Храмы будды. Живописный город Канди (Kandy). Храм Зуба Будды

March 28th, 2017 , 04:24 pm

Одна из главных культурных достопримечательностей Сингапура находится в самом сердце Чайнатауна. Изумительный буддистский храм, поражающий изяществом традиционной китайской архитектуры, хранит зуб последнего Будды, пришедшего на нашу землю - Шакьямуни, и посвящён Будде будущего - Майтрейе.

После дарования реликвии зуба Будды в 2002м году, настоятель буддийской общины города, досточтимый Shi Fa Zhao решил, что существующие на тот момент в Сингапуре храмы не соответствуют статусу святыни и не смогут обеспечить необходимые условия для всеобщего ей поклонения. Поиск архитектурных решений нового храма занял продолжительное время, пока после изысканий с привлечением как китайских, так и зарубежных архитекторов, не было утверждено выстроить здание согласно принципам буддийской мандалы, придерживаясь канонов архитектуры династии Тан.

Официальная церемония, знаменующая начало строительства, состоялась 13 марта 2005 года при участии политиков и множества паломников из Китая, Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Кореи и Бутана. Распахнул свои двери храм зуба Будды 30 мая 2007 года, в день празднования Весака, неформального дня рождения Будда Шакьямуни; хотя в Весак почитают также обретение Буддой просветления и его отход в паринирвану.

Подлинность реликвии зуба Будды можно оспорить. По легенде, когда Будда ушёл в паринирвану в 543м году до н.э. близ индийского города Кушинагар, его тело сожгли на костре из сандалового дерева, а после в пепле обнаружили левый клык. Спустя не одно столетие и череду войн зуб заключили в святилище в городе Канди на Шри-Ланке, где он и покоится по сей день. "Сингапурский" зуб Будды якобы обнаружили в 1980м году в разрушенной статуе в Мьянме. Где хранится оригинал, а где одна из многочисленных реплик - остаётся только гадать.

Вход через главные ворота стерегут две вооружённые статуи-защитника, исполненные в японском стиле. Они являются манифестацией бодхисаттвы силы Махастхамапрапты, чьё изваяние, скажу, забегая вперёд, находится внутри храма. Воин сжимает в своей руки ваджры, пучок молний - символ силы.

Массивные двери, украшенные бронзовыми заклёпками и традиционными дверными молотками в виде львиных голов, создают впечатление, что Вы стоите на пороге крепости или замка, куда внутрь не так часто пускают посторонних. Однако на самом деле, всё абсолютно наоборот - попасть внутрь храма может любой желающий, надлежит только следовать элементарному дресс-коду и не надевать коротких шорт, юбок и чересчур открытых маек.

Сложно не заглядеться на вереницы китайских фонарей, украшающих наружные галереи храма.

Через внутренний дворик Вы попадаете в изумительный и захватывающий дух богатством и изысканностью своего убранства просторный зал, именуемый "Залом Сотни Драконов". На возвышении на троне восседает в окружении двух бодхисаттв будда будущего - Майтрейя , который спустится на землю с небес Тушита, чтобы спасти зашедшее в тупик в своём духовном развитии человечество. Случится сие радостное событие, увы, не на нашем веку.

Правая рука Майтрейи поднята в абхая-мудре - жесте, символизирующем благожелательность, мир, защиту и устранение всех страхов. Левая рука покоится на колене и держит золотой сосуд с амритой, божественным нектаром.

Из дальнего зала доносилось монотонное пение, поэтому мимо стен с тысячами статуэток будд мы направились в "Зал Вселенской Мудрости".

Шла служба или пуджа, не знаю, как в буддизме правильно называется сей ритуал пения мантр и поклонения буддам и бодхисаттвам. Монахи носят жёлтые одеяния с красными накидками, у монахинь одежда более скромного и незаметного коричневого цвета.

На лотосовом троне восседает шестирукая форма бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, именуемая Чинтаманичакра . За спиной бодхисаттвы - полотно с вышитой сутрой Сердца. "Бодхисаттва сострадания, пребывая в глубокой медитации, узрел пустотность всех пяти скандх (привязанностей) и разорвал цепи, служившие причиной страданий. Так, форма – ни что иное как пустотность, пустотность – ни что иное как форма, нет формы помимо пустотности, и нет пустотности помимо формы..."

Одна правая рука касается щеки, словно бодхисаттва глубоко задумался о том, как спасти больше живых существ от страданий. Вторая правая рука держит мифический камень Чинтамани, исполняющий желания; на большом пальце третьей правой руки висит мала (чётки). Одна из левых рук опирается на гору Меру, что в буддизме является центром мироздания. В двух других руках Авалокитешвара держит цветок лотоса, как символ чистоты, и колесо дхармы (учения).

Изумительные резные фонарики наполняют "Зал Вселенской мудрости" мягким и тёплым светом.

По периметру зала расположены статуи 8 божеств, зодиакальных защитников, покровительствующих 12 животным согласно китайскому календарю.

Манджушри - бодхисаттва мудрости, ученик Будды Шакьямуни. Восседая на мифическом льве-шиши, в левой руке он держит свиток с сутрой мудрости, а в правой - острый меч, которым разрубает иллюзии, чтобы пролить свет мудрости и знаний на умы непросветлённых существ. Манджушри покровительствует рождённым в год Кролика.

Авалокитешвара - бодхисаттва сострадания, воплощение с 1000 руками и 11 головами. В тибетском буддизме подобная форма Авалокитешвары именуется Махаруника, бодхисаттву обычно изображают стоячим, да и расположение голов отличается. В китайском буддизме распространены женские воплощения Авалокитешвары - богини Гуань Инь и Каннон.
Но легенда о происхождении сей тысячерукой формы остаётся неизменной. Однажды Авалокитешвара решил помочь всем живым существам избавиться от страданий, но осознав непосильность задачи настолько расстроился, что голова разлетелась на множество частей. Будда Амитабха дал бодхисаттве 1000 рук и поместил на них 1000 глаз, чтобы он мог дотянуться и помочь как можно большему количеству живых существа, а также помог собрать голову воедино. 10 голов поменьше служат символом 10 ступеней пути бодхисаттвы, которые предстоит пройти, чтобы обрести просветление и стать Буддой, а 11я, самая большая, голова олицетворяет Амитабху и состояние Будды, т.е. просветлённого существа.
В силу сложности скульпторы редко изображают все 1000 рук, у данной статуи я насчитал по фотографии 38. В руках бодхисаттва держит ритуальные предметы: скипетр, зеркало, ящичек с сутрами, скульптуру-эманацию Будды, ваджру, топор, цветок лотоса, лук, стрелу, виноград, колокольчик, чётки и др. Авалокитешвара покровительствует рождённым в год Крысы.

Акашагарбха , "чрево Эфира (Пространства)" - бодхисаттва, являющий бесконечные добродетели и мудрость. Бодхисаттва сидит на лотосовом троне и держит в правой руке меч, отсекающий беспокоящие эмоции, в левой - цветок лотоса. В короне на лбу находится главная буддийская драгоценность, "мыслящий камень" Чинтамани, исполняющий задуманное. Рождённым в годы Быка и Тигра надлежит выбрать Акашагарбху в качестве своего защитника.

Самантабхадра - бодхисаттва дхармы (учения), олицетворяющий полное сострадание и мудрость сущностной самости. Как и Манджушри, был одним из учеников Будды Шакьямуни. Восседающий на слоне и держащий в одной руке цветов лотоса, он символизирует искусные средства религиозной практики и является покровителем изучающих дхарму, а также покровителем рождённых в годы Дракона и Змеи.

Дзамбала (Вайшравана) - бог богатства; он не относится к числу зодиакальных протекторов, но явно покровительствует Сингапуру, раз уж с экономикой и благосостоянием в такой небольшой стране полный порядок. Дзамбала держит в руках мангуста, отрыгивающего драгоценности.

Махастхамапрапта - бодхисаттва, олицетворяющий силу мудрости, чьё имя можно перевести как "прибытие великой силы". В китайском буддизме обычно изображается в виде женщины с цветком лотоса в левой руке. Махастхамапрапта покровительствует рождённым в год Лошади.

Убаюкивающее и проникновенное пение монахов разливалось по залу, хотелось задержаться, постоять в уголке, не мешая потоку паломников и туристов.

Вайрочана - будда, трансформирующий неведение в подобную пространству (эфиру) всепронизывающую мудрость. Руки Вайрочаны сложены в жесте изложения дхармы, а покровительствует он рождённым в годы Обезьяны и Козы.

Ачала - гневное божество-защитник, один из "Королей мудрости". Мрачный Ачала с телом тёмно-синего цвета, объятым языками пламени, восседает на троне и в левой руке держит лассо, которым ловит демонов и вытягивает погрязших в неведении людей, а в правой руке - меч, поражающий демонов и отсекающий негативную карму. Зловещая ухмылка Ачалы с кривыми клыками вполне может отпугнуть, однако он защищает родившихся в год Петуха.

Амитабха - будда безграничного света и бесконечной жизни. В тибетском буддизме Будду бесконечной жизни зовут Амитаюс, но в Китае и Японии эти две формы отождествляются. Амитабха защищает рождённых в годы Свиньи и Собаки.

В насыщенном графике странствий по Сингапуру не удалось выделить больше времени и подняться в музей и другие залы, располагающиеся на верхних этажах храма. Однако увидеть вблизи зуб Будды всё равно разрешается только монахам высокого ранга.

Поэтому ограничились только первым этажом и двумя главными залами, а посмотреть экспозицию музея и подняться на крышу храма можно будет в следующие визиты в Сингапур.

От количества и многообразия подношений вкупе с золотым цветом рябит в глазах. А в центре в чаше с драконами можно снова увидеть бога богатства, Дзамбалу.

Красочные корзины с подношениями по случаю наступающего нового года, года Петуха, по китайскому календарю.

Храм открыт для посетителей с 7 утра до 7 вечера, в подвале также работает вегетарианский буфет, где можно недорого перекусить, если Вы уже не нашли себе по душе на соседних улочках кафешку, коих в Чайнатауне предостаточно.

Храм зуба Будды - островок тишины и умиротворения посреди хаоса Чайнатауна. В следующем посте от традиционной танской архитектуры перейдём к футуристической и отправимся к одной из главных визитных карточек Сингапура, комплексу садов "Gardens By The Bay". Keep it locked!

Другие посты о Сингапуре :

Этнические кварталы Сингапура

Канди — третья столица Шри-Ланки, город унаследовал этот статус после того, как две предыдущие столицы острова Анурадхапура и Полоннарува были покинуты, заброшены и поглощены джунглями. С Канди этого не случилось. Да, статус столицы перешел к Коломбо, но город и сейчас живее всех живых.

Сегодня численность населения Канди превышает 160 тысяч человек, то есть по ланкийским меркам это практически мегаполис. При этом ничего общего с мегаполисами Канди не имеет.

На фото: Канди, вид на город с холмов

Кажется, этот город — волшебная раковина, которую индуистские божества потеряли в горах. Дело в том, что центр Канди располагается вокруг водоема, имеющего форму идеального квадрата, а дома — на холмах и горах, возвышающихся над озером.

На фото: Канди — цветы, дома и горы

Дорога к Канди идет через горы, именно поэтому, когда подъезжаешь к городу на машине, трудно не залюбоваться открывающимся с вершины видом: озеро кажется драгоценным камнем, заточенным в малахитовую оправу гор и холмов.

На фото: Канди — вид на озеро с вершины холма

Главное сокровище Канди, из-за которого город и считается священным местом для всех буддистов, — храм Зуба Будды и сам зуб Будды, что хранится в этом храме.

На фото: празднование в храме Зуба Будды

По легенде тому, кто будет обладать зубом Будды, достанется безграничная власть, так что, думаю, многие современные политики не отказались бы от возможности получить в безвозмездное пользование этот магический талисман. Хотя Шри-Ланка никакой безграничной властью не обладает, священную реликвию здесь берегут как зеницу ока, и дело тут не только в религиозном рвении.

На фото: служба в храме Зуба Будды

Согласно той же легенде, если зуб уничтожить, то исчезнет и буддизм на Цейлоне. Уничтожить реликвию пытались многократно, в последний раз в 1998 году. Исламисты, по всей видимости, уверовавшие в древнее пророчество, попытались взорвать зуб и подложили в храм бомбу. Храм пострадал, но реликвия осталась целой и невредимой.

На фото: гравюра в храме Зуба Будды

Хотя в храм Зуба Будды ежедневно приходят паломники со всего света, древнюю реликвию почти никому увидеть не удается. Она, как в сказке, спрятана в ларце, который находится в другом ларце, который хранится в третьем ларке, — в общем, всего ларцов семь.

На фото: статуя Будды в храме Зуба Будды

На Цейлон зуб Будды привезла дочь правителя Калинги, она прятала сокровище в своих волосах. Вначале зуб хранился в , и только после того, как первая столица была заброшена, реликвию перевезли в Канди.

На фото: служба в Храме Зуба Будды

Храм знаменит еще и тем, что тут постоянно проходят торжественные церемонии, во время которых близ храма возжигают масляные лампады и свечи, статуи Будды украшают цветами, а монахи совершают ритуальные песнопения и играют на барабанах. Хотя на входе в святилище всегда толпа, внутри столпотворения, как правило, не бывает даже по большим праздникам (мы были там в канун Нового года и без труда передвигались по храму).

Гораздо больше народу на шоу кандийских танцоров, видимо, сюда заглядывают все туристы, решившие посетить Канди.

Кстати, представление заслуживает посещения, поскольку, несмотря на то, что шоу ориентировано в большей степени на гостей острова, традиционные ланкийские танцы не подвергались «суровой туристической редакции», то есть под вкусы западного обывателя они не адаптированы, а потому гораздо более аутентичные, чем представления с танцами в той же .

На фото: танцоры Шри-Ланки, танец «Пуджа»

Для начала об инвентаре, точнее о музыкальных инструментах и костюмах. Аутентичное все без исключения: на этих же барабанах и бубнах играют во время ритуальных церемоний в храме Зубы Будды, костюмы танцоров именно такие, какими они должны быть, даже последовательность танцев полностью соответствует культурным традициям острова.

На фото: барабаны — важный атрибут национальных ланкийских танцев

Начинается представление со своеобразного музыкального приветствия, во время которого артисты выбивают затейливые ритмы на барабанах. Затем следует танец «Пуджа»: девушки-танцоры с горящими свечами в руках совершают медленные движения, ведь «Пуджа» — танец, созданный для того, чтобы выразить признательность учителю танцев и ангелам.

Далее в программе танец «Пантеру Нетум», он построен на прыжках, которые танцоры-мужчины исполняют под бой барабанов. Если «Пуджа» — танец нежный и медленный, призывающий завороженно наблюдать за горящими лампадами в руках девушек, то «Пантеру Нетум» — этакая хореография с элементами гимнастики и акробатики, танцоры разве что по стенам не бегают, а уж прируэты в воздухе совершают не хуже легкоатлетов и паркурщиков.

На фото: прыжок во время танца «Пантеру Нетум»

Следующий номер «Кобра». Уже из названия понятно, что во время него танцоры изображают змей, а роль главной кобры достается не только самой пластичной, но и самой красивой девушке. Вообще после посещения шоу у нас сложилось стойкое впечатление, что все самые красивые девушки Шри-Ланки становятся профессиональными танцовщицами. Только посмотрите на красавицу с белым символом кобры на голове! Настоящая мисс Азия.

Для следующего танца внешние данные артистов не важны, потому как это танец в масках. Как и все азиатские танцы с масками он иллюстрирует определенный миф, в данном случае, миф о том, как крылатый Гаруда убил кобру.

Погружение в мир фауны Шри-Ланки продолжается. Следующий танец носит имя «Павлин», и исполняют его девушки, облаченные в соответствующие костюмы. Вообще павлин — священная птица и олицетворение солнца. В индуисткой традиции павлин — верховное животное Брахмы, а в буддизме павлин олицетворяет сострадание и бдительность.

Следующий танец — «Рабан» — настоящий цирковой номер. Исполнители держат палочки с крутящимися на них тарелками и умудряются танцевать, насаживая на подставку новые тарелки. Словом, акробатический этюд, как он есть! А вот танец «Весы» не такой эффектный, зато в его основе философский подтекст. С помощью языка тела танцоры изображают суровые испытания и невзгоды, которые выпадают на человеческую долю.

Кстати, на Шри-Ланке полагают, что именно танец «Весы» — терапевтическое, а заодно и магическое действо — если правильно выполнить все движения, то душевное равновесие танцора восстановится, а все беды сгинуть прочь.

На фото: укрощение огня в финале шоу

В финале танцоры хором исполняют гимн Шри-Ланки, а после начинается самая эффектная часть шоу — укрощение огня с обязательным хождением по углям и выступлениями глотателей факелов.


Великолепный храмовый комплекс под названием "Далада Малигава" расположен в городе Канди на Шри-Ланке. На русский язык его название переводится как Храм Священного зуба Будды . История этого храма уходит примерно в 540 год до н.э., когда кремировали умершего Будду. Тогда из костра достали четыре его зуба, один из которых остался в . Примерно через восемь столетий эта святыня оказалась на острове Цейлон. В то время правителем государства был Калинги, его дочь принцесса Хемамала переправила реликвию на остров, спрятав в своей прическе. Зуб Будды стал принадлежать династии правителей , ведь он наделен волшебной силой: владеющий им обладает всей полнотой власти. Позже он стал почитаться как национальная святыня.

Храм зуба Будды — фото

Сам храмовый комплекс Зуба Будды был построен в специально для хранения святыни, по разным данным, в XVI или XVIII веках. Внешне его здания довольно скромны, и не впечатляют ни размерами, ни формой, ни декором. Комплекс окружен рвом, наполненным водой. У буддистов на Шри-Ланке водоемы часто используются как элемент оформления храмов. Есть версия, что это связано с водным растением лотосом, цветок которого ассоциируется с Буддой. Возможно, что рвы с водой имели и оборонительное значение, ведь буддистам приходилось не раз бороться за сохранность своих святынь. Священный зуб Будды тоже не раз подвергался опасности. Последнее покушение на него состоялось в 1998 году, когда террористы пытались взорвать храм, но тот был только поврежден. Однако святыня в очередной раз сохранилась.

Внутреннее убранство храма просто поражает своей роскошью. Здесь и драгоценная отделка, и инкрустация изумрудами, рубинами, серебром и слоновой костью. Из каждого уголка многочисленных комнат на посетителей смотрят тысячи статуэток Будды. Потолки помещений украшают затейливые старинные фрески. В былые времена Зуб Будды могли видеть только король и его приближенные, а также главные священнослужители. Сейчас во время службы открываются двери в комнату, где хранится святыня и её можно обозревать издалека, фотографировать запрещено.

На всеобщее обозрение Зуб Будды выносят один раз в году перед августовским полнолунием. Уже несколько сотен лет в честь священного зуба ежегодно проходит праздник Эсала Перахера — это один из крупнейших праздников на Цейлоне. Он продолжается четырнадцать дней, а кульминацией становится августовское полнолуние. Тогда Зуб Будды укладывают в особую золотую шкатулку и в составе торжественной процессии несут по улицам города. Шествие сопровождают десятки слонов, танцоры, музыканты, акробаты. Всё это происходит под звон колокольчиков, иллюминации, фейерверки. Участники праздника одеты в национальную сингальскую одежду согласно предписанному ритуалу.

Храм Священного зуба Будды в Канди — видео

Режим работы и как добраться до храма Священного зуба Будды

Храм Зуба Будды открыт с 5:30 утра до 8 часов вечера. Службы проходят трижды в день. Стоимость экскурсии 1500 рупий, это примерно 500 рублей.

Храм Священного зуба Будды находится в центре города Канди. Добраться сюда из столицы Шри-Ланки — , удобнее всего на поезде с железнодорожной станции Форт. На это понадобится 4 часа, стоимость билета 500 рупий или примерно 170 рублей.

Храм Священного зуба Будды на карте

административный центр района Канди, с населением 161 тыс. человек (2001). Известен также как Сенкадагалапура (Senkadagalapura). Город расположен в горном массиве на высоте 500 м над уровнем моря, очень живописен. Его называют «жемчужиной Цейлона». Естественной границей Канди является река Махавели Ганга с тенистыми берегами. Местное название Канди - Маха Нувара, или Великий Город.
Город был основан в XIV в. королем Викрамабаху III (1357-1375 гг.), с 1540 г. являлся резиденцией сингальских королей, и с 1590 г. (вар., 1592 г.). когда португальцы захватили юго-западное и северное побережья острова, стал столицей острова Цейлон (вар., государства со столицей в Канди). Известен, как один из священных буддистских городов, место нахождения Храма Зуба Будды
(Шри Далада Малигава или Далада Малигава). В 1988 г. Канди был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
После войны с голландцами 1761-1767 гг., захватившими побережье острова, город стал столицей королевства Канди, существовавшего в центральной части острова Цейлон с XV по XIX вв. (до его включения в 1815 г. в состав Британской империи). Территория государства Канди в первой половине XVI века примерно соответствовала Центральной провинции, Северо-Центральной провинции, Восточной провинции и провинции Ува Шри Ланки.
В центре города Канди находится искусственное озеро, созданное последним королем Канди Шри Викрема Раджасингхе в 1807 г. Жилой район расположен в горах к югу от озера, а историческая часть города с сохранившимися колониальными постройками XIX века в викторианском стиле занимает северный и западный районы. В центре озера Канди, на маленьком острове построен Королевский Летний Дворец, где Шри Викрема Раджасингхе содержал свой гарем. На берегу озера Канди находится Далада Малигава - Храм Священного Зуба Будды. С 371 г. (вар., 361 г., 311 г.), когда Зуб появился на острове Цейлон, реликвия стала символом суверенитета. Государственной столицей считался город, где находился Зуб Будды. Когда в 1590 г. Зуб прибыл в Канди, король Вимала Дхарма Сурия I построил двухэтажный храм на территории королевского дворца, где и была помещена реликвия. Резьба по дереву, расписные потолки, двери, отделанные серебром и слоновой костью, украшают храм.

Храм Зуба Будды в Канди

(Шри Далада Малигава, Sri Dalada Maligawa) - буддистский храм в городе Канди на Шри-Ланке.
Примерно в 540 г. до н.э. умершего Будду кремировали и из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Один (вар., два) из них остался в Индии. После восьми столетий нахождения в Индии, святыня была отправлена на остров Цейлон IV правителем Калинги, терпевшим поражения в войнах и опасавшимся за судьбу своего государства. Зуб был привезен на Цейлон в 371 году. Реликвию на остров переправила дочь правителя принцесса Хемамала, спрятавшая её в своей причёске.
Зубу Будды издавна приписывалась волшебная сила: владеющий им, обладал и всей полнотой власти. Поэтому Зуб Будды стал владением королевской династии. Первоначальным местом его хранения был выбран город Анурадхапура, затем зуб перенесли в город Полоннарува, а уже в начале XVIII в. (по другим данным, в 1592 г.) он был переправлен в Канди. Тогда специально для хранения этой святыни и был возведён храм Зуба Будды (Далада Малигава).
Зуб скрыт в семи ларцах (
вар., сосудах, ступах), вложенных один в другой. Они, в свою очередь, находятся в небольшой ступе, украшенной золотом и драгоценными камнями (так наз. «золотой ступе»). Достаточно Зубу Будды исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям Шри-Ланки. Уничтожить Зуб пытались многократно. В 1998 году исламисты заложили бомбу в храме Далада Малигава (вар,. четверо боевиков Тамильских тигров врезались на грузовике, начинённом взрывчаткой, в Храм Зуба Будды). Бомба сработала, храм был поврежден, но реликвия осталась целой.
Было время, когда доступ к золотой ступе имели только король, его приближенные и главные священнослужители. Теперь в часы службы двери комнаты открыты, и можно издалека обозревать святыню.
С реликвией связана одна из самых красочных процессий на Востоке - фестиваль Эсала Перахера. Каждый год перед полнолунием августа Зуб Будды выносится на всеобщее обозрение. Зуб укладывают в золотую шкатулку, в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в Индии именно на цветке лотоса. В шествии, проходящем по улицам города, участвуют десятки слонов, покрытых яркими попонами с колокольчиками и иллюминацией, сотни танцоров, акробатов и музыкантов. Тысячи людей стекаются к храму, чтобы посмотреть это великолепное зрелище.
В Храме Зуба Будды много и других сокровищ: собрание древнейших рукописных книг, миниатюрный Будда из целого изумруда, Будды из горного хрусталя и нефрита, золотой Будда. Храм Зуба Будды являлся частью огромного комплекса зданий: севернее храма располагался Королевский Дворец, Дворец Королевы, зал для аудиенций. Сохранился лишь публичный сектор Королевского дворца. Теперь во дворце Национальный Музей.

Примерно в 540 году до новой эры умершего Будду кремировали и из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Зуб был привезен на Цейлон в 371 году. После нескольких столетий нахождения в Индии, святыня была отправлена на Цейлон IV правителем Калинги, терпевшим поражения в войнах и опасавшимся за судьбу своего государства. Реликвию на остров переправила дочь правителя, спрятав её в своей причёске.

Этому зубу издавна приписывалась волшебная сила: владеющий им, обладал и всей полнотой власти. Поэтому зуб Будды стал владением королевской династии. Первоначальным местом его хранения был выбран , затем зуб перенесли в город , а уже в начале XVIII века он был переправлен в Канди. Тогда специально для хранения этой святыни и был возведён храм Далада Малигава. Зуб скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой. Достаточно зубу исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям Шри-Ланки. Уничтожить зуб пытались многократно. В 1998 году исламисты попытались уничтожить зуб, заложив бомбу в храме Далада Малигава. Бомба сработала, храм был поврежден, но реликвия осталась целой. Сам Зуб видели очень немногие. Было время, когда доступ к золотой ступе имели только король, его приближенные и некоторые из монахов. Сейчас храм Зуба Будды открыт с рассвета до заката, поэтому ступу могут лицезреть все желающие, кто в состоянии выстоять длинную очередь к этой святыне. В очень редких случаях, когда показывают сам Зуб, его укладывают в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в Индии именно на цветке лотоса.

Храм находится на большой, огороженной территории. Это бывшая резиденция одного из царей. Когда этот царь получил зуб Будды, он построил для него храм. Со временем вокруг храма построили еще один внешний храм. Получился храм в храме. Во внешнем храме находится несколько залов, в том числе зал с библиотекой, зал со старинной статуей Будды и Буддой сделанным из кварца. Еще в одном зале находится большая статуя Будды. Здесь можно увидеть фрески на которых иллюстрируется, как зуб Будды попал на Цейлон, начиная от рождения Будды, его паринирваны, затем как зуб хранили в Индии, и как он попал на остров в волосах принцессы.

В связи с тем, что были попытки взорвать храм, вместе с зубом, на территории храма находятся секьюрити, которые проверяют каждого входящего, сначала при входе на территорию и затем уже при входе в сам храм. Проверка осуществляется в прощупывании входящих, женщин отдельно, мужчин отдельно.

При входе можно взять цветы для подношения, в этом случае вы можете подойти максимально близко к зубу Будды. На втором этаже внутреннего храма стоит очередь с подношениями. Очередь движется вдоль ограждения до окна, в которое можно положить подношение. В это окно виден зал, в котором есть другое окно в зал, в котором под золоченым куполом и хранится сам зуб Будды.

Ежегодно, в конце июня или в августе, возле храма проходит красочное буддийское шествие – .

В 1988 город включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Путешественнику

Входная плата: 1500 (в стоимость билета входит посещение “Всемирного музея буддизма”, находится позади храма). Есть автоматы по продаже билетов.

Время работы: 5:30 – 20:00

Пуджа: 5:30 – 6.45, 9.30 – 11:00, 18.30 – 20:00

Время на осмотр 1 час.

Посещение храма возможно только в закрытой одежде – без оголенных плеч и коленей, и без обуви. Обувь можно сдать тут же.