Можно ли развить интеллектуальные способности? Можно ли развить в себе экстрасенсорные способности? Упражнения с фотографиями

  • Перевод

Большинство из нас регулярно говорит себе: «Если бы только у меня было больше силы воли». Однако возможно ли на самом деле развить ее? И если да, то с чего лучше всего начинать?

Какая-то из этих ситуаций покажется вам знакомой:

  • Вы хотите превратиться в «жаворонка» , но когда звонит будильник, вы даете себе послабление и продолжаете спать.
  • Вы решаете перейти на более здоровое питание, но неожиданно для себя делаете заказ в МакДональдс.
  • Вы думаете, что было бы неплохо походить в спортзал и сбросить несколько лишних килограммов перед началом лета, но после долгого рабочего дня оказываетесь на диване перед телевизором.
Да? Вы не одиноки. У науки есть несколько ответов на вопрос о том, как развить силу воли, которые, вероятно, вас удивят.

Почему нам следует заботиться о силе воли?

Рой Баумайстер, один из ведущих исследователей силы воли, отмечает:
Основной причиной большинства проблем, докучающих нашим современникам, - зависимостей, переедания, преступности, домашнего насилия, передаваемых половым путем заболеваний, предрассудков, долгов, нежелательных беременностей, недостатка образования, низкой успеваемости в школе и на работе, нехватки средств, отсутствия физических упражнений - является в той или иной степени низкий уровень самоконтроля.
Психология выявила 2 основных параметра, обеспечивающих, кажется, чрезвычайно широкий спектр преимуществ: интеллект и самоконтроль. Несмотря на многолетние попытки, психология так и не выяснила, что же человек может сделать для стойкого повышения уровня умственных способностей. А вот усиление самоконтроля вполне доступно. Следовательно, самоконтроль - это редкий и мощный инструмент, используя который психология способна внести ощутимые и полезные изменения в жизни обычных людей

Исследования в данной области убедительно поддерживают идею о том, что рост силы воли человека положительно влияет на все сферы его жизни. У людей, более склонных к самоконтролю, здоровье крепче, отношения стабильнее и счастливее, заработок выше, а карьера успешнее . Не удивительно, что обладатели более сильной воли еще и счастливее.

Поэтому заявление о готовности поработать над своей силой воли может оказаться одним из лучших решений в вашей жизни.

Что такое сила воли?

Чтобы понять, как работает сила воли, нам сначала нужно выяснить, что мы подразумеваем, используя данное слово. Всем нам кажется, что мы понимаем, о чем идет речь. Однако как ученые, изучающие данный предмет, определяют силу воли?

В книге «Максимальная сила воли» («Maximum Willpower») профессор Келли МакГонигал, ведущая курс «Наука силы воли» («The Science of Willpower») в Stanford, упоминает о трех различных аспектах этого явления:

  • Сила «Я не буду» - способность противостоять искушениям.
  • Сила «Я буду» - способность делать то, что необходимо.
  • Сила «Я хочу» - осознание личностью своих долговременных целей и желаний.
По словам МакГонигал, сила воли напрямую связана с использованием власти над этими «я буду», «я не буду» и «я хочу» для достижения собственных целей и избегания неприятностей.

Откуда у нас сила воли?

Сила воли - это поразительный феномен. Действительно, некоторые ученые даже говорят о том, что, возможно, именно она делает человека человеком. Это логично, ведь других животных, обладающих настолько развитой способностью контролировать свои импульсы, не существует. Что же сделало нас такими особенными?

Древние люди жили в обществе, где выживание каждого индивидуума очень сильно зависело от группы. Чтобы ладить с окружающими , каждому нужно было следить за своими импульсами. Это оказало огромное влияние на мозг и привело к развитию методов контроля над порывами, из-за которых человек мог попасть в беду.

Наша нынешняя способность бороться со своими импульсами - это результат продолжавшейся несколько тысяч лет адаптации к постоянно усложняющейся социальной среде.

Мозг и сила воли: знакомьтесь, префронтальная кора

Префронтальная кора - это часть мозга, расположенная сразу за лобной костью и глазами. На протяжении эволюции она в основном контролировала физические перемещения (ходьбу, бег, подъем и т. п.). Со временем она не только увеличилась, но и усилила связи с другими отделами мозга и взялась за выполнение некоторых новых функций. Сейчас префронтальная кора отвечает за ваши действия, мысли и даже чувства.

В префронтальной коре выделяется 3 самостоятельных отдела, контролирующих различные аспекты силы воли:

  • Левая доля префронтальной коры отвечает за часть «я буду».
  • Правая доля заведует сферой «я не буду».
  • А нижняя средняя доля обслуживает «я хочу».
Все вместе эти отделы обеспечивают наш самоконтроль и самосознание или, иначе говоря, нашу силу воли.

Лучше всего значение префронтальной коры иллюстрируют случаи, когда люди получали травмы, затрагивающие именно эту часть головного мозга. В 1848 году Финеас Гейдж, спокойный, вежливый и трудолюбивый бригадир, оказался в ситуации, результатом которой стала очень серьезная травма головы, повредившая префронтальную кору. Ранение изменило его навсегда. Друзья не могли узнать Гейджа: он превратился в раздражительного, импульсивного человека - буквально в противоположность самого себя.

Случай Финеаса - это один из многих примеров того, что происходит, когда человек страдает от повреждения префронтальной коры. Это делает очевидным, что сила воли - не нечто мистическое, а всего лишь одна из функций нашего мозга.

Почему наши бабушки и дедушки были более дисциплинированными, чем мы

Одно из самых шокирующих открытий, касающихся силы воли, таково: сила воли похожа на мускул, устающий при чрезмерном использовании.

Рой Баумайстер провел множество экспериментов, во время которых он просил людей проявлять силу воли в контролируемых лабораторных условиях (отказаться от пирожных, скрывать свой гнев, держать руки в ледяной воде и т. д.). Оказалось, что детали этих требований не имели большого значения: люди, которым приходилось использовать свою силу воли, сталкивались с ослаблением способности контролировать себя. Это выражалось разными путями: те, кого просили сдерживать эмоции, были более склонны к покупке ненужных вещей, отказ от сладостей приводил к прокрастинации и так далее. В конце Баумайстер пришел к заключению, что в процессе использования сила воли оскудевает.

Более того, исследование показало, что существует множество факторов, способных истощить силу воли, причем о некоторых из них мы никогда бы не подумали. Присутствие на скучном совещании, попытка произвести впечатление на свидании, неподходящее рабочее место - все это иссушает силу воли. Каждый раз, когда вы вынуждены сдерживать порыв или принимать решение - неважно, насколько обыденное - вы используете свою «мышцу силы воли» и, следовательно, опустошаете соответствующие резервы.

Кэтлин Вонс, доцент маркетинга в школе менеджмента Carlson в University of Minesota, отмечает:

Существует исследование, которое демонстрирует: уровень самоконтроля людей остался таким же, как и десятилетия назад, но нас атакует все больше и больше искушений. Наша психология не рассчитана на взаимодействие со всеми нынешними потенциальными удовольствиями

Мы могли бы смотреть на людей, принадлежащих предыдущим поколениям, и восхищаться их самодисциплиной. Будучи мастером боевых искусств, я помню, как когда-то читал истории о мастерах прошлого и корил себя за то, что, в отличие от них, день за днем не отрабатывал часами один и тот же прием.

Но кажется, причиной того, что наше поколение не так прилежно, как предшествующие, является вовсе не слабость характеров, а окружающие раздражители. Были бы эти мастера боевых искусств столь же преданы своему делу, если бы у них был доступ к Facebook, Twitter и YouTube? Боюсь, мы никогда не получим ответа на этот вопрос.

Стероиды для силы воли: медитация

Хорошая новость: мы сможем увеличить свою силу воли и получим возможность регулярно применять ее, если начнем тренировать свой мозг .

Медитация зарекомендовала себя как один из наиболее действенных методов повышения силы воли. Исследования данного вопроса показывают, что 3 часа медитации улучшают самоконтроль и способность к концентрации, а после 11 часов практики можно заметить реальные изменения в мозге. Почему она столь эффективна?

Медитация усиливает приток крови к префронтальной коре. Кажется, что мозг реагирует на упражнения так же, как и мышцы: отжимаясь, вы получаете сильные руки, а медитируя, улучшаете нервные связи между отделами мозга, ответственными за самоконтроль. Как лучше всего медитировать, если вы хотите развить свою силу воли?

Келли МакГонигал говорит, что описанная техника медитации заставит кровь хлынуть к префронтальной коре, а это, пожалуй, самое простое, что мы можем сделать для ускорения эволюции и доведения потенциала нашего мозга до максимума.

  1. Сидите и не двигайтесь. Вы можете сидеть на стуле, поставив ступни на пол, или расположиться на полу, скрестив ноги. Постарайтесь сдерживать двигательные импульсы: выясните, можете ли вы игнорировать зуд и потребность изменить позу. Неподвижность - важная часть медитации, она учит не поддаваться порывам автоматически.
  2. Переключите внимание на дыхание. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на дыхании. Мысленно говорите «вдох», втягивая воздух, и «выдох», выпуская его наружу. Заметив, что мозг начал блуждать, верните его на место и продолжайте фокусироваться на дыхании. Это активизирует префронтальную кору и успокоит центры мозга, реагирующие на стресс и желания.
  3. Фиксируйте ощущения при дыхании и моменты, когда разум «блуждает». Через несколько минут отбросьте слова «вдох» и «выдох» и сконцентрируйтесь исключительно на ощущении дыхания. Ваш разум может немного «заблудиться» без этих слов. Но заметив, что вы думаете о чем-то постороннем, вновь верните внимание к дыханию. Можете несколько раз повторить «вдох» и «выдох», если вам будет сложно сконцентрироваться. Эта часть помогает тренировать как самосознание, так и самоконтроль.
В самом начале занятий медитация может показаться очень сложной. Это вполне нормально: в повседневной жизни мы часто не замечаем, насколько рассеян и шумен наш разум, а неподвижность во время попыток сконцентрироваться на дыхании наглядно это демонстрирует. Однако неважно, насколько неумелым вы себя считаете: исследование предполагает, что даже 5-минутная ежедневная медитация принесет пользу в виде повышения уровня самоконтроля и самосознания. Не бойтесь начать с малого.

Заключение: не корите себя слишком сильно!

Думаю, один из важнейших выводов, который мы можем сделать из недавнего исследования силы воли, таков: нам следует перестать испытывать чувство вины и корить себя каждый раз, когда не удастся успешно ей воспользоваться.

Чаще всего за недостатком силы воли скрываются химические процессы в мозге, а не природные слабости характера. Как нет смысла ждать от мышц неограниченной физической силы, так и нерезонно надеяться на то, что разум проявит нелимитированную силу воли. Необходимо понять, что вам нужно тренироваться, чтобы увеличить силу воли точно так же, как вы занимаетесь, чтобы повысить физические возможности. Медитация вам в помощь!

Рано или поздно каждый человек начинает интересоваться сверхъестественными, необычными вещами. Тогда у него возникает масса вопросов. Обладает ли он экстрасенсорными задатками? И как их можно развить? Цели у каждого при этом разные - одному нужно победить конкурентов, другому - решить личные проблемы. Третий просто хочет славы и денег. При этом важно знать, когда люди начинают непростой путь духовного совершенствования, их восприятие себя и мира меняется.

Понятие экстрасенсорики

Есть немало методов того, как развить экстрасенсорные способности. Чтобы начать развиваться в данном направлении, важно ответить на главный вопрос - что же такое экстрасенсорика? Под этим термином чаще всего понимается такой тип восприятия, который недоступен обычным органам чувств, и выходит далеко за пределы обычных человеческих возможностей.

Современные ученые, проводящие эксперименты над мозгом, выяснили: человек использует свой потенциал всего лишь на 10 %. Но куда же тогда уходят остальные 90 %? Оказывается, много веков назад люди обладали особыми знаниями, позволяющими развить заложенный в человеческом разуме потенциал. Из древних трактатов и до наших дней дошли знания о том, что важным в развитии человека является умение концентрировать внимание на определенном предмете.

Концентрация на точке

Как развить в себе экстрасенсорные способности? Ответ на этот вопрос известен уже давно, и одним из проверенных упражнений является «Концентрация на точке». Оно имеет несколько уровней сложности.

  • В центре белого листа нужно нарисовать черную точку. Повесить на стену, причем расстояние до глаз должно составлять не менее одного метра. Далее нужно сесть напротив рисунка, и начать внимательно смотреть на эту точку. Ни о чем, кроме нее, думать нельзя. Существует только медитирующий человек и точка. Главное в задании - постараться заглушить голос суетливого ума, перестать думать о чем-либо, кроме объекта упражнения. При регулярной практике можно овладеть данным упражнением за месяц.
  • Следующий этап - это медитация с использованием точки голубого цвета. Как только получиться овладеть данным упражнением, следует переходить к следующему.
  • На белом листе рисуется 2 черных точки, которые расположены друг от друга на расстоянии порядка 10 см. Это следующий этап, который позволит ответить на вопрос о том, как развить в себе экстрасенсорные способности. Следует концентрировать внимание на обеих точках одновременно. Поскольку человеческое сознание не может захватить в фокус внимания сразу два предмета, оно должно уйти на задний план, и дать свободу подсознанию. Концентрация сразу на двух точках позволяет выйти в магический режим восприятия, и нарабатывать необычные способности.

Подготовка к развитию способностей

Как развить в себе экстрасенсорные способности за более короткий срок? Сделать это вполне возможно. Рассмотрим несколько рекомендаций для подготовки к краткосрочным упражнениям.

  • Сначала необходимо провести очищение мыслей и эмоций. Нужно избавиться от негативного груза, который не дает раскрыться подсознанию, достичь внутренней гармонии. Весьма полезной для этого может оказаться медитация.
  • Никому нельзя сообщать о том, какого рода тренировками вы занимаетесь. Это должно оставаться в секрете от посторонних.

  • Каждый день следует выполнять специальные упражнения. Так как развить экстрасенсорные способности самостоятельно - это достаточно кропотливый процесс, без самодисциплины здесь не обойтись. Если этого не делать регулярно, хорошего результата можно не ожидать.
  • Использовать полученные таланты нужно только для хороших целей. Иначе эти способности исчезнут.
  • Также следует изучать дополнительную информацию по экстрасенсорике. Ведь теория не менее важна в этом деле, чем практика.

Упражнения с фотографиями

Теперь рассмотрим несколько практических упражнений. Они будут полезны каждому, кто ищет ответ на вопрос о том, как развить экстрасенсорные способности в домашних условиях.

  • Техника, позволяющая научиться чувствовать человеческую ауру. Нужно сесть на стул прямо, расслабиться. Развести руки по сторонам, расположить ладони параллельно друг другу на расстоянии примерно 30 см, затем следует не спеша свести ладони, и развести их. Должно возникнуть чувство упругости и тепла.
  • Далее берется две фотографии, на которых изображаются умерший человек и живой. Глаза следует закрыть, избавиться от посторонних переживаний и мыслей. Одну руку положить на снимок, и почувствовать, какая от него исходит энергия. Затем следует повторить упражнение на другой фотографии.
  • Чтобы развить интуицию в те дни, когда выполняется упражнение, следует начать учиться писать противоположной рукой.

Основные правила успеха

Как быстро развить экстрасенсорные способности? Главное - действительно стремится к этому, упорно идти к своей цели. Чтобы достичь успеха быстрее, следует придерживаться нескольких простых рекомендаций.

  • Настраиваться на положительный лад. Вряд ли можно ли развить в себе экстрасенсорные способности, если не верить в конечный результат. Поэтому каждому желающему стать настоящим медиумом потребуется уверенность, положительный настрой. Сомнения будут только отвлекать, замедляя при этом весь процесс.
  • Особенно внимательно следует отнестись к своим переживаниям и чувствам во время обучения. Нужно следить за любыми мелочами, происходящими вокруг. Ведь это может быть сверхъестественный сигнал.
  • Фиксировать на бумаге свои сны и видения. Полезно завести для этого специальный блокнот. Так можно будет отслеживать, насколько быстро происходит прогресс.
  • Как можно чаще представлять внутренним взором различные события. С этой целью можно использовать фотографии. Посмотрев на один снимок в течение нескольких секунд, следует затем закрыть глаза и постараться воспроизвести его в воображении.

Как развить экстрасенсорные способности: упражнение «Сквозное видение»

Это один из самых старых способов, которые дошли до нашего времени от предков. Им пользовались для того, чтобы «рассмотреть» то, что скрыто от взгляда человека. Для выполнения данной техники следует сесть на стул, чтобы на расстоянии вытянутой руки располагалась стена. На нее будет направлен взгляд во время выполнения упражнения. Следует расслабиться, и сосредоточить внимание на любой точке, расположенной на стене выше уровня глаз. У человека на этом уровне находится так называемый «третий глаз».

Затем нужно посмотреть на стену расплывчато, ни на чем не концентрируясь около 20 минут. Следует стараться не моргать. После того следует постараться «увидеть» ту же точку, но с противоположной стороны стены, смотря на нее как бы насквозь. На это также следует потратить порядка 20 минут. Упражнение следует выполнять каждый день.

Методика «Видение ауры»

Советам, как развить в себе экстрасенсорные способности, легко следовать каждому. Для самостоятельной тренировки этих навыков полезно тренироваться и в пристальном рассматривании собственных век, а также контуров предметов.

Для этого следует расслабить тело, закрыть глаза и расслабиться. Затем следует начать внимательно рассматривать расплывчатые очертания на «черном экране» век в течение приблизительно 10 минут. Лучше всего выполнять данную технику с утра, сразу же после сна, или же перед отходом ко сну.

Как можно развить в себе экстрасенсорные способности еще больше? Через 9 дней после данной тренировки можно усложнить ее, приступив ко второй части. Как и в первом случае, следует расслабиться, немного прикрыв веки. Начать пристально смотреть на контуры какого-либо предмета, находящегося в комнате. Полезно это упражнение проводить в полумраке. Яркий свет будет мешать видению ауры. После такой тренировки можно развивать свою способность видеть человеческую ауру, определять свойства характера человека, его мысли.

Методика для развития экстрасенсорного слуха

Данное упражнение позволяет развить чуткое ухо. Практически все люди перед отходом ко сну стремятся оградить себя от посторонних звуков. Смысл упражнения заключается в том, что на протяжении нескольких минут следует концентрироваться на каком-либо звуке с целью определения его источника. Например, это может быть лай собаки, или же мяуканье кошки. Услышав такие звуки, следует постараться определить пол животного, его окраску. Если послышатся голоса людей, следует определить их пол, внешность, одежду. Выполнение данного упражнения позволяет обрести контроль над миром звуков, проникающих в бессознательное.

Развитие обоняния

Данное упражнение направлено на то, чтобы развить обонятельные способности, которые также должны быть хорошо развиты у экстрасенса. Для выполнения техники следует сесть, расслабиться, и постараться определить окружающие запахи. Затем подумать о том, что является их источником, мысленно постараться их вообразить. Если тренироваться постоянно, результат может быть действительно шокирующим. Техника позволяет обнаружить запахи, ранее остававшиеся без внимания.

Используя данные упражнения для развития сверхъестественных способностей, можно не только расширить свое восприятие, но и научиться отыскивать выход из самых затруднительных ситуаций. Главное - помнить, что необычные способности следует использовать только на благо людям. Нельзя применять их ради обогащения или нанесения вреда.

– Доктор, я умру?

– Обязательно!

В этом черном анекдоте и заключен ответ на все вопросы, считает руководитель отдела НИИ морфологии человека РАМН, доктор биологических наук, профессор Сергей Савельев.

Факт смертности

Внутри каждой нашей клетки есть специальные структуры-добавки – теломеры, побуждающие эту клетку делиться. Таких теломер должно быть 50, максимум 55. С каждым делением их остается на одну меньше (они отцепляются особым ферментом): 49, 48... – и так далее по нисходящей. И неважно – медитируете ли вы в Тибетских горах, целуете ли кресты в Риме: когда способность клеток к делению кончается, то бишь истощается запас теломер, наступает естественная биологическая смерть.

50-55 делений – вот наш предел. В среднем это тонна клеток – столько вырабатывает наш организм за всю жизнь. В принципе эти ресурсы позволяют прожить и 150 лет – но вдали от цивилизации, в благоприятнейшей экологической обстановке и, как правило, жизнью дождевого червя. При активной жизни возможности организма серьезно сокращаются. Предел – 80-90 лет, дальше просто идет медленное умирание. Замечали: у стариков кожа становится пергаментной, появляются странные пигментные пятна на местах былых ожогов, ударов… Это клеток вырабатывается все меньше и меньше.

Так что физиологические ресурсы человека весьма скромные.

В поисках вечной клетки

Еще у нас есть невозобновляемая система – нервная. Все теории, будто клетки мозга размножаются и чуть ли не каждый день в нашей черепушке появляется до миллиона новых нейронов, построены на некорректных экспериментах на животных.

Фальсификацией является и то, что число нейронов можно увеличить с помощью стволовых клеток. Как правило, этой идеей увлекаются психологи и физиологи и, конечно, спекулянты от медицины, делающие бизнес на страданиях и чаяниях больных.

О поисках «вечной» клетки написаны тысячи статей. В США есть исследователи, которые утверждают, будто им удалось выделить из клеток то ли крови, то ли подкожного жира «вечно живущие» клетки, которые можно помещать в разные химические условия и таким образом получать разные типы клеток – сердца, легких, печени – и даже разные типы ткани!

Как им удается морочить всем голову? Да очень просто. Скажем, из одной клетки получают сто и замораживают. Потом, когда первая на издыхании и вот-вот прекратит делиться, из холодильника достают такую же вторую, третью... А чтобы доказать, что клетка потихоньку превращается, скажем, в сердечную, ее помещают в вытяжку из кардиомиоцитов (нарубленная и отфильтрованная ткань сердца), где она, естественно, «жрет» и накапливает соответствующие метаболиты, характерные белки. Потом эту «вечную» клетку пересаживают в чистую среду, показывают публике и говорят, что это будущий кардиомиоцит. Правда, мышечной ткани сердца еще нет, но она точно будет, ведь вы же видите специфические антитела, характерные для сердечной ткани. А клетка просто наелась того, что было вокруг.

На сегодняшний день нет ни одной работы, доказывающей, что преодолен 50-кратный цикл деления. Если бы подобное случилось, фармацевтические компании праздновали бы победу: ведь разрабатывать лекарства от того же СПИДа надо не в раковых, поистине бессмертных, а в здоровых клетках. Но многолетние опыты ученых Германии показали: ни одна соматическая ткань в культуре клеток не живет более 4,5 года.

Шумиха вокруг клонирования

По этой же причине нельзя никого клонировать. Если ядро соматической клетки пересадить в яйцеклетку, зародыш просто умрет от старости, ведь у соматической уже выработана значительная часть ресурса делений. Поэтому вопрос клонирования – дело бизнеса и мистификации, а не медицины. Кстати, была ли овечка Долли клоном, генетически не доказано. Серьезные работы говорят лишь о том, что можно добиться пересадки ядра: при этом зародыш какое-то время делится, а потом погибает. Сей факт ученым был известен уже четверть века назад…

Но почему, спрашивается, не утихает журналистско-ветери­нарная шумиха про якобы клонированных здесь и там кошечек, собачек, хрюшек? Увы, это чистой воды политика. В свое время английское правительство, поддавшись на историю с Долли, выделило на исследования громадные деньги. Когда же стало ясно, что все это, мягко говоря, надувательство, пошла борьба за сохранение лица, отстаивание не столько научных интересов, сколько собственного бутерброда. Именно тогда и придумали чудо-терапию стволовыми клетками, выращивание с их помощью органов…

И уж если говорить по большому счету, то и программа «Геном человека» – чисто американское шоу. На самом деле в геноме исследовано лишь 10% генов, кодирующих белки. Остальные 90% – terra incognita, хотя уже объявлено о завершении программы. Да и те 10% генов изучены только у одного – одного! – человека, о чем почему-то все «забывают» говорить.

Так что приходится признать: наш мозг, будучи продуктом биологическим, конечен. И никаких новых ресурсов создать нельзя – ну не размножаются клетки мозга!

Работа мозга – очень энергозатратный процесс. Даже если мы тихо дремлем у телевизора, мозг поглощает до 10% всего, что мы выпили и съели за сутки. А при активной жизни расход увеличивается как минимум вдвое. Неслучайно при неблагоприятных условиях мозг отключается первым.

Сколько ни разгоняй «Запорожец»…

Бытует мнение, что мы используем мозг на 10%. На самом деле он всегда работает весь! Даже когда вы читаете газету и, казалось бы, активизированы лишь зоны, ответственные за зрение, память и логику, в это же время трудятся и другие нейроны, например те, что отвечают за поддержание вашей позы. Правда, они менее активны, но также передают сигналы и в любой момент готовы выполнить новое задание. Вам позвонили в дверь? И вот уже зашустрили нейроны, ответственные за слух, ходьбу, распознавание.

И тут мы сталкиваемся еще с одним заблуждением: будто можно развить способности человека. Нет! Их можно только реализовать. Мозг каждого человека имеет свою структурно-морфологическую организацию, определяющую характер, сенсорные, моторные, другие возможности и ограничения. Нет абсолютно идентичных извилин. Все умственные, физические ресурсы мозга определены с рождения: как генами родителей, так и тем, что за материалы – белки, жиры, углеводы – приносила на постройку новой нервной системы будущая мама. Если в это время она занималась сыроедением, голоданием, мозг ребенка, скорее всего, будет развит отнюдь не идеально.

Образно говоря, сколько ни разгоняй «Запорожец», он не будет ездить, как «Мерседес». И нет смысла запихивать в языковую или математическую школу того, чьим извилинам в радость слесарное дело. В каждом конкретном случае нужно заниматься не проблемой развития функций, которых нет, а реализовывать то, что точно досталось от папы с мамой.

Как это определить? Очень просто – предъявите мозгу много вариантов. Дайте попробовать разное. Человек сам схватится за «свое». Если лучше выражены слуховые и голосовые области мозга – будет петь. Аналитические – не оторвешь от шахмат, точных наук.

Но всему есть предел: от непосильных задач даже «Мерседес» может заглохнуть и оказаться на обочине. А «Запорожец», который не пыжится, а живет в ладу с собой, пусть медленно, но верно будет реализовывать свои таланты.

И нельзя всех заставить думать и жить одинаково. Как и достигать одних и тех же высот.

От редакции. В одном из следующих номеров в рубрике «Дискуссионный клуб» мы поговорим о плюсах и минусах долгой жизни. Ваши высказывания присылайте нам по адресу: 107996, Москва, ул. Электрозаводская, д. 27, стр. 4, «АиФ. Здоровье», с пометкой «Дискуссионный клуб», или по электронной почте med@сайт

Кстати

Наша кожа (верхний слой эпителия) обновляется:

>> на руках – каждый день,

>> на лице и голове – раз в три дня,

>> на теле – раз в неделю.

Клетки крови заменяются:

>> у обычного человека – каждые 80 дней,

>> у спортсмена – каждые 40 дней.

Сердце способно сократиться только 800 миллионов раз за жизнь.

В детстве всегда, когда представлял себе числа, видел их в разных цветах. Цифра 5 обязательно была красной, цифра 7 обязательно зеленой и так далее.

Любая песня западает мне в душу, только если при ее прослушивании я четко вижу цвета.

Есть такая песня группы Ratatat - Loud Pipes.

Так вот при ее прослушивании я очень четко вижу красный и оранжевый цвет. Как будто светят фонарем в глаза.

Однажды я шел по улице в наушниках с этой песней. Была осень и я увидел дерево с листьями точно такого же цвета, какой вызывала у меня эта песня - ярко-красный и ярко-оранжевый. Я сразу забыл куда шел и зачем, а просто встал и начал таращиться на это дерево, попутно офигевая от того, как мои фантазии материализовались в реальном мире.

А вообще, в жизни мне это не очень то и помогло (если это и в правду синестезия, а то может у всех так), я ничего выдающегося не создал (пока).

По идее, да. Синестезию можно развить и натренировать. Она свойственна всем нам в младенческом возрасте, и возможно, многие даже смогут припомнить, каково это - быть синестетиком.

Для начала определитесь, какой именно вид синестезии вы хотите. Что вы хотите ощущать всеми органами чувств - визуальные образы и знаки, звуки, запахи, прикосновения к чему-то, вкус? Хотите ли вы ощутить цвет аромата ванили, или же температуру вашей любимой песни?

А ведь синестезия бывает ещё и множественной. Например, у запахов может быть не только цвет, но и поверхность, и звучание. Так что есть из чего выбрать.

Ну а дальше можно уже собственно приступать к тренировкам. По идее, синестетические образы - это всё равно образы, а значит, сначала их можно просто вообразить. Их отличие от обычных образов заключается в том, что они далеко не всегда имеют вид какого-то предмета или явления, это именно что смешение ощущений. Например, представьте себе материю, которая по консистенции стоит где-то между стеклом и воздухом. Примерно такими и являются большинство синестетических ощущений - минимум конкретики и определенности. То есть ваша задача - научиться воображать такие ощущения. Правильных и неправильных ощущений тут нет, всё индивидуально.

Очевидные плюсы такой тренировки - развитие воображения, органов чувств и воли. Минусов особо не видно:)

Синестезия- это такое состояние, когда на стимул одной сенсорной системы откликается совсем другая. Проще говоря, вы видите звуки, слышите цвета, знаете вкус букв. Например, один пациент утверждал, что оранжевый цвет по вкусу как эклер, красный - как лимонный сок, а синий невообразимо солёный.
Развивается это, к сожалению, по не зависящим от вашего желания причинам - особенности строения мозга, увеличение связей между сенсорными участками, разбалансировка механизмов возбуждения-торможения...
Судя по большому количеству синестетиков среди творческих людей, видимо, это даёт вам +100000 к воображению и творческому потенциалу. Синестетами были, например, Набоков, который утверждал, что у каждой буквы есть свой цвет (почитайте его мемуары "Память, говори") ; Рахманинов и Римский-Корсаков, которые видели звуки, а последний даже писал, что многие его произведения созданы, чтобы описать цвета.
Ещё это качество даёт некоторые сложности в отношениях с окружающими, потому что синестеты искренне не понимают, как другие могут не чувствовать того, что чувствуют они.

Боюсь вас расстроить, но случаев, когда искусственная синестезия была в той же степени развитой как врожденная пока не было зафиксировано.

Хочу познакомить вас со статьей, это будет вам интересно

В статье рассказывается о изученных формах синестезии. Быть может, знание глубинных принципов ее работы сможет вам помочь.

Обладателями лучшей "искусственной синестезии" (в той мере, в которой это можно так назвать) являются мнемоники (мнемоника -спорт, смысл которого- скорость и объём запоминания). Мнемоники учатся связывать поступающую к ним текстовую, или звуковую информацию с визуальными образами делая это даже в деталях, даже в мелочах.

Если это было полезным, буду благодарен за подписку

Синестезия - один из наиболее распространенных эффектов перцептронных ПАВ

5-HT2A лиганды - все ее склонны проявлять, например природный, вырабатывающийся в организме человека ДМТ - 100%-тный образец работоспособности и эффективности в своей категории "нейромедиаторов"

правда синестезия очень простая задача, словно "воробей" для такой противоограничиттельной "пушки" восприятия. Предвосхищающее эхо рифмующихся событий, например, увлечет уведя в сторону быстрее, чем вода меняющая вкусы соков, убранная в непрозрачный пакет с трубочкой для питья выходящей наверх, или музыка раскладывающаяся в знакомые блюда или же ситуации(музыка про дождь... - не пепсикола, вместо вкуса, ноты - капли воды...)

Диллеры торгуют оружием, и героином(производится из опиума из мака), за который испокон веков, все развитые страны, рьяно запрещавшие наркотики, были готовы воевать и нести потери в войне с Китаем, просто чтобы с...здить у китайцев потом и кровью выращенное и охраняемое национальное богатство(традиционный природный ресурс) крупной нации, заметте, не только им торговавшей как восстребованным всем миром ресурсом(во вторую очередь рекреационного злоупотребления, а в первую - ЭФфективного и(кроме физической зависимости, не всегда значимой) безопасного природного(натурального) обезболивающего средства, позволявшего всегда больным старикам умирать даже от рака с улыбкой, а человеку получившему обширные ожоги тела, до сих пор рекомендованного и выделяемого медициной на протяжении года, пока все заростает новой кожей, т.к. терпеть постоянные страшные боли круглосуточно(они не позволяют человеку даже спать, это опаснее самих ожогов) в течение года, для большинства - задача менее подьемная чем вскрыть вены на второй день.(через год, врачи их выписывают, и отправляют домой, не наркоманами кстати говоря...)

лицемерия в этой сфере не меньше чем ценности(денег)

однако Индия например все разрешила(по факту, законы иногда могут быть написаны как хочет ООН или кто-тот еще, коровы крапивы в Индии всеравно не находят никакой нетрадиционной), и удешевила, что популяризировало продукты не особо... умирать от рака лучше там, или заранее...

ДМТ же вырабатываемый в организме человека, а также содержащийся в большинстве газонных трав(не активен перорально, с легкостью расщепляется организмом за 10 минут, не успевая дойти в мозг, начиная с N-ного года до н.э. когда ДНК человека дополнилась в целях выживания "выключателем", вызывающим ныне депрессию у многих людей(фермент МАО), зато позволяющим жрать тоннами копченую колбасу и прочую дрянь)

у диллеров он не популярен, денег на нем не сделать, надо чтоб каждый пришедший дал много денег, нигде не нашел похожего кайфа(в начале употребления) или пригодную замену аддиктива(когда ломки, и уже не для кайфа напрягаются, есть он или нет), и пришел снова, платя с учетом инфляции тому, чья ценовая политика обеспечена государственной политикой - монополизации в пользу спекуляции "дешевым шИком"(как проститутки в тюрьме).

все, что я принимаю... делаю это со знанием дела, т.к. химик, и если могу - синтезирую себе сам то, что нужно для лечения, или то, что интересно в рамках научно-исследовательской деятельности, в области, в которой русские химики на данный момент не лидируют, шагая после Китайских колег и Индии, сплоченность научных колективов ученых, разрозненных по всему свету(но попрежднему рускоязычных, и делающих честь России своими открытиями и достижениями, обычно приобретающими известность(как именные реакции, открытые ими) спустя годы после их ухода, появляясь в новых учебниках для ВУЗов, и сейчас накопилось уже не мало материала для таких образовательных пособий, одинаково ценного и для военного, и для домохозяйки(которой нужен дешевый шампунь, а не наркота, мало чем отличающаяся в проблемах сборки геометрии наномира),могу привести примеры, но думаю тут это не по теме уже будет совсем.

ДМТ извлекал природный, как всегда делали коренные жители амазонки - из распространенной у них мимозы хостилис(используя смеси содержащие(выключающие МАО) действующим началом ДМТ для выхода из тела и шпионажа в тылу вражеских племен кстати говоря)

и синтезировал из распространенного витамина для растений,-синтетический, хотя и идентичный химически, но отличающийся измерением запредельного в котором воспринимается получаемый визионерский опыт.

С дилерами не дружу, и сам не продавал никогда наркотики, хотя в Индии можно на этом заработать, я не торговец, мне никогда не удавалось проявить себя как бизнесмен, и я давно оставил эти попытки.

Ответить

Прокомментировать

Синестетики способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых обычные люди и не могли подозревать. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант. Не зря же среди известных синестетиков так много творческих и талантливых людей. Если вы постоянно ощущаете дополнительные качества у привычных вещей, которые не связаны с подсознательными ассоциациями, если они преследуют вас с самого детства, поздравляем, вы настоящий синестетик. Но если верить ученым, и это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, то и обычный человек в состоянии развить у себя его. Существуют даже специальные упражнения, позволяющие подключать дополнительные органы чувств, стимулирующие развитие синестезии. Выполнять их несложно, зато вы сможете ощутить уникальные эмоции.

Наиболее простой способ – это вызывать у себя ассоциации, несвойственные изучаемому предмету. Например, наделите музыку цветом или фактурой. Старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходите за рамки. Всегда подключайте дополнительные чувства, которые обычно не используются для изучения. Цвет должен звучать, музыка – обладать вкусом, запахи – быть осязаемыми. Так можно не только ощутить то, что вы не ощущали до этого. Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты.

Следующее упражнение потребует существенной работы мозга. Вы должны научиться думать по-другому. Нужно попробовать представить известных людей – художников, композиторов или писателей в другом русле. Подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили бы из-под кисти Моцарта. Это помогает развить нетипичные для мозга ассоциации.Отличный способ, как развить синестезию – это дыхательные практики. Также можно попробовать гимнастику для глаз. Чем лучше работают органы восприятия, тем больше чувств вы способны ощутить.

Чтобы придать зрительные характеристики запахам, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику или апельсин, хлеб или табак, лаванду или краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии. Придавайте им зрительные или тактильные характеристики. Что-то подобное было описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Там запах был не только обонятельным восприятием, но цветовым и осязательным. В этом романе подробно описаны все особенности чувств синестетиков.

Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно дифференцировать. Трогайте их, вызывайте другие ассоциации. Развитию вкусовых ощущений может поспособствовать винная книга или описание блюд. Такие произведения наиболее четко представляют вкусовое восприятие, позволяют тренировать этот орган чувств.

И, наконец, чтобы стать синестетиком, необходимо видеть глубже поверхностных чувств. Например, звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков. Старайтесь их распознать, услышать.

Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый взгляд на мир. Сегодня все больше и больше людей обнаруживают в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне. Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник, каков на ощупь запах клубничного варения. Вероятно, что вы сможете обнаружить и воспитать в себе синестетика.

(например таламус - позволяющий отличать и разграничивать обработку, "липовую" для "липовых"- искусственных сигналов(как звук бьющегося стекла из динамического громкоговорителя, тигр на картине или ТВ экране) и ответственную("всех оповестить - тревога"), для реальных, значимых сигналов, таких как приближающийся рев мотоцикла, резкий шерох рядом, бьющееся около головы стекло,_звук электростатического громкоговорителя - бьющегося рядом стекла, не оттличимый из-за отличительных тех.особенностей, лишающих электростаты звуковых признаков(призвуков...) "липы" выдающим "колокольным звоном" любой динамик"_ , или прыгающий на вас голографический тигр(не из экрана монитора)(кроме запахов-например новогоднего запаха мандаринов -всегда по настоящему важного и не телевизионного), распределяемых по всему мозгу, вызывая эмоциональный и моторный отклик "как тогда", в целях самосохранения - значимых, существенных,опасных...

и иногда(вот так удача) даже просто выгодных(что более вероятно случайно проявить,чем по желанию натренировать в отсутствие опасности, ради прибыли), как машинальная реакция тренированного охотника, разбуженного криком дичи и, спросони, машинально передернувшего затвор (чтоб) к моменту разлипания век, и попавшего в цель едва их открыв, и, сфокусировавшись, увидев добычу, выполнив незапланированную, но целесообразную цепочку мероприятий быстрее, чем обычно принимают взвешенные решения для старта, в режиме "не возражения"

также(разграничение потоков сигналов органов чувств) в целях оптимизации энергопотребления(не спешить выполнять приказ, если он не для тебя, не пугаться взрыва гранаты сидя в танке...)необходимой-достаточности нейронального ответа ЦНС(реакции мозга на раздражитель)

если такая основа будет обнаружена, или по крайней мере статистически определены, обозначены определенные(не обязательно во всех аспектах индивидуального проявления синестезии)совпадения синестезии у двух или более разведчиков, это открывает недоступные всем остальным коммуникативные возможности, биокриптография с новым типом ключа, не всегда пригодного для передачи или подбора

Ответить

Прокомментировать

Ответить

Одним из самых уважаемых качеств считается интеллект. Но признавая его ценность, люди часто не очень хорошо понимают, что это такое. «Он интеллектуал», – можно услышать об эрудированном, много знающем человеке. Однако знания вовсе не гарантируют высокого уровня интеллекта. Эрудиция, которая связана в большей степени с и широтой интересов, имеет ценность, но интеллект относится совсем к другой сфере – .

Мышление нуждается в информации, но само по себе оно является процессом получения новых знаний, тех, которых нет в опыте человека. Мышление занимается переработкой данных наших органов чувств и того, что хранится в памяти. Благодаря ему рождаются новые идеи, создаются новые вещи, да и сама человеческая цивилизация не что иное, как продукт мышления.

А что же такое интеллект? Любая , в том числе и мыслительная, предполагает наличие . У кого-то их больше, у кого-то меньше. Вот способности к мыслительной деятельности и есть интеллект.

Поэтому эрудированность, объем информации, которую мы имеем, создают условия для проявления интеллекта, ведь именно с этой информацией работает мышление. Но если уровень интеллекта низок, то никакого толка от знаний не будет. Еще древнегреческий философ Гераклит говорил, что «многознание уму не научает». Это все равно, что неспособному к изобразительной деятельности человеку дать качественный холст, дорогие кисти и краски самых разных оттенков. Лучше от этого нарисованная им картина не будет.

Структура интеллекта

Как любая способность, интеллект представляет собой комплекс различных качеств личности. Психологи до настоящего времени не пришли к единому мнению о том, что входит в структуру интеллекта. И дело здесь не столько в недостаточной изученности этого психического явления, сколько в том, что интеллект разный. Согласитесь, умственные способности математика и писателя отличаются, причем не количественно, а именно качественно. Но о видах интеллекта и их особенностях мы поговорим с вами в другой .

Чтобы не путаться в разнообразных проявлениях этой способности к мышлению, выделили понятие общего интеллекта или первичных умственных способностей.

Основной, генеральный фактор (фактор G), определяющий уровень интеллекта человека – это скорость переработки информации, в том числе и скорость получения новых знаний, их осмысление, установление связей (ассоциаций) с прежним опытом и длительное сохранение в памяти.

Кроме генерального фактора, выделяют еще несколько первичных умственных способностей, составляющих основу интеллекта:

  • Вербальные способности, определяющие понимание речи и использование слов как для передачи информации, так и в процессе мышления.
  • Память, в том числе объем сохраняемой информации, скорость ее запоминания и продолжительность хранения.
  • Способность ориентации в пространстве, соотношение объема, размера и формы объектов.
  • Умение выполнять мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, создавать сложные мыслительные конструкции и делать выводы.
  • Способность оперировать числами в рамках элементарных арифметических действий.

Это самые основные, элементарные факторы, определяющие уровень интеллекта. На самом деле их значительно больше. Например, один из известных исследователей интеллекта Дж. Гилфорд выделил 120 первичных умственных способностей, развитие которых может обеспечить человеку высокий уровень интеллекта.

Основная функция интеллекта

Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:

  • открывает путь для самореализации и проявления способностей;
  • служит необходимым условием достижения успеха;
  • гарантирует быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
  • позволяет заработать уважение и высокий социальный статус.

Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.

Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.

  • Низкий. Находящиеся на нем люди со слабыми умственными способностями не в состоянии сопротивляться воздействию среды, и она их подавляет. Существуют они за счет социального окружения, если оно согласно их опекать.
  • Средний уровень. К нему относятся люди, обладающие хорошими мыслительными способностями и достаточным для адаптации уровнем психической активности. Они могут найти в мире свое место, соответствующее способностям и .
  • Высший уровень – уровень , когда человек не приспосабливается к среде обитания, а меняет ее, приспосабливая к собственным потребностям.

Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.

Индивидуальные особенности интеллекта

Люди отличаются и по уровню, и по характеру интеллекта, то есть по проявлению специальных способностей. Многочисленные тестирования, проходившие с помощью разнообразных методик, позволяют утверждать, что различия в интеллекте заметны уже в самом раннем детстве.

Главным показателем потенциально высокого интеллекта считается любознательность детей, стремление их к новым, ярким впечатлениям и овладению новыми видами деятельности. То есть непоседливый ребенок, который везде лезет, тащит в рот что попало, колотит погремушкой по кроватке, стене, голове мамы, ломает игрушки, размазывает кашу по столу и считается сущим наказанием, на самом деле имеет более высокий интеллектуальный потенциал, чем спокойный тихоня.

К школьному возрасту уровень интеллекта уже можно определить, и считается, что он остается всю жизнь примерно на одном уровне, конечно, с поправкой на возраст. В современных тестах интеллекта для каждого возраста свои задания.

От чего зависит уровень интеллекта

На наши умственные способности влияют две группы факторов: биологические и социально-культурные. Долгое время считалось, что умственные способности носят врожденный и даже генетический характер. Поэтому о развитии их говорить не приходится – что дано, то дано.

Но сейчас психологи не так категоричны и считают, что интеллект от врожденных характеристик нервной системы зависит в среднем на 50 %. Как и все способности, интеллект опирается на врожденные : скорость реакций, подвижность нервной системы, развитость разных центров коры головного мозга, например, отвечающих за вербальные способности или математические.

Частично биологические задатки передаются по наследству, но далеко не всегда у гениальных родителей рождаются интеллектуально одаренные дети. Зато достоверно известно, какие причины могут привести к рождению детей умственно отсталых или с ослабленным интеллектом:

  • хромосомные аномалии (синдром Дауна, например);
  • пожилой возраст родителей;
  • неполноценное питание матери во время беременности;
  • злоупотребление родителями, особенно, матерью алкоголем, курением и наркотиками;
  • некоторые болезни, например, краснуха, перенесенные матерью во время беременности.

Но даже родившийся с высоким интеллектуальным потенциалом ребенок для его развития требует постоянной заботы и внимания. Проведенные исследования показали, что огромное влияние на уровень интеллекта малыша оказывает эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью. Чем больше она общается с ребенком и более позитивные эмоции сопровождают это общение, тем лучше развиваются умственные способности. А вот недостаток внимания и общения приводят к отставанию умственного развития ребенка. То есть шанс иметь более высокий уровень интеллекта у тех детей, которых любят.

Возрастные различия интеллекта

Если основа, база интеллекта закладывается от момента зачатия до 5-7 лет, то раскрывается его потенциал в возрасте до 20 лет. В целом в этот период идет повышение уровня интеллекта с небольшой задержкой и даже иногда снижением в . Причина этого связана с периодом полового созревания, когда мозг занят развитием совсем другой сферы, и психическая энергия направляется на это.

Может ли интеллект развиваться после 20 лет? Да, может, но значительно медленнее и преимущественно в связи с развитием качеств мышления в области профессиональной деятельности. Разные специальные способности имеют различную динамику:

  • Математические способности достигают пика своего развития к 30-35 годам, и если к этому времени человек не стал выдающимся математиком, то вряд ли уже станет.
  • Способности в области медицины и естественных наук достигают вершины в 42-45 лет, а в области психологии и философии – в 50-55.
  • Что касается способностей к художественному творчеству (литература, живопись и т. д.), то возрастной ценз их не установлен, не исключено, что они развиваются всю жизнь.

Снижается ли уровень интеллекта в старости? Это довольно сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, в пожилом возрасте происходят необратимые изменения в головном мозге и развиваются возрастные патологии, например, склероз сосудов, не говоря уже о болезнях, связанных со старческим слабоумием. С другой стороны, многочисленные исследования показали, что люди, активно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, до глубокой старости сохраняют ясный, живой ум и высокий интеллектуальный уровень. Недаром же говорят, что мозг – это мышца, которую постоянно нужно упражнять.

Гендерные различия

Вопрос о различии интеллектуального уровня мужчин и женщин всегда был полем ожесточенных дискуссий. И дело тут не столько в устоявшихся стереотипах и культурных традициях, сколько в реальных различиях. Но различия эти не количественные, а качественные. То есть речь идет не об уровне интеллекта, а о различных частных способностях, которые так или иначе связаны с мышлением.

  • Средний уровень интеллекта одинаков по значению как у мужчин, так и у женщин, но среди мужчин больше и глупцов.
  • Отличается динамика развития интеллекта. До 15 лет девочки опережают в развитии юношей, а затем представители сильного пола резко повышают свой интеллектуальный уровень, и начинается своеобразная специализация умственных способностей. Так, мужчины существенно превосходят женщин в сфере математических способностей (на 13 математически одаренных мужчин приходится лишь одна женщина). Зато у женщин выше уровень вербальных способностей, которые обеспечивают им успех во многих профессиях, таких как писательство и журналистика, педагогика и сфера коммуникации др. Кстати, превосходство представительниц прекрасного пола в речевой деятельности становится заметно с самого раннего детства – девочки в основном начинают говорить раньше, чем мальчики.
  • У женщин более яркое , а нестандартное мышление делает их потенциально более творческими натурами, чем мужчины.

Можно ли развить интеллект

Интеллект, несомненно, нужно развивать, если речь идет о детском возрасте. Неразвитые умственные способности так и останутся потенциальными. Что же касается взрослых, то возможность развития интеллекта во многом зависит от уровня природных задатков.

Для взрослых существенно повысить свой интеллектуальный уровень может оказаться весьма непросто. Но наша психика очень пластична, а эффективность работы мозга во многом зависит от количества нервных связей в его коре. Образуются эти связи в процессе обработки и осмысления информации. То есть чем больше мы думаем, тем умнее становимся.

Итак, несколько советов тем, кто хочет развить свой интеллект:

  • Интересуйтесь новым. Новая информация требует осмысления и переработки, заставляет мозг работать активнее и повышать продуктивность мышления.
  • Расширяйте круг своих интересов. Это позволит включать в мыслительный процесс разнообразную информацию и сделает мышление более сложным. К тому же интересы в различных сферах и областях активизируют ассоциации, необходимые для полноценного мыслительного процесса.
  • Увлекайтесь. Найдите то, что станет вашим увлечением, хобби. Не важно, что это – собирание пробок от пивных бутылок или вышивка гобеленов. Главное – посвящайте своему увлечению время, изучайте его историю и различные аспекты, общайтесь с единомышленниками, благо сейчас интернет предоставляет такую возможность.
  • Творите. Творчество – это высшая форма познавательных процессов, занятие им неизбежно повысит и уровень вашего интеллекта. Творческие виды деятельности развивают и другие важные способности, в том числе особый тип восприятия мира.
  • Пишите. Можете сочинять фантастические рассказы или жизненные повести, описывать окружающее – природу, городские пейзажи, встречи с людьми, или просто вести дневник. Занятие письменной речью упорядочивает мышление, а литературное творчество делает его ярче, живее, интереснее.
  • Рисуйте. Рисование прекрасно развивает образное мышление и делает вас интеллектуальнее. Вы не умеете рисовать? Ничего страшного – вы и писать когда-то не умели, и даже говорить и ходить. Но научились же? Чтобы научиться чему-то, надо этим заниматься. Рисуйте сначала для себя, старайтесь запечатлеть то, что вас поразило, заинтересовало или возмутило. След, оставленный на бумаге вашей рукой – это шаг к развитию интеллекта.
  • Будьте разносторонними. Старайтесь не оставлять без внимания ни одну сферу жизни: общайтесь с друзьями, занимайтесь спортом, украшайте свою квартиру, играйте с детьми, совершайте прогулки на природе.

Но самое важное, что нужно для развития интеллекта – это желание. К сожалению, большинство людей хочет развить способности к мышлению абстрактно и надеется, что кто-то скажет им простой рецепт или даст «волшебную таблетку». Но так не бывает, для развития любой способности нужно приложить труд, потратить время и силы.

Поэтому очень важно наличие мотива, стимула. Вы хотите развить свой интеллект? Начните с того, что задайте себе вопрос: «Зачем мне это нужно?» Возьмите лист бумаги и запишите не менее 10 важных причин. Вы их нашли? Они достаточно важные и значимые? Тогда вперед, успех придет к упорным.

Что такое интеллект? Как выглядит развитие интеллекта в онтогенезе? Полезно ли раннее развитие ребенка? Ответы на эти и другие вопросы вы получите, просмотрев видео.