"Разные, но равные", История Олеси Сивцевой - ДобрыйБлог. Классный час на тему "мы разные, но равные"

Друг, возможно, в Твоем окружении есть люди, которые отличаются. Ты не знаешь, как себя вести и общаться с ними, потому что они кажутся другими, не такими, как все. А Твои ровесники, возможно, еще и глумятся над ними. Поэтому особенные люди нередко чувствуют себя одинокими и никому не нужными... Но разве имеет кто-то право пренебрежительно относиться к ним?

Следующие видео помогут Тебе заглянуть глубже во внутренний мир детей с особыми потребностями, понять, что их волнует, чего они боятся, избегают и о чем мечтают. Ты узнаешь, насколько им необходима Твоя поддержка и почему с ними стоит подружиться.

Вальсовый дуэт

Этот трогательный мультфильм - история про двух сестер - сиамских близнецов Эмили и Элизабет. Они стесняются своей внешности: избегают людей, не выходят на улицу и не желают ни с кем общаться. Единственная радость - игра на пианино. Но однажды мимо их дома шел молодой скрипач. Услышав волшебные звуки, доносившиеся из окна, юноша решил подойти поближе... Испугавшись осуждения, сестры пытаются прогнать его, однако скрипач не уходит прочь, а наоборот - начинает подыгрывать им на скрипке. Видеоролик показывает, насколько важно уделять внимание особым людям, общаться с ними и дружить.

Скарлетт

Главная героиня следующей анимации - маленькая девочка по имени Скарлетт, которой диагностировали рак костей (саркому Юинга). Чтобы спасти малышке жизнь, врачи были вынуждены ампутировать ей голень, и теперь Скарлетт приходится носить протез. Девочка в отчаянии. Она чувствует себя одинокой. А еще теперь она не может танцевать. Но однажды мама Скарлетт, которая верит в свою дочь, одевает ее в бальное платье, и девчонка перевоплощается. Скарлетт опять становится веселой, беззаботной девочкой, с которой интересно играть и дружить.

Маленькая кастрюлька Анатоля

Разве есть в мире люди без недостатков? У каждого из нас своя «кастрюлька». Кто-то тщательно прячет ее. У кого-то она настолько маленькая, что ее почти не видно. А кому-то она сильно мешает жить, но от нее, увы, невозможно избавиться...

Этот видеоролик расскажет о малыше Анатоле, который всегда ходит с кастрюлькой, чем отличается от других людей. Поэтому с ним никто не общается. На самом деле кастрюлька - лишь метафора, которая поможет Тебе понять, кто такие люди с особыми потребностями и почему быть особенным - нормально.

Вне зрения

Короткометражный мультик в стиле аниме - яркая иллюстрация того, что испытывают люди, лишенные зрения. Видео расскажет Тебе о слепой девочке, которая осталась без своего единственного поводыря - собаки. Мелкий воришка срывает сумку с плеча малышки, и верный пес бросается за ним. Девочке приходится самостоятельно двигаться по улице, используя свое воображение и другие ощущения. К счастью, ей случается «волшебная» палочка, которая помогает девчонке найти правильный путь.

В ленте специально усилен звук, чтобы показать, что слепые слышат гораздо лучше, чем зрячие. Этот потрясающий мультфильм - работа трех студентов государственного Тайваньского университета искусств.

Про Диму

А во время просмотра следующего мультика Ты узнаешь про мальчика Диму. Он почти не говорит и ходит на костылях: каждый шаг малышу дается нелегко. Дети смеются над ним, потому что он другой. Однако случайная встреча меняет его жизнь. Интерес маленькой девочки и мудрые советы ее мамы становятся началом настоящей дружбы. Смотри яркое видео и убедитесь: веселым играм и взаимной симпатии диагнозы - не помеха, и запросто можно делить радость общения с теми, кто от Тебя отличается.

Тамара

История о девочке Тамаре, которая больше всего на свете любит танцевать и мечтает стать балериной. У нее замечательная пластика и чувство ритма. Но не все так просто... Девочка глухонемая. Возможно, однажды Тамарина мечта осуществится, ведь у нее есть безграничная поддержка мамы. Посмотри этот мультфильм вместе с друзьями - видео наглядно расскажет, насколько особенным людям нужна ваша поддержка.

Секрет Маэля

Чудаки, которые улыбаются по поводу и без, - именно такими часто видят людей, страдающих синдромом Ангельмана. Но на самом деле они просто не в состоянии контролировать свою мимику и движения. Ролик поможет Тебе понять, как вести себя, если однажды Ты познакомишься с человеком с синдромом Ангельмана.

Мой братик с Луны

На создание этого видеоролика француза Фредерика Филибера вдохновил его сын, страдающий аутизмом. Рассказчик истории - старшая сестренка особого мальчика. Именно она объясняет зрителям, как ее брат воспринимает окружающий мир: «Он будто не видит и не слышит меня, он смотрит в небо... Если бы я была волшебницей, то зачаровала бы его, чтобы ему больше нравилось быть с нами, нежели на Луне». Девочка придумала особый язык, чтобы общаться с братом-аутистом, и убеждает всех, что с ним все в порядке, просто он «с Луны».

Дети с особыми потребностями нуждаются в Твоей поддержке и общении. Кто-то из них никогда не услышит маминой колыбельной, кому-то никогда в жизни не удастся пробежать босиком по росе, а кто-то ни разу не увидит праздничного торта в свой День рождения. Не оставляй особых детей наедине со своими переживаниями, не бойся общаться с ними. Вот увидишь, стоит лишь улыбнуться - и случайное знакомство со временем перерастет в настоящую дружбу.

Лариса Кригер
Педагогический проект «Все мы разные, но все равные»

Актуальность

В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов.

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога .

Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой бы национальности он не был, является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький украинец, армянин, таджик, русский и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа. А задача педагогов – научить их толерантно относится друг к другу, уважать традиции других народов.

Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.

К большому сожалению, в современном мире появляется опасность утраты «традиций народов» .

Я разработала проект по адаптации детей-мигрантов. В систему реализации проекта включены как традиционные, так и новые для ДОУ формы и методы работы : игровое моделирование, компьютерная презентация, пиктограммы, которые приучали детей видеть и откликаться на происходящее вокруг. Параллельно велась работа с детьми в различных на правлениях деятельности.

Формы реализации проекта :

1. Циклы занятий, включающие различные виды деятельности : познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и другие на основе единого содержания.

2. Беседы, как индивидуальные, так и групповые.

3. Видеопросмотры (презентации, фильмы и т. д.) .

4. Проведение мероприятий с этнокультурной тематикой.

5. Целевые экскурсии в музеи.

Сроки реализации проекта состоят из 3-х этапов :

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Подготовительный этап

включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта , подбор методической литературы, составление планов работы.

Задачи :

Выявить национальное состояние семей воспитанников группе;

Индивидуальные и групповые беседы, просмотр домашних праздников через фотографии, видеосъемки;

Разработать консультации для родителей «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов»;

Изготовить папки-передвижки «Мир семейных увлечений» ;

Организовать совместные выставки-конкурсы : «Национальные костюмы» , «Традиции семей» , «Национальные блюда» .

Основной этап :

Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи : воспитывать любовь и уважение к своей Родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям.

Итоговый этап :

Презентация проекта «Мы разные , но мы вместе» ;

Праздник «Дружба народов»

Интегрированная образовательная деятельность «Мы вместе»

Конкурс на лучшую открытку «Вместе дружная семья»

Фотовыставка «Мы разные , но мы вместе» ;

Ожидаемый результат :

Знания детей о национальных культурах народов разных стран ;

Увеличение активного активного и пассивного словаря детей мигрантов;

Умение отличать один язык от другого;

Расширение представлений детей о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира.

Ожидаемый результат : данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представление об образе жизни людей, их обычаи и традиции на основе познания. Способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию детей через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом; сформировать у них представление о себе и других, как о личности.

Свою работу я начала с беседы с родителями. В беседах с родителями я объясняла, консультировала и давала советы, что бы их ребенок мог быстрее адаптировался в детском саду.

Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнали об увлекательных и занимательных фактах из прошлого других национальностей. Был подобран материал соответствующий возрасту : иллюстрации к сказкам, костюмы, фотоматериал их края, сказки, игры разных народов .

Ребенку нужно давать возможность иногда выступить на родном языке, надеть на праздник национальный костюм. Целесообразно прочитать на русском языке в переводе национальные сказки и истории. Толерантное отношение к иной культуре, иным языкам и людям, не таким, как большинство, положительно сказывается на микроклимате, существующем в коллективе детского сада.

Такая работа дала свой результат, дети-мигранты стали более активные, речь стала более правильной, они больше общаются со всеми детьми.

Публикации по теме:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Осенью этого года я задумала осуществить проект, посвящённый осенним праздникам. Целью проекта было взаимодействие.

МИНИ-МУЗЕЙ «КОЛОБОК И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ» В нашей группе функционирует мини-музей, главный хранитель которого - румяный Колобок. НАШ СЛОВАРЬ.

Проблема: У детей не систематизированы знания о детском саде, людях, которые в нем работают, их профессиональных обязанностях. Цель:.

Актуальность: Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии человека. Именно в этом возрасте происходит активное развитие физических.

Педагогический проект «Все дело в шляпе» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 4 Г. НЕРЧИНСКА ПРОЕКТ «ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ».

Классный час-игра "Толерантность - это дружба!"

Цель : формирование толерантных установок у учащихся.

Задачи : познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Учащиеся начинают классный час с приветствия:

    Всем говорю я:

“Здравствуйте! Добрый день, друзья!
Он наступил такой прекрасный,
Потому что в нём и ВЫ и Я!”

    ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!

Всем разным, но равным!

    Всем, желающим обладать искусством, жить рядом с непохожими людьми!

    Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается этот день!

    Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми.

    В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

    Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:

    в английском – готовность быть терпимым;

    во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

    в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

    в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

    в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

    Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

– Что же такое толерантность?

    Толерантность - это милосердие.

    Толерантность - это сострадание.

    Толерантность - это уважение.

    Толерантность - это доброта души.

    Толерантность - это дружба.

    Толерантность – это прощение.

Сегодня мы и поговорим о том, как полезно уметь прощать, и по этому поводу давайте послушаем сказку.

Болезнь непрощения

В далекой жаркой Африке в прохлад­ной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел неви­данной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.

В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А пото­му с утра у него было плохое, можно ска­зать, прескверное настроение. Он немно­го повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Та­кое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чеса­лась, а птицы, склевывая насекомых пря­мо со спины, очень ему помогали.

Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он нео­жиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачива­ясь, он нечаянно наступил на хвост Кро­кодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а пото­му Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоить­ся, она решила сделать что-нибудь пло­хое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали го­няться за комарами.

Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако ко­маров взлетело над берегом озера. Уви­дели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердил­ся и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.

Только к вечеру, когда все озеро ужас­но переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить пти­чек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, на­конец-таки успокоился. Следом за Беге­мотом успокоился и Крокодил. Он про­стил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягу­шек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцари­лось спокойствие и тишина, а его обита­тели погрузились в мирный сон.

В далекой Африке до сих пор вспо­минают ту странную болезнь. Долго спо­рили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и поче­му они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придума­ли этой болезни название – болезнь не­прощения.

Беседа по сказке.

– Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сер­диться и гоняться друг за другом?

– Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?

– Почему вечером опять на озере воцарилось спо­койствие и тишина?

– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Начнет обижаться, сер­диться, дразниться, драться и в конце останется надол­го с плохим настроением).

– Кому навредили обитатели озера тем, что расхо­тели друг друга прощать? (Только самим себе).

– Для кого полезно умение прощать и почему? (Оби­женному, прощением он побеждает обиду и свое пло­хое настроение).

Без ссор и конфликтов, выяснили ученые, не обходится в жизни ни один человек, поэтому, что мы с вами должны уметь делать, чтобы не остаться одному? (Уметь прощать и просить прощение.)

- Всех нас когда-либо обижали; несправедливо, как нам кажется, ругали, толкали, били. И внутри нас до сих пор сидит обида, горечь на того, кто их нам нанес. А правильно-ли это?

- По этому поводу мне хочется вам рассказать притчу «Учитель и картошка».

Однажды учитель сказал своим ученикам принести чистый полиэтиленовый пакет и мешок картошки в школу.

Когда они всё это принесли, каждый из учеников набрал несколько картофелин - по 1 клубню за каждого человека, на которого они держали обиду за что-то. После этого они написали на каждом клубне имена людей, которых они отказывались прощать, и дату, и положили картофелины в пластиковый пакет. Некоторые из этих пакетов оказались достаточно тяжёлыми.

Затем им было сказано носить эти мешки с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а также рядом на сиденье в машине, и рядом с рабочим столом во время занятий.

Проблемы и трудности, связанные с ношением этого мешка с собой повсюду, вскоре стали очевидны, как стало очевидным и то, какой груз они носили с собой на духовном уровне, и как на самом деле им приходилось всё время уделять этому внимание, чтобы не забыть об этом и не упускать из виду даже в неподходящих для этого местах.

Разумеется, со временем картошка начала портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это привело к тому, что с самими этими людьми было неприятно находиться рядом.

Не понадобилось много времени, как ребята поняли, что избавиться от этой картошки было намного важнее, чем таскать её за собой повсюду.

Это превосходная метафора, чтобы проиллюстрировать нам, какую цену мы платим за то, чтобы сохранять нашу боль и тяжёлые негативные переживания!

Так часто мы думаем о прощении как о подарке для другого человека.

На самом же деле прощение нужно именно нам самим!!!

Как вы думаете, что нужно нам сделать, чтобы освободиться от этой отвратительной гадости?

Вам нравится, когда вас прощают и не наказы­вают? Значит, и вы тоже должны прощать других. Вспомните! Поступай с другими так, как хочешь, чтобы по­ступали с тобой.

А теперь я приглашаю вас, принять участие в конкурсе. Здесь мы научимся терпению и уважению, взаимопомощи и дружескому отношению друг к другу.

Жеребьевка: каждый ученик достаёт из мешочка эмблему в виде сердца или улыбки, делятся на две команды “Сердца” и “Улыбки”

1 конкурс. “Забавная анаграмма”.

Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт, в котором находится 7 букв. Эти буквы распределяются между членами команды. На время они должны выстроиться в линию таким образом, чтобы получилось слово (например: дружный, товарищ).

2 конкурс. “Песня о дружбе”.

Каждая команда (по очереди) поет песню о дружбе. Какая команда споет песню последней, та и победит.

3 конкурс. “Автопортрет команды”.

Члены команд получают фломастеры, карандаши и лист форматом А3. На нем команда должна изобразить себя.

4 конкурс. “Основные черты толерантной личности”

Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт с заданием.

Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность, уважение.

Конверт 2: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.

Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?

Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

- Я предлагаю сейчас разыграть несколько ситуаций, которые происходили с вами или могут произойти в жизни.

1 ситуация . Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и не отдает.Как бы ты разрешил конфликт?

2 ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы ты поступил?

А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

Заключительное задание

Возьмите цветную бумагу, обведите на ней свою ладошку и вырежьте её. На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными.

В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор, чтобы все мы были терпимыми, а значит, умели бы прощать.

А теперь подарите друг другу своё сердце и улыбку! (команды обмениваются своими эмблемами)

Рефлексия.

Вам понравился наш сегодняшний разговор?

Выскажите свое мнение:

Привлекло меня тем,……..

Показалось интересным,……..

Заставило задуматься……….

Навело меня на мысли……..

На прошлой неделе в республике завершилась неделя инклюзивного образования. На семинаре для журналистов корреспондент «НУ_онлайн» Гаврил Семенов попытался разобраться, где можно использовать слово «инвалид», а где нельзя, и выяснил, почему люди с инвалидностью не любят особого отношения к себе.

Благотворительный фонд «Харысхал» в рамках Недели инклюзивного образования проводил мероприятия для привлечения внимания общества к проблемам детей с инвалидностью. Последним из них стал семинар для журналистов. В намеченный день актовый зал оказался заполнен полностью: на семинар в офис благотворительного фонда «Харысхал» собралось около двух десятков представителей пишущей братии.

«Тема инвалидности стала модной»

«Мы пригласили вас не для освещения этого мероприятия, а для того, чтобы дать советы, как нужно работать, – задала тон начинавшемуся мастер-классу пресс-секретарь фонда Екатерина Абдулаева. По первым словам можно было понять, что в фонде сложившейся манерой освещения в СМИ проблематики инвалидов были определенно не довольны. – В последние годы тема инвалидности стала «модной». Если ранее, лет десять назад, рассказывать про людей с инвалидностью было табу, то сейчас у аудитории и СМИ появился интерес. Но проблему показывают совсем не с той стороны, с которой нужно».

Речь продолжил руководитель общественной организации «Движение без барьеров» Афанасий Лаптев: «В России мало кто понимает значение понятия «инвалидность». Семьдесят лет наше общество жило в тоталитарном государстве. Проблемы людей с инвалидностью тщательно скрывались от посторонних глаз. Такие люди автоматически считались неполноценными». Афанасий Лаптев объяснил, что из-за неправильно построенной политики общество стало думать об инвалидах как об отщепенцах. «Возникли стереотипы, что люди с инвалидностью автоматически являются немощными и несчастными», – сказал он и обратился к аудитории с просьбой назвать возникающие ассоциации при слове «инвалид».

Довольно робко начавшая семинар коллегия журналистов начала называть вполне даже позитивные определения. «Мужественный, героический!», – воскликнула сидящая в первом ряду дама. «Бросьте, – парировал руководитель организации «Движение без барьеров». – Я – человек в инвалидной коляске, и вы говорите это, наверное, потому что сейчас вы сидите напротив меня. Попробуйте придумать более реалистичную ассоциацию». Спустя секунды молчания журналисты подобрали иные слова: «больной», «одинокий». «Малообеспеченный, – уверенно высказался главный редактор газеты «Эхо столицы» Александр Прокопьев. – Именно такая ассоциация возникает у многих».

Афанасий Лаптев, воспользовавшись моментом, предложил собравшимся поиграть в игру в стереотипы. Всем участникам семинара на лоб в случайном порядке прикрепляются наклейки с социальным статусом. Они могли быть разные: пенсионер, безработный, успешный предприниматель, депутат. Затем участники должны были «заселиться вместе», сгруппироваться друг с другом по три-четыре человека в зависимости от своей социальной принадлежности. Суть в том, что каждый видит статусы других, но не знает свой и не имеет права сообщать их статусы остальным.

В результате депутаты, предприниматели, госслужащие умудрились каким-то образом найти друг друга и соединились в группы. Любопытно, что одна оставшаяся группа оказалась составлена из безработного, пенсионера и «калеки».

Без жалости

«Игра наглядно показала, какое отношение у общества к людям с инвалидностью. Они считаются заведомо ущербными, – сказал Афанасий Лаптев. – Средства массовой информации, если пишут обо мне, всегда в первую очередь делают акцент на том, что я инвалид. Пишут, что, мол, Афанасий, несмотря на отсутствие ног, приехал на совещание. Не надо жалости. Необходимо акцентировать внимание на личности, а не на диагнозе человека». Он привел пример, что в европейских странах обществу одинаково, человек с инвалидностью перед ними или без – стоять в очереди он будет наравне со всеми: «Надо обыденно относиться, это наша повседневная жизнь. Иначе люди с инвалидностью будут отделены от общества».

Екатерина Абдулаева привела в пример сюжет телевизионной передачи «Харах далыгар» на республиканском телеканале. «Несмотря на все тяготы и невзгоды, что были уготованы судьбой нашей героине, она не сдается, – слышится из динамиков. – Увы, ей не познать женского счастья родить и воспитывать детей». Закадровый голос наложен на саундтрек кинофильма «Изгой», а в видеоряде используются черно-белые фильтры. «Это пример того, как не надо оформлять передачи о людях с инвалидностью», – твердым голосом, но одновременно с грустью сказала госпожа Абдулаева.

Александр Прокопьев привел неудачные, с его точки зрения, заголовки одного из популярных интернет-ресурсов: «В Новый год детей-инвалидов довели до слез» и «Якутский инвалид бегун-экстремал Петр Наумов номинирован на премию Общественной палаты». «Инвалидом нельзя называть человека в обычном сообщении, разговоре. Это следует указывать только если речь идет конкретно о заболевании в медицинском плане и только с его разрешения. Понимаю, что журналисты используют это слово для привлечения внимания к своему материалу, но надо находить обходные пути, использовать другие инструменты», – отметил он.

Материалом с самым неудачным в этом плане заголовком, по мнению собравшихся, было признано интервью с заголовком «Нарожают инвалидов и ходят тут…», опубликованное в республиканской женской газете. Вера Душкевич, руководитель фонда «Харысхал», которая дала интервью изданию, сказала: «Когда со мной согласовывали материал, он был под другим названием. К сожалению, редакция решила повысить таким образом рейтинги и изменила заголовок на излишне вызывающий, неэтичный».

В воздухе зала нарастало напряжение, каждый работник журналистского цеха хотел спросить один определенный вопрос, но не решался. В итоге первым не сдержался ваш покорный слуга. «Представим, что все СМИ начали следовать вашим рекомендациям. Исчезли заголовки со словом «инвалид», в материалах перестали упоминать о физических особенностях героев. Не боитесь ли вы, что таким образом, постепенно проблемы как инклюзивного образования, так и доступной среды исчезнут с ежедневной повестки?», – выпалил автор этих строк.

«Отнюдь, – ответили мне. – Нельзя относиться к людям с инвалидностью как к особенным. Мы разные, но равные».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .