Тест тематического контроля по теме «Пищеварение» 8 класс
Вариант 1
Часть А.
А.1 В клетках организма человека углеводы подвергаются биологическому окислению до
- Воды 2. углекислого газа 3. воды и углекислого газа
4. воды, углекислого газа, солей аммония, фосфора и других простых соединений.
А.2 Пищеварительные белки в пищеварительном канале распадаются до
- аминокислот 2. глицерина и жирных кислот
3.глюкозы и других простых сахаров 4. воды и углекислого газа
А.3
- доставка этих соединений к клеткам организма
- удаление непереваренных остатков из организма
А.4 Какой из перечисленных органов пищеварения НЕ входит в пищеварительных канал
- язык 2. Пищевод 3. Печень 4. толстая кишка
А.5 Выберите ответ, который НЕ соответствует названию слюнных желёз
- околоушная 2. Надверхнечелюстная 3. Подъязычная 4. поднижнечелюстная
А.6 В каком возрасте начинается смена молочных зубов на постоянные
- 6 - 7 лет 2. 8 – 9 лет 3. 10 – 11 лет 4. 12 – 13 лет
А.7 Соляная кислота в желудке
- предохраняет стенки желудка от механических повреждений
- убивает бактерии и создаёт необходимую среду для работы фермента
- ускоряет процессы всасывания питательных веществ
- расщепляет сложные углеводы до более простых
А.8 Пищеварительный сок поджелудочной железы содержит ферменты, расщепляющие
- белки и жиры 2. жиры и углеводы
3. белки и углеводы 4. белки, жиры и углеводы
А.9 Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) превращаются в жировые вещества, характерные для данного организма в
- в кровеносных сосудах, расположенных под однослойным эпителием ворсинок
- в лимфатических сосудах, находящихся в центре ворсинки
- в клетках однослойного эпителия, образующих поверхность каждой ворсинки
- в подкожной клетчатке
А.10 Печень НЕ выполняет функцию
- задерживания разрушенных эритроцитов
- запасания животного крахмала - гликогена
- выработки ферментов
- обеззараживания ядовитых веществ, всасываемых в кровь из кишечника
А.11 Непереваренные остатки пищи удаляются из организма через
5. 1) двенадцатиперстную кишку 2) аппендикс
6. 3) толстую кишку 4) прямую кишку
А.12 Желчь
1. расщепляет углеводы 2. расщепляет жиры
3. обеспечивает кислую среду 4. расщепляет белки
Часть В
А) обработка пищевой массы желчью 1) желудок
Б) первичное расщепление белков 2) тонкая кишка
В) всасывание питательных веществ ворсинками эпителия 3) толстая кишка
Г) расщепление клетчатки
Д) завершение расщепления белков, жиров, углеводов
А) амилаза 1) слабощелочная среда
Б) пепсин 2) кислая среда
В) трипсин
Г) липаза
Блюда, усиливающие сокоотделение
- салат 2. хлеб с сыром 3. Винегрет 4. бульон
5. шоколад 6. колбаса
Ангина: стрептококки = дизентерия: ?
Вариант 2
Часть А К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
А.1 В клетках организма человека белки подвергаются биологическому окислению до
- воды 2. углекислого газа 3. воды и углекислого газа
4.воды, углекислого газа, солей аммония, фосфора и других простых соединений.
А.2 Пищеварительные сложные углеводы в пищеварительном канале распадаются до
- аминокислот 2.глицерина и жирных кислот
- глюкозы и других простых сахаров 4. воды и углекислого газа
А.3 Какой из перечисленных процессов не относится к этапам пищеварения
- механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, её измельчение и смешивание с пищеварительными соками
- расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений
- всасывание этих соединений в кровь и лимфу
- удаление продуктов биологического окисления из организма
А.4 Какой из перечисленных органов пищеварения является пищеварительной железой
- язык 2) пищевод 3) печень 4)толстая кишка
А.5 Определите последовательность отделов пищеварительной системы:
1) рот – пищевод – глотка – желудок – кишечник 2.
2) рот - глотка – пищевод – желудок – кишечник
3) рот – глотка – желудок – пищевод – кишечник
4) рот – желудок – пищевод – кишечник – глотка
А.6 .Протоки поджелудочной железы открываются в
1) желудок 2) пищевод 3) двенадцатиперстную кишку 4) тонкую кишку
А.7 Содержимое тонкой кишки продвигается в ней благодаря
1) сокращению желудка 2) сокращению мышц кишечника
3) работе сердца 4) дыхательным движениям
А.8 . Желчь вырабатывается
1) поджелудочной железой 2) печенью
3) железами желудка 4) железами кишечника
А.9 Непереваренные остатки накапливаются в
1) толстой кишке 2) желудке 3) тонкой кишке 4) поджелудочной железе
А.10 Сокоотделительные рефлексы осуществляются
- пищеварительной системой 2. выделительной системой
3.нервной системой 4. Мышцами
А.11 В желудке среда
1) слабощелочная 2) нейтральная 3) щелочная 4) кислая
А. 12 Нельзя чередовать горячую и холодную пищу, так как это приводит к
1. выпадению зубов 2. появлению трещин на эмали зубов
3. расшатыванию зубов 4. простуде
Часть В
В 1. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает у человека.
А) разрывание, измельчение и перетирание пищи 1) ротовая полость
Б) расщепление клетчатки 2) желудок
В) отделение воды от непереваренных остатков пищи 3) толстая кишка
Г) первоначальное расщепление сложных углеводов
Д) первоначальное расщепление белков
А) амилаза 1) сложные углеводы
Б) пепсин 2) белки
В) трипсин 3) жиры
Г) липаза
В 3. Выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры
Продукты, стимулирующие моторику кишечника
- ржаной хлеб 2. Шоколад 3. Колбаса 4. Кефир
5. бульон 6. салат
В 4. Продолжите аналогию, ответ запишите
Сальмонеллез: сальмонелла = холера: ?
Таблица ответов
Вариант 1 | ||||||||||||
Вариант 2 |
Вариант 1 | |||||
Вариант 2 |
Вариант 1 | ||||
Вариант 2 |
Вариант 1
Ответ: 1, 3, 4
Вариант 2
Ответ 1, 4, 6
Вариант 1
Ответ: дизентерийная палочка
Вариант 2
Ответ: холерный вибрион
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тест тематического контроля по теме «Пищеварение» 8 класс
Вариант 1
Часть А. К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
А.1 В клетках организма человека углеводы подвергаются биологическому окислению до
- Воды 2. углекислого газа 3. воды и углекислого газа
- воды, углекислого газа, солей аммония, фосфора и других простых соединений.
А.2 Пищеварительные белки в пищеварительном канале распадаются до
- аминокислот 2. глицерина и жирных кислот
3.глюкозы и других простых сахаров 4. воды и углекислого газа
А.3
- доставка этих соединений к клеткам организма
- удаление непереваренных остатков из организма
А.4 Какой из перечисленных органов пищеварения НЕ входит в пищеварительных канал
- язык 2. Пищевод 3. Печень 4. толстая кишка
А.5 Выберите ответ, который НЕ соответствует названию слюнных желёз
- околоушная 2. Надверхнечелюстная 3. Подъязычная 4. поднижнечелюстная
А.6 В каком возрасте начинается смена молочных зубов на постоянные
- 6 - 7 лет 2. 8 – 9 лет 3. 10 – 11 лет 4. 12 – 13 лет
А.7 Соляная кислота в желудке
- предохраняет стенки желудка от механических повреждений
- убивает бактерии и создаёт необходимую среду для работы фермента
- ускоряет процессы всасывания питательных веществ
- расщепляет сложные углеводы до более простых
А.8 Пищеварительный сок поджелудочной железы содержит ферменты, расщепляющие
- белки и жиры 2. жиры и углеводы
3. белки и углеводы 4. белки, жиры и углеводы
А.9 Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) превращаются в жировые вещества, характерные для данного организма в
- в кровеносных сосудах, расположенных под однослойным эпителием ворсинок
- в лимфатических сосудах, находящихся в центре ворсинки
- в клетках однослойного эпителия, образующих поверхность каждой ворсинки
- в подкожной клетчатке
А.10 Печень НЕ выполняет функцию
- задерживания разрушенных эритроцитов
- запасания животного крахмала - гликогена
- выработки ферментов
- обеззараживания ядовитых веществ, всасываемых в кровь из кишечника
А.11 Непереваренные остатки пищи удаляются из организма через
- 1) двенадцатиперстную кишку 2) аппендикс
- 3) толстую кишку 4) прямую кишку
А.12 Желчь
1. расщепляет углеводы 2. расщепляет жиры
3. обеспечивает кислую среду 4. расщепляет белки
Часть В
В 1. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает у человека.
А) обработка пищевой массы желчью 1) желудок
Б) первичное расщепление белков 2) тонкая кишка
В) всасывание питательных веществ ворсинками эпителия 3) толстая кишка
Г) расщепление клетчатки
Д) завершение расщепления белков, жиров, углеводов
В 2. Установите соответствие между ферментом и средой, в которой он работает.
А) амилаза 1) слабощелочная среда
Б) пепсин 2) кислая среда
В) трипсин
Г) липаза
В 3 Выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры
Блюда, усиливающие сокоотделение
- салат 2. хлеб с сыром 3. Винегрет 4. бульон
5. шоколад 6. колбаса
В 4. Продолжите аналогию, ответ запишите
Ангина: стрептококки = дизентерия: ?
Вариант 2
Часть А К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
А.1 В клетках организма человека белки подвергаются биологическому окислению до
- воды 2. углекислого газа 3. воды и углекислого газа
4.воды, углекислого газа, солей аммония, фосфора и других простых соединений.
А.2 Пищеварительные сложные углеводы в пищеварительном канале распадаются до
- аминокислот 2.глицерина и жирных кислот
- глюкозы и других простых сахаров 4. воды и углекислого газа
А.3 Какой из перечисленных процессов не относится к этапам пищеварения
- механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, её измельчение и смешивание с пищеварительными соками
- расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений
- всасывание этих соединений в кровь и лимфу
- удаление продуктов биологического окисления из организма
А.4 Какой из перечисленных органов пищеварения является пищеварительной железой
- язык 2) пищевод 3) печень 4)толстая кишка
А.5 Определите последовательность отделов пищеварительной системы:
1) рот – пищевод – глотка – желудок – кишечник 2.
2) рот - глотка – пищевод – желудок – кишечник
3) рот – глотка – желудок – пищевод – кишечник
4) рот – желудок – пищевод – кишечник – глотка
А.6 .Протоки поджелудочной железы открываются в
1) желудок 2) пищевод 3) двенадцатиперстную кишку 4) тонкую кишку
А.7 Содержимое тонкой кишки продвигается в ней благодаря
1) сокращению желудка 2) сокращению мышц кишечника
3) работе сердца 4) дыхательным движениям
А.8 . Желчь вырабатывается
1) поджелудочной железой 2) печенью
3) железами желудка 4) железами кишечника
А.9 Непереваренные остатки накапливаются в
1) толстой кишке 2) желудке 3) тонкой кишке 4) поджелудочной железе
А.10 Сокоотделительные рефлексы осуществляются
- пищеварительной системой 2. выделительной системой
3.нервной системой 4. Мышцами
А.11 В желудке среда
1) слабощелочная 2) нейтральная 3) щелочная 4) кислая
А. 12 Нельзя чередовать горячую и холодную пищу, так как это приводит к
1. выпадению зубов 2. появлению трещин на эмали зубов
3. расшатыванию зубов 4. простуде
Часть В
В 1. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает у человека.
А) разрывание, измельчение и перетирание пищи 1) ротовая полость
Б) расщепление клетчатки 2) желудок
В) отделение воды от непереваренных остатков пищи 3) толстая кишка
Г) первоначальное расщепление сложных углеводов
Д) первоначальное расщепление белков
В 2. Установите соответствие между ферментом и пищевыми веществами (субстратами), на которые они действуют.
А) амилаза 1) сложные углеводы
Б) пепсин 2) белки
Вариант 1.
Тест «Пищеварение»
Цели работы : определить качества усвоения знаний о значении питания и пищеварения и строения пищеварительной системы; выявить успешность формирования умений называть, характеризовать, сравнивать.
Выберите правильный ответ.
1.Питательные вещества выполняют следующие функции:
а) строительную и энергетическую
б) строительную и двигательную
в) двигательную и энергетическую
г) регуляторную и двигательную.
2. Слюнные железы принимают участие в расщеплении:
а) белков
в) углеводов
г) белков и углеводов.
3. Печень играет большую роль в пищеварении, т.к.:
а) содержит много ферментов
б) в ней всасываются питательные вещества
в) выделяет желчь, эмульгирующую жиры
г) расщепляет жиры.
4. Соляная кислота входит в состав:
а) поджелудочного сока
б) желудочного сока
г) содержимого толстого кишечника.
5. Сокоотделительные рефлексы осуществляются:
а) пищеварительной системой
б) выделительной системой
в) нервной системой
г) мышцами.
6. Всасывание – это процесс:
а) расщепления сложных веществ на простые
б) образования растворимых питательных веществ
в) прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь или лимфу
г) обезвреживания ядовитых веществ в печени.
7. Липаза – это фермент, расщепляющи й:
в) крахмал
г) растительную клетчатку.
8. Пепсин – это фермент, который выделяется:
в) кишечными железами
г) печенью.
9. В толстом кишечнике всасывается:
а) аминокислота
б) глюкоза
г) глицерин и жирные кислоты.
10. В толстом кишечнике осуществляется процесс:
а) переваривания белков
б) переваривания углеводов
в) переваривания жиров
г) переваривания растительной клетчатки.
11. Пристеночное пищеварение в тонком кишечнике осуществляется за счет:
а) ферментов кишечного сока
б) фагоцитоза клеток эпителия ворсинок
в) ферментов поджелудочного сока
12. Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) всасываются из тонкой кишки:
а) в венозные капилляры
б) в артериальные капилляры
в) в лимфатические капилляры
г) в межклеточную жидкость.
13. Симбиотические бактерии, расщепляющие клетчатку, обитают:
а) в толстой кишке
б) в тонкой кишке
в) в двенадцатиперстной кишке
г) в аппендиксе.
14. Глотание – это рефлекторный акт, центр которого находится:
а) в спинном мозге
б) в мозжечке
в) в продолговатом мозге
г) в мышце языка.
15. Пищевод – это мышечная трубка:
а) по которой пищевой комок попадает в желудок благодаря действию силы тяжести
б) сокращение стенок которой продвигает пищевой комок в желудок
в) железы стенок которой выделяют пищеварительный сок
г) которая одной своей стенкой граничит с глоткой.
16. Большие коренные зубы имеют:
а) 1 корень
б) 2 корня
в) 3 корня
г) 2 или 3 корня.
17. Муцин выделяется:
а) слюнными железами
б) поджелудочной железой
в) печенью
г) аппендиксом.
18. Лизоцим – это:
б) бактерицидное вещество
в) пищеварительный фермент
19. Пищевод, в отличие от тонкого кишечника:
а) имеет слизистую оболочку
б) обеспечивает передвижение пищи
в) располагается между глоткой и желудком
г) является отделом желудочно-кишечного тракта.
20. Тонкий кишечник, как и пищевод:
а) имеет мышечную стенку
б) обеспечивает химическое расщепление сложных органических веществ
в) располагается после желудка
г) осуществляет всасывание питательных веществ.
Вариант 2.
1. Какие органические вещества расщепляются ферментами слюны?
1) белки 2) полисахариды 3) нуклеиновые кислоты 4) липиды
2. Сколько коренных зубов находится в каждой челюсти?
1) два 2) четыре 3) шесть 4) восемь 5) десять.
3. Назовите компонент желудочного сока, который отсутствует в других соках.
1) вода 2) соляная кислота 3) муцин 4) лизоцим 5) пищеварительные ферменты.
4. Назовите пищеварительный сок, компоненты которого осуществляют эмульгацию жиров.
1) слюна 2) желудочный сок 3) желчь 4) поджелудочный сок
5. Назовите слизистый белок, который входит в состав всех пищеварительных соков.
1) пепсин 2) трипсин 3) муцин 4) лизоцим 5)липаза
6. Назовите отдел пищеварительной системы, в который открывается проток, несущий желчь.
1) желудок 2) двенадцатиперстная кишка 3) толстая кишка 4) пищевод.
7. Как называется плотное вещество – основа зуба?
1) эмаль 2) пульпа 3) дентин 4)цемент
8. В каком отделе пищеварительной системы под действием бактерий происходит расщепление клетчатки?
1) желудок 2) двенадцатиперстная кишка 3) толстая кишка 4) ротовая полость
9. Какие вещества расщепляются в желудке?
1) жиры молока 2) белки 3) углеводы 4) нуклеиновые кислоты.
10. Какая реакция характерна для желудочного сока?
1) слабокислая 2) слабощелочная 3) кислая 4)нейтральная
11. Где происходит полостное и мембранное пищеварение?
1) ротовая полсть 2) желудок 3) тонкая кишка 4) толстая кишка.
12. Где происходит обезвреживание ядов (аммиака)?
1) печень 2) желудок 3)почки 4) толстая кишка
13. Как называется вена, по которой кровь от пищеварительной системы поступает в печень?
1)нижняя полая вена 2)воротная 3)верхняя полая вена 4)легочная вена
14.В каком отделе пищеварительной системы расщепление углеводов затруднено?
1) ротовая полость 2) желудок 3) тонкая кишка 4) толстая кишка
15. В каком отделе пищеварительной системы происходит следующее: жиры распадаются на капельки (эмульгация), активизируется фермент трипсин, расщепляющий белки, продолжается расщепление углеводов.
1) желудок 2) ротовая полость 3) двенадцатиперстная кишка 4) тонкая кишка.
16. Что не характерно для кишечной ворсинки?
1) однослойный эпителий 2) кровеносные капилляры 3) нервные волокна 4) железистые клетки
17. Назовите фермент, расщепляющий крахмал?
1) мальтаза 2) пепсин 3) химозин 4) липаза
18. Как называется волнообразное движение мышечных стенок органов пищеварения?
1) тонус 2) перистальтика 3) всасывание 4)стимуляция.
Вариант 3.
Тест по теме «Пищеварение» 8класс.
Выберите один ответ из четырех предложенных.
1.В ротовую полость открываются протоки:
А) печени
Б) поджелудочной железы
В) надпочечников
Г) слюнных желез
2.Протоки печени открываются в:
А) двенадцатиперстную кишку
Б) тонкую кишку
В) желудок
Г) пищевод
3. Протоки поджелудочной железы открываются в:
А) желудок
Б) пищевод
В) двенадцатиперстную кишку
Г) тонкую кишку
4. Кишечный сок вырабатывается в:
А) печени
Б) железах тонкой кишки
В) поджелудочной железе
Г) железах желудка
5.Железы желудка выделяют:
Б) поджелудочный сок
Г) желудочный сок.
6.Желчь вырабатывается:
А) поджелудочной железой
Б) печенью
В) железами желудка
Г) железами кишечника
7. Поджелудочная железа вырабатывает:
А) желудочный сок
Б) поджелудочный сок
8. Всасывание питательных веществ происходит в основном в:
А) желудке
Б) пищеводе
В) тонком кишечнике
Г) печени
9. Непереваренные остатки пищи накапливаются в:
А) толстой кишке
Б) желудке
В) тонкой кишке
Г) поджелудочной железе
10. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма через:
А) двенадцатиперстную кишку
Б) аппендикс
В) толстую кишку
Г) прямую кишку.
11. Расщепление питательных веществ происходит под влиянием:
А) витаминов
В) ферментов
Г) гормонов
12. В желудке среда:
А) слабощелочная
Б) нейтральная
В) щелочная
Г) кислая
13. В желудке начинается расщепление:
Б) белков
В) крахмала
Г) минеральных солей
14. Желчь:
А) расщепляет углеводы
Б) расщепляет жиры
В) облегчает переваривание жиров
Г) расщепляет белки
15. Ферменты поджелудочной железы расщепляю:
А) только жиры
Б) только крахмал
В) белки, жиры, крахмал.
Г) только белки
16. Барьерная роль печени состоит в том, что в ней:
А) образуется гликоген
Б) обезвреживаются ядовитые вещества
В) образуется витамин А
Г) происходит лимфообразование
17. Благодаря ворсинкам кишечника :
А) увеличивается его поверхность
Б) удаляются органические вещества
В) обеззараживаются пищевые вещества
Г) пищевые вещества могут передвигаться
18. В лимфу ворсинок кишечника всасываются:
А) аминокислоты
Б) глицерин и жирные кислоты
В) глюкоза
Вариант 1.
Ответы: 1а,2в,3в,4б,5в,6в,7б,8б,9в,10г,11б,12в,13г,14в,15б,16в,17а,18б,19в,20а.
Вариант 3.
Ответы:
1г. 2а. 3в. 4б. 5г.6б. 7б. 8в. 9а. 10г. 11в. 12г. 13б. 14б. 15в. 16а. 17а. 18б.
Шкала оценок:
«5» - 17-18 балов
«4» - 16 балов
«3» - 15 балов
«Деление с остатком» - Устный счет: 1. Найдите ошибки и вычислите правильно 39: 6 = 5 (ост 9) 65: 9 = 7 (ост 3) 60: 12 = 4 (ост 12) 24: 36 = 0 (ост 12). Устный счет: Ну-ка в сторону карандаши! Блиц - турнир. - Записать только решение, (с комментированием) 1. Длина тела кузнечика 15 мм. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно!
«Здоровая пища» - Здоровое питание и здоровый образ жизни. Если Вы заботитесь о своем здоровье - питайтесь только свежеприготовленным. Калорийная теория - вообще заблуждение, пришедшее к нам еще из позапрошлого века. Что же такое цельные, естественные продукты? Да, человек может есть все. И потом, в нашем организме продукты не сжигаются!
«Здоровая пища» - «Модная» пища вытеснят здоровую. Рекомендации к питанию школьников. Здоровое питание может быть привлекательным. Здоровая пища не принесет нам вреда, а только пользу Улучшится настроение, самочувствие! Давайте выбирать правильно! Задумавшись, попробуем прочитать то, что написано на упаковке: Правильный режим питания (1 ,2 смены).
«Деление с остатком 3 класс» - Математика 3 класс. Правило 2: Найди соответствие рисунка и записи. Первое число называют неполным частным, второе – остатком. При делении с остатком результат записывают двумя числами. Правило 1: Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя. Разложим помидоры в тарелки поровну. Можно ли 13 шариков разделить на 4?
«Ротовая полость» - Для выполнения задания. Выполните задания в тетрадях. Слюнные железы. В чем возникли затруднения? Слюна. Поднижнечелюстные. Задание 1. Что происходит с пищей в ротовой полости? Щеки. Бактерицидные вещества. Белое пятно на синем фоне. Качественная реакция на крахмал. Вода не расщепляет крахмал. Общий вывод.
«Пищеварение в ротовой полости» - Как регулируется слюноотделение? Слюноотделение происходит рефлекторно при попадании пищи в ротовую полость. Различают головку, тело и хвост. Десять аминокислот являются незаменимыми. Тема: «Пищеварительная система». Какова длина тонкого кишечника человека? Какие условия необходимы для пищеварения в ротовой полости?
Пищеварительная система. Рот на брюшной стороне тела, глотка свободно выворачивается наружу, захватывая пищу; кишка с тремя ответвлениями. Пищеварение внутриклеточное. Непереваренные остатки пищи удаляются через рот.
Дыхание. Кожное; поглощает кислород, растворенный в воде.
Выделительная система протонефридиаль – ного типа. Отдельные клетки выделительной системы объединяются в две выделительные трубочки и заканчиваются выделительными порами.
Нервная система. Головной нервный узел, от которого отходят два нервных ствола с многочисленными нервами.
Органы чувств. Два глаза на переднем конце тела, осязательные головные лопасти.
Размножение. Половое. Гермафродит. Имеются два яичника и 200-300 семенников. Оплодотворение внутреннее, перекрестное.
Развитие. Оплодотворенные яйца откладываются в плотной оболочке - коконе, где развиваются маленькие плане^ии. Через разрыв в стенке они выходят наружу.
Класс Сосальщики. Печеночный сосальщик
Для сосальщиков характерны специализация и упрощение в строении некоторых органов. Специализация проявляется в наличии присосок, шипов, крючьев и других приспособлений для прикрепления, в высоком развитии половой системы, прохождении сложных жизненных циклов со сменой хозяев.
Строение. Форма тела листовидная. Характерно наличие присосок, с помощью которых сосальщики удерживаются в теле животного – хозяина.
Стенку тела составляет кожно-мускульный мешок. Тело сосальщиков покрыто слоем клеток, слившихся между собой так, что образовалась масса цитоплазмы - синцитий. Под ней находится базальная мембрана, за которой расположена гладкая мускулатура.
Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и отходящих от него трех пар нервных стволов, из которых лучше развиты боковые. Нервные стволы связаны между собой перемычками.
Пищеварительная система состоит из ротового отверстия, который ведет в мускулистую глотку. Последний представляет собой мощный сосущий аппарат. За глоткой следует пищевод и обычно разветвленный, слепо заканчивающийся кишечник.
Выделительная система представлена хорошо развитыми протонефридиями.
Половая система представлена мужскими и женскими органами. Почти все сосальщики - гермафродиты. Осеменение обычно перекрестное, реже наблюдается самоосеменение.
Класс Ленточные черви. Бычий цепень
Среди представителей класса - бычий цепень, широкий лентец, эхинококк и многие другие.
Строение тела. Тело трехслойное, лентовидной формы, членистое. Симметрия двусторонняя. Голова с четырьмя присосками, узкая шейка и членики тела (до нескольких тысяч). Длина червя 4-10 м.
Покров бычьего цепня. Кожа с кутикулой, к которым прикреплены продольные кольцевые мышцы, вместе образующие кожно-мускульный мешок.
Пищеварительная система отсутствует. Бычий цепень всасывает переваренную пищу всей поверхностью тела.
Дыхательная система отсутствует. Расщепление органических веществ бескислородное.
Выделительная система. Выделительные трубочки, соединяющиеся в два канала, открываются наружу на последнем членике. Выводятся НоО, СОо и жирные кислоты (ядовитые для человека).
Нервная система. Головной нервный узел, от которого отходят два нервных ствола и нервы.
Органы чувств. Отсутствуют.
Размножение. Половое. Гермафродит. В каждом членике семенники, яичники и матка, в которой развиваются оплодотворенные яйца. Оплодотворенные яйца выводятся наружу с последним члеником цепня.
Развитие. Цикл развития бычьего цепня. За сутки червь отделяет 5-7 члеников, в которых находится около 2 млн яиц. Яйцо попадает с фекалиями человека в почву. В случае попадания яйца вместе с травой в пищеварительный тракт крупного рогатого скота в кишечнике из яйца выходит личинка, вооруженная острыми крючьями. Личинка пробуравливает стенку кишки и с током крови проникает в мышцы. В мышцах она растет и превращается в финну - пузырек с ввернутой внутрь головкой и шейкой. В организм
человека финна попадает с плохо проваренным мясом, где и превращается в половозрелую форму.
Тип Круглые, или Первичнополостные, черви (Нематоды )
Круглые черви возникли, вероятно, в протерозое, а их ископаемые остатки обнаружены ‘в отложениях кембрия. Произошли от примитивных, неспециализированных плоских червей, подобных ресничным современной фауны.
Появление этой группы животных было обусловлено рядом ароморфозов: 1. Образование первичной полости тела, которая заполнена жидкостью под давлением - гидроскелет.
2. Прогрессивное развитие нервной системы, выражающееся в слиянии нервных стволов и формировании окологлоточного нервного кольца.
3. Появление задней кишки и заднепроходного отверстия. 4. Разделение мышечного слоя на продольные тяжи. 5. Раздельнополость, обеспечивающая повышение комбинативного разнообразия потомства.
Строение тела. Представитель типа человеческая аскарида. Тело вытянутое, веретеновид – ное, нечленистое, круглое на поперечном сечении; трехслойное. На переднем конце тела рот с тремя губами. Длина 20-40 см.
Покров аскариды. Кожа покрыта кутикулой. К коже прикреплены продольные мышцы. Кожно-мускульный мешок.
Полость тела. Первичная, заполненная жидкостью. Жидкость служит для переноса веществ и газов. В ней находятся органы пищеварения и размножения.
Пищеварительная система. Представлена пищеварительной трубкой с тремя отделами - передним, средним (кишка), задним. Пищеварение в полости кишечника.
Дыхательная система отсутствует. Конечный этап расщепления органических веществ бескислородный.
Выделительная система. Два выделительных канала открываются на головном конце тела.
Нервная система. Окологлоточное нервное кольцо, образованное надглоточным и подглоточ – ным нервными узлами, от которых отходят спинной и брюшной нервные стволы.
Органы чувств. Осязательные бугорки и ямки .
Размножение. Половое. Раздельнополые жи вотные. Оплодотворение внутреннее.
Тип Кольчатые черви (Аннелиды)
Тип кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тыс. видов.
Возникновение кольчецов связано с наибольшим количеством ароморфозов: 1. Появление вторичной полости тела - целома, выстланного целомИческим эпителием. 2. Равномерное расчленение на сегменты. 3. Прогрессивное развитие нервной системы: значительное усиление мозгового ганглия, окологлоточного нервного кольца и образование брюшной нервной цепочки.
4. Появление кровеносной и дыхательной систем.
5. Усложнение пищеварительной системы - возникновение задней эктодермальной кишки и дифференцировка средней кишки на отделы.
6. Возникновение конечностей - параподий.
7. Образование метанефридиальной, многоклеточной выделительной системы.
Класс Малощетинковые (Олигохеты). Ддщдеуоц черш
В класс малохцетинковых, или олигохет, входят кольчатые черви, обладающие основными чертами типа кольчатых червей, но с редуцированными щупальцами, параподиями и жабрами. Насчитывается 3400 видов олигохет.
Строение тела дождевого червя. Вытянутое, червеобразное, членистое, в поперечном сечении круглое. Симметрия двусторонняя, различаются спинная и брюшная стороны, передний и задний концы тела. Трехслойные животные.
Покров. Кожа, покрытая кутикулой, в каждом членике 8 щетнкок, служащих для передвижения. В коже много слизистых И ядовитых желез. К ней прикреплены кольцевые, продольные, спинные и брюшные мышцы .
Полость тела - вторичная, заполнена жидкостью, что придает телу упругость. Полостная
жидкость осуществляет связь кровеносной системы с клетками тела.
Пищеварительная система. Представлена несколькими отделами: рот, глотка, пищевод, ‘зоб, мускулистый желудок, средняя кишка, задняя кишка, анальное отверстие. Кишечник окружен сетью кровеносных капилляров.
Дыхательная система дождевого червя. Отсутствует. Поглощает кислород воздуха всей поверхностью кожи.
Кровеносная система замкнутого типа. Представлена спинным и брюшным сосудами, идущими вдоль тела, и кольцевыми сосудами в каждом сегменте. Роль сердца выполняет участок спинного сосуда и кольцевые сосуды переднего отдела тела. Кровь содержит гемоглобин - она красноватая, переносит питательные вещества, кислород и диоксид углерода.
Выделительная система - метанефриди – ального типа. Представляет собой парные трубочки в каждом сегменте тела.
Нервная система - лестнично-узлового типа: состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки, имеющей узел в каждом членике тела.
Органы чувств. Осязательные и светочувствительные клетки по всей коже.
Размножение. Половое. Дождевой червь - гермафродит. Яичники и семенники в разных члениках. Оплодотворение перекрестное. Яйца откладываются в кокон, который образуется на теле в виде пояска и сходит с головного конца.
Развитие. Прямое: из яйца образуется червь.
Тип Моллюски
Количество видов достигает 130 тыс. Предками моллюсков считают древних многощетинко – вых червей.
Ароморфозы типа: 1. Слияние сегментов в отделы тела. 2. Прогрессивное развитие нервной системы - образование нервных узлов в отделах тела. 3. Появление сердца, увеличившего скорость кровообращения. 4. Появление пищеварительных желез, обеспечивающих наиболее полную утилизацию пищи.
Класс Брюхоногие. Большой прудовик
Брюхоногие, или улитки, - самый богатый представителями класс моллюсков, включающий около 90 тыс. видов.
Строение тела. Состоит из , туловища, ноги . Верхняя часть туловища закручена в виде спирали. На голове - щупальца, ротовое отверстие, глаза. Нога мускулистая служит для передвижения.
Покров. Мантия (кожная складка) и раковина, закрученная спиралью. Между мантией и туловищем находится мантийная полость.
Пищеварительная система. Включает рот (язык с хитиновыми зубцами), глотку, пищевод, желудок, кишечник, печень, анальное отверстие. Растительноядное животное.
Дыхательная система. Легкое, образованное участком мантии и пронизанное сетью кровеносных капилляров. Атмосферный воздух поступает через дыхательное отверстие. В течение часа 7-9 раз поднимается на поверхность воды для дыхания. Поглощает 02 и выделяет С02.
Кровеносная система. Незамкнутая. Представлена двухкамерным сердцем, состоящим из предсердия и желудочка, и кровеносными сосудами. Артериальная кровь поступает из легких в предсердие, затем в желудочек, а от него движется по сосудам ко всем органам тела, где свободно изливается в пространства между органами. Отдав кислород и обогатившись диоксидом углерода, кровь собирается в венозные кровеносные сосуды и попадает в легкие. Насыщенная кислородом кровь по сосудам возвращается к сердцу.
Выделительная система большого прудовика. Одна почка с мочеточником, выходящим рядом с анальным отверстием. Почка непосредственно связана с кровеносной системой, поглощая из крови конечные продукты диссимиляции.
Нервная система. Узлового типа: окологлоточное нервное кольцо, образованное двумя узлами, четыре пары узлов с отходящими от них нервами в туловище и к ноге.
Органы чувств. Глаза (под щупальцами), щупальца (органы осязания), орган равновесия.
Размножение. Половое. Гермафродит. Оплодотворение перекрестное, внутреннее. Откладывают яйца, связанные в студенистые шнуры.
Развитие. Из яиц на 20-й день развиваются улитки.
Класс Двустворчатые. Беззубка
Класс включает около 20 тыс. видов морских и пресноводных обитателей.
Строение тела. Состоит из туловища и ноги.
Покров. Тело окружено симметричными листками мантии, поверх которой находится двустворчатая раковина. Створки соединены мышцами - замыкателями и связкой - размыкателем. Раковина трехслойная: роговой, фарфоро – видный и перламутровый слои. В задней части раковины между двумя складками мантии находятся вводной и выводной сифоны.
Пищеварительная система. Начинается вводным сифоном, куда поступает вода с пищей, планктоном далее расположены ротовые лопасти, рот, пищевод, желудок, кишечник, заднепроходное отверстие, выводной сифон. Пищеварительная железа - печень.
Дыхательная система. Жабры, образованные участком мантии, расположены по обе стороны ноги. Окутаны густой сетью капилляров. Поглощает Оо, растворенный в воде, и выделяет С02 в воду.
Кровеносная система. Незамкнутая. Сердце трехкамерное , состоит из двух предсердий и желудочка. В предсердия из жабр поступает артериальная кровь, затем она выталкивается по артериям из желудочка и направляется ко всем органам, где свободно изливается. Собираясь в венозные сосуды, кровь поступает к жабрам. Артериальная кровь по сосудам направляется в предсердия.
Выделительная система. Две почки и мочеточники.
Нервная система. Узлового типа: три пары нервных узлов и нервы.
Органы чувств. В связи с отсутствием головы имеются только осязательные клетки в ноге и по краям мантии.
Размножение. Раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее. Яйца образуются в яичниках и откладываются в мантийную полость, куда с водой поступают сперматозоиды и где происходит оплодотворение.
Развитие. Из яиц образуются личинки, которые выталкиваются через выводной сифон на проплывающую мимо рыбу. На теле рыбы личинки развиваются до двух месяцев, после чего падают на дно.
Тип Членистоногие
Членистоногие - тип, включающий свыше 1500 видов. К членистоногим относятся водные и сухопутные формы, обладающие членистыми конечностями и сегментированным телом.
Первые членистоногие возникли в море и произошли в протерозое от свободноживущих примитивных неспециализированных многощетинко – вых кольчатых червей.
Появление первых сопровождалось многочисленными ароморфозами: 1. Концентрация органов, которая выражается в слиянии сегментов в отделы тела. 2. Появление членистых конечностей. 3. Возникновение поперечно-полосатой мускулатуры, заменившей гладкую соматическую мускулатуру, и формирование мышечных пучков. 4. Брюшная нервная цепочка и скопление нервных узлов в головном отделе. 5. Появление наружного скелета - хитинового покрова. 6. Прогрессивное развитие пищеварительной системы - появление пищеварительных желез: печени, слюнных желез.
Класс Ракообразные. Речной рак
Число известных видов не менее 200 тыс. Представителей класса объединяют в две крупные группы: низших (циклоп, дафния) и высших ракообразных.
пары усов (короткие и длинные), рот окружен видоизмененными конечностями: одна пара образует верхние челюсти, две пары - нижние челюсти. На груди - три пары – г- ногочелюсти . Все они служат для удержания, ощупывания и измельчения пищи; пять пар членистых ходильных ног, из них первая пара несет клешни, с Помощью которых рак нападает и защищается. На брюшке шесть члеников несут 5 пар двуветвис – тых ножек, шестая пара - плавник.
Покров. Хитиновый, прочный, легкий, выполняющий роль наружного скелета, к которому изнутри прикрепляются пучки мышц.
Полость тела. Смешанная.
Пищеварительная система речного рака. Передний отдел - рот с грызущим ротовым аппаратом, глотка, пищевод, зоб, желудок жевательный и цедильный. Средний отдел - средняя кишка и печень. Задний отдел - кишка, анальное отверстие на последнем членике брюшка.
Дыхательная система. Жабры, расположенные под хитиновым покровом по бокам головогруди, окутаны сетью кровеносных капилляров.
Кровеносная система. Не замкнута; представлена сердцем в виде пятиугольного мешочка, расположенного на спинной стороне головогруди, и кровеносными сосудами.
Выделительная система. Пара зеленых желез, расположенных в головной части тела и открывающихся наружу при основании длинных усов.
Нервная система. Лестнично-узлового типа, представлена окологлоточным нервным кольцом, нервных узлов, образующих брюшную нервную цепочку, и нервами.
Органы чувств. Орган зрения - пара сложных глаз на подвижных стебельках, органы обоняния - короткие усы, органы осязания - длинные усы. Органы равновесия - в виде двух ямок с ресничками, расположенных при основании коротких усов.
Размножение. Половое. Раздельнополые. Оплодотворение внутреннее. Зимой самка откладывает яйца, прикрепляет их к брюшным ножкам и вынашивает рачат до лета.
Развитие. Из яиц выводятся рачата, в первое лето они растут очень быстро, линяют 10 раз, во второе лето - 5 раз. После пяти лет раки практически не растут. Продолжительность жизни 15-20 лет .
Класс Паукообразные. Паук-крестовик
Класс объединяет свыше 36 тыс. видов животных. Паукообразные первыми среди членистоногих вышли на сушу.
Строение тела. Состоит из небольшой головогруди и крупного яйцевидного нечленистого брюшка. На голове находятся когтевидные челюсти с ядовитыми железами и органы осязания - ногощупальца, на груди - 4 пары ходильных ног. На конце брюшка с нижней стороны расположены три пары паутинных бородавок. С помощью гребенчатых коготков на задних ногах паук строит ловчую сеть.
Покров. Легкий, хитиновый.
Полость тела. Смешанная.
Пищеварительная система. Подразделяется на рот, глотку, пищевод, желудок (сосательный), переднюю, среднюю и заднюю кишки, анальное отверстие. Имеется печень. Предварительное пищеварение внеорганизменное, так как яд (из ядовитых желез, расположенных на головогруди) не только парализует жертву, но и является пищеварительным соком: переваривание убитой жертвы происходит вне организма паука, на паутине. Паук всасывает жидкую пищу и усваивает ее.
Дыхательная система паука - легкие и трахеи, проходящие во все органы тела и имеющие дыхательное отверстие. Дыхание воздушное. Легкие расположены на нижней стороне брюшка.
Кровеносная система. Незамкнутая. Кровь бесцветная; сердце в виде длинной трубочки находится на спинной стороне брюшка, от него отходят сосуды.
Выделительная система. Две трубочки (мальпигиевы сосуды), которые одним концом слепо заканчиваются в полости тела, где в них всасываются из крови (гемолимфы) конечные продукты жизнедеятельности. Другим концом они впадают в кишечник на границе средней и задней кишки. Это приводит к большой экономии воды.
Нервная система. Надглоточный узел составлен пятью парами нервных узлов, образуя мозг. От него отходит брюшная нервная цепочка.
Органы чувств. Представлены четырьмя парами простых глаз на голове и органами осязания, находящимися на ногощупальцах.
Размножение. Половое. Раздельнополые животные. Оплодотворение наружно-внутреннее, так как самец выделяет мешочек со сперматозоидами , а самка захватывает его и направляет внутрь, где и происходит оплодотворение яйцеклеток. Осенью самка строит паутинный кокон, куда откладывает яйца, затем погибает.
Развитие. Весной из яиц выводится потомство, похожее на взрослых особей, сразу начинающее строить сеть и ловить мелких насекомых.
Представители’, помимо пауков класс включает скорпионов, клещей и др. группы.
Класс Насекомые. Майский жук
Насекомые более 1 млн видов - наземные животные, возникновение которых относят к девонскому периоду. Предками этой группы, по – видимому, были неспециализированные членистоногие, напоминающие современных многоножек и являющиеся также предками ракообразных. Развитие насекомых и приспособление их к различным источникам питания тесно связано с эволюцией наземной растительности. Особенно бурного развития насекомые достигли после возникновения покрытосеменных и сопутствовали их распространению по планете. Большинству представителей класса присуща способность к полету.
Строение тела. Подразделяется на голову, грудь, брюшко. Голова включает пять слившихся сегментов, на ней расположены глаза, ротовые органы и два усика. От груди, состоящей из трех сегментов, отходят три пары членистых ног, а также две пары крыльев (жесткие надкрылья и перепончатые крылья). Брюшко состоит из шести члеников с дыхальцами по бокам.
Покров. Тонкий, хитиновый, более мягкий на брюшке.
Полость тела. Смешанная.
Пищеварительная система. Начинается на голове ротовым отверстием с грызущими органами и слюнными железами и заканчивается на последнем сегменте брюшка анальным отверстием. Между этими отверстиями находятся передняя, средняя, задняя кишка. Передняя кишка подразделяется на глотку, пищевод и жевательный желудок.
Дыхательная система майского жука. От
дыхалец отходят тонкие трубочки - трахеи, которые ветвятся и оплетают все органы. Газообмен осуществляется непосредственно через стенки трахей, расположенных в тканях. В одну минуту совершается 20-35 дыхательных движений.
Кровеносная система. Незамкнутая. Сердце в виде длинной трубки. Кровь засасывается из полости тела через поры в сердце, затем перегоняется к головному концу в аорту, откуда вытекает в полость тела, разнося питательные вещества. В транспортировке газов она не участвует.
Выделительная система. Мальпигиевы сосуды, как у паукообразных. Кроме них имеется жировое тело, которое извлекает из крови вредные вещества, накапливая их, и запасает жир.
Нервная система. Узлового типа; представлена окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой, у которой особенно развиты три пары грудных узла. Надглоточный нервный узел («мозг») образован тремя слившимися узлами.
Органы чувств. Сложные глаза, органы обоняния, осязания (усики) и вкуса.
Размножение. Половое . Раздельнополые животные. У самок имеются яичники с большим количеством яиц, у самцов в семенниках образуются сперматозоиды. Оплодотворение внутреннее. Откладывают в почву яйца.
Развитие. Из яиц в почве в течение 3-4 лет развиваются личинки, которые питаются корня ми деревьев (сосны). Затем личинки превращаются в куколок, и, достигнув максимального размера, превращаются в жуков и вылетают. Массовый вылет жуков происходит каждые 3-5 лет. Питаются жуки листьями березы. Развитие - с полным превращением (яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое).
Отряды насекомых
С неполным превращением: прямокрылые (медведка, саранча), равнокрылые (тля), клопы.
С полным превращением: жесткокрылые (жуки), чешуекрылые (бабочки), перепончатокрылые (пчелы, осы), двукрылые (мухи , комары, слепни).
Тип Хордовые
Общая характеристика. Хордовые животные возникли в начале палеозойской эры.
Произошли хордовые от общего с иглокожими предка, ведущего, в свою очередь, начало от неспециализированных свободноживущих многоще – тинковых кольчецов.
Ароморфозы: 1. Появление осевого скелета хорды как альтернативы другому типу опоры и месту прикрепления мышц - наружному скелету (хитиновому покрову) у членистоногих. 2. Изменение характера внутренней упорядоченности и взаимного расположения частей организма. Нервная система с брюшной стороны перемещается на спинную и располагается над хордой, пищеварительная трубка оказывается под хордой. 3. Появление принципиально нового типа нервной системы в виде трубки, образующейся в онтогенезе как впячивание эктодермы внутрь зародыша. 4. Связь органов газообмена с пищеварительной системой: появление жаберных щелей в переднем отделе глотки прекратило дыхание из пассивного в активный процесс, связанный с пищеварением. Это приобретение усилило потребление кислорода и стало основой повышения интенсивности обменных процессов и всей жизнедеятельности хордовых животных. 5. Возникновение сердца, расположенного на брюшной стороне тела под хордой и пищеварительной трубкой, а также замена гладкой мускулатуры предков на поперечно-полосатую соматическую мускулатуру.
Общие принципы организации хордовых дают возможность разнообразной специализации частей организма путем преобразования и расширения их функциональных возможностей.
Тип хордовых объединяет три крупные группы: подтипы бесчерепных, личиночно-хордовых и черепных, или позвоночных.
Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники
Ланцетник
Строение тела. Форма рыбовидная, 4-8 см Длиной. На головном конце находится рот со щупальцами, вдоль спины проходит плавник, переходящий в хвостовой и подхвостовой плавники. Череп отсутствует. Скелет внутренний; представлен хордой (тяж в плотной оболочке). Тело сегментировано, мышцы хорошо развиты.
Покров. Однослойный эпидермис, под ним - тонкий слой соединительной ткани.
Полость тела. Вторичная.
Пищеварительная система. Включает рот, ротовую полость, глотку, среднюю кишку, куда впадает проток печени, заднюю кишку, анальное отверстие. Желудка нет. Питается беспозвоночными, которые попадают в рот с током воды.
Дыхательная система в виде длинных косых жаберных щелей на стенке глотки; защищены околожаберной полостью, которая имеет отверстие на брюшной стороне. Вода поступает в ротовое отверстие и выходит в околожаберное отверстие.
Кровеносная система. Замкнутая; представлена спинным и брюшным сосудами и капиллярами. Сердца нет, его роль выполняет брюшной сосуд, по которому кровь движется к межжаберным перегородкам. Кровь бесцветная, гемоглобина нет. Кровь разносит по организму питательные вещества и газы (Og, С02).
Выделительная система ланцетника. Выделительные трубки, расположенные по сегментам. Одним концом каждая трубка открывается в полость тела, другим - в околожаберную полость.
Нервная система. Центральная нервная система в виде трубки, расположенной по спинной стороне тела над хордой. Внутри трубки проходит канал. В каждом сегменте тела от трубки отходит две пары нервов.
Органы чувств. Очень примитивны. Вдоль нервной трубки расположены светочувствительные клетки; в поверхностном слое кожи расположены нервные клетки, воспринимающие химические раздражения. Вкус и запах улавливают осязательные клетки по всему телу.
Размножение. Раздельнополые животные. У самок яичники, у самцов семенники, расположенные по сегментам (25 пар). Половые клетки выходят через околожаберную полость в воду, оплодотворение наружное.
Развитие. Происходит в воде. Из зиготы развивается бластула, затем гаструла, после чего из
1. Дождевой червь питаетсяА. насекомыми В. инфузориямиБ. личинки насекомых Г. гниющими раститель- ными остатками2. Определить последовательность отделовпищеварительной системы дождевого червяА. рот – глотка – зоб – пищевод – желудок - кишка Б. рот – глотка – пищевод – зоб – желудок – кишкаВ. рот – желудок - зоб – глотка –пищевод – кишкаГ. рот - кишка – желудок – зоб – пищевод – глотка 3. Не перевариваемые остатки пищи у речного рака удаляются черезА. поверхностью кожи В. анальное отверстиеБ. зеленые железы Г. глотку4. Пищеварительная система лягушки отличается от пищеварительной системы рыбы наличиемА. желудок В. кишечникБ. клоака Г. печень5. У птиц переваривание не происходит вА. ротовой полости В. желудкеБ. глотке Г. кишечнике6. Мелкие камешки в мускулистом отделе желудка птиц обеспечиваетА. всасывание пищи В. перевариваниеБ. поглощение пищи Г. перетирание пищи7. Приспособленность к полету у птиц –А. обильное питание В. питание растит. пищейБ. питание животной пищей Г. быстрое переваривание8. У млекопитающих из пищевода пища попадает вА. желудок В. печеньБ. кишечник Г. глотка9. У млекопитающих орган пищеварительной системы –А. почки В. печеньБ. легкие Г. мочеточники10. У млекопитающих всасывание питательных веществ происходит в:А. пищеводе В. глоткеБ. желудке Г. кишечнике
Помогите с текстом: Свободноживущие плоские черви по образу жизни,как правило,....... Пища,поступившая в их организм,периваривается в клетках стенокИ термины,которые нужно вставить:
1)полость кишки
2)ротовое отверстие
3)анальное отверстие
4)желудок
5)поверхность тела
7)симбионт
8)кишечник
1. К реакциям пластического обмена в организме человека относят процесс1) транспорта питательных веществ по пищеварительному каналу
2) выделения сальными железами кожного сала
3) синтеза белков в клетках печени
4) фильтрации плазмы крови в нефроне
2. Установите уровневую организацию строения слухового анализатора чело-
века, начиная с его периферического отдела − уха. В ответ запишите соот-
ветствующую последовательность цифр.
1) рецепторные волосковые клетки
2) улитка
3) внутреннее ухо
4) перепончатый лабиринт
5) кортиев орган
3. Вставьте в текст «Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека»
пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого
цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем
получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую
ниже таблицу.
Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека
В толстом кишечнике в кровь всасывается большое количество ________ (А).
Железы толстого кишечника вырабатывают много ________ (Б) и облегчают,
таким образом, продвижение и выведение непереваренных остатков пищи.
Бактерии толстого кишечника синтезируют некоторые ________ (В). Непере-
варенные остатки пищи попадают в ________ (Г) и удаляются из организма.
Перечень терминов
1) слизь
2) вода
3) глюкоза
4) фермент
5) витамин
6) прямая кишка
7) слепая кишка
8) поджелудочная железа
4. К реакциям энергетического обмена в организме человека относят процесс
1) синтеза белков в мышечных волокнах
2) переноса кровью питательных веществ по организму
3) окисления глюкозы в нейронах мозга
4) обратного всасывания первичной мочи в извитых канальцах почек
5. Почему врачи рекомендуют включать в рацион питания продукты, содержа-
щие йод?
1) йод влияет на изменение состава плазмы крови
2) йод нормализует деятельность щитовидной железы
3) йод предупреждает заболевание ангиной
4) йод способствует синтезу в организме витамина С
6. Во время тренировки спортсмена в первую очередь расходуются запасы
1) витаминов 2) белков 3) жиров 4) углеводов
7. Вред загара заключается в том, что
1) темнеет кожа
2) может возникнуть меланома
3) вырабатывается избыток витамина D
4) в расширяющиеся сосуды кожи оттекает большое количество крови
8. В каком отделе пищеварительного канала в основном происходит всасыва-
ние органических веществ пищи?
1) в ротовой полости 3) в толстом кишечнике
2) в желудке 4) в тонком кишечнике
9. Установите уровневую организацию строения зрительного анализатора чело-
века, начиная с его периферического отдела. В ответ запишите соответствую-
щую последовательность цифр.
1) глаз
2) сетчатка
3) глазное яблоко
4) колбочки
5) фоторецепторы
4) одноклеточные и колониальные
А2- Вредные вещества и избыток воды выделяются из оргонизма амёбы через: 1) ядро 2) поверхность тела 3) сократительную вакуоль 4) пищеварительную вакуоль
А3- Эвглена зелёная питается на свету: 1) неоргоническими веществами, растворёнными в воде 2) как растение, за счёт фотосинтеза 3) бактериами, другими простейшими 4) растворенными оргоническими веществами
А4- Фораминиферы имеют: 1) два ядра 2) реснички 3) жгутики 4) раковину
А5-Глазок эвглены зелёной чувствителен к: 1) содержанию в воде кислорода 2) содержанию в воде углекислого газа 3) температура воды 4) свету
А7- Ложноножки у амёбы выполняют функцию(и) : 1) передвежения 2) передвежения, захвата пищи 3) переваривания пищи, дыхания 4) дыхания
А8- В хлоропластах эвглены зелёной происходит: 1) переваривание пищи 2) накопление питательных веществ 3) фотосинтез на свету 4) накопление вредных веществ жизнедеятельности
А9- Порошица- это отверстие, через которое: 1) удаляется только избыток воды 2) удаляются непереваренные остатки пищи 3) осуществляются пищеварение 4) осуществляются размножение
А10-Два ядра имеют: 1) амёбы 2) эвглены 3) инфузории 4) фораминиферы А11-К колониальным простейшим относятся: 1) фораминифера 2) инфузория туфелька 3) вольвокс 4) сувойка
помогите пожалуйста)