Ментальные установки в психологии. Что такое психологические установки и откуда они берутся? Установка предсказания негативного будущего

Введение

Глава 2. Установка в концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе

2.1 Постановка проблемы установки в психологической концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе

2.2 Психологическая установка, как один составляющих аспектов (системообразующий фактор) бессознательного в понимании общей концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе в работах его учеников

2.3 Связь потребности и установки

2.4 Установка и поведение

Глава 3. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ УРОВНЕВАЯ ПРИРОДА УСТАНОВКИ

3.1 Уровень смысловой установки

3.2 Уровень целевой установки

3.3 Уровень

Глава 4. УСТАНОВКА В МЫШЛЕНИИ

4.1 Слово как объективный фактор установки

4.2 Теория черт Гордона Олпорта

4.3 Факторная теория Кэттела

4.4 Когнитивная психология Р.Л. Солсо. Установка и решение задач

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

Все многообразие явлений нашей психической жизни в основном распадается на три отличающиеся друг от друга группы: познание, чувство и воля, представляющие три основные, наиболее традиционные единицы обычной классификации явлений душевной жизни. Конечно, в истории нашей науки известна не одна попытка группировать душевные явления и на иных основах, но традиционная классификация до настоящего времени доминирует. Вместе с тем в нашей повседневной жизни определённый отпечаток на поведенческие реакции оказывают заложенные в психике человека предрасположенности действовать тем или иным образом, что даёт основание полагать на формирование в психике человека тех или иных установок, хотим мы этого или не хотим. И поэтому изучение процесса формирования установок всегда будет оставаться актуальной темой вне зависимости от её изученности психологической наукой.

В названной связи, хочу отметить, что с выбором темы я долго не мучился, тем более, что проблема установки интересовала меня уже давно, и тем более уже имелось направление, по которому необходимо работать в целом – «Установки на миграцию и оседлость у представителей Белорусского этноса». Я всегда по жизни интересовался так называемыми «ошибочными действиями», которые совершаются неосознанно. Правда, тогда я еще не знал, что они - одно из проявлений установки, одно из многих ее проявлений, в то время я ещё не обучался по специальности «Психология».

Теперь представляется вполне очевидным, что установка - это складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано. А установка в мышлении – это то, что на данном этапе интересует меня больше всего. Однако уже на первых этапах работы оказалось, что именно тема взаимосвязи установки и мышления в современной экспериментальной психологии - отнюдь не самая разработанная. Вернее не так, те исследователи, которые за неё брались, провели внушительные исследования и дали детальный анализ, но этих смельчаков было не так много.

Понятие установки первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения, обусловленного прошлым опытом фактора готовности действовать тем или иным образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и некоторые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т. Шуман, 1889). Понятие установки было введено также для описания, возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов (Н. Ах, 1905).

Позднее понятие социальной установки - аттитюда - вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те, или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий, 1918–1920). В качестве объяснительного принципа изучения психических явлений установка наиболее глубоко раскрыта советским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе и его школой.

В настоящем введении хочу дать определение установки, которое сложилось в понимании Владимира Александровича Барабанщикова, который был в Смоленском гуманитарном Университете с лекциями, и дал понятие установки следующим образом: - « Установка- состояние готовности человека воспринимать, мыслить и действовать определённым образом, установка не осознаётся и является основным понятием, с помощью которого можно исследовать бессознательное».

Целью настоящей работы является анализ такой психологической категории, как установка, и проявление установки в мышлении человека.

Целью настоящего психологического исследования является раскрытие специфических психологических закономерностей формирования и закрепления установок, роль установок в запоминании и мышлении.

Для этого необходимо не оперирование одними лишь статистическими средними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что действительность конкретна, и лишь ее конкретным анализом можно раскрыть все реальные зависимости, как об этом говорил Сергей Леонидович Рубинштейн. Поэтому, принцип индивидуализации исследования должен быть существеннейшим принципом этой работы.

Хочу отметить, что тема установок в современной психологии является актуальной. В настоящее время человечество интересуется тем, что оно из себя представляет (в смысле психологии, конечно) и именно тема установки в мышлении стоит на пересечении сознания (как мышления) и бессознательного (как одного из проявлений установочных феноменов).

Объектом настоящего исследования будет выступать Человек.

Предметом исследования будет исследование психики человека, механизмов и закономерностей формирования установок, исследование сущности формирования установок, факты наличия установок в психике человека, и закрепление установок на подсознательном уровне.

Метод исследования - Эмпирический, с оценкой и описанием работ различных психологических школ.

В начале работы была поставлена цель, которая конкретизировалась в отдельных задачах. В соответствии же с задачами работа разбита на четыре главы. В первой главе анализируются общие положения концепции установки Сергея Леонидовича Рубинштейна, во второй главе положения концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе, в третьей главе - проявления установки в мышлении на основе работ того же Узнадзе, а в четвёртой главе – установка в работах некоторых зарубежных авторов.


Глава 1. Роль установок в запоминании в концепции Сергея Леонидовича Рубинштейна

1.1 Задачи психологического исследования в понимании Сергея Леонидовича Рубинштейна

Рубинштейн, выявив ключевую проблему, без решения которой кризис не мог быть преодолен, – проблему сознания и деятельности, сумел вскрыть внутреннюю связь этих категорий благодаря раскрытию их единства через категорию субъекта.

Таким образом, связь сознания и деятельности не просто постулируется, а раскрывается. Небезынтересно отметить, что реализация Рубинштейном деятельностного подхода к сознанию, который фактически совпадал в этом значении с принципом субъекта деятельности, не означала сведения специфики сознания и психики в целом к деятельности. Напротив, принцип единства сознания и деятельности базировался на их понимании как различных модальностей, а деятельностный подход служил цели объективного выявления специфики активности сознания.

Сегодня, спустя 90 лет, исследования Рубинштейна не утратили своей значимости, поскольку это направление продолжили А.В. Брушлинский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев и другие психологи, основавшие свои психологические исследования на базовой платформе Рубинштейна.

Сергей Леонидович Рубинштейн, проводя беспристрастный анализ таких вопросов, как формирование психологических установок, справедливо отметил: психологический установка узнадзе

«Задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности. Задача любого психологического исследования заключается в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного перейти к необходимому, от явлений перейти к существенному в них».

Для теоретического психологического исследования изучение индивидуальных случаев является, по мнению Сергея Леонидовича Рубинштейна не особой областью или объектом, а средством познания. Через изучение индивидуальных случаев в их вариативности психологическое исследование должно идти к истинной своей цели – к установлению все более общих и существенных закономерностей. Установка на индивидуализацию исследования и на раскрытие реальных закономерностей должна быть поставлена в нашей психологии во главу угла – в принципиальной противоположности всем концепциям, для которых суть заключается в том, чтобы устанавливать стандарты, оперируя статистическими средними.

1.2 Роль установок в запоминании

Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал, что в ассоциативных, смысловых и структурных связях проявляется по преимуществу роль материала. Но запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности. Это отношение обусловлено направленностью личности - ее установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности. Память человека носит избирательный характер. Нет человека, у которого была бы такая плохая память, так неисправно функционировали бы ассоциативные и прочие связи, чтобы он все забывал, как нет человека, у которого они функционировали бы так, чтобы он все помнил. Всякий человек что - то запоминает и что - то забывает. Избирательный характер памяти выражается в том, что мы запоминаем по преимуществу то, что для нас значимо, интересно 3].

23. Психологические установки и их виды

Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества человека. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке.

Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические механизмы.

Психологические механизмы общения и взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения – эффект многократного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, очереди, на публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп. Есть выражение «заразительный смех», также могут быть заразительными злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть также индивидуальным и групповым и происходит на сознательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание – сложное динамическое свойство. Его возможные проявления – от слепого копирования поведения, жестов, интонаций до сознательного мотивированного подражания.

Одним из психологических механизмов общения является соревнование – свойство людей сравнивать себя с другими, желание быть не хуже других, не ударить лицом в грязь. Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество.

И наконец третий уровень взаимодействия людей – это убеждение: аргументированное сознательное словесное выражение своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда оно опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Если руководитель опирается на все механизмы, он достигнет положительных результатов.

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Жизненные установки Маленький Вовочка, читающий книгу "Мифы Древней Греции ", спрашивает отца: - Папа, а почему древние греки всегда изображали Победу в виде женщины? - Когда женишься - узнаешь… Вечные конкуренткиСоперничество за мужчину накладывает на женщину

Из книги Искусство мыслить масштабно автора Шварц Дэвид Д

8. ВАШИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ - ВАШИ СОЮЗНИКИ Можете ли вы читать мысли? Это легче, чем вам кажется. Не задумываясь об этом, вы каждый день читаете мысли других, а они читают ваши.Как это происходит? Совершенно автоматически, путем оценки отношений.Помните некогда

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Установки, основанные на чувствах, и установки, основанные на знании Как диктует нам концепция установочной системы, представленная в главе 1, установки имеют как аффективную («чувственную»), так и когнитивную основу, включающую в себя убеждения и знания. Некоторые

Из книги Секрет притяжения. Как получить то, что ты действительно хочешь автора Витале Джо

Как обнаружить установки? Обнаружить свои установки не так уж сложно.Для начала разберемся в том, что такое установка. Согласно Брюсу Ди Марсико, создателю опционного метода – гениального инструмента для изучения установок, «под установкой мы понимаем допущение,

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Установки Наши установки не всегда совпадают с теми, что угодны Богу. В Библии сказано, что нередко наше сердце далеко от путей Божьих (Екк 9:3, Рим 3:23). Дети не рождаются в мир с готовым христианским мировоззрением. Любого ребенка нужно научить спокойно относится к

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

Глава III. Феноменология установки и гипотеза об иерархической уровневой структуре

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Из книги Педагогическая психология: хрестоматия автора Автор неизвестен

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) 1. Основные черты содержательного обобщения и теоретического понятия…В эмпирическом мышлении решается в основном задача односторонней каталогизации,

Из книги Наука жить автора Адлер Альфред

Установки Теперь обратимся к психическим установкам, которые можно выявить у разных типов личности. Бывают дерзкие, менее дерзкие люди, а бывают такие, которые готовы, казалось бы, уступить все. Однако невозможно найти человека, который бы по-настоящему уступал: это

Из книги Кодекс Стройности. Законы Страны Стройных автора Лукьянов Олег Валерьевич

Психологические установки Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. М. Монтень 1. Что вы почувствовали, когда прочитали длинную главу о ваших правах? Вам стало легче? Вы почувствовали вдохновение и энтузиазм? Многим становится грустно… Вина

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Установки и подходы Три предмета являются самыми интересными в мире. Секс, собственность и религия. При помощи первого мы можем создавать жизнь, при помощи второго мы поддерживаем ее, а при помощи третьего мы надеемся поддерживать ее в другом мире. Д. Карнеги Способы,

Из книги 1000 мужских секретов, которые должна знать настоящая женщина, или Путешествие по замку Синей Бороды автора Лифшиц Галина Марковна

Установки и тренинги Постарайтесь запомнить самое основное! Общаясь с мужчиной, помните, что имеете дело именно с мужчиной. У него совсем иные реакции, ощущения и выводы из ситуаций, чем у вас, поскольку вы – женщина. Учитывайте, что мужчина иначе воспринимает время и

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Установки Упорной работой, в первую очередь над собой, над устранением своих ошибочных представлений о личности ребенка и его воспитании можно добиться значительных улучшений во взаимопонимании и взаимодействии всех членов семьи.Постарайтесь позитивно воспринять и

Из книги автора

Ограничивающие установки Это ошибочные установки о себе и мире. Это ошибочные заключения, которые мы сделали на основе прошлых событий и прошлого опыта. Например, кто-нибудь может иметь ограничивающую установку – не верить в возможность успеха из-за предыдущего провала.

Из книги автора

Ваши установки В этой книге мы изучим ограничивающие установки, которые относятся к самым разным жизненным областям, включая снижение веса, отношения, финансы и так далее. В этой главе мы рассмотрим наиболее общие установки – систему ограничивающих установок и привычек,

или что мы на самом деле говорим своим детям

Дети, как губки впитывают не то, что им говоришь, а то, что при этом искренне думаешь. Вот поэтому нам кажется, что дети нас не слушаются. Представьте себе волшебный автомобиль, которому говоришь: «Поезжай-ка ты, мой Мерседес, на работку, да поскорее, а то я опаздываю». А он, наш автомобиль, ни с места, так как считывает из нашего подсознания совсем другую команду: «Спать, спать, к чёрту работу, под одеяло и спать!». Мы говорим ребёнку: «Угости мальчика мандарином», а он считывает наше подсознательное: «Только попробуй разбазаривать семейное добро!» и вырастает одиноким жадиной.

Когда родители общаются с ребёнком, они посылают ему подсознательные директивы. Я Вас расстрою, как правило, эти директивы - разрушительные. В основном, родители программируют своего ребёнка на неудачу.

Почему так происходит? Потому что детей рожают не самые счастливые и не самые здоровые с психологической точки зрения люди. Даже если внешне у них всё хорошо и хватает средств на комфортное существование. Но вот психологический комфорт так просто деньгами не купишь. Его надо выстрадать, выучить и сдать экзамен на зрелость.

Главная, можно сказать, магистральная проблема всех невротиков - психологическая незрелость. Юнг сравнивал зрелость с инициацией, которую проходили первобытные люди и представители нецивилизованных народов, живущие в в общинах и племенах. Мы не проходим никакой простой и понятной инициации под стук барабанов - нам тяжелее. Часто, будучи уже взрослыми, мы так и не становимся психологически зрелыми. Отсюда и проблемы, которые возникают у наших детей. Их воспитывают (о ужас!) незрелые личности, сами не решившие кучу своих проблем. А чтобы стать зрелым, нужно взглянуть в лицо своим бессознательным установкам и перестать жить по их недоброй подсказке... Попробуем.

Хотите классический список разрушительных психологических установок? На язык этих подсознательных установок психологи перевели весь тот шум и крик, который мы выливаем в беззащитные детские уши. На языке подсознания таких директив всего-то пять, но зато каких!

Негативная психологическая установка первая: «Не живи!»

Её синонимы на русском языке:

  1. Мне такая девочка не нужна,
  2. Как я от Вас устала,
  3. Если бы не ты и твой папа, я бы в кино снималась, в главной роли, обнажённая...

Негативная психологическая установка вторая: «Не делай!»

Тут уж синонимы не нужны. Послушайте себя, 95% того, что Вы говорите своему ребёнку, начинается и заканчивается запретами на любую деятельность! «Не бегай!», «Не прыгай!», «Не стой!», «Не стучи!»... Ребёнок получает главную информацию: «Чтобы ты ни сделал, всё будет плохо. Ты - растяпа».

Негативная психологическая установка третья: «Не верь!»

Не верь мужчинам, не верь женщинам, не верь подругам, не верь друзьям, не верь компаньонам, не верь никому вообще. Единственный человек, который тебя любит - это твоя одинокая, старая, больная и никому не нужная мамочка, которая тебе всю свою жизнь отдала. В общем, сигнал, который получает ребёнок сводится к анекдотическому: «Как страшно жить!..».

Негативная психологическая установка четвёртая: «Не будь ребёнком!».

Такую директиву получают старшие дети, когда у них появляются младшие братья и сёстры. Однако изредка её могут услышать и единственные дети в семье. Директива эта означает только одно. Психологически незрелые родители как бы говорят своему ребёнку: «Дети тут - это мы (я). Мы родили тебя, чтобы ты нас поддерживал и опекал. Ты - наша нянька, приступай к своим обязанностям!».

Негативная психологическая установка пятая: «Не взрослей!»

Такую директиву получают младшие или единственные дети в семье, дети-отдушины своих родителей. Тяжело быть отдушиной... Обычно такие дети никогда не создают свою семью, а если создают, то ненадолго.

Психологи утверждают, что все родители, независимо от интеллекта и отношения к своим чадам, бессознательно проговаривают эти пять установок.

А избавиться от этих установок очень просто: нужно написать их крупным шрифтом на подходящих листиках бумаги и со вкусом сжечь каждую бумажку на чистом пламени горящей свечи. А затем написать установки, прямо противоположные тому, что когда-то внушили нам родители, как и все люди - далёкие от психологического совершенства.

Елена Назаренко

Базовые психологические установки вашего «Я» формируются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепенному накоплению и усилению положительного самовосприятия. . Возможны четыре вида установок по отношению к окружа ющим.

1. «Я хороший - ты хороший». Это самая нравственная и продуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся и сотрудничают конструктивно. Это «победители», они «выигрывают».

2. «Я хороший - ты плохой». Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спихивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или подчиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что аморально и малопродуктивно.

4. «Я плохой - ты плохой». Эта установка ведет к саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят. Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства «все в порядке», преодолевать негативное отношение к окружающим и к самому себе.

Формы организационного поведения

Каждый человек в той или иной степени стремится к успеху . Успех – это событие или достижение, получающее высокую социальную и общественную оценку. Успех обязательно обладает хотя бы виртуальной значимостью. Само понятие успеха зависит от системы ценностей и содержания ожиданий. Психологически, любому человеку необходимо ответить себе на два вопроса:



1. Ради какого успеха я буду трудиться, не покладая рук?

2. Я буду добиваться все большего успеха в желаемом виде деятельности или Я буду считать успехом то, чего удалось добиться? В ответе на этот вопрос: проявляется стремление людей к успеху или к избеганию неудач. Это два принципиально разных психологических типа, что резко сказывается на их поведении в деловой жизни.

Кроме того, психологически, одни предпочитают считать себя главной причиной как успеха, так и неудачи, другие всегда на первое место ставят обстоятельства.

Психологи выделяют поведение А-типа и поведение Б-типа как формы организационного поведения. Каждый человеку на своей работе проявляет определенную активность, но уровень активности может быть разным, и направлена она может быть, в основном, на достижение деловых успехов или на удовлетворение своих потребностей в комфорте и покое. Кроме того, в ходе выполнения своей работы одни люди большую часть времени находятся в согласии с самими собой, в ровном настроении, окружающий мир кажется им в основном доброжелательным, хотя и не без недостатков. Другим людям свойственны внутренние конфликты, тревожность по всякому поводу, напряженность (такое состояние называется фрустрацией). При этом каждому человеку кажется, что именно его тип поведения "нормальный", а люди с другим типом поведения живут "не правильно". Менеджеру полезно не только знать свой тип поведения, но и возможные другие стили для того, чтобы при необходимости, иметь возможность корректировать свое поведение и лучше понимать окружающих людей.

Для людей с выраженной поведенческой активностью типа А характерны:

· преувеличенная потребность в деятельности - сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;

· постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, за новые достижения при постоянной неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели, нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на трудности и «поражение»;

· неумение и нежелание выполнять каждодневную, обстоятельную и однообразную работу;

· неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;

· нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения;

· энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи;

· импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника;

· .соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;

· стремление к доминированию в коллективе или компаниях,

· возникновение тревоги и беспокойства под влиянием внешних обстоятельств и жизненных трудностей (легкая фрустрируемость).

Как свидетельствует медицинская статистика, люди с типом поведения А имеют повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний.

2. Для лиц, имеющих промежуточный (переходный) тип поведенческой активности - АБ, характерна активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены. Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию факторов, вызывающим стресс, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.

3. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа Б характерно:

· повышенное внимание к своим собственным интересам в ущерб внешней активности;

· отсутствие инициативности в работе, отношение к ней как к необходимому условию и источнику средств существования;

· отсутствие выраженного стремления к достижениям, простота изменения целей;

· относительная расслабленность, стремление делать все, в том числе говорить, не спеша и обстоятельно;

· принятие решения после всестороннего анализа, а не импульсивно; продуманность, аккуратность и тщательность действий,

· отсутствие выраженной эмоциональности, амбициозности, агрессивности, стремления к доминированию;

· повышенное внимание к собственному здоровью, стремление к максимальному удобству и комфорту жизни.

По статистике среди предпринимателей и менеджеров больше людей с типами поведения А и АБ, относительно меньше людей с типами поведения Б. Люди с поведением типа А как правило инициаторы новых дел, первопроходцы, руководители инновационных и рискованных проектов. Чем больше поведение человека приближается к типу Б, тем более подходит ему относительно спокойное, «рутинное» управление сложившимся коллективом, хорошо налаженным делом.

Карьерные ориентации

В зависимости от доминирующих мотиваций и характера находится желание или нежелание личности делать карьеру . Карьера представляет собой продвижение человека в организационной или профессиональной иерархии или последовательность рода занятий в течение жизни. Внешняя объективная сторона карьеры – последовательность занимаемых личностью профессиональных и социальных позиций. Внутренняя сторона карьеры – установка на успех и активность в профессиональной и служебной деятельности.

Люди с якорем автономии. Это психологические типы, испытывающие потребность в индивидуальной работе, связанной исключительно с личной ответственностью, отрицательно относящиеся как к начальникам, так и к необходимости работать в команде. Следовательно, такие люди не заинтересованы в служебной карьере, что касается карьеры профессиональной, то она их интересует только в той мере, в какой не затрагивает или не уменьшает их свободу деятельности.

Люди с якорем технико-функциональной компетентности . Такие люди ценят успех в профессии и стремятся сделать профессиональную карьеру. Для них важно признание профессионального сообщества в тех формах, в которых оно существует: научные степени, премии, патенты за изобретения, известность и так далее.

Якорь безопасности и стабильности означает, что человек воспринимает организацию, как защищающую и поддерживающую его структуру. Он не стремится делать карьеру, для него характерен конформизм и психологическая совместимость с группой.

Якорь менеджерской компетентности . Эти люди идентифицируют себя с организацией, следовательно стремятся к служебной карьере. Это как правило. Социально одаренные личности, то есть способные организовывать, руководить и управлять. Они коммуникабельны и ответственны. И стремление к власти у них часто совпадает с интересами организации.

Якорь предпринимательской креативности . Потребность создавать новое не связана напрямую с потребностью во власти или влиянии. Такие люди воспринимают продвижение по служебной или профессиональной лестнице как необходимое условие творчества, но не цель.

Якорь соревновательной потребности . Личности, для которых в любой деятельности главное – успех, их не пугают риск, ответственность и неопределенность, зато раздражают рутина, правила и нормы.

Якорь стиля жизни Оценка профессиональной деятельности с позиции обеспечения соответствующего уровня и образа жизни. В этом случае. Стремление к карьере подчинено стремлению к высокому материальному положению, престижным связям, известности. Такие люди при наличии высокого материального стимулирования их деятельности не испытывают потребности во власти или профессиональном признании.

Гендерный аспект делового стиля

Деловой стиль зависит не только от мотивации и стиля активности. Важнейшим фактором делового стиля является пол участников общения. Избежать влияния полового фактора на деловые отношения практически невозможно. Психологические различия мужчин и женщин создают порой неосознаваемые коммуникативные барьеры. По мнению мужчин, женщина чаще демонстрирует неадекватное поведение. Мужчины упрекают женщин за неумение разбираться с собственными ошибками, пассивность и неправильную расстановку приоритетов.

Женщина является «проблемой» для мужчины в деловых отношениях потому, что женский деловой стиль определяется ориентацией на человеческие отношения и проработку деталей – мужчину это раздражает. Мужчины ненавидят, когда женщины расстраиваются, нервничают и плачут.

Например, женская манера перебивать у женщин является способом выражения повышенного интереса. Для мужчины такое поведение женщины – фактор раздражающий,

Женщина всегда требует и ждет от мужчины определенных взглядов и принципов, пассивный мужчина с неустойчивыми взглядами чужд ее пониманию.

Мужчина «непонятен» женщине своим формализмом. Она нервничает, если «он» не обращает на нее внимание и нервничает, если обращает. Женщина больше страдает от невоспитанности окружающих. Кроме того, ей постоянно досаждает мужской шовинизм. Деловой женщине приходится сопротивляться и стереотипным взглядам на женщину: женщины слишком чувствительны, женщины слишком нервозны, женщины непредсказуемы.

Перечислим основные особенности женского и мужского стилей:

Для мужчин характерен так называемый технократический стиль, для женщин – эмоционально-эгоистический. Мужчины легче воспринимают новации, а женщины склонны к традициям. Мужчины быстрее схватывают проблему в целом, женщины внимательнее к деталям;

Не смотря на то, что в политике, бизнесе по-прежнему доминируют мужчины, социологи и психологи выделяют мужской и женский менеджмент как различие ориентаций на власть и обмен услугами у мужчин, и на интересы людей и их желание работать – у женщин;

У мужчин рациональность и простота – главные критерии правильности решения, у женщин – позитивные человеческие последствия;

Мужчины постоянно стремятся свести на нет эмоциональную напряженность деятельности, женщины не могут работать без личного отношения к предмету деятельности и своим партнерам;

Часто для мужчины результат важнее процесса, для женщины – наоборот. Мужчины при решении любой проблемы предпочитают сокращать промежуточные звенья, для женщин характерны проработка деталей, торможение принятия окончательного решения;

Часто на словах женщины рассчитывают на себя, а мужчины на команду, хотя в реальности женщины – более склонны советоваться и общаться, а мужчины более склонны к авторитарным способам принятия решений;

Женщины чаще робеют перед начальством, подчиняются чужому авторитету и склонны считать, что интересы других важнее, чем свои собственные. Самооценка у женщины, как правило, занижена, а у мужчины завышена по сравнению с реальными результатами их деятельности.

Женщины не способны разделять свою личную и профессиональную жизнь в эмоциональном плане. И счастливая и несчастная женщина работают хуже, в то время как счастливый или несчастный мужчина на работе способен отключиться от своих личных проблем, а в приватной жизни забыть о работе. 90 % мужчин считают самым важным в жизни работу.

Принято считать женщину слабым полом. Поэтому деловой женщине приходится выбирать между мужским поведенческим стилем, который может привести к профессиональным успехам, и женским поведенческим стилем, который повысит самооценку окружающих ее мужчин, но не позволит ей сделать карьеру.

При анализе психологического подтекста деловых отношений между мужчиной и женщиной следует принимать во внимание стандартные ситуации: «начальник – подчиненный», «деловые партнеры», «коллеги». Предубеждение против женщин – начальников общеизвестно. Каждый человек, взваливая на себя руководство, сталкивается с сопротивлением окружающих. Женщина сталкивается с дополнительным сопротивлением. Мужчины ожидают от женщины исполнительности, а не способности руководить. Женщина, следовательно, может или должна постоянно демонстрировать свою компетентность и силу.

Психологически оптимальным считается тандем начальников мужчины и женщины, в котором мужчина выступает инструментальным лидером (формальным руководителем или человеком, способным распределять функции и принимать решения), а женщина – эмоциональным лидером (центром эмоционального напряжения и разрядки, человеком, обеспечивающем позитивные межличностные отношения в группе). Любая группа работает эффективно, если в ней есть мужчины и женщины. Мужчины не дают женщинам сплетничать и капризничать, а женщины не позволяют превратить организацию в казарму.

Таким образом, мужчина и женщина в деловых отношениях не могут не демонстрировать особенности и различия когнитивных, эмоциональных и волевых реакций и поведенческих стилей. Мужчины стремятся к независимости, а женщины заботятся о взаимозависимости, поэтому наличие в любой группе мужчин и женщин является позитивным фактором. Эффективность деятельности мужчин и женщин зависит от того, насколько они сами и окружающие условия способствуют не «равенству полов», а «равенству в различии». Деловой женщине приходится учитывать значимость правил, предписаний, инструкций для мужчин и использовать свое знание для обходных маневров. А мужчине необходимо принимать в расчет женскую обидчивость и эмоциональную память. Современные технологии общения дают возможность разным людям не изменяться, а приспосабливаясь друг к другу, делать свою жизнь комфортной.

Конституциональные особенности

Хорошо известно, что, независимо от пола, люди различаются по степени общительности. умение общаться во многом определяет и профессиональный, и жизненный успех человека.

Часто приходится слышать мнение, что «умение общаться - это с рождения». В какой-то степени это утверждение верно. "Врожденный" продавец может продать все, что угодно, "врожденному" руководителю не приходится тратить особых усилий на то, чтобы заставить подчиняться себе – его подчиненные сами стремятся выполнить его распоряжения и вышестоящее начальство относится к нему хорошо, у "прирожденного" учителя нет многих проблем с учениками, которые мучают других и т.д. Такой человек обычно общителен, в меру эмоционален, хорошо слушает собеседника, вовремя вступает в разговор, ненавязчиво, но твердо "проводит свою линию". И вот "другая сторона" из равнодушно или даже отрицательно, а то и агрессивно настроенного превращается в доброжелательного партнера по общению. Это происходит столь легко и непринужденно, что создается впечатление, будто человек и не делал ничего особенного, а партнер (начальник, подчиненный, клиент, покупатель, ученик и т.д.) сам поступает так, как хочет.

К сожалению, далеко не все обладают очевидными способностями к общению. Однако, по нашему глубокому убеждению, каждый человек может найти такую профессиональную "нишу", в которой в наибольшей степени проявятся и пригодятся именно его возможности. Кроме того, способности к общению в какой-то мере можно развить. Для того, чтобы разумно выбрать сферу приложения своих сил и целенаправленно корректировать саморазвитие, не ставя перед собой нереальных задач и не растрачивая попусту своих возможностей, необходимо лучше узнает самого себя. Нужно, чтобы, принимая любое решение на работе или в жизни, вы были в контакте с собственными ощущениями и мыслями, а также «поглубже» заглянули в себя и осознали, какими приемами, критериями и предпочтениями вы руководствуетесь (далеко не все из них осознаются без специальных знаний и усилий).

Хорошо известно, что люди, даже маленькие дети, различаются по степени общительности. Одни весьма общительны, они неуютно чувствуют себя в одиночестве, любят работать и проводить досуг среди других людей, принимают решения «с оглядкой» на мнение окружающих. Другие люди чувствуют себя более комфортно в одиночестве, большие компании их утомляют, принимать решения они предпочитают самостоятельно. Эти различия не случайны. Они отражают очень важные, скорее всего генетически обусловленные свойства личности человека. Эти свойства можно исследовать с помощью специальных опросников и, на основании полученных результатов, делать интересные выводы о наиболее вероятном поведении человека в разных ситуациях.

По мнению одного из крупнейших психологов второй половины ХХ века Г. Айзенка каждый человек формирует уникальную адаптацию к среде, прежде всего – к другим людям. Поведение человека определяется в первую очередь характеристиками самого индивидуума и, в меньшей степени, ситуацией. Г. Айзенк разработал теорию, согласно которой в основе личности лежат фундаментальные свойства, обусловленные генетически или ранним воспитанием. Эти свойства можно описать с помощью двух пар понятий (шкал): экстраверсии – интраверсии и эмоциональной устойчивости – нейротизма.

Понятия экстраверсии – интраверсии были позаимствованы Г. Айзенком у знаменитого психоаналитика К. Юнга.

Люди с высоким уровнем экстраверсии (экстраверты) ориентированы в своих действиях на внешний мир. Они общительные люди, склонные к лидерству. Обычно они имеют активную и в целом оптимистическую жизненную позицию, трудно переносят одиночество, нуждаются в одобрении со стороны других людей.

Люди, тяготеющие к другому концу той же шкалы (интроверты) погружены в большей степени на свой внутренний мир. В поведении они проявляют себя как малообщительные люди, несколько заторможенные, инертные, относительно пассивные и склонные к пессимизму.

Вторая шкала противоположных свойств темперамента, по Г. Айзенку определяется уровнем уравновешенности процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе человека. Эмоциональная стабильность наблюдается при хорошей уравновешенности. Она свойственна людям, устойчивым по отношению к внешним воздействиям, не склонным к беспокойству и вообще бурным эмоциональным реакциям.

Нейротизм (эмоциональная нестабильность) является результатом неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Это свойство проявляется в высокой чувствительности к любым воздействиям, эмоциональности, тревожности, склонности расстраиваться по любому поводу.

Свойства темперамента интересны не сами по себе, а потому, что определяют множество других свойств человеческой личности.

Кроме теории Г. Айзенка существует несколько теорий темперамента и множество опросников, которые мы здесь не приводим, тем более, что для реальной жизни важен не столько сам темперамент, сколько основанный на нем индивидуальный стиль.

Индивидуальные стили - относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов и поведения человека, которые выражаются в используемых им стратегиях, приемах, способах работы, манере поведения; система свойственных человеку средств, обеспечивающих оптимальный вариант "стыковки" индивидуальности и требований среды и деятельности. Генотипические (врожденные) различия имеют определенное значение для формирования индивидуального стиля, особенно на начальных этапах обучения и в экстремальных условиях, но реально в нем переплетены врожденные и приобретенные свойства. Приспособительная роль индивидуального стиля связана не с дефектом какой-либо психологической функции, а определяется яркой ее выраженностью. Необходимо отметить, что при наличии у человека высокого осознанного уровня саморегуляции происходит нивелирование влияния темперамента на индивидуальный стиль поведения и на успешность деятельности.

Индивидуальный стиль можно описывать по-разному, исходя из различных психологических подходов. Остановимся на одном из них, широко распространенном в современных бизнес-исследованиях.

Как мы упомянули выше, понятия "экстраверсия " и "интраверсия" были введены К.Юнгом. Предложенная им типология включала и другие признаки: по способам получения и сбора информации выделяются ощущающий и интуитивный типы, а по способам принятия решений – мыслительный и чувствующий (эмоциональный). На этом основании создана современная теория психосоциотипов, которую мы изложим вкратце, сконцентрировав внимание на тех признаках типов, которые особенно полезны именно менеджерам.

При сборе информации люди замечают и обращают внимание на разные вещи. Те, кто относится к ощущающему типу , обращают внимание на все реально существующее, подлинное и фактическое. Они получают информацию в основном с помощью органов чувств. Для большинства представителей ощущающего типа важен окружающий реальный мир. Их отличает внимание к конкретным фактам и осторожность. При обсуждении любых проблем они реалистичны – принимают во внимание разумные доводы и делает акцент на рентабельности. Обычно стремятся воплотить свои идеи на практике, основываясь на собственном опыте и знаниях, проверенные опытным путем. Используют традиционные, проверенные способы получения информации.

Люди, чьи предпочтения соответствуют интуитивному типу, обращают внимание на масштабность проектов, моделей и связей. Они делают акцент на дополнительных возможностях, и будущее их интересует больше, чем то, что происходит сейчас. Любое сообщение, даже простое, они стараются "читать между строк" искать различные интерпретации, с удовольствием занимаются активным поиском и сбором информации. Они придумывают новые подходы к работе, стараются основываться на теоретической базе и создавать новые модели, если таковых не было. Для них характерен оригинальный стиль – они предпочитает что-то новое, им необходимо испытывать сильное чувство собственной неповторимости.

Конечно, каждый человек использует в жизни и работе приемы как ощущающего, так и интуитивного типов, но для большинства людей только один из этих типов является ведущим - наиболее естественным и удобным.

Люди принимают решения как путем объективного логического анализа (мыслительный тип) , так и с помощью целостной оценки ситуации, руководствуясь личностными ценностями (чувствующий тип ).

Тот, чьи предпочтения соответствуют мыслительному типу, старается анализировать любую ситуацию "со стороны", выслушать все “за” и “против”, узнать мнение незаинтересованного лица, делает акцент на определении проблемы и ее разрешении. Большинству представителей мыслительного типа , действительно нравится решать сложные проблемы (чем труднее, тем лучше), и они полагают, что использование систематического, по возможности объективного критерия помогает найти самое верное решение. Они полагаются на логику и здравые суждения, основанные на максимально точной информации, поэтому они любят задавать как можно больше различных вопросов. При этом они склонны к критичности, сомнениям и стремятся выявлять всюду слабые стороны. Приняв наконец, решение они уверены в его правильности готовы отстаивает его.

Тот, человек, чьи предпочтения соответствуют чувствующему типу , склонен демонстрировать понимание других людей и оказывать им личное содействие. В деловых отношениях он делает акцент на понимании нужд заказчика и нахождении способов его поддержки. Для большинства представителей чувствующего типа важны гармоничные отношения, и они хотели бы, чтобы все стороны - участники делового общения остались довольны результатом взаимодействия. Они принимают решения, полагается преимущественно на собственное эмоциональное восприятие, руководствуясь во многом личным позитивным и негативным опытом. При переговорах допускает другие точки зрения, пытается находить какие-то сильные стороны во всем, будь то люди или их суждения; стремится рассматривать вопрос с обеих сторон и достигать согласия, в том числе ценой уступок.

Каждый человек в какой-то мере может использовать стили как мыслительного, так и чувствующего типов. Но для большинства людей один из них является ведущим - наиболее естественным и удобным.

В жизни каждого человека имеются и процессы сбора информации, и принятия решения. Но одни люди предпочитают взаимодействие с внешним миром путем принятия решений и планирования, структурировано и организованно, то есть с помощью рациональных оценок. Большинству людей оценивающего типа организуют свою жизнь в соответствии с определенными целями, планами и схемами (на основе суждений, оценки). Они стараются приступать к делу заблаговременно и выполнять его методично. Им необходимо ощущение своевременности и завершенности во всем, что они делают или за что несут ответственность.

Другие используют для адаптации к внешнему миру преимущественно одну из иррациональных функций - ощущения или интуиции. Следовательно, взаимодействие с внешним миром происходит у них путем восприятия текущей ситуации, приспособления к ней, гибко и спонтанно (на основе восприятия). Люди этого типа небрежны в планировании, и вообще не любят планов, не подлежащих изменениям. Они предпочитают неожиданные повороты событий, не любят рутину, стараются находить неожиданные способы решения задач. Обычно они сторонники нововведений, всегда готовы к развитию.

Сочетание описанных характеристик позволяют выделить 16 типов личности, каждый из которых является: экстравертом или интравертом, собирает информацию через ощущения или интуицию, принимает решения на основе мышления или чувств и организует свою жизнь преимущественно с помощью оценок (рационально) или восприятия (иррационально). Знание особенностей психологических типов будет полезны при общении с коллегами и руководством. Основные принципы использования знаний о типах личности, которые могут сделать взаимодействие более эффективным, состоят в следующем:

1. Понимать, что у других могут быть совершенно иные перспективы и задачи, чем у вас. Другие люди вправе ожидать, что их подходы будут учитывать и использовать так же, как и ваши.

2. Признавать, что ваша работа будет более эффективной, если вы станете принимать во внимание точки зрения других людей. Они помогут вам избежать серьезных ошибок, а также справляться с трудными ситуациями и развивать новые способности.

3. Находить способы конструктивного использования различий.

Менеджерам, которые руководят людьми, полезно помнить:

1. У вас, вероятно, есть предпочитаемый стиль.

2. Понимание своих сильных и слабых сторон поможет вам избежать ошибок.

3. Необходимо принимать во внимание потребности ваших подчиненных, чтобы они могли эффективнее работать с вами.

4. Вам понадобится активно использовать все типы предпочтений в процессе принятия решения, будь то осознанные попытки задавать вопросы сообразно типу предпочтения или поиск людей с такими предпочтениями.

Когда вы являетесь подчиненным, помните:

1. У вас также, вероятно, есть предпочитаемый стиль.

2. Понимание своего типа поможет вам точнее определить, что вам необходимо от руководителя.

3. Понимание стиля вашего руководителя поможет вам наладить контакт и взаимодействие с ним.

4. Вполне естественно, что ваш психологический тип и тип вашего руководителя имеют различия; их можно контролировать и учитывать в совместной работе с пользой для обеих сторон.

Пожалуй, ни одна научная статья по психологии не может соперничать в точности, лаконичности и выразительности мысли с удачным анекдотом, в котором та же идея представлена в виде метафоры.

Вот один такой анекдот.

Человек получает утром письмо на свое имя, но без обратного адреса и без подписи. Внутри записка с именем и фамилией незнакомого ему человека: «Когда этот человек умрет, вы получите 25 долларов». Он произносит про себя короткое ругательство, выбрасывает записку в мусорное ведро и забывает о ней.

Но через относительно короткое время получает по почте чек на 25 долларов и записку с именем другого незнакомого ему человека и обещанием: «Когда этот человек умрет, вы получите 50 долларов».

У него пробуждается любопытство, он начинает искать координаты названного в письме, узнает, что это пожилой и смертельно больной человек, удивленно пожимает плечами, но на этот раз не выбрасывает записку, а сохраняет ее. Вскоре он получает обещанную сумму, узнает, что упомянутый в записке человек действительно умер. И в том же письме находит имя другого человека, после смерти которого ему обещано 100 долларов. И так далее.

Однажды герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ...

На каком-то этапе он начинает выяснять подробности. Узнает, что речь в новом письме идет о криминальном авторитете, следит за его судьбой по газетам, узнает о его убийстве, получает обещанные деньги и очередную фамилию с указанием довольно крупной суммы.

На этот раз упомянут вполне благополучный, успешный и, по-видимому, здоровый молодой человек. Герой анекдота узнает, где тот живет, и время от времени появляется в этом районе. Непроизвольно слежка становится частью его собственный жизни. И однажды, проезжая на автомобиле рядом с домом молодого человека, герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ... Но все-таки успевает нажать на тормоз.

Вы уже поняли, что все кончается тем, что он убивает очередного кандидата и получает крупную сумму денег с припиской: «Как вам нравится ваша новая работа?..»

Этот анекдот в утрированной форме описывает некоторые способы формирования поведенческих установок. Процесс этот начинается с детства.

Ребенка поощряют и подталкивают к выполнению желательных родителям поступков, пытаются вызвать интерес к ним, потом вознаграждают за проявленное усердие и сразу же открывают новые перспективы.

Подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота

Похвала, награда и проявление любви за хорошие поступки предпочтительнее, чем наказание и эмоциональное отвержение за плохие, хотя без этого часто тоже не удается обойтись. Но стремиться в процессе воспитания надо к тому, чтобы наказанием казалось отсутствие поощрения.

Почти как в этом анекдоте, но с противоположной направленностью: поощрять нужно проявление в поведении высших человеческих ценностей. И выражать поощрение нужно проявлением любви тех, кого любит сам ребенок. При этом подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота.

Эмоциональное проявление любви близких, такое важное для ребенка, любви, к которой он стремится, гармонирует с главной задачей воспитания - формированием моральных ценностей, которые несовместимы с асоциальными поступками. Эти ценности в будущем будут препятствовать поведению, которого удалось добиться от героя анекдота с помощью обещанных подарков.

Если главным для ребенка становятся подарки, а не ценность самого поступка, впоследствии его поведение может подлаживаться под любое требование - была бы только надежда на желанный подарок.