Основные этические проблемы ЭКО! Объективные факторы против ЭКО. Проблема биологических и генетических родителей, подрыв основ семьи

Ляуш Л. Б., старший преподаватель кафедры биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Введение. Историческая справка.

Появление вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) связанно с одной из серьезных проблем — бесплодием. Проблема бесплодия имеет большую социальную значимость, так как рождение детей — это одна из фундаментальных функций брака. Отсутствие в семье детей нередко может стать причиной и другой беды — ухода из семьи одного из супругов.
По оценкам специалистов каждая 7-8 пара в России является бесплодной, в мире страдают бесплодием порядка 60-80 миллионов человек . Бесплодие различают женское и мужское, врожденное (первичное) и приобретенное (вторичное). Чаще встречается вторичное бесплодие, причиной которого обычно бывают перенесенные инфекции, операции, осложнения искусственного аборта.
Первые попытки разработки методов по преодолению недуга бесплодия зафиксированы еще в конце XVIII века. Так в 1780 г. аббатом Л. Спалланцани был поставлен первый опыт искусственного оплодотворения на собаках . В 1827 г. впервые было дано описание яйцеклетки, а уже в 1891 г. был осуществлен первый успешный перенос эмбриона от одной самки кролика к другой. По данным Ф. Ильина к концу XIX века уже имели место 69 успешных случаев искусственного оплодотворения женщин спермой своего мужа . В России работы по искусственному оплодотворению женщин спермой мужа и донора велись в 30-х гг. XX века под руководством А. Шороховой. Но точкой отсчета применения искусственных методов оплодотворения считают 1978 г., когда в клинике Бон-Холл (Англия) под руководством эмбриолога Р. Эдвардса и гинеколога П. Стептоя появился первый в мире «пробирочный» ребёнок — Луиза Браун. В России рождение первого ребёнка из пробирки состоялось в 1986 г. в лаборатории клинической эмбриологии Научного центра акушерства и гинекологии РАМН под руководством проф. Б. Леонова.
Центры, занимающиеся ВРТ, сегодня существуют практически во всех странах мира. По данным на 2007 г. за 20 лет в мире с помощью ВРТ рождено более 3 миллионов детей. Если в США дети, рожденные искусственно, составляют 1% от общего числа детей, рожденных в стране, то в Финляндии дети, рожденные только одним из методов ВРТ — экстракорпоральным оплодотворением, уже составляют 5% от всех детей, рожденных в ней .
Несмотря на широкое распространение в мире методов ВРТ и постоянное увеличение количества детей, рожденных с их помощью, число неразрешенных этических и юридических вопросов, связанных с применением данных методов, на сегодняшний день не становится меньше.
Вспомогательные репродуктивные технологии
Под словосочетанием вспомогательные репродуктивные технологии принципиально имеются в виду два метода: первый — метод искусственного осеменения, второй — метод экстракорпорального оплодотворения. Последний иногда ещё называют оплодотворением in vitro (в пробирке). Существуют различные варианты этих технологий, но в основе их заложены два выше упомянутых метода. В чем особенности этих технологий? Показанием к искусственному осеменению является мужское бесплодие, для экстракорпорального оплодотворения — женское или сочетанное бесплодие, когда факторы бесплодия присутствуют у обоих супругов. Метод искусственного осеменения по сути представляет собой перенос мужских половых клеток в матку или маточные трубы женщины с помощью зонда. В отличие от искусственного осеменения, при экстракорпоральном оплодотворении имеет место создание и перенос в матку эмбрионов человека. Последнее обстоятельство и определяет большую этическую значимость метода экстракорпорального оплодотворения при рассмотрении этико-правовых проблем, связанных с использованием ВРТ.
Этические проблемы искусственного осеменения
Метод искусственного осеменения (ИО) — искусственный перенос мужских половых клеток (сперматозоидов), применяемый при отсутствии достаточного числа сперматозоидов в миллилитре семенной жидкости, при недостаточной их (сперматозоидов) подвижности или недостатке генетически здоровых мужских половых клеток.


При использовании метода ИО возможно три ситуации (случаи):

  • ИО половыми клетками мужа;
  • ИО половыми клетками донора замужней женщины;
  • ИО половыми клетками донора незамужней женщины.
  • ИО половыми клетками мужа

    Первый случай — случай осеменения женщины половыми клетками мужа — это единственный случай из всех методов ВРТ, где практически отсутствуют какие-либо этические проблемы. Процесс зарождения новой жизни происходит без нарушения целостности контекста брачно-семейных отношений супругов, так как социальный отец (воспитатель) и генетический отец ребенка здесь являются одним лицом.
    Существует, правда, позиция Католической Церкви, допускающая появление человека на свет в согласии с «естественным законом», только в результате присущего человеческой природе «естественного» соития супругов. Все иные пути, пусть даже «искусственные» по форме, а не по содержанию (при ИО половыми клетками мужа принцип целостности брачного союза не нарушается, формально «искусственным» является лишь способ доставки половых клеток) признаются Католической Церковью неприемлемыми и противоречащими Божественному Замыслу. Русская Православная Церковь, исходя в своей позиции не из «буквы», а из «духа» закона относит метод ИО половыми клетками мужа к морально приемлемым. Так в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 г.)» говорится: «К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостность брачного союза, не отличаясь существенным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений» (цит. по ).
    ИО половыми клетками донора замужней женщины.
    Во втором случае не так все просто, как в первом. Здесь выделяют три проблемы: первая — возникновение фактора нестабильности семейных отношений, увеличивающего вероятность развода, вторая — увеличение вероятности возникновения близкородственных браков, третья — проблема донорства половых клеток — «безответственного отцовства».
    Увеличение вероятности развода связанно с тем, что социальный отец ребенка не является генетическим отцом ребенка. Нарушается принцип целостности брачного союза. Семья является живым организмом, а для любого организма характерны стабильные и кризисные периоды. В кризисный период разрыв (семейных отношений) может произойти там, где «слабое место». Таким слабым «кирпичом» в семейном здании и может стать обстоятельство генетического не родства ребенка. Подспудное присутствие в сознании отца факта донорства в конфликтной ситуации может вылиться в прямой отказ от воспитания «генетически чужого» ребенка. Сходные проблемы возникают при донорстве яйцеклеток (метод ЭКО). 27% женщин, использовавшие донорские яйцеклетки, чувствовали себя как бы в состоянии «соревнования» с женщиной-донором и «превосходства» её над собой. В течение трех первых месяцев беременности реципиенткам казалось, что «плод не их». Это же ощущение появлялось после родов, но исчезало в результате каждодневного контакта с ребенком .

    С чем связанна проблема увеличения вероятности возникновения близкородственных браков? Предположим, что в каком-либо городе или районе один мужчина стал донором половых клеток для какого-либо числа супружеских пар, страдающих бесплодием, — десяти, двадцати или ста. Обязательным условием применения методов ВРТ является условие полной двусторонней анонимности. Ни бесплодной паре не сообщается никаких данных о доноре кроме самых общих (цвет волос, глаз, национальность), ни донору не сообщают, какой паре будет передан его генетический материал. В результате в последующих поколениях дети, рожденные в семьях, использовавших половые клетки от одного донора, могут вступить в брак, не зная что, по сути, будут являться генетическими родственниками. Можно возразить, что вероятность встречи и брака между родными братом и сестрой очень мала. Да, но она не равна нулю. Для снижения риска возникновения близкородственного брака, одни предписывают мужчине быть донором только 4 раза в течение жизни, другие привязывают возможное число быть донором к численности населения, чем численность выше, тем большее число раз может быть донором один мужчина. Учитывая, что более 90% медицинских центров, занимающихся ВРТ в нашей стране, это коммерческие организации, проведение контроля над донорством половых клеток является довольно сложной задачей.
    Донорство половых клеток является самостоятельной проблемой. Есть донорство крови, есть донорство органов и тканей, а возможно ли с моральной точки зрения донорство половых клеток? Для некоторой части людей данная практика рассматривается как неприемлемая, так как половые клетки выполняют функцию образования новой человеческой жизни, что не возможно вне семейного контекста и воспитания. При донорстве происходит искусственное разделение, расщепление до того цельной родительской функции на отдельные: социальную (воспитание) и генетическую. Как результат этого нередко наблюдается психологическая неудовлетворенность «социальных родителей» и проблемы идентичности личности ребенка. Исследование, проведенное в Германии, показало, что 25% родителей, использовавших донорство половых клеток и утаивавших это, чувствовали себя угнетенными . Ряд авторов определяет донорство половых клеток как «безответственное отцовство». Донор дает письменное обязательство никогда не интересоваться и не разыскивать детей, рожденных с использованием его генетического материала.
    ИО половыми клетками донора незамужней женщины.

    В третьем случае основные этические проблемы сосредоточены на ребенке. По мнению семейных психологов, в данном случае нарушается право ребенка на воспитание в полной семьи. Бесспорно, что наиболее гармонично идет воспитание в той семье, где есть и отец, и мать. Сейчас много «половинок», неполных семей, но в них есть хоть какая-то память об отце: умер, ушел из семьи, погиб и т. д. А в случае ИО половыми клетками донора незамужней женщины, об отце известно лишь то, что он анонимный донор. Исходя из пути появления ребенка на свет, можно заключить о невысокой вероятности появления отца у ребенка в дальнейшем. Помимо, воспитания не в полной семьи, ребенок обрекается на мучительный поиск своей идентичности.

    Этические проблемы экстракорпорального оплодотворения
    Вначале рассмотрим этико-медицинские проблемы, возникающие при использовании методов искусственного оплодотворения, во второй — постараемся им дать духовную оценку.
    Распространенным видом искусственного оплодотворения является экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).
    К основным этическим проблемам метода ЭКО относятся:

1) проблема гибели «лишних», «избыточных» эмбрионов человека;

2) проблема влияния процедуры ЭКО на здоровье детей, рожденных in vitro, и здоровье женщины;

3) проблема кризиса идентичности личности ребёнка;

4) проблема суррогатного материнства;

5) юридические конфликты.

Ключевой проблемой , без решения которой нельзя назвать данную методику этически безупречной, является проблема гибели эмбрионов человека. В жизни у обычной женщины за один месячный цикл созревает одна яйцеклетка, она может быть оплодотворена, затем эмбрион может прикрепиться к стенке матки и развиться до рождения ребенка. У женщин, приходящих на процедуру ЭКО так не происходит по причине их плохого здоровья. Поэтому для увеличения шансов на рождение ребенка женщине, страдающей бесплодием, переносят одномоментно в матку двух, трех и более эмбрионов, что должно повысить шансы на их прикрепление в соответствующее число раз а, следовательно, и вероятность рождение ребёнка. Гибель эмбрионов может происходить на четырех этапах.
Этапы ЭКО, сопровождающиеся гибелью эмбрионов человека:

1) этап доимплантационной отбраковки дефектных эмбрионов (практика «мусорного ящика»);

2) этап имплантации (переноса) эмбрионов в матку;

3) этап редукции (удаления) эмбрионов при многоплодной беременности;

4) этап утилизации невостребованных (запасных) прошедших срок хранения (консервации) эмбрионов.

Более подробно рассмотрим эти этапы. Для получения большого числа эмбрионов, необходимо дать женщине гормоны для стимуляции процесса созревания у неё 5, 10, 15 яйцеклеток. Затем яйцеклетки оплодотворяют в «пробирке». Предположим, что в результате оплодотворения 10 яйцеклеток у женщины через 1-2 суток получили 10 эмбрионов. Далее производится «оценка качества» эмбрионов по объему, форме эмбриона, размерам бластомера. Их классифицируют по качеству: А-В-С-D, где А — самый лучший, D — самый худший. Самые худшие отбраковывают. Затем наиболее качественные эмбрионы пытаются вырастить в пробирке до 5 дня развития. На этом сроке возможно проведение пренатальной генетической диагностики эмбрионов. Эмбрионы, имеющие генетические нарушения, вновь могут быть отбракованы.
«…нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов».
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 г.)
В настоящее время при переносе (имплантации) эмбрионов в матку, во избежание возникновения многоплодной беременности, рекомендуется переносить не более двух эмбрионов. Однако, при низких показателях здоровья женщины, наличии эмбрионов низкого качества может переноситься и большее число эмбрионов. Как поступают с эмбрионами, не используемыми в данную попытку? Предположим, что для женщины N было получено 8 эмбрионов, два из них взяли для переноса, а шесть оставшихся заморозили для хранения на случай необходимости повторных переносов. Возможны три исхода (результата) переноса эмбрионов: первый — все перенесенные эмбрионы не прижились, второй — часть перенесенных прижилась и третий — прижились все. В первом случае возможны повторные попытки переноса запасных эмбрионов, пока они не закончатся, или потеряется смысл в дальнейших попытках. Не прижившиеся эмбрионы погибают. В случае, когда часть перенесенных эмбрионов закрепилась, развилась беременность, и ребенок родился, родители счастливы, получив желаемое. Возникает вопрос, будут ли родители думать, беспокоится о судьбе оставшихся запасных эмбрионов? Навряд ли. Какова же судьба оставшихся эмбрионов? Лишь в одном случае мы можем рассчитывать, что они разовьются до взрослого человека — при практике дарения эмбриона (больше распространено за рубежом), когда пара дарит оставшиеся «лишние» эмбрионы другой паре для последующего переноса. В остальных случаях эмбрионы погибают либо в результате размораживания после истечения срока заморозки, либо в результате проведения на них экспериментов, либо при использовании их как источника получения стволовых клеток. И наконец, ситуация если прикрепились все эмбрионы. Если перенесено два эмбриона, и оба они прикрепились, то родится двойня. А если переносилось и прижилось более двух эмбрионов, будет ли это расценено как положительный результат? В случае многоплодной беременности женщине будут рекомендовать провести редукцию, т. е. удаление эмбрионов, свыше двух.
Эффективность данного метода составляет всего около 30%. Это означает, что в большинстве случаев (70 %) погибают все созданные для этой процедуры эмбрионы . В удачном случае из трех-пяти-десятити созданных эмбрионов, один-два развиваются до рождения, другим же предопределено погибнуть. Существует позиция, согласно которой, ЭКО считается хуже, чем искусственный аборт. Ведь никто не зачинает естественным путем ребенка с целью последующего прерывания беременности, как правило, это происходит в силу каких-либо обстоятельств. При применении ЭКО же, заведомо предполагается создание эмбрионов, большая часть которых обречена на гибель. Учитывая эти обстоятельства, можно сказать о методе ЭКО так: идея (цель) дать ребенка бесплодной паре сама по себе - хорошая, но средства её достижения (уничтожение большей части эмбрионов) - аморальные.


Проблема влияния процедуры ЭКО на здоровье детей, рожденных in vitro, и здоровье женщины.

К объективным факторам, негативно влияющим на здоровье детей, относятся:

  • неблагоприятное здоровье супругов, прибегающих к ЭКО;
  • прием женщиной гормональных препаратов в период беременности;
  • большой возраст супругов .

По данным зарубежных и отечественных исследований, у детей, рожденных посредством искусственного оплодотворения, чаще наблюдаются врожденные аномалии развития. Сравнение осложнений у детей, зачатых с помощью методов ЭКО, ИКСИ и естественным образом, приведено в таблице.

Влияния процедуры ЭКО на здоровье женщины.

К осложнениям, возникающим при проведении ЭКО, относится синдром гиперстимуляции яичников (СГЯ), проявляющийся увеличением яичников за счет множественных кист, кровоизлияний и отека стромы яичника, снижением почечной перфузии и острой почечной недостаточностью, тромбоэмболическими осложнениями. Частота колеблется по разным оценкам в широких пределах: доля больных со средней степенью составляет до 33%, с тяжелой (вплоть до летальных исходов) - до 10% .
Исследование, проведенное в 1993 г. в Стэнфордском Университете, дало повод предположить, что у женщин, принимавших лекарственные препараты для повышения фертильности, в три раза выше вероятность возникновения рака яичников .
Увеличивается и количество осложнений беременности при ЭКО. Так предлежание плаценты - неправильное расположение плаценты в матки, сопровождается кровотечением на различных сроках беременности, связанным с повторяющейся отслойкой плаценты, которая не способна растягиваться вслед за растущей маткой. Исследование ученых из больницы Святого Олафа при Университете Трондхейма (St Olavs University Hospital), опубликованное в журнале Human Reproduction, показало, что у женщин, забеременевших при проведении ЭКО, это осложнение возникало более чем в 5 раз чаще, чем в популяции .

Решение проблемы с православной точки зрения.

Подводя итог, хочется привести подход к разрешению проблемы бесплодия в соответствии с православными ценностями. Этот подход заключается в духовном осмыслении супругами причин своей бездетности, которое возможно лишь в контексте Церкви.
Если семья, не имеющая длительное время детей, не была освящена Церковью, необходимо совершить Таинство Венчания. Следующим шагом может быть лечение бесплодия с применением медицинских методик, не противоречащих христианской православной этике. При этом супругам следует наладить свою церковную жизнь: участвовать в Таинствах Покаяния, Причастия Святых Христовых Тайн, Соборования . Следует молиться об успешном лечении и даровании ребенка святым, имеющим особое попечение о рождении детей. «…Молитесь Матери Божьей Федоровской и родителем Её — святым и праведным Иоакиму и Анне, и родителям Иоанна Предтечи — святым праведным Захарии и Елисавете» . По благословению духовника возможно совершение паломничеств к святым местам, обладающим благодатной помощью бездетным супругам.
Если по истечении некоторого времени детей все же нет, супруги должны определиться, готовы ли они нести дальше свой жизненный крест и, полагаясь на волю Божию, ждать рождения своего малыша, или решиться взять в семью приемного ребенка .
Отсутствие собственных детей семья может также принять как особый путь. «Известны бездетные пары, которые сумели прожить жизнь, наполненную ласковой заботой друг о друге и об окружающих. Избыток любви, которую они не смогли подарить родным детям, они сделали драгоценным даром для «неродных» — детей и взрослых, живущих рядом с ними. Бездетность тоже можно осознать как особое призвание, подобно тому, как иные — по собственной воле или нет — восприняли безбрачие» .

Литература:

2. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М.: Грантъ, 2001. С. 90.

3. Силуянова И. В. Антропология болезни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. С. 257-258.

4. Михальченко А. А. Церковь и «планирование семьи / Церковь и медицина: на пороге III тысячелетия. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 1999. 192 с.

5. Никитин Е. Н. Бесплодие. Что предлагает медицина? Правовые аспекты. М.: Эксмо, 2008. С. 53.

6. A. Fisher, I.V.F. The Control Issue, Collins Dove Publisher, Melbourne, 1989.

7. Hansen M. et al. The risk of major birth defects after intracytoplasmatic sperm injection and in vitro fertilization // The New England Journal of Medicine. 2002. V. 346. N 10. P. 725-730.

9. Муслин Е. Новые методы лечения бесплодия повышают риск врожденных дефектов (Dr. Mark Walker of the University of Ottawa). Радио Свобода/Svobodanews.ru [Электронный ресурс] //Темы дня / Наука и технологии. 2007. - Режим доступа: http://www.svobodanews.ru/content/article/378281.html , свободный. Так же: Darine El-Chaar, Mark Walker, et al. Risk of birth defects in pregnancies associated with assisted reproductive technology (ART). Abstracts. Society for Maternal-Fetal Medicine 27th Annual Meeting, San Francisco, CA, February 5-10, 2007.

10. J. Fleming, S. Cross Bio-Ethics Institute, from Natl. Perinatal Statis. Unit., Sidney U., Autumn 1989.

11. Бахтиарова В. О. Состояние здоровья детей, родившихся в результате экстракорпорального оплодотворения и искусственного осеменения / Диссертация на соискание ученой степени … канд. мед. наук. М. 1993.

12. Bowen J. R. at al. Medical and developmental outcome at I year for children conceived by intracytoplaslic sperm injection // Lancet. 1998. N 351 (9115). P. 1529-1534.

13. Синдром гиперстимуляции яичников / Бесплодный брак. Современные подходы к диагностике и лечению. Под ред. В.И. Кулакова. - ГЭОТАР- Медиа, 2006.

14. L. Gubernich et al., Tarnished Miracle, Forbes, Nov. 6, 1995, p. 98.

15. ЭКО чревато опасным осложнением беременности /Медицинская информационная сеть/Мedicinform.net [Электронный ресурс] //Новости/ 2006. - Режим доступа: http://www.medicinform.net/news/news517.htm , свободный.

16. Протоиерей Сергий Филимонов, Торопкова Ю. Ю. Лечебник духовный. Бесплодие (медицинские и духовные причины, их преодоление). СПб.: Пантелеимоновский листок, 2008. 28 с.

17. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Письма. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. С. 181.

18. Протоирей Николай Балашов. Репродуктивные технологии: дар или искушение / Православие и проблемы биоэтики. М.: 2001. С. 43.

¹В данном случае делается оговорка «практически», так как до конца не исключена вероятность более частых осложнений, свойственных детям, рожденным искусственным путем.

²ИКСИ (от англ. ICSI — IntraCytoplasmic Sperm Injection, букв. «введение сперматозоида в цитоплазму») — интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида — метод лечения бесплодия, один из вспомогательных методов ЭКО.

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) — шанс для бездетных пар, имеющих репродуктивные проблемы, стать родителями.

Эта процедура становится все проще и доступнее, но, увы, не всегда ее итогом становится беременность. В каждом случае неудачного проведения процедуры причины индивидуальны и далеко не всегда звучат как окончательный приговор. Читайте об этом в нашей статье.

Возможные причины неудачного ЭКО

Список причин, приводящих к неудаче, довольно обширный.

Самые распространенные:

  • патологии эндометрия матки и проблемы с маточными трубами — состояние эндометрия проверяют с помощью пайпель-биопсии;
  • наличие генетических или иммунных патологий;
  • возраст будущей мамы;
  • наличие эндокринных заболеваний;
  • избыточная масса тела;
  • слабый эмбрион, его состояние на второй, третий, пятый день после пункции;
  • прием гормональных или лекарственных препаратов перед процедурой (результат зависит от того, как долго и какие препараты принимались);
  • состояние гормонального профиля (уровень пролактина, эстрадиола, фолликулостимулирующего гормона);
  • качество спермы, ее фертильность;
  • протекание процесса пункции;
  • активный секс в скором времени после процедуры — заниматься интимной жизнью лучше выждав обозначенный врачом срок;
  • мажущие выделения в день проведения имплантации и сразу же после него;
  • тянущие боли внизу живота или сокращения матки в день проведения процедуры;
  • отрицательные результаты предыдущих имплантаций (внематочная беременность, выкидыш);
  • врачебные ошибки.

Все эти причины требуют тщательного анализа, а само проведение процедуры обязательной подготовки обоих партнеров, сдачи всех необходимых анализов. По статистике наибольший процент неудач приходится на первую попытку искусственного оплодотворения. Нередко неудачными бывают две и более попыток.

Признаки неудачного экстракорпорального оплодотворения:

  • спустя две недели после инсеминации не отмечается рост ХГЧ;
  • не отмечаются признаки раннего токсикоза (тошноты);
  • базальная температура остается на прежнем уровне;
  • у женщины отмечается резкое ухудшение самочувствия;
  • не отмечаются признаки, характерные для беременности (набухание груди и другие).

Медицинские проблемы ЭКО

Перечислим основные проблемы.

Синдром гиперстимуляции яичников (СГЯ)

Синдром гиперстимуляции яичников развивается, когда женщине, чьи фолликулы вырабатывают мало зрелых яйцеклеток, либо нормальное количество недозревших, назначаются стимулирующие их выработку препараты.

Стимуляция приводит к тому, что яйцеклеток становится очень много. Симптомами такого состояния служат боль внизу живота, повышение полового влечения, а также повысившееся количество слизи, выделяемой шейкой матки во время овуляции. Такое состояние наиболее благоприятно для зачатия, но оно сопровождается гормональными нарушениями, отражающимися на состоянии здоровья женщины.

Если беременность не наступает, начинается менструация. СГЯ после менструального цикла идет на спад. В случае беременности он проявляет себя на 2-3 месяце вынашивания малыша.

Патология имеет несколько стадий. Самая тяжелая стадия этих осложнений проявляется острыми болями в животе, тошнотой и рвотой, отечностью брюшины (отекает низ живота), плохим оттоком жидкости, болями в пояснице, снижением артериального давления и одышкой. Тяжелые формы патологии требуют стационарного лечения.

Нередко бывает так, что после стимуляции у женщины сбивается цикл, отмечаются приливы. Возобновить нормальную работу яичников после того, как произошел гормональный сбой, помогает терапия, направленная на восстановление их функции. Решать эту проблему нужно не откладывая, иначе момент, когда будущая мама сможет забеременеть после процедуры искусственного зачатия, отодвинется на длительный срок.

Многоплодие

При искусственном оплодотворении используются гормоны, которые делят одну яйцеклетку на несколько. Так повышаются шансы получить несколько качественных зародышей и поместить их в матку, что увеличивает вероятность многоплодной беременности.

Также на многоплодие влияет и метод подсадки эмбрионов, которые имплантируются на 2 и 5 либо 3 и 6 дни от первого оплодотворения. Он также повышает шансы на «приживаемость» эмбриона и его дальнейшее развитие, но и увеличивает вероятность многоплодной беременности. Еще одно последствие метода — высокая вероятность внематочной беременности.

Двойни после ЭКО согласно со статистическими данными рождаются у 35% женщин.

Внематочная беременность

Внематочное развитие плода больше характерно для естественного оплодотворения, но и при ЭКО, в ходе которого эмбрион помещается в полость матки, случается, что развитие зародыша происходит вне ее. Это связано с тем, что до «вживления» в маточный эндометрий оплодотворенная яйцеклетка может перемещаться в полости матки и придатков.

После ЭКО иногда наступает и нормальная беременность, и внематочная, если женщине производилась подсадка нескольких эмбрионов. В таком случае внематочная беременность удаляется, так чтобы не навредить протеканию нормального «маточного» развития малыша.

Вероятность закрепления плода вне матки есть даже у женщин, которым проводилось удаление маточных труб. Они не иссекаются полностью, что дает возможность яйцеклетке имплантироваться на границе органа и сегмента удаленной трубы.

Возможные пороки развития будущего ребенка

Искусственное оплодотворение не вносит изменений в генетический код, наследуемый малышом от его родителей, поэтому вероятность патологий развития у плода, зачатого таким способом, и ребенка, зачатого естественным путем, одинакова.

Разница состоит в том, что эмбрион перед ЭКО можно исследовать на наличие генетических отклонений и патологий и минимизировать риск их вероятности, благодаря чему после этой процедуры в основном рождаются абсолютно здоровые малыши.

Есть данные, что в ходе перинатального развития такие детки чаще подвержены гипоксии, а также имеют склонность к внутриутробным неврологическим патологиям, но риск этих патологий сводится к минимуму, если будущая мама находится под присмотром специалистов и чутко относится к любым переменам в своем организме.

В сети есть информация о том, что якобы дети, рожденные после экстракорпорального оплодотворения, бесплодны. Достоверных данных, подтверждающих это, нет. Зато известно, что способ попадания эмбриона в полость матки никак не влияет на детородные свойства ребенка, рожденного в результате такой беременности. Влияние оказывает наследственность.

Если на момент зачатия отец имел проблемы с фертильностью, высока вероятность того, что их унаследует сын. Это же касается и синдрома Дауна. Вероятность рождения ребенка с такой патологией одинакова при обоих способах зачатия. В зоне риска роженицы в возрасте 40 лет и те, у кого есть наследственные аномалии.

Этические проблемы

Основные проблемы морально-этического характера.

Убийство лишних эмбрионов

Это основная этическая проблема искусственного оплодотворения. Поскольку процедура зачатия осуществляется таким образом, что в ходе одного цикла месячных удается получить до десятка и более яйцеклеток, способных участвовать в последующем оплодотворении, у ученых-эмбрионологов оказывается большое количество образцов материала.

Из этих образцов они должны выбрать один для оплодотворения и имплантации, а другие уничтожить или подвергнуть криозаморозке.

По мнению православной антропологии личность человека начинается с момента его зачатия, поэтому любые манипуляции с эмбрионами, способные привести к их намеренному уничтожению, считаются убийством. Это касается и криозаморозки, после которой погибает до тридцати процентов качественных эмбрионов.

К проблеме убийства эмбрионов относится и метод повторного переноса эмбрионов (ПЭ) в полость матки, чтобы повысить вероятность наступления беременности. Это приводит к риску многоплодия. Нередко, врачи с целью сохранить один, наиболее жизнеспособный плод, прибегают к редукции остальных плодов, сумевших развиться.

Получение половых клеток

В православии процесс получения мужского семени, осуществляемый путем мастурбации, называется рукоблудием и считается греховным. Кроме мастурбации, получить материал для зачатия можно с помощью перфорированного или целого презерватива или инвазивными методами, а также в процессе половых отношений супругов.

Метод получения материала во многом определяет его качество, так инвазивные методы, которые одобряются религией, как врачебная манипуляция, дают некачественный, незрелый материал, поэтому чаще прибегают к его получению, сопряженному с половым актом или мастурбацией.

Проблема забора семени считается этической не только с религиозной стороны. Она связана с моральным и физическим дискомфортом, который переживают некоторые мужчины из-за вмешательства в процесс зачатия третьей стороны или неестественности условий взятия спермы.

Вмешательство в процесс оплодотворения третьей стороны

Рождение новой личности — результат личностных отношений супругов, не подразумевающих вмешательство третьей стороны. Так о зачатии говорит религия. Поскольку бесплодие считается заболеванием, религия не отрицает обращение супружеской пары за врачебной помощью.

Рождение личности рассматривается в православии и католицизме как метафизическое явление, а процесс инсеминации эмбриона в матку женщины не затрагивает межличностных отношений между супругами, то вмешательство третьего лица в процесс зачатия не рассматривается как веская причина для отказа от ЭКО.

Вмешательство третьих лиц в любом случае оказывает влияние на супружеские взаимоотношения, являясь достаточно сильным потрясением для обоих супругов, поэтому принимать решение о проведении процедуры они должны совместно и добровольно.

Донорство половых клеток — суррогатное материнство

Еще одна биоэтическая проблема ЭКО — донорство половых клеток, от лиц, не являющихся супругами. Для большинства супружеских пар это неприемлемо, поскольку разрушает духовный союз между супругами.

Случаи суррогатного материнства с донорской яйцеклеткой не так распространены в обществе, как стандартное экстракорпоральное оплодотворение, к которому прибегают бездетные супружеские пары. Донорство осуждается религией и вызывает неоднозначное отношение в обществе, даже в тех случаях, когда оно проводится не с целью получения финансовой выгоды донором.

Как пережить неудачную процедуру

Неудачная попытка забеременеть после ЭКО — большой удар для супругов, после которого приходит депрессия и разочарование во всем: в себе, врачах, окружающих людях. Чтобы пережить этот период, не опустив руки и не потеряв веру в успех, требуется реабилитация. Она нужна организму женщины, ее душевному состоянию и семейным отношениям.

У женщины возникает много вопросов: почему протокол был неудачным, через сколько можно будет делать вторую попытку, удастся ли самостоятельно забеременеть после стимулированного цикла, опасно ли делать следующие ЭКО? Важно, чтобы ответы на эти вопросы и поддержку женщина искала у специалистов.

Получение максимума информации о процедуре поможет настроиться на лучшее, осознать, что неудача — лишь один из этапов пути к счастливому материнству и продолжить полноценно жить и радоваться жизни, четко решив, что делать дальше.

Крайне важна гармония между супругами. Поиск виноватого, взаимные упреки только приведут к тому, что супружеской паре будет угрожать развод. Психологические проблемы в этот момент затрагивают обоих супругов, поэтому восстановиться морально и физически нужно им обоим. Тогда задержка месячных, говорящая о вожделенной беременности, станет реальностью уже в следующем цикле.

Получить подробную информацию о том, что представляет собой этот метод борьбы с бесплодием можно из видеосюжета:

Заключение

Искусственная инсеминация — эффективный метод борьбы с бесплодием, практикуемый в мировой медицине более 37 лет. Он широко применяется и в России, ежегодно даря возможность испытать счастье родительства множеству пар.

В абсолютном большинстве случаев будущая мама беременеет после одной или нескольких неудачных попыток. Нередки случаи удачной инсеминации после первой попытки. Также известно, что многие женщины, родившие малыша с помощью ЭКО, со временем успешно забеременели вторым ребенком, зачатие которого обошлось уже без врачебной помощи.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко Росздрава»

Кафедра философии

Реферат по курсу «Биоэтика»

«Биоэтика и новые репродуктивные технологии»

Выполнил: студент I курса

Института сестринского образования

ЗВСО 106 группы

Пешкова Ирина Алексеевна

Научный руководитель: Маркова С.В.

Что такое биоэтика?

Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации. В 1971 году в книге «Биоэтика: мост в будущее» американский онколог Ван Ренсселер Поттер писал: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика».

Современная биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.

Во-первых, - это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.

Во-вторых, - это сфера академической, образовательной деятельности. Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и других факультетах).

В-третьих, - это бурно развивающийся социальный институт. Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения.

К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы:

    защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);

    справедливости в здравоохранении;

    взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);

    аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);

    проведения экспериментов на человеке и животных;

    выработки критериев диагностики смерти;

    трансплантологии;

    современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);

    манипуляций со стволовыми клетками;

    клонирования (терапевтического и репродуктивного);

    оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);

    самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).

Рассмотрим проблему новых репродуктивных технологий.

Развитие (с середины 1970-х гг.) технологий искусственной репродукции человека стало еще одним источником моральных дилемм. Такие технологии нередко включают манипуляции с человеческими эмбрионами, которые при этом обрекаются на гибель. В результате актуальной и далёкой от общепринятого решения становится и проблема установления критериев для точного определения начала человеческой жизни как момента, с наступлением которого развивающийся организм рассматривается как медиками, так и будущими родителями в качестве морального субъекта.

Неоднозначно к этой проблеме относится Православная Церковь.

Интенсивное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, вызывает серьезную озабоченность широкой общественности, в том числе и представителей религии. Русская Православная Церковь разработала социальную концепцию, в которой дается нравственная оценка проблем, порождаемых развитием современной науки и медицины. Биомедицинское знание позволяет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек сам становится ее «создателем» и «производителем». Особенно ярко это проявляется в репродуктивных технологиях. Бесконтрольное использование новых технологий может отразиться не только на людях, к которым их применяют и на их потомстве, но и на общественных отношениях и, прежде всего, на состоянии традиционной семьи. Попытки людей поставить себя на место Бога, могут принести человечеству новые тяготы и страдания.

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. Однако расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Православная церковь с традиционно высоким уважением относится к врачебной профессии. В основе такого отношения лежит идея синергии, сотворчества Бога и человека в преображении мира. Вместе с тем церковь отвергает всякую претензию человека заменить собою Творца. Следует также отметить, что возможности медицины никогда не станут безграничными. С полным основанием можно сказать, что новые технологии искусственного размножения, освобожденные в своем применении от каких-либо этико-правовых ограничений, могут стать реальным фактором разрушения традиционных общественных устоев. Еще в начале XX в. зарождение человеческой жизни считалось великой тайной. Сегодня оно превращается в техническую манипуляцию под названием «новые репродуктивные технологии». Упрощенный подход к искусственному оплодотворению влечет за собой упрощенный подход к человеческому эмбриону, а также возможность выбора подходящего времени для того, чтобы иметь ребенка. Этот метод также дает шанс заниматься евгеникой. Наконец, сегодня, в нашем промышленном мире, искусственное оплодотворение - это мероприятие, представляющее для практикующих врачей экономический интерес. Жизнь человека имеет тенденцию обесцениваться, когда на другой чаше весов находится материальное благосостояние.

Искусственная инсеминация.

При некоторых формах бесплодия семя мужа или донора вводится в половые пути женщины, минуя губительные для него барьеры. Метод используется как при женской, так и при мужской репродуктивной патологии. В целом, этот метод не содержит в себе противопоказаний и трудностей морального порядка, поскольку речь идет о врачебной вспомогательной помощи для того, чтобы супружеский акт деторождения сохранился. Православная Церковь относит метод искусственного оплодотворения половыми клетками мужа, к допустимым средствам медицинской помощи, поскольку он не нарушает целостности брачного союза, и не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Этичность донорского искусственного осеменения незамужней женщины, без согласия и содействия мужа, подвергается сомнению во всех религиях и трактуется как форма супружеской измены и неверности. Манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей.

Экстракорпоральное оплодотворение.

Обычный цикл ЭКО предусматривает гиперстимуляцию яичников, изъятие яйцеклеток, отбор семени, оплодотворение, выращивание эмбриона в культуре и последующую пересадку эмбриона. Существенным моментом ЭКО является тот факт, что после успешного проведения процедуры 85–90 % жизнеспособных эмбрионов остаются «неиспользованными». Такие эмбрионы либо уничтожаются, либо используются в экспериментах или биопроизводстве. Именно это дает основание представителям религиозных конфессий утверждать, что применение ЭКО отражает непонимание родителями того, что от 7–9 их маленьких детей при этом погибнут. В основах социальной концепции Православная церковь обращает внимание на то, что «нравственно недопустимыми являются все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов.Таким образом, ЭКО с самого начала несет в себе абортивную идеологию. В результате «цена» жизни будущего ребенка - это цепь смертей, физических и психологических осложнений у биологических и генетических родителей.

Суррогатное материнство.

Суть метода заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, которая не может по состоянию здоровья иметь детей. Метод позволяет брать яйцеклетку женщины, у которой есть яичники, но нет матки, и пересаживать ее другой женщине - реципиенту, т. е. дает надежду на материнство женщине, физически на него неспособной. Суррогатное материнство противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания». Православная церковь признает суррогатное материнство противоестественным и аморальным, ибо оно противоречит единству брака и достоинству человеческого деторождения. Кроме того, здесь затрагивается не только супружеское единство, но также и единство родительское, тесная связь между родителями и детьми. Одно из негативных последствий - страдание ребенка, у которого впоследствии может произойти кризис самосознания и чрезвычайно сильная психологическая травма.

Общим знаменателем всех рассмотренных выше вопросов является забота и внимание Церкви к человеческой жизни как дару Божьему. Именно поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание.

Но этот вопрос можно рассматривать и с этико–правовой стороны, решая задачи демографической ситуации в нашей стране.

Она обусловлена значительным ухудшением воспроизводства населения нашей страны как в следствие снижения рождаемости, с одной стороны, так и вследствие ухудшения репродуктивного здоровья, с другой. Сегодня в России проблема бездетного брака стоит крайне остро: по данным официальной статистики, почти 13% семейных пар не имеют детей и только достижения современной науки смогут помочь этим людям продолжить себя в потомстве.

Успехи биомедицинских технологий в области репродукции огромны, и все они служат гуманным целям: лечению бесплодия как мужского, так и женского; рождению ребенка, когда все остальные возможности как природные, так и терапевтические, исчерпаны. Сложившаяся практика репродуктивных технологий развивается по трем основным направлениям, как говорилось выше: искусственная инсеминация женщины спермой мужа или донора, методы ЭКО-ТЭ (экстракорпоральные «in vitro») и вынашивание эмбриона «суррогатной матерью».

Искусственная инсеминация. Это единственный шанс получить ребенка от мужа, когда результаты его спермограммы не соответствуют норме. В случаях полного отсутствия зрелых половых клеток у мужа как «терапию отчаяния» используют сперму донора, безусловно при добровольном и осознанном, даже выстраданном, согласии супругов. Этот способ, несмотря на отрицание религиозной моралью, имеет право на жизнь как способ сохранения семьи в случае ее бездетности «по вине» мужа, а это более 1/3 бездетных семей.

Метод ЭКО-ТЭ – экстракорпорального оплодотворения и трансплантации эмбриона доступен за рубежом с 1978 г., в нашей стране – с 1986 г. Метод позволяет брать яйцеклетку женщины, у которой есть яичники, но нет матки, и пересаживать ее другой женщине – реципиенту, т.е. дает надежду на материнство женщине, физически на него неспособной («суррогатное материнство»). Кроме того, благодаря методу ЭКО-ТЭ повышаются возможности предимплантационной диагностики, т.к. при выявлении генетического заболевания оплодотворенные яйцеклетки не переносятся в матку, что открывает возможность деторождения лицам, относящимся к группе риска развития генетических болезней у их потомства. Совершенствование техники замораживания (криоконсервация) генетического материала указало и новые горизонты – теперь женщина может надеяться на вторую и даже третью беременность без повторной операции забора яйцеклеток, если «лишние» ее половые клетки были сохранены на подобный случай, а использовать их можно в течение десятка лет. В то же время вмешательство в процесс деторождения, возможность выбраковки неполноценных в генетическом отношении оплодотворенных яйцеклеток, опасность манипулирования половыми клетками очертили круг правовых и моральных вопросов, связанных с новыми репродуктивными технологиями.

В настоящее время в международном праве нет никаких запрещающих норм ни в отношении искусственного оплодотворения, ни в отношении помещения яйцеклетки, оплодотворенной спермой мужа или донора, в матку «вынашивающей матери». В отечественном законодательстве этот вопрос нашел отражение в ст. 35 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»: «Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, которое осуществляется в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличия письменного согласия супругов (одинокой женщины). Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, представляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную уголовным законодательством РФ».

Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) положительно отнеслась к новым репродуктивным технологиям, т.к. они служат благородной цели - лечению бесплодия и предоставлению права супругам, лишенным возможности производить потомство, завести детей.

Особое место в вопросах новых репродуктивных технологий занимает «суррогатное материнство» - наиболее слабо разработана тема, как в юридическом, так и в этическом планах. Под «суррогатным материнством» понимается такая ситуация, когда добровольно, но, как правило, за вознаграждение, женщина-реципиент вынашивает ребенка либо в результате трансплантации ей эмбриона, полученного в пробирке, либо после искусственной инсеминации ее собственной яйцеклеткой. В условиях, когда брак безнадежно бесплоден из-за несовместимости или отсутствия матки, этот способ деторождения, по мнению многих исследователей, имеет право на существование, хотя этичность суррогатного материнства подвергается сомнению. Необходимость контроля, правового и этического регулирования каждого этапа продиктована опасностью коммерциализации деторождения. В отечественном законодательстве такая правовая регламентация вопроса о «суррогатном материнстве» отсутствует.

Отношение большинства российских медиков к этим технологиям – доброжелательное. А как еще может относиться специалист к методу, дающему возможность бездетной паре при отсутствии у женщины матки или при серьезной ее патологии, непроходимости маточных труб или их отсутствии испытать счастье материнства, получить генетически «своего» ребенка?

Как мы видим, неоднозначное мнение по вопросам новых репродуктивных технологий складывается в обществе. Каждый вправе выбирать.

Литература

    Катковская М.Я. Новые репродуктивные технологии и аксиологические ориентиры Православия.// Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007.

    Бартко А.Н., Михайлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Часть1. М. 1995.

    Силуянова И. В. Этика врачевания / И. В. Силуянова. М. 2000.

    Проблемы и перспективы Биосфера и ноосфера новых технологий , радикально... использование расширенной биотехнологии и вспомогательных репродуктивных технологий . Постгуманизм - философия, находящаяся...

В современном обществе доля бесплодных браков достигает 30%. По России этот показатель в среднем равен 15%. Экстракорпоральное оплодотворение — один из самых перспективных методов для терапии бесплодия. Однако его использование в современном виде сопряжено с рядом этических проблем, не совместимых с нравственным чувством христианина. Целью данной статьи стали обзор современных достижений вспомогательных репродуктивных технологий, богословский анализ этических проблем этих технологий, обсуждение возможности применения некоторых методик с православной точки зрения.

ХХ век ознаменован многими открытиями, в том числе и в медицинской области. Некоторые из них дают возможность вмешиваться в сферы жизни, ранее недоступные человеку. Например, реанимация дает возможность отодвинуть время смерти. Пересадка органов, в том числе сердца, легких, стирает понятие принадлежности тела человека только одному субъекту. Коррекция пола по желанию человека изменяет генетическое определение о его способе существования с теми или иными гендерными признаками. Для лечения бесплодия в конце XX в. была разработана методика экстракорпорального оплодотворения. Ее применение меняет представление человека о способе воспроизведения потомства.

Возникает вопрос: насколько допустимо вмешательство медицины в такие сферы человеческой жизнедеятельности? Будет ли новая медицинская методика соответствовать словам Писания: «Дай место врачу, ибо и его создал Господь» (Сир. 39:12)?

Для ответа на этот вопрос невозможно формально обратиться к Церковному Преданию, поскольку подобных аналогов в прошлом не существовало. В связи с этим для выработки церковной позиции по рассматриваемому вопросу необходимо пользоваться современными исследованиями богословских наук.

К 2000 г. совместными усилиями православных богословов, врачей, биологов и прочих специалистов была сформулирована позиция, включенная в «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и выражающая церковное отношение к различным медико-социальным проблемам современности. Однако, принимая во внимание довольно значительный период истекшего времени, оказывается, что в настоящий момент церковная позиция по вопросу допустимости ЭКО в этом документе сформулирована не совсем однозначно. С одной стороны, декларируется, что «…пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными» 1 . С другой стороны, из «Основ социальной концепции» следует, что использование не всякого метода вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) является греховным: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных“ эмбрионов» 2 .

Таким образом, существует потребность рассмотреть этические проблемы метода ЭКО и разделить их на те, которые принципиально не дают возможности христианину использовать этот метод, и те, которые в рамках икономии при рассмотрении Священноначалием, возможно, могут быть приняты православным сознанием.

Поскольку метод ЭКО подразумевает множество вариантов, то выделение несущественных проблем может дать возможность применять некоторые модификации метода ЭКО, а также использовать для лечения бесплодия другие варианты вспомогательных репродуктивных технологий.

Этические проблемы, возникающие при применении метода ЭКО, связаны с несколькими его составляющими:

  • получение половых клеток,
  • отсутствие связи зачатия с естественным представлением о супружеской близости,
  • получение избыточного количества эмбрионов и манипуляции с ними (элиминация, редукция, замораживание эмбрионов, преимплантационная диагностика),
  • использование половых клеток третьих лиц.

Кроме того, у ЭКО существуют дополнительные проблемы, которые относятся к последствиям метода: влияние на здоровье женщины, на здоровье рождающихся ЭКО-детей и влияние на общество в целом.

Этические проблемы ЭКО

1. Убийство лишних эмбрионов

Современный метод ЭКО осуществляется в так называемых стимулированных циклах, при этом у женщины забирается множество яйцеклеток, все из которых участвуют в дальнейшем оплодотворении. Следовательно, в руках эмбриолога оказываются множество человеческих эмбрионов, одних из которых он переносит женщине, другие же должны быть или уничтожены (элиминированы), или заморожены.

Православная антропология, основываясь на Священном Писании и святоотеческом предании, утверждает, что личность человека появляется с момента зачатия человека. Поэтому любые манипуляции с эмбрионами, намеренно приводящие к их гибели, являются убийством.

Как убийство может быть определен процесс заморозки излишних эмбрионов, т. к. вероятность рождения ребенка после заморозки эмбрионов уменьшается в 3 раза (Lin et al, 1995) 3 . Таким образом, современная техника ЭКО даже если не прямо уничтожает эмбрионы, то целенаправленно подвергает их опосредованной гибели.

Кроме того, при наступлении многоплодной беременности в результате ЭКО врачи настойчиво предлагают провести «редукцию лишних эмбрионов», находящихся в матке беременной женщины.

2. Получение половых клеток

Следующая ЭКО-ассоциированная этическая проблема связана со способом получения мужских половых клеток. Наиболее простым, дешевым методом является извлечение семени при помощи рукоблудия. Это является грехом и не может быть допустимо для православного человека.

Однако способы получения мужских половых клеток не ограничиваются вышеприведенным. В литературе описаны как врачебные манипуляции для получения семени, так и сбор семени в результате супружеского общения 4 .

3. Вмешательство в процесс оплодотворения третьей стороны

На особой значимости данной этической проблемы настаивает Римско-Католическая церковь. Одно из основных этических требований деторождения с ее стороны является то, что оно должно быть «результатом союза и личностных отношений супругов» 5 . Поэтому «акт деторождения, — пишет Э.Сгречча, — не имеющий телесного выражения, остается лишенным не биологического фактора (который воссоздается технологически при переносе гамет), а межличностного общения, которое во всей полноте и единстве можно выразить лишь в теле» 6 . Таким образом, Католическая церковь отвергает ЭКО, т. к. в процесс зачатия вторгаются третьи лица — эмбриолог, гинеколог и др.

Однако вышеприведенное понимание метафизической сущности зачатия отрывает богослова от реальных условий, в которых реализуются эти межличностные отношения. Эти условия есть те болезненные состояния, которые сопровождают супружескую пару и которые являются причиной бесплодия. Вмешательство третьей стороны — врача — является лишь воздействием на эти условия.

Поэтому недопустимость ЭКО на основании вторжения в межличностные отношения третьего лица не может считаться оправданной.

4. Донорство половых клеток. Суррогатное материнство

Понятие вмешательства в процесс оплодотворения третьих лиц может подразумевать и суррогатное материнство, а также использование половых клеток человека, не являющегося супругом или супругой.

Поэтому здесь необходимо указать, что данные разновидности вспомогательных репродуктивных технологий этически совершенно неприемлемы.

Использование сторонних половых клеток фактически разрушает брачный союз, давая возможность интимного соединения с посторонним человеком на уровне клеток.

Отрицательное отношение к донорству половых клеток и суррогатному материнству отражено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» 7 .

5. ЭКО как метод, который был разработан на многочисленных экспериментах, проводимых на эмбрионах

Данная этическая проблема ЭКО связана с историческим развитием метода. В 1934 г. было высказано предположение, что эмбрионы млекопитающих и человека способны нормально развиваться в условиях вне организма матери. После этого осуществлялись попытки зачатия «в пробирке» сначала животных, а затем и человека. Были проведены многочисленные эксперименты на человеческих зародышах, которые сопровождались смертью последних. Представить себе масштабы экспериментов можно, указав на тот факт, что рождение первого ЭКО-ребенка Луизы Браун удалось добиться только после 102 неудачных попыток переноса эмбрионов спустя десять лет исследований. Следует только предполагать о количестве принесенных в жертву человеческих эмбрионов, над которыми были проведены эксперименты, чтобы достичь первого успеха.

Возникает вопрос: этично ли для приобретения блага одной личностью пользоваться теми достижениями, которые получены при страдании другой личности?

Ответить на этот вопрос помогает латинское высказывание: «Non sunt facienda mala ut veniant bona» 8 . Еще большее значение оно получает применительно к человеку, который составляет максимальную ценность, здоровье и жизнь которого не могут быть принесены в жертву обществу без добровольного согласия самого человека 9 .

Однако в этом высказывании идет речь скорее о предполагающемся действии, ради которого надо в будущем нарушить принципы морали. Но если же результаты уже получены, и их получение никак не было связано с обществом, которое собирается их использовать (исследование не провоцировалось, не поощрялось, не было молчаливого согласия), т. е. результаты есть состоявшийся факт, то этически приемлемо использовать данные, способные улучшить жизнь других людей.

Стоит предполагать, что наличие в истории подобных прецедентов подтверждает этот тезис. Первый пример связан с нацистской Германией, где в концентрационных лагерях проводились опыты над людьми. Среди всех прочих заслуживают внимание опыты с гипотермией, когда человека погружали в холодную воду, а затем пытались его реанимировать. Было установлено, что шансы спасти человека резко увеличиваются, если в воду не погружается затылочная часть головы (отсутствие охлаждения ствола мозга и мозжечка). Зигмунд Рашер разработал на основании этого конструкцию спасательного жилета с воротником. При использовании его человек, находящийся в воде, держит голову на поверхности воды. Эту разработку используют сейчас во всем мире.

Следующий пример касается применения в нашей стране вакцин (против краснухи, гепатита, А, ветряной оспы), для изготовления которых используются ткани абортированного эмбриона. К примеру, вирус краснухи выращивается на эмбриональных клетках, полученных в результате аборта, произведенного в 1962 г. Недопустимость такого использования эмбриональных тканей подтверждено «Основами социальной концепции» 10 .

Неприемлемость с этической точки зрения применения таких вакцин увеличивается в связи с тем, что в ряде стран появились альтернативные вакцины, полученные на клеточных линиях животных (например, от краснухи — клетки кролика (производство Япония), против гепатита, А — клетке обезьяны (Япония)). Однако в России они не зарегистрированы и не закупаются. В связи с этим перед православным человеком встает непростая дилемма: проводить вакцинацию своих детей, избавляя их от тяжелых заболеваний, или отвергать все вышеперечисленные прививки из-за того, что когда-то они явились следствием греха какого-то человека.

Обсуждая этот вопрос, Церковно-общественный совет по биомедицинской этике Московского Патриархата и Общество православных врачей России приняли следующее положение. «Отказ от вакцинации против этих заболеваний может привести к возникновению эпидемий, угрожающих как отдельным гражданам, так и обществу в целом. В связи с этим при отсутствии альтернативы применение вакцин, изготовленных с использованием диплоидных клеток человека, полученных из абортированных плодов, следует рассматривать как меньшее зло, чем инфекции, от которых эти вакцины защищают. <…> Осознавая трагичность и противоречивость создавшейся ситуации, мы не можем не учитывать также и следующих положений: 1. Для вакцинации используются не сами эмбриональные ткани, а вирусы; 2. Греховные действия, в результате которых были получены диплоидные клетки человека, использующиеся сейчас для изготовления вакцин, были совершены несколько десятков лет назад и не носят повторяющегося систематического характера. При этом надо учесть также, что не было совершено преднамеренного умерщвления плода с целью получения диплоидных клеток» 11 .

Если перенести данную аргументацию на рассматриваемую этическую проблему, то можно провести определенную параллель. Как и культура диплоидных клеток, ЭКО был разработан много лет назад, его техника отработана и в настоящее время эксперименты на эмбрионах запрещены в большинстве странах. Кроме того, методика оплодотворения in vitro использует только результаты предыдущих экспериментов, но не сами абортивные ткани.

В связи с этим, несмотря на этическую небезупречность применения результатов экспериментов с эмбрионами, использование техники ЭКО и переноса эмбрионов может иметь место, т. к. служит для блага других людей.

6. Иные проблемы, ассоциированные с ЭКО

У метода ЭКО существуют дополнительные проблемы, которые относятся к последствиям метода: влияние на здоровье женщины, на здоровье рождающихся ЭКО-детей и влияние на общество в целом. Данные проблемы относятся как к этической области, так и к юридической, и к социальной. Их можно рассматривать как второстепенные, т. к. при надлежащем контроле и воздействии они могут быть скорректированы и устранены.

Исходя из рассмотренных этических проблем, абсолютно неприемлемыми, с точки зрения православной биоэтики, являются те методы вспомогательных репродуктивных технологий, которые связаны с убийством «лишних» эмбрионов:

  • элиминация и редукция (уничтожение) эмбрионов;
  • заморозка эмбрионов;
  • преимплантационная диагностика;
  • а также те, которые разрушают связь супругов «в единой плоти»: суррогатное материнство и донорство половых клеток.

Остальные этические проблемы (например, вмешательство третьей стороны — врача) могут быть расценены как врачебная помощь деторождению, модифицированы (например, сбор мужского семени не в результате рукоблудия, а при помощи других методов) или же взяты под надлежащий контроль (врачебное воздействие на последствия влияния процедуры на организм рождающегося ребенка, организм матери; государственный контроль недопустимости реализации ЭКО людям, не состоящим в браке и т. д.).

Отношение Православных Церквей к рассматриваемому вопросу

Одобрение ЭКО Православной Церковью следует из контекста применения «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» в рамках выработки отношения нашей Церкви к суррогатному материнству, а также из решения Синода Элладской Православной Церкви 2006 г.

1. Русская Православная Церковь

Несмотря на отсутствие конкретной позиции нашей Церкви по ЭКО в «Основах Социальной Концепции», на основании контекста применения XII главы «Основ…» можно видеть отсутствие категоричного запрета Русской Православной Церкви на ЭКО.

Это подтверждается следующим фактом. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25—26 декабря 2013 года велось обсуждение практики суррогатного материнства и возможности крещения детей, родившихся в результате него. Был принят документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи „суррогатной матери“», в котором говорится следующее: «Допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам Церковь считает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток, „поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений“ (ОСК XII.4). Что же касается практики так называемого „суррогатного материнства“, то она однозначно осуждается Церковью» 12 . Таким образом, Священный Синод осудил практику ЭКО не саму по себе, но лишь потому, что она связана с образованием и уничтожением «избыточных» эмбрионов.

Этот вывод подтверждает прот. Максим Козлов, член Библейско-богословской комиссии. В своем комментарии на указанный Синодальный документ он говорит: «При этом ЭКО Церковь не запрещает — за исключением случаев, когда речь идет о редукции, то есть об избавлении от „лишних“ оплодотворенных яйцеклеток» 13 .

2. Элладская Православная Церковь

Элладская Православная Церковь при нежелании супругов смириться с бесчадием допускает возможность ЭКО и ПЭ при отсутствии производства лишних эмбрионов, их элиминации и донорства гамет. В рамках икономии сформулировано следующее положение документа Священного Синода: «Церковь должна усердно предлагать усыновление в качестве альтернативы для тех супружеских пар, которые по различным причинам не готовы смириться с бесплодием. Если это невозможно, то Церковь могла бы, в духе икономии, принять те методики оплодотворения, при которых не создаются лишние эмбрионы, не используются донорские гаметы и не уничтожаются эмбрионы. Например, Церковь могла бы принять соответствующее внутриматочное оплодотворение, таким образом рассматривая супружескую пару как страдающую общим заболеванием, при том условии, что оба супруга согласны и что вся процедура проводится в рамках вышеуказанных принципов. Церковь могла бы также принять вспомогательные репродуктивные технологии при использовании исключительно родительских гамет, оплодотворение стольких эмбрионов, сколько будет их перенесено в утробу матери» 14 .

3. Предварительные выводы

Экстракорпоральное оплодотворение может быть нравственно оправданным и допустимым методом терапии бесплодия для православного христианина, если не происходит убийства эмбрионов и не нарушается связь супругов «в единой плоти» даже на уровне половых клеток.

Тем не менее ЭКО меняет представление человека о способе воспроизведения потомства, позволяет производить выбор детей для беременности с желаемыми качествами. Этим открывается дорога к различным злоупотреблениям, начиная от выбора пола ребенка и цвета его глаз и заканчивая получением потомства одинокими матерями и однополыми парами. Данные последствия должны быть взяты под контроль государства. Однако не всегда законы следуют нормам морали. В связи с этим возникает опасность широкого использования ЭКО и его популяризации.

Поэтому было бы правильным в ходе плодотворной дискуссии вокруг текста XII раздела «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» квалифицированно с медицинской и нравственно-богословской точек зрения определить допустимые для православных христиан случаи применения технологии ЭКО.

Священник Роман Тарабрин

    1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. С. 135.

    2 Там же. С. 136.

    3 Цит. по D.Royere. Embryo characteristics and cryopreservation outcome // ESHRE Campus symposium Cryobiology & Cryopreservation of Human Gametes & Embryos Brussels, Belgium, 2004, p. 28. Электр. ресурс: http://www.eshre.eu/~/media/emagic%20files/SIGs/Embryology/Archive/Syllabus%20Brussels%202004.pdf. Дата обращения 03.04.14 .

    4 Подробнее данный вопрос см. в статье: Тарабрин Р., свящ. К вопросу об этической оценке метода ЭКО с православной точки зрения в контексте последних достижений биомедицины. Электр. ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/4007414. html . Дата обращения 18.06.14 ; а также в работе: Тарабрин Р., свящ. Репродуктивная технология ЭКО и ее оценки с позиций православной биоэтики в начале XXI в. Дипломная работа. Научный руководитель иерей Олег Мумриков, преподаватель МДАиС. На правах рукописи. Московская духовная академия. Сергиев Посад, 2014. С. 60-63.

    5 Э.Сгречча, В.Тамбоне. Биоэтика. Учебник. Перевод с итальянского, 2001. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. С. 239.

    6 Там же. С. 241.

    7 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. С. 134-135.

    8 С лат. «Нельзя творить зло, из которого бы выходило добро».

    9 Рассуждения по поводу проведения экспериментов на человеке см. в работе Э.Сгречча, В.Тамбоне. Биоэтика… Глава «Этика экспериментирования на человеке». С. 293-302.

    10 Основы социальной концепции… Глава XII, 7. С. 134-135.

    11 Совместное заявление Совета и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России. http://bioethics.orthodoxy.ru/index. php ?option=com_content&task=view&id=109&Itemid=14. Дата обращения 23.04.14 .

    12 Документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи „суррогатной матери“»/

    Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви 25—26 декабря 2013 года (№ 158) / Электронный ресурс http://www.patriarchia.ru/db/text/3481024. html . Дата обращения 15.04.14 .

    13 Максим Козлов, прот. Почему нужно каяться за суррогатное материнство? / Электронный ресурс: http://www.mpda.ru/site_pub/2021507. html Дата обращения 15.04.14 .

    14 Перевод мой по англ. изданию документа на официальном сайте Элладской Православной Церкви. http://www.bioethics.org.gr/en/03_b. html #. Дата обращения 14.04.14 .

Этические проблемы ЭКО

Тема этой статьи актуальная и в то же время неоднозначная. Потому что редкая женщина не хочет родить ребенка и стремится использовать любую возможность, чтобы это случилось. С другой стороны, да еще донорскими клетками – насколько это этично и морально? Этические проблемы искусственного оплодотворения волнуют, и они стоят перед теми, кто собирается воспользоваться процедурой ЭКО.

Человек – существо не только биологическое, но и общественное. В отличие от животного, человек не просто рожает потомство и выхаживает его, а прививает ему культуру, мораль, человеческие качества. Наконец, у человека есть совесть. Но, в то же время, люди все разные. Поэтому единое мнение по вопросу искусственного оплодотворения (ИО) вряд ли может быть.

Если рассматривать человека с материалистической точки зрения, то он – представитель животного мира. Поэтому, как любой представитель его, стремится продлить себя, рождая потомство. С этой точки зрения ИО, искусственное обсеменение – большое добро, так как дает возможность улучшить репродуктивные возможности человека, увеличивает рождаемость. Да и для ряда пар это единственная возможность стать родителями.

Но так как человек – все же не только биологическое существо, то возникает вопрос, насколько это морально. Ведь человеческий эмбрион – это уже человек, хоть в нем всего одна или несколько клеток.

Процедура искусственного оплодотворения

Искусственное оплодотворение проводят в несколько этапов:

— непосредственно процедура оплодотворения;

Чтобы получить яйцеклетки, проводят суперстимуляцию яичников гормональными препаратами. Это позволяет получить сразу несколько яйцеклеток. Делают это врачи-специалисты, под местным наркозом. Извлекается фолликул с яйцеклеткой трансвагинально с помощью специальной иглы. Степень готовности фолликула определяет с помощью ультразвука.

Сперматозоиды у мужчины собираются неполовым путем (мастурбацией). Возможно также использование прерванного полового акта.

После извлечения яйцеклетки помещают в питательную среду и добавляют сперматозоиды. После оплодотворения в этой среде 2-5 дней, а потом его имплантируют в матку женщины.

Отношение представителей религий к ЭКО

Если для медиков ИО – это одна из медицинских процедур, то для обычного человека могут возникать сомнения об этичности, корректности искусственного оплодотворения. Что говорят об этом представители религий?

  1. Католицизм.

Относится однозначно негативно. Неестественным и неприемлемым считается разобщение полового акта и процедуры зачатия ребенка.

  1. Христианское православие.

Если яйцеклетки жены оплодотворяются спермой мужа, после чего вне тела женщины происходит оплодотворение с последующим введением эмбриона этой же женщине, в этом нет ничего плохого. Такое зачатие, считают священники, не нарушает целостности брачных уз и мало чем отличается от обычного, естественного зачатия.

Наряду с этим варианты донорства половых клеток, а также суррогатное материнство семейные узы нарушают. Недопустимо также получение большого числа эмбрионов с последующей их консервацией и тем более разрушением. За эмбрионом признается человеческое достоинство.

Есть также православные священники, которые не приемлют искусственное оплодотворение в принципе.

  1. Иудаизм.

Однозначной оценки нет. С одной стороны, нужно выполнять божественный принцип «плодитесь и размножайтесь». И, если может разрушить семью, то лучше ИО и возможность зачатия, чем страдать дальше.

С другой стороны, оплодотворение яйцеклетки жены спермой чужого мужчины эквивалентно супружеской измене, если женщина замужем. Если же женщина не в браке, происходит нарушение института семьи.

Одни священнослужители-иудеи разрешают процедуру для пар, у которых нет детей, а другие категорически запрещают.

Как же быть?

Мы думаем, что в самых сложных ситуациях есть выход и выбор поступить максимально этично и морально по отношению к себе и другим, в том числе и к эмбрионам, которые получаются во время ИО.

Этические проблемы искусственного оплодотворения существуют, потому что мы – люди, а не животные или бездушные существа. А на вопрос, прибегнуть или нет к процедуре ИО, пусть каждая из женщин ответит сама…