологическими зажимами. При их проработке могут возникать телесные блоки в виде ощущений, как бы сводящих мышцы конечностей. Они мешают, отвлекают новичка и не дают ему продвигаться в глубину своих переживаний. Прорабатываются они через напряжение рук или ног, но без помощи ситтера.

Нянька может взять руку, но холонавт должен тянуть ее на себя, вложив максимум сопротивления. Блоки могут выражаться болью. Холонавт может попросить надавить ситтера на болезненную область: успешная проработка проявится выходом из этого негативного ощущения. Опытный ситтер знает запрещенные области тела, с которыми работать нельзя! Это: область горла, лица, гениталий и у женщин – груди. Для компенсации этой боли ситтер может дать холонавту тряпку для скручивания или двигая ноги в бедренной области.

По завершению сессии нужно немного полежать, затем нарисовать мандалу: круг на листе, а в нем – все, что заблагорассудится. Можно создавать эти «круги переживаний» сколько угодно. Далее ситтер выслушает холонавта, а в конце проведет психоанализ, подталкивая дышащего к пониманию и решению проблем.

Реальные отзывы о холотропном дыхании

Андрей, 29 лет: « … На первую сессию «холотропки» пришел жутким скептиком. Однако мой скепсис улетучился в тот же день! Мне казалось, что я давно решил многие психологические проблемы, но на самом деле я их только спрятал поглубже. Когда я их вытащил, ко мне пришло понимание того, как нужно к ним правильно относиться. Холотропное дыхание для меня – надежная батарейка и неизведанный деликатес, который каждый раз дает мне подзарядку и удивительные ощущения! А, главное, не нужно искать никаких сторонних ресурсов, так как все это есть внутри тебя! Остается лишь грамотно их использовать… »

Наталья, 43 года: « … Компания холотропщиков давно стала для меня тесным сообществом любимых подруг, с которыми мы делимся самым сокровенным. Я всякий раз, приходя на сеанс, знаю, что глубинный процесс дыхания связан с чувствами и в этот раз меня ждет открытие новых эмоций и ощущений. Какие только переживания не встречаются при лечении телесных «замков», зажимов и блоков! Гнев и ярость, раздражение и благодарность, любовь и ощущение бесконечного счастья – все это можно испытать, освобождая свое сознание!

Незабываемым и чрезвычайно полезным оказывается опыт ситтерства – заботиться о людях, помогать им, откликаться и слушать дышащего в процессе. Это открыло новые грани сочувствия и сопереживания каждому человеку во мне, я стала возвращаться к себе, к своему телу. Желаю всем ярких, незабываемых открытий! »

Светлана, 25 лет: « … После сеансов холотропа меняется мировоззрение, внутри ощущаешь переоценку ценностей. Но сохраняется подобное состояние не больше полугода, если его не практиковать. Я, например, набралась смелости и уверенности у опытного психолога, а сейчас свои тренинги начала вести сама, хотя ответственность огромная!!! »

Николай, 30 лет: « … Мечтал попасть на сессию холотропного дыхания давно, но неотложные дела постоянно меня отвлекали, и я снова откладывал свое желание на «потом». Но однажды решил пойти, несмотря ни на какую спешность. Нам, новичкам, сначала объяснили, что и как будет, но сам процесс описанию не поддается. Тело крючило и колбасило, зато все ощущения, как пазл, чудесным образом гармонично расставлялись по местам. Снова жду «холотропки», хоть и страшно, но безумно интересно! »

Ирина, 52 года: « … Впервые в жизни прошла 3 сеанса «холотропки». Потрясающее состояние! Гена, мой ситтер, – настоящий ангел-хранитель! Заботился обо мне все свои и мои сессии! Спасибо! Парадокс: в жизни у меня сейчас сложная ситуация, а я ощущаю себя 20-летней девчонкой! Улыбаюсь и ветер в голове! »

Этот метод был разработан американским психологом чешского происхождения Станиславом Грофом и его женой Кристиной в 1970-е годы в качестве замены запрещенному ЛСД .

Данная методика широко критикуется среди специалистов за её опасность для мозга (из-за гипоксии отмирают нервные клетки) , а также за её претензии на связь с реальным опытом рождения. По мнению С. Степанова, ведущий группы холотропного дыхания сам навязывает практикующим ассоциации с опытом рождения, из-за которых у практикующих и возникают переживания этого типа .

Термин «холотропный» образован от др.-греч. ὅλος «целый» и τρόπος «направление, способ».

История

Станислав Гроф

Станислав Гроф, будучи психиатром и психоаналитиком, стал проводить исследовательскую деятельность с ЛСД в середине 50-х годов. Довольно быстро он убедился в большом психотерапевтическом эффекте психоделических сессий . Продолжая свои исследования, Гроф столкнулся с необходимостью пересмотра фрейдистской модели психики, в которой он был воспитан, и построения новой картографии сознания для описания эффектов, возникающих во время психоделических сеансов. Создав такую модель, он описал её в своих многочисленных трудах. Когда закрывались эксперименты с психоактивными веществами (ПАВ), Гроф стал искать технику, подобную по терапевтическому воздействию. И в 1975 году, вместе с Кристиной Гроф, открыл и зарегистрировал дыхательную технику, которую назвал «холотропное дыхание».

Станислав Гроф и Кристина Гроф

В 1973 году доктор Гроф был приглашен в Институт Эсален (англ. Esalen Institute ) в Биг-Сюре , Калифорния, где жил до 1987 года, занимаясь писательской работой, проводя лекции, семинары, включая семинары на которые им приглашались специалисты из различных научных и духовных направлений. Работая в Эсалене, Станислав и Кристина Гроф занимались разработкой техники холотропного дыхания. На фоне запрета на использование психоактивных веществ в психотерапевтических целях, Станислав и Кристина Гроф использовали в своей работе интенсивное дыхание. Прототипом дыхательной техники С. и К. Гроф были способы дыхания, существовавшие в различных духовных практиках, а также дыхание наподобие наблюдавшегося у пациентов во время психоделической сессии в случае, если проблема не была проработана до конца и пациенты начинали спонтанно и интенсивно дышать. Подобное дыхание было необходимо, чтобы продолжить оставаться в измененном (расширенном) состоянии сознания и доработать (разрядить) тот психологический материал, который поднялся из бессознательного и отреагировался в виде симптомов.

Однажды, работая в Эсалене, С. Гроф потянул спину и не смог как обычно вести процесс. Тогда у Станислава возникла идея разбить группу на пары и проводить не одну, а две дыхательные сессии и пусть участники семинара помогают друг другу. Во время первой сессии один человек дышит (холонавт), а второй ему помогает (ситтер, сиделка, помощник), во время второй они меняются местами.

Воздействие на человека

Теоретическим обоснованием метода является трансперсональная психология и картография бессознательного Станислава Грофа.

Метод, сочетающий в себе такие элементы, как ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождает целый спектр переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования [неизвестный термин ] .

Сторонники метода утверждают, что переживания, вызываемые при холотропном дыхании, имеют целительный и трансформативный эффект. Они также заявляют о том, что многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов, а полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния.

Физиологический механизм

Психофизиологическое действие холотропного дыхания основано на том, что длительная гипервентиляция приводит к снижению концентрации углекислого газа , которое ведет к сужению сосудов . Гемоглобин начинает прочнее связывать кислород и красные кровяные тельца менее эффективно передают его тканям - ткани начинают задыхаться от нехватки кислорода. В результате от нехватки воздуха возникает парадоксальное кислородное голодание, из-за которого начинается торможение коры головного мозга , более интенсивно начинает работать подкорка, высвобождая ранее вытесненные из сознания переживания, и практикующий видит галлюцинации

Противопоказания к применению

У метода есть ряд противопоказаний :

  • Тяжелые хронические заболевания, в первую очередь сердечно-сосудистые, в фазе декомпенсации ;
  • Психотические состояния;
  • Эпилепсия;
  • Глаукома;
  • Беременность;
  • Остеопороз;
  • Недавние операции и переломы;
  • Острые инфекционные заболевания;

Переживания

Феноменология переживаний, получаемых во время дыхательной сессии С. Гроф комбинирует в 4 области :

  1. Сенсорный барьер (эстетический уровень). Различные зрительные, слуховые образы, не имеющие конкретного содержания (звездочки, огоньки). Телесные ощущения (холод-тепло, напряжение-расслабление).
  2. Уровень индивидуального бессознательного (воспоминания из своего биографического прошлого).
  3. Перинатальный уровень. Состоит из 4-х так называемых базовых перинатальных матриц (БПМ) , в соответствии с периодом родов, который они описывают. БПМ-1 до начала родов. Абсолютно комфортное существование. Описания Рая. БПМ-2 Начало родов, пока матка ещё не открыта. Сильное сдавливание, безвыходность. БПМ-3 Продолжение сдавливания, но матка уже открыта, поэтому появляется цель, при достижении которой все становится благополучным. Борьба Смерти-Возрождения. БПМ-4 рождение в новом качестве.
  4. Трансперсональный уровень (надличностный).

Переживания трансперсонального уровня многообразны и имеют свою классификацию: Выход за пределы пространственных границ:

Выход за пределы линейного времени:

Физическая интроверсия и сужение сознания: Эмпирический выход за пределы общепринятой реальности и пространства-времени:

Психоидные трансперсональные переживания: Синхронные связи между сознанием и материей. Спонтанные психоидные явления:

  • сверхнормальные физические способности;
  • спиритические феномены и физический медиумизм ;
  • повторяющийся спонтанный психокинез (полтергейст);
  • неопознанные летающие объекты (НЛО -феномены).

Намеренный психокинез:

  • ритуальная магия ;
  • целительство и ведовство ;
  • лабораторный психокинез .

Интеграция материала практических сессий начинается в самом процессе, продолжается через телесно-ориентированную терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе . Далее интеграция завершается в сновидениях и в обычной жизни. Интеграция материала может занимать до полугода.

Техника

Холотропное дыхание является более частым и глубоким, чем обычное; как правило, не дается никаких других специфических инструкций перед сессией или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о помощи.

Музыка (или другие формы акустической стимуляции - барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т. д.) является целостной частью холотропного процесса. Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце - мирной, текучей, медитативной .

Процесс проходит в парах «ситтер-холонавт» . Обычно за один день проводится 2 дыхательных сессии. В одной сессии участник выступает в роли дышащего, в другой - в роли ситтера.

Длительность процесса зависит от квалификации ведущего, разогрева, качественного и количественного состава группы.

В среднем процесс заканчивается естественным образом в течение полутора-двух часов. В случае наличия признаков незавершенности процесса, проводится дополнительная фокусированная работа с телом. Завершается сессия рисованием мандал и групповым проговором (шеринг).

Критика

Холотропное дыхание подвергается значительной критике. В частности, некоторые исследователи ставят под сомнение методику холотропного дыхания как таковую. Не отрицая наличия необычных (по большей части галлюциногенных) образов и состояний, возникающих под действием гипервентиляции, под сомнение ставится наличие какой-либо связи с реальной ситуацией рождения . Согласно этой точке зрения, ведущий группы холотропного дыхания (а обучение технике проходит только в групповых формах) оказывает воздействие на участников, в результате чего их состояния возникают не сами по себе, а моделируются извне.

Согласно этой точке зрения, холотропное дыхание ведет не к развитию, а, наоборот, к ухудшению работы мозга. Справедливости ради, стоит отметить, что методика Бутейко приводит к кардинально противополжным результатам - снижению уровня и увеличению уровня СО 2 в крови, что также приводит к негативным последствиям. .

Вместе с тем отмечается, что потеря углекислого газа в течение сессии холотропного дыхания составляет 2-3 литра, что по принятым в настоящее время взглядам считается крайне тяжелой степенью гипокапнии , чреватой возникновением отека мозга и летальным исходом .

У части клиентов С. Грофа наблюдаются негативные последствия холотропного дыхания, некоторые «подсаживаются » на него, методику широко практикуют плохо усвоившие её люди и просто шарлатаны . Правда, в отличие от ЛСД, холотропное дыхание не запрещено. Стоит отметить что в Швейцарии, в рамках эксперимента, ЛСД разрешён для приёма неизлечимо больными как средство избавляющее или значительно снижающее страх перед близкой смертью.

См. также

Примечания

  1. JOSEPH P. RHINEWINE & OLIVER J. WILLIAMS Holotropic Breathwork: The Potential Role of a Prolonged, Voluntary Hyperventilation Procedure as an Adjunct to Psychotherapy // THE JOURNAL OF ALTERNATIVE AND COMPLEMENTARY MEDICINE . - 2007. - В. 7. - Т. 13. - С. 771–776. - DOI :10.1089/acm.2006.6203
  2. «Мифы и тупики поп-психологии» // С. С. Степанов. - Дубна.: Феникс+, 2006. с.97-98
  3. Scott O. Lilienfeld & Wallace Sampson The Skeptical Inquirer Journal editors criticize MDMA study as nonscientific, unethical (англ.) // The Skeptical inquirer . - Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal, 2003. - Т. 27.
  4. Joseph P. Rhinewine and Oliver J. Williams Holotropic Breathwork: The Potential Role of a Prolonged, Voluntary Hyperventilation Procedure as an Adjunct to Psychotherapy // The Journal of Alternative and Complementary Medicine . - September 2007. - В. 7. - Т. 13. - DOI :10.1089
  5. Сайт метода Бутейко
  6. УСЛАДА СЛАБЫХ И ПРЕСЫЩЕННЫХ
  7. Станислав Гроф. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД
  8. В.Майков. Парный полет холонавтов: принципы работы в сессиях и круги интеграции
  9. В.Майков Сущность холотропного подхода .
  10. Ю. А. Бубеев, И. Б. Ушаков, Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины МО РФ Механизмы дыхания в условиях длительной произвольной гипервентиляции // Авиакосмическая и экологическая медицина . - 1999. - Т. 33. - № 2. - С. 22-26.
  11. Владимир Емельяненко - сертифицированный психотерапевт Европейской Трансперсональной Ассоциации (ЕВРОТАС)
  12. Станислав Гроф. Путешествие в поисках себя. Изд. АСТ, Институт трансперсональной психологии, Издательство К. Кравчука, 2008 г. ISBN 978-5-17-054421-9
  13. Тев Спакс. Структура музыкально-шумового оформления холотропной сессии
  14. Colorado governor signs "rebirthing" ban
  15. CANDACE NEWMAKER: Death Through «Rebirthing» Therapy
  16. Лекция Бутейко К. Н. о вреде глубокого дыхания
  17. ЖИЗНЬ: Галлюцинации из ничего
  18. Сергей Кардаш
  19. Юрий Бубеев, Владимир Козлов

Ссылки

  • Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии
  • Юридические вопросы, относящиеся к методу «Холотропное Дыхание- Holotropic Breathwork»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Методика холотропного дыхания была разработана Станиславом Грофом еще в 70-е годы прошлого столетия. Он с женой Кристиной и стали первыми учителями, проводили сеансы для тех, кто решил попробовать неизведанное и новое. Сегодня у супругов Грофов множество последователей по всему миру. И методика набирает популярность. Поскольку она позволяет раскрыть свои скрытые способности, избавиться от родовых травм, увидеть прошлые жизни, привести в порядок организм. Перечислять все достоинства холотропного дыхания – долго, более подробно про это можно прочитать в интернете или в соответствующей литературе.

Меня зовут Олег Макеев. Холотропное дыхание, техника которого довольна сложна, я изучаю долгие годы. И могу проводить групповые или индивидуальные сеансы. Последние в большинстве случаев проводятся самостоятельно. Люди решаются на холотропное дыхание в домашних условиях. Объясняется это тем, что занятия с мастером стоят денег. И довольно немалых. А если делать все самостоятельно, то на это не потребуется никаких затрат. Вот только как сделать так, чтоб выполнение этой техники было полностью безопасным для клиента? Об этом я и хочу рассказать в данной статье. И предупредить о некоторых «подводных камнях», которые ожидают новичков и тех, кто проводит холотропку самостоятельно.

Приготовление

Само холотропное дыхание, техника которой изучена хорошо, не сложное. Но вот подготовка требует сил. Начинать нужно с комнаты, в которой будет происходить сеанс. Она должна быть просторной, без острых углов мебели и без тяжелых предметов. Если нет возможность удалить это, то прикройте мягкой обивкой все опасные места. В общем, сделайте комнату безопасной. Дело в том, что во время прохождения сеанса вы можете дергаться, удариться руками или ногами, повредить себе что-то.

Обязательным условием является и наличие ситтера. То есть, это человек, который будет находится рядом и следить за вами, в случае опасности прервет сеанс или поможет начать дышать, поскольку часто клиент про это забывает. Лучше всего брать того, кто хорошо разбирается в том, что являет собой домашнее холотропное дыхание. Он сможет не только проследить за тем, насколько вы грамотно все делаете, но и уберечь вас от возможных повреждений, которые нередки, если заниматься холотропкой самостоятельно.

Нужна хорошая музыка для холотропного дыхания, найти подходящие сборники можно в сети. Но дело это долгое. Вкусы у всех разные. Поэтому некоторые тратят месяцы на то, чтоб найти наиболее подходящее музыкальное сопровождения для самостоятельного проведения холотропки. Затем можно начинать само холотропное дыхание, отзывы о котором говорят, что можно проводить его и в домашних условиях, если подготовиться как следует. Конечно, главное внимание уделяем дыханию. Оно должно быть частым, глубоким и мягким. Некоторые мастера сравнивают его с тем, как дышат собаки.

В первые разы вы прислушиваетесь к своим ощущениям, учитесь правильно дышать и соблюдать остальные требования. Поэтому не стоит ждать результата сразу. На то, чтоб получить хоть какой-то эффект, может потребоваться до 10 домашних сеансов. И все равно, провести холотропку правильно и с соблюдением всех деталей зачастую крайне тяжелая миссия. Да и нет эффекта, который достигается при проведении групповой терапии.

Эффект

Только после того, как вы сами проведете несколько раз холотропное дыхание в домашних условиях, появятся первые результаты. Позаботьтесь о том, чтоб рядом находился человек, который разбирается в этом. Он поможет избежать ошибок, которые очень часто допускают начинающие. И с мастером эффект будет достигнут намного быстрей. Главными в процессе дыхания являются первые 20-30 минут. Всего же сеанс длится от одного до полутора часов. За несколько сеансов вы сами выберете себе тактику, которая наиболее эффективна.

Проблемой для новичков являются неприятные ощущения в некоторых частях тела. Это могут быть конечности или живот. Справиться с ними должен сам клиент, ситтер в это дело не вмешивается. Для того, чтоб неприятные ощущения исчезли, потребуется напрягать и расслаблять мышцы. Стоит упомянуть, что перед сеансом лучше не кушать, поскольку на полный желудок расслабиться довольно сложно. А еще снимите с себя все украшения, поскольку они также могут нанести вред вам во время прохождения сеанса.

Дома или с мастером?

Можно попробовать самостоятельно заняться холотропным дыханием. Но лучше обратиться к тем, кто уже знает, что это, как проводится, знаком с техникой и нюансами. Стоит заметить, что на изучение могут потребоваться годы. Но многие идут на это, делая смыслом своей жизни и основной профессиональной деятельности. Именно такие мастера проводят сеансы холотропного дыхания для новичков и групп.

Кстати, именно групповые сеансы имеют большую эффективность и доказали свой авторитет. Множество людей создают свою, неповторимую атмосферу. А если еще ведет сеанс знающий и умелый мастер, то этому мероприятию вообще “нет цены”!

Сегодня для того, чтоб провести холотропное дыхание в домашних условиях, есть множество сайтов, на которых есть все необходимые инструкции. Вот на мой взгляд самая лучшая из них: Лягте удобно, на мягкое место. Рядом не должно быть предметов, о которые можно удариться. На глаза рекомендуется надеть повязку, предохраняющую от попадания света, поскольку последний может мешать сосредоточиться на правильном дыхании. Лучше всего избавиться от всех раздражающих факторов. Если есть животное, отправьте его в другую комнату.

Две основных характеристики холотропки — это частота и глубина дыхания. Можете воспользоваться советами мастеров и представить, как дышит собака. Попробуйте действовать подобным образом, при этом не намного увеличивая амплитуду. Поначалу может показаться, что совместить два этих параметра проблематично. Но через некоторое время все будет получаться без всяких проблем, организм сам настроится, выберет нужный ритм, частоту и глубину.

При переходе в измененное состояние сознания (ИСС) наиболее важными и ответственными являются первые 20 минут. Именно за это время вы должны погрузиться в транс, войти в ритм и соблюдать его. Затем остается только следить за собственными ощущениями. Время от времени регулируйте частоту и силу дыхания. Если с вами есть ситтер, попросите его напомнить про это. Также он должен помочь начать дышать нажав на одну из точек на вашем теле, если вы прекратили это делать. Такая ситуация нередка, поскольку мозг насыщается кислородом и про дыхание можно просто забыть.

Не забывайте про музыку. Композиции составляются следующим образом: 8 минут звучат легкие мелодии, помогающие настроиться. Следующие 12 минут — музыка, помогающая стимулировать процесс дыхания. Далее в течение 20 минут рекомендуется слушать барабаны, этнические мотивы и так далее. Затем — 20-30 минут драматические мелодии, которые должны помочь достигнуть прорыва. Потом советую 15 минут расслабляющей, сердечной музыки, позволяющей достигнуть апогея или прорыва. И в конце звучит созерцательная музыка. Она должна быть интенсивной, чтоб помогать духовной работе.

После окончания сеанса рекомендуется полежать 5-10 минут, прислушаться к своим ощущениям. Не поднимайтесь резко, от этого может закружиться голова. Сначала примите сидячее положение. И уже затем постепенно поднимайтесь, лучше с помощью ситтера. Ему же можете и рассказать о своем опыте, он поможет понять, что именно вы пережили, сделает психоанализ, в результате чего возможно решение поставленных задач и проблем.

Немало и специальной литературы, обучающей новичков. Эффективно и про холотропное дыхание видео, его тоже немало в интернете.

Экология здоровья: Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века. Он до сих пор лично ведет тренинги по всему миру и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет. На сеансах «холотропного дыхания» Гроф заново «рождался» более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики.

Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века.

Он до сих пор лично ведет тренинги по всему миру и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет.

На сеансах «холотропного дыхания» Гроф заново «рождался» более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики. Тысячи раз возвращался в сознание новорождённого - может, потому и выглядит так молодо?

О методе холотропного дыхания

Гроф написал более десяти научно-просветительских книг, создал успешно функционирующую Международную трансперсональную организацию, подготовил более ста тысяч сертифицированных преподавателей…

Его тренинги посетили миллионы человек по всему миру. Обладатель высших научных степеней и престижных наград, Гроф является, кроме того, весьма состоятельным человеком. Казалось бы, можно уже «выйти на пенсию» и почивать на лаврах! Но нет.

Одна из книг Грофа называется «Неистовый поиск себя» (1990): это то, что он реализует на своём примере, - «вечный бой» с тенью, поиск совершенства. Согласно Горфу, «неистовый поиск себя» - проблема, стоящая лишь перед духовно раздробленными личностями, и то лишь до излечения. В ходе практики она переходит в стоящую перед психически здоровыми людьми другую задачу - сверхзадачу расширения сознания, духовной эволюции.

Как отмечает Гроф по итогам своих собственных «путешествий» в бессознательное (или, точнее, «сверхсознательное») и наблюдений за тысячами «путешествий», предпринятых его пациентами, выйти за этот предел позволяют три способа: приём ЛСД (который является нелегальным наркотиком), предложенная Грофом методика холотропного дыхания и психодуховный кризис, или «духовное обострение».

Общим для этих трёх ситуаций, как пишет Гроф в предисловии к книге «Зов ягуара» (2001), является то, что они вызывают необычные состояния сознания, в том числе тот их подвид, который он называет «холотропным», то есть запредельным , в отличие от обыкновенного опыта, который он называет «гилотропным», то есть земным .

Термин «холотропный» образован от греческих корней holos, что значит «целое», и trepein, что значит «двигаться в направлении» . Вместе они означают «двигаться по направлению к целостности» .

Гроф отмечает в «Зове ягуара», что в психоделической терапии (в настоящее время запрещённой, но бывшей легальной в молодые годы Грофа) такие состояния вызывались приёмом психоактивных препаратов, в том числе ЛСД, псилоцибина, мескалина, триптамина, производных амфетамина (ДМТ, экстази и др.).

В методе холотропного дыхания, разработанного Грофом и его женой Кристиной в 1975 году, для изменения сознания применяется сочетание так называемого связанного дыхания (когда между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом не делается паузы) и музыки, вводящей в состояние транса (часто этнической, трайбл: африканские барабаны, тибетские трубы и т. п.); иногда дополнительно применяется работа с телом .

В случае «духовных обострений» холотропные состояния возникают самопроизвольно , отмечает Гроф, и их причины обычно неизвестны.

Таким образом, третий метод - неконтролируемый, первый - нелегальный: остаётся только холотропное дыхание.

Гроф проводил свои исследования на протяжении более сорока пяти лет . Начал он с опытов с ЛСД. После открытия психотропных свойств препарата в 1943 году некоторое время предполагалось, что он вызывает симптомы, аналогичные шизофрении (и поэтому рекомендовался для приёма врачам-психотерапевтам), но впоследствии эта гипотеза была опровергнута.

После запрещения этого препарата в США в конце 1960-х Гроф стал применять в своих исследованиях метод специального холотропного дыхания , в котором активно использовал опыт, полученный в ходе экспериментов с психоактивными препаратами (в том числе меры предосторожности).

Возможно, прототипом специфического дыхания, используемого в холотропном методе, было учащённое дыхание пациентов Грофа под ЛСД - в случае когда всплывшая из глубин подсознания проблема не могла быть сразу проработана, интегрирована в здоровую психику.

Такое дыхание помогало им оставаться в расширенном состоянии сознания и разряжать тот психологический материал , который проявлялся в виде неприятных симптомов. Так «бэд трип» превратился в метод психотерапии.

Исследования в сфере психоделической терапии и личный опыт холотропного дыхания позволили Грофу сделать открытие , что за «последней границей» человеческого сознания - сознанием эмбриона - не стоит глухая стена (как может предположить материалист, исходя из предположения, что человеческая жизнь ограничена промежутком между зачатием и смертью).

За этой «стеной», как выяснил Гроф, тоже есть жизнь, точнее, много форм жизни . Там лежат «сверхчеловеческие» миры, где время и пространство, ограничения памяти мозга и вообще текущего человеческого рождения перестают быть сдерживающими факторами. А именно - перестают сдерживать то, что всегда живёт внутри нас и ведёт свой «неистовый поиск» и до, и после нашей физической смерти. В некоторых философских и религиозных системах это «что-то» называется «душа», «сознание», «истинное Я».

Но даже не это, эмпирическое, доступное каждому доказательство существования «жизни после смерти», самое удивительное в опытах Грофа. Главное, с высоты духовного, сверхчеловеческого сознания становится очевидно: границы человеческого и те психологические барьеры, которые вызывают различные патологические эффекты, не дающие человеку стать собой, а затем пойти дальше, возвыситься над собой, - границы эти создаются не прихотью судьбы и подпитываются не чьей-то злобной волей, а самим человеком - точнее, его ложной, ограниченной самоидентификацией.

То есть получается, мы сами - изо всех сил - держим запертыми свои «двери восприятия», не давая войти в них истинному здоровью, процветанию и свободе . Человек тратит на поддержание своих психических барьеров очень значительные силы, намного большие, чем он может себе позволить! И эти силы можно использовать гораздо более рационально и выгодно.

Например, эти силы, которыми человек держит свои «двери восприятия» на замке, могли бы помочь ему в путешествии за эти двери, а значит, позволить ему стать счастливой и духовно развитой личностью. И даже более того - шагнуть дальше, за границы человеческого, которые мы, получается, сами же себе установили.

Фактически Гроф за свою долгую жизнь создал целое новое направление не просто психоанализа, а тотальной сверхгуманистической психокоррекции , которая может быть полезна всем и каждому.

С точки зрения Станислова Гроффа, нам всем не мешало бы «подлечиться» по его методу - ведь, надо признать, даже самые здоровые люди по уровню сознания далеки от идеалов, которые демонстрируют духовно развитые личности, учителя человечества, просветлённые мистики. И он не мистик, просто он ставит планку выше, намного выше, чем это делают обычно в психотерапии.

Он обращает наше внимание на трагический разрыв между тем, к чему стремилось человечество, и тем постгуманистическим, механистическим обществом, к которому оно в настоящее время пришло. Гроф, будучи сам профессиональным медиком, доктором медицины, психиатром с пятидесятилетним опытом, выросшим на школе традиционно психоанализа, отмечает, что современная наука грешит однобокостью, граничащей со слепотой .

Традиционная медицина упорно закрывает глаза на то, что проблема психического здоровья человека органически связана с проблемой его духовного развития, даже более того, она фактически противопоставляет эти процессы . Всё, что выходит за рамки традиционного мировосприятия, ограниченного весьма узкими рамками, получает ярлык «ненормальности».

В одном из своих интервью Гроф отмечает: с точки зрения современной медицины получается, что если отбросить ритуалы, оставив лишь специфическое поведение и необычные состояния сознания, то любая религия и духовность вообще - это чистая патология, форма душевного расстройства . Буддийская медитация, с точки зрения психиатра, это кататония, Шри Рамакришна Парамахамса был шизофреником, Св. Иоанн Креститель - дегенератом, а Гаутама Будда- поскольку он ещё, так сказать, способен был на адекватное поведение - как минимум стоял на грани безумия…

Одна из проблем современной медицины, по мнению Грофа, в том, что она склонна рассматривать любые изменённые состояния сознания, возникающие при определённых обстоятельствах у совершенно здоровых людей, как патологические проявления или даже один из симптомов шизофрении . Фактически медицина сейчас бессильна отличить пророческое видение (примеры которых предлагают нам священные писания разных народов мира: Библия, Коран, Тора, Бхагават-Гита и др.) от болезненного шизофренического бреда, наркотический транс - от транса религиозного.

Где в таком случае провести границу «нормального»? И следующий отсюда вопрос: где вообще провести границу «реального», что такое вообще реальность, в которой мы живём? И кто мы такие на самом деле, что может и чего не может так называемый «человек»?

Гроф начал свою медицинскую карьеру с традиционного психоанализа по Фрейду, однако вскоре в ходе своей практики понял однобокость традиционного подхода : ведь фрейдист вынужден сводить всё к сексуальному желанию, либидо, якобы основной движущей силе человека.

Но самое главное, что не устраивало Грофа, - сам по себе метод словесно-ориентированного «проговора» на кожаной кушетке , хотя и приводит в случае успеха к постановке точного диагноза и выявлению события, вызвавшего патологию, не всегда эффективен для действительного избавления пациента от гнёта этого события и собственно патологических симптомов .

Постепенно он пришёл к пониманию того, что не просто формальное вспоминание, а непосредственное переживание заново этих ключевых событий - в том числе самого травматичного в жизни любого человека события - его собственного рождения - гораздо лучше способно помочь как в излечении от недуга, так и расширении сознания .

Сразу стоит отметить, что современная медицина не подтверждает тот факт, что человек может вспомнить собственное рождение и тем более внутриутробный опыт. Фактически, даже наоборот, есть данные, что мозг человека не способен помнить ничего, что происходило с организмом до двух лет.

Однако опыт Грофа и миллионов людей, пользующихся методом холотропного дыхания, говорит об обратном. Чтобы понять, «насколько глубока кроличья нора», на которую указал Гроф, нужно отметить, что опыт людей на сеансах холотропного дыхания не ограничивается перинатальными (испытанными в момент рождения) или даже пренатальными (эмбриональными, внутриутобными) переживаниями.

Он включает в себя в высшей степени яркие и необычные опыты, переживания, которые до изобретения этой методики были доступны лишь продвинутым мистикам и святым различных конфессий.

В частности, это активизация чакр, переживания прошлых воплощений, предвидение, ясновидение и яснослышание, отождествление с другими лицами, с животными, растениями, предметами и даже всеми творениями сразу (Матерью-Природой), всей планетой Земля, более того - переживания встреч со сверхчеловеческими и духовными, божественными, а также существами из других вселенных...

В отличие от пренатальных и перинатальных воспоминаний, которые в ряде случаев подтверждались фактически, опровергнуть или подтвердить такие переживания не представляется возможным.

Так же как, скажем, невозможно дознаться, действительно ли католический святой, основатель ордена Иезуитов Игнатий де Лойола в своих медитациях постиг крестные муки Христа! Наука, как уже говорилось выше, в таких случаях просто не может зафиксировать принципиальную разницу между «истинным» и «ложным».

Как отмечает один из исследователей (и последователей) Грофа, Владимир Майков, в своей статье «Мир Станислава Грофа», тот же самый закон соотношения неопределённостей, который выдающийся немецкий физик В. Гейзенберг открыл в мире квантовом, применим и к миру психологии, миру человеческой души: чем точнее мы пытаемся определить координаты события, тем более неопределённым становится наше знание о том, что же в действительности произошло.

Более того, физика в настоящее время пришла к пониманию, что на самом микроскопическом уровне невозможно провести исследование без того, чтобы не внести изменения в свойства материала.

Если, к примеру, слиток золота можно измерять сколько душе угодно без ущерба для «испытуемого», то, скажем, один кварк золота неизбежно претерпит существенные изменения. К тому же микроскопические частицы, составные части материи, представляют из себя скорее процесс, волну, чем материальную частицу…

То же и с глубинными исследованиями человеческой психики - при достаточно глубоком погружении в этот вопрос человек как бы перестаёт быть человеком, а предстаёт некой эволютой сознания, взятой в определённом приближении, и только в этом приближении он - человек.

К примеру, некто начинает практиковать холотропное дыхание, чтобы избавиться от психологической травмы или перебороть жизненный кризис. Наконец он видит и с превышающей доступную в обычной жизни ясностью переживает, скажем, собственное рождение, то есть, как бы заново рождается.

Пережив и интегрировав (растворив) эту травму, он идёт всё глубже, вскрывая другие - перинатальные - травмы. Переживает, интегрирует и их. Возможности «вспоминания» в данном конкретном теле как бы исчерпаны; психологические травмы, казалось бы, тоже. Но потом начинают происходить странные вещи: человек погружается в опыты вне тела, вне этой жизни, переживает другие воплощения, опыты планетарного, нечеловеческого сознания, наконец, опыт рождения Вселенной, затем…

Ему открывается бесконечность перспективы - которая на самом деле существовала всегда и везде. Фактически исчезает всё, что делало его человеком, делает вывод В. Майков, отмечая парадокс: зачастую полное психическое исцеление пациенты Грофа испытывали только пережив именно эти «запредельные», внетелесные и внеземные опыты…

В общем, получается, весь фокус в том, с чем мы себя идентифицируем.

Факт остаётся фактом: в ходе сеансов холотропного дыхания сотни тысяч людей нашли исцеление своих психических недугов и эмоциональных проблем . А Стэн Гроф - пожалуй, самый великий «психонавт» планеты - не сбавляет темпа своих исследований и психотерапевтической работы, которая, по сути, является «неистовым поиском» сверхчеловеческого: вечным поиском Божественного.

Как любил повторять Гейзенберг, «первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог». Ведь истина - где-то там, на дне кроличьей норы.