Особенности познавательных процессов в старости. Особенности познавательной сферы у лиц пожилого возраста в зависимости от включенности в профессиональную деятельность

Младенчество - В первом полугодии жизни (1-й подпериод младенчества) наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы. Ярко проявляется закономерность опережающего развития сенсорики по сравнению с моторикой. К этому возрасту ребенок, как правило, свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью; способен длительно сосредоточиваться при разглядывании; совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания); правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (локализует звук в пространстве - поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука). К 8-10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия. Критерий появления наглядно-действенного интеллекта - использование одних действий в качестве средства для достижения других (цели). В первом полугодии жизни потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется в ходе ситуативно-личностного общения, выполняющего функции ведущей деятельности. Ребенок особо выделяет и узнает свою мать, беспокоится при ее уходе, позже (в 6-8 месяцев) - различает более широкий круг «своих» и «чужих». К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъекта действия.

Раннее детство - В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. д.

С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.

Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.

Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5–3 года и остается ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.

Дошкольник (3-4 младший; 4-5 средний; 5-7 старший) –

К 6летнему возрасту запас речи увеличивается настолько, что ребенок с легкостью может объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни. Смешивается развитие лингвистических способностей и собственного чутья языка. Ребенок понимает хорошие и плохие слова. Использует ситуативную речь.
Сенсорное развитие – позволяет правильно ориентироваться в окружающем мире. Ребенок умеет правильно оценивать перспективное изображение.
Мышление – Познавательная активность. Любознательность. Период почемучки.
Образное мышление – возраст сензитивен. Иногда может мыслить логически. Мышление отличается эгоцентризмом.
Внимание – Ребенок будет несчастным если нужно быть внимательным в какой-то деятельности, которая безразлична. Можно организовать внимание ребенка.
Память произвольное запоминание. Но больше продуктивно непроизвольное.
Воображение – создаются разнообразные ситуации, в которых ребенок выступает в прекрасных своих проявлениях. Большая вариативность в творчестве. Дети делятся на реалистов и фантазеров.

Школьник –

Речь – средство усвоения системы знаний. Овладение идет в нескольких направлениях: по линии развития звуко-ритмической; интонационной стороны речи; по линии освоения грамматики; развития лексики. В сторону бОльшего осознания собственной речевой деятельности.

Сенсорное – ощущения и восприятие усложняются. Требуется не только воспринимать предметы, их форму или цвет, но и Устанавливать и Анализировать сложные связи между простой и сложной формами и их положением в пространстве, в плоскости рисунка или картины.
Развитие мышления- мышление отличается повышенной эгоцентричностью, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Господствует логика восприятия.
Образное – мышление опирается на представления и восприятие. Словесно выраженную мысль, не имеющую, опоры в наглядных впечатлениях, младшему школьнику понять трудно.

Внимание – рост непроизвольного внимания. Зависит от впечатляемости материала, его наглядности и конкретности. + происходит формирование волевого внимания. Само внимание неустойчиво.

Память – произвольное запоминание развито слабо. Но продуктивность зависит от условий, которые создаются учителем. Используется наглядный материал и при запоминание и при воспроизведение. К 3-4 классу запоминание становится более продуктивным.

Развитие воображения – выход за пределы своего личного опыта. Но в процессе обучения – предъявляются требования, которые побуждают к произвольным действиям: представление образов, где происходит преобразование предметов и знаков.
Подросток - Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны - количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

Развитие мышления - продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.
Следующая особенность развития мышления подростков заключается в их способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому, у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.

В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:
- способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
- способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.

Память - процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.
Произвольная память - психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.
Механическая память или механическое запоминание - способность запоминать без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.

Воображение - процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Фантазия - продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отраженной в сознании. В некоторых случаях термин «фантазия» используется в качестве синонима воображения.

Монологическая речь - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.
Письменная речь - особый вид речи, использующий графические символы для передачи речевых звуков.
В подростковом и раннем юношеском возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, а также монологической и письменной речи.
Так, основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть.

Юношеский возраст - Исследователи отмечают сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д. С этим связано и изменение соотношения категорий возможности и действительности в пользу сферы возможного, что неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, игру в понятия и формулы. Причем интеллектуальные игры обладают для юношей большой ценностью, в силу чего эти универсальные теории должны скорее подчинять себе действительность, чем подчиняться ей.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Но эти отвлеченные рассуждения так же необходимы и полезны, как бесконечные «почему» дошкольника. Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности (именно потому, что она не знает никаких ограничений, кроме логических), и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимейшей умственной игрой.Склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность

Творческая активность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых), искать новые ассоциации и непроторенные пути, а с другой - развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать. Положение юноши и взрослого в этом отношении различно. Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. Чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных, разбросанных сверстников.

Творческий потенциал личности

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Стиль мышления старшеклассника зависит от типа его нервной системы. Это убедительно свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся. Самостоятельность школьника в процессе обучения не только улучшает его непосредственные результаты, но и оказывает благотворное влияние на умственные способности и черты личности.

О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п. Но идет ли речь об общей эмоциональной реактивности или о каких-то специфических аффектах и влечениях? По сравнению с кем юношеская эмоциональная реактивность кажется повышенной - по сравнению с ребенком или со взрослым? И каковы ее возрастные границы?

Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее «в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Взрослость - Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальный прогресс). Характерны конструктивные, положительные сдвиги – «пики», или «оптимумы», внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаруживается большее число «оптимумов» в развитии мышления и памяти. Достигнутый уровень развития функций сказывается на второй фазе и времени ее наступления.

Стабилизация наблюдается в микропериод 33-35 лет. До 35 лет продолжается становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека. В период 30-33 года наблюдается высокое развитие внимания, мышления, которое снижается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями. В микропериод 41-50 лет отмечается статистически значимое снижение уровней оценки мышления по сравнению с 36-40 годами.
Средний максимум творческой активности для многих специальностей наблюдается в 35-39 лет. Однако в таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достижений зафиксирован до 30-34-летнего возраста, у медиков – в 35-39 лет а для философии, психологии – несколько позже, между 40 и 55 годами.
В возрасте 41-46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания.

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, желание не останавливаться на достигнутом. Положительно сказываются на уровне развития образного мышления. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствует развитию преимущественно вербально-логического мышления, а также образного и практического.
В микропериод 51-55 лет, еще в большей степени, чем в предыдущий период, на уровень развития различных видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том числе и в досуговой деятельности.
Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне-специальное или другое); образование как процесс, индивидуальная и организованная активность, вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потребность в умственном напряжении) и другое.
Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется кратковременная память, скорость реакции. Между тем совершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, то есть специализация функции поддерживает ее общий уровень.
Помимо сохранения, происходит качественное преобразование структуры интеллекта взрослого человека. Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений. Новое решение старых задач обнаруживается в более широком контексте отношения к себе с позиции общества, судеб человечества, характеризуется способностью к собственным рассуждениям и умением выбирать линию поведения, то есть развитой индивидуальностью.

Пожилой возраст - Что касается познавательного развития, большинство ученых сходятся во мнении, что основная часть умственных навыков остается относительно сохранными. Одно из главных изменений познавательных способностей в поздней взрослости - снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации, снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти это может объясниться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. Они чаще стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Кроме того, для них могут быть непривычными некоторые типы заданий, используемых в ситуации тестирования. Пожилые люди могут действовать медленнее потому, что в последнее время не пользовались каким-то навыком. Однако они могут компенсировать недостаток быстроты реакции за счет опыта. Потренировавшись, пожилой человек в состоянии почти полностью восстановить прежнюю скорость реакций.

Исследования показывают, что в позднем возрасте немного ухудшаются функции сенсорной памяти, которая удерживает поступающую на вход сенсорную информацию в течение нескольких секунд до начала ее обработки. По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать чуть меньше информации, чем молодые. Их объем восприятия несколько меньше, особенно, когда два события происходят одновременно. Возможно, это происходит, потому что у пожилых людей хуже работают зрительная и слуховая системы. Первичная память, которая делает возможным осознанное переживание информации, остается без изменений. Во вторичной, долговременной, памяти, наблюдаются очевидные изменения. Пожилые люди склонны запоминать то, что для них важно, или может пригодиться в жизни. Они с трудом запоминают бесполезные списки слов, но могут продемонстрировать прекрасный результат при пересказе разбитого на параграфы текста. Пожилые обычно лучше выполняют задания, если получили инструкции по классификации и организации запоминаемого материала. Однако даже после тренировки людям за 70 не всегда удается достичь уровня молодых взрослых. Третичная память (на отдаленные события), видимо сохраняется у пожилых людей почти полностью. Пожилые люди различаются по уровню мнемических способностей. Образованные лучше выполняют тесты памяти, а люди, активно занимающиеся интеллектуальным трудом, выполняют тесты лучше тех, кто им не занимается.
Снижение познавательной деятельности может вызываться как прямыми, так и косвенными причинами. К прямым причинам относятся болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга. Распространенность деменции в старости сильно преувеличена. Не являясь неизбежной, сенильная деменция, попадающая в разряд органических заболеваний мозга, поражает 3-4% людей старше 65 лет. Частота этого заболевания резко увеличивается в позднестарческом периоде (до 47% после 85 лет).
К косвенным причинам снижения интеллектуального уровня относятся психологические ожидания, психическое здоровье, физическая форма, пищевая недостаточность, употребление алкоголя в течение длительного времени, лекарственные средства, принимаемые как по назначению врача, так и используемые при самолечении, интеллектуальная бездеятельность.
Многие выдающиеся и обычные люди в старости успешно справляются с ухудшением познавательной способности. По мере того как они осознают объективные и субъективные потери познавательной способности, а также изменение баланса между приобретениями и потерями, у них происходит соответствующая реорганизация "Я". Уровень интеллекта физически здорового пожилого человека, видимо, может быть значительно выше предполагаемого. Однако несправедливые вердикты, которые обычно выносятся старым людям, могут существенно повлиять на их душевное состояние и привести к занижению самооценки и свойств личности. Поэтому в Китае, где, в отличие от западных стран (на идеалы которых сейчас во многом ориентирована и Россия), согласно вековым традициям старость уважают и почитают, пожилые люди даже убеждены, что обладают более острой памятью, чем молодые. В то же время результаты тестирования показывают приблизительно одинаковый уровень развития памяти у китайских пенсионеров и у американских.

Хотя в использовании возможностей памяти молодые явно превосходят пожилых, в том, что касается мудрости, верно обратное. Мудрость - это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные суждения по жизненно важным вопросам. Мудрость - это когнитивное свойство, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект, и которое, по всей вероятности, связано с опытом и личностью человека Согласно П.Б.Балтесу, существуют две причины, по которым с возрастом может увеличиться объем и повышаться качество знаний, связанных с мудростью человека. Во-первых, для полного понимания и использования, усиливающих мудрость факторов нужен многолетний опыт поведения в различных ситуациях. Во вторых, когда люди стареют, у них развиваются благоприятствующие проявлению мудрости свойства, включая генеративность, связанные с личностным и когнитивным ростом.

Тот факт, что мудрость накапливается именно по прошествии лет, делает опыт старших поколений невообразимо бесценным. Житейские знания пожилых, несмотря на быстро меняющиеся условия современной жизни, могут и должны найти себе применение. Особенно это касается общения стариков и детей. Далеко не все старики закосневают в своих взглядах, и далеко не все подростки, а тем более дети других возрастов категорически против усвоения опыта старших. К тому же, не зря ведь народная пословица гласит: «Старый, что малый». Порой дети лучше понимают стариков, чем людей среднего возраста.

Несмотря на то, что в старости снижаются уровень запоминания и мыслительных способностей, быстрота запоминания, это не исключает возможности обучения. Более того, для пожилых людей характерны большая выносливость в достижении цели, он может использовать опыт для нахождения готового решения вместо поиска нового. Психическое обогащение в старости не происходит автоматически, как это было раньше, оно требует высокого уровня развития самосознания и большой работы над собой. Для сохранения достаточно высокого уровня интеллекта в старости чрезвычайно важно сохранение мотивов для получения информации.

В целом нужно отметить следующее.

Несмотря на некоторое снижение скорости познавательных процессов, у пожилых людей сохраняется способность к ее восстановлению при тренировке, а также способность к возмещению потери скорости за счет опыта. Познавательные возможности во многом зависят от самооценки, внутреннего настроя пожилого человека и его желания к саморазвитию. Пожилой человек обладает таким потенциалом как мудрость, которая недоступна молодым.

Старость - Процесс старения затрагивает и нервную систему человека. В первую очередь происходит снижение ее чувствительности, что обусловливает замедление реакции организма на внешние воздействия и изменения чувствительности разных органов чувств. Большинство людей в процессе старения вдруг обнаруживают, что им требуется существенно больше времени, чем раньше, для того чтобы получить ту или иную информацию.Сенсорная система - совокупность физиологических и психических механизмов, обеспечивающих получение чувственной информации об окружающих предметах и явлениях реальной действительности.

Старение может по-разному сказываться на мужчинах и женщинах: мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными. Некоторые исследования обнаружили общие тенденции склонности пожилых людей к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. В старости большинство жизненных планов уже реализованы или утратили свою актуальность, а наиболее продуктивные периоды жизни остались в прошлом. Поэтому именно прошлое приобретает для человека наибольшую ценность.

«Если юноши все измеряют надеждой,- писал еще Скалигер,- то старики - прошлым». Это положение находит подтверждение при исследовании возрастной динамики эмоциональных процессов. В старости «ослабление аффективной сферы лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда - привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний».

В последнее десятилетие, в связи с увеличением продолжительности жизни человека, заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Число престарелых граждан во всем мире значительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными (В. Альперович, 2004). Несмотря на повышение внимания к процессу старения человека, многие вопросы до сих пор остаются неразработанными.

Психология пожилого возраста в целом изучена недостаточно (в психологии развития 90% занимает психология детей). Между тем этот период – значимый этап онтогенеза человека, и без его обстоятельного исследования невозможно построение концепции психического развития и соответственно формирование образа «позитивного старения». Важность изучения и разработки психологии старения очевидна. К тому же есть много других нерешенных проблем, в том числе в сфере теоретических объяснений, методологических подходов (О.В. Краснова, 1999).

Одной из таких нерешенных проблем является исследование особенностей познавательной сферы лиц пожилого возраста. Актуальность ее исследования обусловлена отсутствием в настоящее время единой разработанной концепции познавательных процессов в период поздней взрослости.

Существуют некоторые разногласия по поводу степени снижения интеллектуальной деятельности при нормальном старении. Как бы там ни было, большинство умственных навыков остаются относительно сохранными (Г. Крайг, 2000).

Снижение психического тонуса, силы и подвижности составляет основную возрастную характеристику психического реагирования и старости.

И.В. Шаповаленко ссылается на Э.Я. Штернберга, который делает вывод, что в основном старение характеризует снижение психической активности, выражающееся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов.

Применительно к благоприятным формам психического старения существенно, что, несмотря на эти изменения силы и подвижности, сами психические функции остаются качественно неизменными и практически сохранными. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным.

П. Балтес разрабатывал идею о том, что интеллектуальная сфера пожилого человека поддерживается посредством механизма избирательной оптимизации и компенсации. Избирательность проявляется в постепенном сокращении видов деятельности, когда отбираются только самые совершенные и на них сосредоточиваются все ресурсы. Некоторые утраченные качества, например физическая сила, компенсируются за счет новых стратегий выполнения действий (П. Балтес, 1994).

Широко распространено представление о нарушениях памяти как основном собственно возрастном симптоме психического старения. Фиксация на нарушениях памяти типична и для самих старых людей.

Общий вывод многочисленных исследований последних лет относительно влияния старения на память состоит в том, что память действительно ухудшается, но это не однородный и не однонаправленный процесс. Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объем восприятия, избирательность внимания, снижение мотивации, уровень образования), оказывают воздействие на качество выполнения мнемических заданий.

Указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Однако после тщательного инструктирования и небольшой практики тренировка существенно улучшает результаты, даже у самых старых (кому около 80 лет). Однако эффективность подобного обучения молодых людей выше, т.е. резервные возможности развития у пожилых людей меньше.

Исследования, проведенные в первой трети XX в., демонстрировали типичную кривую старения: после 30-летнего возраста, на который приходился пик интеллектуального развития, начинался процесс нисхождения, в меньшей степени затрагивавший вербальные характеристики. Позднее, когда были предприняты усилия по преодолению влияния вмешивающихся переменных, было показано, что значительное снижение интеллектуальных показателей можно констатировать только после 65 лет. Например, в масштабном Сиэтлском лонгитюдном исследовании старения, продолжительностью более 20 лет, при тестировании измерялись способность выполнять основные арифметические операции и оперирование числами, умение делать логические выводы, зрительно-пространственные отношения, вербальное понимание и гибкость. Отмечается, что хотя оценка интеллекта, определяемая количеством правильных ответов по тесту, в старости снижается, однако интеллектуальный коэффициент (IQ) с возрастом почти не изменяется, т.е. человек в сравнении с другими членами своей возрастной группы на протяжении жизни сохраняет примерно одинаковый уровень интеллекта. Человек, демонстрировавший средний IQ в период ранней взрослости, с наибольшей вероятностью будет иметь средний IQ в старости.

Новизна работы состоит в том, что в качестве испытуемых выступают лица пожилого возраста, включенные в профессиональную деятельность. За основу изучения особенностей познавательной сферы мы взяли 3 познавательных процесса: память, внимание и мышление.

Целью работы явилось изучение особенностей познавательной сферы лиц пожилого возраста, включенных и не включенных в профессиональную деятельность. Объектом исследования нашей работы являются пожилые люди, включенные и не включенные в профессиональную деятельность. Предмет исследования – особенности познавательной сферы (памяти, внимания и мышления) лиц пожилого возраста. Согласно теории познавательных процессов Л.М. Веккера, данные познавательные процессы являются интеграторами, что позволяет нам диагностировать познавательную сферу пожилых людей без обращения ко всем познавательным процессам (Л.М. Веккер, 1981).

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о существовании особенностей познавательной сферы у лиц пожилого возраста, включенных и не включенных в профессиональную деятельность. Задачи исследования:

  1. изучить особенности познавательной сферы у лиц пожилого возраста, включенных в профессиональную деятельность;
  2. изучить особенности познавательной сферы у лиц пожилого возраста, не включенных в профессиональную деятельность;
  3. сравнить полученные данные, т.е. особенности познавательной сферы у двух групп испытуемых.

В исследовании принимали участие 40 человек, по 20 человек в каждой выборке. Первая выборка представляла собой пожилых людей (от 56 до 69 лет), которые после выхода на пенсию продолжают работать (средний возраст выборки 62,6 лет). Вторая выборка представляла пожилых людей (от 57 до 75 лет), которые по возрасту вышли на пенсию и не работают (средний возраст выборки 65 лет).

Диагностический пакет включал следующие методики, направленные на исследование:

  1. памяти: «10 слов», «Пиктограмма»;
  2. внимания: «Отыскивание чисел» (Таблицы Шульте, модификация Горбова);
  3. мышления: «Существенные признаки», «Сложные аналогии».

На основании полученных результатов представляется возможным сделать следующие выводы:

  1. в выборке лиц пожилого возраста показатели кратковременной и отсроченной памяти у работающих мало чем отличаются от показателей у неработающих;
  2. существуют специфические корреляционные связи между памятью и мышлением у работающих лиц пожилого возраста и между памятью и вниманием у неработающих лиц пожилого возраста:
    • у работающих лиц пожилого возраста чем выше показатели памяти, тем ниже показатели мышления. И наоборот, чем меньше выражены показатели мышления, тем больше активизируется память;
    • чем выше показатели памяти у неработающих лиц пожилого возраста, тем хуже внимание. И наоборот, чем меньше выражены у них показатели внимания, тем больше активизируется память;
  3. статистически значимые различия были выявлены по показателям мышления и внимания, которые выше у работающих лиц пожилого возраста, нежели у неработающих.

Е.Д. Шилова.
Особенности познавательной сферы у лиц пожилого возраста в зависимости от включенности в профессиональную деятельность. Будущее психологии: материалы Всерос. студ. конф. (16 апреля 2008 г.) / под ред. Е.В.Левченко, А.Ю. Бергфельд; Перм. гос. ун-т.– Пермь, 2008. – Вып. 1. – 148 с.

ОТВЕТ. Закономерные изменения мозга являются частью нормально­го процесса старения. Следствием таких изменений являются изменения интеллектуальной активности. Д. Векслер, приме­нивший свою шкалу интеллекта к представителям разных возра­стов, сделал вывод о том, что поздняя зрелость характеризуется снижением общей интеллектуальной деятельности, обусловлен­ным закономерными процессами старения. Однако в своих более поздних исследованиях он обнаружил, что вербальные навы­ки поддерживаются на относительно хорошем уровне в поздних возрастах, в то время как результаты тестов на сообразительность оказались ниже, чем у представителей других возрастов. Дж. Хорн выдвинул предположение, что этот факт является результатом различного вклада биологических возрастных изме­нений в выполнение вербальных и невербальных тестов. Он сформулировал свою теорию текучего и кристаллизованного интеллекта. Текучий интеллект - это широкая область интел­лектуального функционирования, ассоциируемая со способнос­тями, с помощью которых мы обретаем новые знания и навыки. Этот тип интеллекта постепенно снижается на протяжении всего периода зрелости, что особенно заметно в поздней зрелости. В отличие от текучего, кристаллизованный интеллект ассоции­руется со способностями, которые приходят с опытом и образо­ванием, и включает вербальные навыки, осведомленность, а также весь объем знаний, накопленных в течение жизни. Кристаллизо­ванный интеллект включает также способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач. В отли­чие от текучего интеллекта кристаллизованный интеллект часто улучшается в течение всей жизни, пока люди способны получать и сохранять информацию. П. Балтес и К. Шайн показали, что у людей с высоким образо­вательным уровнем многие интеллектуальные способности про­должают нарастать с возрастом, по крайней мере до семидесяти­летнего возраста. Причем эти способности относятся как к те кучему, так и к кристаллизованному интеллекту. Анализируя по­лученные данные, К. Шайн высказал предположение, что изме­нения в поздних возрастах затрагивают не саму природу интеллек­та, а его функцию. С наступлением пожилого возраста изменяет­ся использование знаний: люди возвращаются к собственным ценностям и установкам, их занимают не абстрактные рассужде­ния, а реальные вопросы, они способны мыслить абстрактно, но в отличие от молодых людей не склонны заниматься решением задач ради них самих и могут противиться решению заданий типа тестов IQ. Наиболее очевидно проявляют себя механизмы компенсации возрастных интеллектуальных изменений при исследовании тех функций, которые обнаруживают очевидное ухудшение с возрас­том. Американскими психологами было убедительно показано, что скорость переработки информации, скорость извлечения информации из долговременной памяти, скорость оперирова­ния образами, скорость всех умственных и физических операций однозначно снижаются к старости. При этом те интеллектуаль­ные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, проявляют спад в старости. Компенсация снижения скорости реакции со стороны возрастающего опыта представля­ет собой тот механизм, с помощью которого пожилые люди под­держивают свои когнитивные функции в разных видах умствен­ной деятельности, включая память и принятие решения. Боль­шинство тестов памяти и способности к принятию решений измеряют абстрактную и тривиальную деятельность, которая на­поминает испытание на школьных экзаменах. В ней пожилые люди чувствуют себя непривычно. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Пожилые люди могут иногда действовать медленно потому, что в последнее время не пользо­вались конкретными проверяемыми навыками.

011. КАКОВЫ МЕХАНИЗМЫ КОМПЕНСАЦИИ ВОЗМОЖНОГО СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРОСТИ?

ОТВЕТ. В исследовании П. Балтеса особое внимание уделялось меха­низмам компенсации тех структур интеллекта, которые наибо­лее уязвимы под влиянием возрастного фактора, - скорость и точность интеллектуальных процессов, логические операции и др. Эти исследования помогли структурно описать то понятие, которое обобщенно именуется «опыт», и разработать модель адаптационного механизма, поддерживающего интеллектуаль­ную активность в старости, которую П. Балтес назвал «селектив­ной оптимизацией с компенсацией». Эта модель предполагает, что по мере того, как пожилые люди осознают потери своего интеллекта, у них происходит изменение их умственной деятельности в трех направлениях: по линии селекции (отбора) - снижение объема функциони­рования с возрастом побуждает пожилых людей отбирать только те виды активности, с которыми они справляются наилучшим образом; по линии оптимизации - она предполагает возможность под­держания уровня выполнения деятельности в некоторых областях в результате увеличения объема практики, более тщательной под­готовки к деятельности и использования новых технологий; по линии компенсации - она становится необходимой, когда задачи, которые возникают в ходе выполнения деятельности, значительно превышают тот актуальный потенциал, которым обладает старый человек, и возникает необходимость переструк­турирования ситуации в целом. П. Балтес неоднократно подчеркивал, что процесс селектив­ной оптимизации с компенсацией особенно эффективен тогда, когда человек прекращает участие в производительной жизни общества, что обусловливает потерю важного компонента чело­веческой жизни. В зарубежных исследованиях интеллектуальной деятельности пожилых людей особое внимание уделяется роли тренировки интеллектуальных функций для поддержания общего уровня когнитивной активности. Практически все исследователи схо­дятся на том, что когнитивные навыки тренируются. Проведен­ные западными психологами многочисленные исследования общей интеллектуальной функции в старости обнаружили сле­дующее. Эта функция значительно ослабевает не столько под влиянием собственно возрастного фактора, сколько ввиду нетре­нированности, незадейственности интеллектуальных способно­стей в жизни и деятельности, а также под влиянием ухудшения здоровья. Однако на любом временном отрезке старости имеют место индивидуальные различия во времени начала ухудшения интеллектуальных функций и скорости этого процесса.

Данные, полученные П. Балтесом, показали, что на обшую картину динамики познавательных функций в старости большой отпечаток откладывают образование, здоровье, работа и когни­тивная тренировка. Совместное изучение этих факторов указы­вает на необходимость принятия во внимание когортного эф­фекта при изучении когнитивной активности в старости. Опыт работы существенно влияет на когнитивную сохранность в старости, но прежде всего в том случае, если профессиональная деятельность в зрелости была когнитивно ориентирована. Здоровье непосредственно и напрямую влияет на качество и способность к интеллектуальной деятельности в старости. Некоторые медицинские препараты, необходимые для лечения соматических заболеваний, ослабляют функцию памяти и при­нятия решений.

012.КАКИМ ОБРАЗОМ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ В СТАРОСТИ?

ОТВЕТ. Восприятие. В старости острота зрительного и слухового вос­приятия связана с ослаблением интеллектуальной деятельности. Эта связь предполагает наличие общего механизма, посредством которого снижение мозговой активности влияет как на сенсор­ные способности, так и на когнитивные процессы. Существует, однако, и альтернативное объяснение, согласно которому зат­руднение восприятия влечет за собой перегрузку процессов вни­мания и, как следствие, ухудшение выполнения различных ког­нитивных заданий. Н. Ф. Шахматов отмечал, что восприятие в старости становит­ся все менее четким, и пожилой человек вынужден прибегать к во­ображению, чтобы расшифровать искаженное и неадекватное восприятие. Большое значение при расстройствах восприятия в старости имеет фактор так называемой сенсорной депривации (ограничения количества и качества информации, поступающей в организм извне). Нормальное функционирование нервной систе­мы требует постоянной подачи чувствительных раздражителей. Внимание. Согласно Э. Я. Штернбергу основное, что характе­ризует старение, - это снижение психической активности, выражающееся в сужении объема внимания, затруднении сосре­доточения и переключения внимания. По мнению Э. Д. Смит, в процессе старения поле внимания становится уже и «затуманивается», периферия практически совсем ослабевает, поэтому то, что находится в центре внима­ния, у пожилых людей все меньше связывается с другими впечат­лениями, мыслями и ощущениями, становится самодовлеющим и замкнутым. Он также указывает, что типичным изменением функции внимания в старости является ослабление контроля за привычными, механическими действиями, утрата внешних раз­дражителей, указывающих на необходимость учитывать окружаю­щую обстановку.

Возрастное изменение внимания к окружающей обстановке снижает также подсознательный контроль за последовательнос­тью раздражителей, что лишает пожилых людей былой ловкости.

013.КАКОВЫ ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПАМЯТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ?

ОТВЕТ. Память. Воспоминания занимают особое место в психиче­ском статусе пожилого человека. Положительная эмоциональная окраска воспоминаний прожитой жизни - это важнейший мо­мент аффективной жизни пожилых людей. Резкое ухудшение памяти является показателем сенильных деменций. Концепции ухудшения памяти обычно опираются на клинические данные, и специалист должен различать мягкие изменения, характерные для нормального старения, и более грубые и обширные проблемы, связанные с деменциями. В старости ухудшение может иметь место в любом виде памя­ти. Информация может быть пропущена в сенсорном регистре, может оказаться не переработанной в рабочей памяти, может не достичь хранилища, может разложиться в хранилище, или могут возникнуть проблемы с извлечением следов информации. Возрастные изменения кратковременной памяти и ее объема не были выявлены. Однако в случаях нормального старения была обнаружена дефицитарность в области оперативной (рабочей) памяти. Эта дефицитарность коснулась проблемы переработки информации. Исследования оперативной памяти рядом авторов позволили сделать вывод о том, что серьезные возрастные изме­нения проявляют себя тогда, когда требуется значительная пере­работка информации на входе, когда пожилому человеку одно­моментно предъявляется большой объем информации, когда материал сложен и им необходимо манипулировать. Авторы предположили, что старые люди имеют ухудшение не в утилизации новой информации, а в извлечении следов из долго­временной памяти. По-видимому, пожилые люди способны принимать и удер­живать все же чуть меньше информации, чем молодые. В сред­нем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Большинство исследований все же не обнаружили существен­ных различий между первичной (кратковременной) памятью мо­лодых и пожилых людей. По сравнению с сенсорной и первич­ной памятью во вторичной (долговременной) памяти, как пока­зывают исследования, наблюдаются очевидные возрастные различия. Третичная память, или память на отдельные события, по всей видимости, сохраняется у пожилых людей практически полностью. Согласно некоторым исследованиям, пожилые люди лучше припоминают подробности исторических событий, чем люди более молодые. Исследования изменений в поздней старости (70-90 лет) по типам памяти обнаружили следующие закономерности: особен­но страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняет­ся логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении. Основой прочности памяти в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи. Ведущим видом памяти становится логическая память.

По данным американских исследователей (системных отечественных исследований в этой области очень мало), существуют некоторые разногласия по поводу степени снижения интеллектуальной деятельности при нормальном старении. Как бы там ни было, большинство умственных навыков остаются относительно сохранными. Широкомасштабные исследования памяти показали, что связанное со старением ухудшение памяти не является настолько общим и настолько серьезным, как считалось ранее. Многие проблемы с памятью, от которых страдают пожилые люди, нельзя считать неизбежными последствиями старения. Их провоцируют другие факторы, такие, как депрессия, прекращение активной деятельности или побочное действие лекарственных препаратов. Но когда когнитивное снижение действительно происходит, например, снижение скорости обработки информации в процессе познания, имеют место и соответствующие компенсации, так что любая потеря почти не влияет на повседневную жизнь.

Скорость выполнения операций. Одно из главных изменений познавательной способности в поздней взрослости - это снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Многие исследования подтверждают, что те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти эта медлительность может объясняться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Пожилые люди могут иногда действовать медленнее потому, что в последнее время не пользовались каким-то конкретным навыком. Анализ результатов выполнения стандартизованных заданий на проверку памяти показывает, что 30- и 70-летние выполняют их с разной скоростью. Однако у старых людей есть возможности компенсировать потери в скорости - и они их активно используют.



Память

Сенсорное хранилище. Сенсорное хранилище - это очень кратковременная зрительная или слуховая память, удерживающая поступающую на вход сенсорную информацию в течение нескольких секунд до начала ее обработки. По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать все же чуть меньше информации, чем молодые. В среднем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Причины этого еще не вполне ясны. Возможно, у пожилых людей хуже работают зрительная и слуховая системы. Может быть, у них снижается избирательность внимания или способность к распознаванию. А может быть, у них просто ниже мотивация, необходимая для успешного выполнения задач, требующих повышенной точности. В любом случае, незначительная утрата сенсорной памяти, наблюдаемая в старости, вряд ли будет очень заметна в повседневной жизни. Исключения составляют дорожные знаки, распознавание которых может вызывать некоторые сложности у пожилых водителей.

Первичная память (кратковременная память). Первичная память - хранилище с ограниченным объемом. В ней находится только то, что у человека в настоящий момент «в мыслях». Большинство исследований не обнаружило существенных различий между первичной памятью молодых и пожилых людей.

Вторичная память (долговременная память). По сравнению с сенсорной и первичной памятью во вторичной памяти, как показывают исследования, наблюдаются очевидные возрастные различия. Согласно работам, посвященным изучению процессов заучивания и воспроизведения, пожилые люди часто запоминают меньше слов из списка и меньше деталей рисунка. Но что является причиной этих различий: уменьшение объемов памяти или изменение процессов запоминания и припоминания? В некоторых исследованиях памяти указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Однако после тщательного инструктирования и небольшой практики они справляются с этими операциями существенно лучше. Даже самые старые (те, кому около восьмидесяти) выигрывают от такой тренировки.

Эффективность обучения, однако, не безгранична. Даже после тренировки людям за 70 не всегда удается достичь уровня молодых взрослых. Согласно некоторым исследованиям, в которых сравнивалась память старых и молодых людей, обучение на самом деле только увеличивает разрыв в результатах, потому что молодым обучение дает больше, чем старикам. Это позволяет заключить, что резервные возможности развития у пожилых людей меньше, чем у молодых взрослых, по крайней мере в том, что касается определенных навыков. Короче говоря, старые люди имеют меньше возможностей для совершенствования, или, по-другому, обладают меньшей пластичностью.

Третичная память. Третичная память, или память на отдельные события, по всей видимости, сохраняется у пожилых людей практически полностью. В самом деле, согласно некоторым исследованиям, пожилые люди лучше припоминают подробности исторических событий, чем люди более молодые. Это особенно касается исторических событии, в которых старики непосредственно участвовали, а молодые взрослые узнали о них только из вторых рук. Следует также отметить, что пожилые люди, как и все остальные, различаются по уровню мнемических способностей. Более образованные люди обычно лучше выполняют тесты памяти. А люди, активно занимающиеся интеллектуальным трудом, выполняют эти тесты лучше тех, кто им не занимается.

В общем в таких видах памяти, как сенсорная, первичная (кратковременная) и третичная (на отдаленные события), сколько-нибудь существенных возрастных различий у взрослых людей не обнаружено. Такие различия обнаружены во вторичной (долговременной) памяти, но и они зависят от ряда факторов, не связанных с возрастом. Пожилые люди, действительно, могут показать плохие результаты в тестах памяти, если для выполнения заданий требуется применение непривычных приемов организации и повторения запоминаемого материала. Большинство из них, однако, улучшит свои результаты после обучения этим приемам. Кроме того, память пожилых людей избирательна: более интенсивный и значимый материал они запоминают легче.

Исследования изменений в поздней старости (70-90 лет) по типам памяти обнаружили следующие закономерности: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении; основой прочности памяти в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая память.

Хотя в использовании возможностей памяти молодые явно превосходят пожилых, в том, что касается мудрости, часто верно обратное. Мудрость - это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.