Аюрведические травы, природные средства. Аюрведы: специи залог отличного здоровья, долголетия, внутренней гармонии

Лечебные травы и растения являются фундаментальной основой аюрведической природной аптеки. Большинство лекарственных препаратов, составов и средств аюрведической медицины создаются на основе растений и трав. Такие лекарственные средства безопасны, а их воздействие не только эффективно, но и мягче. Для выделения «активного компонента» в аюрведической медицине используется как все растение, так и его части, такие как листья, цветы, семена или корни. Иногда применяют все растение, что помогает уменьшить побочные эффекты, которые могут возникнуть при использовании отдельных компонентов.

Перечислим основные лекарственные растения, которые используются в аюрведической практике

Аджамода (Сельдерей пахучий)
В состав семян сельдерея входят эфирные масла, жирные масла и другие вещества. В аюрведической медицине применяется как обезболивающее, желчегонное, лактогонное, ветрогонное и усиливающее перистальтику лечебное средство. Смесь жирного и эфирного масла сельдерея входит в состав смеси лечебных масел, использующихся для аюрведического или марма массажа при различных кожных заболеваниях. Аюрведа рекомендует есть корень сельдерея при новообразованиях. Аджамода - прекрасное тонизирующее и поливитаминное средство.

(Emblika officinalis)
Амла – это самый богатый природный источник витамина С! Она содержит различные формы аскорбиновой кислоты, соединенные с таниновым комплексом и галлиевой кислотой. Растение обладает антиоксидантными свойствами, иммуномодулирующим эффектом, стимулирует синтез гемоглобина, поэтому очень популярно в аюрведической медицинской практике. Амла отлично очищает печень, кровь и кишечник, повышает гемоглобин, регулирует уровень сахара и холестерина, способствует росту волос и ногтей, укрепляет кости и зубы.

Асафетида (Ferula asafoetida)
Асафетида (Хингу) – это ароматическая природная смола, напоминающая по вкусу чеснок. Используется в небольших количествах при приготовлении овощных блюд. Употребление асафетиды способствует предотвращению метеоризма (скопления газов) и облегчает переваривание пищи. Продается в виде тонкого порошка, который кладут в горячее топленое или растительное масло за одну-две секунды перед тем, как закончить приготовление масалы. Препараты, приготовленные на основе асафетиды, рекомендуется принимать при повышенной нервной возбудимости, проблемах с желудочно-кишечным трактом, а также как лекарство от кашля и астмы.

Ативиша (Аконит разнолепестковый)
Вкус этого растения сладкий и горький одновременно. Вирья - горячий, випак - сладкий. Растение понижает все три доши, но осторожно - оно ядовито! Оно стимулирует пищеварение, увеличивает отделение грудного молока, способствует отхождению газов, является тоником. Применяется для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, сердца, а также нервных болезней.

Ашвагандха (Ashwagandha)
Это великолепный тоник, афродитик, адаптоген и антистрессовое средство. Название растения, в переводе с санскрита означает «Сила коня». Препарат устраняет хроническую усталость и тканевый ацидоз, предотвращает преждевременное наступление климакса, укрепляет нервы. Ашвагандха повышает сопротивляемость инфекциям и улучшает пищеварение. Самое главное достоинство - в ее успокаивающем и в то же время тонизирующем и омолаживающем действии на нервную систему. Аюрведа применяет растение для восстановления базовой энергий нервной системы, а эффект от применения этого средства сохраняется длительное время. Результаты недавних исследований выявили, что растение обладает антираковой активностью и эффективна при многих онкологических заболеваниях.

Бала (Sida cordifolia)
Бала повышает тонус центральной нервной системы, усиливает сердечный выброс, снимает бронхоспазм, усиливает процессы анаболизма, особенно мышечной и костной ткани. В переводе с санскрита, это растение называется «Дарующее силу» и действительно, оно нормализует метаболизм клеток сердечной мышцы и коронарное кровообращение, понижает возбудимость миокарда, предотвращая возникновения аритмии.

Билва (Айва венгерская)
Билва содержит специфический гликозид мармелозин, обладает аритмическим и тонизирующим эффектом, оказывает противовоспалительное и жаропонижающее действие.

Брахми (Кантелла азиатская)
Брахми имеет три вкуса - горький, сладкий и острый. Растение, сваренное в кунжутном масле, отлично помогает от бессонницы. Аюрведическая медицина использует Брахми для лечения болезней респираторной и сердечно-сосудистой системы. Это мягкий тоник, он считается одним из лучших средств, способствующих медитации.

Бхумиамла (Phyllanthus amarus)
Бхумиамла обладает желчегонным и гепатопротекторным действием, используется для предотвращения атеросклероза и сахарного диабета, применяется при лечении кожных заболеваний и тромбофлебитов. Вкус растения кислый, оно очень богато витамином С.

Гокшура (Tribulus terrestris)
Это растение богато солями кремниевой кислоты, которые препятствуют образованию камней в почках. Гокшура усиливает потенцию и препятствует развитию хронического простатита и аденомы предстательной железы. Вкус его сладкий, вирья - холодный, випак - сладкий. Используется при диабете, астме, камнях в почках и мочевом пузыре, сердечных болезнях, а также при бесплодии.

Гудучи (Tinospora cordifolia)
Это растение хорошо очищает кровь от амы – шлаков и токсинов, выделяемых патогенной микрофлорой. Оно обладает мочегонным и потогонным эффектом, это одновременно расслабляющий и диуретический препарат. Его вкус горький и сладкий, вирья - горячий.

Дадима (Punica Granatum)
Дадима или известный всем гранат является отличным вяжущим тоником. Он улучшает обмен веществ и несет противоглистное, желудочное и охлаждающее действие.


Дашамул (Dashamul)
Это общее название 10 корней - Бильвы, Агниматхи, Сионаки, Касмарьи, Паталы, Шалипарни, Пришнипарни, Брихати, Кантакари и Гокшуры. Смесь этих 10 корней нормализует состояние нейроэндокринной системы, регулируя функцию гипоталамуса и гипофиза. Поэтому дашамул используется в аюрведической практике для лечения серьезных гормональных заболеваний.

Джатамамси (Nardostachys grandiflora)
Это близкая родственница валерианы, именуемая еще индийской аралией. Она сладкая, горькая и вяжущая, обладает охлаждающим воздействием и острым эффектом после переваривания. Способствует уравновешиванию всех трех дош. Имеет те же седативные свойства, что и валериана, но при этом является непревзойденным растением для прояснения сознания и укрепления ума. Джатамамси хорошо сочетается с Брами, препарат можно принимать также с небольшим количеством камфоры или корицы.

Джатипхала (Мускатный орех)
Плоды тропического мускатного дерева обладают тремя вкусами из шести возможных - острым, горьким и вяжущим, послевкусие - острое. Мускат хорошо согревает тело и увеличивает Питта дошу. Мускатный орех хороший афродизиак, он обладает сильным стимулирующим и тонизирующим действием на организм, укрепляет нервную систему. В аюрведе применяется для лечения импотенции и сексуальных расстройств. В малых дозах мускат является хорошим успокоительным средством, расслабляя и вызывая сон. Он входит в состав иммуноукрепляющих сборов. Быстро возжигает Агни – пищеварительный огонь, нормализует баланс Вата и Капха дош. Мускатный орех укрепляет память и способствует нормализации мозговой деятельности, улучшает мозговое кровоснабжение, лечит сердечные болезни, слегка крепит.

Карпура (Cinnamomum camphora)
Камфора обладает обезболивающим, антисептическим и бронхорасширяющим действием и помогает восстановить нервную систему

Каркаташринги (Karkatashringi)
В аюрведе это растение используется как отхаркивающее, бронхолитическое и антиинфекционное средство

Касмарья (Gmelina Arborea)
Касмарья оказывает на организм послабляющее, мочегонное и лактогонное действие. Отлично устраняет интоксикацию при укусах змей и скорпионов.

Катпхала (Myrica spp)
Мирт - сильное средство для уменьшения капхи, он действует как потогонный, вяжущий и противоспазматический препарат. Мирт рассеивает холод, устраняет слизь, очищает лимфатические узлы, прочищает пазухи, улучшает голос, открывает чувства и ум, устраняет скопление ваты в голове и усиливает приток Праны. Это одно из лучших аюрведических растений для лечения заболеваний в начальной стадии, поскольку обладает саттвической природой, способствующей мобилизации защитных сил организма. Кроме того, мирт - священное растение, посвященное Шиве и Шакти.

Кумкума (Safran)
Шафран – это рыльца пестиков растения Crocus sativus. В кулинарии шафран считается “Царем специй”, он сочетается со всеми пряностями, придает кондитерским блюдам тонкий аромат и помогает перевариваться молоку. Шафран входит в состав многих омолаживающих препаратов и применяется при аюрведической терапии перевозбуждения, бессоннице, страхов, эпилепсии, интоксикации и нервных заболеваний. Шафран хорошо успокаивает и укрепляет нервную систему, снимает судороги и спазмы, лечит истерию, регулирует менструации нормализует частоту сердечных сокращений. Облегчая приступы судорожного кашля, способствует отхождению мокроты при бронхите и пневмонии. Растение обладает легким мочегонным, желчегонным и потогонным действием, причем черный перец и имбирь усиливают его лекарственные свойства. Настоем шафрана промывают гноящиеся глаза, также он используется для лечения болезней крови, в частности, лейкемии

Куштха (Saussurea lappa)
Растение богато эфирными маслами и сауссурином, вызывающими расслабление гладкой маскулатуры бронхов, мочевого пузыря и кишечника. Обладает тонизирующим эффектом

Лаванга (Caryophyllus aromaticus)
Лаванга (Гвоздика) применяется при простуде, астме, несварении, зубной боли, икоте, ларингите, фарингите, пониженном артериальном давлении, импотенции. Растение действует как стимулирующее, отхаркивающее, ветрогонное, обезболивающее средство, прекрасный афродитик. Гвоздика является эффективным стимулирующим ароматическим средством для легких и желудка. Помогает рассеивать холод и дезинфицировать лимфатическую систему. Она обладает сильным согревающим действием, но энергетический эффект может быть несколько раздражающим в силу ее раджасичой природы. Благодаря эфирным маслам повышает усвояемость пищи. В составе леденцов гвоздика эффективна при простудах и кашле.

Нагара (Nagara)
Это сухой имбирь, обладающий стимулирующим, потогонным, отхаркивающим, ветрогонным, противорвотным и обезболивающим действием. Сухой имбирь нагара горячее и суше, чем свежий. Это более действенное стимулирующее и отхаркивающее средство для уменьшения Капхи и усиления Агни. Широко известна в аюрведе польза имбиря в лечении заболеваний пищеварительной и дыхательной систем, а также при артритах и как тонизирующее средство для сердца.

Пиппали (Piper longum)
Эти сушеные стручки «перца длинного» имеют сладкий и острый вкус, вирья - горячий, випак - сладкий. Препарат подавляет гнилостную микрофлору кишечника, устраняет несварение, запоры, метеоризм, плохой аппетит, удаляет избытки слизи из организма, нормализует функцию желудка и селезенки, устраняет застои в печени и дыхательной системе. Наружно применяется при кожных болезнях. Пиппали входит в состав аюрведического препарата Трикату вместе с сухим имбирем и черным перцем. Трикату - самый известный аюрведический стимулирующий состав, сжигаюший Аму и способствующий усвоению других лекарственных средств и пищи.

Твак (Cinnamomum ceylanicum)
Твак (корица) является прекрасным общеукрепляющим, потогонным и отхаркивающим средством при простуде и гриппе, особенно подходит для ослабленных людей. Как и шунти (имбирь), твак является практически универсальным лекарством для нормализации циркуляции крови и улучшения обмена веществ. Препарат укрепляет сердце, согревает почки и организм в целом, ослабляет зубную боль и боль, связанную с мышечным напряжением.

Тагара - (Valeriana)
Индийская валериана – это натуральное успокоительное средство, отлично укрепляющее нервы. Обладает также противоспазматическим, седативным и ветрогонным действием. Энергетика: горький, острый, сладкий, вяжущий / согревающий / острый. Тагара - одно из лучших растений для лечения нервных расстройств, имеющих природу Ваты. Очищает толстую кишку, кровь, суставы и нервы от Амы, освобождает нервные каналы от скоплений Ваты. Вследствие высокого содержания в ней элемента «земля» она действует «приземляющее» и помогает устранить головокружение, истерию и обмороки. Препарат снимает мышечные спазмы, ослабляет спазматические менструальные боли. Очень эффективен для прекращения процессов брожения в желудочно-кишечном тракте и оказывает особое успокаивающее действие на женскую репродуктивную систему. Однако ее природа тамасична, и чрезмерное употребление валерианы притупляет ум. Большие дозы приводят к чрезмерному подавлению Ваты и могут вследствие этого вызвать слабость, вплоть до бессилия.

Тила (Sesamum Indicum Linn)
Тила (кунжут) – это одно из самых популярных растений в аюрведической медицине. Тила наносится на кожу, принимается внутрь и ректально, полезно для глаз, носа, ротовой полости в виде порошка, пасты, масла и в других формах.

Туласи (Holy Basil)
Туласи (тулси) или «базилик священный» является одним из самых важных и почитаемых растений в Индии. Туласи – символ преданности Господу, который принес это растение в материальный мир из духовного. Оно благоприятно во всех отношениях и может по преданию, исполнять все желания. Очень благоприятно выращивать туласи в своем доме, – там никогда не будут возникать проблемы, и ни один злой дух не сможет приблизится к этому дому. В Аюрведе туласи известно как природный тоник, антиоксидант, анальгетик, антисептик, афродизиак, обладает противовоспалительными, жаропонижающими, отхаркивающими, антибактериальными, противогрибковыми свойствами. Это традиционное аюрведическое средство от лихорадки, бронхита, кашля, простуды, малярии, лечит ревматизм и артрит, диабет, снимает спазмы, репеллент насекомых.

Ума (Linum usitatissimum)
Ума или льняное семя – отличное средство для толстой кишки и легких, укрепляет легочную ткань и способствует заживлению слизистых. Это прекрасное средство при хронических дегенеративных процессах в легких, обладает послабляющим, смягчающим, отхаркивающим действием. Ума хороший питательный тоник. Наружно Его применяют наружно как примочки при изъязвлениях, воспалениях кожи, поскольку оно расширяет местные кровеносные сосуды и снимает напряжение в тканях.

Харидра (Curcuma longa)
Харидра (корень Куркумы) используется как целиком, так и в молотом виде. Оно входит в большинство аюрведических лекарственных сборов и средств. Харидара острая и горькая на вкус, сухая, легкая, не маслянистая; послевкусие - острое, обладает согревающим воздействием. Применяется как глистогонное средство, подавляет гнилостную микрофлору в кишечнике, очищая его от излишков слизи, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, что способствует похудению. Также регулирует количество холестерина в крови, способствует оттоку желчи, улучшает работу поджелудочной железы. Для нормализации баланса дош принимают вместе с горячим молоком, маслом какао и медом на ночь перед сном. Наружно применяется для укрепления волос и для борьбы с перхотью; совместно с сандаловым маслом или просто в качестве присыпки - при кожных заболеваниях; с кунжутным маслом - для массажа. Порошком куркумы засыпают всевозможные раны и ссадины - от обычных порезов до гнойников. Хорошее регенераторное средство, заращивает язвы (как внутренние, так и накожные), лечит ожоги, входит в состав омолаживающих кремов и лосьонов. Куркума сочетается со всеми пряностями.

Харитаки (Mirobalan chebula)
«Царь всех лекарств» или «растение, крадущее болезни», - так называют харитаки в аюрведической и тибетской медицине. Растение приводит в равновесие все первоэлементы тела и три доши. Где бы в организме не возникал патологический очаг, это средство подавляет его, активизируя наши защитные силы и уменьшая патологический очаг в организме. Харитаки улучшает работу мозга, укрепляет память, повышает способность к обучению. В нем содержатся сильные природные антиоксиданты, поэтому оно обладает сосудоукрепляющим и кровоостанавливающим действиями

Чандана (Santalum album)
Чандана (сандал), очищает кровь, уменьшает лихорадку, успокаивает нервную систему и сосудистый центр продолговатого мозга. Большое количество эфирных масел и альдегида санталола позволяет применять сандал для лечения воспалительных заболеваний мочеполовой системы, острых респираторных инфекций и конъюнктивитов.

Шатавари (Asparagus racemosus)
Шатавари (спаржа) оказывает выраженное омолаживающее действие на женскую репродуктивную систему, благодаря высокому содержанию фитогормонов. В Аюрведе она используется для нормализации месячного цикла, для лечения бесплодия, хронических воспалительных заболеваний половой сферы, фибромиомах матки и молочных желёз, способствует благоприятному протеканию беременности и усиливает выработку молока. Препарат шатавари очень эффективен в период климакса.

Шириша (Albixxia lebbeck)
Шириши обладает сильным эффектом детоксикации организма, а также повышает половую энергию, полезна при офтальмии, кашле, насморке, заболеваниях кожи, диарее, невралгии, эпилепсии, всех типах отравления, обладает отхаркивающим эффектом. Стебель имеет антидиабетические свойства. Препарат используется как средство от бронхита, хронического кашля, проказы, глистных поражений, при укусах змей и скорпионов. Листья, приготовленные в виде мази и порошка эффективны для припарок на язвы.


Шунти (zinziber officinale)
Шунти (имбирь) имеет стимулирующее, потогонное, отхаркивающее, ветрогонное, противорвотное, обезболивающее, противогрибковое и противотрихомонадное действие. Показан при простуде, гриппе, несварении, рвоте, отрыжке, боли в животе, ларингите, артрите, геморрое, головных болях, при сердечных заболеваниях. Имбирь снижает вату и капху, но при длительном применении и больших дозировках может возбуждать питту.

Яшти мадху (Glycyrrhiza glabra)
Яшти Мадху (Солодка) занимает в "золотом ряду" аюрведических растений одно из первых мест, поскольку оказывает воздействие на все органы системы. Оно действует как противоязвенное, слабительное, желчегонное, спазмолитическое, отхаркивающее средство. Способно предотвращать развитие аденомы предстательной железы, усиливает мочеотделение. Высокое содержание глицирама вызывает иммуномодулирующий, противовоспалительный, адаптогенный эффекты. Аюрведа применяет корень солодки как "растение-ключ" во многих фиторецептурах.

Первая часть списка состоит из типичных растений, распространенных на Западе. Особое внимание уделено травам, которые используются как в Индии, так и в западных странах, поэтому в список включены и некоторые хорошо известные специи. Мы попытались описать побольше трав, принадлежащих к каждой из категорий.

Сначала приводится сокращенное название, затем латинское название, с указанием семейства, к которому принадлежит растение. Далее приводятся английское (А) и там, где это возможно, санскритское (С) и китайское (К) названия.

В описании энергетики указываются вкус, тепловое воздействие, эффект после переваривания, разделенные наклонной чертой. «В» означает Вату, «П» — Питту и «К» — Капху, «+» или «-» увеличение или уменьшение, «ВПК=» — равновесие всех трех дош, «Ама» обозначает токсины.

Под тканями подразумеваются аюрведические дхату, а под системами — шроты.

Во второй части списка представлены некоторые из основных восточных трав. Сюда входят ценные индийские травы, не столь известные за пределами Индии, как травы из первой части (некоторые из них можно купить лишь на индийских рынках). Включены сюда и некоторые китайские травы, такие как женьшень, которые становятся популярными на Западе и могут использоваться подобно аюрведическим тоникам, особенно при отсутствии последних. Некоторые из трав, приведенных в этой части списка, используются как в индийской, так и в китайской медицине. Особое внимание уделено тонизирующим и омолаживающим травам, не всегда имеющим аналоги среди доступных западных трав. Существует много ценных индийских трав. В качестве примера здесь описаны лишь некоторые, наиболее важные из них.

Вкусы, если их у травы несколько, а также оказываемые травой действия указаны, как правило, в порядке уменьшения их силы.

Дозировка и приготовление в целом соответствуют описаниям в разделе о дозировках . Если для каких-то отдельных трав приводятся другие дозы, то это дозы для их обычного применения.

Порошки из всех трав могут быть использованы для приготовления настоев. (Отвары готовят из более жестких и крупных частей трав, например из большинства корней.)

Указания по применению трав при определенных состояниях носят скорее характер рекомендаций и не являются исчерпывающими. Предостережения — это не всегда противопоказания: поскольку одно и то же болезненное состояние может проявиться в различных формах, требующих различных методов лечения, то и противопоказания могут быть различны.

Аюрведическое лечение нацелено на очищение тела от Амы, на уравновешивание конституции и омоложение. Болезни лечатся не как существующие сами по себе явления, а как следствия возбуждения дош.

ПОДЕЛИЛИСЬ

ТРАВЫ В АЮРВЕДЕ: ТОП-10 ПОПУЛЯРНЫХ РАСТЕНИЙ.

Очень часто у нас возникает вопрос: почему лекарственные травы так помогают людям?

По сути, любое растение – это лекарство. Нет совершенно бесполезных растений. Если Бог их создал, значит это для чего-то нужно.

В аюрведе травяным препаратам уделяется огромное внимание. С точки зрения древней индийской медицины любое растение обладает определенными качествами:

  • Влияние на человека;
  • Вкус;
  • Вирья (согревающий или охлаждающий эффект);
  • Випак (послевкусие).

В аюрведе широко используются около ста различных лекарственных растений. Однако можно выделить десятку «золотых трав», которые являются наиболее распространенными и входят в состав многих комбинированных препаратов.

Аюрведические травы: особенности

Амалаки или Амла

Индийский крыжовник. Самое почитаемое и популярное растение в аюрведе. Сильнейший антиоксидант. В одном плоде амлы содержится в шесть раз больше аскорбиновой кислоты, чем в одном лимоне. Обладает мощным омолаживающим эффектом, питает и поддерживает тело.

Амла балансирует все три доши, но особенно питту. Как ни странно, в данном случае кислый вкус не увеличивает питту, а наоборот балансирует огонь. Соответственно, амла справляется со всеми болезнями пита доши: улучшает состояние желудка, печени, крови, кожи, глаз, останавливает кровотечения, лечит раны и внутренние и наружные (язвы, эрозии).

Вкус: сладкий, кислый, острый, горький и вяжущий.
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит амла: , .

Арджуна

Знаменитое аюрведическое лекарство от сердечных болезней. В Индии говорят, что арджуна способна вылечить практически любое кардиологическое заболевание. Она питает сердце, улучшает коронарное кровообращение и обменные процессы в миокарде, разжижает кровь, стабилизирует состояния после инфаркта.

Балансирует вату, уменьшает питту, нейтрально влияет на капху.

Помимо благотворного действия на сердце, арджуна способствует укреплению костей, тем самым предотвращая остеопароз. А это значит, что после 60 лет арджуна будет полезна каждому.

Вкус: вяжущий и сладкий
Вирья: охлаждающая
Випак: острый

Препараты, в которые входит арджуна: ,

Ашвагандха

Это растение называют индийским женьшенем. Его наименование дословно переводится, как «запах лошади», хотя часто встречается неправильный перевод – «сила лошади».

В классической аюрведической литературе есть 14 показаний для приема ашвагандхи, но среди них выделяются главные: питание тела (особенно для ослабленных людей), влияние на репродуктивные органы (особенно у мужчин), успокоение центральной нервной системы.

Уменьшает вату и капху.

Вкус: горький, вяжущий и сладкий
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит ашвагандха: ,

Брами

Очень почитаемое растение в аюрведе. Брами, в первую очередь, влияет на центральную нервную систему. Улучшает сон, память, интеллект, позитивно действует на все органы чувств. Помимо положительного влияния на ментальные качества ума, прекрасно действует и на физические (кровообращение в мозге, его питание). Поэтому брами часто назначают при гипертонии, болезни Альцгеймера, депрессии, задержке в умственном развитии у детей.

Положительно сказывается на сердечной деятельности. Брами хорошо сочетается с арджуной. Эти два растения усиливают действие друг друга, поэтому часто принимаются вместе.

Успокаивает все три доши, особенно вату и питту.

Вкус: горький и вяжущий
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит брами: ,

Гуггул (мирра, бальзамовое дерево)

Растение, которое стоит в аюрведе особняком. Оно дало начало целой группе лекарственных средств (несколько десятков препаратов), которые мы называем гуггуламми. Соединяясь с другими травами, гуггул усиливает их действия благодаря очищению организма.

Гуггул – это смола из дерева. Он является сильнейшим абсорбентом. Попадая в пищеварительный тракт, гуггул не всасывается, вбирает в себя все вредные шлаки и выводит их естественным путем.

Гуггул отлично балансирует капху. Соответственно, он уменьшает сахар и холестерин, очищает жировую ткань, снижает вес, лечит жировой гепатоз.

Людям конституции вата следует назначать гуггул с осторожностью, так как он немного сушит тело. Также в больших количествах гуггул может увеличивать и питту из-за своих согревающих свойств (особенно в летнее время).

Вкус: горький, острый, вяжущий и сладкий
Вирья: согревающая вирья
Випак: острый

Препараты, в которые входит гуггул: ,

Гудучи (Амрита)

Это лечебное растение называют источником вечной молодости. Одна из самых горьких трав. Балансирует питту и все, что с ней связано. Входит в большинство препаратов, которые называются «горечи». Основные показания: ревматизм, лихорадка, гепатит, воспаления, жар.

Как и все горькие травы, гудучи нейтрализует яды. Так что одно из его специфических назначений – любые отравления и интоксикации.

Вкус: горький и вяжущий
Вирья: согревающая
Випак: острый

Куркума (харидра)

Пожалуй, самое доступное и эффективное растение. Назначается для улучшения пищеварения, работы печени и качества крови, для остановки кровотечений, эффективного желчеотделения и разжижения крови.

Куркума улучшает состояние кожи, поэтому часто входит в состав кремов и других косметических средств.

Уменьшает питту и капху, балансирует вату. Но, из-за горького вкуса людям с вата конституцией все же не стоит ею злоупотреблять.

Вкус: горький и вяжущий
Вирья: согревающая вирья (но не смотря на это прекрасно балансирует питту).
Випак: острый

Препараты, в которые входит куркума: ,

Ним

Ним широко используется в аюрведе. Горькая трава, главное назначение которой – баланс питты. Обладает кровоостанавливающим действием, разжижает кровь, благотворно действует на печень, заживляет раны, используется, как противовоспалительное и жаропонижающее средство. Если употреблять ним при гриппе и простудах, то болезнь пройдет быстрее.

Ним – сильнейшее кровоочищающие лекарство. Он очень хорошо действует на кожу, очищает ее, убирает воспаления, поэтому часто входит в состав косметических продуктов.

Уменьшает питту и капху. С осторожностью используется при доминирующей вата доше.

Вкус: горький и вяжущий
Вирья: охлаждающая
Випак: острый

Шатавари

Самая популярная трава для женского здоровья в аюрведе. Дословно переводится, как «имеющая сто мужей». Лечит большую часть гинекологических проблем. Прекрасно влияет на репродуктивное здоровье женщины, повышает способность к зачатию и вынашиванию ребенка. Это растение часто называют «женьшенем для женщин» из-за его позитивного действия на либидо. Очень хорошо влияет на структуру внутренних женских органов. Часто применяется во время менопаузы.

Шатавари особенно полезна для ваты и питты. Если капха в балансе, шатавари используется и для этой доши, но если она в дисбалансе, то лучше ее не применять.

Вкус: сладкий, горький
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит шатавари: , .

Солодка (Яшти мадху)

Солодка известна своими целебными свойствами и в наших широтах. В аюрведе это растение используется прежде всего баланс питы. Оно лечит язвенные болезни, эрозии, гастриты, изжоги.

Также она обладает иммуностимулирующем действием, поэтому ее часто используют при простудных заболеваниях.

Солодка считается расаяной для ума, она питает его и омолаживает. Полезна при всех расстройствах центральной нервной системы.

Уменьшает вату и питту, в больших количествах может увеличивать капху.

Вкус: сладкий
Вирья: охлаждающая
Випак: сладкий

Препараты, в которые входит солодка: в основном используется, как моно препарат, часто входит в состав .

Означает «наука жизни». Она не ограничивается индийской медициной и не должна рассматриваться как сугубо индийская. Это наука о жизни, объемлющая все аспекты существования и связывающая воедино жизнь человека и жизнь Вселенной.

Аюрведу не стоит относить ни к Востоку, ни к Западу, ни к древности, ни к современности. Это знание, которое принадлежит всему человечеству во все времена.

Человек как микрокосм содержит в себе все стихии, все минеральные, растительные и животные царства. Можно сказать, что наша нервная система – это дерево, растительная сущность которого человечна. Поэтому растения обладают способностью прямого общения с клетками человека.

Растения передают нам жизненную силу, любовь, которую несет свет солнца. Они существуют для нашего как психического, так и физического питания. В этом смысле жизнь растений – это великое жертвоприношение. Растения существуют для преобразования света (посредством процесса фотосинтеза) в жизнь, человеческие существа – для преобразования жизни в сознание и любовь (при помощи процесса восприятия). Свет, жизнь, любовь – одно целое, в котором каждая часть является выражением другой.

Правильное использование растения, при котором высвобождается его жизненная сила, подразумевает единение и даже общение с ним. Тогда оно оживляет нашу нервную систему и укрепляет наше восприятие. Именно так подходили мудрецы древней Индии к использованию трав. Их наука не была экспериментом, которое подразумевает наличие дистанции, разделения между наблюдателем и наблюдаемым. Их подход позволял раскрывать тайны растений, несравненно более тонкие, нежели просто определение химического состава.

Аюрведа классифицирует травы в соответствии с тканями человеческого тела, на которые они воздействуют. Сок растений воздействует на нашу плазму; смола – на кровь; мягкая древесина – на мышцы; камедь (застывший сок) – на жир; кора – на кости; листья – на костный мозг и нервы; цветы и плоды – на репродуктивные органы; сходным образом и семена растений излечивают врожденные заболевания…

Аюрведа подходит к растениям с позиций энергетики. Свойства растений рассматриваются системно, с учетом присущих им вкусов, оказываемого ими согревающего либо охлаждающего действия, воздействия на организм после переваривания и других особых качеств, которыми они могут обладать. Отсутствие такой системы в западной фитотерапии является ее существенным недостатком.

Аюрведа также располагает знанием об особых травах и веществах, которые воздействуют на тонкие ткани, включая нервную и репродуктивную. Квинтэссенция репродуктивной ткани (содержащая в себе, кроме прочего, силу омоложения) именуется оджас, что означает «то, что дает жизненные силы». Растения, подобно человеку, обладают собственным оджасом (тонкой жизненной энергией); если их использовать с любовью, они могут передать свой оджас и творить чудеса. Есть травы, которые содержат особенно большое количество оджаса, например, такие как ашваганда (Withania somnifera), семена лотоса (Nelumbo nucifera), шатавари (Asparagus racemosus), и есть особые способы приготовления трав с использованием мантр и медитаций, помогающих его передаче.

Многие аюрведические травы являются распространенными пряностями, например имбирь, кориандр, куркума, пажитник (шамбала, фенугрек). Из них легко приготовить аюрведические препараты, дающие впечатляющие фармакологические результаты.

Аюрведическое траволечение достигает своей вершины в науке омоложения. Имея целью обновление как клеток тела, так и мозга, Аюрведа стремится не просто к достижению долголетия, но к обретению чистого сознания, природной творческой активности, непринужденной радости. Эта наука омоложения называется Расаяна. Вещества Расаяны восстанавливают тело и ум, предотвращают распад и отодвигают старение; они являются более тонкими, имеют более специфическую направленность, чем простые питательные тоники. Одним из самых древних тонизирующих и омолаживающих средств (расаян) является эликсир Чаванпраш, своего рода символ Аюрведы (первое упоминание о нем относится ко второму тысячелетию до нашей эры!).

В Аюрведе обычно используются не отдельные травы, а их смеси. Правильное сочетание трав увеличивает их целебную силу, помогает расширить сферу действия и компенсировать побочные эффекты. Знание свойств отдельных трав должно быть дополнено искусством их сочетания – аюрведической йогой трав.

Главный принцип составления всех смесей заключается в том, что сходные свойства усиливают друг друга. Наряду с травами, оказывающими такое же действие, как и главный компонент, в состав могут добавляться в качестве вспомогательных травы, действие которых дополняет основное. Часто состав содержит одну-две травы, действие которых противоположно действию большинства других компонентов. Такие травы-антидоты необходимы для уравновешивания действия травяного состава, чтобы оно не оказалось чрезмерным или однобоким; они смягчают возможные побочные эффекты и могут защищать ткани (например, в составы для очищения могут быть включены некоторые тонизирующие травы для обеспечения защитного действия). В составы также добавляются травы, способствующие всасыванию и усвоению остальных компонентов смеси; еще одна-две травы могут добавляться для предупреждения накопления токсинов и отходов в организме… Итак, составление аюрведических смесей трав – это особое искусство.

Самоуверенные, современные люди в большей своей половине, не хотят использовать накопленные многими тысячелетиями знания об улучшении здоровья, достижении гармонии внутреннего и внешнего миров. Им легче глотнуть, какие подозрительные таблетки, чем чуть — чуть поучиться и превратить свою кухню в настоящую лечебницу. Такими очень глубокими познаниями обладает древнеиндийское учение аюрведа. Аюрведа — это знание жизни. Аюрведы специи — природный клад, пользуясь которым можно улучшить свое здоровье, побороть стрессы, поднять иммунитет, очистить организм, скинуть лишние килограммы. Угощая своих детей блюдами аюрведы, вы делаете взнос в здоровье будущего поколения. Аюрведа специи каждый день, значит в здоровом теле, здоровый дух!

Аюрведа травы и специи

К основным травам и специям аюрведы можно отнести альфальфу или люцерну, алое, асафетиду (древесный клей), корень аира, ну и наиболее популярные: фенхель, имбирь, корица, кориандр, перец, куркума, горчица.

Фенхель или укроп, улучшает пищеварение, снимает вздутие, повышает лактацию. Щепотка семян после обеда поможет организму переварить пищу.

Имбирь, в своих многочисленных текстах аюрведа, лечение специями называет этот природный дар универсальным. Его использование снизит холестерин и сахар крови, обезболит и снизит температуру, улучшит пищеварение.

Корица — целебная королева на кухне. Обладая хорошими вкусовыми качествами, она прекрасно снимает боль в мышцах, улучшает кровообращение, убивает патогенные микроорганизмы, тем самым очищая организм. В сочетании с имбирем лечит простуду.

Куркуму, аюрведа рекомендует принимать в пищу каждый день. Используя ее, вы навсегда забудете о своих болезнях. Так как она улучшает обменные процессы в организме, создает необходимый баланс микроэлементов для его правильной работы.

Перец, кориандр, горчица обладают противовоспалительными свойствами, повышают иммунитет. Отвар из листьев кориандра прекрасно успокаивает нервную систему, снимает раздражительность.

Мир трав и специй, применяемых в аюрведе очень разнообразен. Для того, чтобы питание по этой системе приносило пользу, нужно готовить блюда по тем рецептам, которые подходят вам по доше, то есть телосложению. Доши различают: ватта (худощавое телосложение), питта (атлетическое) и капха(полные люди).

Рецепты напитков по дошам

Вата — молоко со специями аюрведа предлагает людям этого телосложения. Для его приготовления горсть измельченного инжира залить одним литром теплого молока. Добавить 5 зерен кардамона, палочку корицы, по пол чайной ложки молотого имбиря и куркумы. Смесь вскипятить. Лучше пить перед сном.

Капха — полным людям аюрведа, рекомендует имбирный чай. Для него необходимо: 3 столовые ложки измельченного имбиря смешать с 2 столовыми ложками сахара, пол чайной ложкой соли, добавить щепотку перца чили и залить литром кипятка. Варить на медленном огне 20 минут. Перед употреблением, добавить сок лайма.

Питта — лучший напиток для атлетов, это черный чай со специями и молоком. 6 столовых ложек черного чая смешать с 6 зернами кардамона, 2 палочками корицы, половиной чайной ложки сухого имбиря, 4 столовыми ложками сахара, залить литром кипятка, настоять. Добавить половину стакана молока, кипятить на маленьком огне 5-7 минут.

Как видите, все гениальное просто, а польза очень большая. Как говорил Гиппократ: » Пища должна быть лекарством, а не лекарство пищей » Так может, есть смысл, питаться правильно?