Здоровье как ценность и факторы его определяющие. Человеческое здоровье высшая ценность общества


Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.

Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический - изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный - здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) - здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления. Ценностями могут выступать биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье, норма и т.д.), условия общественной жизни (социальные и природные), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации - продукты материального и духовного производства. Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

По данным наших исследований, (5500 респондентов) 54,2% из них считают, что «здоровье - самое главное в жизни», 35,7% - «здоровье - необходимое условие полноценной жизнедеятельности», т.е. 89,9% из числа опрошенных относят здоровье к числу важнейших и необходимых ценностей жизни, 2,9% опрошенных высказывают суждение «есть и другие ценности, которые также важны для здоровья» (по мнению 2,3%, существуют ценности, ради, которых можно поступиться здоровьем, 4,6% «предпочитают жить не думая о здоровье»).

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достичь других жизненных целей для респондентов важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизни. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.

Безусловно, противоречие между достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровым разрешимо на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельности людей. Но не менее важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как к непреходящей ценности.

Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка

Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.

Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены. В высказываниях мнений и суждений оно выступает как уровень осведомленности и компетентности индивида. Отношение к здоровью включает в себя и самооценку человеком своего физического и психического состояния, которая является своего рода индикатором и регулятором его поведения. Самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень (70-80% случаев) ее соответствия объективной характеристике здоровья.

Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем. Так, о необходимости большей заботы о своем здоровье высказалось 25,9% лиц с хорошей самооценкой, 36,8% - с удовлетворительной и 58,8% - с плохой. Среди причин, побуждающих заботиться о здоровье, первое место занимает «ухудшение здоровья» - 24,4%, второе - «осознание необходимости этого» - 17,4%, а затем следуют другие факторы.

В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется прежде всего с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. Отмечено, что лица с хорошей самооценкой здоровья в случае болезни чаще обращаются к врачу (44,2%), чем с плохой (28,6%). Наиболее беспечны в этом отношении лица с удовлетворительной самооценкой здоровья, они не прибегают к врачебной помощи в 33% случаев, зато чаще используют помощь лекарственных средств - 22,3%, в то время как лица с хорошей самооценкой реже - в 13,7% случаев.

Чем объяснить более низкую потребность обращения к врачу в случае болезни людей, имеющих плохую самооценку здоровья? Прежде всего неорганизованностью их жизнедеятельности. Косвенно это подтверждается тем, что среди таких лиц преобладают те, кто не делает утреннюю гимнастику, не совершает вечерних прогулок, не приобщен к занятиям спортом, не соблюдает режим питания.

Различия, обусловленные самооценкой здоровья, наблюдаются и в образе жизни респондентов. Среди тех, кто оценивает свое здоровье как хорошее, в два раза больше регулярно выполняющих утреннюю гимнастику - 15,4%, чем среди удовлетворительно оценивающих его - 7,1% и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооценкой - 5,5%. Соответственно в этих группах соотношение занимающихся спортом: 15,8, 8,9, 3,5%.

Одной из главных причин этих различий являются факторы мотивационного порядка, в частности осознание человеком меры своей ответственности за сохранность и укрепление здоровья. Так, если лица с хорошей самооценкой здоровья в 52,5% случаев считают, что «состояние здоровья человека прежде всего зависит от него самого», то лица с удовлетворительной и плохой самооценкой - соответственно в 35,5 и 37,3%.

В соответствии с этим имеет смысл выделить два типа ориентации (отношений) к здоровью. Первый - в охране здоровья ориентирован прежде всего на усилия самого человека, или условно «на себя». Второй - преимущественно «вовне», когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам. Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.



Докт. филос. наук И.С. Ларионова (Государственный социальный университет;МГАВКиБ им. К.И. Скрябина., Москва)

Понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, форму его жизни. Потому оно, естественно, переосмысливается всякий раз, когда социальная жизнь переживает глубокие изменения, будь-то изменения в общественных отношениях или изменения в технических возможностях человечества.

Сегодня господствует понимание здоровья как отсутствие болезней. С феноменологической точки зрения это объясняется тем, что опыт переживания здоровья дан нам не изначально, а вторично. Он опосредуется первичным опытом недомогания, боли, недуга, слабости, а само здоровье воспринимается как избавление от этих негативных ощущений. Неудовлетворенность таким пониманием здоровья часто пытаются обойти за счет использования применительно к человеку понятия «практически здоров». Оно позволяет не обращать внимание на связанные со здоровьем отдельные недостатки, соотносить здоровье с возрастом человека, учитывать род его занятий и т.п.

Понятие «практически здоров» носит аксиологический оттенок и используется как некоторая грань или, лучше, как некое протяженное пограничное пространство между абсолютно здоровым состоянием человека и тем, когда его уже надо оценивать как больного. Границы того состояния, при котором человека считают практически здоровым, подвижны. Но тогда здоровье человека можно понимать как характеристику и оценку тех физических и социальных возможностей, которые имеются у человека, с учетом того, чего ему, в силу особенностей его организма, делать не следует, чтобы не нанести вред себе самому или окружающим.

Определений здоровья на сегодня имеются десятки (Мирошниченко., 2004; А.А. Алексеев., 2000; П.И. Калько., 1988) в одной из работ проанализировано около 80-ти дефиниций этого понятия. По нашему мнению здоровье - это совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде.

Это определение со всей очевидностью носит аксиологический характер. Объяснения и аргументации в пользу такого определения указывают на ряд его практических и теоретических следствий. Отвергается привычная дихотомия: здоровый - больной. Изменяются ценностные ориентации. Объектом медицины становится здоровье, забота о нем, его охрана. Болезнь, если она есть, и это подтверждается объективными показателями, может породить сравнительное ограничение указанных возможностей человека, но, пока он жив, не делает их нулевыми. При таком понимании здоровья теряют свое значение (в плане построения общей теории здоровья) концептуальные разногласия относительно того, чем и как физические, духовные и социальные возможности человека ограничиваются. Ограничения могут быть и чисто медицинскими, и чисто духовными, а также представлять сложные переплетения тех и других. Важно то, каковы реальные возможности человека, а не то, кто и как считает возможным их в рамках разных теорий объяснять.

Используя марксистскую методологию определения сущности человека, можно утверждать, что сущность здоровья представима как часть совокупности общественных отношений, детерминируемая медико-биологическими факторами состояния организма человека, находящегося в определенной социокультурной среде. Причем, это такая часть, которая в некоторых, но существенных отношениях определяет целое.

Здоровье может иметь различные ценностные характеристики, которые существенно различаются по носителям, по видам, структуре и т.д. Прежде всего, аксиологический анализ здоровья предполагает выяснение его ценностной сущности, структуры и роли в «жизненном мире» человека.

По своей ценностной сущности здоровье выступает благом, т.е. тем, что отвечает потребностям, интересам, имеет положительное значение для людей. По аксиологической иерархии здоровье относится к разряду высших, универсальных ценностей, так как имеет непреходящее, всеобъемлющее и вневременное значение. В то же время, здоровье является ценностью - средством, ибо «существует не само по себе» (Платон), а является условием существования еще более значимой ценности - жизни. Можно жить, будучи нездоровым, но нельзя, будучи здоровым, не жить. Антиподом здоровья в ценностном измерении выступает болезнь как антиценность.

Ценностное содержание здоровья аккумулируется в отношении человека (социума) к своему состоянию, которое обеспечивает успешную (достойную, приемлемую для данных условий) жизнедеятельность. Вместе с отношением человека к здоровью выстраивается система его ценностных ориентации, предпочтений, целей, без которых человеческое существование лишается смысла. В свое содержание здоровье как ценность включает множество субценностей, имеющих смысложизненное значение для человека. Здоровье - это и наслаждение, и польза, и слава, и красота, и добро, и счастье. И в этом отношении о здоровье можно говорить как об универсальной ценности. Носителями здоровья, а, следовательно, и субъектами ценностного отношения могут выступать отдельные личности, социальные группы, общество в целом. В этом отношении различаются индивидуальное здоровье, социумное (здоровье коллектива, социальной общности, этноса, религиозной конфессии, профессиональной или возрастной группы и т.д.) и планетарное (общечеловеческое) здоровье. Здоровье индивида как ценность - это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий (ограничение неумением не в счет) без ухудшения своего физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде. Здоровье социума (общества) как ценность - это значимость для общества степени реализации смысложизненных возможностей его членов. П o своей структуре здоровье как ценность включает два основных компонента. Объективный компонент - это совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья. Это может быть статусная роль в обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т.п. Субъективный компонент здоровья как ценности - это отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении по отношению к здоровью.

Виды здоровья существенно различаются, будучи тесно взаимосвязанными. В конечном счете, здоровье всегда интегративно и кибернетически системно (Мирошниченко., 2004; А.А. Алексеев., 2004), тем не менее, в здоровье можно выделить физическое (биологическое), витальное, духовное (психическое) и социальное. Здоровье как ценность по физическим параметрам представляет собой значение биологических (соматических) показателей состояния человека для его жизнедеятельности. Витальные характеристики здоровья раскрывают значение его биопсихосоциальных показателей, но на индивидном уровне, без включенности человека в систему общественных отношений. Духовное здоровье как ценность фиксирует значение идеальных феноменов, позволяющих человеку быть полноправным членом общества. Здоровье как социальная ценность выражает значение социальных связей, места и роли человека в решении социальных задач, степени реализации им общественных интересов, что обеспечивает ему достаточный уровень социальной адаптивности. Вполне возможна и дальнейшая градация подвидов. Скажем, в социальном здоровье можно выделить политическое, правовое, экономическое и др. его подвиды.

Важной аксиологической характеристикой здоровья являются его критерии. Очевидно, что в различных культурах эти критерии могут быть разными, но существуют общепринятые показатели, которыми оперирует Всемирная организация здравохранения. К ним относятся: продолжительность жизни, уровень смертности, травматизма, подверженность эпидемиям, эффективность системы здравохранения, количество инвалидов, развитость Фарминдустрии, развитие медицинской науки и другие. При оценке здоровья важное место занимает анализ причин смерти, в частности, сравнение количества смертей, связанных с экзогенными (внешними по отношению к организму и социальными по своей природе) и с эндогенными причинами.

В течение тысячелетий проблема здоровья была в основном личным делом каждого, а главными причинами смерти выступали экзогенные факторы - голод, эпидемии, войны, отсутствие лекарств. Смерть с точки зрения биологических возможностей организма наступала преждевременно, а продолжительность жизни была невелика. Повышение уровня жизни, развитие медицины, гуманная социальная политика, пропаганда здорового образа жизни и культивирование здоровья привели к тому, что сегодня в развитых странах основными причинами смерти стали эндогенные факторы.

От чисто экзогенных факторов в 2004 году погибло около четверти миллиона россиян. Стоит учесть также, что сердечно-сосудистые и раковые заболевания, от которых умерло более миллиона человек, во многом связаны с нездоровыми условиями жизни. Растет смертность от такой социальной болезни, как туберкулез. По-видимому, Россия снова делает виток в сторону усиления экзогенных факторов смерти. Во-первых, те болезни, которые теперь вызывают смерть и носят как будто эндогенный характер, фактически являются результатом ухудшающегося состояния окружающей среды и, стрессовых социальных нагрузок. Во-вто-рых, появились такие новые заболевания, которые носят социальный характер, в том смысле, что связаны с установившимися общественными отношениями, сложившимися в обществе ценностями и нравственными нормами. Сюда относятся, например, ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм. В-третьих, проблема здоровья превратилась в специфическую общественную проблему личностного характера, когда человек в результате техногенного воздействия на среду своего обитания обнаружил, что реально и потенциально поставил в опасность не просто здоровье отдельных людей, но и собственное существование как вида.

Развитие биологических и медицинских наук, новые методы и средства, присущие современным биотехнологиям, порождают многие аксиологические и нравственные проблемы. Все это необходимо учитывать, но для этого надо понимать здоровье иначе, чем просто отсутствие болезней.

Таким образом, понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования. Поэтому оно переосмысливается всякий раз, когда в «жизненном мире» человека происходят глубокие изменения, но остается при этом универсальной ценностью. Суть этой ценности заключается в том, что именно здоровье как состояние индивида или социума позволяет человеку реализовать определенный набор физических, духовных и социальных возможностей, в той или иной мере реализовать свой человеческий потенциал.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС

Реферат

по учебной дисциплине "Валеология"

на тему: "Здоровье человека - социальная ценность"

Выполнил:

Студент 1 курса, группы 4

Заочного отделения

Факультет: "Государственное и муниципальное управление"

Направление подготовки 081100.62 "Государственное и муниципальное управление"

Калашникова Н.С.

План

Введение

Введение

Здоровье на протяжении веков воспринимается как одна из важнейших общечеловеческих и индивидуальных ценностей. По определению ВОЗ, "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов". Существует трехмерное понимание здоровья как качества жизни, предполагающего взаимозависимость между физическим состоянием человека, его психическими и эмоциональными проявлениями и социальной средой, в которой он живет .

Здоровье находится в определенном соотношении с другими ценностями общества и личности и непосредственно связано с конкретной социокультурной средой. В последнее время взаимозависимость человека и общества становится все более тесной и неразрывной, в связи с чем социальный контекст здоровья усиливается.

С одной стороны, реализация людьми своих общественных функций, выполнение социальных задач в значительной мере определяются состоянием их здоровья. Так, больные люди, как правило, не способны к плодотворному интеллектуальному и физическому труду, к креативному решению актуальных проблем в различных жизненных сферах, к освоению новых видов деятельности. Если удельный вес больных в обществе велик, возможности его социально-экономического развития весьма ограничены.

С другой стороны, состояние здоровья каждого человека находится в прямой зависимости от окружающей его социальной среды. Загрязнение окружающей среды, ухудшение экологической обстановки в процессе жизнедеятельности общества неблагоприятно влияют на здоровье человека. Социально-экономическое развитие стран также оказывает влияние на здоровье. Наиболее значимыми являются такие факторы, как условия и характер труда, качество питания и жилья, материальная обеспеченность, социальный статус, особенности образа жизни. Особое место среди этих факторов занимают уровень развития системы здравоохранения, доступность и качество медицинской помощи, распространенность профилактики.

По мнению некоторых авторов , по мере роста социально-экономического уровня страны и благосостояния ее граждан ценность здоровья в системе жизненных ценностей возрастает, так как для реализации своих психофизиологических потребностей человек все больше использует продукты материального и духовного производства.

Восприятие здоровья находится в прямой зависимости и от культурных ориентиров общества, которые отражают меру осознания человеком самого себя и отношения его к себе. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению, основанное на нравственных началах, т.е. мотивационно-личностное отношение человека к своему здоровью.

Проведенный нами социологический опрос 124 москвичей показывает, что 98 % людей ставят здоровье на первое место в рейтинге жизненных ценностей. И в то же время лишь 13 % свой образ жизни осознанно подчиняют заботе о здоровье, его сохранению и укреплению. В реальной жизни у 76 % людей превалируют иные социальные ориентиры, в числе которых встречаются и неблагоприятно влияющие на здоровье.

Хорошее здоровье человека способствует достижению многих его потребностей и целей. Если они становятся более социально значимыми, чем здоровье, то оно приносится в жертву достижению этих целей и зачастую используется нерационально. При этом человек лишает себя возможности прожить наиболее продолжительную и полноценную жизнь.

Невозможно отрицать, что некоторое объективное противоречие между сохранением здоровья и достижением материального благополучия действительно существует. Но его необходимо сглаживать путем совершенствования объективных условий жизни и деятельности людей, а также осознания ими своего здоровья как основной жизненной ценности.

Практика свидетельствует о том, что ценность здоровья люди осознают только тогда, когда оно находится под угрозой или уже утрачено. Поэтому понимание людьми социальной ценности здоровья является чрезвычайно важным. Донести это до широких масс населения необходимо с участием всех возможных каналов - здравоохранения, образования, культуры, средств массовых коммуникаций и других.

Обобщая изложенное, можно отметить, что актуальность проблемы социальной ценности здоровья велика. Здоровье обусловливает все стороны жизнедеятельности как индивида, так и общества, причем как в биологическом, так и в социальном контексте, поэтому его необходимо рассматривать как наиважнейшую, фундаментальную ценность. Оно не может быть заменено какой-либо другой социальной ценностью без ущерба для жизни человека и общества. Учитывая значение здоровья в системе ценностей современного человека и серьезность тех ограничений, которые накладывают его нарушения, становится очевидным, что сохранение здоровья людей является первостепенной задачей не только системы здравоохранения, но и всей страны.

Ценностная сущность здоровья человека

Усиление социальной составляющей здоровья подтверждается процессом социализации, тем, что человек все больше и больше включается в систему социальных связей, а поэтому любые изменения в социальной среде сказываются (положительно или отрицательно) на его здоровье. Более того, основными причинами (прямыми или косвенными) современных болезней выступают именно социальные факторы, например такие, как экологические проблемы, дистресс как следствие социальных потрясений и т.д.

Социальность здоровья проявляется, по крайней мере, на двух уровнях: на личностном уровне - как социальные экзогенные причины, влияющие на возможности человека реализовать свой потенциал без нанесения себе вреда; на социумном уровне - как социальные эндогенные характеристики жизнедеятельности общества (этноса, конфессии, профессиональной группы и т.д.), выражающие его состояния в экономической, политической, правовой, нравственной и других сферах.

Здоровье может иметь различные ценностные характеристики, которые существенно различаются по носителям, по видам, структуре и т.д. Прежде всего, аксиологический анализ здоровья предполагает выяснение его ценностной сущности, структуры и роли в "жизненном мире" человека.

Здоровье как ценность включает два основных компонента. Объективный компонент - это совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья. Это может быть статусная роль в обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т.п. Субъективный компонент здоровья как ценности - это отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении по отношению к здоровью.

Ценностная сущность здоровья и ценностного отношения к нему могут выступать отдельные личности, социальные группы, общество в целом и т.д.

По своей социально-ценностной сущности здоровье - это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения.

Здоровье как индивидуальная ценность - это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий без ухудшения своего физического, духовного и социального состояния, без потерь в степени своей социализации. Феномен человеческой телесности исследовался на основе гуманитарного познания, как ценности и значимости для всего человечества, в социокультурном окружении. Состояние человеческого организма в свете социальной оценки принимаем во внимание, прежде всего в соответствии со способностью человека выполнять тот или иной вид социальной деятельности.

Человек должен обладать хорошим здоровьем, чтобы выполнять всю полноту социальной деятельности. Здоровье есть залог реализации задуманной деятельности, ее целей. Следовательно, оно важно не только отдельному человеку, индивиду, личности, но и обществу в целом.

Здоровье анализируется так же как одна из высших жизненных ценностей человека, связанная с категориями блага социума, его красоты и мудрости. В понятие здоровья включаются такие формы поведения, которые позволяют улучшать нашу жизнь и делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации. Быть здоровым - значит самореализовываться.

Социальная ценность здоровья человека

Понятие здоровье индивидуума не является точно детерминированным, что связано с большой широтой индивидуальных колебаний важнейших показателей жизнедеятельности организма, а также множеством факторов, влияющих на здоровье человека. Одним из важнейших факторов является социальный фактор (социальное благополучие, индивидуальные взгляды, социальные отношения, а также социальная полноценность человека и т.д.).

Ценность социального здоровья человека рассматривают и как слагаемые, где выделяют такие социально значимые критерии, как продолжительность жизни, умственная и физическая работоспособность, воспроизводство здорового потомства, позволяющее трактовать его как адекватность (взаимодополнительность) взвешенных социально-ценностных эталонов.

Согласно определению В.П. Казначеева и Е.А. Спирина /3/, здоровье индивида представляет собой динамическое состояние или процесс развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье человека можно рассматривать как характеристику социально-демографическую, отражающую способность членов общества полноценно и эффективно выполнять функции по дальнейшему его развитию и созданию условий жизни, обеспечивающих сохранение и развитие этой способности. В такой трактовке понятия здоровья, в его основе, лежат биологические и физиологические процессы, но доминирует социальная сущность человека и его духовное здоровье.

Здоровье должно быть естественным состоянием организма, характеризующимся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье все чаще стало осознаваться на уровне не только условия жизни индивида, но и собственного социального бытия (бытия Социума). Здоровье становится особой проблемой человека, его будущего в качестве носителя социального, "сохранителя" человеческого. Человек стал выступать в качестве субъекта, который в своей деятельности находит новые характеристики социальной материи, поэтому понимание здоровья значительно изменяется, как меняется его содержание, емкость, смысловые показатели как физического, психического, духовного и социального здоровья, рассуждает Д.И. Фельдштейн /4/. Социальная ценность здоровья связана с тем, что человек зависит не только от природной среды, но и от общественной стороны этой среды. Здоровье может быть столь значимой ценностью, что оно может диктовать цели, намерения и действия, как отдельных людей, так и социальных институтов, вплоть до общества в целом. Качество этой окружающей среды должно обеспечивать существование и развитие человека как биологического, социального, общественного, творческого и ценностного существа.

Социальная ценность здоровья связана с тем, что количественные и качественные характеристики здоровья человека определяют его социальную зрелость и незрелость и позволяют оценить гуманность той или иной системы, то есть определить меру "человечности" отношения конкретного общества к человеку. Проблему здоровья рассматривает в своей концепции Д.Д. Венедиктов /2/. Автор понимает проблему здоровья человека как: "динамическое равновесие организма с окружающей средой, при котором все заложенное в биологической и социальной сущности человеческой подсистемы проявляется полно и гармонично. Все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с возможно максимальной интенсивностью, а общее сочетание этих функций поддерживается на уровне, оптимальном для сохранения целостности организма, его работоспособности, а также быстрой адекватной адаптацией к непрерывно меняющейся природной и социальной среде". Резонно это явление назвать феноменом окружающей среды и организма - гомеостазом.

В данном определении четко прослеживается динамичность понятия здоровья; дана также взаимосвязь способностей человека при максимальной его деятельности; предъявляется требование к адаптационным возможностям человека; признается необходимость равновесия внутри самого индивида и его равновесие с окружающей средой. По нашему мнению, данная позиция автора верна, так как он рассматривает здоровье комплексно. В Стокгольмской декларации Конференции ООН по окружающей среде (1972г.) было отмечено, что для благосостояния человека и соблюдения его основных прав, включая право на жизнь, существенное значение наряду с природной компонентой имеет общественная компонента (это право на медицинские услуги, на трудовую деятельность в здоровых условиях, и т.д.). Осуществление этих прав, неотделимых от феномена здоровья человека, тесно связаны с системой социальных ценностей общества, что и определяет его поведение. Многие авторы (Э. Дюркгейм, И.В. Солодникова, В.А. Фролов, и др.); социальную значимость здоровья понимают как систему ценностей, установок и мотивов поведения человека в социальной среде. Утверждают, что социальный фактор выступает определенным "индикатором" протекания адаптационного процесса всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Особенно активно он проявляется в процессе социализации личности. Социальный фактор связан с дезадаптацией людей, характеризуется наличием массовых психических состояний (чаще не осознаваемых) к ним можно отнести: тревожность, стресс, страх, апатию, агрессию, которые возникают в ответ на изменение состояния общества - а в результате ухудшение здоровья населения.

Социология выявляет также и социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов его риска.

Одним из доминирующих социальных факторов, влияющих на здоровье человека является социальный стресс. Кеннон определил социальный стресс как реакцию на чрезвычайную ситуацию. Если происходящие события не предсказуемы и не поддаются контролю, то они будут особенно стрессогенными - как для людей, так и для животных Таким образом, природные бедствия и неблагоприятная социальная окружающая среда являются стрессогенами, так же как и изменения в жизни, и ежедневные мелкие неприятности. Все эти стрессогенные факторы могут подвергать опасности здоровье путем подавления иммунитета и замедления процессов заживления и регенерации.

Многие исследователи (В.И. Гарбузов, И.Н. Егорова, Н.В. Панкратьев, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко и др.) указывают, что современное общество со стремительной силой перешло на новый рубеж XXI века, где жизнь усложняется, усложняются и требования общества к человеку.

Понятно, что риск появляется вместе с этими параметрами современного социума, где четко прослеживается взаимосвязь системы социальных ценностей и феномена здоровья человека. Индивид сегодня должен достаточно четко осознавать самоценность своего здоровья и использовать для его сохранения все многообразие информационных технологий.

Авторы О.П. Щепин, Г.И. Царегородцев, В.Г. Ерохин здоровье определяют как "состояние оптимальной жизнедеятельности человека, обеспечивающее полноту реализации его сущностных сил" /5, с.21/. Здесь здоровье рассматривается сквозь призму жизнедеятельности человека, и именно на ней делается особый акцент.

По его мнению, И.И. Брехмана /1/ здоровье человека, - это "способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации".

Иными словами, невозможно понять и определить здоровье в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек, в отрыве от всех сфер и проявлений его жизнедеятельности, в отрыве от его назначения и целей. Здоровье представляется не столько биологическим свойством,

состоянием индивида, сколько сложным, многообразным социальным качеством, если угодно, социальным явлением, а это относится к здоровью человека, и к общественному здоровью.

Общественное здоровье - важнейший социальный, экономический и политический фактор.

От него и его уровня зависят во многом экономические ресурсы, физический, духовный, нравственный потенциал общества.

Социальные процессы в современном обществе оказывают существенное влияние на здоровье населения.

Наличие социальных потрясений (стрессогенность общества), ограничение развития человека посредством создания ему неблагоприятных условий (силовой контроль, апатия, "упадок духовных сил" и т.д.) формируют глубинные психологические процессы, вызывающие тяжелые

Особое субъективное отношение к здоровью и здоровье в субъектных отношениях индивидов, индивидов и общества в их сложном взаимодействии;

Здоровье - как мера свободы индивида в качестве субъекта исторического действия.

Социокультурные характеристики феномена здоровья, как явления социального мира, играют в жизни человека не последнюю роль. Осмысление знаний этих характеристик здоровья в современном мире, раскрывают сущность активности, самосознания, познания, самореализации человеком социальной природы здоровья.

здоровье социальная ценность человек

Заключение

1. По своей социально-ценностной сущности здоровье - это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения. Особую актуальность ценностные характеристики приобретают в условиях возрастания угрозы здоровью на планетарном уровне, динамизма в развитии человеческой популяции, специфической ситуации со здоровьем, сложившейся в современной России.

Здоровье как индивидуальная ценность - это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий без ухудшения своего физического, духовного и социального состояния, без потерь в степени своей социализации.

Здоровье как социальная ценность - это значимость для социальной группы степени реализации смысложизненных возможностей ее членов. Социальность, как ценностная характеристика здоровья, выражает значение определенных социальных связей, места и роли человека в решении общественных задач, что обеспечивает личности достаточный уровень социальной адаптивности.

Существует закономерная зависимость между здоровьем общества и здоровьем индивида. В здоровом обществе гармонично формируется физическое, психическое и духовное здоровье индивидов, а наличие здоровых индивидов обеспечивает достаточный уровень общественного здоровья в экономической, социально-политической и духовной сферах.

На протяжении всей истории человечества здоровье рассматривалось как высшая универсальная ценность. Однако значимость физической, духовной и социальной составляющих этой ценности для общества и индивида в различные исторические эпохи была различна. Тенденция в динамике значимости названных составляющих здоровья такова: от физического через духовное к социальному.

В современных условиях переход от аспектного к целостному (интегральному) подходу к здоровью человека в значительной степени сдерживается преувеличением в существующих естественнонаучных и социобиологических теориях какого-либо одного аспекта здоровья (физического или социокультурного), отсутствием социально-философских и методологических оснований его исследования. Преодоление фрагментарности в исследовании здоровья и его ценности возможно на пути использования философско-аксиологического метода - подхода и опоры на интегративные концепции. Такой путь формирует мировоззренческие и теоретические основы комплексной концепции ценности здоровья.

Гармоничность физического, психического и социального здоровья выступает одним из главных факторов личной и общественной жизни, создания высокой гуманистической культуры, рационального отношения человека к окружающей среде, формирования социальной политики государства в области сохранения и укрепления здоровья, усиления нацеленности общества на культивирование здоровья как высшей ценности.

Здоровье конкретного общества относительно, но степень его относительности ограничена определенными пределами: объективностью функций здоровья, его зависимостью от исторической эпохи, соотношением с другими ценностями, психической организацией человека. Основными принципами научной организации деятельности по укреплению здоровья выступают: целостность, историзм, преемственность, сочетание общечеловеческого и национального, принцип главного звена и др.

По показателю отношения общества к индивидуальному здоровью его членов, можно утверждать, что для современной России характерно противоречие между всё большим осознанием его как высшей ценности и фактическим "обесцениванием здоровья как ценности". Это является следствием снижения социальной нацеленности политики государства, уменьшения расходов на здравоохранение, имущественной дифференциации населения и других социокультурных факторов, доля и роль которых значительно возрастает по сравнению с природными факторами. Это свидетельствует о росте влияния социальных причин на ценностное отношение к здоровью и личности, и общества.

Список используемой литературы

1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: 2010, 120 с. #"justify">. Венедиктов Д.Д. "Социально-философские проблемы здравоохранения" // Вопросы философии, 2011, № 4 - 137с.

Казначеев В.П. и др. Основы общей валеологии. - Новосибирск, 2008,78 с.

Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Медицина и общество. - М.: 2003, 64с

Приступа Е.И. Здоровье ребенка как социальная ценность // Знание, понимание, умение. - 2007. - № 1. - C. 176-183.

Термин здоровье неоднозначен. С давних времен принято толковать его как отсутствие болезни (и именно так расшифровывается это слово во многих словарях). Подобное определение бытовало еще до начала ХII столетия, когда жизнь была коротка, и не заболеть считалось удачей. Но в наше время люди стремятся к более высокому уровню благополучия, нежели просто отсутствие болезни, и это определение следует считать устаревшим.

Новое определение здоровья впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. К этому времени благодаря появлению вакцин, антибиотиков и улучшению санитарной обстановки угроза многих заболеваний в мире снизилась. Было признано, что здоровья - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. С тех пор определение здоровья претерпело дальнейшие развитие. Сегодня мы вкладываем в это слово гораздо более широкий смысл и считаем, что понятие "здоровье" должно помимо всего прочего включать такие формы, которые позволяют улучшить нашу жизнь и делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Благополучие складывается из гармоничного сочетания социального, физического, эмоционального и духовного элементов. Каждый из этих элементов важен сам по себе, и ими нельзя пренебрегать, если стремиться к здоровью и благополучию.

Важным показателем благополучия нации является количество преждевременных смертей, при этом преждевременной принято считать смерть, наступившую до 65 лет. Конечно, это порог очень низкий и большинство из нас хотят жить дольше 65 лет.

Вычитая возраст человека на момент смерти из 65, рассчитывают показатель, называемой ""годом"" возможной утраты жизни. Согласно данным медицинской статистики, наиболее существенная причина преждевременной смерти - несчастный случай, поскольку человек, погибший в результате несчастного случая, в среднем намного моложе человека, умершего от сердечного приступа или рака.

Многие люди хорошо понимают, что благополучие зависит от его душевного и телесного здоровья. При рассмотрении физиологических функций организма мы не может не принимать во внимание влияние на него психики, и также не можем рассматривать психические функции, не учитывая их биологическую основу. Идея целостного подхода подчеркивает личную ответственность каждого человека за свое здоровье и благополучие. Во власти каждого человека стремиться к здоровому образу жизни - не употреблять наркотики, алкоголь, не курить, выполнять физические упражнения, правильно питаться и контролировать свои эмоции и т д. Наше здоровье и благополучие - дело наших рук.

Каждый из нас разделяет идею личной ответственности за собственное здоровье. Совершенно иначе обстоит дело с идей личной ответственности за собственные болезни. Наверно, ни кому в голову не придет мысль обвинить человека за его несчастия. Тем не менее, во многих случаях дело обстоит именно так. Неразумное поведение и неправильный образ жизни могут внести свой вклад в развитие болезней.

Сказанное вовсе не означает, что заболевший человек должен заниматься самобичеванием. Значительно полезнее проанализировать свой образ жизни и изменить его так, чтобы избежать других болезней. Конечно, мы не в силах предотвратить развитие наследственной патологии, но когда профилактические меры известны, придерживаться этих рекомендаций личное дело каждого.

Факторы, влияющие на благополучие. Благополучие человека зависит от множества факторов, среди которых выделяют - социальные, физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные.

Социальные факторы. Социальная структура любого общества значительно влияет на благополучие людей. Уровень благополучия может быть высоким лишь тогда, когда человек имеет возможности для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское обслуживание.

Важным фактором, влияющим на благополучие, несомненно, является умение строить свои взаимоотношения с другими людьми. Нужно научиться создавать вокруг себя доброжелательную атмосферу. Мы должны быть также уверенными в себе, если рассчитываем на ответное уважение.

Физические факторы лежат в основе нашего благополучия. Наиболее важные среди них - наследственность, состояние окружающей среды и качество пищи.

Данные последних лет свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья. Но это не дает право снимать с каждого человека ответственность за собственное здоровье. Наоборот, наличие предрасположенности к определенным заболеваниям, например к алкоголизму или диабету, должно побудить человека вести такой образ жизни, который позволит снизить вероятность развития болезни.

Состояние окружающей среды прямо влияет на благополучие людей. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Но мы в ответе за ту среду, в которой мы живем.

Интеллектуальный фактор. Нельзя вести здоровый образ жизни, не зная, что это такое. Хотя знание само по себе не побуждает к правильному поведению, знакомство с принципами здорового образа жизни поможет сделать человеку правильный выбор.

Профессиональные успехи. Карьера может оказать громадное воздействие на благополучие. Проносящая удовлетворение работа позволяет человеку самореализоваться, укрепляет чувство собственного достоинства, увеличивает денежный доход, обеспечивает социальные гарантии. Работа в неподходящей для данного человека сфере служит источником стресса, депрессии, упадка и, следовательно, может оказывать разрушительное действие на его организм.

Эмоциональный фактор. Несмотря на определенную генетическую детерминированность личностных качеств, каждый из нас сам решает, как справиться с жизненными трудностями. Будем ли мы учиться мужественно преодолевать их или возьмем себе в помощники алкоголь - это, в конечном счете, на нашей совести.

Определенные установки способствуют достижению благополучия. Главное среди них - осознание необходимости управлять своей жизнью (не рассчитывая при этом на полный контроль всех жизненных обстоятельств), сохранение позитивного взгляда на жизнь и укрепление здоровья.

Духовный фактор. Духовность является важным компонентом благополучия. Не воспринимая себя частью мироздания, не задумываясь над своим предназначением, не чувствуя ответственность за благополучие других людей, вред ли вы сумеете быть благополучными сами.

Привычки. Семь правил, которые давно стали частью народной мудрости, неоднократно подтверждались современными исследованиями:

  • 1. Питайтесь разнообразной пищей, ешьте регулярно и обязательно завтракайте. При этом ограничивайте потребление соли, сахара и жиров.
  • 2. Не перекусывайте между основными приемами пищи.
  • 3. Держите идеальный вес - не будьте ни слишком худыми, ни слишком толстыми.
  • 4. Спите семь или восемь часов в сутки.
  • 5. Не курите.
  • 6. Алкоголь употребляйте очень умеренно или не употребляйте вовсе.
  • 7. Интенсивно занимайтесь физическими упражнениями.

Все мы знаем, что такое поведение действительно способствует сохранению здоровья. Почему же так мало людей следуют этим правилам, ведь они кажутся такими простыми? Как заставить себя вести здоровый образ жизни?

Создание установки на благополучие. Побудить людей вести здоровый образ жизни - трудная задача. Можно объяснить человеку необходимость каких - то действий, но очень трудно заставить его действовать. С такой проблемой постоянно сталкиваются в своей профессиональной деятельности и врачи, и наркологи, и педагоги. Знать, что такое здоровый образ жизни, - это одно, а вести его - совсем другое.

Согласно законам психологии, мы склонны повторять те виды поведения, которые приносят нам удовольствие, и избегаем поступков, которые влекут за собой неприятности. К сожалению, последствия здорового или нездорового поведения часто кажутся не связанными с ним. Более того, вредные для здоровья действия могут давать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Как можно создать эту заинтересованность?

В общем плане для мотивации любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить, по крайней мере, четыре фактора, существенных для мотивации здорового образа жизни:

  • 1) знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему;
  • 2) желание быть хозяином своей жизни - вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты;
  • 3) положительное отношение к жизни - взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться;
  • 4) развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь.

Изменения поведения. Цель этих лекций состоит в том, чтобы побудить вас вести здоровый образ жизни. Это может оказаться сложной задачей, потому что вредные привычки глубоко укореняются и от них бывает трудно отказаться. Как же заставить себе скорректировать свое поведение так, чтобы добиться высокого уровня благополучия?

Ставьте перед собой конкретные, реальные цели. Прежде всего определите, чего именно в отношении вашего здоровья вы хотели бы добиться. Поставьте перед собой реальную цель, ее достижение придаст вам уверенность, необходимую в дальнейшем. Не стремитесь сразу решить какую-нибудь серьезную задачу. Во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

Достижение цели требует времени. Вы должны понимать, что достижение стоящей цели всегда сопряжено с определенными трудностями. Если на этом пути вы делаете два шага вперед и один шаг назад, вы все же движетесь в нужном направлении, но если этот вынужденный шаг назад вы будете драматизировать, то, вряд ли достигнете цели. Лишь очень немногим удается в жизни решить какую-то важную задачу, не отступая назад. Будьте оптимистами, помните, что совершенство - в принципе недостижимая цель.

Вознаграждайте себя. Один из важнейших законов психологии гласит, что закрепляется лишь тот тип поведения, за которым следует подкрепление. Конечно, крепкое здоровье - лучшая награда для человека за отказ от вредных привычек, но как уже упоминали, эта награда, как правило, слишком далеко отстоит во времени от хорошего поступка, чтобы служить ему подкреплением. То, что вы не заболели раком через десять лет после того, как бросили курить, замечательно, но это не тот вид вознаграждения, который может укрепить ваше намерение не курить.

Делайте себе приятное, вознаграждайте себя за самые скромные успехи: например за избавление от 2кг лишнего веса, за неделю регулярных занятий физкультурой, за месяц без алкоголя. Наградой может служить то, что доставляет вам удовольствие. Это может быть новый компакт - диск, книга и т.д.

Сохранение установки на благополучие. Все мы знаем людей, которые, стремясь укрепить свое здоровье, ненадолго меняли поведение, но затем возвращались к старым привычкам. Как можно поддерживать в себе настрой на достижение благополучия в течение длительного времени?

Сконцентрируйтесь на ощущении хорошего самочувствия. Важным союзником с самим собой может быть чудесное ощущение хорошего самочувствия, которое появляется в результате изменения образа жизни. Чаще думайте о том, насколько здоровее вы стали теперь, когда вы делаете зарядку, правильно питаетесь и не курите. Гордитесь тем, чего вы достигли.

Используйте положительные примеры (подкрепления). Многие наши вредные привычки можно объяснить дурным влиянием окружающих. Редко кто выпивает свою первую рюмку, выкуривает первую сигарету или впервые пробует наркотик в одиночестве. Почти всегда эти виды поведения спровоцированы поведением других. Сегодня отношение в обществе к здоровью людей стало совсем иным и должно играть конструктивную роль, помогая преодолевать нездоровые привычки. Поощрение и поддержка друзей, семьи могут обеспечить эффективное подкрепление желаемого поведения.

Идеальный способ использования положительного влияния окружающих состоит в том, чтобы найти среди ваших друзей или сослуживцев тоже желающих, например, бросить курить, похудеть или заниматься физкультурой. Совместными усилиями это сделать легче, поскольку в группе вы поддерживаете друг друга.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра физической культуры и спорта

Здоровье человека, как ценность, и факторы его определяющие

Екатеринбург

План работы

1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие

2. Структура жизнедеятельности студентов и её отражение в образе жизни

3. Здоровый образ жизни и его составляющие

4. Основные требования к организации здорового образа жизни

Заключение

Список используемой литературы

1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

* Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

* Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

* Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

От чего зависит здоровье.

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

наследственность - 20%;

окружающая среда - 20%;

уровень медицинской помощи - 10%;

образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);

экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

медицинский фактор - 10%.

2. Структура жизнедеятельности студентов и её отражение в образе жизни

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Образ жизни студента есть не что иное; как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше использует свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.

Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Саморегуляция - целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих. Стиль жизни - поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок. образ жизнь здоровье студент

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пиши, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания - 10-16%, на режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

3. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма. ЗОЖ - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

Здоровый стиль жизни - определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

4. Основные требования к организации здорового образа жизни

1.Постепенность:

Это первый общий закон, относящийся к любым тренировкам организма: развитию мускулатуры и выносливости, воспитанию прямой осанки и закаливанию, усвоению учебного материала и овладению ремеслом. Небрежение этим законом приводит к печальному итогу.

2.Систематичность:

В старину у силачей была своеобразная тренировка. Они начинали с того, что поднимали и несли новорожденного бычка. Бычок рос, вес его увеличивался, постепенно день за днем увеличивалась и нагрузка атлета.

Древний мудрец говорил: «познай самого себя». Для третьего закона можно повторить: Познай особенности своего организма, его сильные и слабые стороны, постарайся укрепить своё тело, свою волю. Человек в состоянии сделать сам для себя очень многое, резервы нашего организма удивительны.

Конечно, жизнь людей складывается по-разному, каждый человек - его организм - имеет свои особенности, но много есть и общих закономерностей, знать которые необходимо.

К каким закономерностям относятся ритмичность.

Ещё в начале XVIII века стало известно, что для всех живых организмов важнейшей особенностью их деятельности является ритмичность. Ученые установили, что у человека более сорока разных процессов подчинены суточным ритмам. Активнее всего процессы протекают в дневное время. Вот почему сама природа указала нам выполнять работу (учиться) в дневное время, а ночью отдыхать.

Для переваривания пищи требуется примерно три часа, поэтому рекомендуют есть через три-четыре часа, лучше всего четыре раза в день. Заниматься тоже следует ритмично: 45 минут работа, 10-15 минут отдых.

И всю свою жизнь, весь свой режим подчинять определенному ритму, ибо ритмичность есть общебиологическая закономерность, и если мы ей будем следовать, то нашему организму легче станет работать, значит, мы лучше и больше будем успевать.

А теперь подошёл черед и последнего закона. Заключается он в том, что, добиваясь поставленной перед собой цели, нужно одновременно соблюдать постепенность и систематичность, учитывая и свои индивидуальные особенности, и общие биологические закономерности.

Заключение

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.

Список использованной литературы

1. Агаджанян Н.А. (ред.). Здоровье студентов. - М.: Россия, 1997. - 300 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с

3. Гриненко М.Ф., Ефимова Т.Я. Сколько же надо двигаться? - М.: Знание. Сер.: Физкультура и здоровье, № 2, 1985. - 63 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Здоровье человека как общественная ценность. Здоровый образ жизни – сложившийся у человека способ организации жизнедеятельности. Факторы, определяющие здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Критерии его эффективности и рекомендации студентам.

    реферат , добавлен 13.02.2009

    Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности. Профилактика вредных привычек. Культура межличностного общения. Физическое самовоспитание и самосовершенствование.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2009

    Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Влияние окружающей среды, наследственности на здоровье человека. Особенности культурного развития личности и формирование отношения к самому себе. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2009

    Здоровый образ жизни как глобальная социальная проблема и составная часть жизни общества. Базовые физиологические и психоэмоциональные составляющие образа жизни, способствующего укреплению здоровья. Применение метода закаливания для укрепления организма.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Что такое здоровый образ жизни. Гармония психофизических сил организма как гарантия защитных резервов организма. Основные элементы здорового образа жизни. Значение рационального питания. Различные способы закаливания. Физические упражнения и здоровье.

    реферат , добавлен 08.11.2009

    Здоровый образ жизни. Искоренение вредных привычек. Оптимальный двигательный режим. Влияние физической культуры на здоровье человека. Гигиена физических упражнений. Здоровье людей и благополучие окружающей среды. Рациональный режим труда и отдыха.

    реферат , добавлен 28.04.2013

    Оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточная двигательная активность, гигиена, закаливание, искоренение вредных привычек, позитивное восприятие жизни. Здоровый образ жизни и здоровье. Регулярные физические нагрузки и физкультура.

    презентация , добавлен 27.11.2013

    Определение феномена здоровья, рассмотрение его основных составляющих. Содержание понятия здорового образа жизни. Описание пользы активного образа жизни, закаливания, занятий физкультурой и спортом, соблюдение режимов работы, отдыха, правильного питания.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Сущность здорового образа жизни. Влияние оздоровительной физической культуры на организм человека. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни школьников и студентов. Физическое здоровье - важнейшее условие высокой работоспособности.

    реферат , добавлен 01.12.2008

    Индивидуальное здоровье человека. Основные критерии, характеризующие общественное здоровье. Выделение возрастных особенностей, характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Основные этапы развития человека.