У мужчин больше связей внутри полушарий мозга, а у женщин — между полушариями. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Проблемы при нарушении взаимодействия полушарий

МОСКВА, 15 июн — РИА Новости. Сотрудники факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова изучили поведение и социальные навыки у людей с патологией мозолистого тела — сплетения нервных волокон, которые соединяют правое и левое полушария головного мозга. Результаты своей работы ученые доложили на международной конференции 25th European Congress of Psychiatry.

Нейрофизиологи составили первую точную карту коры мозга Ученые подготовили первую полноценную карту связей в коре человеческого мозга, которая помогла им выделить более сотни ранее неизвестных уголков нервной системы, отвечающие за речь, зрение и движение.

Сейчас особый интерес у нейропсихологов вызывает зависимость поведения человека от качества межполушарного взаимодействия, которое обеспечивается в первую очередь мозолистым телом. Родители детей с агенезией (врожденной недоразвитостью) этого органа сообщали о плохих социальных навыках своих детей, об эмоциональной незрелости и бедной эмоциональной коммуникации, недостаточной социальной компетентности, недочетах планирования. Это заметно влияло на повседневную жизнь детей. В итоге такая патология обычно становится причиной социальной и эмоциональной изоляции, приводящей к обедненности самопонимания. Авторы работы показали, что у таких больных снижены показатели социального понимания, интерпретации пословиц и неоднозначных стимулов, социальной логики и самоощущения. Кроме этого наблюдались поведенческие отклонения или даже психопатология.

"В своем пилотном эксперименте мы попытались оценить важную составляющую социальной коммуникации и поведения в целом лиц с патологией мозолистого тела — способность оценивать эмоциональное состояние другого человека", — рассказала Мария Ковязина, автор работы, доктор психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.

В ходе исследования ученые использовали компьютерную методику для оценки способности к распознаванию эмоций по изображению лица. Испытуемым предъявлялись 14 изображений лицевой экспрессии, три из которых были гримасами. Изображенные на картинках эмоции соответствовали базовым эмоциям: радость, страдание, отвращение, интерес, стыд, презрение, страх, а гримасы не несли эмоциональной нагрузки. После предъявления каждого изображения испытуемый должен был заполнить анкету, в которой нужно было оценить изображение по 24 прилагательным-характеристикам, каждому из которых придавался "вес" от 1 до 6. Кроме этого, в ходе работы авторы оценивали эмоциональный интеллект собеседника и использовали специальные видеосюжеты для оценки эмоционального состояния другого человека.

© Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина


© Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина

В отличие от здоровых, пациенты не различали гримас, — только в одном случае больной указал, что на одной из фотографий изображена не эмоция, а гримаса. Испытуемые с патологией мозолистого тела ошибочно опознавали эмоциональные состояния героев сюжетов как по визуальным, так и по акустическим характеристикам экспрессии.

Ученые описали уникальный случай восстановления деятельности мозга билингва Итальянские ученые описали первый случай в истории медицины, когда из-за серьезного поражения левого полушария головного мозга у билингва, его функции взяло на себя правое полушарие, и человек вновь заговорил на двух языках.

Таким образом, можно предположить, что больные с врожденной патологией мозолистого тела не накапливают опыта в процессе общения, а больные с приобретенной патологией не могут им воспользоваться, так как затруднено его извлечение.
"Наше исследование продемонстрировало проблемы с пониманием эмоций у пациентов с нарушенным межполушарным взаимодействием. Необходим более детальный синдромный анализ всех наблюдаемых особенностей психики при патологии мозолистого тела. Бедность межполушарной интеграции является слишком общим механизмом для объяснения выявленных симптомов. Совокупность этих данных однозначно убеждает: трудности в сфере социальных навыков, эмоциональной коммуникации, дефицит в понимании коммуникативных замыслов другого, юмора, метафор, сарказма могут быть характерны не только для больных с поражениями лобных отделов и правого полушария головного мозга, но и для больных с различной патологией мозолистого тела, что требует дальнейшей экспериментальной проверки", — заключила Мария Ковязина.
Работа выполнена в соавторстве с учеными из ФГБНУ Научный центр неврологии.

В основе условного разделения людей на технарей и гуманитариев лежат особенности развития мозга индивидуума. Открытие межполушарной асимметрии мозга дает ответ на вопросы: почему один человек с легкостью решает задачи, а другой создает шедевры в искусстве.

Вопросы функционирования и взаимодействия полушарий мозга до конца не изучены, но уже сейчас теории межполушарной асимметрии позволяют объяснить некоторые особенности восприятия информации, обучения детей или реабилитации людей с поражением .

Общие сведения о межполушарной асимметрии головного мозга

Термин «межполушарная асимметрия» применяется как разделение функций мозговых процессов (восприятие, анализ, продуцирование информации) между левой и правой половинами мозга. Исследования говорят и об анатомической разнице в размерах и морфологии половин этого органа.

В 1836 году М. Дакс обнародовал наблюдения над пациентами с частичным поражением в левой области. В частности, у таких больных было нарушение речи (афазия) — симптом, которого не было у людей с повреждением головного мозга в аналогичной (зеркальной) зоне правого части.

Наблюдения позволили сделать вывод о латерации — распределении психических процессов между левым и правым полушариями.

Условно каждая половина «отвечает» за свой спектр мыслительных процессов: левая — за логику, расчет, правая — за образное мышление, интуицию.

Для исследования мозговой латерации применялось:

Было установлено, что полушарие контролирует сенсорику противоположной части тела: правое — левую сторону, левое — правую. Так, действием правой руки управляет левое, и наоборот.

Данный факт позволяет проводить психологические тесты, позволяющие определять долю участия каждого полушария (доминантность) у конкретного индивидуума. Так, у 90% людей доминантным является левое, так как большинство людей правши. Для более объективной картины применяются тесты:

  1. Сенсорные — предлагается совершить действие, например, развязать узел или сложить руки на груди. Во время исполнения испытуемый увереннее манипулирует правой рукой.
  2. Зрительные — тест определяет ведущий глаз.
  3. Слуховые — испытание для определения восприятия звуков.

Совокупность результатов такого исследования позволяет отнести индивидуума к одной из пяти групп:

  • правши;
  • праворукие;
  • левши;
  • леворукие;
  • амбидекстры.

У последних доминантность — свойство межполушарной симметрии — отсутствует. Такие люди одинаково владеют обеими руками, однако этот феномен встречается редко.

Как сформировалась асимметрия головного мозга

Есть разные мнения, вследствие чего сформировалась асимметрия мозга. Врожденное это качество или приобретенное. Праворукость - признак того, что левая часть мозга доминирует - присуща была еще пещерным предкам человека.

Такой вывод ученые делают на основе анализа наскальных рисунков. Считается, что изображения рук древние люди делали методом трафарета, обводя ладонь доминирующей рукой. Так как рисунок левой руки встречается в 90 процентах от всех изображений конечности, делается вывод, что древние «художники» были в массе своей праворукими, а значит, левополушарными.

С другой стороны, многие исследователи говорят, что у новорожденных асимметрии нет, а в первые 3 года жизни у детей преобладает правополушарное доминирование — ведь сначала они общаются эмоциями и невербальными способами. И только с развитием речи начинает преобладать левополушарный тип.

Ряд исследователей считают, что асимметрия присутствует с рождения. Она появилась в результате естественного отбора, передается потомству. Но в силу отсутствия у младенцев мышления данный постулат имеет статус теории.

Единодушное мнение у ученых только в вопросе возникновения асимметрии в следствии развития (онтогенеза).

Замечено, что асимметрия тем больше, чем более развит человек в интеллектуальном плане.

У необразованных примитивных индивидуумов анатомическая и функциональная разница между левым и правым незначительна.

Примечательно! Межполушарная асимметрия — свойство не только человека, но и животных. Диференцированное функционирование и анатомические различия обнаружены у дельфинов, крыс, однообразных.

Свойства асимметрии мозга

Нейрофизиологи считают, что асимметрия формируется до совершеннолетия. В этот период у человека высокая обучаемость, а в процессе обучения складывается доминирующий тип мышления.

Левое (логический анализ) и правое полушарие (оперирование образами) могут «работать» над одной проблемой, каждое своими «инструментами». Такое взаимодействие сторон дает высокое качество обработки и синтеза данных, что и свойственно человеку с интеллектом, личности с высоким развитием мозга.

Известно, что несмотря на дифференциацию обязанностей между полушариями, при повреждении части мозга функцию поврежденного участка берет на себя оставшиеся здоровые клетки, участки. То есть узкая «специализация» может смениться при необходимости.

Особенно высокая степень реорганизации происходит в молодом возрасте (период 10 – 15 лет).

Таким образом межполушарная асимметрия обладает свойствами:

  1. Доминантности.
  2. Переключаемости.
  3. Пластичности.

Данные свойства используются в нейропедагогике. Развитие образного или логического мышления возможно не только при помощи интеллектуальных задач и упражнений на воображение. Физические занятия с участием мелкой моторики для левой или правой руки заставляют работать (и развиваться) соответствующее полушарие.

В свете новых знаний о латерации современная педагогика не рекомендует переучивать леворуких детей на письмо правой рукой. Правополушарные дети более ранимы, чувствительны, а насильное принуждение писать субдоминантной рукой ухудшает результат обучения — к дискомфорту писать пассивной рукой прибавляется психологический стресс из-за недовольства родителя или учителя.

Лирическое отступление: Иллюстрацией к пластичности и переключаемости асимметрии мозга служат факты биографии некоторых известных ученых (А. Эйнштейн, Н. Бор). Кажется, что у представителей точных наук левополушарное (логическое) мышление должно преобладать. Однако в детстве эти люди были правополушарного типа, о чем говорят их слабые успехи в школе. Однако доминирование правого (способность мыслить и оперировать образами) не помешало им стать великими учеными, развить аналитические способности (левое полушарие).

Нейрофизиологи объясняют это тем, что для интеллектуальной деятельности правополушарные люди используют образы. Правое, в отличие от левого, воспринимает информацию в комплексе, а не поочередно. Такая способность работать параллельно увеличивает скорость психических процессов, в том числе анализ и синтез информации.

После того, как работа выполнена, она передается левому полушарию для кодирования в знаки: слова, цифры, формулы.

Известно, что левшей всего около 5%. Однако в среде великих или знаменитых людей их процент возрастает едва не до половины. Это говорит о том, что асимметрия не дефект, а приобретение человечества в результате эволюции.

Функции левого полушария

Левое полушарие работает с символами и обрабатывает информацию последовательно, анализируя каждый элемент. С его помощью запоминают даты, слова, цифры, имена. Левое полушарие отвечает за:

  • язык;
  • речь;
  • письмо;
  • математический анализ;
  • логические построения;
  • правую половину тела.

Для левой части свойственна индуктивная бработка информации. Несмотря на ответственность за речь, левой стороной мозга человек понимает слова и фразы в буквальном смысле, юмористические ассоциации или образные выражения левому полушарию не понятны.

Функции правого полушария

Правая часть мозга воспринимает невербальную информацию. Образы, метафоры, звуки и жесты воспринимаются целостной картиной. Перечислим зоны ответственности:

  • пространственная ориентацию;
  • восприятие живописи, музыки, любых видов творчества;
  • религиозные или мистические верования;
  • левую половину тела.

Правое полушарие не только воспринимает, но и синтезирует и передает информацию в образах. Такие сигналы в виде неопределенной тревоги или неизвестно откуда пришедшего решения принято называть интуицией. На самом деле это все та же информация, только полученная (обработанная, переданная) с помощью образов.

Межполушарная асимметрия у женщин и мужчин

Классическое шутливое разделение на обычную и женскую логику имеет основания с точки зрения нейрофизиологии. Считается, что у мужчин левое полушарие развито лучше, то есть их логика индуктивна, строится на основе анализа деталей информации.

У женщин же лучше работает правое полушарие, воспринимающее информацию в виде образов и ощущений. Именно поэтому объяснения правополушарных женщин левополушарным мужчинам кажутся непонятным или абсурдными. А все дело в том, что каждое полушарие по своему воспринимает и генерирует информацию, иными словами, мужчины и женщины говорят на разных языках.

Однако среди новых теорий есть противоположное мнение: мужчины, как менее ценный продуктивный материал (для воспроизведения потомства), гораздо чаще обладают правополушарным типом асимметрии. На таких особях природа отрабатывает новые качества, способствующие более успешному выживанию вида.

Мужчины и женщины не только ведут себя по-разному, но и мыслят не совсем одинаково. Так, известно, что мужчины лучше ориентируются в пространстве по карте , а женщины — запоминают приметы на пути. , мужчины склонны к анализу предметов, женщины — к синтезу, мужчины ригидны, женщины пластичны.

Женщины лучше мужчин справляются с выполнением многих дел одновременно.

Если обратиться к болезням мозга, то и тут нет равноправия полов. «Газета.Ru» уже рассказывала, но в остальном , несмотря на то что женщины дольше живут.

В последнем выпуске журнала PNAS опубликованы нейрофизиологические доказательства того, что мозг у мужчин и женщин в некоторых деталях устроен по-разному. С результатами этого исследования многое в гендерных отличиях поведения и мышления становится ясным.

Некоторые анатомические отличия мозга мужчин и женщин были уже известны. У мужчин большего размера череп и большего размера мозг, что соответствует большему размеру тела.

В мужском мозге большую долю занимает белое вещество — проводящие волокна (длинные отростки нейронов — аксоны, покрытые изолирующей миелиновой оболочкой).

В мужском мозге больше цереброспинальной жидкости. В женском же мозге относительно больший объем занимает серое вещество — то есть нервные клетки.

Межполовые различия имеются также в величине различных частей мозга: гиппокампа, амигдалы , мозолистого тела . Все эти анатомические различия закладываются в процессе развития и созревания мозга. Но пока ученые очень слабо могут связать их с различиями в поведении мужчин и женщин.

Исследователи из Пенсильванского университета в Филадельфии для сравнения мужского и женского мозга использовали самый современный метод — диффузно-тензорную томографию (DTI) . Метод на основе измерения скорости диффузии воды оценивает анизотропию вещества мозга, то есть неравномерность. Этот показатель указывает на развитие проводящих путей — нервных волокон. Совокупность всех проводящих путей, всех связей нейрофизиологи обозначают термином «коннектом».

Авторы изучили таким методом мозг 949 людей в возрасте от 8 до 22 лет, среди них 428 представителей мужского пола и 521 — женского. Среди испытуемых были представлены белые американцы, черные, выходцы из стран Латинской Америки и Азии.

В мозге мужчин оказалось больше нервных связей между областями участками одного полушария, а в мозге женщин, наоборот, больше связей между полушариями.

Это касалось всего так называемого большого мозга, то есть полушарий. Интересно, что в мозжечке, который иногда называют «малым мозгом», картина была прямо противоположной: у мужчин больше связей внутри одного полушария мозжечка, а у женщин — между разными полушариями.

Анатомические различия мужского и женского мозга увеличиваются с возрастом испытуемых. Так, в мозге мальчиков и девочек 13 лет и младше различия были очень слабыми, больше они были обозначены в мозге 14-17-летних подростков, а в возрасте старше 17 лет — выражены гораздо сильнее.

Из этих анатомических различий авторы исследования делают вывод, что мозги мужчин и женщин оптимально приспособлены к разным видам деятельности. В мужском мозге больше связей между зонами перцепции и моторики в каждом полушарии, что облегчает координацию между восприятием и действием. А в женском мозге обилие межполушарных связей облегчает взаимодействие аналитики и интуиции: в аналитическую деятельность левого полушария встраивается интуитивная, образная информация от левого полушария.

Поэтому мужчины больше полагаются на то, что говорят им глаза и уши, а женщины — на интуицию.

Нейрофизиологи считают, что этим можно объяснить большую внимательность женщин, лучшую память на имена и лица, лучшую коммуникабельность, а у мужчин — лучшее пространственное мышление и большую скорость сенсорно-моторных процессов . Эти различия начинают проявляться с половым созреванием (12-14 лет), когда становится ясно , что мальчики лучше решают задачи на скорость и пространственное мышление, а девочки — на образную память.

Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия

1.Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия

2. Развитие теории межполушарной асимметрии мозга

4. процессы межполушарного взаимодействия

5. формирования парной работы полушарий в онтогенезе

1. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия - одна из наиболее актуальных в современном естествознании. В настоящее время она разрабатывается разными нейронауками: нейроанатомией, нейрофизиологией, нейробиологией и др. Весьма продуктивно она изучается и нейропсихологией. Локальные поражения мозга в качестве основной модели для нейропсихологических исследований открывают уникальные возможности изучения данной проблемы на человеке.

Межполушарная асимметрия представляет собой одну из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных. Однако, несмотря на сравнительно длительную историю изучения данной проблемы (ее начало можно отнести к 1861 году, когда П. Брока открыл «центр» речевой моторики в левом полушарии головного мозга) и огромное количество современных публикаций по различным ее аспектам, сколько-нибудь законченной теории, объясняющей функциональную асимметрию больших полушарий и учитывающей действие как генетических, так и социокультурных факторов в ее формировании, пока не существует.

Фактические данные, полученные на разном клиническом и экспериментальном материале, многочисленны и нередко противоречивы. Можно сказать, что накопление фактического материала по данной проблеме явно опережает его теоретическое осмысление.

В настоящее время получено множество фактов о неравнозначности левого и правого полушарий головного мозга по различным показателям. Это и анатомические, и физиологические данные, и материалы наблюдений за больными, имеющими сходные поражения левого и правого полушарий. Анатомические данные , свидетельствуют, что уже у животных (крыс, кошек, обезьян и др.) имеются анатомические различия в строении левого и правого полушарий мозга. Наиболее отчетливы они в височной области.

Обнаружены следующие структурные различия полей правого и левого полушарий:

1. ♦ общая площадь нижней лобной извилины (45-е поле) у правшей слева больше, чем справа;

2. ♦ в нижнетеменных областях коры (39-е и 40-е поля) слева увеличены размеры коры в глубине борозд;

3. ♦ островковая область слева больше, чем справа;

4. ♦ задняя оперкулярная зона (или зона Вернике) в височной области в левом полушарии на одну треть больше, чем в правом;

5. ♦ отмечается морфологическая асимметрия сосудов средней мозговой артерии в левом и правом полушариях;

6. ♦ длина левого полушария превышает длину правого более чем в 54 % случаев;

7. ♦ степень вертикальной упорядоченности поперечника коры, прежде всего III слоя (богатого ассоциативными связями), достоверно выше в корковых полях мозга человека по сравнению с высшими приматами и существенно выше в нижнелобных и височных областях левого полушария по сравнению с правым.

Изучение структуры полей коры у человека на нейронном уровне также выявило латеральные различия. Установлено, что:

♦ размеры нейронов III и IV слоев в 44-м и 45-м полях в левом полушарии больше, чем в правом;

♦ размеры гигантских пирамидных клеток Беца в V слое 4-го моторного поля в левом полушарии также превышают размеры этих нейронов в правом полушарии.

Имеются данные о морфологическом различии в организации левого и правого таламусов, а также левого и правого хвостатых ядер. Особенно четкая асимметрия строения наблюдается в ядрах таламуса, связанных с речевыми функциями (например, в заднем латеральном ядре, которое имеет проекции к задней височно-теменной и к нижнетеменной коре).

Таким образом, большинство исследователей убеждены в существовании морфологической основы функциональной асимметрии мозга, которая является структурным основанием функциональных различий.

Межполушарная асимметрия мозга является также объектом многочисленных физиологических исследований .

Многими авторами изучаются ЭЭГ-проявления функциональной межполушарной асимметрии мозга как в состоянии покоя, так и во время психической деятельности. При изучении межполушарных различий ЭЭГ в состоянии покоя одни исследователи отмечают большую выраженность депрессии альфа-ритма в левом полушарии по сравнению с правым, другие считают альфа-компоненты спектра ЭЭГ относительно симметричными. Однако, по данным многих авторов, при интеллектуальной деятельности межполушарная асимметрия по показателям альфа-ритма усиливается. Большинство авторов утверждают, что во время интеллектуального напряжения альфа-ритм по амплитуде, индексу или суммарной энергии выражен в левом полушарии слабее, чем в правом. У здоровых испытуемых наблюдаются различные паттерны межполушарной асимметрии (по показателям альфа- и бета-ритмов) при выполнении разных видов деятельности.

Важное место в физиологических исследованиях проблемы функциональной асимметрии полушарий занимает метод регистрации вызванных потенциалов (ВП). ВП в задних отделах правого полушария опережают по времени ВП в тех же отделах левого полушария. Это расценивается как доказательство осуществления в правом полушарии первичного зрительно-пространственного анализа стимулов. Уровень межполушарной асимметрии ВП (при прочих равных условиях) зависит от характера стимула и области регистрации ответа: при предъявлении как вербальных, так и пространственно-структурных стимулов асимметрия ВП максимально выражена в височных областях коры. Асимметрия зрительных ВП на сложные стимулы (предметные изображения, наложенные друг на друга) обнаружена в теменно-затылочных и в премоторных областях мозга, причем при трудных для испытуемого заданиях степень асимметрии ВП возрастает. Асимметрия биоэлектрической активности левого и правого полушарий мозга в настоящее время изучается в разных научных центрах с использованием следующих новых современных методов:

♦ метода измерения локального мозгового кровотока;

♦ томографических методов (позитронно-эмиссионной, магнитно-резонансной томографии и др.);

♦ метода термоэнцефалоскопии и ряда других.

Полученные современной психофизиологией данные свидетельствуют о том, что лево-правая асимметрия биопотенциалов характерна для нормы и проявляется особенно четко в условиях психической деятельности.

Асимметрия биопотенциалов является региональным свойством и зависит от характера выполняемой деятельности. Безусловна связь типа и степени асимметрии биопотенциалов с индивидуальным «профилем» латеральной организации мозга испытуемого (правшеством-левшеством).

Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый фактический материал о функциональной неравноценности полушарий. Начиная с открытия П. Брока моторного «центра речи» в левой нижнелобной области и до настоящего времени клиника локальных поражений головного мозга предоставляет все новые разнообразные доказательства функциональной асимметрии полушарий. К ним относятся прежде всего следующие:

♦ многочисленные данные о появлении речевых нарушений (афазий) при поражении левого полушария (преимущественно у правшей);

♦ факты о ведущей роли левого полушария в осуществлении не только речевых, но и других связанных с речью функций.

Специальному анализу подвергались клинические материалы о связи между доминантностью полушария по речи и ведущей рукой. Выяснилось, что далеко не во всех случаях эти функции совпадают и что возникновение афазии при поражении левого полушария наблюдается не только у правшей, но и у некоторых левшей и амбидекстров.

Клинические наблюдения специфики нарушений психических функций при локальных поражениях левого и правого полушарий в последние годы подкрепляются и специальными исследованиями с использованием следующего инструментария:

хирургических методов, направленных на «расщепление мозга»;

♦ метода односторонней электрошоковой терапии;

♦ метода Вада (введение амитала натрия в одну из сонных артерий).

Эти методы открывают новые возможности для изучения функций левого и правого полушарий мозга и роли объединяющих их комиссур (мозолистого тела и др.).

Таким образом, в настоящее время собран огромный эмпирический материал, подтвержденный данными анатомии, физиологии, а также клиническими исследованиями, свидетельствующий о неравнозначности структур и функций левого и правого полушарий головного мозга человека.

2. Развитие теории межполушарной асимметрии мозга происходило в несколько этапов.

На первом этапе многие ученые считали, что левое полушарие является полностью доминантным по отношению к речи, мануальным функциям, а также другим высшим психическим процессам. Правому полушарию отводилась второстепенная, подчиненная роль в реализации всех психических процессов. Концепция левополушарной доминантности была основана на положении об абсолютной противоположности функций левого и правого полушарий мозга; при этом сама доминантность понималась как исключительная роль левого полушария в обеспечении речи и других высших связанных с ней психических функций.

Начиная с известного открытия Брока считалось, что левое (доминантное у правшей) полушарие связано с речью и оно обеспечивает протекание сложных форм психической деятельности человека, в которых речь играет решающую роль. Функция правого (субдоминантного у правшей) полушария оставалась неясной, и лишь отдельные разнообразные факты указывали на его тесную связь с осуществлением не связанных с речью процессов, в первую очередь с мозговой организацией процессов восприятия.

Второй этап Однако накопилось большое число клинических и психологических фактов, которые заставляют пересмотреть это, в основном верное, положение.

Применяя значительно более точные методы (к которым относятся введения амитала натрия в левую и правую сонные артерии, позволяющее на краткий срок избирательно исключать из работы левое или правое полушарие, метод изучения дихотического слуха, дающий возможность точно оценивать доминантность полушарий, и др.), удалось установить, что доминантность левого полушария у правшей вовсе не столь абсолютна, как это считалось раньше. Было показано, что существует парциальная доминантность левого полушария и что люди, у которых левое полушарие доминантно по функциям речи, могут проявлять признаки доминантности правого полушария по другим показателям. Было обнаружено также, что диапазон людей, занимающих промежуточное место по степени доминантности левого полушария, значительно шире, чем это предполагалось, и что перцептивных формах психической деятельности пошатнуло концепцию абсолютной доминантности левого полушария. На смену ей пришли представления об относительной доминантности левого полушария (у правшей) по отношению к речевым функциям и опосредованным речью психическим процессам и относительной доминантности правого полушария в реализации невербальных гностических функций.

В настоящее время проблема полушарной асимметрии мозга по отношению к вербальным и невербальным функциям изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, т. е. как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие.

1. Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество видов. К моторной асимметрии относятся: ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и другие виды. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная; другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной асимметрией изучены пока недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» - асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций.

2. Анализируя соотношение только трех видов асимметрий (рука-глаз-ухо), выделили в нормальной популяции 8 вариантов межполушарной асимметрии мозга. Если учитывать другие виды моторных и сенсорных асимметрий, таких вариантов будет значительно больше. При оценке только элементарных моторных и сенсорных процессов может быть выделено множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии можно выявить, если учесть особенности всех высших психических функций.

Представление о правшах (с ведущей правой рукой) как об однородной группе населения неправомерно. Существуют «чистые» правши (с ведущими правой рукой, ухом и глазом) и праворукие (у которых при ведущей правой руке ведущими ухом и/или глазом являются левые). Сложными и неоднородными представлены также группы левшей (с ведущей левой рукой) и амбидекстров (с ведущими обеими руками).

Реальная картина асимметрий и их комбинаций в норме, по-видимому, очень сложна. Безусловно, «профили асимметрий» (т. е. определенные сочетания, паттерны асимметрий разных функций) весьма разнообразны. Их изучение - одна из важнейших задач современного естествознания, в том числе и нейропсихологии.

3. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной). Для точной характеристики степени выраженности той или иной асимметрии некоторые авторы пользуются таким показателем, как коэффициент асимметрии. Поэтому парциальные характеристики асимметрии должны быть дополнены количественными данными.

4. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека - продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходят усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Раньше других проявляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных, позже - в ассоциативных (префронтальных и заднетеменно-височных) зонах коры головного мозга. Имеются данные о снижении ЭЭГ-показателей асимметрии в старческом возрасте. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга.

3. В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга.

Первое направление - это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных ) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений высших психических функций при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерные для поражения только левого, или только правого полушарий. Нейропсихологическое изучение нарушений различных психических функций (памяти, интеллектуальной деятельности, произвольных движений и действий и др.) показало, что произвольный уровень управления психическими функциями реализуется преимущественно структурами левого полушария, а непроизвольный, автоматизированный - структурами правого полушария (у правшей).

Второе направление - сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий. Этот путь исследования является традиционным для нейропсихологии. Как известно, нейропсихологическая синдромология первоначально развивалась на материале анализа особенностей нейропсихологических синдромов, возникающих при локальных поражениях различных структур (преимущественно коры левого полушария). Систематическое изучение нейропсихологических синдромов правого полушария началось сравнительно недавно. Различие левополушарных и правополушарных нейропсихологических синдромов очевидно.

Разработанные в нейропсихологии методы нейропсихологической диагностики адресуются главным образом к произвольным, осознанным и в значительной мере «оречевленным» уровням реализации высших психических функций. Однако при анализе правополушарных симптомов и синдромов в ряде случаев требуются новые методические приемы, выявляющие характер реализации функций на непроизвольном или автоматизированном уровнях.

Однако в целом для определения специфики правополушарных синдромов необходима дальнейшая разработка проблемы природы нейропсихологических факторов, обусловливающих правополушарные нейропсихологические синдромы, что входит в общие теоретические задачи современной нейропсихологии.

4. Изучение межполушарной асимметрии, или межполушарных различий мозговой организации психических функций, составляет лишь одну сторону проблемы функциональной специализации полушарий.

Второй аспект этой проблемы связан с изучением процессов межполушарного взаимодействия как основы осуществления разных, прежде всего высших психических функций.

Разработка проблемы межполушарного взаимодействия еще только начинается.

Для дальнейшего обсуждения данной проблемы вспомним некоторые анатомические особенности межполушарного взаимодействия.

Взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивается комиссурными (спаечными) нервными волокнами. Левое и правое полушария объединяются тремя комиссурами, из которых самая большая - мозолистое тело . Волокна мозолистого тела соединяют все гомотопические области коры левого и правого полушарий (за исключением первичных проекционных полей). В мозолистом теле выделяют клюв, колено, или ствол, валик, а также передние (малые) и задние (большие) щипцы. В белом веществе полушарий волокна мозолистого тела расходятся веерообразно, образуя лучистость мозолистого тела . Комиссуральные волокна, идущие в клюве и частично в колене мозолистого тела, соединяют аналогичные участки коры левой и правой лобных долей. Ствол (колено) мозолистого тела содержит волокна, соединяющие аналогичные участки коры центральных извилин, теменной и височной долей обоих полушарий. Валик мозолистого тела состоит из комиссуральных волокон, соединяющих кору затылочных и заднетеменных отделов левого и правого полушарий.

Кроме мозолистого тела комиссуры проходят в составе передней спайки и спайки свода. Передняя спайка соединяет передние медиальные участки коры височных долей и супраростральные участки лобной коры обоих полушарий, а спайка свода (гиппокампова комиссура) - гиппокампальные образования, ножки свода, а также височную кору левого и правого полушарий.

Изучение механизмов межполушарного взаимодействия значительно продвинулось после пересечения мозолистого тела. Подобные операции, проводившиеся сначала на животных, а с 1961 года - на больных людях, позволили выявить роль разных комиссур в реализации психических функций.

Операция по перерезке комиссур (главным образом мозолистого тела) была разработана американскими нейрохиругами с целью хирургического лечения эпилепсии.

Модель «расщепленного мозга» открыла широкие возможности для изучения механизмов межполушарного взаимодействия, а также работы левого и правого полушарий мозга в условиях их относительно изолированного функционирования.

Исследование комиссуротомированных больных обнаружило у них целый комплекс нарушений высших психических функций, получивший в литературе название синдрома «расщепленного мозга». После операций на мозолистом теле нет каких-либо отчетливых изменений темперамента, личности и общего интеллекта больного. Однако при специальном исследовании обнаруживаются характерные симптомы нарушений психических функций.

К ним относятся сенсорные, речевые, двигательные и конструктивно-пространственные феномены, которые не встречаются при какой-либо другой патологии мозга. Эти данные и послужили основанием для выделения специального синдрома «расщепленного мозга».

Сенсорные феномены состоят в том, что зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения (т. е. проецируемые в правое полушарие), больные (правши) как бы не замечают и не могут их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, т. е. передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой. Этот феномен получил название аномия. Аномия не имеет ничего общего с амнестической афазией, так как те же объекты, «воспринимаемые» левым полушарием мозга (т. е. подаваемые в правое поле зрения или на правую руку), опознаются и называются правильно. Таким образом, аномия - это невозможность называния предметов, «воспринимаемых» правым полушарием (т. е. предъявленных в левую половину поля зрения или на левую руку) у правшей.

Речевые феномены проявляются и в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения (т. е. в правое полушарие), или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения (в левое полушарие), больной может прочесть и написать правильно. Однако исследователи отмечают, что правое полушарие хотя и является «неграмотным», но все же обладает определенными лингвистическими способностями. Отмечается значительная вариабельность лингвистических способностей у разных больных.

Двигательные феномены выражаются в нарушении реципрокных (совместных) движений рук или ног, совершаемых по разным программам (печатание на машинке, езда на велосипеде и др.).

У больных с синдромом «расщепленного мозга» также отмечены латеральные различия и в эмоциональном реагировании на эмоционально значимые стимулы.

Симптомы «расщепленного мозга» динамичны, со временем выраженность описанных феноменов уменьшается. И главное - у больных исчезают общие эпилептические припадки, для чего и производятся операции по перерезке комиссур.

Изучение модели «расщепленного мозга» впервые со всей очевидностью показало, что полушария головного мозга представляют собой единый парный орган, нормальное функционирование которого возможно лишь при их взаимодействии.

Результаты нейропсихологических исследований показали, что мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которой выполняют разные роли в механизмах межполушарного взаимодействия.

Другой особенностью синдрома частичной перерезки мозолистого тела является нестойкость появляющихся симптомов, т. е. сравнительно быстрое восстановление психических функций. Скорость восстановления различных функций неодинакова: сначала восстанавливается вербальная оценка тактильных стимулов, наносимых на левую половину тела, позже исчезают игнорирование левой половины зрительного поля и явления дископии-дизграфии.

5. Специальным направлением исследований проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия являются исследования закономерностей формирования парной работы полушарий в онтогенезе.

Было показано, что функциональная неравнозначность полушарий проявляется уже на самых ранних ступенях онтогенеза. У детей одностороннее поражение левого или правого полушария приводит к различным по характеру расстройствам высших психических функций, как это наблюдается и у взрослых людей. Однако у детей речевые нарушения проявляются менее отчетливо, чем у взрослых, и в наибольшей степени страдают вербально-мнестические процессы. В ходе онтогенеза роль левого полушария в обеспечении речевых функций возрастает по мере изменения психологической структуры самой речевой деятельности (обучение грамоте, письму, чтению). В то же время поражение правого полушария в детском возрасте приводит к более грубым пространственным нарушениям, чем у взрослых. Для детского мозга характерна высокая пластичность, вследствие чего нейропсихологические симптомы поражения левого или правого полушария отчетливо проявляются лишь при быстро развивающихся патологических процессах или непосредственно сразу после поражения. Иначе протекают у детей и процессы межполушарного взаимодействия: при их нарушении вследствие патологического очага в мозолистом теле полный синдром «расщепленного мозга» не возникает, что объясняется неразвитостью структур, объединяющих левое и правое полушария. В то же время поражение гипоталамо-диэнцефальной области у детей дает более «богатую» симптоматику, чем у взрослых. Из-за позднего созревания мозолистого тела взаимодействие полушарий у детей происходит иначе, чем у взрослых, при более широком вовлечении экстракаллозальных комиссур.

Изучение закономерностей межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия проводилось и на детях с аутическими расстройствами (Я. Г. Манелис, 2000). Сравнительный анализ процесса формирования высших психических функций у здоровых детей и детей с аутизмом (5-10 лет) показал, что в норме существует определенная последовательность включения различных мозговых структур в общую интегративную деятельность мозга. Функции, связанные с работой правого полушария мозга, формируются раньше, связанные с работой левого - позже. Функции, обеспечиваемые задними мозговыми структурами (особенно правого полушария), формируются раньше, чем функции, обеспечиваемые передними лобными отделами. Таким образом, становление межполушарной асимметрии имеет возрастные особенности и происходит в разных отделах мозга по-разному.

Было показано, что важнейшим этапом формирования межполушарного взаимодействия является установление доминантности правой (или левой) руки, причем взаимодействие полушарий в разных отделах мозга происходит по-разному. У детей с аутизмом наряду с функциональной недостаточностью в работе задних отделов правого полушария и невыраженностью специализации полушарий наблюдается несформированность межполушарного взаимодействия, что и лежит в основе этого заболевания.

У детей с трудностями в обучении (в виде явлений дизлексии-дизграфии и других) также обнаружены нарушения динамики формирования межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия и функциональная недостаточность в работе разных отделов мозга.

Таким образом, как показали нейропсихологические исследования здоровых и больных детей, в ходе онтогенеза изменяются как функциональная специализация полушарий, так и механизмы их взаимодействия. Следовательно, парная работа полушарий формируется под влиянием и генетических, и социальных факторов.

Здравствуй, читатель ! Сегодня поговорим о взаимосвязи полушарий мозга. Функционирование человеческого мозга, состоящего из левого и правого полушарий, можно сравнить с работой двух сетевых компьютеров. Левым полушарием воспринимаются сигналы, обеспечивающие и сенсорную чувствительность правой половины тела, правое полушарие же отвечает за обеспечение нормальной деятельности левой половины. Нам нужно совершенно чётко уяснить, что гармоничное и синхронное функционирование этих двух сложных систем является первым шагом к достижению эффективного баланса между операциями, производимыми обоими полушариями.

Психические процессы в основном связаны с обоими полушариями. Возникновение проблем с интеграцией процессов между двумя полушариями автоматически приведёт к ухудшению эффективности работы мозга. Научно доказано, что проблемы, связанные с чтением, нарушением обработки слуховой информации, задержка речи и трудности с обучением поддаются лечению, чему в немалой степени способствует улучшение взаимодействия между полушариями мозга.

А вот ослабление этого "общения" между двумя полушариями приведёт в конечном итоге к ухудшению работы организма. Снижение уровня зрения в одном глазу может быть вызвано симптомами отсутствия полусферических навыков интеграции. Но подавление функции одного глаза означает, что человек читает только одним, «сильным» глазом, а сетевые контакты между двумя полушариями будут нарушены вследствие их дезорганизации, вызванной бездействием «слабого» глаза. И этот процесс будет усугубляться столь долго, сколько будет бездействовать глаз.

Как же совершенствовать интеграцию между левым и правым полушариями мозга, отвечающими за разные части тела? Мы можем сделать это посредством мероприятий, задействующих в равной степени обе стороны тела. Если используем сильнее левую сторону - происходит тренировка правого полушария мозга, используем правую – зеркально активизируем противоположное . Следовательно, чего мы должны добиваться? Правильно, наша задача - равномерно тренировать обе стороны, этим мы достигнем равностороннего взаимодействия обоих полушарий мозга.

Одним из важнейших моторных навыков и навыков восприятия в развитии личности и является синхронизация движений крест-накрест. При воспроизведении такого движения возникает момент, когда обе части тела и оба полушария мозга работают в рамках и под контролем последовательной системы синхронизации. При движении синхронно вперёд левой ногой и правой рукой, и наоборот, мозгом фиксируется фаза достижения обоими полушариями гармонии времени и пространства. Вот почему так важно делать соответственные упражнения! И если вы, занимаясь по утрам зарядкой, не забудете включить в нее подобные , этим вы не только разбудите организм, но и заставите его работать правильно под бдительным руководством обоих полушарий мозга.

Вспомните, как учится ходить маленький ребёнок. Перед ним сразу ставится много сложных задач. Но, чисто интуитивно добиваясь синхронности, ребёнок достигает более высокого уровня интеграции между двумя полушариями своего мозга. Наиболее эффективным для маленького является тот способ ходьбы, когда руки опущены и воспроизводят движения, подобные маятнику, в противовес движениям ног. Упражнение происходит ритмическими темпами, каждое движение не должно выбиваться из общей картины.

Вот и вам, если времени на зарядку не хватило, стоит вспомнить об этом, когда вы торопитесь на работу. Попытайтесь, повторите эти движения! Наградой может стать одобрение начальства, когда вы начнете выполнять все его задания на отлично. Ведь в случае усиления взаимосвязи между полушариями мозга, улучшаются процессы мозга, отвечающие за чтение, достижения в науке, двигательные навыки, другие когнитивные процессы более высокого порядка.