Есть ли эмоции при синдроме котара. Бредовое состояние — синдром Котара. Причины развития отклонения


Психиатры называют синдром Котара манией величия, вывернутой наизнанку. Эта болезнь - нечто вроде мании принижения себя. Пациент утверждает, что он мертв, разложился и является ходячим мертвецом или что он - преступник и убийца. Недавно было опубликовано интервью с человеком, страдающим синдромом Котара, который десять лет считал себя мертвым.

В научных терминах синдром или бред Котара определяется как «нигилистически - ипохондрический депрессивный бред в сочетании с идеями громадности». В своем сознании больные превращаются в ходячих мертвецов, великих преступников и прочих «темных властителей». Для страдающих синдромом Котара характерно очернение себя, доведенное до абсурда и по размерам сравнимое с манией величия: человек утверждает, что отравил весь свет своим ядовитым дыханием или заразил все население земного шара СПИДом. Часто больному кажется, что он уже умер, а его существование - иллюзия, что он - пустая оболочка.

Поэтому синдром Котара назвали еще «бредом отрицания» - именно под таким названием его в 1880 году впервые описал французский невролог Котар. Как можно догадаться, впоследствии синдрому присвоили имя врача-»первооткрывателя».

Больные могут утверждать, что у них нет мозга, сердца или легких. Бывает также, что «бред отрицания распространяется на интеллектуальные или моральные качества: больные жалуются на полное отсутствие интеллекта, совести, знаний. Порой больные отрицают наличие внешнего мира: жалуются, что Земля опустела, у ныне живущих людей нет душ и они - пустые оболочки и т. п. Несмотря на то, что по отдельности эти симптомы могут показаться кому-то остроумными наблюдениями за действительностью, человек с синдромом Котара испытывает настоящие страдания.

Каково это - в течение многих лет чувствовать себя ходячим мертвецом? Предполагается, что этот психический недуг является одной из разновидностей депрессии, дошедшей до крайней стадии. Встречается синдром Котара и при шизоаффективных расстройствах, а также может сопровождать старческую деменцию и другие повреждения мозга.

Насколько распространен этот синдром, точно неизвестно. Поскольку современные препараты довольно успешно лечат депрессию, специалисты подозревают, что это состояние в наши дни встречается исключительно редко. Однако больные, утверждающие, что они уже умерли, встречаются до сих пор. Из-за патологической убежденности в том, что они уже мертвы, больные могут совершить реальный суицид в попытках избавиться от «бесполезной оболочки» - тела. Они умирают от истощения, полагая, что есть им больше не нужно, или обливаются кислотой, чтобы перестать быть «ходячим мертвецом».

Недавно журнал «New Scientist» опубликовал уникальный рассказ человека, целое десятилетие считавшего себя мертвым. Этот случай удивителен еще и тем, что бред больного об «умершем мозге» в некоторой степени оказался верным диагнозом самому себе.

Десять лет назад Грэхем проснулся и ощутил себя мертвым. Долгое время до этого Грэхем страдал от тяжелой депрессии. Он даже пытался покончить с собой, бросив в наполненную ванну с водой электрический прибор. В то утро Грэхем понял: во время попытки суицида он убил свой мозг. «Я чувствовал, что мозга просто больше нет, - рассказывал он впоследствии. - Когда меня госпитализировали, я уверял врачей, что таблетки не помогут, ведь мозга нет. Я сжег его в ванне».

Логические доводы медиков на Грэхема не действовали. Они не могли убедить его в том, что раз он говорит, дышит, ест и двигается - значит, его тело живо и мозг работает. «Меня это только раздражало, - вспоминает он. - Я не знаю, как можно говорить или что-то делать, не обладая мозгом, но, насколько я мог судить, у меня его не было».

Впрочем, некоторые признаки повреждения мозга у Грэхема наблюдались: например, он утратил обоняние - или, по крайней мере, утверждал, что не чувствует запахов. Впрочем, теоретически это могло быть еще одним компонентом депрессивного бреда. Мужчина потерял интерес к занятиям, которые прежде любил. «Я не хотел видеть людей. В этом не было никакого смысла, -говорит он. - Я ни от чего не получал удовольствия. Раньше я обожал свою машину, а теперь и близко к ней не подходил. Все, что меня интересовало, ушло». Даже вредные привычки (которые во время депрессии, как ни грустно, нередко остаются последним «спасательным кругом») потеряли свою привлекательность - например, Грэхем перестал курить. Он больше не чувствовал ни вкуса сигарет, ни удовольствия от этого занятия.

Врачи из местной больницы оказались в тупике и направили Грэхема на обследование сразу к двум мировым светилам неврологии - Адаму Земану из Университета Экстера (Великобритания) и Стивену Лорейсу из Университета Льежа (Бельгия). Каково же было изумление ученых, когда позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) показала, что в некотором роде Грэхем был прав. На значительных участках лобной и теменной областей его мозга метаболическая активность оказалась аномально низкой - настолько низкой, что напоминала снимок человека, находящегося в вегетативном состоянии.

«Я занимаюсь ПЭТ уже 15 лет и ни разу не встречал человека, который был бы на ногах, мог общаться, но при этом обладал подобной аномалией», - признался Лорейс.

В некотором смысле часть мозга Грэхема действительно почти умерла, добавил ученый: «Его мозг работал так, словно человек находится под наркозом или спит. Насколько мне известно, это совершенно уникальное явление для мозга бодрствующего человека».

Его коллега по работе с Грэхемом, Земан, считает, что именно сниженный метаболизм стал причиной патологического изменения мировосприятия пациента. Интересно, что бред пациента в некотором роде оказался пророческим. Совпадение это или закономерность, врачи пока не могут точно сказать.

«Мы еще очень многого не знаем о сознании», - признал Лорейс.

Сначала известие о результатах сканирования не вызвало у Грэхема никаких эмоций. Он по-прежнему чувствовал себя мертвым, а любое лечение его «пустой оболочки» казалось несчастному издевательством на грани с пыткой. «Оставалось смириться с тем, что мне не удастся умереть по-настоящему. Это был настоящий кошмар»,- вспоминает он.

Мужчина ходил на кладбище, откуда его исправно забирала полиция. По мнению Грэхема, возле мертвецов ему было самое место. К тому времени у него почернели зубы, поскольку он отказывался их чистить (зачем трупу гигиена?), и почему-то выпали все волосы на ногах. Причину последнего явления не могут объяснить даже врачи.

Но постепенно Грэхему стало лучше. После сканирования мозга ему смогли подобрать соответствующее лечение с опорой на лекарственные средства и психотерапию. Если раньше за ним присматривали братья и сиделка, то теперь он стал способен жить самостоятельно и справляться с домашними делами. «Не могу сказать, что я полностью пришел в норму, но теперь мне намного лучше», - говорит он. - Я могу выполнять хозяйственные дела и выходить из дома».

«Я больше не считаю, что мой мозг мертв, - добавляет Грэхем. - Просто иногда мир вокруг меня кажется странным». Трудно сказать, изменил ли прожитый опыт его отношение к смерти, говорит он. - «Я не боюсь смерти. Мы все когда-нибудь умрем. Но мне повезло, что пока я все-таки жив».

В 1880 году женщина средних лет посетила французского невропатолога Жюля Котара, жалуясь на необычное затруднительное состояние. Она думала, что у неё нет "мозга, нервов, груди, живота и кишечника". Мадемуазель X, как Котар называл её в своих записях, сказала врачу, что она является "не чем иным как разлагающимся трупом". Она не верила ни в Бога, ни в сатану, и думала, что у неё нет души. Поскольку она не могла умереть естественной смертью, у неё не было "потребности есть". Мадемуазель X, кстати, в итоге умерла от голода.

Хотя это специфическое заболевание, в конечном счёте, стало известно как Синдром Котара, французский невропатолог не был первым описавшим его. В 1788, почти за 100 лет до него, Шарль Бонне сообщил о случае пожилой женщины, которая готовила еду на своей кухне, когда кто-то "сильно ударил её по шее", и одна её сторона осталась парализованной, "как будто это был инсульт". Когда к ней вернулась способность говорить, она потребовала, чтобы её дочери "надели на неё саван и поместили её в гроб", так как она была на самом деле мертва.

"Мёртвая женщина" начала нервничать и ругать друзей за их небрежность в непредоставлении ей этой последней услуги; и поскольку они продолжали затягивать с этим и дальше, она вышла из себя и начала угрожать горничной, что оденет её как мёртвого человека. В конечном счёте все решили, что нужно одеть её как труп и положить, чтобы она успокоилась. Старая леди попыталась выглядеть максимально опрятной, поправив складки и булавки, осмотрев шов савана, и выражала неудовлетворённость белизной ткани. В конце концов она уснула, и была раздета и помещена на кровать.

Надеясь справится с "болезнью", врач посетил её у кровати и воспользовался "порошком из драгоценных камней, смешанных с опиумом". В конечном счёте женщина действительно избавилась от своих бредовых мыслей; однако, каждые три месяца остальную часть её жизни у неё случались подобные припадки. Во время периодов, когда она думала, что мертва, "она разговаривала с людьми, которые давно умерли, готовила им ужин и принимала в качестве гостей".

Сегодня эта болезнь иногда упоминается как Синдром ходячего мертвеца. Хоть и редко, но люди всё ещё страдают от нигилистических бредовых верований, что они мертвы и больше не существуют. Иногда болезнь характеризуется верой, что у человека отсутствуют важные части тела или органы, как в случае с 28-летней беременной женщиной, которая думала, её печень "разлагается", а сердце "отсутствует".

В 2013 году New Scientist взял интервью у человека по имени Грэм Харрисон, который совершил попытку самоубийства 9 годами ранее, взяв электроприбор с собой в ванну, и проснулся в больнице, полагая, что он мёртв. Он сказал:

"Пока я находился в больнице, я продолжал говорить им, что таблетки никак не помогут мне, потому мой мозг мёртв. Я потерял обоняние и вкус. Мне не нужно было есть, говорить или делать что-либо. В итоге я проводил время на кладбище, потому что это было самым близким местом к смерти."

Он думал, что его мозг умер. Он думал, что поджарил его. Врачи пытались разговаривать с ним, но напрасно. В конечном счёте Грэма отправили к доктору Адаму Земану, невропатологу из университета Эксетера, и доктору Стивену Лореису, невропатологу из Льежского университета. Они использовали позитронную эмиссионную томографию (PET), чтобы контролировать его метаболизм. То, что они нашли, встревожило их.

"Активность мозга Грэма напоминает активность во время анестезии или сна. Наблюдение такого у кого-то, кто бодрствует, довольно уникально для меня" - сказал доктор Лореис. "Я анализировал снимки PET в течение 15 лет, и никогда не видел подобных результатов у бодрствующих людей." Ниже приведены изображения, которые показывает неактивные области мозга Грэма (синий цвет) по сравнению со здоровым человеком.

Грэм является единственным пациентом с Синдромом Котарда, которому сделали PET, и поэтому учёные могут сделать несколько выводов о результатах, так как у них нет данных для сравнения. Болезнь до этого часто связывали с биполярным расстройством у молодых людей, а также с тяжёлой депрессией и шизофренией у пожилых. Способы лечения болезни различны. Как правило, тем, кто страдает от неё, прописывают комбинацию антидепрессантов и нейролептиков, хотя электрошоковая терапия, как известно, тоже приносила успех.

Грэму психотерапия и медикаментозное лечение помогло ослабить симптомы Синдрома Котарда, хотя это был долгий и трудный путь. За прошлые десять лет его неоднократно находили сидящим на одном из местных кладбищ в попытке стать ближе к смерти. "Полиция приезжала, забирала меня и отвозила домой", - рассказывает он.

Грэма можно назвать счастливчиком. Многие, кто пострадал от болезни в прошлом, умерли от голодания, а некоторые даже обратились к помощи серной кислоты, чтобы прекратить быть "ходячим мертвецом". Одно мы точно знаем наверняка: Синдром Котарда (или Синдром ходячего мертвеца) иллюстрирует, как мало мы всё ещё знаем о человеческом мозге.

Синдром Котара (депрессивный бред нигилистического характера) сопровождает некоторые психиатрические заболевания. При этом пациент высказывает гротескные , а также находится в состоянии тяжелой депрессии, близкой к суицидальному состоянию.

Заболевание достаточно редкое. Этот синдром включает в себя несколько проявлений нарушения психики:

  • тяжелое депрессивное состояние;
  • нарушение адекватного восприятия окружающего мира;
  • собственно нигилистический бред Котара - ипохондрические мысли крайней степени выраженности.

Некоторые специалисты считают, что синдром Котар по своей сути является негативным отражением бреда величия.

Исторические данные

Впервые синдром живого мертвеца был описан в 1880 году французским специалистом по психиатрии и неврологии Жюлем Котаром. Он назвал этот синдром бредом отрицания.

Первой его пациенткой была женщина, уверенная в том, что она уже давно погибла. Она убеждала окружающих, что ее вены пусты, сердца уже давно нет. Одновременно у пациентки наблюдалась выраженная депрессия. Жюль Котар счел, что в данном случае имеется полное отрицание собственного существования и жизни всего человечества.

В настоящее время заболевание названо по его имени. Считается, что при этом синдроме имеется нарушение временного восприятия - пациенты не могут адекватно оценить прошлое и будущие. Они считают, что являются мертвыми людьми, органы их тела отсутствуют. Некоторые считают себя пришельцами из других миров.

Причины развития отклонения

Причинами заболевания становятся разнообразные расстройства психики:

Развиваться синдром Котар может у лиц любого возраста. Чаще наблюдается у пожилых и стариков. Большая часть случаев наблюдается у женщин.

Редкой причиной развития синдрома является тяжелое соматическое заболевание. Описан случай возникновения заболевания у мужчины, который перенес серьезное заболевание кишечника.

Проявления и клиника — как заподозрить неладное?

По выраженности психических изменений синдром Котара подразделяют на две степени тяжести:

  1. При первой степени пациенты испытывают выраженное отвращение и ненависть к собственной личности. Они склонны к мазохизму, стремятся нанести себе разнообразные повреждения. Часто пытаются совершить суицид. Пациенты обосновывают свое поведение тем, что они способны причинить вред окружающим людям или всему миру.
  2. При второй степени , более тяжелой, психические изменения выражены значительнее. Пациенты уверяют себя и окружающих в том, что они давно мертвы, из их тела исчезли все органы и кровь. Также они могут высказывать мысли о том, что органы на месте, но подвержены процессу гниения. Пациенты убеждены, что их тело источает зловонный запах. Также они считают, что мертвы и все окружающие.

Синдром Котара имеет множество симптомов. Так как пациенты искренне убеждены в своей правоте, это заставляет их переживать серьезные душевные страдания. Основные проявления патологии:

  • мания величия;
  • выраженные нигилистические убеждения;
  • чрезмерная тревожность;
  • тяжелая депрессия, переходящая в суицидальные наклонности;
  • галлюцинаторные приступы;
  • ипохондрические мысли.

Мания величия проявляется в том, что пациенты считают себя особенными - пришельцами из других миров, призванными уничтожить все живое. Они считают, что приносят всему человечеству разнообразные страдания, что виновны во всех катастрофах и природных катаклизмах.

Одновременно наблюдается гипертрофированный нигилизм. Пациент с синдромом Котара считает, что ни его жизнь, ни жизнь всего человечества не имеет никакого смысла. К этому симптому относятся и мысли об отсутствии жизненно важных органов в теле. В связи с этим пациенты нередко отказываются принимать пищу и могут даже погибнуть от истощения.

Постепенно нарастает тревожность и депрессия. Итогом этого становятся суицидальные попытки. Одновременно пациент убежден в своем бессмертии, считая, что оно дано ему для вечного испытания. Именно это убеждение и заставляет пациентов наносить себе тяжелые повреждения.

Синдром Котара сопровождается формированием всех видов галлюцинаций:

  • обонятельные - пациент считает, что источает зловоние;
  • слуховые - голоса рассказывают о предстоящих испытаниях;
  • зрительные - пациенты видят всевозможных чудовищ.

Характерны и двигательные проявления:

  • неврозоподобные движения - пациенты заламывают руки, крутят волосы, теребят одежду;
  • в тяжелых случаях наблюдается выраженное двигательное возбуждение - пациенты не могут усидеть на месте, постоянно ходят из стороны в сторону;
  • речевое возбуждение - может наблюдаться бессвязный поток слов;
  • после приступа двигательного возбуждения наблюдается .

Диагноз устанавливается на основании типичной клинической картины.

Лечебные мероприятия

Синдром Котара практически не поддается терапии, поскольку отсутствует критическая оценка больным своего состояния. Наиболее часто поддаются излечиванию пациенты с заболеванием, причиной которого послужила не тяжелая депрессия или соматическая патология.
Первоначально следует устранять основное заболевание. Лечение включает в себя использование следующих групп лекарственных средств:

  • антипсихотические средства;
  • анксиолитики.

Антипсихотические препараты

К ним относятся средства, используемые для лечения психозов различного происхождения:

  1. Рисполепт . Действующее вещество в его составе - . Препарат способен уменьшать проявления шизофрении, в том числе и психотические состояния. С осторожностью назначают пациентам с тяжелой сердечно-сосудистой патологией,

    Прием анксиолитиков

    Средства этой группы способствуют подавлению тревожности:

    Лечение синдрома Котара проводится в стационарных условиях под наблюдением медицинского персонала. При тяжелых формах заболевания применяют электросудорожную терапию.

    После купирования основного заболевания назначают психотерапевтические сеансы для устранения непосредственно нигилистического бреда Котара.

    Болезнь не всегда успешно поддается терапии, однако есть возможность значительно уменьшить ее проявления.

Каждый взрослый человек наслышан о том, что такое зомби. По крайней мере, он видел этих персонажей в фильмах, ходячих тел, которые не способны ни чувствовать что-либо, ни мыслить.

Психиатры бы сказали в адрес таких бесчувственных существ, что их необходимо лечить, ведь синдром Котара завладел мозгом этих людей.

Человек, который был болен этим бредом, когда его положили в больницу, пытался всячески убедить врачей, что не нужно тратить на него медицинские лекарства, потому как его мозг уже давно мертв. Грэхэм не способен был ощущать вкус подаваемой ему пищи. Хотя, что там утверждать, он в ней и не нуждался. Как и не нуждался в общении с другими, в стремлении что-либо делать. У него отсутствовала такая потребность. Чем он занимался в последнее время? – он просто бродил среди могил т.к. был убежден, что уже мертв.

Преследуя Синдром Котара

О данном психическом заболевании, которое пугает своей загадочностью, даже современный кинематограф посвятил короткометражную ленту.

Этот синдром являет собой депрессивный бред нигилистически-ипохондрического характера, к которому привязываются идеи громадности. Некоторые психиатры придерживаются мнения, что он является ничем иным как зеркальным отражением или же маниакальным бредом величия. Это одно из редчайших заболеваний в мире, что способно завладеть несколькими сотнями людей в любую минуту.

Впервые в истории психиатрии это состояние было описано у французской пациентки ее лечащим врачом Жюлем Котаром в далеком 1880 году. Женщина всячески отрицала, некоторые части своего собственного тела и отказывалась верить в существование добра и зла. Она все время твердила, что проклята и никогда не сможет умереть естественной смертью, в результате чего отказывалась от еды и воды. Спустя некоторое время она скончалась от голода.

Больной Грэхем, о котором речь шла в начале, утверждал, что ему комфортнее на кладбище, потому как чувствует особую связь с мертвыми.

Ученые, просканировав его мозг, обнаружили, что активность в некоторых его частях имела настолько низкие показатели, что можно было утверждать о вегетативном состоянии. Мозг Грэхема функционировал в таком режиме, словно тот находился во сне или же под влиянием анестезии.

Важно отметить, что синдром - бред Котара встречается в психотических формах с большой масштабностью (они еще называются как депрессивный психоз). Также и в форме шизоаффективных расстройств ( , что сочетают в себе симптомы как аффективного расстройства, связанного с нарушением эмоциональной сферы человека, так и , расстройства, связанного с расчленением мыслительных процессов или реакций эмоционального плана).

Чаще всего отмечается наличие синдрома при старческих психозах и депрессиях. Если же заболевание проявляется у молодых людей, это свидетельствует о том, что у человека депрессия крайней тяжести, повышенный уровень тревоги и высокая суицидальная опасность.

Синдром Котара – симптомы

Помните о том, что никто не застрахован от психических расстройств. Береги себя. Не позволяйте жизненным трудностям вас разрушать.

Котара синдром

Котара синдром (J. Cotard, французский психиатр, 1840-1887; синонимы: меланхолическая парафрения, меланхолический бред воображения, мегаломеланхолический бред) - один из этапов развития тревожно-ажитированной депрессии, сопровождаемый ипохондрически-депрессивным бредом отрицания и громадности, распространяющимся на моральные и физические свойства индивидуума, разнообразные явления окружающего мира или на все одновременно.

Сочетание психопатологические расстройств, образующих Котара синдром, особенности их возникновения и развития в течение заболевания были впервые описаны Котаром в 80-х годы 19 век В 1892 год на конгрессе французский психиатров в Блуа выделенный Котаром симптомокомплекс психических расстройств был назван синдромом Котара. До середины 20 век основные исследования, специально посвящённые Котара синдром, принадлежали исключительно французский психиатрам. Разработка клиники психозов пожилого возраста, в первую очередь инволюционной меланхолии (смотри полный свод знаний Предстарческие психозы), шизофрении (смотри полный свод знаний), маниакально-депрессивного психоза (смотри полный свод знаний), проводившаяся отечественными психиатрами во 2-й половине 20 в., позволила дополнить учение о Котара синдром новыми фактами. В нем. психиатрии совокупность расстройств, образующих Котара синдром, специально не изучалась. Ряд нем. исследователей обозначают отдельные проявления Котара синдром термином «нигилистический бред».

Среди больных с депрессивными психозами пожилого возраста расстройства, входящие в Котара синдром, отмечены в 10-25% случаев. У женщин Котара синдром встречается значительно чаще, чем у мужчин.

Несмотря на то, что проявления Котара синдром отмечаются при различных нозологический формах, он имеет ряд общих черт как в симптоматологии, так и в особенностях своего развития. При нем всегда можно выявить интенсивные аффективные расстройства, которые характеризуются либо депрессией с выраженной тревогой, либо депрессией со страхом. Обычным нарушением является меланхолическая деперсонализация (смотри полный свод знаний) чаще в форме anaesthesia dolorosa psychica, реже в форме так называемый потери мысленного зрения, когда у больных появляется невозможность представления знакомых лиц, предметов обстановки, событий прошлой жизни, сопровождаемая мучительным ощущением душевной опустошённости. Депрессия при Котара синдром всегда сочетается с ажитацией различных степеней - от простого заламывания пальцев рук до состояний неистового двигательного возбуждения, в том числе и в форме меланхолических раптусов (неистово тоскливое возбуждение с чувством отчаяния). Часто ажитация сопровождается речевым возбуждением, обычно в форме тревожной вербигерации (смотри полный свод знаний Депрессивные синдромы). На высоте двигательного возбуждения могут возникать эпизоды депрессивного субступора или ступора (смотри полный свод знаний Ступорозные состояния). Таким образом, при Котара синдром, как правило, отмечаются различные по своим проявлениям смешанные состояния, являющиеся «предпочтительным аффективным фоном, на котором возникает Котара синдром». Сенсорные расстройства чаще всего представлены вербальными иллюзиями (смотри полный свод знаний), нередко в форме иллюзорного галлюциноза, реже слуховыми галлюцинациями и психическими автоматизмами, в первую очередь идеаторными - ментизм (непроизвольное быстрое течение мыслей, сопровождаемое образными представлениями и чувством смутной тревоги), разматывание воспоминаний, слуховые и зрительные псевдогаллюцинации (смотри полный свод знаний Кандинского-Клерамбо синдром). В отдельных случаях при Котара синдром возникает помрачение сознания, обычно в форме онейроида (смотри полный свод знаний Онейроидный синдром).

На фоне перечисленных расстройств возникает фантастический бред, главными признаками которого являются отрицание и громадность. Отрицания могут быть частичными, касаясь чаще всего моральных, интеллектуальных или физических свойств больного («нет чувств, совести, сострадания, знаний, способности думать; нет желудка, кишечника, лёгких, сердца, мочевого пузыря»), или могут говорить не об отсутствии, а о деструкции внутренних органов («высох мозг, сжались лёгкие, закупорился кишечник»). Идеи отрицания, касающиеся физического «я» обычно определяют как ипохондрически-нигилистический или просто нигилистический бред. В ряде случаев отрицаются личные категории («нет имени, возраста, образования, специальности, семьи, никогда не жил»).

Отрицание может быть генерализованным, распространяясь на различные понятия внешнего мира, которые могут быть мертвы, разрушены, потерять присущие им качества, или отсутствовать вовсе («весь мир мёртв, планета остыла, на ней не растёт ничего, нет никого в мире, нет белых, черных, Европы, Африки, зимы, весны, звёзд, лет, веков»). Больной может считать, что он остался один во всей вселенной, может отрицать существование всего («ничего нет»).

Наряду с бредом отрицания и громадности часто можно выявить фантастический по содержанию бред самообвинения (больные считают себя первопричиной происшедших мировых катаклизмов; приписывают себе невероятные преступления; называют себя извергами, гадинами, чудовищами; соотносят нередко свои поступки с теми, что совершались мифическими или историческими персонажами, называют себя Антихристом, Каином, Иудой, Гитлером; твердят о заслуженных наказаниях, перечисляя порой самые невероятные способы расплаты за содеянное). В ряде случаев фантастический бред самообвинения принимает ретроспективный характер. Одновременно больные могут говорить о предстоящих вечных мучениях или невозможности умереть как вообще, так и в качестве заслуженного возмездия. Невозможность умереть и вечные мучения, по мнению больных, могут осуществиться даже тогда, когда исчезнет их физическое «я» - «тело сожгут, а дух останется навечно - мучиться».

Возможно сочетание идей бессмертия с бредом метаморфозы - превращения в животное, в труп, в металл, дерево или камень. Отличительной чертой бредовых высказываний больных с Котара синдром является наличие в них отчётливых элементов образности и наглядности. Нередко больные сами обращают на это внимание («каждое произнесённое слово разрастается в уме во что-то большое; фантазия превращает факт в целую историю; воображение рисует целые сцены, слово обрастает тысячью слов и возникает картина»). Особенности бреда самообвинения и его словесного выражения и повлекли за собой такие синонимы Котара синдром, как «мегаломеланхолический бред», «меланхолическая парафрения», «меланхолический бред воображения».

Сочетание бреда отрицания и громадности ипохондрически-нигилистического и депрессивного содержания характеризует полный или развёрнутый Котара синдром Если же преобладает какой-нибудь один из этих компонентов, говорят о соответствующих вариантах Котара синдром - нигилистическом или депрессивном. Они встречаются значительно чаще, чем развёрнутый Котара синдром Кроме этих двух вариантов, выделяют виды Котара синдром, основанные как на симптоматологии, так и на особенностях течения Котара синдром Сегла (J. Е. Seglas, 1897) выделял: 1) типичные случаи, то есть такие, при которых имелись все компоненты Котара синдром; 2) стёртые случаи - с отсутствием ряда симптомов, например, идей обречённости на вечные муки, идей бессмертия и так далее; 3) случаи с очень быстрым появлением всех симптомов, образующих Котара синдром; 4) случаи с аналогичным развитием лишь части симптомов; 5) случаи, где симптомы, образующие Котара синдром, возникают в форме эпизодов.

Наиболее характерным стереотипом развития депрессий, в течение которых развивается Котара синдром (вне зависимости от их нозологический принадлежности и особенностей течения - приступообразного или хронического), является следующая последовательность возникновения этапов психических расстройств: этап тревожной депрессии без идеомоторного торможения; этап тревожно-ажитированной депрессии с бредовыми идеями самообвинения, самоунижения, обвинения, меланхолической деперсонализацией, вербальными иллюзиями и другими сенсорными расстройствами; возникновение симптомов, образующих в своей совокупности Котара синдром

Применение электросудорожной терапии (смотри полный свод знаний) и особенно психотропных средств для лечения депрессивных психозов оказало значительное влияние на клинические, проявления Котара синдром Реже стали встречаться развёрнутые его картины, а депрессивный и нигилистический варианты Котара синдром чаще проявляются редуцированной симптоматикой. Больные говорят, например,

о своей необычной вине, но вообще, без каких-либо конкретных фактов, а также без отождествления себя с кем-либо; могут быть мысли о невозможности умереть, но они не сопровождаются убеждённостью в бессмертии и в обречённости на вечные муки. Вместо генерализованных идей отрицания или деструкции внутренних органов чаще встречаются лишь высказывания о нефункционировании желудочно-кишечные тракта или органов дыхания. В некоторых случаях высказывания, характерные для Котара синдром, представляют собой не бред, а фантастического содержания навязчивые явления, с которыми больной пытается бороться. Если до введения методов активной терапии наличие Котара синдром говорило о хронический депрессии, то теперь доминируют случаи, протекающие приступами.

Патогенез. Котара синдром представляет собой сочетание депрессивных и бредовых расстройств, поэтому его патогенез совпадает с патогенезом соответствующих синдромов (смотри полный свод знаний Бред, Депрессивные синдромы). Важным фактором в развитии Котара синдром является пожилой возраст. Однако относящиеся сюда расстройства могут возникать и в среднем возрасте, а отдельные симптомы даже у детей.

Диагноз ставят на основании особенностей клинические, картины. Котара синдром встречается при самых различных психических заболеваниях: в первую очередь при инволюционной меланхолии, шизофрении и маниакально-депрессивном психозе; он описан у больных прогрессивным параличом, в частности после проведения им пиротерапии, при сосудистых и сенильно-атрофических психозах, эпилепсии, эпидемическом энцефалите, острых и протрагированных симптоматических психозах.

Лечение. При развитии Котара синдром в первую очередь показана терапия психотропными средствами. В связи со сложностью клинические, картины лечение психотропными средствами должно быть комбинированным. Из антидепрессантов чаще всего применяют амитриптилин, реже мелипрамин; для купирования речедвигательного возбуждения - аминазин, стелазин; состояние тревоги уменьшается с помощью тизерцина; при наличии сенестопатий хороший эффект даёт применение тералена. В тех случаях, когда отмечается интенсивное речедвигательное возбуждение, сопровождаемое ухудшением соматического состояния, предпочтение следует отдавать электросудорожной терапии.

Прогноз во многом связан с особенностями основного заболевания и применяемыми методами лечения. Появление развёрнутого Котара синдром или выраженных нигилистических бредовых идей в отношении выздоровления прогностически хуже, чем наличие депрессивного варианта Котара синдром Сочетание бреда отрицания и громадности с выраженным речедвигательным возбуждением и онейроидным помрачением сознания у лиц пожилого возраста при недостаточном лечении может привести к смертельному исходу.

Профилактика - своевременное начало активной терапии во всех случаях тревожных депрессий, особенно развивающихся впервые в пожилом возрасте.

Вас категорически не устраивает перспектива безвозвратно исчезнуть из этого мира? Вы не желаете закончить свой жизненный путь в виде омерзительной гниющей органической массы пожираемой копошащимися в ней могильными червями? Вы желаете вернувшись в молодость прожить ещё одну жизнь? Начать всё заново? Исправить совершённые ошибки? Осуществить несбывшиеся мечты? Перейдите по ссылке: