Традиционные методы лечения заикания. Заикание: причины и лечение. Заикание у детей

Лечение заикания: обзор методов психокоррекции логоневроза, "лечение" заикания через изменения глубинных убеждений.

Заикание – расстройство речи, при котором наблюдаются прерывания непроизвольными повторениями отдельных частей слов или фраз, продлением звуков, паузами в произношении.

1. Повторение - основная проблема при заикании, предполагающая умножение отдельных частей речи, например, «с-с-с-скоро».

2. Пролонгация предполагает чрезмерное удлинение звуков, например, «ззззззолото».

3. Блоки – неконтролируемые остановки речи и дыхания, часто связанные с блокировкой движений органов речи.

Последние два типа нарушений больные часто используют как способ замаскировать повторения.

Рассматриваемая болезнь охватывает не только речь человека, но и другие сферы его жизни. Оно предполагает наличие определенные когнитивных, эмоциональных и поведенческих элементов. В частности, можно наблюдать страх от невозможности произнести звуки, быть уличенным в неправильной речи, изоляцию, повышенную тревожность и напряжение, ощущение «отсутствия контроля». С течением болезни коммуникативные трудности приводят к снижению самооценки, отказу от социальных связей и понижению личной эффективности.

Заикание обычно наблюдается с момента возникновения речи у ребенка. Но чаще всего речь спонтанно восстанавливается. 65% заикающихся дошкольного возраста восстанавливаются в первые два года, в течении которых наблюдается расстройство речи, 74% - в раннем подростковом возрасте. Еще быстрее можно наблюдать восстановление у девочек. По данным МКБ-10 процент больных школьного возраста составляет от 1,5 до 2,2%. С учетом восстановления, к подростковому возрасту заболевание сохраняется у 1% детей. Для взрослых эта цифра составляет 1-3%. Среди лиц мужского пола заикание встречается примерно в четыре раза чаще, однако, по мере взросления данное соотношение меняется.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Клинические проявления заикания

1. Физиологические симптомы. В качестве главного симптома выступают судороги в процессе речи. Наблюдается несколько типов судорог.

a) Клонические - ряд кратких судорог, идущих одна за другой, приводящих к повторению.
b) Тонические -сокращение мышц, приводящее к задержке речи.
c) Смешанная форма.
Другим симптомом выступают искажения дыхания, среди которых выделяется три типа: судорожный выдох, судорожный вдох, судорожные вдох и выдох.

2. Психологические симптомы. Сюда относят: речевые запинки и сопутствующие нарушения (например, дислалия, дисграфия и др.), фиксация внимания на проблеме, уловки применяемые для исправления речи, логофобия. Фиксация на дефекте по МКБ-10 может иметь разные степени.

a) Нулевая. Больной не обращает внимания на проблему речи;

b) Умеренная. Больной осознает проблему и испытывает соответствующие неудобства, пытается использовать различные уловки для маскировки речи, однако, отношение больного не выходит за обычные рамки отношения нормального индивида к своим недостаткам;

c) Выраженная. Наблюдается постоянная фиксация на проблеме, продуцирующая ряд негативных изменений личности в различных сферах психической жизни.

Степени заикания

1. Легкая. Больной заикается только в случае чрезмерного возбуждения или желании высказать все и сразу. Задержки легко преодолеваются, отсутствует фиксация на дефекте;

2. Средняя. Больные говорят легко или заикаются мало только в безопасной (по их мнению) ситуации. Но при малейшем эмоциональном напряжении можно видеть сильное заикание;

3. Тяжелая. Больной заикается всегда в течении всего процесса речи, что сопровождается сопутствующими движениями.

Механизм заикания

Заикание обусловлено, либо спазмами речевого аппарата, либо наличием дыхательных судорог. Происхождение спазмов приписывают распространению чрезмерного возбуждения от двигательных речевых центров к близлежащим структурам мозга.

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Типы заикания

Данное заболевание различается по особенностям течения.

1. Постоянное. Свойственные заиканию симптомы наблюдаются постоянно вне зависимости от времени, состояния, ситуации.
2. Волнообразное. Симптомы проявляются периодами, то возникая, то исчезая. Могут иметь свое значение ситуационные переменные.
3. Рецидивирующее. Повторное появление симптомов после исчезновения.

Важнейшей классификацией для психотерапевта является разделение болезни по клиническим формам. Первая задача психотерапевта определить имеет ли заикание невротическую или органическую основу, для осуществления дальнейшей работы, либо перенаправления больного к другому специалисту.

1. Невротическая форма (логоневроз). В истории таких больных не наблюдается гипоксий или травм во время родов. Основным показателем считается присутствие психологической травмы перед началом заикания, а также присутствие в детстве дефектных способов обучения (имитация родственника с дефектом речи, обучение второму языку, предоставление слишком сложного материала и т.д.). Четким показателем служит усиление симптомов при стрессе, в то время как в спокойной ситуации индивид может разговаривать нормально. Также такие больные иногда способны свободно повторять фразы других людей, говорить без запинок, когда никто не слышит или при разных режимах речи (стихи, пение и т.д.).
2. Неврозоподобная форма. У больного можно наблюдать случаи травм ЦНС, природовые травмы и асфиксии. Проявление симптомов одинаково в любых обстоятельствах и не зависит от переменных факторов (эмоционального состояния, обстановки, режима общения и др.). Данная форма болезни возникает в возрасте 3-4 лет без видимых причин, после чего происходит нарастание дефекта. Также можно видеть недостаточную подвижность и координация органов речи и движения. У взрослых судороги охватывают все отделы речевого аппарата. К заиканию добавляются вторичные движения: кивания, однообразные пальцевые движения, покачивание. Больные быстро утомляются от общения.

Фазы развития заикания

Фаза 1. Короткие периоды заикания c сокращением плавной речи: затруднения наблюдаются в начальных словах фраз и кратких частях речи; эмоциональное давление определяет степень заикания; больной не обращает внимания на проблему.

Фаза 2. Проблемы в установлении межличностных контактов. Наличествуют сопутствующие движения, сопровождающие дефектную речь. Больному все тяжелее поддерживать нормальный процесс общения в различных ситуациях: проблема приобретает хроническую форму, но тяжесть приступов различна; симптомы возникают по большей части в сложных словах, а также при скороговорении; больной осознает проблему, но к заикающимся себя не причисляет, свободно разговаривая.

Фаза 3. Происходит закрепление судорожного синдрома. Отсутствует страх речи и неловкость, но имеется осознание затруднений в отдельных ситуациях; наблюдаются трудности в произношении определенных звуков и слов; проявляются попытки заменить проблемные места в речи, используя уловки.

Фаза 4. Проблемы личности. Проблемы в речи вызывают серьезную эмоциональную реакцию, приводящую к избегающему поведению: больной, изолируется от социума, избегает коммуникативных ситуаций, приписывает негативные оценки и отношение другим людям. Постоянно заменяются проблемные звуки. Наблюдаются и другие психологические проблемы. Больной постоянно ожидает проблем в речи при общении. Такие ожидания постепенно перерастают в логофобию или страх речи; Больному тяжело поддерживать нормальное общение, он использует уклончивые ответы.

Предрасполагающие факторы

1. Наследственная отягощенность. Развитие данного расстройства часто происходит на базе наследственно-приобретенной слабости речевого аппарата.

2. Невропатическая отягощенность родителей. Сюда включаются различные нервные, инфекционные и соматические заболевания.

3. Поражения мозга на разных этапах онтогенеза. Внутриутробные и природовые травмы; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения.

4. Слабый тип нервной системы, особый темперамент. Для заикающихся характерны: робость; впечатлительность; яркость фантазий; слабая воля; использование уловок для исправления речи; страх речи в присутствии других. Наблюдается быстрое утомление и истощение при нагрузках, как физических, так и психологических.

5. Структурные и функциональные особенности мозга, леворукость. В случае леворукости нарушается взаимодействие правого и левого полушарий. Причем попытки переучить ребенка пользоваться другой рукой, как правило, повышают риск заболевания, особенно если используются неадекватные и грубые методы. Можно отметить и другие отличие в функционировании мозга у заикающихся. Правда наличие этих различий может восприниматься, не только как причина, но и как следствие расстройства речи. В частности, наблюдаются различия в функциональной организации слуховой коры и большая активность правого полушария, по сравнению с левым.

6. Нейрохимия мозга. Последние исследования указали на наличие чрезмерного уровня дофамина у больных-заикающихся.

Провоцирующие факторы

1. Телесная ослабленность.

2. Особенности развития мозга. Большие полушария формируются к пяти годам жизни субъекта. В соответствии с этим оформляются и их функции. Особенно хрупкой при этом оказывается функция речи.

3. Ускоренное развитие речи. В этом случае ребенок обычно не справляется с большим объемом речевого материала.

4. Недоразвитие моторики, ритмики, мимических и артикуляционных движений.

5. Психологическая ущемленность. Индивид растет пугливым и зажатым, боится принять решение, в результате любое волнение может сказаться и на его речи.

6. Недостаток эмоционального контакта. Если ребенок не дополучает должного объема эмоционально-насыщенного общения, его речевой навык не формируется. Иногда ребенок использует заикание, чтобы получить внимание к своей персоне.

Иниициирующая ситуация

Среди инициирующих ситуаций выделяются три типа причин начала болезни (анатомо-физиологические причины):

1. Травмы ЦНС (чаще всего внутриутробные и природовые, иные травмы мозга и др.);

2. Различные органические повреждения подкорковых механизмов регуляции движения;

3. Истощение нервной системы, вследствие интоксикаций и других заболеваний, затрагивающих центральные аппараты речи.

Отличие гипноза от иных "состояний"

Психические и социальные причины заикания

1. Психическая травма. Чаще всего происходит в возрасте от 2 до 6 лет. Обычно это резкая смена обстановки: начало первые дни в детском саду, переезд. Или же ситуация, вызвавшая резкий испуг у ребенка, затрагивающая речевой элемент его поведения. В этом случае к заиканию приводит двигательный конфликт (запрет на речевое выражение) в сочетании с когнитивной оценкой по типу («я не способен хорошо говорить») и смертельным страхом. При этом задействуется соответствующая речевая мускулатура; нарушается координация тонуса мышц формирования речи. Отсюда возникают судорожные повторения. В посттравматический период наблюдается мутизм (индивид не говорит какое-то время), а на лице можно видеть страх. Когда он вновь заговаривает, то делает это уже заикаясь.

Пример. Вася С., 5 лет. Однажды пошел со своей бабушкой на спектакль. Придя домой, осуществил пересказ содержания увиденного и во время речи у него неожиданно появились судорожные приостановки. К концу дня они стали сильнее. Ребенок испугался и вообще перестал говорить с родственниками. Таким образом, просмотр спектакля вызвал чрезмерное эмоциональное напряжение у мальчика, произошло перенапряжение нервной системы, появилось за­икание, по типу тонических судорог.

2. Длительнодействующая травматическая ситуация, под которой чаще всего подразумевается недекватное воспитание: гиперопека, гипоопека, шизофреногенное воспитание (когда посыл родителей неоднозначен, либо их отношение меняется без причины). Сюда же можно относятся любые длительные негативные эмоции, продуцируемые психическим напряжением или неразрешенными конфликтными ситуациями;

3. Неправильное формирование детской речи. Сюда относят дефекты, продуцируемые самим ребенком, либо неправильным воспитанием речевого процесса. Можно выделить: неправильное дыхание во время разговора, ускоренную речь, нарушения в произношении звуков. В возрасте от 2 до 6 лет дети в своей речи часто используют различные частицы («ну», «э», «да» и др.) и бессмысленные слова, а также любят растягивать определенные звуки. Закрепление такой привычки, создает предпосылки для заикания.

4. Перегруз ребенка речевым материалом. Такая ситуация, как правило, вызвана неадекватными требованиями родителей к речи ребенка. Многие родители, часто хотят поспособствовать развитию речи своего ребенка, нагружая его материалом, к которому он еще не готов. Это могут быть обобщенные понятия, сложные для построения фразы, обучение при использовании второго языка). При быстром наращивании словарного запаса, у ребенка довольно часто может сбиваться дыхание. В последующем запинки могут закрепиться. Обучение второму языку вызывает чрезмерное психическое напряжение, а, следовательно, возрастает нагрузка и на речевые возможности ребенка.

Пример. Коля К., 4 года. Совсем недавно у мальчика стали наблюдаться запинки в виде повторений. Причина состояла в стремлении родителей повлиять на развитие его речи. Они использовали ма­териал, не соответствующий его возрасту, пытались разучивать стихи, азбуку сложные для понимания. Так как речевой аппарат мальчика еще не был готов, случилась речевая перегрузка, а с ней и нервный срыв.

5. Переучивание леворукости. Такое переучивание часто влияет на функциональный баланс левого и правого полушария, а в особенности на речь.

6. Подражание заикающимся. Часто заикание развивается в следствии подражания заикающемуся родственнику, либо другому человеку или герою, в случае если речь идет о мультиках, фильмах, спектаклях и т.д.

Пример. Джеймс будучи ребенком, однажды пошел на представление, где актер, игравший главного героя изображал заику. Джеймсу понравилась манера этого человека и следующие несколько дней, он пародировал его. В конце концов привычка закрепилась, и Джейсу уже тяжело было самостоятельно избавиться от своего недуга.

Промежуточные убеждения

Промежуточные убеждения больных заикания изначально исходят из проблемы речи затем затрагивая самооценку, правила взаимодействия с другими людьми и миром. Так можно выделить три основные тематики промежуточных убеждений: убеждение по поводу самого заикания, его проявлений в процессе общения, и отношения к нему окружающих (фиксация на заикании); логофобические убеждения, сконцентрированные вокруг возможности и страха речи; отношение к самому себе как заикающемуся, самооценка индивида.

Дисфункциональные убеждения по поводу заикания развиваются у больного постепенно, что напрямую обусловлено сознательным отношением к проблеме и степенью фиксации на ней. Степень фокусировки внимания на проблеме проявляется уже в детстве, когда ребенок осознает наличие у него проблемы в речевой сфере и сфере коммуникаций. В этом случае нарастают негативные эмоции и стресс, что только усиливает заикание. Усиленное заикание закрепляется, в качестве навыка, происходит развитие болезни. Ребенок начинает оценивать свою речь, как ненормальную, выстраивать определенные правила взаимодействия с миром.

Далее индивид начинает выстраивать те или иные стратегии поведения, чтобы справиться с болезнью. В частности, выделяются компенсаторные стратегии, когда больной пытается с помощью различных уловок замаскировать свой дефект. Проявляется избегающее поведение, к шести-семи годам такие дети неохотно разговаривают с людьми. А в одиннадцать-двенадцать они замыкаются в себе. Как компенсаторное, так и избегающее поведение ведут к потере навыка речи и общения и усугублению болезни.

Постепенно развивается логофобия. Человек начинает боятся своей речи, тех или иных слов, фраз, звуков. Также развивается страх общения. Логофобия активно проявляется в ожиданиях больного. Ожидание несостоятельности в ситуации общения парализует механизм звукопроизнесения.

Со временем появляется вторичное заикание, в виде сопутствующих движений, таких как моргание, напряжения губ и др.
В конце концов, человек становится полностью осведомлён о расстройстве и начинают идентифицировать себя с больными, заиками. А неудачи в процессе общения, вызванные, чаще всего, лишь страхом этого общения вызывают у индивида чувство неполноценности и снижение самооценки. В конце концов, он старается свернуть свою деятельность, максимально изолироваться от социальных контактов, из-за чего страдают и другие сферы его жизни, и что заставляет больного постоянно испытывать негативные эмоции в отношении себя, мира и других людей.

Таким образом типичными для заикающегося убеждениями могут быть: «Я не умею говорить», «Людям неприятно общение со мной», «Если я попытаюсь заговорить я все испорчу», «Я никчемен/не такой как все/неудачник», «Есть люди с которыми можно говорить, а есть те, с которыми нельзя», «Не стоит и пытаться познакомиться/пройти собеседование/выступать перед аудиторией» и т.д. Изначально данные убеждения касаются в основном речи индивида, затем начинают распространяться на все сферы его жизни.

Текущая модель проблемы

Для людей больных заиканием как правило характерен ряд типичных невротических паттернов, которые приводят к страданию и ухудшают их состояние.
Порочный круг заикания. Данный паттерн предполагает, что индивид в процессе взаимодействия постоянно оценивает себя. Заикание приводит к ухудшению самовосприятия, человек начинает думать «Я не могу говорить», «Меня невозможно слушать», «Людям со мной неприятно», «Я не такой как все», это приводит к ухудшению эмоционального состояния и нарастанию стресса, что еще больше усиливает заикание. Это в свою очередь ухудшает навыки общения.

Фобический порочный круг. У больных, как правило развивается логофобия (страх перед разговором и ожидание речевых неудач). Приобретая негативный опыт общения, индивид начинает боятся своей речи, ему страшно снова заговаривать с людьми из-за тех негативных эмоций, что он испытал ранее. Каждый раз перед ситуацией общения, он начинает представлять себе катастрофические картины, либо делать предположения о своей несостоятельности и невозможности нормального взаимодействия. В соответствии с этим, индивид, либо начинает общаться уже будучи в ситуации стресса, что делает его речь значительно хуже, и такой дисфункциональный навык постепенно закрепляется, либо индивид использует избегающее поведение. В последнем случае, он также ограничивает использование своей речи, что опять же ведет к ухудшению навыков речи и социальных навыков.

Порочный круг самооценки. Вышеописанные поведенческие проблемы постепенно начинают распространяться на всю личность. Индивид начинает сравнивать себя с другими, причисляя и идентифицируя себя с заикающимися и дифференцируясь от «нормальных» людей. Он ограничивает сферы своей жизнедеятельности, перестает пытаться занять должное положение в обществе (найти работу или получить повышение, познакомиться с кем-либо и т.д.). Таким образом, заикание начинает оказывать влияние на всю жизнедеятельность человека. Он становится поглощен негативными эмоциями (стыдом, самообвинением, гневом и др.), которые заставляют его страдать.

Таким образом для больных заиканием характерна следующая модель поведения.

1. Возбудитель. Возбудителем является само заикание и любые ситуацию общения, в том числе запланированные (негативные ожидания) и ситуации общения в прошлом (негативные воспоминания). Возбудителем являются и любые стрессовые состояния, которые усиливают заикание.

2. Мысли. Для больных характерна оценка своей несостоятельности в процессе общения, а также чрезмерная фиксация на собственной речи. Могут встречаться такие мысли: «Сейчас я слишком много заикаюсь», «Ему со мной неприятно говорить», «Меня невозможно слушать», «Мне не имеет смысла заговаривать с этой/этим девушкой/парнем», «На работу меня такого никто не возьмет» и др.

3. Эмоции. Мысли индивида продуцируют в нем негативные эмоции по отношению к самому себе и миру. Он начинает ненавидеть себя, недолюбливать и подозревать других в том, что они относятся к нему негативно. Он испытывает стыд, разочарование, жалость и презрение к самому себе.

4. Физиология. Физиология в данном случае характеризуется нарастанием стресса и напряжения, что приводит к усилению заикания.

5. Поведение. Индивид, как правило пытается использовать компенсаторное поведение, пытаясь замаскировать свои речевые недостатки, либо, наоборот, избегающее поведение, стараясь избегать любых социальных ситуаций.

6. Последствия. Данный паттерн приводит как к ухудшению самого навыка общения и речи, так и к серьезным жизненным ограничениям, которые описаны выше.

Для больных характерно, такое когнитивное искажение, как «чтение мыслей». Больной склонен проецировать свое отношение к своей проблеме на других людей, полагая, что те воспринимают его, как глупого, нервного или неудачника.

Поддерживающие факторы

1. Социальное окружение. На развитие заикания влияет реакция на данную болезнь родителей больного. Их попытки помочь ребенку говорить медленнее, подышать, повторить и др. лишь увеличивают эмоциональное напряжение ребёнка, что способствует развитию проблемы. Непонимание и отсутствие принятия ребенка со стороны социального окружения (родителями, одноклассниками, ровесниками) вызывает ощущение ущемленности и неполноценности. Из-за этого, в свою очередь растут раздражительность и пугливость, угнетающие психику и усугубляющие речь.

2. Избегающее поведение. Наличие речевой проблемы вынуждает больного избегать ситуаций общения и голосового взаимодействия, в результате чего ограничиваются социальные связи и, как следствие, происходит деградация речевого навыка. Появляется настороженное отношение к другим людям, мнительность и подозрительность, больной приписывает свое отношение к проблеме другим людям

3. Компенсаторные стратегии – исправление речи. Часто, больные пытаются самостоятельно исправить свою речь без помощи специалиста. Любая неудача в этих действиях все больше убеждает больного в его несостоятельности. Попытки произвольного контроля речи разрушают естественный процесс порождения речи, активизирует тормозные механизмы, которые препятствуют свободному звукоизвлечению; Попытки преодоления логофобии путем подготовки к ситуациям социального взаимодействия повышают уровень тревожности и фиксирует внимание на возможных негативных последствиях.

4. Компенсаторные стратегии – превентивная агрессивная самозащита. Подобное поведение приводит к социальной изоляции и тормозит развитие коммуникационных навыков, это приводит к возникновению еще большего числа конфликтных ситуаций, а, следовательно, и к нарастанию нервного напряжения.

5. Компенсаторные стратегии – гиперобщительность. Чрезмерная направленность на общение при отсутствии соответствующих инструментальных возможностей приводит к речевым срывам на фоне нервного истощения.

Модулирующие факторы

Ситуационная сторона заикания хорошо объясняется моделью «возможности-требования». Речевая деятельность варьируется в зависимости от способности к плавности речи с одной стороны и от требований разговорной ситуации, с другой. Способность к плавности определяется физическими причинами, развитостью речевого навыка, проблемами и особенностями мышления и аффективной сферы больного. Требования обусловлены ситуационными факторами: давление ситуации общения, временная ограниченность, уровень напряженности разговорной ситуации и др. Степень влияния ситуационных факторов определяется внутренними переменными, такими, как недоверие к другому человеку и низкая самооценка. Среди других модулирующих факторов можно отметить следующие.

1. Наличие образца. Некоторые больные способны говорить плавно при копировании чужой речи.

2. Тип речи. Степень заикания может меняться при чтении стихов, пении и других режимах речи.

3. Партнер по общению. Степень заикания может меняться при общении с животными, детьми, или самим собой.

4. Ситуация общения. К наиболее проблемным ситуациям можно отнести публичные выступления, общение по телефону, разговор с незнакомцем. Они вызывают сильный страх у больных, продуцируя повышение степени заикания.

Гипноз & лечение заикания: отзыв о лечении заикания в стрессовых ситуациях

Лечение заикания: отзыв о лечении гипнозом заикания спустя 4 месяца.

Лечение заикания

Эффективное лечение предполагает системный подход к болезни. Чаще всего требуется участие нескольких специалистов: логопеда, психолога, невролога. Логопедическое вмешательство предполагает подбор дыхательных упражнений и помощь в выработке плавности речи. Психолог осуществляет анализ и нахождение скрытых причин невроза. Он, совместно с пациентом, подбирает новые более эффективные стратегии поведения в речевых ситуациях, и осуществляет коррекцию уровня стресса, что помогает снизить степень заикания индивида. В случае неврозоподобной формы заикания необходима консультация невролога, который рекомендует медикаментозное лечение. Далее мы перечислим конкретные методики по борьбе с заиканием.

Отдельные методики лечения

1. Метод тени. Пациент должен громко повторять слова за терапевтом с опозданием на одно-два слова. Возможно также использование громкого совместного чтения. Подобные методы основаны на легкости повторения больными чужой.

2. Использование ритма. Эксперименты показали, что больным гораздо проще повторять ритмически разложенную речь. В соответствии с этим больных учат разговаривать в такт с ритмичным движениям пальцев или монотонно и нараспев.

3. Терапия формирования плавности обучает больных говорить плавно, с помощью контроля над различными аспектами речи. Такое обучение происходит, как и любое другое формирование навыка, на основе оперантного обуславливания. Как только индивид овладевает минимальными навыками владения речью, ее скорость постепенно увеличивается, а интонация приближается к обычной.

4. Модификационная терапия. Данная терапия предполагает сознательный контроль своего заикание и переход от более ярко-выраженных его форм к менее выраженным. Методика направлена и на снижение напряжения больного во время заикания.

5. Слуховая обратная связь предполагает техники, которые позволяют больному услышать свой собственный голос, как будто речь течет правильно и плавно. Такого эффекта можно добиться, например, в хоре или в случаях, когда тем или иным образом больному блокируют обратную связь от своего голоса. Исследования эффективности показали неоднозначные результаты, варьирующиеся у разных пациентов: у одних, наступало серьезное улучшение, в то время как у других наблюдалось полное отсутствие прогресса.

6. Фармакотерапия. Используется вспомогательное медикаментозное лечение для снятия симптомов страха, тревоги, депрессий. Эффективность средств, направленных непосредственно на борьбу с болезнью, бензодиазепинов, антипротивосудорожных, антипсихотических и антигипертензивных препаратов, и антагонистов дофамина крайне низка. Только одно корректное исследование указало на снижение заикания менее чем на 5%. Для лечения неврозоподобного заикания применяют спазмолитики (толперизон, бенактизин), транквилизаторы. Доказана эффективность проведения дегидратации, а также курсов приема гопантеновой кислоты.

7. Дыхательные упражнения. Применяется диафрагмальное дыхание и другие дыхательные методики.

8. Иглорефлексотерапия. Такой метод обычно используется для временного снятия мышечных зажимов, однако он не снимает нервное напряжение и другие невротические комплексы, а, следовательно, не может искоренить проблему.

9. . Лечение гипнотерапией подразумевает, как воздействие внушением, так и использование катарсических механизмов. Внушение поддерживающее работу логопеда, позволяет устранить логофобию. Катарсическое воздействие в ряде случаев способно избавить больного от заикания.

10. Аутогенная тренировка. AT помогает воздействовать лишь на явления логофобии, но не искореняет заикание.

11. Суггестивные методы. Данная группа методов оказалась малоэффективной, однако суггестивное воздействие может способствовать ослаблению и устранению логофобии в ситуациях эмоционального напряжения.

Реализация поведенческой терапии методом десенсибилизации и дру­гими методами, не было успешным.

Комплексные методики лечения

12. Группы поддержки и самопомощи. Подобные группы основаны на положении, что какого-то чудесного лекарства не существуют, но само заикание является лишь психологическим барьером. В группах больные обучаются мириться со своим недугом и жить с ним, что снижает уровень стресса, а, следовательно, и заикания.

13. Патогенетическая психотерапия по Мясищеву. Данный вид психотерапии подразумевает изменения системы отношений пациента и коррекцию его поведения, на основе изучения особенностей его личности и этиопатогенетических механизмов невротического состояния.

14. Различные логопедические игровые методики и методики исправления речи. Подобные методики направлены на развитие речевого навыка в процессе игр, чтения считалок, стихов. Часто такие игры выстраиваются поэтапно по степени сложности, и включают в себе разносторонние методы овладения речью.

15. Компьютерные программы. Существуют некоторые специальные программы для исправления речи. Они позволяют общаться напрямую с компьютеров, чем снимают ощущение тревожности, которое обычно возникает при общении с другим человеком. Воздействие отдельных программных продуктов направлено на синхронизацию речевого и слухового центров мозга (изменённая обратная связь). Так это, например, делается в программе BreathMaker. Больной говорит в микрофон идущий к компьютеру. Специальная программа исправляет звучание его речи и подает звук в наушники. Таким образом, центр Вернике распознает данную речь, как правильную, что позволяет снять тонус с центра Брока. Данный подход направлен, как на устранение психологического напряжения и неуверенности, так и на тренировку навыка – человек должен подстроиться под голос, моделируемый программой. Другие программы могут провоцировать больного, моделируя ситуации, с которыми можно столкнуться в обычной жизни. Больному же необходимо грамотно ответить в микрофон. Программа оценивает ответ и если он не соответствует заданным параметрам, то больному следует попробовать снова, пока не получится.

Эффективность лечения

Эффективность лечения определяется рядом факторов:

1. Характером дефекта (невротическая или неврозоподобная форма) и степенью его выраженности.

2. Возрастом больного в момент начала коррекции и ее продолжительностью;

3. Комплексностью лечения (привлечение разных специалистов и методик);

4. Учет индивидуальных особенностей больного при выборе тех или иных методов;

5. Мотивацией больного и его установкой на обучение.

Раннее вмешательство является основным фактором лечения наравне с характером дефекта. С течением времени проблема усугубляется. Например, если заикание выявлено, когда развилось вторичное поведение лишь 18% детей старше пяти выздоравливают спонтанно. Для взрослых больных не существует однозначного метода лечения, хотя они могут частично восстановиться или даже полностью выздороветь при правильном лечении. Одни больные после обучения меньше заикаются и испытывают меньшее стресса, у других не наблюдается никакого прогресса. Медикаментозная терапия и традиционно используемыми логопедические приемы, симптоматическая суггестия или , как правило мало эффективны.

Психотерапевтические методы в основном используются с целью убрать логофобию, снизить уровень стресса, и обучить больного самоконтролю, тем самым повлияв и на само заболевания, с помощью чего иногда удается достигнуть полного излечения. Для работы же с основным заболеванием используются медикаментозные, логопедические и неврологические методы.

Таким образом исследователи нашли область мозга, стимуляция которой заставляет нас соблюдать принятые в обществе нормы и правила.

«Омолаживатель»

100 лет назад подобные эксперименты ещё не проводили, но догадывались: электрическим током можно не только убивать людей, усаживая их на одноимённый стул, но и оказывать целебное воздействие.

Живший в Англии инженер Отто Овербек страдал хроническим заболеванием почек и в какой-то момент попробовал лечиться, пропуская через своё тело ток небольшой силы. Недуг отступил. Шли 1920-е, европейцы были помешаны на технологиях омоложения, и Овербек решил, что пробил его час. Он разработал «Омолаживатель» - прибор, способный «лечить любые заболевания, за исключением физического уродства и инфекций». Но главное, утверждал автор, он обращает процесс старения вспять, устраняет облысение и седину.

Молодильный прибор состоял из обычной батарейки и набора электродов. Их нужно было подносить к тем или иным частям тела. Например, к векам, отчего сразу улучшается зрение. Или к волосам, отчего проходит мигрень. Медицинского образования у Овербека не было, и научных исследований он не проводил. Зато провёл рекламную кампанию по всему миру, что обеспечило ему бесперебойные продажи чудо-прибора. И через 3 года он купил себе замок в графстве Девоншир.

Понятно, что медики считали Овербека шарлатаном. Но его коммерческий успех был бы невозможен, окажись аппарат полной пустышкой. К тому же, как ясно теперь, электрический ток и впрямь способен лечить некоторые расстройства.

Электродопинг

Во многих салонах красоты сейчас стоят приборы, с помощью микротоков разглаживающие морщинки вокруг глаз. А в любой поликлинике есть кабинет физиотерапии, где проводят процедуры, накладывая электроды на тело. Таким способом у пациентов улучшают кровообращение, снимают боли, восстанавливают ткани. Однако всё это никак не связано с воздей­ствием на центральную нервную систему и головной мозг. А ведь мозг - по сути огромная электросхема, и естественно, что электрические импульсы как-то должны на него влиять.

«Есть такой метод - микрополяризация, его разрабатывали как раз для коррекции нарушений центральной нервной системы, - говорит Алексей Ш­елякин, доктор биологических наук . - Очень слабые э­лектрические сигналы подаются на определённые зоны мозга через электроды, приложенные к коже головы. Это изменяет активность нерв­ной ткани, что позволяет лечить целый спектр заболеваний (см. инфо­графику)».

Инфографика Яны Лайковой / АиФ

Алексей Шелякин работает в Институте медицинской реабилитации (Санкт-Петербург), где разработано множество приборов, в т. ч. для применения данного метода. На сегодняшний день пролечено более 2 тыс. пациентов. «Перспективы хорошие, - уверен он. - Есть данные, что метод пригодится в нейрохирургии, наркологии».

Да-да, оказывается, воздействуя электричеством на мозг, можно избавлять человека от зависимостей. Скажем, снижать у него склонность к риску (у игроманов), обучать вовремя останавливаться (проблема алкоголизма).

Разумеется, в домашних условиях практиковать это ни в коем случае нельзя (не тащите пьющего мужа к розетке!), но как знать - не появятся ли такие приборы со временем?

«Микрополяризацию можно применять только под контролем врача. И сейчас, и через 20 лет, - убеждён Леонид Чутко, профессор, руководитель центра поведенческой неврологии Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург) . - Мы с её помощью лечим задержки психического развития у малышей, синдром дефицита внимания, нарушения речевого развития. В итоге у детей улучшаются память и внимание, снижается импульсивность, они начинают лучше говорить. Вообще возрастает интерес к познанию».

Кстати, о познании. В Окс­фордском университете (Великобритания) выяснили, что воздействие слабыми токами на мозг улучшает математические способности. А в Австралии учёные установили, что «под током» человек более склонен к творчеству.

И там не исключают, что «электродопинг» для мозга, работающий от обычной батарейки, вскоре может появиться в продаже.

Нарушение развития речи сопровождается не только задержкой или отставанием. Частой патологией, возникающей в детском возрасте, является заикание. Повторения звуков и слогов, постоянные паузы-разрывы в виде «э-э», «эм», которые занимают более 10% всего разговора, свидетельствуют об отклонениях в темпо-ритмической составляющей речи. В педиатрической практике применяется комплексное лечение патологии: помимо курсов у логопеда и психолога, используется назначение таблеток от заикания для детей. Раннее начало терапии способствует полному устранению заболевания и формированию самодостаточной личности.

Причины и виды заикания

О заикании говорят как о патологии, поражающей координацию нервной системы и исполняющих органов - мышц глотки, гортани, губ и языка. Вследствие нарушенного проведения импульса по нервным волокнам, патологической импульсации или высокой судорожной активности в речевом центре головного мозга имеет место неврологическая составляющая заболевания.

Кроме того, нормальное произношение слов с соблюдением темпа и плавности речи требует сочетанного сокращения мышц речевого аппарата. Нарушение в данном отделе возникают вследствие патологий мышечной ткани (миопатии, миодистрофии) или нервно-мышечных соединений (синапсов).

Основные причины заикания у детей:

  • Внутриутробные патологии (заболевания матери, которые передаются через плацентарный кровоток, резус-конфликт, гипоксия и др.).
  • Родовая травма. Сдавливание головы ребенка в родовых путях женщины во время очередной схватки - частая причина внутричерепных кровоизлияний, детского церебрального паралича и других заболеваний, вызывающих заикание.
  • Психические травмы, к которым относится смерть или тяжелое заболевание близкого человека, природные и автокатастрофы, развод родителей.
  • Неблагоприятная обстановка в семье: асоциальные родители с девиантным поведением, алкоголизм или наркомания.
  • Генетическая предрасположенность к заиканию, или длительное пребывание в коллективе с человеком, который заикается.

Важно! Ученые называют ещё одну причину патологии - повышенную информационную нагрузку. Ребёнок изнуряется от требований заговорить с 7 месяцев, одновременного изучения нескольких иностранных языков и длительного пребывания перед компьютером, планшетом или телевизором

В зависимости от преобладания клинической картины различают такие варианты заикания:

  • Тоническое. В разговоре малыша чаще всего наблюдаются разрывающие паузы, которые длятся 2-5 секунд. Изменения возникают вследствие повышенного тонуса мышц или «блокированием» нервного импульса, развивается речевой паралич.
  • Клоническое - эта форма заикания характеризуется циркуляцией нервного сигнала по замкнутому кругу и судорожным сокращением речевых мышц. Результатом таких нарушений являются повторения звуков, слогов и коротких слов.

Кроме того, в некоторых случаях диагностируют смешанную форму при одинаковой выраженности симптомов клонического и тонического варианта.

Методы лечения заболевания

Терапия заикания подразумевает комплексное влияние на неврологическую, артикуляционную и психологическую составляющую нормального развития речи.

Работа логопеда заключается в постановке произношения ребенком слов и фраз в медленном и плавном темпе. При снижении скорости речи - уменьшаются признаки заикания. Используются специальные упражнения для четкого звукопроизношения, ассоциативные интегративные карточки и компьютерные программы.

Кроме того, при заикании достаточно эффективными являются дыхательные упражнения, которые направлены на увеличение объема и функциональной активности легких. Также метод работает для управления потоком воздуха, который проходит через голосовую щель.

Детский невролог занимается детальным обследованием с целью исключить органическую патологию головного мозга или черепно-мозговых нервов, которые отвечают за нормальную речь. Используются методы ЭЭГ (электроэнцефолографии), МРТ (магнитно-резонансной томографии), общий неврологический осмотр.

Важно! Лекарство от заикания имеет право назначить только врач-невролог

Психологический компонент патологии корригируется с помощью сеансов у психотерапевта. Врач помогает ребенку избавиться от внутреннего «блока», страха перед публикой, родителями и самим собой. В некоторых случаях, для большей эффективности, психологическую консультацию также должны пройти близкие.

Медикаментозные препараты для лечения заикания

Ноотропы - препараты, улучшающие обмен веществ в головном мозге (фото: www.examinedexistence.com)

Лечение нарушений речи медикаментозными средствами проводится путем воздействия на структуры головного мозга. Большинство препаратов-ноотропов (направленных на коррекцию когнитивных способностей человека) усиливают кровообращение нервной ткани, таким образом, улучшая доставку питательных веществ и кислорода.

Различают такие группы ноотропов для лечения заикания:

  • Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) - основной тормозящий медиатор нервной системы, действие которого направлено на снижение частоты импульсов, разрывания патологических «замкнутых кругов» циркуляции сигналов. Средства на основе ГАМК чаще всего назначаются заикающимся детям с клонической формой патологии и сопутствующими признаками гиперактивности и повышенной тревоги.

К препаратам группы относятся Пирацетам, Луцетам, Ноотропил.

  • Производные ГАМК: гопантеновая кислота (витамин В5 + активная часть ГАМК), аминофенилмасляная кислота. Отличительной чертой препаратов является высокая противосудорожная активность. Блокируются патологически возникающие импульсы в головном мозге, и замедляется проведение сигналов по нервным волокнам.

Лекарственные средства с гопантеновой и аминфенилмасляной кислотой: Пантогам, Ноофен, Гопантам, Пантокальцин, Фенибут.

  • Фенилпирацетам (Фенотропил) - производное препарата Пирацетама, которое отличается лучшей проницаемостью через гематоэнцефалический барьер между кровью и тканью головного мозга (ГЭБ). Вещество обладает противосудорожным, успокаивающим и анксиолитическим (противотревожным) действием. Снижает тонус напряженных мышц, повышает когнитивные способности человека. В клинических исследованиях доказано улучшение памяти у пациентов, снижение проявлений заикания, а также повышение мотивации к полезной работе.
  • Транквилизаторы - лекарства с выраженным угнетающим действием на центральную нервную систему. Аптечный отпуск средств данной группы проводится строго по рецептурным бланкам. Транквилизаторы назначаются для терапии заикания, которое значительно ухудшает качество жизни ребенка и сопровождается судорожным синдромом, нарушением сна и высоким уровнем тревоги.

Препараты группы: Сенорм, Галоперидол, Грандаксин.

Кроме того, лечение заикания, которое связано исключительно с переживаниями ребенка, проводится с помощью успокаивающих средств растительного происхождения: экстракт Валерианы, Ново-Пассит и др.

Особенности применения ноотропов

Лекарственные средства на основе ГАМК, транквилизаторы и другие обладают выраженным седативным эффектом. Поэтому таблетки и капсулы рекомендую принимать во второй половине дня, чтобы избежать повышенной сонливости и заторможенности реакции у малыша.

В каждом индивидуальном случае учитываются риски возникновения побочных эффектов (аллергия, снижения аппетита и др.) и ценности применения препарата.

Контроль результативности применения ноотропов проводится через 6-8 недель после начала курса.

Медикаментозная терапия заикания - не панацея, эффективность таблетированных препаратов доказана только при одновременном проведении логопедической и психологической коррекции патологии.

Некоторые люди сталкиваются с нарушением речи, которое проявляется появлением запинки во время произношения звуков. У заикающегося напряжены мышцы, наблюдается потеря контроля нар речью. Каковы могут быть причины появления такого странного недуга?

  • Заикание чаще возникает при разговоре с другими людьми, если человек говорит с собой или с животными, то он не заикается. Однако эта теория не подтверждена.
  • Заикание – проблема в расстройстве функций головного мозга. После того, как происходит сбой в работе мозга, речевые центры перестают работать синхронно, и человек начинает заикаться.
  • Некоторые считают, что причина в том, что человек слышит свою речь с запозданием.

Какие бывают типы заикания?

Выделены три типа:
1.Первый вид свойственен тем, у кого произошло расстройство нервной системы. Причина этого частые болезни, родовая травма, наследственность. Разные могут быть отклонения.

2.Второй вид появляется тогда, когда у человека ведущие правая рука и левый глаз. Поэтому не рекомендует переучивать детей писать правой рукой, если они пишут левой. Заикание не проявляется сразу, все происходит постепенно. Этот вид более распространен.

3.Переутомление и стресс составляют третий вид. Причиной чаще всего могут быть испуг или переутомление. Заикание усиливается при возбуждении психологическом или нервном.

Как лечить?

Люди давно задумывались о лечении этого недуга. Оратор Демосфен, например, говорил с камешками во рту, а иногда говорил под шум волн. И ему удалось преодолеть недуг. В девятнадцатом веке заике удаляли часть языковых мышц. Однако помогало это далеко не всем.

Какие же методы лечения можно применить сейчас?
Можно использовать дыхательные упражнения. Замечено, что люди, которые занимаются вокалом, не заикаются. Самой известной программой лечения является гимнастика Стрельниковой.

Приведем несколько примеров упражнений:

1. Насос

Встать прямо, опустить руки, наклониться вперед и вниз. Округлить спину. Шея расслаблена, руки и голова опущены. Сделать сильный вдох, в нижней точке, приподняться, выдохнуть, не распрямляясь. Наклониться и повторить. Сделать восемь таких вдохов и можно отдохнуть пять секунд.

2. Повороты головы

Стоять прямо, ноги - на ширине плеч, руки по бокам. Голову повернуть налево, быстро сделать вдох, повернуть голову направо, сделать еще вдох. Выдох делать во время поворота головы. При повороте голову не останавливать. Шея расслаблена, руки и туловище не двигаются.

Такие упражнения помогут развить дыхательную систему, тренируют диафрагму, делают связки подвижными. Перед завтраком и ужином по 15-20 минут уделяйте этим упражнениям. Результат будет заметен уже через несколько месяцев.

При лечении заикания вам также может помочь релаксация.

Заикание - нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения).

Статистика

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания - накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Знаменитости, страдавшие от заикания

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

Анатомия и физиология речи

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы.

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) - центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих - слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.
На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей - правое.

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).
* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки - уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо , совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

Механизм формирования речи

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии - и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Механизм развития заикания

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и - дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных - реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина. То есть выпил таблетку - и можно отправляться на сцену ораторствовать.

Причины развития заикания

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Заикание у детей

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Факторы риска развития заикания у детей

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит , они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы - не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Причины развития заикания у детей

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами , простейшими, бактериями , грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Заикание у взрослых

Встречается нечасто - и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Причины развития заикания у взрослых

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты , менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

Виды заикания

Делятся по форме судорог, клиническим проявлениям и течению заболевания.

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание - когда несколько кратковременных судорог , следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание - если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.
Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное - заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное - заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) - дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь - к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

Симптомы

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия - боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности , была угроза выкидыша , асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

Симптомы

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К какому врачу обращаться?

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед - специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Лечение заикания

Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Методики лечения заикания

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна - заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

Устранение заикания у дошкольников

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» - методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики - поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации
Методика Силивестрова

Длительность - от 3 до 4 месяцев. Курс - 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный . Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный . Переходят от тихой речи - к громкой, а от спокойного вида деятельности - к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный . Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Устранение заикания у подростков и взрослых

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения - 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем - пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении
Особенность методики - синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Новые методики для лечения заикания

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Мотивация - основа лечения

Больные логоневрозом - талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное - помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы - особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня .
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение - для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием .
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент - выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример - знаменитости, поборовшие свой недуг.